Агиски — водяные лошади из кельтской мифологии

Агиски — водяные лошади из кельтской мифологии

Келпи — друг или враг?

Чтобы наверняка ответить на вопрос, друг или враг человеку мифический конь келпи, достаточно сопоставить факты всех мифологий и поверий народов. Келпи — это существо, обитающее в пресных водоемах и изредка появляющееся на побережье. Многие люди в прошлом пытались завладеть этим волшебным конем, за что поплатились своей жизнью. Поэтому для любопытных особ, которые предпочитают заглядывать дальше дозволенного, келпи соответственно становился врагом.

Осторожный и предусмотрительный человек, который если и встречает на своем пути келпи, то тут же старается, не смотря в его сторону покинуть побережье, не удостаивается ярости и гнева от существа. Поэтому в такой ситуации существо может быть настроено к человеку без негатива, хоть и, не проявляя дружелюбие. Шотландцы до сих пор считают келпи ключом их фольклора и уважают легенды о нем.

История лорда и порабощенного Келпи

Историю жадного лорда рассказывают и пересказывают в Шотландии много раз. Он очень хотел построить замок на скал , но за доставку камня на такую высоту рабочие потребовали кругленькую сумму. Расставаться с деньгами лорд не любил и не хотел, поэтому, услыхав легенду о водяной лошади, он решил ее изловить и использовать с пользой для себя. Взяв из дому серебряный нож он пошел к озеру и, спрятавшись за грудой камней стал терпеливо ждать. Когда наступили сумерки, гладь озера покрылась рябью, забурлила, разошлась вода и на берег выступил дивной красоты конь в золотой, покрытой каменьями сбруе. Шотландец выскочил из-за камней и обрезал уздечку. Лорд несся домой, конь, дико ржа — летел за ним. Дома уже была готова ловушка — сбитый из священного дерева вольер, с широким входом, но маленьким выходом. И Келпи в нее угодил. Без своей уздечки конь не мог войти обратно в воду и поэтому согласился на условия поработившего его человека.

Очень много камней перетаскал покоренный конь, исхудал, ослабел, потухли его глаза, утратила свой блеск шкура. Гордый лорд знал, что его замок будет лучшим в Шотландии. Отдавая уздечку, он пнул ослабевшего коня и сказал: «Такая кляча больше никому не нужна, возвращайся в свое мокрое жилище». Келпи, собрав последние силы, добрался до озера и погружаясь в родную стихию, проклял лорда всей силой воды.

Замок был построен, он был великолепен, но род жадного шотландца вымер. Говорят, что без своей уздечки Келпи может вернуться в воду, но он никогда не выйдет из нее в облике прекрасной лошади.

4. Наблюдения

Рассказы о наблюдениях водяных лошадей регулярно возникали в течение XVIII в., но только в XIX в. их стали записывать.

  • В 5 часов после полудня 6 августа 1848 г. офицер британского флота на корвете HMS Daedalus заметил необычное животное, плывущее к судну. Было сказано, что оно выглядит как морской змей с шеей длиной в четыре фута. Голова достигала 15 или 16 дюймов в длину. Сообщалось, что не было видно плавников, ласт или хвоста, на шее было нечто, похожее на лошадиную гриву, с водорослями, свисающими до спины.
  • Осенью 1883 г. появилось сообщение о двух животных с лошадиными головами, одно из которых было меньше другого предположительно детеныш у южного побережья Панамы. Экипаж американского китобойца Hope On видел погружение существа длиной в 20 футов. Оно имело коричневатый окрас с черными крапинками, и четыре ноги/плавника, с хвостом, который «казался раздвоенным» подразумевая китообразное обличье, и все четыре конечности и хвост было видно, когда оно было у поверхности. Второе создание было в точности как первое, только гораздо меньше, и следовало за ним. В том же году похожее существо встретили в Бристольском заливе. Рассказывали, что оно оставляло за собой сальный след как слизень или улитка.
  • В 1846 г. капитан датского флота Кристмас сообщал о наблюдении «огромной длинношеей бестии, преследующей стаю дельфинов» где-то между Исландией и Фарерскими островами. Он описал это создание как имеющее лошадиную голову и шею толщиной с мужскую талию, которой оно «двигало грациозно, словно лебединой».

Примечания

  1. , с. 633.
  2. Deorum maxime Mercurium colunt. Huius sunt plurima simulacra, hunc omnium inventorem artium ferunt, hunc viarum atque itinerum ducem, hunc ad quaestus pecuniae mercaturasque habere vim maximam arbitrantur. Post hunc Apollinem et Martem et Iovem et Minervam. de his eandem fere quam reliquae gentes habent opinionem: Apollinem morbos depellere, Minervam operum atque artificiorum initia tradere, Iovem imperium caelestium tenere, Martem bella regere. (Commentarii de bello Gallico, VI. 17).
  3. Дорин Вирче. Архангелы и вознесенные учителя = Archangels and ascended masters / Doreen Virtue. — Hay House, 2004. — ISBN 1401900631.

Кэльпи или Килпы в современной культуре

Современная литература не исключает существования сказочного существа келпи. В книгах Тэда Уильямса есть отдельная серия «Память, Скорбь и Тёрн», где келпи описывается морским чудовищем, бесстрашно разрушающим корабли мореплавателей и пиратов. Помимо Уильямса детально экранизирует кинолента по книгам Дж. Роулинг «Гарри Поттер». И если в книге келпи предоставлен вскользь, кинолента чуть более детально визуализирует его.

Самые интересные и раскрытые факты про келпи демонстрирует современному обществу серия книг «Фантастические животные и места их обитания», где существу отводится целый подраздел. К тому же на данный момент есть русский перевод. А в книге «Зачарованная» от современной писательницы Холли Блэк, келпи представляется в виде волшебника, исполняющего самые заветные мечты за какой-то ценный запрос либо топящий человека в пучине вод.

Читайте также:
Существуют ли вампиры в реальной жизни?

Анджей Сапковский издал серию фентези, носившую одноименное название «Ведьма», в котором героиня по имени Цири обладала таким мифическим конем. Эта лошадь прославилась своей необычайной красотой, силой и нескончаемой выносливостью. Роман автора О. Громыко под названием «Верные враги» рассказывает о главных героях, преследовавших лошадей, которых позже поймали на берегу реки. Пока вода реки была замерзшая, лошади покорялись людям. После таяния, животные проявили буйство.

Русское творчество не ограничивается несколькими произведениями и кинолентами, Галина Курдюмова в своей книге упоминает келпи, как водяную лошадь, помогающую главной героине. Еще множество изданий, песен, киносюжетов упоминают о водяном существе, внешне напоминающем лошадь.

Происхождение названия и терминологическая путаница

Гиппокамп (приведена зарисовка из Помпей) — водное создание, которое также называли водяной лошадью, гидриппусом.

Термин «водяная лошадь» изначально относился к келпи, лошадеподобному существу, аналогичному гиппокампу, с головой, шеей, гривой и ногами обычной лошади, перепончатыми копытами и длинным двухлопастным китовым хвостом. Термин также использовался в качестве прозвища для озерных чудовищ, в особенности Огопого и Несси. Кроме того, название «келпи» часто используется в качестве прозвища для прочих шотландских озерных чудовищ, таких, как эх-ушкье и из Лох-Морар и Лиззи из Лох-Ломонд. Среди других названий для этих водных чудовищ — «морской конь» (не имеющий отношения к морскому коньку) и гиппокампус (также являющееся родовым названием последнего).

Использование терминов «водяная лошадь» и «келпи» часто вызывает определенную путаницу; некоторые считают их минонимами, некоторые отличают водяных лошадей как обитателей озер от келпи, населяющих проточные воды, такие, как реки, потоки и водопады. Разные авторы называют одно и то же существо определенного водоема келпи и водяной лошадью. Для тех и для других также может использоваться термин «водяной бык», хотя, строго говоря, это совсем другое животное. Водяной бык может враждовать с водяной лошадью, как это произошло, например, на острове Айлей (см. соответствующую историю в статье про водяного быка).

Полет короля Градлона: Morvarc’h, волшебный жеребец короля Кер-Иса

О волшебном «морском коне» Морварке Бретонского короля Градлона говорилось, что он умеет скакать по морским волнам, подобно корнским водяным лошадям.

Общие сведения

Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же, как и большинство древних народов, кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми.

Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность.

В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.

Кельтская мифология оказала большое влияние на мировую литературу. Многие писатели, такие как Шекспир, Вордсворт, Толкин, Теннисон и другие, вдохновлялись интереснейшими легендами о Кухулине, о короле Артуре, о любви Тристана и Изольды, о племенах богини Дану.

Еще из мифологии

Разные народы имеют свои обычаи, историю и мифологию. Поэтому для разных этнических групп древний сказочный персонаж келпи представлен совершенно по-разному и предполагает абсолютно не похожие описания.

Низшая мифология шотландцев

Келпи — это дух вод, заселяющий множество местных рек и озер. Этот народ воспринимает сказочного персонажа враждебно настроенным к люду. Явление келпи всегда происходит по одинаковому сценарию, когда из вод выходит дух и преображается в живую лошадь, пасущуюся у берега реки. Это существо завлекает человека оседлать его, после его забирает к себе.

Помимо этого шотландцы уверены, что келпи может быстро преображаться в человеческое обличье, представая перед людьми в виде мужчины молодых лет со всклокоченной прической. Он может либо напугать встречных людей, выпрыгнув из-за кустов, либо вовсе броситься им на плечи. Прежде чем на реке или озере происходит шторм, люди заверяют, что слышат вой келпи. Но чаще всего существо является в виде лошади, чаще черной масти, очень редко его можно увидеть с белой шерсткой. Некоторые шотландцы утверждают, что видели келпи с двумя рогами во лбу, напоминая облик быка. Глаза существа либо полны слез, либо светятся и своим отблеском манят человека.

Абердинский бестиарий

В данном случае келпи преподносят в совершенно другом обличье. В глаза бросается грива существа, которая кишит огненными змеями, изрыгающими в атмосферу серу и искры. Весь загадочный вид существа манит к себе человека и под неким гипнозом заставляет его сесть верхом на келпи. После этого существо бросается в воду, всадник не способен оторваться от его тела. Человек мгновенно промокает весь, а келпи с сопровождающим грохотом и вспышками исчезает в бездне. Если же существо было чем-то ранее рассержено, оно способно растерзать свою жертву и сожрать ее.

Древние народы скотты

Люди той эры считали мифического келпи водяным духом, лошадью, быком или простым духом. В тогдашние дни, матери маленьких детей строго-настрого запрещали им приближаться к побережью рек и водоемов, боясь за жизнь своего продолжения рода. По их мнению, из воды может появиться чудовище в облике скакуна, захватив малыша и усадив его в свое седло, пропасть бесследно в пучине вод.

Читайте также:
Мантры богатства и достатка во всем своем многообразии

Как сказал мой друг-шотландец, «только келпи и знаем, даже стыдно как-то»

А вот что вы знаете о мифических водяных лошадках? Нет, конечно, я не про морского конька (хотя латинское название последнего как раз отсылает к мифическому гиппокампу). Наверное, многие хоть однажды слышали про того самого шотландского келпи или, может быть, даже ирландского эх-ушке (иногда именуемого также агишки или агиски). Но мифы о водяных скакунах можно найти и в античности, причем не только у греков и римлян, но также в предшествовавшей Риму культуре этрусков, в древней Финикии и Малой Азии. Античная водяная лошадка известна под эллинским названием гиппокампус (или гиппокамп), которое расшифровывают как «лошадь-морское чудище». Выглядит этот диковинный зверь как гибрид лошади и рыбы (или, должно быть, кита-касатки): голова и передняя часть тела с двумя ногами у него лошадиная, задняя же иногда змеиная, но чаще всего рыбья. Скакать он, судя по античным текстам, может и по морю, и по суше (ну а что, две ноги — тоже хорошо!), а на всякий случай гиппокампа иной раз еще и снабжают крыльями (в особенности на этрусских и финикийских изображениях). Ну и, несмотря на грозный титул «морского чудовища», происхождение гиппокампов, надо думать, хотя бы отчасти божественное, поскольку чаще всего они служат морским богам, в частности — влекут колесницу «колебателя земли» Нептуна/Посейдона.

Трудно сказать, пришел ли миф о гиппокампе в кельтские и германские земли вместе с римскими легионами или возник там параллельно и полностью независимо, но стилизованные изображения, похожие на античных гиппокампов, находят на пиктских камнях. Поскольку от самих пиктов, кроме как раз этих резных камней с замысловатыми узорами и рассказов раннесредневековых хронистов англо-саксонского и ирландского происхождения, почти ничего не осталось, а их собственная письменность, если таковая и существовала, остается не расшифрованной, сказать с уверенностью, что существо, названное «пиктским зверем» идентично «морскому коню-монстру» эллинов, конечно, нельзя. Но чаще всего его все же сравнивают с шотландским келпи или даже знаменитым чудовищем озера Лох-Несс (которое, к слову, по-английски тоже принято называть «водяной лошадью»).

Пиктский камень с загадочным зверем

В отличии от морского коня гиппокампа, шотландский келпи чаще всего обитает в бурных водах рек, на берегах которых любит подстерегать свою добычу. Потому что келпи, как и большинство кельтских и германо-скандинавских лошадей-оборотней (а он именно оборотень) — и впрямь чудовище-людоед. Заприметив случайного прохожего, келпи может притвориться обычной, но невероятно прекрасной лошадью, такой смирной и ласковой, что путнику непременно захочется оседлать ее. Она же будет всем своим видом поощрять его желание, подставляя длинную спину. А спина у нее может удлиняться почти до бесконечности, в зависимости от того, как много седоков пожелает на ней прокатиться. И вот когда все чинно рассядутся, водяной монстр стремглав бросится в пучину вместе с наездником, который уже не сможет сойти со спины чудовища, точно приклеившись к ней. На глубине келпи безжалостно пожирает свою жертву, оставляя одну лишь печень.

Если же заманить человека лошадиным обликом не удается, келпи вполне может перекинуться прекрасным юношей или (несколько реже) девушкой. Распознать в таком ласковом красавце или красавице оборотня-келпи получается не всегда, но, если приглядеться, в его волосах почти всегда можно заметить обрывки водорослей. Рассказывают также, что ноги келпи вывернуты задом наперед и заканчиваются лошадиными копытами вместо ступней.

Знаменитая тридцатиметровая стальная статуя келпи, установленная в шотландском округе Фолкерк

Ирландцы зовут лошадь, по характеру и внешности схожую с келпи, эх-ушке или агишки. Эта лошадка живет в озерах и морских заливах, и также любит заманивать людей обличьем прекрасного скакуна, милого пони или же статного юноши с морской травой в волосах, чтобы после утопить их в водах залива или озера и полакомиться человеческой плотью. По слухам, эх-ушке — самый опасный и жестокий среди многочисленного семейства водяных лошадок. Так, он способен нападать даже на своих собратьев, если от тех несет запахом человека. Его не берут обычные пули, только сделанные из серебра, и едва прикоснувшись к его шкуре, освободиться от клейкой «хватки» эх-ушке можно разве что отрезав себе руку.

Но прежде всего эх-ушке исключительно непредсказуем. Например, если свить особую магическую узду и после не позволять лошадке приближаться к воде на расстояние, с которого та способна почуять запах родной стихии — эх-ушке вполне можно приручить и щеголять на дивном скакуне, равного которому не будет во всей округе. Но если тот все же приблизится к воде, ездок поплатится жизнью. Кроме того, эх-ушке любит ухлестывать за молодыми девицами (безусловно, в облике симпатичного паренька), но не прочь и отведать их нежного тела на вкус — это уж как придется.

Прекраснейший эх-ушке кисти итальянской художницы Сары Форленца (Sara Forlenza)

Есть своя грозная лошадка-хищник и в преданиях Скандинавии. Зовут ее бекахестен, буквально «ручейная лошадь». Но живет бекахестен не только в ручьях, но и в реках или даже море. Чаще всего его можно видеть в тумане (не знаю как у вас, а у меня мороз по коже пошел — вот что за лошадку видел Ёжик из знаменитого мультфильма!) Обычно бекахестен предстает в облике великолепного белого жеребца, но может быть и другой масти: серой в яблоки, черной или даже голубой. Он так хорош, статен и могуч, что человек просто не может удержаться, чтобы не сесть на него верхом. А если сядет, то слезть, как и в случае с кельтскими коллегами бекахестена, уже не удастся. Коварный жеребец немедленно прыгнет в воду вместе с всадником и потопит его.

Читайте также:
Число 1 в нумерологии — значение цифры для рожденных с ней

Поедает ли бекахестен свои жертвы, как это делают агишки и келпи, мне точно выяснить не удалось, но кое-где упоминаются острые клыки у него во рту, и, надо думать, они там не для украшения.

А еще бекахестен, как почти все волшебные существа, боится железа. Поэтому если бросить любой железный предмет между ним и водой, лошадь остановится и не сможет последовать этим путем, а приклееная к ее спине жертва будет спасена.

Бакахестен, также именуемый никком, на картине норвежского художника конца позапрошлого века Теодора Киттельсена

Глаштин — мифическое существо или фейри с острова Мэн. Рассказы о природе глаштинов сильно варьируются: в некоторых он — гоблин или водяной дух, в других — водяная лошадка, наподобие шотландского келпи, ирландского агишки и скандинавского бекахестена, в третьих — домовой, вроде английского брауни или даже водяной бык. Но в любом случае само название глаштина связано с водой, ибо происходит от кельтского glais — «поток, ручей».

Судя по всему, глаштин — оборотень, который может принимать облик лошади либо необычайно привлекательного, курчавого и темноволосого юноши. Впрочем, одна деталь выдает его нечеловеческое происхождение: заостренные уши.

Глаштин — большой любитель волочиться за юбками, причем его ухаживания зачастую принимают довольно грубую форму, когда похотливый водяной попросту хватает приглянувшуюся девушку и рвет на ней одежду. Однако иногда неудачливый любовник все же остается с носом, а верней — с оторванным клоком юбки в руках, оставленным ему очередной сбежавшей «дамой сердца».

Вот такого глаштина нарисовала для прошлогоднего инктобера французская художница Cyci The Conqueror

В валлийском фольклоре тоже есть своя водяная лошадь кефил дур. Особенностью этой лошади надо назвать то, что, подобно античному гиппокампу, она зачастую крылата. И хотя обитает кефил дур также в глубинах водоемов (чаще всего — горных заводей и водопадов), способ убийства неосторожного всадника избирает несколько другой: взмывает ввысь и сбрасывает седока со спины, позволяя бедолаге разбиться о камни. Ну, или выпрыгивает прямо из водоема и топчет человека копытами.

Впрочем, жители южного Уэльса утверждают, что кефил дур далеко не всегда однозначно враждебен людям, чаще всего он выступает в роли шутника-трикстера, и незадачливые наездники, решившие оседлать его, обычно отделываются ушибами, купанием в холодной воде или даже попросту жестоким потрясением от скачки над землей. А иногда и вовсе считается доброжелательным духом-проводником.

Если скандинавский бакахестен прячется в тумане, то валлийский кефил дур способен на большее: он сам обращается в туман. И, похоже, это также одна из его излюбленных проказ. Ну а кроме того он вполне способен принимать облик различных животных и человека.

Валлийский кефил дур художницы с Бермудских островов Skye-Fyre (она вообще рисует очень много мифологических лошадок)

В Нортумберленде, на границе Англии и Шотландии, водится две разновидности существ, склонных шутить схожие шутки: брэг и дунни. Оба принимают облик лошади или добродушного ослика и также приглашают прокатиться на них верхом, после чего сбрасывают седока в лужу или колючий куст и с хохотом убегают прочь.

Ну а еще в один ряд с водяной лошадью, наверное, можно поставить водяного быка, легенды о котором тоже часто рассказывают на Британских островах (и, конечно, не только там, но и во многих других частях света). Шотландский водяной бык носит название тарф ушге. Да, вторая часть слова та же, что в названии лошади эх-ушке, потому что ушке/ушге — не что иное, как «вода» (кстати, слово «виски» происходит от этого же корня). Бык обитает в озерах и морских заливах, как и агишки или келпи, умеет менять облик, притворяясь человеком, но обычно более дружелюбен, чем водяные лошади, и, похоже, иногда враждует с ними. По крайней мере, вполне может защитить от злобного келпи невинную девицу, и, прошу заметить, сам ситуацией не воспользуется.

Да и вообще, по-видимому, предпочитает коров двуногим шотландкам. Вот тех покрывает нередко, и потомство от тарф ушге родится чаще всего странное: или безухое вовсе, или с короткими ушами, окрашенными в пурпурный или ярко-алый цвет. Обычно считается, что такие телята приносят несчастья, а потому сразу после рождения их умерщвляют. Причем утопить теленка от водяного быка нельзя, он просто не тонет. Однако в северных частях Шотландии напротив полагают, что потомство тарф ушге — самое высококачественное потомство и ценят его на вес золота.

Тарф ушге из игры Final Fantasy XIV

И совсем уже напоследок можно вспомнить водяного козла, известного абсолютно всем под прозванием козерога.

Вот только выяснить наверняка откуда растут ноги этого зодиакального символа мне не удалось. Похоже, его прошлое основательно забыто. Одна из версий возводит существо с головой и передними ногами козла, но хвостом рыбы к легендарной козе Амалфее, кормилице юного бога Зевса. Но зачем Амалфее рыбий хвост? Другая утверждает, что в рыбу обернулся козлоногий рогатый бог лесов и пастбищ Пан, спасаясь от чудовищного Тифона. Третья и вовсе объявляет его шумерским богом воды Энки, символом которого и был вот такой рыбо-козел.

Читайте также:
Как узнать есть ли порча на семье и способ её снятия

Эх-Ушге

“Этот водяной конь Шотландских гор — вероятно, самый свирепый и опасный из всех водяных коней, хотя Кабилл-Ушти отстает от него не намного. От келпи он отличается тем, что водится в море и в лохах, тогда как келпи — только в проточной воде. Эх-ушге также, видимо, охотнее превращается. Самое обычное его обличье — стройный и прекрасный конь, который сам словно бы просится покатать человека, но если у того хватает ума оседлать его, эх-ушге стремглав несет его в воду, где и пожирает. От человека он оставляет только печенку, которая всплывает на поверхность. Говорят, что кожа его — клейкая, и человек не может отцепиться от нее. Иногда эх-ушге является в виде гигантской птицы, а иногда — в виде молодого красавца-юноши. (см.”Крод Мара”.) Дж.Ф.Кэмпбелл посвящает эх-ушге несколько страниц в “Популярных сказках Западной Шотландии” (т.IV, стр.304-7). Если рассказывать об эх-ушге в обличье коня, то трудно выбрать одну из множества историй о нем. Повсюду рассказывают о нем сказку, изначально, возможно, служившую предостережением, о том, как эх-ушге уносит нескольких маленьких девочек. Один из вариантов повествует о маленьком лохане близ Эберфелди. Семь девочек и мальчик отправились прогуляться воскресным утром, и вдруг увидели, как возле озерца пасется хорошенький маленький пони. Одна из девочек забралась к нему на спину, затем другая, и все семь девочек оказались на пони. Мальчик же оказался глазастее, и он заметил, что спина пони становится все длиннее с каждой новой наездницей. Мальчик спрятался между высоких камней на берегу озера. Вдруг пони повернул голову и заметил его. “Ну-ка, маленький голодранец,” — прорычал он, — “полезай ко мне на спину!” Мальчик не вылез из своего укрытия, и пони бросился за ним, а девочки на его спине визжали от страха, но не могли оторвать рук от шкуры пони. Пони долго гонялся за мальчиком между камней, но наконец устал и бросился в воду вместе со своей добычей. На следующее утро печенки семерых детей выбросило на берег волной.

В “Других сказках Западной Шотландии” МакКея (т.II) рассказывается о том, как убили водяного коня. Жил да был в Раасее (Raasay) кузнец. У него было стадо, и его семья выпасала его сама. Однажды ночью его дочь не вернулась домой, а наутро ее сердце и легкие нашли на берегу лоха, в котором, как все знали, водился эх-ушге. Кузнец долго горевал и наконец решился уничтожить чудовище. Он поставил на берегу лоха кузню, и они с сыном стали ковать на ней большие железные крюки, раскалив их в огне докрасна. Они зажарили овцу, и запах жареного мяса поплыл над водой. Поднялся туман, и из озера выбрался водяной конь, похожий на косматого, безобразного жеребенка. Он набросился на овцу, и тогда кузнец и его сын напали на него со своими крюками и убили его. Но утром они не нашли на берегу ни костей, ни шкуры, а только кучу звездного света (Звездным светом в тех местах называется слизь, которая попадается порою на берегу — скорее всего, остатки выброшенных на берег медуз; но шотландцы считают, что это — все, что остается от упавшей звезды.). Так пришел конец Водяному Коню из Раасея. Похожую историю рассказывает Уолтер Гилл о Кабилл-Ушти.”

наконец самый известный

Келпи

“В шотландской низшей мифологии водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Келпи большей частью враждебны людям. Являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину и затем увлекающего его в воду.” (2) Этот водяной демон, живущий в Англии и Ирландии, может принимать различные формы, хотя чаще всего он появляется в облике лошади с гривой из камыша.

Название Келпи скорее всего родственно ирл. calpach, “бычок”, “жеребёнок”, другой вариант этимологии слова: вероятно, от “kelp” — морских водорослей, возможно, от гэльского cailpcach (яловичная кожа, яловка).

Это оборотень, способный превращаться в животных и в человека (как правило, келпи перекидывается в молодого мужчину с всклокоченными волосами). У него дурная привычка пугать путников — он то выскакивает из-за спины, то неожиданно прыгает на плечи. Перед штормом многие слышат, как келпи воет. Гораздо чаще, чем человеческое, келпи принимает обличье лошади, чаще всего черного цвета, однако иногда упоминается и белая шерсть; бывает, у него на лбу вырастают два длинных рога, и тогда он смахивает на помесь коня с быком. Иногда говорят, что у него светятся глаза, либо они полны слез, и взгляд его вызывает озноб или притягивает как магнит. Более причудливое описание келпи дано в Абердинском бестиарии: якобы грива его состоит из маленьких пламенных змей, вьющихся меж собой и изрыгающих огонь и серу.

Всем своим видом келпи как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку — прыгает вместе с седоком в реку. Человек мгновенно вымокает до нитки, а келпи исчезает, причем его исчезновение сопровождается грохотом и ослепительной вспышкой. Но порой, когда келпи чем-то рассержен, он разрывает свою жертву на куски и пожирает.

Читайте также:
Хиромантия - правда или вымысел, а может лженаука?

Древние скотты называли эти создания водяными келпи, лошадьми, быками или просто духами, а матери испокон веку запрещали малышам играть близко от берега реки или озера: чудовище, или что там водится, может принять образ скачущей галопом лошади, схватить малыша, усадить себе на спину и затем с беспомощным маленьким всадником погрузиться в пучину.

Следы келпи легко узнать, копыта у него поставлены задом наперед. Келпи способен растягиваться в длину на сколько угодно, а человек к его телу как будто прилипает.

С помощью волшебной уздечки келпи можно на какое-то время приручить, но когда действие чар закончится, он станет еще опаснее.

Наиболее излюбленные места келпи: Loch-na-Dorb, Loch Spynie и Loch Ness. Так, его часто ассоциируют с Лох-Несским чудовищем, якобы келпи превращается в морского ящера, либо это его истинное обличие.

Также келпи может предстать в образе прекрасной девушки в зеленом платье наизнанку, сидящей на берегу и завлекающей путников; либо являться в обличье прекрасного принца и соблазнять девушек. Узнать его можно по мокрым с ракушками или водорослями волосам.

“Название Келпи скорее всего родственно ирл. “calpach” — “бычок”, “жеребёнок”.” (2), другой вариант этимологии слова: вероятно, от “kelp” — морских водорослей, возможно, от гэльского cailpcach (яловичная кожа, яловка). (49)

Другое название келпи на острове Мэн — глэйштн (glashtyn). Глэйштн описан как гоблин, который часто выходит из воды и схож с брауни острова Мэн. Как и келпи, глэйштн появляется как лошадь — точнее, как серый жеребенок. Его можно часто увидеть на берегах озер, причем исключительно ночью.

Мрачная и величественная фигура этой речной лошадки однако овеяна менее печальной славой, нежели кровавый образ ее озерного собрата. Не в пример ненасытному агишки, кельпи отнюдь не всегда убивает свою жертву: многим удается отделаться лишь легким испугом до вымокшей до нитки одеждой, когда, казалось бы, такой ручной и послушный конь, с гладкой, холодной на ощупь шкурой, больше похожей на шкуру тюленя, ласково предложив человеку взобраться к себе на спину, ныряет в речные волны и, рассекая поверхность вод хвостом, со звуком, подобным раскату грома, исчезает во вспышке ослепительного света.

Кроме того, кельпи легко отличить от обычной лошади по его мокрой гриве, с которой непрестанно стекает вода. Причем эту примету кельпи сохраняет и в человеческой форме. В отличие от агишки, кельпи нередко принимает облик не только мужчины, но и женщины. Будучи девицей, кельпи почти всегда носит платье зеленого цвета, однако то ли по глупости и по незнанию, то ли в силу каких-то природных странностей потаенного народца, надевает его наизнанку. В женском обличье кельпи так же дивно хороша и соблазнительна, как и в своей природной лошадиной шкуре. Что она нередко использует, завлекая мужчин в западню. А вот мужской облик дается ему сложнее. Либо он попросту использует его для других целей: не соблазнить и завлечь, а напугать до полусмерти или задушить в тисках своей железной хватки. Именно это и любит делать косматый урод кельпи, выпрыгивая из-за прибрежных кустов прямо на спину случайному прохожему.

Иногда видят кельпи и в облике ужасного получеловека-полулошади, с двумя лошадиными ногами, мощными трехпалыми руками, уродливой лошадиной головой и хищным оскалом клыкастой пасти. Некоторые считают, что именно это и есть его истинный облик, и что лишь искусное владение чарами иллюзий помогает кельпи заставить людей видеть его как прекрасного скакуна или нежную деву.

Интересно, что этот жестокий и вероломный фейри питает неуемную страсть как к земным женщинам, так и к обычным кобылицам. Нередко кельпи воруют юных девушек и делают их своими подводными женами и матерями своих детей, а также скрещиваются с ручными лошадьми, давая невероятно сильное и быстроногое потомство. Очень нечасто, но все же случается и так, что влюбленный кельпи отрекается от своей волшебной сущности ради права быть мужем смертной женщины.

А еще слышат ирландцы вой и стоны кельпи накануне штормов, но никто не знает наверняка, предвещает ли его голос надвигающуюся бурю или призывает ее в ярости, будучи брошенным своей земной возлюбленной.

Говорят, что келпи способны скакать по поверхности воды, как по земле. Похожий конь был описан Андре Нортон в ее книге «Трое против колдовского мира». Единственное отличие было в том, что конь, описанный ею не стремился к воде, а наоборот – уносил своего всадника все дальше в горы. Но , как и келпи, не давал ему слезть, тем самым обрекая на многочасовую скачку и опасность погибнуть в первой же пропасти.

Способы ловли келпи
Чтобы справиться с келпи, необходимо приманить его овсом и накинуть уздечку ему на голову, произнеся при этом Помещающее заклинание, которое сделает его покорным и беспомощным. Самое лучшее время для ловли келпи – зима. В этом случае есть шанс, что после поимки демона за ночь полынья, из которой он появился, замерзнет и келпи не сможет покинуть своего хозяина до весны. До того времени, пока не сойдет лед на реке.

Читайте также:
Сильные ритуалы для похудения: быстро, эффективно, несложно

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Бестиарий «Волчонка» Материалы портала посвящены мифологии сериала “Волчонок” (Teen Wolf), различным легендам и поверьям о вервольфах и других существах, встречаемых в сериале.
  • Средневековые бестиарии Бестиарии практически составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата и художественных произведений, и рассказывающий нам о представлениях средневековой Европы о животных и чудовищных племенах.
  • Рождественский бестиарий Портал посвящён существам и обычаям, относящимся к традиционным зимним праздникам, в центре которых находится Рождество. Подобно многим сверхъестественным существам этого периода, портал появляется в нашем мире только на время, с 5 декабря по 15 февраля.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Агишки

Ирландский Агишки — то же, что и шотландский Эх-Уишге. Йейтс в “Ирландских волшебных и народных сказках” (396: p.94) рассказывает нам, что агишки некогда были широко распространены, выходили из воды — особенно, похоже, в ноябре — и скакали по дюнам и по полям, и если людям удавалось согнать такого коня с поля, оседлать и взнуздать его, то он становился лучшим из коней. Но ездить на нем нужно было только по большой земле, потому что стоило ему только завидеть соленую воду, как он бросался стремглав к ней, унося с собой седока, завлекал его в море и там пожирал. Говорили также, что дикий агишки часто лакомится людским скотом (157). Обычно они принимают обличье жеребят с пышной гривой (216: с.521), (395: с.476).

According to Irish folklore, Aughisky (agh-iski) is the water-horse. This is the same as the Highland each-uisge. Yeats, in “Irish Fairy and Folk Tales” (396: p.94), tells us that the aughiska were once common and used to come out of the water — particularly, it seems, in November — and gallop along the sands or over the fields, and if people could get them away from the fields and saddle and bridle them, they would make the finest horses. But they must be ridden inland, for if they got so much as a glimpse of salt water they would gallop headlong away, carrying their riders with them, bear them deep into the sea and there devour them. It was said also that the untamed aughiska used to devour mortal cattle (1290: p.13).

Водяные лошади Европы

Водяная лошадь — вымышленное существо, характерное для мифологий Северной Европы. Исследователи аномальных явлений уверены, что под различными описаниями “водяных лошадей” в разных сказках и легендах скрываются реальные так называемые озерные монстры.

Это криптиды (животные, чье существование не доказано наукой), которых считают дожившими до наших дней динозаврами.

Келпи

Чаще всего, когда упоминают “водяную лошадь”, вспоминают именно шотландского келпи. Его знают и в Корнуолле, где называют шони. По легендам и сказкам, это дух фейри, живущий в воде.

Иногда он может принимать облик человека или даже тюленя, но чаще всего он появляется в виде белой лошади, грива которой напоминает гребешки волн. Определить присутствие келпи в близлежащем водоеме можно по их громкому завыванию перед бурей.

В облике человека келпи появляется из воды в виде волосатого получеловека с волосами из водорослей. Он прячется в кустах, поджидая проезжающего мимо всадника, и выпрыгивает на дорогу перед ничего не ожидающим человеком. Келпи хватает жертву своими волосатыми руками и стягивает его с лошади, пока человек не потеряет над ней контроль.

Испуганную лошадь келпи преследует вдоль берега до тех пор, пока не устанет от этой игры, затем снова прыгает в воду. Еще один облик, в котором келпи появляется на берегах рек — великолепная молодая лошадь в уздечке. Любого, кому придет в голову несчастливая мысль оседлать келпи, он немедленно уносит на самую глубину, рискуя утопить его, прежде чем неудачливому всаднику будет позволено сойти.

Человек, знающий повадки келпи, может захватить с собой в путь обычную уздечку. Если он заметит келпи в виде лошади, он может взобраться на него, затем быстро заменить ту уздечку, что надета на животном, своей.

Если все пройдет удачно, то келпи можно заставить служить человеку, однако, согласно преданию, плененного келпи нельзя заставлять слишком много работать или слишком долго удерживать, иначе он проклянет человека, поймавшего его, и всех его потомков.

Некоторые верят, что келпи ест людей, однако это привычка не его, а другого шотландского водяного коня. Хищных водяных коней называли эч ушкья и обитали они в озерах. Они появлялись на берегах в виде маленьких пони, и как только человек взбирался на эч ушкья, он обнаруживал, что не может сойти на землю.

Читайте также:
Джулия Ванг — экстрасенс с неординарным талантом

Тогда водяной конь устремлялся в самую глубокую часть озера, унося жертву под воду. Иногда спустя некоторое время после этого на поверхности воды появлялась какая-либо часть тела жертвы.

Эч ушкья (each-uisge)

Этот хайлендский водяной конь — самый свирепый и опасный из всех водяных коней, но и кабилл ушти от него не далеко ушел. Эч ушкья населяют море и озера Шотландии, а более добрый келпи, также обитающий в высокогорной области Шотландии, живет в проточной воде.

Эч ушкья обычно появляется в виде ухоженной лошади, предлагающей проехаться на ней верхом; однако известны случаи, когда он принимает облик огромной птицы или красивого юноши.

Когда это существо принимает облик коня, и человек садится на него, то он «приклеивается» — становится совершенно беспомощным и не может спешиться. Тогда эч ушкья с всадником на спине устремляется прямо в озеро, где сжирает человека, оставляя лишь печень.

Гластин или глаштин, обитающий на острове Мэн, похож на эч ушкья. Это существо может принимать облик человека — красивого темноволосого мужчины с кудрявыми волосами и горящими глазами. Выдают его лишь уши, напоминающие лошадиные.

Кабилл ушти (cabbyl-ushtey)

Кабилл ушти — еще один водяной конь, известный на острове Мэн. Это существо бледно-серого цвета было столь же опасно и так же любило человеческое мясо, как и хайлендский эч ушкья.

О кабилл ушти записано мало преданий. Одно из них повествует о существе, некоторое время навещавшем Керу Клаф на Темной реке, а затем исчезнувшем.

Агхиски

Агхиска или агхиски по кельтским легендам когда-то были так распространены, что часто они выходили из моря, чтобы проскакать по пескам и полям. Это случалось в основном в ноябре. Если кому-то удавалось выманить одного из этих водяных коней из песков и моря, накинуть на него уздечку и оседлать, из агхиски получался замечательный скакун.

Однако нельзя было позволять ему даже мельком увидеть соленую воду, в противном случае он стремительно погружался глубоко в море, унося с собой всадника, и там проглатывал его. Говорили также, что дикие агхиски во время своих вылазок на берег пожирали скот.

Ирландский пука

Ирландский пука относился к царству фей и выглядел как человек, способный принимать облик лошади, что позволяет отнести его к одному из видов кентавров.

Немало географических объектов в Ирландии до сих пор носят названия, связанные с пука: Пакстон, Пак Фейр, Пукас Форд. Водопады на реке Лиффи недалеко от Беддимор Юстас называются Пул-а-Пука (что в переводе значит Яма Пуки); в графстве Корк есть руины замка Карриг-а-Пука (Утес Пуки), а неподалеку от Дублина стоит замок, называющийся Пакс Касл.

Ирландцы до сих пор могут случайно встретить пуку в отдаленных уединенных местах, особенно на болотах. Они верят, что встреча с этим существом — дурное предзнаменование. Многим из встретивших его хватило глупости оседлать его и испытать ужас во время бешеной скачки, прежде чем пука позволял ему или ей сойти на землю.

Ноггл

Населению Шетландских островов известно существо под названием ноггл (наггл или найджел). Когда оно появлялось, всегда недалеко от воды, внешне оно было похоже на серую лошадь в уздечке и с седлом, хвост загнут вверх над спиной.

Обычно он не представлял опасности для людей, но у него были две вредные привычки. Если ночью работала мельница, он останавливал водяное колесо.

Если кто-то садился верхом на ноггла, он тоже устремлялся в воду вместе с седоком. Когда он выходил из воды, то исчезал в синем пламени. Иногда люди называли его шупилти, имя, которое он делил с Морскими людьми.

Нокке

Датские легенды повествуют о нокке или неке, водном духе, который может жить как в пресной, так и в соленой воде. Нокке бывают только мужского пола, у них человеческая голова, грудь и руки и лошадиное тело, которое обычно скрыто под водой. У этого существа лицо привлекательного юноши, обрамленное золотыми локонами, а на голове надета красная шапочка.

Теплыми летними ночами он любит сидеть у поверхности воды и играть на золотой арфе. Иногда нокке принимает облик бородатого старика и сидит на скалистом берегу моря, выжимая свою бороду. Существуют легенды о том, как нокке влюблялся в обычных женщин; это существо всегда вежливо и внимательно, но все же опасно, так как предмет обожания он уносит с собой под воду, и больше ее никто никогда не видит.

Как и других Морских существ, нокке можно отпугнуть металлом, особенно сталью или железом. Рыбаки и те, кому приходится путешествовать по воде, защищаются от нокке, положив на дно лодки нож или гвоздь.

Что вы знаете о мифических водяных лошадках?

Нет, конечно, я не про морского конька (хотя латинское название последнего как раз отсылает к мифическому гиппокампу). Наверное, многие хоть однажды слышали про того самого шотландского келпи или, может быть, даже ирландского эх-ушке (иногда именуемого также агишки или агиски). Но мифы о водяных скакунах можно найти и в античности, причем не только у греков и римлян, но также в предшествовавшей Риму культуре этрусков, в древней Финикии и Малой Азии. Античная водяная лошадка известна под эллинским названием гиппокампус (или гиппокамп), которое расшифровывают как «лошадь-морское чудище». Выглядит этот диковинный зверь как гибрид лошади и рыбы (или, должно быть, кита-касатки): голова и передняя часть тела с двумя ногами у него лошадиная, задняя же иногда змеиная, но чаще всего рыбья. Скакать он, судя по античным текстам, может и по морю, и по суше (ну а что, две ноги — тоже хорошо!), а на всякий случай гиппокампа иной раз еще и снабжают крыльями (в особенности на этрусских и финикийских изображениях). Ну и, несмотря на грозный титул «морского чудовища», происхождение гиппокампов, надо думать, хотя бы отчасти божественное, поскольку чаще всего они служат морским богам, в частности — влекут колесницу «колебателя земли» Нептуна/Посейдона.

Читайте также:
Когда умерла Ванга — жизнь и биография провидицы

Римская мозаика

Трудно сказать, пришел ли миф о гиппокампе в кельтские и германские земли вместе с римскими легионами или возник там параллельно и полностью независимо, но стилизованные изображения, похожие на античных гиппокампов, находят на пиктских камнях. Поскольку от самих пиктов, кроме как раз этих резных камней с замысловатыми узорами и рассказов раннесредневековых хронистов англо-саксонского и ирландского происхождения, почти ничего не осталось, а их собственная письменность, если таковая и существовала, остается не расшифрованной, сказать с уверенностью, что существо, названное «пиктским зверем» идентично «морскому коню-монстру» эллинов, конечно, нельзя. Но чаще всего его все же сравнивают с шотландским келпи или даже знаменитым чудовищем озера Лох-Несс (которое, к слову, по-английски тоже принято называть «водяной лошадью»).

Пиктский камень с загадочным зверем

В отличии от морского коня гиппокампа, шотландский келпи чаще всего обитает в бурных водах рек, на берегах которых любит подстерегать свою добычу. Потому что келпи, как и большинство кельтских и германо-скандинавских лошадей-оборотней (а он именно оборотень) — и впрямь чудовище-людоед. Заприметив случайного прохожего, келпи может притвориться обычной, но невероятно прекрасной лошадью, такой смирной и ласковой, что путнику непременно захочется оседлать ее. Она же будет всем своим видом поощрять его желание, подставляя длинную спину. А спина у нее может удлиняться почти до бесконечности, в зависимости от того, как много седоков пожелает на ней прокатиться. И вот когда все чинно рассядутся, водяной монстр стремглав бросится в пучину вместе с наездником, который уже не сможет сойти со спины чудовища, точно приклеившись к ней. На глубине келпи безжалостно пожирает свою жертву, оставляя одну лишь печень.

Если же заманить человека лошадиным обликом не удается, келпи вполне может перекинуться прекрасным юношей или (несколько реже) девушкой. Распознать в таком ласковом красавце или красавице оборотня-келпи получается не всегда, но, если приглядеться, в его волосах почти всегда можно заметить обрывки водорослей. Рассказывают также, что ноги келпи вывернуты задом наперед и заканчиваются лошадиными копытами вместо ступней.

Знаменитая тридцатиметровая стальная статуя келпи, установленная в шотландском округе Фолкерк

Ирландцы зовут лошадь, по характеру и внешности схожую с келпи, эх-ушке или агишки. Эта лошадка живет в озерах и морских заливах, и также любит заманивать людей обличьем прекрасного скакуна, милого пони или же статного юноши с морской травой в волосах, чтобы после утопить их в водах залива или озера и полакомиться человеческой плотью. По слухам, эх-ушке — самый опасный и жестокий среди многочисленного семейства водяных лошадок. Так, он способен нападать даже на своих собратьев, если от тех несет запахом человека. Его не берут обычные пули, только сделанные из серебра, и едва прикоснувшись к его шкуре, освободиться от клейкой «хватки» эх-ушке можно разве что отрезав себе руку.

Но прежде всего эх-ушке исключительно непредсказуем. Например, если свить особую магическую узду и после не позволять лошадке приближаться к воде на расстояние, с которого та способна почуять запах родной стихии — эх-ушке вполне можно приручить и щеголять на дивном скакуне, равного которому не будет во всей округе. Но если тот все же приблизится к воде, ездок поплатится жизнью. Кроме того, эх-ушке любит ухлестывать за молодыми девицами (безусловно, в облике симпатичного паренька), но не прочь и отведать их нежного тела на вкус — это уж как придется.

Прекраснейший эх-ушке кисти итальянской художницы Сары Форленца (Sara Forlenza)

Есть своя грозная лошадка-хищник и в преданиях Скандинавии. Зовут ее бекахестен, буквально «ручейная лошадь». Но живет бекахестен не только в ручьях, но и в реках или даже море. Чаще всего его можно видеть в тумане (не знаю как у вас, а у меня мороз по коже пошел — вот что за лошадку видел Ёжик из знаменитого мультфильма!) Обычно бекахестен предстает в облике великолепного белого жеребца, но может быть и другой масти: серой в яблоки, черной или даже голубой. Он так хорош, статен и могуч, что человек просто не может удержаться, чтобы не сесть на него верхом. А если сядет, то слезть, как и в случае с кельтскими коллегами бекахестена, уже не удастся. Коварный жеребец немедленно прыгнет в воду вместе с всадником и потопит его.

Поедает ли бекахестен свои жертвы, как это делают агишки и келпи, мне точно выяснить не удалось, но кое-где упоминаются острые клыки у него во рту, и, надо думать, они там не для украшения.

Читайте также:
Колода Таро Универсальный ключ — особенности, значения, галерея

А еще бекахестен, как почти все волшебные существа, боится железа. Поэтому если бросить любой железный предмет между ним и водой, лошадь остановится и не сможет последовать этим путем, а приклееная к ее спине жертва будет спасена.

Бакахестен, также именуемый никком, на картине норвежского художника конца позапрошлого века Теодора Киттельсена

Глаштин — мифическое существо или фейри с острова Мэн. Рассказы о природе глаштинов сильно варьируются: в некоторых он — гоблин или водяной дух, в других — водяная лошадка, наподобие шотландского келпи, ирландского агишки и скандинавского бекахестена, в третьих — домовой, вроде английского брауни или даже водяной бык. Но в любом случае само название глаштина связано с водой, ибо происходит от кельтского glais — «поток, ручей».

Судя по всему, глаштин — оборотень, который может принимать облик лошади либо необычайно привлекательного, курчавого и темноволосого юноши. Впрочем, одна деталь выдает его нечеловеческое происхождение: заостренные уши.

Глаштин — большой любитель волочиться за юбками, причем его ухаживания зачастую принимают довольно грубую форму, когда похотливый водяной попросту хватает приглянувшуюся девушку и рвет на ней одежду. Однако иногда неудачливый любовник все же остается с носом, а верней — с оторванным клоком юбки в руках, оставленным ему очередной сбежавшей «дамой сердца».

Вот такого глаштина нарисовала для прошлогоднего инктобера французская художница Cyci The Conqueror

В валлийском фольклоре тоже есть своя водяная лошадь кефил дур. Особенностью этой лошади надо назвать то, что, подобно античному гиппокампу, она зачастую крылата. И хотя обитает кефил дур также в глубинах водоемов (чаще всего — горных заводей и водопадов), способ убийства неосторожного всадника избирает несколько другой: взмывает ввысь и сбрасывает седока со спины, позволяя бедолаге разбиться о камни. Ну, или выпрыгивает прямо из водоема и топчет человека копытами.

Впрочем, жители южного Уэльса утверждают, что кефил дур далеко не всегда однозначно враждебен людям, чаще всего он выступает в роли шутника-трикстера, и незадачливые наездники, решившие оседлать его, обычно отделываются ушибами, купанием в холодной воде или даже попросту жестоким потрясением от скачки над землей. А иногда и вовсе считается доброжелательным духом-проводником.

Если скандинавский бакахестен прячется в тумане, то валлийский кефил дур способен на большее: он сам обращается в туман. И, похоже, это также одна из его излюбленных проказ. Ну а кроме того он вполне способен принимать облик различных животных и человека.

Валлийский кефил дур художницы с Бермудских островов Skye-Fyre (она вообще рисует очень много мифологических лошадок)

В Нортумберленде, на границе Англии и Шотландии, водится две разновидности существ, склонных шутить схожие шутки: брэг и дунни. Оба принимают облик лошади или добродушного ослика и также приглашают прокатиться на них верхом, после чего сбрасывают седока в лужу или колючий куст и с хохотом убегают прочь.

Ну а еще в один ряд с водяной лошадью, наверное, можно поставить водяного быка, легенды о котором тоже часто рассказывают на Британских островах (и, конечно, не только там, но и во многих других частях света). Шотландский водяной бык носит название тарф ушге. Да, вторая часть слова та же, что в названии лошади эх-ушке, потому что ушке/ушге — не что иное, как «вода» (кстати, слово «виски» происходит от этого же корня). Бык обитает в озерах и морских заливах, как и агишки или келпи, умеет менять облик, притворяясь человеком, но обычно более дружелюбен, чем водяные лошади, и, похоже, иногда враждует с ними. По крайней мере, вполне может защитить от злобного келпи невинную девицу, и, прошу заметить, сам ситуацией не воспользуется.

Да и вообще, по-видимому, предпочитает коров двуногим шотландкам. Вот тех покрывает нередко, и потомство от тарф ушге родится чаще всего странное: или безухое вовсе, или с короткими ушами, окрашенными в пурпурный или ярко-алый цвет. Обычно считается, что такие телята приносят несчастья, а потому сразу после рождения их умерщвляют. Причем утопить теленка от водяного быка нельзя, он просто не тонет. Однако в северных частях Шотландии напротив полагают, что потомство тарф ушге — самое высококачественное потомство и ценят его на вес золота.

Тарф ушге из игры Final Fantasy XIV

И совсем уже напоследок можно вспомнить водяного козла, известного абсолютно всем под прозванием козерога.

Вот только выяснить наверняка откуда растут ноги этого зодиакального символа мне не удалось. Похоже, его прошлое основательно забыто. Одна из версий возводит существо с головой и передними ногами козла, но хвостом рыбы к легендарной козе Амалфее, кормилице юного бога Зевса. Но зачем Амалфее рыбий хвост? Другая утверждает, что в рыбу обернулся козлоногий рогатый бог лесов и пастбищ Пан, спасаясь от чудовищного Тифона. Третья и вовсе объявляет его шумерским богом воды Энки, символом которого и был вот такой рыбо-козел.

Бестиарий мифических существ. Часть II. Лошади

1. Келпи (Шотландская мифология)

Водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Келпи большей частью враждебны людям. Являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину и затем увлекающего его в воду”

Это оборотень, способный превращаться в животных и в человека (как правило, келпи перекидывается в молодого мужчину с всклокоченными волосами). У него дурная привычка пугать путников — он то выскакивает из-за спины, то неожиданно прыгает на плечи. Перед штормом многие слышат, как келпи воет. Гораздо чаще, чем человеческое, келпи принимает обличье лошади, чаще всего черного цвета, однако иногда упоминается и белая шерсть; бывает, у него на лбу вырастают два длинных рога, и тогда он смахивает на помесь коня с быком.

Читайте также:
Расчет числа ГУА и пояснение его значения в фэн-шуе

Всем своим видом келпи как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку — прыгает вместе с седоком в реку. Человек мгновенно вымокает до нитки, а келпи исчезает, причем его исчезновение сопровождается грохотом и ослепительной вспышкой. Но порой, когда келпи чем-то рассержен, он разрывает свою жертву на куски и пожирает.

Древние скотты называли эти создания водяными келпи, лошадьми, быками или просто духами, а матери испокон веку запрещали малышам играть близко от берега реки или озера: чудовище, или что там водится, может принять образ скачущей галопом лошади, схватить малыша, усадить себе на спину и затем с беспомощным маленьким всадником погрузиться в пучину.

У Мельницы есть песня «Ночная кобыла», где подразумевается келпи.

Хель олицетворяет Смерть и во время моровых поветрий разъезжает на трехногой лошади и душит людей, отчего во время мора говорят: «Хель разгулялась», а когда по ночам лают и воют собаки: «Собаки чуют Хель». Когда начинаются болезни, говорят: «Хель пришла», а когда зараза отступает: «Хель изгнали». Хель можно выгнать из одного места в другое. Известны случаи и упоминаются лица, изгнавшие Хель из того или иного города или села. Если кто- либо слег со смертельной болезнью, говорят: «У него хельсот (смертельная болезнь)», если же человек поправляется, говорят: «Он сговорился с Хель». Когда человек слишком долго исполняет какое-либо поручение, люди до сей поры говорят: «Тебя за Хель посылать».

3. Слейпнир (Скандинавия)

Слейпнир — отпрыск бога Локи, превратившегося в кобылицу, и коня великанов Свадилвфари. Один – верховный бог в скандинавской мифологии – впервые увидел Слейпнира, когда его, ещё жеребёнка, вёл на верёвке Локи. Один залюбовался молодым конём, и Локи отдал ему Слейпнира. Это идеальный конь для бога, потому что его никто не может обогнать. Слейпнир мог пройти везде, нестись по волнам океана и мчаться по радуге. Он также побывал с седоком в стране мёртвых и вернулся назад.

Только Один — величайший из скандинавских богов — мог скакать на этом самом быстром коне. Любой другой всадник должен был просить у Одина разрешения, чтобы сесть на этого коня.

4. Сивка-бурка (Русь)

У славян (как, впрочем, и у многих других народов) конь считался проводником в царство мертвых, поэтому был основным жертвенным животным на похоронах. Получается, что умерший отец Ивана дарит ему не просто какого-то коня, а того, который в свое время служил ему, а также его деду и прадеду (умирая и возрождаясь). То есть Сивка-бурка – это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира – в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

Сивка-Бурка появляется, когда герой сказки — Иван находится на могиле отца и справляет по нему тризну. В качестве вознаграждения отец передает сыну право владения волшебным конем.

(Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: “Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!” Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.)

5. Конь из корейской мифологии (Силла)

Изображение не нашел.

Во времена китайской династии Ранняя Хань [206 г. до н. э. — 8 г. н.э.] старейшины шести родов собрались на берегу реки Альчхон и стали думать, как им найти достойного человека на место государя. Поднялись на холм и увидели под горой Янсан клубящийся пар и лошадь, стоящую на коленях и кланяющуюся чему-то. Подошли ближе и обнаружили перед лошадью большое пурпурное яйцо. Лошадь, почуяв людей, заржала и взвилась в небо. Старейшины раскололи яйцо и нашли в нем дивной красоты мальчика, тело которого источало сияние. И назвали мальчика Хёккосе [что скорее всего является корейским словом, означающим «Правление, озаряющее мир»]. Яйцо было похоже на тыкву, а тыква называлась «пак», поэтому родовым именем (т. е. фамилией) Хёккосе стало Пак.

Тогда же, когда было найдено яйцо, в деревне Сарянни у колодца Арен из бока дракона чудесным образом родилась девочка, которую назвали по имени колодца — Арен. Когда Хёккосе и Арен исполнилось 13 лет. Хёккосе вступил на престол, Арен стала его женой-государыней. Это произошло на первом году правления под девизом У-фэн (китайской династии Хань) [т.е. в 57 г. до н.э.]. Новое государство получило название Сораболь, а Хёккосе стал именоваться «косоганом». Правил Хёккосе 61 год, после чего вознесся на небо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: