Альвы — эльфы и гномы из германо-скандинавской мифологии

Альвы

Светлые альвы: Beyla, Byggvir, Dokkalfar, Вёлунд

Дварфы и цверги: Berling, Litr, Альвис, Альфрик, Андвари, Берлинг, Бил, Брок, Видфин, Галяр, Грэр, Гендальф, Двалин, Дьюрин, Ловар, Нии, Ниди, Отр, Регин, Синдри, Фафнир, Фйаляр, Хрейдмар, Хьюки, Эйтри,

Ветры: Аустри, Вестри, Нордри, Судри

А́львы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

1. В ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, либо в «эльфо-мире», который тоже описывался физически реальным (так как по легендам люди попадают туда и возвращаются оттуда живыми). Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло даже до средневековья, осталось запечатлено в языке, именах, культуре и генеалогии.

2. В более поздней (накануне перехода к христианству) германо-скандинавской мифологии — духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Слово «альв» в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ — собственно, альвов и дварфов. (ситуация, аналогичная позднему значению английского слова «Fairy»)

В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землёй) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира [источник не указан 80 дней] . Тёмным (или подземным) альвам было отдано царство Свартальфахейм, а светлым — Льесальфахейм.

Содержание

Список альвов в Эдде

Светлые альвы

  • Вёлунд — повелитель альвов, прекрасный кузнец.

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил — сын Видфина.
  • Видфин — гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
  • Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр — сын Хрейдмара.
  • Регин — сын Хрейдмара.
  • Сидри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулинн-бурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир — сын Хрейдмара.
  • Фьялар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
  • Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Локи.
  • Хьюки — сын Видфина.
  • Эйтри — брат Сидри и Брока.

Альвы в Старшей Эдде

Альвы в литературе

Альвы, как и многие другие мифические существа, упоминаются во многих литературных произведениях. Особенно они популярны в произведениях жанра фэнтези, однако зачастую авторы интерпретируют их происхождение, сущность и место в Мире совершенно иначе, чем это представлено в исходных мифах (см., например, Ник Перумов, «Гибель Богов»). В фантастическом цикле Александра Бушкова «Мамонты» альвами называют вымирающую древнюю расу (по некоторым данным переживала расцвет в каменноугольный период), предшествующую человеку, и за 30 000 лет до Р. Х. лишившуюся своих городов. Альвы Бушкова частью портят жизнь людям, устраивая масштабные катастрофы, частью встраиваются в общество. Повинны в уничтожении нескольких цивилизаций. Для борьбы с ними создан отряд путешественников во времени под «крышей» лейб-гвардии саперного батальона.

Список альвов в «Младшей Эдде»

Светлые альвы (эльфы) — искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд — повелитель альвов, прекрасный кузнец. Бейла, Биггвир, Дёккалфар, Сварталфар

Темные альвы (дворфы) — также искусные кузнецы и колдуны. Хрейдмар — колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына боги-асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые цвергом Андвари. Сыновья Хрейдмара — Отр, Регин, Фафнир. Гэндалф — маг и колдун. Видфин — гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового источника мудрости Мимира. Сыновья Видфина — Бил, Хьюки.

Также альвами называют ярых врагов эльфов. Они служат повелителю Мёртвых Земель (если на этой земле кто-то умрёёт, он воскрешается и начинает служить злу) — Нод’онну. Они выглядят как эльфы, но при свете дня глаза у них становятся чёрными, ночью же они как у эльфов.

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Городские легенды Cовременная разновидность мифов, как правило, короткие, и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действи­тельности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества.
  • Транслятор имен Здесь у Вас есть уникальная возможность узнать, как могло бы звучать Ваше имя на языках различных вымышленных рас. При этом результат имеет смысловую нагрузку. Так к примеру, эльфийские имена собираются по грамматическим правилам квэнья и других эльфийских языков исходя из значения Вашего настоящего имени.
  • Японская мифология и фольклор Система сакральных знаний страны восходящего солнца, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также многочисленные народные поверья и городские легенды, содержит огромное количество ками («божество» или «дух»), ёкай («призрак» или «демон») и хэнгэёкай («звери-оборотни»).
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум
Читайте также:
Оберег от сглаза и порчи своими руками

Альвы

В скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В “Старшей Эдде” альвы противопоставляются высшим богам — асам * (часто повторяется формула “асы и альвы”), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой — с ванами * . В “Младшей Эдде” говорится о делении альвов на Dökkálfar или Svartálfar — темных, живущих в земле и Ljósálfar — светлых, белых эльфов. В героической “Песни о Вёлунде” (“Старшая Эдда”) чудесный кузнец Вёлунд называется князем альвов (2: с.38).

Comments

А почему, собственно, не предположить, что альвы некие помощники или подопечные эльфов?

потому что альвы — это предки эльфов

Ну, вы предполагаете прямо по фантасту Перумову. В “Хрониках Хьёрварда” он выводит существ под названием “альвы” и их страну Альвланд.

Например он пишет в “Гибели богов”:

Но, естественно, это чисто современный вымысел, сработанный Перумовым под свой фэнтези-мир . К мифологии и фольклору это не имеет никакого отношения.

Ну, тут надо уточнить, что мы имеем в виду под словами “эльфы” и “предки”.

Сдаётся мне, что “альвы” — это то же самое слово, что и “эльфы”, “эльбы”, “альбы”. Все эти варианты — это преломления одного слова в языках разных германских народов.

То есть, например, у русских есть слово “корова”, у поляков — “крова”, у болгар — “крава”, у полабян было “корво”. Но слово по сути одно и то же.

Так и с эльфами-эльбами-альбами-альвами . Слово одно, но произношение у разных народов разное. Вкладываемый смысл тоже варьируется, видимо, в зависимости от народа, эпохи, литератора.

Понимание языка не принципиально. Эта статья соответствует русскому запросу “эльф” и английкому “elf”. САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ! Если вы проглядите статью глазами, вы поймёте, что описываются там в частности и толкиновские эльфы, которых не мудурствуя лукаво перевели на шведский как “альвы”, хотя в английском оригинале они “elves” (ед. ч. — “elf”).

Что касаеся конкретных образов мифологии, то за этим словом могут скрываться существа с разнящимися описаниями. Тут нужно смотреть по народам и местностям отдельно.

Ну, а то, что в Интернетах альвов записывают частенько в предки эльфов, видимо, связано с тем, что германский источник с упоминанием эльфов-альвов , считающийся наиболее архаичным по содержанию, так называемая “Старшая Эдда”, является исландским. Соответствующее слово там звучит “альв”. То есть “предки” они не в буквальном смысле, а скорее терминологически.

а мне кажется что с светлые альвы это обычные эльфи, много где видел упоминания об этом, ну а к темным альвам наиболее приблизился(внешне) Р. Сальваторре со своими дроу, ибо в сагах описано что они черные кожей, небольшие ростом, но я не видел упоминаний о огромной ширине плеч и тому подобным вещам(ну это ж надыть строить тоннели почти вдвое шире), а так вполне логично что они как и их наземные родичи обычной комплекции, очень симпатичные, разве что ниже и с черной кожей, ну там судя по Эддам лучшие кузнецы и маги

Взял на себя ответственность по паспортизации персонажа чужой статьи. Классификация экспериментальная, прошу сильно не пинать )

Проблемно, конечно (и, вероятно, посмертия; и инфы маловато), но попробуем.

Экстранаучная классификация

– статус — сущности
– домен — повседневности
– тип — хранители
– класс — природные
– семейства — луговики, водники, лешаки, недровики [без ссылок]

Кто такие эльфы и с чем их едят? Откуда они взялись, где прижились

Здравствуй читатель! Это Phantasy World, рубрика: “Фантастические расы и места где они обитают”. Вчера я написал статью про орков и по комментариям к ней увидел, что нужно поминуть всуе и эту расу “перворождённых”. Вообще, раз уж они “перворождённые”, то и начинать рассказ о фантастических расах, наверное, нужно было с них. А я тут первыми разместил орков. Ну, что поделаешь, так получилось! Исправляюсь – сегодняшняя статья посвящена этим ушастым. Итак.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

Конечно же, почти всё, чем заселены фэнтезийные миры, пришло к нам из древних мифов, легенд и сказаний. В частности эльфы, в традиционном понимании этого термина относятся к волшебному народу из кельтского и германо-скандинавского фольклора. В скандинавской мифологии их также называют альвами, а в кельтской мифологии – сидами. В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское и норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а, следовательно о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Некоторые исследователи связывают слово «эльф» с романским корнем «альб»— «белый», существует также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «elly»/«ailli»— «сияющий», восходя к шумерскому «ellu»— тоже «сияющий».

Эльфы – светлые духи природы в германско-скандинавской мифологии

В германо-скандинавской мифологии существует два типа альвов – 1) белые, светлые, добрые и ну прям лапы такие пушистые! 2) темные, мрачные и хитрые карлики. Первый тип, по мнению большинства исследователей фольклора – это и есть настоящие эльфы. А второй тип – не имеющие никакого отношения к ним цверги или гномы. Светлые альвы или эльфы считались мудрецами и волшебниками, обучавшими первых волхвов. Они были искусны в поэзии, музыке и многих ремеслах. Эльфы жили в Альвхейме (стране эльфов) и прислуживали богам – асам. Своим обликом они были прекраснее солнца. В английском, шведском, норвежском фольклоре и современной культуре эльфы стали относиться к духам природы, населявшим воздух, землю, горы, леса и жилища.
Согласно англо-саксонским легендам, от светлых эльфов произошла часть скандинавских валькирий.

Читайте также:
Заговоры от порчи и других напастей — магическая защита

Эльфы – духи “Волшебной страны” в ирландском фольклоре

В кельтской мифологии эльфами называется волшебный народ (по существу, те же духи), который жил в холмах – сидах и, соответственно, в ранних мифах был известен под названием «сиды». Эльфы были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева Медб – высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу “ослепить” простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум – это сочетание слов мне всегда хочется пропеть. Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины, а кто еще в древности шлялся где ни попадя?), эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники эльфов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между эльфами, феями и людьми – например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв – и о рождении от них детей.

У НАС

Мифологичиские эльфы раньше населяли и другие области Земли. Ворд Рузенфорд в книге “Друиды” отмечает отчетливую параллель между ирландской богиней Дану и средиземноморской богиней Дианой, которая в итальянской мифологии является королевой фей. В славянской мифологии тоже существует богиня Дана (“Мать Воды” или “Вода-Мать”); кроме того, широко распространено представление о Дунае как “Матери рек”, источнике изобилия, границе мира людей и потустороннего мира. С именем Дана, скорее всего, связано и название рек Дон в России и Шотландии. А так же в славянской мифологии присутствуют всяческие берегини, навки, лешие и прочие духи лесов.

А вообще, всяческие любители мировых заговоров, считают, что эльфы это реально существовавший и существующий до сих пор народ. И находят тому массу «реальных» доказательств. К примеру, у нас на Алтае в 1993 году была найдена прекрасно сохранившаяся мумия, возрастом около 3-х тысяч лет, женщины «неземной красоты». Внешность которой сильно отличается от внешности народностей проживавших и проживающих на этой территории. Это вот такая отсылка к легендам о Хозяйке медной горы.

Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, в особенности фэнтези , наряду с гномами , гоблинами и троллями .

Существует расхожее мнение, что эльфы и феи — это одно и то же, однако они могут быть как одним и тем же, так и разными существами. Несмотря на частую схожесть описания, традиционные кельтские «эльфы» — sidhe (сиды), например, могли изображаться крылатыми, в отличие от фей, которые в кельтских сагах мало чем отличаются от обычных людей. Сейчас, благодаря фантастике, наоборот.

У Уильяма Шекспира эльфы — это маленькие воздушные крылатые существа, напоминающие не эльфов английского фольклора, а скорее крылатых малюток- пикси . Также об эльфах упоминается у Гёте (« Фауст »). Эльфы присутствуют в произведениях Редьярда Киплинга (« Пак с Холмов », 1906), лорда Дансени (« Дочь короля эльфов », 1924). Но настоящие признание и мировую популярность этой расе принёс, конечно же, профессор Оксфордской академии Джон Рональд Руэл Толкиен. Написавший в 1937 году с начала «Хоббита», замечательной, по сути, детской книги, вылившейся в трилогию «Властелин колец», вышедшей в 1954-55 гг.. И окончательно залакировал образ нынешнего эльфа в произведении «Сильмариллион» 1977 года. Высокие, прекрасные, магически одарённые бессмертные, перворожденные и потому неимоверно пафосные. И все последующие создатели фэнтезийных миров заселивших свои миры этой расой, лишь опирались на фундамент заложенный сэром Толкиеном.

Под влиянием времени мифы об эльфах, их внешность и нравы менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных и игровых произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе. Что, кстати, очень бесит приверженцев канонических эльфов от Толкиена. Мол, не бывает тёмных эльфов – это же извращение! Мол, так они себя не ведут! Так не говорят! Так не одеваются! Я надеюсь, ты, читатель, не такой пришибленный и не относишься ТАК серьёзно к художественному вымыслу.

На этом у меня всё, люби фантастику, удачи и всех благ!

Пы.Сы. Надменный фэнтезийный “канонический” архетип эльфов мне не нравиться, поэтому не нравиться и вся раса в целом. Но каким-то непонятным образом эльф умудрился просочится в герои моей книги и черновики сборника рассказов. Фантастика, да и только.

Эльфы в мифологии и истории. Великая цивилизация эльфов – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Эльфы в мифологии и истории. Великая цивилизация эльфов

Эльфы, феи, гномы – кто они? Мифические существа или реально существовашие жители Земли?

Я неоднократно касался этого вопроса в своих статьях о Племени богини Дану (Туата де Дананн), Туата де Ану, гандхарвах, апсарах, валькириях, эмансипированных женских обществах и других. Особенно подробно на сайте охарактеризованы эльфы. В посвященных им работах говорится, что эльфы – это реально существоваший народ, который жил до людей и одновременно с людьми и составлял могущественную на заре человеческой эры эльфийскую цивилизацию. Однако, информация о них рассеяна по всему сайту и ею не удобно пользоваться, несмотря на то, что я написал вводную статью об эльфах и дал в ней ссылки на все материалы, касающиеся этого исчезнувшего народа.
Чтобы исправить ситуацию, я создал новый раздел “Эльфы, феи, гномы” и разместил в нем фрагменты всех моих предыдущих работ, в которых говорится об эльфах. Буду и впредь выкладывать здесь информацию об эльфах, феях, гномах и других мифических существах. Надеюсь, это будет один из самых интересных и читаемых разделов сайта.

Читайте также:
Гадание «Измена» — определить верность по картам таро Манара

Эльфы – волшебный народ

Эльфы в традиционном понимании этого термина относятся к волшебному народу из кельтского и германо-скандинавского фольклора. В скандинавской мифологии их также называют альвами , а в кельтской мифологии – сидами . Эльфы являются постоянными персонажами сказок и произведений жанра фэнтези и чаще всего рассматриваются как духи.

Происхождение названия “эльфы”

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а, следовательноо былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Некоторые исследователи связывают слово «эльф» с романским корнем «альб»— «белый», существует также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «elly»/«ailli»— «сияющий», восходя к шумерскому «ellu»— тоже «сияющий». Действительно, эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние (Википедия).
Забегая вперед добавлю, что от относимых мной к эльфам апсар из индийской мифологии тоже иногда исходило сияние.

Эльфы – светлые духи природы в германско-скандинавской мифологии

В германо-скандинавской мифологии существует два типа альвов – 1) белые, светлые и добрые и 2) темные, мрачные и хитрые карлики. Первый тип, по мнению большинства исследователей фольклора – это и есть настоящие эльфы. А второй тип – не имеющие никакого отношения к ним цверги или гномы. Светлые альвы или эльфы считались мудрецами и волшебниками, обучавшими первых волхвов. Они были искусны в поэзии, музыке и многих ремеслах. Эльфы жили в Альвхейме (стране эльфов) и прислуживали богам – асам. Своим обликом они были прекраснее солнца. В английском, шведском, норвежском фольклоре и современной культуре эльфы стали относиться к духам природы, населявшим воздух, землю, горы, леса и жилища.
Согласно англо-саксонским легендам, от светлых эльфов произошла часть скандинавских валькирий. Валькирии считались бессмертными девами чудной красоты с золотыми (вар. – светлыми) волосами, ослепительно яркими голубыми глазами и белоснежной кожей.
Примерно такими же изображал эльфов и оксфордский профессор англосаксонского языка Дж. Р. Р. Толкиен, судивший о них на основе скандинавской, англо-саксонской и кельтской мифологии. Он относил эльфов к древней расе и считал, что они были совершенны и ликом и телом. Некрасивых эльфов, по его мнению, не было, потому что они были созданы без изъянов. Эльфийские глаза – большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зеленые.


Эльфы – духи “Волшебной страны” в ирландском фольклоре

В кельтской мифологии эльфами называется волшебный народ (по существу, те же духи), который жил в холмах – сидах и в ранних мифах был известен под названием «сиды». Эльфы были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева Медб – высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу “ослепить” простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум. Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины), эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники эльфов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между эльфами, феями и людьми – например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв – и о рождении от них детей.

Мифологические и исторические эльфы

Согласно “Воспитанию в Домах двух Чаш”, “Взятию сидов” и других ирландских саг, сидами, а затем эльфами, стали называться жившие раньше в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции боги и богини Племени богини Дану (Туата де Дананн) после их поражения от Сыновей Миля Испанского (ориентировочно в 1700-700 гг. до н.э.). По одной из версий саги “Воспитание в Домах двух Чаш” (их всего пять), страна была поделена на две части Аморгеном – поэтом и мудрецом гойделов (народ, к которому относились сыновья Миля), таким образом, что Племени богини Дану достался нижний, подземный мир. В нем и стали жить мифологические эльфы, о которых я сказал выше. Сиды не были единственным местом, куда, согласно преданиям, ушло Племя богини Дану (Туата де Дананн) после поражения от Сыновей Миля. В ирландских сагах также говорится, что народ Племени Богини Дану уплыл за море и поселился на таинственных островах – Брендана, Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги “Приключения Арта, сына Конна”. Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию: ” Итак, она была изгнана по ту сторону морского пространства и великой пучины; и ее отослали именно в Ирландию, ибо Племя богини Дану ненавидело Сыновей Миля, после того как было изгнано ими из Ирландии “.
В саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» указывается примерно то же расположение страны, где обосновались эльфы. Эльфийка, соблазнявшая Кондлу, пела ему:
« Давно влечёт тебя сладкое желание,
Со мной за волну унестись ты хочешь.
Если войдешь в мою стеклянную ладью,
Мы достигнем царства Победоносного.
Есть иная страна, далёкая,
Мила она тому, кто отыщет её.
Хоть, вижу я, садится уж солнце.
Мы её, далекой, достигнем до ночи
».
Эта мифическая страна эльфов находилась за морем, вероятно, там, где садится солнце (то есть в Америке).

Читайте также:
Чихалка на пятницу — гадание на будущее по времени

Таким образом, после поражения от Сыновей Миля мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) были оттеснены на периферию освоенного пространства – за море, на острова, в недра холмов, которое получило название “Волшебная страна”. А сами они стали называться эльфы.

Эльфы – боги и богини Племени Богини Дану Туата де Дананн), жившие в Ирландии

Как следует из вышеизложенного, жившие с VI тысячелетия до н.э. до 1700-700 гг. до н.э. в Ирландии боги и богини Племени богини Дану (Туата де Дананн), по-существу, и были историческими эльфами (прототип мифологических эльфов из Иного мира).
В работе “Эльфы в Древней Ирландии. Тайна Племени богини Дану” я детально реконструировал внешний вид, одежду, способности и образ жизни этого народа. Поэтому отмечу здесь лишь их главные особенности. Эльфы были высокими, идеально сложенными, вечно молодыми и прекрасными юношами и девушками с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми и, вероятно, зелеными (?) глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных. Эльфы были вечно молоды и не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни – например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет, а по некоторым данным, даже более 10 000 лет. Их можно было только убить. В отличие от своих предшественников (кроме фоморов и Фир Болг) и преемников, Сыновей Миля, эльфы располагали тайным магическим знанием и владели секретами колдовства. Они были величайшими чародеями, обучавшими первых друидов. Эльфы могли оживлять умерших. Одной из важнейших особенностей этого народа была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, птиц, рыб (лошадей, волков, коров, лебедей, воронов, угрей и др.), уродливых старух, а также в различные стихии природы. Эльфы были не только величайшими чародеями, но и учеными людьми, обучавшими первых друидов, в совершенстве постигшими законы природы и умевшими ею управлять. Они имели всестороннее знание о целебных и энергетических свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний, смертельных ран и при совершении заклинаний.

Эльфы также были весьма искусными ремесленниками и музыкантами, воинами и поэтами, а их оружие считалось самым лучшим и современным. Женщины пользовались почти такими же гражданскими правами, что и мужчины, и активно участвовали во всех мужских делах, даже в войне. Нередко они выступали посланницами на переговорах между враждующими сторонами, а также заседали в советах при заключении мира.
Эльфы имели обычай воспитывать детей на стороне либо в виде “залога дружбы”, либо за плату – в педагогических целях, для закалки характера. Мальчики оставались на воспитании до семнадцати, девочки – до четырнадцати лет. Обязанности приемных родителей понимались очень широко. Близкая связь между молочными или сводными братьями устанавливалась на всю жизнь – иногда более прочная и глубокая, чем кровное родство.

Эльфы – божественная раса бессмертных и чародеев

Как следует из ирландских (и валлийских) и в меньшей степени из германо-скандинавских преданий, эльфы представляли собой божественную расу волшебников и чародеев, наделенную долголетием или бессмертием, магическими способностями и похожую на самых красивых людей, только во много раз более прекрасных. Не случайно поэтому, что они всегда противопоставлялись людям и относились к существам между мифическими сверхлюдьми и божествами, божественным демонам, падшим богам или падшим ангелам (и здесь).
В повести о Туане Мак Кайриле из “Книги Бурой коровы”, записанной примерно в 1100 г., говорится, что никто не знает, откуда пришли в Ирландию Туата де Дананн, но что, ” похоже, пришли они с небес, о чем свидетельствует их ум и совершенство их знаний “. Согласно одной из версий (по-видимому, наиболее ранней) “Битвы при Маг Туиред”, Туата де Дананн достигли Ирландии на темных тучах прямо по воздуху, опустились на гору Конмайкне Рейн и на три дня покрыли тьмой лик солнца.

Эльфы на Алтае, в Монголии и Китае


Ирландия, Уэльс, Северная Франция – далеко не единственные места, в которых обитали эльфы. Божественный народ, описанный Геродотом в “Истории” как Туата де Ану или “царские скифы”, похожий на Племя богини Дану (Туата де Дананн) жил на Алтае, и, вероятно, в Монголии и на севере Китая во II тысячелетии до н.э. Вероятно, это были те же эльфы, которые отличались высоким ростом и “неземной внешностью”, могли обращаться в грифов ; их праматерью была Великая Богиня – “Владычица скифов”. На Алтае сохранились умершие (или погибшие) представители “царских скифов” – правда, не совсем ясно, относились ли они к этому божественному народу, или, как показали исследования ДНК, мумий, большинство умерших (или погибших) представляли собой их смертных потомков – героев.
Особенно много их захоронений было обнаружено на высокогорном плато Укок. В могилах I-II тысячелетий до н.э. было найдено большое количество фигурок и изображений ушастых грифонов, стерегущих золото. Самая же важная находка, сделанная в 1993 г., – прекрасно сохранившаяся мумия (возрастом около 3 тысяч лет) «принцессы Кадын» – скифской женщины, внешность которой сильно отличается от рас и народностей, проживающих сейчас и живших в глубокой древности на территории Алтая. На левом плече мумии имеется сакральный знак – так называемый “алтайский грифон”, в связи с чем некоторые исследователи “окрестили” ее Великой Богиней (Жрицей, Праматерью или Владычицей скифов). Согласно древним алтайским легендам Великая Богиня была прародительницей рода человеческого. Одна из них гласит, что на высокогорном плато Укок на Алтае, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола находится горный мир, “второй слой небес”, населенный сынами неба. Именно здесь, много тысячелетий назад, жили существа (эльфы), обладавшие сверхъестественными способностями.

Читайте также:
Бусины Дзи — древние тайны мощных амулетов

В работе О. Ткаченко “Хранители Земли” подродно описываются захоронения на плато Укок, в Монголии и Гобийской части Китая и приводятся фотографии светловолосых мумий людей с европейской внешностью.

Эльфы в Европе, России, Шумере, Египте, Индии и других местах Земли

Эльфы раньше населяли и другие области Земли. Так, Геродот упоминал в своей “Истории” о захвате финикийцами данайского святилища Белой Богини Ио в Аргосе – тогдашнем религиозном центре Пелопоннеса. Но ведь Белая Бониня и богиня Дану – это одно и то же, а к последней, как вы помните, относились люди или боги Племени богини Дану (Туата де Дананн). Ворд Рузенфорд в книге “Друиды” отмечает отчетливую параллель между ирландской богиней Дану и средиземноморской богиней Дианой, которая в итальянской мифологии является королевой фей. В славянской мифологии тоже существует богиня Дана (“Мать Воды” или “Вода-Мать”); кроме того, широко распространено представление о Дунае как “Матери рек”, источнике изобилия, границе мира людей и потустороннего мира. С именем Дана, скорее всего, связано и название рек Дон в России и Шотландии…
Но это еще далеко не все – в своей третьей книге “Земля до потопа – мир колдунов и оборотней” и размещенных на сайтах работах «Исход белых богов. От Гипербореи до острова Пасхи» и «Эмансипированные женские общества – взгляд из глубины веков», я рассказал о том, что эльфы жили в Шумере и Вавилоне (богиня Инанна -Иштар – Астарта и др.), Египте (богини Хатхор, Сехмет, Тефнут, Мафдет, Нехбет и др.), Америке (белые боги Кецалькоатль, Кукулькан, Бочика, Виракоча и др.), по-видимому, в Китае (Сиван Му), Японии (Торе-мино и Торе-буре) и других странах. В работах ” Гандхарвы, апсары, Племя богини Дану – полубоги, ставшие духами” и “Гандхарвы и апсары – эльфы с других планет ” и «Апсары, валькирии, богини Туата де Дананн, феи Авалона – эльфы, эльфийки. Еще раз об эльфийской цивилизации» я также показал, что гандхарвы и апсары (как и Племя богини Дану) – это те же эльфы, жившие на Земле с конца Мезозойского периода или начала палеогена (66 млн. лет назад) до I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э.
Кстати, гандхарвы передали людям божественные знания, в чем они были подобны скандинавским альвам и ирландским Туата де Дананн.

Великая эльфийская цивилизация

На основании всего вышесказанного мной был сделан вывод, что народ “богов”, волшебников и чародеев, который назывался гандхары, апсары, Племя богини Дану, Туата де Дананн, Туата де Ану, царские скифы, валькирии, альвы и другими именами, или попросту говоря, эльфы, был довольно широко распространен на земном шаре – в разных местах и в разное время. Его численность, возможно, даже была сопоставима с численностью людей. Значит, эльфы могли быть целой расой и даже цивилизацией нечеловеческих существ (и здесь), живших “параллельно” с другими нечеловеческими существами и людьми. Причем, согласно индийскому, ирландскому, славянскому, скандинавскому эпосу и преданиям многих других народов, все эти существа и люди вели жестокие войны друг с другом. В конце концов, почти повсюду “нелюди” были побеждены людьми.
Значит цивилизация эльфов или эльфийская цивилизация – это не фантазия, а историческая реальность. Правда, исторические эльфы, скорее всего, отличались от эльфов вымышленных – пришедших к нам из мира фэнтези. Мне так и не удалось найти ни в одной из ирландских саг сведений о том, что они (боги и богини племени богини Дану (Туата де Дананн), Туата де Ану, гандхарвы и апсары) имели длинные заостренные уши – ведь, согласитесь, именно так большинство из нас представляет эльфов. Скорее всего, таких данных попросту не существует.

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах ФОРУМА в темах “Эльфы” и “Белые боги и их потомки”

© А.В. Колтыпин, 2010 (с исправлениями и добавлениями 2012 г.)

Темные эльфы (Drow) в разных мирах

Это я собрал из разных источников года два назад. Некоторые части взяты с форумов.

1. Мифология

Скандинавская мифология.

Впервые темные эльФы (альвы) появились в скандинавской мифологии. Согласно “Младшей Эдде” альвы делятся на светлых – льесальфар и темных – свартальфар. Известно, что “светлые альвы прекраснее солнца, темные же альвы – чернее смолы”. Вроде бы, вот они, но… темные альвы, похоже, вовсе не эльфы! Свартальвов постоянно путают с карликами-двергами (которые потом стали дварфами в фэнтези). Неслучайно хитрый карлик из легенды о Торе звался Альвис! Ситуация осложняется тем, что упоминаются еще и черные эльфы – докальфар (иногда именно их рисуют чем-то вроде дроу). В общем – в этой путанице только Локи разберется…

Читайте также:
Как вызвать червовую даму самостоятельно дома?

Кельтская мифология.

В шотландских сказаниях часто упоминаются Неблагий Двор – злые фэйри (слово, родственное слову “фея”, так иногда называли волшебных существ), враждебные людям. Но это не раса, а скорее клан.
Маленькое примечание – сейчас на экраны вышел фильм Хеллбой 2, где главный злодей – эльф Нуаду. Тут небольшая ошибка – один из предводителей Неблагого Двора не Нуаду, а его сын Гвинн ап Нудд. Сам Нуаду геройски пал в битве с великаном-фомором Балором (кстати, имя фомора из кельтской мифологии стало названием демонов-балоров в D&D).

А НАСТОЯЩИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ДРОУ надо искать в легендах Шетландских и Оркнейских островов и сказаниях Шотландии. Это трау (троу) или тровы (trow, trowe). Встречалось и написание draw. Самое интересное, исследователи считают, что более древняя форма этого слова – dtrow значит… “тролль”! Хорошенькая родня получается! В легендах также упоминается темная кожа трау и более светлые волосы. Обитают они под землей. Оттуда же и связь с пауками – шетландцы называют паутину “сетью драу”, а узор на брюшке паука-крестовика – “руной драу”.

2. Дроу в D&D.

Трау британских легенд вдохновили Гэри Гигакса (к сожалению, этой весной его не стало), легендарного создателя настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, на расу дроу (так что придумал дроу вовсе не Сальваторе, как иногда пишут). Он же дал им богиню Лолс и матриархат в качестве общественного порядка. Впервые дроу появились в книге правил 1979 года. Интересно, что сначала дроу и пантеон их богов обитали в мире Грейхок (базовом мире D&D), позже они поселились и в Забытых Королевствах (первое приключение в Забытых Королевствах было выпущено в 1984 году, описание мира – в 1987). А в 88 году был издан первый роман Сальваторе о Дриззте До’Урдене (которого переводчики ради более приличного звучания назвали Дзиртом).

Дроу Фаэруна

Дроу Забытых Королевств происходят из нации королевства Илитиир. На высоком языке их называли Ссри-Тэль’Куэссир (Ssri-Tel’Quessir).
Да-а, Дриззт из рода Ссри-Тэль’Куэссир, как-то нехорошо это звучит. Впрочем, чаще их звали “илитиири” (ilythiiri). Слово “дроу” родилось от эльфийского “дхаэроу ” (dhaerow), означающего “предатель”, так лунные эльфы именовали своих врагов во время войны с королевством Илитиир. Так что если темного эльфа назвать “дроу”, он может и обидеться (хотя предательство возведено у них в ранг искусства). Впрочем, есть версия, что на их языке слово “drow” означает “истинный”.

Королевство Илитиир располагалось на юге, и, по некоторым источникам, его жители изначально были темнокожи. Но свой теперешний облик они получили из-за проклятия бога Кореллона Ларетиана, когда тот был вынужден вмешаться, чтобы прекратить войну между эльфами. Причем дроу стали не только южане-илитиири, но также их союзники из других эльфийских народов. Проклятые дроу бежали в Подземье, где основали государство Телантивар. Но вскоре дроу занялись своим любимым делом – убийством соплеменников и в ходе стычек мощные магические взрывы обрушили свод пещеры. Дроу рассеялись по Подземью и основали множество городов. Как правило, они строили свои города в областях фаэрзресс – мощного магического излучения Подземья. Оружие и доспехи, настроенные на фаэрзресс обладают особой силой в области излучения, но рассыпаются в прах на дневном свете (хотя алхимики разработали темное масло, временно защищающее вещи от солнца).

Забавный факт – когда эльфы Илитиира обратились к темным богам, они сначала не очень хорошо понимали, как тем поклоняться. Поэтому ранние храмы темных эльфов способны вызвать шок у нынешних жриц. Там “пауки под маской скачут с иловыми монстрами, а восьминогие эльфы-нежить на это смотрят”.

Дроу других миров D&D.

Грейхок

Впервые дроу появились в мире Грейхок. Дроу Грейхока очень похожи на дроу Забытых Королевств и поклоняются тем же богам.

Dragonlance

На Кринне “темными эльфами” называют эльфов, которые пошли по пути зла (как Даламар). Это не раса, а жизненная позиция. Дроу там не водятся.

Эберрон

В мире Эберрон дроу населяют джунгли Ксен’дрик (Xen’drik). Родина дроу была разрушена и многие племена темных эльфов скатились к варварскому существованию. Но под землей живут так называемые умбрагены, которые хранят древние магические знания. Дроу Эберрона поклоняются богу-скорпиону по имени Вулкур (Vulkoor) и вместо драуков у них полускорпионы. Надо отметить, что в отличие от драуков, такие гибриды пользуются уважением и почетом в обществе. Дроу Эберрона уважают яды, особенно яд скорпиона, и наносят себе на кожу белые татуировки (краской на основе все того же яда скорпиона).

Равенлофт

На просторах Астрала плывет мир Равелофт. Это мир тьмы, мир-паразит, похожий на лоскутное одеяло (он не имеет нормальной планеты). Мрачные Туманы Равенлофта проникают в другие миры и похищают живых и немертвых существ (обычно – запятнавших себя страшными злодеяниями, но и простые “герои” могут попасть туда). Именно в Равенлофте живет граф-вампир Страд фон Зарович, именно там “гостил” какое-то время знаменитый рыцарь смерти, лорд Сот.
В Равенлофте живут теневые эльфы, о них немногое известно. Также туда иногда попадают дроу из других миров.

Одна из историй Равенлофта повествует о темной эльфийке. Эта история – о дроу-баньши, мстительном призраке. Ее настоящее имя забыто, сейчас ее называют Тристессой (что значит “Печальная”). Когда-то она была могущественной жрицей дроу (по другим источникам – теневых эльфов) в королевстве под землей. Но дроу не прощают уродства, и когда ее ребенок родился с паучьими ногами, он был мерзостью для всех – кроме его матери. Тогда группа темных эльфов вытащили жрицу и ее дитя на поверхность и привязала перед рассветом. Солнце медленно уничтожило пленников, но ночью Тристесса восстала призраком. Теперь она ночами скользит над землей и тихим шепотом спрашивает у случайных путников “где мой ребенок?”. И горе тому, кто разбудит ее ярость потому что ее крик еще смертоносней, чем у обычной баньши. Иногда она садится на берегу и качает призрачные обрывки пеленок как дитя… Трагическая и безжалостная, баньши – еще одна жертва Равенлофта.

Читайте также:
Йотуны — злые противники скандинавских богов

3. Другие миры.

Средиземье

Первым в литературе фэнтези словосочетание “темный эльф” употребил Толкиен в “Сильмариллионе”. Это было прозвище одного из героев, Эола Темного Эльфа. Еще в Средиземье мориквенди (Elves of Darkness, “теневыми” или “сумеречными” эльфами), называют эльфов, которые никогда не видели Западного края Валинора. То есть Леголас – самый настоящий теневой эльф.

Warhammer

В мире настольного варгейма “Вархаммер” темных эльфов называют дручии (Druchii). Они откололись от высших эльфов сравнительно недавно. Мятеж начал Малекит, сын первого Короля-Феникса эльфов Ултуана. Малекит не был избран Королем из-за своей жестокости. Но он был не один, за спиной принца стояла его мать – мрачная колдунья Морати, которая направила сына на темный путь. Подстроив убийство законного Короля, Малекит попытался пройти испытание священным Пламенем Азуриана, но огонь отверг его. Страшно изувеченный, он смог выжить. Тогда в его плоть был вплавлен магический доспех. Так родился Король-Колдун темных эльфов. Гражданская война расколола Ултуан. Сторонники Малекита бежали на Запад и основали государство Наггарот, Холодный Край (интересно, что в нашем мире на этом месте находится США). Темные эльфы, которых стали называть дручии, похожи на своих светлых сородичей, но имеют мертвенно бледную кожу (возможно, это действие темной магии). Их волосы обычно угольно-черные или серебристые. Малекит поклоняется жестокому богу по имени Каэла Менша Кхаин, которого называют “Тысячеликий повелитель убийства”. Ведьма Морати почитает сущность еще страшнее – одного из повелителей Хаоса, заведующего запретными удовольствиями. Интересно, что среди темных эльфов почти нет волшебников-мужчин – Малекиту предсказали, что он падет от чар мужчины и повелитель дручии уничтожает всех мальчиков с магическими способностями.

Warhammer 40.000

В этом мире космических войн тоже нашлось место наследникам дручии. Это темные эльдары, которые путешествуют в космосе и продлевают свою жизнь, впитывая муки других существ (была фанатская карикатура, в которой жестокий темный эльдар пытал робота-некрона с помощью Windows95).

В серии Теда Уильямса “Орден манускрипта” раса злых эльфов – альбиносы.

В компьютерной игре Heroes of Might and Magic V стиль темных эльфов в общих чертах взят из “Вархаммера”. Впрочем, в сюжете игры темные эльфы играют скорее положительную роль. Интересно, что нынешний правитель темных эльфов Раилаг в прошлом – перевоспитавшийся демон Аграил (Аг-раил => Раил-аг), которого превратил в эльфа друид Тиеру.

В серии игр The Elder Scrolls темные эльфы-данмеры были прокляты за то, что их лидеры (Вивек, Сота Сил и Альмалексия) присвоили силу Сердца Лорхана и стали богами. Сам Вивек выглядит странно: одна половина тела у него – как у темнокожего данмера, кожа другой имет золотистый цвет, характерный для высших эльфов.
Помимо цивилизованных данмеров существуют и эшлендеры-пепельники – племена кочевников, поклоняющиеся предкам.

Drow LINEAGE II

Дроу отделились от остальных эльфов и стали поклоняться темному богу Каину. Когда кожа темных эльфов потемнела, а волосы выцвели, стало ясно, что появился новый вид. С тех пор началась вражда между дроу и обычными эльфами. Она продолжается до сих пор.
Внешне дроу отличаются от своих ортодоксальных товарищей не сильно – в основном, цветом и характерным минималистским стилем в одежде. Но стоит дроу побежать, как разница становится очень даже заметной – бегают темные эльфы в позе разгоняющихся страусов, отставив заднюю часть тела и наклонившись вперед. Когда с десяток темных эльфов бегут в одну сторону, на ум приходит игра “Ostrich Runner”. Кому-то может не понравиться такая своеобразная пластика.
Тем не менее темные эльфы очень популярны среди игроков, так как их маги – самые сильные на континенте. Если вы хотите быть магом-“бомбистом”, то выбор очевиден – дроу.

Воины из темных эльфов тоже получаются хорошие.

ltraditionalist

VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Эльфы – сияющие духи.

Происхождение названия “эльфы”

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а, следовательноо былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Некоторые исследователи связывают слово «эльф» с романским корнем «альб»— «белый», существует также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «elly»/«ailli»— «сияющий», восходя к шумерскому «ellu»— тоже «сияющий». Действительно, эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние (Википедия).

Эльфы – светлые духи природы в германско-скандинавской мифологии

В германо-скандинавской мифологии существует два типа альвов – 1) белые, светлые и добрые и 2) тёмные, мрачные и хитрые карлики. Первый тип, по мнению большинства исследователей фольклора – это и есть настоящие эльфы. А второй тип – не имеющие никакого отношения к ним цверги или гномы. Светлые альвы или эльфы считались мудрецами и волшебниками, обучавшими первых волхвов. Они были искусны в поэзии, музыке и многих ремеслах. Эльфы жили в Альвхейме (стране эльфов) и прислуживали богам – асам. Своим обликом они были прекраснее солнца. В английском, шведском, норвежском фольклоре и современной культуре эльфы стали относиться к духам природы, населявшим воздух, землю, горы, леса и жилища.
Согласно англо-саксонским легендам, от светлых эльфов произошла часть скандинавских валькирий. Валькирии считались бессмертными девами чудной красоты с золотыми (вар. – светлыми) волосами, ослепительно яркими голубыми глазами и белоснежной кожей.
Примерно такими же изображал эльфов и оксфордский профессор англосаксонского языка Дж. Р. Р. Толкиен, судивший о них на основе скандинавской, англо-саксонской и кельтской мифологии. Он относил эльфов к древней расе и считал, что они были совершенны и ликом и телом. Некрасивых эльфов, по его мнению, не было, потому что они были созданы без изъянов. Эльфийские глаза – большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зелёные.

Читайте также:
Можно ли дарить зеркало — приметы о подарках

Эльфы – духи “Волшебной страны” в ирландском фольклоре

В кельтской мифологии эльфами называется волшебный народ (по существу, те же духи), который жил в холмах – сидах и в ранних мифах был известен под названием «сиды». Эльфы были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева Медб – высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу “ослепить” простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум. Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины), эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники эльфов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между эльфами, феями и людьми – например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв – и о рождении от них детей.

Итак, эльфы – это светлые, сияющие духи. Наверно их явления похожи на шаровые молнии. Или на светящиеся НЛО, которые делают круги на полях.

  • 1 comment
  • Leave a comment

Не плохо!
Давайте вспомним, что мы знаем об истоках эльфов.
Никем не оспаривается, что английские elf/elves, как и немецкое elf происходит от древненорвежского alfr, восходящего к древнегерманскому alvr. Гипотез о происхождении последнего две. Первая, как и говориться в статье, от общеиндоевропейского alb. Она красивее и нравится мне больше. Но есть и вторая, считающая, что истоки надо искать в нижненемецком elve, происходящем от древнегерманского слова elbe – река, давшего некогда название реке Эльба. Такое мнение тоже имеет право на существование, особенно если вспомнить происхождение нибелунгов. В современных языках elve присутствует в составе названий рек. Такое понимание приводит к выводу, что слово alvr означало речных жителей, а в трактовке Саги об Инглингах жителей междуречья Раума (современное Гломма) и Гёта эльф.
Но каковы древнейшие упоминания об альвах?
Считается, что наиболее емкие описания происхождения альфов содержатся в Старшей(Сэмундовой) Эдде и в Младшей Эдде (Снорри). Но описания эти весьма краткие, и не лишены противоречий. В них вообще не упоминаются качества альфов.
Мой интерес к вопросу возник с упоминание в саге об Инглингах Олафа Герстад-альфа, старшего брата Хальвдана Чёрного. Прозвище Герстадский альф(эльф) показалось мне интересным. Более того, выяснилось, что Олафа, за его доброту и миролюбие почитали, как альфа, и его могила служила местом паломничества. Но, что показалось еще интереснее, так это то, что его мать звали Альфхильд. Она была дочерью Альфарина, конунга Альфхейма. Да-да, того самого Альфхейма, который Снорри, называет царством волшебных альфов. Альфхейм было вполне реальным королевством, лежащим в междуречье Раума и Гёта-эльф. Скандинавские источники дважды точно называют границы Альфхейма: Снорри это делает в Саге об Инглингах, и анонимный автор в книге “Как заселялась Норвегия”.
Альфхейм и его конунги довольно часто упоминаются в скандинавских источниках. Наиболее частыми именами среди конунгов Альфхейма были: Альф, Альфгейр и Гандальф (поклон магу Гэндальфу). два сына Гандальфа были участниками Бравеллирской битвы. Женой Сигурда Хринга была дочь Гандальфа. Гандальфом звали и брата матери Олафа Герстадского альфа.
Гандальф Старый был сыном Альфарина и внуком Альфа Старого, считающегося основателем рода. Отсчитывая от датировки битвы при Бравеллире(770 год), можно время жизни Альфа Старого отнести на середину-конец 7 века.
по Книге заселения Норвегии и по Саге о Торстейне, сыне викинга, Альфа правильно звали Финнальф, что спокойно по правилам древненорвежского раскладывается, как Финн Альф, то есть финский Альф. По одной версии, он был сыном конунга Раума и получил от своего отца удел от Раума до Гётаэльф. Эту землю он назвал по своему имени Альфеймом. Женой его была Сванхильд, то есть Лебедь, внучка Солнца и Месяца.
Теперь, обратимся к единственному источнику непосредственно связанному с альвом. К песне об Велунде. Велунд, не раз на протяжении всего произведение именуется повелителем альвов, что однозначно указывает на его статус. Он искусен в ремеслах, и обладает способностью летать, но из произведения не ясно, обладал ли он силой этой изначально, либо приобрел её от своей жены валькирии. Но вместе с тем, Велунд – человек. Он сын finnakonungr. Сын конунга финнов. Тут слово построено по тому же принципу, как имя Финнальф, слиянием этнонима с титулом.
Любопытно, что Хервер, жена Вёлунда имеет лебяжье одеяние, дающее ей способность летать.
Позволю себе предположить, что Вёлунд был тем самым Финнальфом, родоначальником рода правителей Альфхейма.
На это указывают такие черты:
Ниддуд многократно называет Вёлунда повелителем альвов,
Вёлсунг был сыном конунга финнов,
Хервер, жена Вёлунда, была непосредственно связана с образом лебедя. Что интересно, так это то. что Хервер называется дочерью Хледвера. Хлёдвер или Хлодвиг, имя нехарактерное для скандинавов, но для западных германцев.Она была чужачкой. Это могло породить легенду о чудесном происхождении его Хервер.
Помимо этих двух указаний на финское происхождение Вёлунда, есть и третье, это имя его брата Slagfiðr, в котором сохранилась крайне древняя форма названия финнов fiðr. В целом, его имя можно перевести, как Боефинн или Воин-финн.Таким образом, мы имеем весьма серьёзные основания на ассоциацию альфов с финнами.

Читайте также:
Мантикора — непобедимая помесь льва и скорпиона

Волшебный народ — Эльфы

Эльфы (нем. elf — от alb — белый) — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы (швед.), сидхи (ирл.). Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но как правило это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.

Далее что говорят про эльфов энциклопедии и мифы

Этимология

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene»).

Альвы в Эддах

А?львы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землёй) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве ) из червей, которые появились в мясе Имира. Тёмным (или подземным) альвам было отдано царство Свартальфахейм, а светлым — Льесальфахейм. «Нижние» альвы — прототип другого мифологического народа, гномов.

В ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, либо в своей волшебной стране, который тоже описывался физически реальным (так как по легендам люди попадают туда и возвращаются оттуда живыми). Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло даже до средневековья, осталось запечатлено в языке, именах, культуре и генеалогии.

В более поздней (накануне перехода к христианству) германо-скандинавской мифологии — духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Слово «альв» в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ — собственно, альвов и дварфов. (ситуация, аналогичная позднему значению английского слова «Fairy»)

Эльфы в позднем фольклоре

Эльфы похожи на людей, только меньше, прекрасней и утонченней. Живут они в лесах и ведут ночной образ жизни, предаваясь играм и танцам. Там, где ночью танцевали эльфы, образуются эльфийские круги — места, в которых по непонятным причинам трава растёт особенно буйно. Считается также, что если усталый путник приляжет отдохнуть вечером под холмом, то он может услышать удивительно красивую музыку и пение эльфов, населяющих этот курган.

Гораздо реже можно встретить упоминание о летающих эльфах — о маленьких существах с крылышками или о девах, способных обращаться в лебедей. Среди лесных духов упоминаются эльфы, обитающие в деревьях, и скоге . Последние бывают всегда женского пола. У них есть один изъян — со спины они полые. По этой причине такие эльфийские женщины стараются не поворачиваться спиной, чтобы их не разоблачили.

В датских преданиях таким же изъяном страдают все эльфийские женщины, а эльфы-мужчины в таких историях представляются в виде старцев в шляпе с широкими полями. Датчане опасаются приближаться к эльфам, так как по их поверью дыхание этих сверхъестественных созданий способно нести заразные для человека болезни. Шотландцы так же боятся эльфийского дыхания.

Хотя в различных местах предания об эльфах несколько разнятся, а так же существуют другие, схожие с эльфами существа, но отличающиеся названием, всех их можно объединить по нескольким признакам.

Эльфы обладают уникальными талантами. Они умеют исполнять волшебные мелодии, устоять перед которыми не может ни одно человеческое сердце, а некоторые из этих мелодий обладают такой силой, что заставляют плясать всех живых существ даже против их собственной воли. В некоторых преданиях в такую колдовскую пляску пускаются даже вещи. Эльфы могут так же петь чарующими голосами, являются удивительно искусными мастерами в кузнечном или другом ремесле. Их женщины ловко владеют веретеном, и нет равных эльфам в искусстве танца. Эти существа знают тайны природы и обладают волшебными силами.

Наконец, как и многие потусторонние существа, эльфы боятся солнечного света. Если первые лучи рассвета застигнут их, или по другой версии, если эльфы не скроются до третьего крика петуха, то они обратятся в камень. По другой версии, солнечный свет неприятно преображает этих существ. Так прекрасная в лунном свете эльфийская женщина в лучах солнца становится безобразной. Эльфийские существа вообще не могут постоянно удерживать форму. Так те немногие из них, что жили бок о бок с человеком, раз в неделю или ещё какой-то срок, обращались в животное, например, змею или претерпевали ещё какие-нибудь метаморфозы. Сюда же можно отнести вообще все способности эльфов к оборотничеству, произвольные и вынужденные, а так же способность делаться невидимыми.

Читайте также:
Вуду приворот — сильная магия для опытных колдунов

Эльфы и люди

Будучи духами природы, эльфы имеют своеобразный нрав. Им совершенно чужды такие моральные понятия как «добро» и «зло». В этом смысле они подобны очень маленьким детям: то, что хорошо для них — благо, что для них вредно — зло. Как дети склонны к озорству, движимые инстинктивными порывами и любопытством, так и эльфы чинят всевозможные проказы. В английском языке есть выражение Elf-lock (локон эльфа), то есть локон спутанных волос. Считается, что это именно эльфы, озоруя, спутывают волосы. В силу той же черты характера, эльфы склонны к воровству. Они берут то, что хотят. Нет ничего в их природе, что могло бы расценить это как преступление. В этом смысле их хорошо описывает архетип трикстера.

Из-за непредсказуемости эльфов люди старались избегать встречи с ними, ведь своим по-детски невинным озорством они могут причинить много бед. Их легко разозлить, они злопамятны, и, в то же время, эльфы могут быть преданы тем, кто помог им однажды. Как сама природа не различает добра и зла, как сама она содержит в себе чистую жизнь и естество, свободное от любых полярностей, так и эльфы, повинуясь порыву, способны творить и зло и добро, причинять вред и приносить благо. Известно много историй, в которых эльфы ослепляли тех, кто видел их, или в которых они приносили людям несчастья. Во время свадьбы, например, предпринимаются всяческие суеверные меры предосторожности: люди опасаются зависти эльфов. Но, в то же время, в других историях эльфы помогают людям или щедро вознаграждают их за оказанную помощь. Также существует обряд возведения эльфийских алтарей, для того чтобы ускорить выздоровление больного человека.

Кроме плутовского начала, много бед людям доставляла и околдовывающая сила красоты этих природных духов. Существует немало историй о том, как эльфийские девы уводили в свои чертоги молодых женихов, едущих к невестам. Если же юноша противился чарам женского духа, то по возвращению домой его постигала болезнь и даже смерть, которая забирала не только его жизнь, но и жизнь невесты или родственников. В этом проявлялась мстительная натура природных духов. Люди, попадающие в эльфийский мир, забывают обо всём. Жизнь там течёт размеренно, в полной гармонии с природой и изобилии, там страна вечной юности, весны, беззаботности и беспамятства. Если кому-то и удавалось опомниться и вернуться из колдовского мира, то человек обнаруживал, что все, кого он знал, или сильно состарились или вообще умерли. Если кому-то приходилось вступать в сказочную страну, чтобы вызволить из неё околдованного человека, то главный совет был: не есть и не пить в той стране ничего, иначе герой сам забудет о доме и своей цели. Также, если эльфы предлагают на выбор любой дар, то следует выбирать самый бесполезный хлам, так как в стране вечной юности всё искажено, и по возвращении домой эльфийское золото станет мусором, вроде черепков, а то, что казалось хламом, окажется настоящим сокровищем.

Не всегда эльфы уводили людей насильно или с помощью колдовства в свой мир. Случалось, что, влюбляясь в человека, потусторонние существа оставались в этом мире. Духи природы вообще охотно вступали с человеком в связь. Френсис Барретт в книге «The Magus» высказывает мысль, что средневековые суккубы были не кем иным, как духами природы. Таким связям давались крайне противоречивые оценки. Церковь, очевидно, относилась к этому негативно, и во времена инквизиции обвинение в подобных связях грозило казнью. Однако, в ранних сообщениях о суккубах духи описываются как желанные любовники. В фольклоре существуют истории о юношах, которые хитростью заполучали себе в жёны эльфийских дев, а в старинных шведских топографических трудах часто попадаются упоминания семей, в жилах которых якобы текла эльфийская кровь — что указывает, насколько ценились такие связи.

Следует упомянуть о том, что эльфы похищали детей, а также подменивали нерождённых детей своими, воспитание которых могло обернуться настоящим бедствием для родителей.

Темные эльфы

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах» уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами.

В фэнтези-литературе тёмные эльфы получили «второе рождение». Джон Толкиен в «Сильмариллионе» описал орков как злой антипод эльфов, их извращенный злом вариант, с чёрной кожей и страхом перед солнцем. Понятие «тёмный эльф» у Толкиена, однако, применяется не к ним, а к независимым от богов Авари и эльфу-предателю Эолу.

Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности. Наиболее известным образом современных тёмных эльфов являются дроу из ролевой системы Dungeons & Dragons, вобравшие в себя многие черты как мифических свартальвов (тёмная кожа, жизнь под землей, и т. д.), так и толкиеновских орков (злобность, черная кожа, боязнь света).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: