Ангелы херувимы — кто они такие, и что они могут

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

  • Низшая иерархия состоит из престолов — служебных духов, которые наиболее приближены к человеку и всячески им помогают, например, именно они выполняют роль хранителей людей.
  • Средняя — из херувимов.
  • Высшая — из серафимов.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

  1. Первая сфера: серафимы, херувимы и престолы.
  2. Вторая сфера: господства, силы и власти.
  3. Третья степень: начала, архангелы и ангелы.

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.

Читайте также:
Денежные ритуалы на новолуние — богатство придет

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».

Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Ангелы херувимы — место и значение их в христианстве и иудаизме

Херувимы — один из наивысших ангельских чинов, упоминания о коих встречаются во множестве ситуаций в библейских преданиях. Знать о них полезно, херувимы – одни из столпов христианской и иудейской веры.

Кто такие херувимы

Первое упоминание о херувимах на страницах Библии происходит практически от момента сотворения человека. Описывается, что Господь после изгнания первых людей из Рая поставил на ворота Эдемского Сада херувима с пламенным мечом. Упоминали о них и царь Давид, и пророк Иезекииль — они поминают херувимов как основное средство перемещения Бога. Но такое предназначение ангельского чина спорное, в христианских источниках упоминается, что эту роль выполняют другие ангелы, имя которым — престолы. Значение слова «херувим» и сегодня остается не расшифрованным. Одни толкователи связывают его с еврейским словом «рахав», что обозначает «верховая езда».

Особое внимание херувимам уделялось в ветхозаветных историях о Ковчеге Завета, где подробно давались божественные предписания Моисею о внешнем виде ковчега. Где херувимы установили на крышке ящика со скрижалями. Их выполнили из чистого золота, своими крыльями покрывали ковчег. После Соломон велел установить в Святая Святых Иерусалимского Храма двух пятиметровых херувимов. Они покрывали крыльями ковчег, выполнили их из масличного дерева и покрыли золотом. Также херувимы изображались на множестве покрытий и Храма, и Скинии, на занавесках и стенах. Легенда гласит, что Соломона один из паломников упрекнул в том, что народ Израиля поклоняется статуям, и после этого херувимов стали изображать на стенах, чтобы подчеркнуть вторичность в сравнении с Богом.

Читайте также:
Какие цифры вселяют ужас — несчастливые числа в нумерологии

В откровениях пророка Иезекиля херувимы упоминаются как имевшие одновременно лицо человека и льва существа. Когда Иезекиль увидел тетраморфа — вестника Божьего, он упросил заменить тельца из четырех увиденных им существ херувимом – не хотел, чтобы взгляд Бога оскверняло животное, коему поклонялись иудеи, забыв про единственного владыку.

Кого сейчас называют херувимами и как они выглядят

Сегодня на вопрос, кого сейчас называют херувимами — курьеров или ангелов, отвечают: курьеров Бога и его посланников. Это неверное толкование. В библейских текстах практически не встречается упоминания, что Бог использует столь высокопоставленных ангелов как посыльных. Эту задачу он определил находящимся на нижней ступени ангельской иерархии простым ангелам.

Внешний вид херувимов также предмет множества споров, в Библии практически не дается четкое описание их вида. Отдельные толкователи считают, что пророк Иезекиль видел принадлежащего ко второму ангельскому чину посланника божьего. А это значит, что он имеет головы человека, льва, орла и тельца одновременно. В устоявшейся церковной традиции иконографии этих существ чаще всего изображают в виде четырехкрылых ангелов. Другие источники упоминают образ херувимов и в виде огненных колес, и страшных, покрытых множеством глаз существ.

В еврейской традиции также нет единства в том, что касается внешнего вида херувимов, их сути. Утверждается, что херувим — название не существа, а предмета. Неотделимого атрибута Бога.

Все это дает основание предполагать, что вид херувимов различается — либо в зависимости от функциональных обязанностей, либо от желания и целей. Они не идеальные существа — многие из них, как ангелы-серафимы и полчища обычных падших ангелов, последовали за сатаной в ад.

Херувимы в искусстве — распространенная ошибка трактовки

Библейские мотивы, помимо классической иконографии, что существовали еще на заре христианства, вызывали огромный интерес у творцов эпохи Возрождения. Тогда многие художники, кто из страха перед Инквизицией, кто из искреннего желания раскрыть с новой стороны идеи чувственности в христианстве, предпочитали использовать в картинах сюжеты из Ветхого Завета. На них впервые и появились пухлые малыши с крылышками. Их рисовали на картинах, делали статуи с их участием, фрески.

Сейчас, когда искусство Ренессанса доступно для каждого, этих малышей многие по незнанию называют херувимчиками. Но они не имеют отношения к ангельскому чину, близкому к Богу после серафимов. Это заблуждение встречается в русскоязычных странах.

Такой малыш называется путто, или путти — когда не один. Они появились благодаря смешению интереса к античной культуре и христианской религии. Путти выполняют дополняющую роль, сопровождают главный объект искусства. Их рисование доверялось подмастерьям и ученикам, художник выполнял основной сюжет картины. Известна картина «Видение пророка Иезекииля» авторства Рафаэля. Там этот ангельский чин изображается как четыре летящих существа — ангел, телец, орел и лев, на коих восседает Бог.

Херувимы занимают важное место в современном христианстве. Об этом свидетельствуют херувимский ладан в церковной магии и другие аспекты. Одно из главных богослужений, что исполняется в православных храмах, зовется Херувимской Песнью, и начинается со слов «иже херувими». Но ни один херувим ни в одном предании не имел собственного имени и назначения. Это позволяет отдельным людям сомневаться в важности этих ангелов в божественном мире.

Херувимы: значение ангелов в иудаизме и христианстве

Херувимы относятся к самым загадочным существам Божественной иерархии, поскольку в Библии нет единого описания этих небесных созданий. По христианской традиции среди помощников Бога они занимают второе место после серафимов.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Читайте также:
Почему Луна красная — что нужно знать о кровавом спутнике

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга. Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Второй высший ангельский чин

Херувимы занимают высокое место в различных религиозных традициях, что вполне закономерно. Изначально они появились в иудаизме, на основе которого возникло позднее христианство.

В иудаизме

По древнееврейским преданиям, Господь создал херувимов на третий день, и они до сих пор входят в ближайшее окружение Бога. В момент Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел соплеменников к берегу Красного моря, Бог прилетел на помощь к своему народу именно на херувиме.

В еврейском толковании Экклезиаста (на иврите оно называется «мидраш») херувимы входят в число созданий, через которых душа спящего человека общается с Создателем. В этом толковании также говорится, что Господь, восседая на херувиме, следит за событиями во Вселенной. Подчеркивается, что херувим не принадлежит материальному миру и сам является частью Бога.

Мидраш Тадше говорит, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета олицетворяют два главных божественных качества – милосердие и справедливость.

В христианстве

В эпоху раннего христианства теологи не имели единого мнения относительно херувимов. Многие видели в них лишь символ, который объясняет действия Творца.

Однако Богослов Климент Александрийский, живший во II–III веках н.э., относит херувимов к разряду «песнословящих духов». Он расшифровывает имя херувим как «Великое Знание» и дает подробное описание этих духов. В частности, он пишет, что херувимы имеют 12 крыльев – это соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует ход времени.

Кроме того, теолог пишет, что лицо этих ангелов – символ души, а крылья указывают на действия во имя Всевышнего, а уста символизируют высокие речи, восхваляющие Господа.

В IV веке в христианской религии складывается устойчивый взгляд на эту группу ангелов. Архиепископ Иоанн Златоуст говорит, что херувимы олицетворяют мудрость Создателя. Их образы заполнены множеством глаз, которые разбросаны по всему их телу. Это мудрость вездесущего и всезнающего Бога.

Византийский монах Феодор Студит относит херувимов к наивысшим ангелам, которые ближе всего к Богу.

В богословском трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит назвал херувимов вторым высшим ангельским чином. Богослов особо указал на способность этих ангелов знать Господа и созерцать его образ во всем благолепии. Кроме того, в этом сочинении говорится, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут общаться с Господом непосредственно.

Кого сейчас называют и как они выглядят

В настоящее время в среде верующих идут споры относительно природы херувимов. Бытует мнение, что херувимы не относятся к числу ангелов, а лишь исполняют поручения Господа, то есть выступают в роли посланников. Таким образом, херувимов определяют в разряд небесных курьеров, несправедливо лишая их ангельского чина.

Такое толкование выглядит как упрощенный взгляд на устройство Небесного Царства, поскольку для разных поручений Творец использует разных посланников, и если дело ответственное, его вряд ли поручат рядовому ангелу. Впрочем, в качестве послов выступают порой и самые высокие ангелы, например, архангел Гавриил, который передает пророкам волю Творца.

Внешний облик херувимов также порождает массу дискуссий. Известно описание четырех существ, которых пророк Иезекииль встретил у Небесного престола: лев, бык, орел и человек. Но после истории с золотым тельцом, которому поклонялись сбившиеся с пути евреи, Бог решил сотворить особого ангела. В облике херувима присутствуют черты всех четырех созданий.

Есть и иные трактовки, которые по-своему рисуют этих ангелов: четырехкрылые существа; колеса, источающие яркий огонь; устрашающие создания с многочисленными очами. В отдельных древнееврейских источниках встречается утверждение, что херувим – это не живое существо, а некий атрибут, который используется в богослужении.

Скорее всего, херувимы имели способность к перевоплощению, а потому любое их описание относится к проявлению их в материальном мире. Истинную их природу человеческий взор не воспринимает, ее могут видеть лишь существа духовного мира: другие ангелы и сам Творец.

Херувимчики в искусстве — самая распространенная ошибка трактовки

Сцены из жизни Небесного Царства всегда привлекали внимание живописцев эпохи Возрождения. Тем более, такие талантливые художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль получали от церковной власти заказы на оформление храмов.

Читайте также:
Королева Кубков Таро — значение карты в раскладах

Видимо, память о судах святой инквизиции заставляла художников проявлять крайнюю осторожность при обращении к божественной тематике. Одни просто полагались на рекомендации священников, другие старались понравиться заказчику, предлагая благостные картинки, радующие взор. Так появились на картинах милые ангелочки, больше похожие на римских купидонов, чем на настоящих ангелов. Причем их изображали не только на полотнах, но также украшали ими витражи и фрески, делали скульптуры этих невинных крылатых малышей.

Многие эти изображения дошли до наших дней и считаются шедеврами мирового искусства. При этом посетители музеев, глядя на эти юные создания, ошибочно именуют их херувимчиками. Однако эти персонажи никак не связаны с истинными херувимами, занимающие второе по значимости место в Господнем окружении.

В живописи Ренессанса этот юный отрок с крылышками назывался putto (то есть «младенец»), или putti во множественном числе. Их редко помещали в центр картин. Обычно они играли вспомогательную, декоративную роль в основном замысле. Этим обрамлением зачастую занимались ученики, чтобы мастер мог направить все усилия на главную идею. Сам образ putti возник на стыке античной мифологии и библейских сюжетов.

Подлинные херувимы редко становились объектом творчества живописцев. Во всяком случае, специальных полотен, посвященных этим ангелам, нет. Они появлялись лишь там, где того требовал сюжет картины. Например, Рафаэль Санти на картине «Видение пророка Иезекииля» изобразил Бога, которого несут орел, телец, лев и ангел.

Заключение

Хотя сведения о херувимах не слишком детальны, эти небесные ангелы играют значимую роль в христианской традиции. Они олицетворяют справедливость, милосердие и великую мудрость Господа. Недаром одна из главных молитв в Православной литургии называется Херувимская Песнь.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • Ангелы и архангелы: кому читать молитву о помощи?
  • 6 молитв о любви Архангелу Чамуилу
  • Тайны архангела Метатрона: история, символы, в чем его сила

    Херувимы

    Херуви́мы — 1) ангель­ский чин (сте­пень ангель­ской иерар­хии), при­над­ле­жа­щий к триаде высших ангель­ских чинов (в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре нередко пере­чис­ля­ется после чина сера­фи­мов, но иногда, в перечне ангель­ских сте­пе­ней, ста­вится не на второй, а на первой пози­ции); 2) ангелы, пред­ста­ви­тели этого чина.

    Согласно тол­ко­ва­нию «Дио­ни­сия Аре­о­па­гита», назва­ние «херу­вимы» «озна­чает их силу – знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»1. Между тем известны и другие тол­ко­ва­ния этого име­но­ва­ния. Есть пред­по­ло­же­ние, что еврей­ское слово «керу­бим» в форме мно­же­ствен­ного числа может быть свя­зано с аккад­ским гла­го­лом в зна­че­нии «бла­го­слов­лять, хва­лить, молиться».

    Херу­вимы в Ветхом Завете

    В Библии херу­вимы неод­но­кратно пред­стают в виде анге­лов, на кото­рых вос­се­дает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной сто­роны, когда речь идет о ков­чеге Завета, это ука­зы­вает на ковчег, как на место осо­бого Божьего при­сут­ствия, с другой, в более широ­ком кон­тек­сте, на особую духовно-бла­го­дат­ную бли­зость херу­ви­мов к Богу.

    В сюжете о гре­хо­па­де­нии Адама и Евы гово­рится о том, что после изгна­ния первых людей из рая херу­виму было пору­чено охра­нять путь к дереву жизни в рай­ском саду: «И изгнал Адама, и поста­вил на востоке у сада Едем­ского Херу­вима и пла­мен­ный меч обра­ща­ю­щийся, чтобы охра­нять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ).

    В биб­лей­ских текстах херу­вимы часто бывают пред­став­лены в виде раз­лич­ных сим­во­ли­че­ских обра­зов: известны образы херу­ви­мов, выре­зан­ные из мас­лич­ного дерева и позо­ло­чен­ные или в виде рельеф­ной резьбы, а также литые из золота и выши­тые в тка­не­вой атри­бу­тике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ).

    Биб­лей­ская сим­во­лика пред­став­ляет их кры­ла­тыми, что, с одной сто­роны, ука­зы­вает на их при­над­леж­ность к небу, а с другой – на их спо­соб­ность к быст­рому пере­ме­ще­нию. Опи­са­ния их лиц весьма раз­ли­ча­ются: у херу­ви­мов ков­чега Завета есть только одно лицо; херу­вимы в храме Иезе­ки­иля дву­лики ( Иез.41:18 ), а те, что опи­саны в его виде­нии, обла­дают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были рас­про­стер­тыми и под­дер­жи­вали свод, над кото­рым в вели­ко­ле­пии вос­се­дал Бог. Когда они дви­га­лись, их крылья изда­вали шум.

    Внеш­ний вид херу­ви­мов, пред­став­лен­ный в раз­лич­ных книгах Библии, сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает на неко­то­рые их осо­бен­но­сти и каче­ства. Не сле­дует пони­мать бук­вально, что такого рода внеш­ние опи­са­ния харак­те­ри­зуют их про­стран­ствен­ную форму. В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии», автор­ство кото­рого при­пи­сы­ва­ется Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, гово­рится о том, что опи­са­ние изоб­ра­же­ний «нужно для того, чтобы мы не пред­став­ляли грубо, подобно невеж­дам, небес­ных и Бого­по­доб­ных умных сил, име­ю­щими много ног и лиц, нося­щими скот­ский образ волов или зве­ри­ный вид львов, с изо­гну­тым клювом орлов, или с пти­чьими перьями; равно не вооб­ра­жали бы и того, будто на небе нахо­дятся огне­вид­ные колес­ницы, веще­ствен­ные троны, нужные для воз­се­да­ния на них Боже­ства, мно­го­цвет­ные кони, вое­на­чаль­ники, воору­жен­ные копьями, и многое тому подоб­ное, пока­зан­ное нам Св. Писа­нием под мно­го­раз­лич­ными таин­ствен­ными сим­во­лами ( Иез.1:7 ; Дан.7:9 ; Зах.1:8 ; 2Мак.3:25 )»2.

    Читайте также:
    Ведовство — все о ведьмах и ведьмаках

    Херу­вимы в хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти

    В связи с тем, что опи­са­ния херу­ви­мов в Библии раз­но­об­разны, в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции воз­никло мно­же­ство спо­со­бов для тол­ко­ва­ния их обра­зов. Как пра­вило, авторы схо­ди­лись во мнении, что каждый эле­мент внеш­него вида дан­ного ангель­ского чина пред­став­ляет собой символ, однако интер­пре­та­ции их зна­че­ний часто отли­ча­лись. Многое зави­село от кон­тек­ста, в кото­ром херу­вимы были упо­мя­нуты в Писа­нии.

    В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии» херу­вимы сле­дуют после сера­фи­мов и отно­сятся ко вто­рому чину первой триады ангель­ских сил. Их основ­ное свой­ство – «знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»3.

    Кли­мент Алек­сан­дрий­ский пола­гает, что уста­нов­лен­ные на ков­чеге Завета фигуры херу­ви­мов пред­став­ляют собой лишь сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние и не явля­ются вос­про­из­ве­де­нием их реаль­ного облика. Свою пози­цию он аргу­мен­ти­рует запре­том Бога на изоб­ра­же­ние святых пред­ме­тов (сле­до­ва­тельно, и херу­ви­мов) и невоз­мож­но­стью для вос­при­я­тия чело­ве­ком небес­ных существ. Кли­мент дает сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние облику литых из золота фигур: «Имя Херу­вима озна­чает “вели­кое знание”. Вместе они имели две­на­дцать кры­льев, как ука­за­ние на чув­ствен­ный мир, две­на­дцать знаков Зоди­ака и опре­де­ля­е­мый ими ход вре­мени. …изоб­ра­же­ние херу­ви­мов имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: лицо явля­ется сим­во­лом души, крылья – слу­же­ния и дей­ствия воз­вы­ша­ю­щихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непре­стан­ном созер­ца­нии» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.

    В воору­жен­ном пла­мен­ным мечом страже Едем­ского сада, постав­лен­ного после изгна­ния первых людей, Бла­жен­ный Авгу­стин видел вре­мен­ную кару. По его мнению, меч назы­ва­ется пла­мен­ным потому, что «всякое стра­да­ние словно жжет». При этом глав­ная цель пла­мени не истреб­ле­ние, а очи­ще­ние5. Иоанн Зла­то­уст же напро­тив, вос­при­ни­мал этот образ как знак того, что после нару­ше­ния запо­веди вход в рай для чело­века стал недо­сти­жи­мым. В «Бесе­дах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангель­скому оружию «обра­ща­е­мое» был дан Мои­сеем, чтобы пока­зать, как заграж­дало оно все воз­мож­ные пути и «непре­станно вызы­вало страх и вос­по­ми­на­ние»6. Исходя из пони­ма­ния имени херу­ви­мов как «вели­кое знание», Иоанн Зла­то­уст в беседе «О тво­ре­нии мира» даёт объ­яс­не­ние образу херу­ви­мов как пре­муд­ро­сти, «на кото­рой Он (Бог) почи­вает». Там же он даёт объ­яс­не­ние нали­чию мно­же­ства глаз на всех частях их тела: «пре­муд­рость смот­рит всюду, имеет повсюду отвер­стое око»7. В слове «Против ано­меев» он выска­зы­вает мнение, что «херу­вимы служат Богу пре­сто­лами; это ска­зано о херу­ви­мах не потому, чтобы Бог нуж­дался в пре­столе, а чтобы отсюда ты ура­зу­мел досто­ин­ство этих сил»8.

    Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин истол­ко­вал образ четы­рёх зверей из виде­ния Про­рока Иезе­ки­иля как херу­ви­мов. Он считал, что херу­вимы были пред­став­лены в виде льва, тельца и орла по при­чине вос­при­я­тия людьми этих живот­ных как наи­бо­лее бла­го­род­ных и силь­ных. В лице льва он видел ука­за­ние на «царей и князей века сего, кото­рые вос­при­и­мут на себя иго Церкви, изоб­ра­жа­е­мой под видом колес­ницы, или поко­рятся Еван­ге­лию». В лице орла содер­жится ука­за­ние на при­ше­ствие Мессии свыше. Все вместе они ука­зы­вали на мно­же­ство разных наро­дов, кото­рые в буду­щем примут Еван­ге­лие9.

    При­ме­ча­ния:

    1 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава VII. О Сера­фи­мах, Херу­ви­мах и Пре­сто­лах, и о первой их Иерар­хии / О небес­ной иерар­хии.

    2 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава II. О том, что Боже­ствен­ные и небес­ные пред­меты при­лично изоб­ра­жа­ются под сим­во­лами, даже с ними и несход­ными изоб­ра­же­ния для опи­са­ния, умных Сил, не име­ю­щих образа, имея в виду, как выше ска­зано, наш разум, забо­тясь о свой­ствен­ной и ему срод­ной спо­соб­но­сти воз­вы­шаться от доль­него к гор­нему, и при­спо­соб­ляя к его поня­тиям свои таин­ствен­ные свя­щен­ные изоб­ра­же­ния. / О небес­ной иерар­хии.

    5 Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.

    6 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.

    8 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Слово третье. / Против ано­меев.

    Ангелы херувимы — кто они такие, и что они могут

    Основные различия

    Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы — «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы — творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

    Читайте также:
    Цыганские заговоры на деньги и магия этого древнего народа

    Архангелы Править

    Арха́нгел (греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

    По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:

    • Михаил — главный Архангел,
    • Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.
    • Рафаил — поставленный над духами людей,
    • Уриил — властвующий над небесными светилами,
    • Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
    • Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
    • Ремиил — поставленный над душами, восходящих к Богу.

    Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

    Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.) Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.

    Читайте также:
    Рунический став на деньги — формулы для богатства

    Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.

    В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

    Самая первая высшая ступень после Всевышнего — Серафимы

    Разберем каждую ступень отдельно, чтобы понять, что они вообще значат. Самая первая значимая ступень, после Всевышнего — это Серафимы.

    Впервые о них идет упоминание в книге пророка Исайи. Вот что он пишет:

    Из этого делаем свой вывод, что Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета. Считалось, что Серафимы закрывались крыльями, потому что издавали очень яркий свет, а это в свою очередь могло ослепить людей.

    Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета

    Но именно пророк Исаия смог увидеть Серафимов, потому что произошло это по воли Божией. Что же происходит дальше? Исайя пишет:

    Сам же пророк сильно удивился, как же он смог увидеть самого Царя Господа, если он так же погряз в своих грехах. В ответ на его вопрос к нему и явился один из Серафимов.

    На многих полотнах Серафимов изображают с человеческим лицом. Пример такого полотна можно увидеть ниже на фото.

    Иногда Серафимы просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог. Такие иконы всегда расписаны в красных или багряных тонах, потому что Серафимы как бы связаны с огнем и любовью. Считалось, что они призваны, чтобы обдавать жаром простых людей и подчинить ей своей воле.

    Иногда Серафимы на иконах просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог

    По Дианисию Ареопагиту, воинство небесное находилось всегда в постоянном движении, вокруг всего божественного.

    Именно Серафимы доносят людям о Боге, и они же призывают людей соблюдать заповеди Господни. Но самое главное, что делают Серафимы — это передают другим чинам то, что велит им Бог. Именно от них выполняют свои поручения другие.

    Также Серафимы очищают души людей от грехов. Они очень легко и просто сжигают все души, при этом уничтожая все прегрешения человека. На самом деле, Серафимов можно отнести к самым могущественным и таинственным созданиям Бога.

    В философии

    Филон Александрийский

    По мнению Филона Александрийского, херувимы на Ковчеге Завета являются символическим изображением двух высших качеств Бога и двух Его Имён: качеству милосердия (тетраграмматон) и качеству справедливости (Элохим), а в другом месте считает их аллегорическим изображением обоих полушарий. Наконец, Филон смешивает херувимов с более знакомыми ему египетскими сфинксами и называет их образами тайной мудрости, опираясь на ошибочное толкование названия «כרובים», как כ (`как`), רוב (`много`) и בין (`смысл`)

    Маймонид

    Маймонид насчитывает десять классов ангелов, среди которых херувимы занимают девятое место.

    Третья часть его «Путеводителя растерянных» начинается с философского толкования пророчества Иезекииля о «Божественной колеснице» (меркава

    ), в котором Маймонид усматривает описание земного мира, небесных сфер и интеллектов, — начал, которым сферы обязаны своим движением.

    По его мнению, херувимы были помещены в святилище Храма, чтобы внушить народу веру в ангелов, и их было два, для того чтобы народ не считал их изображением самого Бога.

    Упоминания в Ветхом Завете

    Каждый, кто читал Книгу Бытия, помнит, что там описан херувим с огненным мечом, который сторожит вход в Рай. А Давид пишет, что эти ангелы служили в качестве своеобразного транспорта, на котором передвигался Бог. Во многих местах Ветхого Завета можно прочитать, что он сидит на херувимах. Пророк Иезекииль тоже упоминал этих существ. Описывая падение правителя Тира, он подмечает, что тот похож на херувима, одеяние которого усыпано сияющими драгоценными камнями. Бог изгнал его из Рая на землю, так как он возгордился, тем самым согрешив. Незавидная участь постигла его. Да, оказывается, и ангел херувим может совершить грех. Этим он похож на человека.

    Примечания

    1. также 3Цар.
    2. ↑ Мидраш Берешит Раба XXI
    3. Танна дебе Элияху Раба I
    4. Талмуд, Хагига 13б
    5. ↑ Мидраш Тегиллим XVIII, 15; Мидраш Шир ха-Ширим Раба к 1:9
    6. Талмуд, Иома 21а
    7. Талмуд, Иома 54б
    8. Талмуд, Иома 54а
    9. Талмуд, Хагига 12б
    10. Мидраш Кохелет Раба X, 20
    11. Мидраш Тадше, изд. Эпштейна, стр. 15
    12. см., например, Сифре, к Втор. 3:24
    13. ср. Зогар на Книгу Исход, глава Бо, 43а
    14. Адольф Йеллинек, Auswahl Kabbalistischer Mystik, стр. 3
    15. ↑ — статья из
    16. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 29.
    17. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб. 1900. Т. 6 С. 751.
    18. Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 30
    19. «Книга тайн Еноха» XIX, 6; XX, 1
    20. Книга Еноха, LXX, 7; ср. LXI, 10
    21. ↑ Талмуд, Сукка 5б
    22. Это связано с сопоставлением двух мест у пророка Иезекииля (1:10 и 10:14): в первом месте сказано, что существа небесной колесницы имели четыре лика: человека, льва, быка и орла, а в другом месте сказано, что эти четыре лика были: херувима, человека, льва и орла. Таким образом следует, что херувим = быку.
    23. ↑ Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
    24. Талмуд, Хагига 13б
    25. Иудейские Древности, VIII, 6 § 5; VIII, 3, 3
    26. Филон Александрийский, De Cherubim, VII, X; De Vita Mosis, III, 8
    27. Маймонид, Мишне Тора, раздел «Основы Торы» II, 7)
    28. Маймонид, Путеводитель растерянных IIΙ, 45
    29. .
    Читайте также:
    Елена Ясевич — сильный медиум с тяжелой биографией

    В других источниках Править

    В мифологии Розы мира Править

    Основная статья: Ангелы (Роза мира)

    Ангелы Высшего круга:

    • Архангелы — хранители силы и мудрости, также самая страшная кара Господня[источник не указан 959 дней]
    • Херувимы — хранители светлых миссий,
    • Серафимы — хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
    • Престолы — хранители наций.

    Ангелы Низшего круга:

    • Астралы или Власти — творцы материальности Энрофа,
    • Силы — творцы материальности сакуалы даймонов,
    • Господства — творцы материальности миров просветления, кроме Олирны,
    • Начала — творцы материальности затомисов,

    Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

    Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

    В Книге Урантии Править

    В Книге Урантии говорится, что ангелы принадлежат к категории попечительских духов.

    Ангелы в Книге Урантии классифицируются следующим образом:

    • Супернафимы
    • Секонафимы
    • Тертиафимы
    • Омниафимы
    • Серафимы
    • Херувимы и сановимы

    Как следует из Книги Урантии, есть и другие нераскрытые ангельские чины.

    Серафимы и херувимы: православие и иконописные традиции

    Напротив, в еврейском языке «херувим» означает и «красив лицом», поэтому этот ангельский чин иконописцы чаще всего изображают в виде прекрасного юноши.

    Есть и другие отличия.

    № пп Показатель Серафимы Херувимы
    1 Количество крыл 6 4
    2 Цвет крыльев Алый Голубой или зеленый
    3 Тело Чаще всего животноподобное Похоже на человеческое

    А в эпоху Возрождения херувимов изображали в виде младенцев.

    Фрагмент «Сикстинской Мадонны» Рафаэля – пожалуй, самое известное изображение херувимов эпохи Возрождения

    Хотите собственными глазами увидеть серафима или херувима и рассмотреть его? Возможно ли это?

    Иудаистские ангельские иерархии

    Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».

    Ангелы и херувимы – кто они и какова их роль

    Если ангелы в привычном понимании служат в миру для людей, то херувимы созданы исключительно как приближенные Бога. Они оберегают саму суть божественного замысла наравне с серафимами. Однако в то время как огненные серафимы озаряют своим пламенем все живое, освещая путь к Богу и провозглашая его святость по всему миру, херувимы являются проводниками к этой святости.

    Херувимы – божественные секретари и хранители

    В ангельской иерархии херувимы стоят вторыми по чину после серафимов, однако, по приближенности к Богу они – первые. Ведь эти ангелы – единственные творения Господа, которым позволено видеть его таким, какой он есть. Связано это с тем, что, во-первых, именно их, по преданию, Создатель явил в мир первыми, во-вторых, именно они обладают абсолютным пониманием Бога, благодаря своей мудрости и уму.

    Первыми херувимы появляются и в Библии, уже в самом начале, когда Адам и Ева изгоняются из рая. Чистые создания с пламенными мечами в руках встают у райских врат по поручению Создателя, чтобы охранять идеальный мир от дальнейшего человеческого порока. Неудивительно, что поручение было дано именно им. Ведь херувимы способны заглядывать в самую глубь вещей, видя в них все скрытые изъяны. К сожалению, это не уберегло некоторых из них от падения и перехода на сторону падших ангелов Люцифера.

    Таково представление, кто такие херувимы в Православии, каноническом Христианстве. То есть это – проводники созданий Бога к нему самому. Они указывают живым на их пороки, открывают мудрые знания, как их исправить, и ведут святым путем к Отцу. О мудрости этих ангелов говорит также значение слова херувим – «полнота знаний», «излияние мудрости», «сила знать и созерцать Бога».

    Это познавшие и продолжающие познавать постоянно глубину божьего замысла посланники, возвращающие заблудших на путь истинный. Именно они являются к покинувшим почившие тела душам и отводят их к Царству небесному, решая их дальнейшую судьбу. И именно они доводят все молитвы непосредственно Создателю.

    В других религиозных учениях, иудаизме, Каббале, Ветхом завете, тоже упоминаются разные ангелы, и херувимы среди них также занимают место, наиближайшее к Творцу. Попутно они занимаются и служебной миссией перенесения Творца к нужному ему месту, выступая в роли транспортировщиков. Однако в христианстве эта роль отведена Престолам.

    Внешний вид херувимов – в каком обличье они являются смертным

    Какой образ имеет небесный Керувим, точно не расскажет ни Библия, ни Талмуд, ни Википедия, хотя в последней довольно подробно описаны почти все варианты его внешнего вида. Тем не менее, есть несколько подробных деталей, присущих этим созданиям, по которым можно определить, что это – именно они. Согласно им, ангелы-херувимы:

    • имеют 4 или 6 ярко-лазоревых крыл, в отличие от серафимов, у которых крылья алые;
    • смотрят 4 ликами – человека, льва, орла, быка, одновременно;
    • иногда их тела могут оканчиваться огненными колесами.

    Так ангелы-херувимы выглядят в представлении древних пророков. У талмудистов эти посланники принимали образ прекрасного юноши, что совпадает со многими библейскими описаниями. Мидрашам они являлись в самых разных обличьях – и мужских, и женских, и даже бесплотных и совсем не похожих на что-то.

    Другие теософы и философы, рассуждая, кто такой херувим по сути, находят прямые аналогии с мудрыми существами, принимающими образы крылатых полузверей-полулюдей. Это знаменитые сфинксы, грифоны, стоящие на страже границ добра и зла, шеду, символизирующие суть. Все эти картинки разных религий и культур изображают похожих существ, являющих собой всю мудрость Бога, обращенную на познание людей и мироздания.

    Еврейские же мудрецы вовсе считали керувимов не живыми созданиями, а божественным инструментом. Предметом, с помощью которого Создатель идентифицировал себя и держал связь с созданным им миром. Херувимы – самые загадочные создания из всех небесных обитателей.

    Херувимы и херувимчики

    Названных ангелов не стоит путать с теми, кого сейчас называют херувимами с легкой руки итальянских художников Эпохи Возрождения. В свое время вдохновенные живописцы были очень очарованы картинами и персонажами Ветхого Завета, Библии, и охотно заимствовали оттуда для своих произведений разные сюжеты. Однако их чувственность не могла не наложить определенный отпечаток – вскоре на картинах библейского содержания стали появляться очаровательные малыши с крыльями.

    Малышей назвали херувимчиками, но настоящие их название – путто, путти, в зависимости от количества. Известный православным херувимчик закрепился именно в русскоязычном представлении. К настоящим херувимам он отношения, конечно, не имеет.

    Настоящие же херувимы – мощный атрибут христианских канонов Бога. Они настолько священны, что им не дают имен, так же, как их Создателю. Нередко их полностью идентифицируют с Творцом. Что ж, возможно они и есть первое идеальное творение Отца, создавшего их по своему подобию.

    Автор статьи:
    Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
    E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

    Ангелы: девять чинов. Инфографика

    Приблизительное время чтения: 2 мин.

    Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?

    Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

    По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

    Первый лик

    Серафимы

    Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

    Упоминание: Ис 6:2

    Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

    Херувимы

    Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

    Упоминание: Исх 25:18–20; 37:7–9 и др.; Евр 9:5

    Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

    Престолы

    Упоминание: Иез 1:18; Кол 1:16

    Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

    Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

    Второй лик

    Господства

    Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

    Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

    Упоминание: Рим 8:38; Еф 1:21

    Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

    Власти

    Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

    Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

    Третий лик

    Начальства (Начала)

    Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

    Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

    Архангелы

    Упоминание: Откр 12:7 и др.

    Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

    Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

    Ангелы

    Упоминание: Откр 1:7 и др.

    Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

    В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

    Ангел-хранитель

    Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

    В статье сказано: “Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства”.

    Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?

    а в чем противоречие?

    Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?

    Ну, тут есть две версии. Первая – к первым двум ликам не применимо понятие “воинство”, поскольку каждый из чинов в этих ликах выполняет свою задачу, и она не воинственная. Вторая версия – известные нам по именам Архангелы в Писании и Предании представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии. Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, но являются Ангелами с особым родом служения. Обе эти версии канонические, можете выбрать любую для себя, либо провести своё исследование и дополнить мой ответ.

    Подписаться пожалуйста на журнал

    Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.

    Хотите верьте, хотите нет, а я тоже часто встречаюсь с потусторонним. С Ангелами. И Падшими, и Белыми. И те и другие наверное лучше людей. Сильнее. Мудрее. Они воевали между собой, за власть над этим миром людей, миром, который сотворил Бог. Но не воевали с людьми.. потому что и черные и белые Ангелы к людям трепетно относятся, и даже чем то им завидуют. Потому что человек не так совершенен, он не может знать что с ним будет через секунду. Поэтому Благодать Божия сильнее обращена к человеку, нежели к Ангелу. . Люцифер не может даже всех своих падших Ангелов, коих треть, настроить против людей. Ангел создан Богом защищать людей. И эта программа в матрице Мира неизменна.

    Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

    Здравствуйте.
    Как ведут войну ангелы с падшими ангелами ? Они с оружием? Просто отгоняют от человека?

    Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

    «Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: