Белые дамы — добрые духи лесов из легенд Европы

Белые дамы — добрые духи лесов из легенд Европы

Появление и облик мавок

Но как же появлялись мавки? В старину народ верил, будто в этих созданий превращаются младенцы, родившиеся мёртвыми или умершие в Русальную неделю, следующую сразу за праздником Троицы.

В некоторых регионах Украины поговаривали, что мавки – это дети, задушенные собственными родителями, для которых были нежеланными. Также ребёнка могла похитить нечисть, после чего его дух обращался в лесную навку. И если молодые девушки после смерти пополняли ряды русалок, то дети присоединялись к мавкам.

Мавки завлекают за собой, чтобы погубить / Irine Khomeriki / artredpanda.artstation.com

Души несчастных малышей, умерших в раннем возрасте, так и не прошедших таинство крещения, не могли найти себе покой. Путнику, оказавшемуся в лесу среди мавок, не стоило ждать пощады от крайне жестоких и злых существ. Выглядели навки как молодые длинноволосые девушки или дети, в белых рубашках. Отличить мавку от обыкновенного человека не составляло труда.

В преданиях рассказывается, что эти созданиями не отбрасывают тени, не оставляют следов на земле. Кроме того, некоторые легенды утверждают, что навки стараются не поворачиваться спиной к людям. Почему? Всё просто – так они сразу же раскроют себя. У мавок совершенно нет спины, а потому сквозь брешь видны все внутренние органы.

Звать эту нечисть никто не решался – да и зачем кликать беду. Нередко мавки сами появлялись перед путниками. Часто их жертвами становились молодые мужчины. Перед такими странниками мавки представали в обличье прекрасных юных девушек, что увлекали человека за собой, приводи к реке, где и топили.

Мавками становились дети / Oleg leshiy Shekhovtsov / leshiy.artstation.com

Слова, сказанные Белой дамой

Прошло уже почти триста пятьдесят лет с тех пор, как она явилась в первый раз, и первое время показывалась очень часто. Не раз видали, и притом в самый полдень, как она выглядывала из окна верхней, необитаемой башни. Появлялась она обыкновенно в белой одежде, имея на голове вдовье покрывало с большими бантами, была высокого роста и с добрым выражением красивого лица.

Известны только два ее явления, во время которых она говорила.

Одна из придворных дам вошла в свою уборную для примерки платья и спросила у горничной, который час. В это время из-за ширм вышла Белая дама и ответила: “Десять часов, милостивая государыня”. Та дама, конечно, очень испугалась, а через несколько недель занемогла и вскоре скончалась.

Слова, сказанные привидением в другой раз, имели более глубокое значение. Это было в Берлине, в декабре 1628 года. Явившись, белая женщина произнесла по-латыни: “Veni, judica vivos et mortuos; iudi-cium mihi adhuc superst”, то есть: “Приди, суди живых и мертвых – мне еще предстоит суд”.

Белая дама и династия Габсбургов

Имела свою собственную Белую даму и австрийская династия Габсбургов. Древняя легенда гласит, что появление призрака – женщина в белом – предвещает несчастье с кем-либо из членов Габсбургского дома. Его видели, например, в 1867 году перед трагической кончиной мексиканского императора Максимилиана, деверя императрицы Елизаветы.

В 1889 году, незадолго до гибели эрцгерцога Рудольфа, Белую даму встречали в коридорах того же замка. Видели ее и перед получением известия, что эрцгерцог Иоанн Орт пропал в море без вести. Ее появление предшествовало гибели юной эрцгерцогини, сгоревшей заживо от спрятанной в карман сигареты, закуренной потихоньку от старших. И наконец, незадолго до гибели австрийской императрицы Елизаветы, в сентябре 1898 года в Женеве стал известен рассказ часового, который видел женщину в белом, всю ночь ходившую вокруг охраняемого им замка Шонбрунн…

Thu, 11 Mar 2021 10:09:30 +0300

Белая дама в Карлсруэ

Говорят, что в 1652 и 1653 годах ее часто видели в королевских замках Берлина и Карлсруэ. В отношении последнего, как сообщается в одной книге, изданной в самом начале нашего века, “существуют два достоверных и рассказа, именно, как одна придворная дама, прогуливаясь в сумерки по саду замка Карлсруэ со своим мужем и нисколько не думая о белой женщине, вдруг увидела ее на дорожке возле себя и так ясно, что могла вполне разглядеть ее лицо.

Сильно испугавшись, она перебежала на другую сторону, а привидение исчезло. Муж ее привидения не видал, но заметил смертельную бледность жены. Вскоре один из членов семьи пары покинул этот мир.

Затем видел ее в галерее замка Карлсруэ, идущую к нему навстречу, один из придворных. В первую минуту он принял видение за желавшую подшутить над ним придворную даму, и попробовал схватить его, но оно мгновенно исчезло.

Белая дама и Король Пруссии Фридрих II

Однако чаще всего Белая дама является кому-либо из членов династий Гогенцоллернов и Габсбургов.

Относительно того, видел ли Белую даму король прусский Фридрих Великий, мнения расходятся. Одни полагают, что этот скептик с рациональным умом вообще не верил в привидения, но, согласно легенде, изменил свое отношение к ним после того, как сам стал одним из них. Но тому должна же была предшествовать хоть какая-то прижизненная причина!

О ней говорят другие, например В.В. Битнер в книге “Верить или не верить?” (Спб., 1899). Вот какой случай он описывает:

“С июня 1786 года престарелый Фридрих, знаменитый прусский король, стал прихварывать. Старость начинала брать свое, но дух короля оставался по-прежнему бодрым. Смеясь над докторами, король с большим трудом уступил неотступным просьбам родных, советовавших отдать себя на попечение специалистов. Вместо ханжи-сиделки, которых этот непритворный вольнодумец терпеть не мог, он взял себе старого гусара, одного из своих сподвижников при Росбахе. И действительно, старик, как верный пес, смотрел в глаза дорогого ему короля, ни на шаг от него не отступая, и предупреждал малейшие желания. 3 августа 1786 года один из внутренних часовых видел Белую даму и сказал об этом гусару, который его выругал, но старик счел все-таки своей обязанностью сообщить о призраке государю.

Читайте также:
Беркана руна: значение в прямом и перевернутом положении

Чушь! – возразил больной. – Часовому не мешало бы всыпать сотни две фухтелей… а ты не повторяй вздора. Это какая-нибудь камер-медхен шла на свидание с пажом или камер-лакеем или ему просто пригрезилось спросонья.

На другой день вечером, 4 августа, король дремал, сидя в кресле, гусар сидел возле и вдруг заметил у камина белую фигуру. Не смея тревожить короля, он уставился на нее и очень явственно различил белую женщину.

  • Видишь? – спросил король хриплым голосом.
  • Кого, государь?
  • Белую женщину около камина?
  • Вижу, государь!
  • Видно, камрад, бабьи сказки правду говорят, – продолжал король, спокойно всматриваясь. – Пусть же убирается туда, откуда пришла!
  • Говорят, есть такие молитвы…
  • Может быть, но я их не знаю! – усмехнулся король.

Он опять задремал. Видение мало-помалу исчезло, как дым. К ночи весть о явлении Белой дамы разнеслась по дворцу и всему городу. На следующий день Фридрих скончался. Последними его словами были: “Dieu erci, la montagne a passe. ” (Благодарение Богу, гора прошла. )

Какая гора? Было ли это символизацией, подобно сонным грезам того физиологического процесса, который знаменует переход от жизни к смерти, или тут скрывалась какая-нибудь мысль?”

Как бы то ни было, но однажды Фридриху Великому выпала нужда самому явиться привидением перед племянником Фридрихом Вильгельмом. Последний направил свою армию завоевать Францию, но, видно, призрак его знаменитого дяди не одобрил вторжение в эту страну.

  • Если вы, Вильгельм, не отзовете прусскую армию из Парижа, – сказал призрак, – вы увидите нечто, что навряд ли понравится вам.
  • Что вы имеете в виду? – спросил Вильгельм. Он был напуган больше словами, сказанными привидением, чем им самим.
  • Я имею в виду Белую даму старого дворца, – ответило привидение. – Уверен, вы знаете, что бывает с теми, кто видит ее.

С этими словами призрак тут же как бы растаял. Никто не знал, кого представляло привидение Белой дамы, слух о котором дошел даже до призрака Фридриха Великого. Подозревались несколько дам, скончавшихся в тех или иных покоях дворца в пятнадцатом – шестнадцатом столетиях.

Как и почему Белая дама облюбовала династию Гогенцоллернов, не совсем ясно. Утверждают, что впервые она появилась в 1619 году, во время правления Иоанна Сигизмунда. Жизнь его оборвалась через день после явления зловещего призрака.

Даму в белом видели в 1806 году, за несколько дней до того, как прусский принц Людовик погиб в сражении с войсками Наполеона. Она появилась и в июне 1914 года; тогда правил кайзер Вильгельм II.

Кайзер остался в живых, но его родственник, эрцгерцог Франц Фердинанд, был застрелен в Сараево, запалившим огонь первой мировой войны. Кайзер пережил войну, но Германия была разбита, а династия Гогенцоллернов отстранена от власти. И Дама в белом перестала тревожить потомков этой прусской династии.

Духи славянской мифологии

Существует немало всевозможных духов и нежити в славянской мифологии. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах, уставших славить бога: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, кто в дом.

АНЧУТКА – злой дух, в более позднее время – одно из русских названии чертенят. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют водяным, болотным: живет в болоте. У него есть крылья. Обычные его эпитеты – «беспятый», «роговой», «беспалый» – означают принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему пятку откусил.

АУКА – лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу – со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял». Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными – 4 октября, когда лешие бесятся. «Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него – медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки… Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

БАБАЙ – злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучит. Бабаем пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес унесет. «Ай, бай, бай, бай, Не ходи, старик, Бабай, Коням сена не давай. Кони сена не едят, Все на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растет по часам. Ай, бай, бай, бай, Не ходи ты к нам, Бабай» (колыбельная песня).

БАГАН – дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.

БАЕННИК (банник, лазник, байник, банный) – нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», – говорят в коренной Новгородчине, но твердо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и бывает недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.

Читайте также:
Фиолетовая аура — что означает этот цвет и его оттенки в тонком теле

Мавки – создания мира Нави

В славянских преданиях мавки являются достаточно часто встречающимися персонажами. Они напоминают известных всем русалок. Но основное различие в местах обитания. Если русалочья среда – это водная стихия, то обителью мавок всегда остаётся лес.

Кстати, многое о сущности мавок говорит их второй вариант именования – “навки”. Это слово напрямую связано с Навью, а ведь именно так наши предки называли самый тёмный и непознанный из миров, где обитали представители нечисти. В отличие от привычной для людей Яви, мир Нави представлял собой запретную территорию для земных существ (и, что примечательно, для большинства богов тоже).

Истории о мавках более всего были распространены на территории Украины и южнорусских землях. В дальнейшем образ навки превратился в русалочий, а черты “лесной панночки” исчезли. Нередко в легендах звучит утверждение, будто мавки и русалки водят дружбу. В период Зелёных святок эти существа празднуют собственную русалочью или мавскую Пасху.

Белые дамы — добрые духи лесов из легенд Европы

Пайн-Барренс, США

Расположенный на юге американского штата Нью-Джерси сосновый лес Пайн-Барренс — еще одно мрачное место, в котором туристы слышат голоса, видят призраков и странные огни. Говорят, что главным обитателем леса является дьявол из Джерси. По легенде, у местной жительницы Джейн Лидс родился тринадцатый ребенок, который был ей совершенно некстати, поэтому после его рождения она пожелала, чтобы его взял дьявол. Постепенно ее сын превратился в двухметровое существо с крыльями летучей мыши, лошадиной головой, рогами и красными глазами, а затем съел остальных детей женщины.

По поверьям, в Пайн-Барренсе обитают и добрые призраки. Так, Черный доктор из легенды о чернокожем медике, с которым расправились местные жители, приходит на помощь заблудившимся и раненым путникам. Поможет и Белый олень. Даже если вы не заблудились, встреча с призраком этого животного в чаще леса — к удаче. Таинственная атмосфера леса с дремучими деревьями дополняется расположенными в этом районе городами-призраками с разрушенными домами, оставшимися со времен Войны за независимость.

Хойя, Румыния

Лес Хойя находится в Румынии, недалеко от города Клуж-Напока. Его часто называют «бермудским треугольником Европы». Легенды и слухи, связанные с паранормальными явлениями, происходящими в лесу, начали появляться после окончания Первой мировой войны. По одной из самых известных, в лесу пропал пастух вместе со стадом из 200 овец, которого так и не нашли. Таких историй множество. Также существует фотография военного техника Эмиля Барнэ, который снял пролетающее над Хойей НЛО. Специалисты до сих пор сомневаются в подлинности снимка.

Местные жители и туристы не раз жаловались на плохое самочувствие и рассказывали о смехе и голосах, которые слышали, проходя по лесу. Кроме того, на территории призраков и инопланетян неправильно работают электрические приборы. Даже если не получится встретить духов и привидений, любителям мистики стоит побывать в лесу, так как деревья и другая растительность произведут и без того сильное впечатление.

Фото: DeA / Must / Contributor / Getty Images, Anadolu Agency / Contributor / Getty Images, Carl Court / Staff / Getty Images, John Greim / Contributor / Getty Images, Gerhard Zwerger-Schoner / imageBROKER / legion-media.ru, VW Pics / Contributor (в анонсе) / Getty Images, Barcroft Media / Contributor / Getty Images

Кривой лес, Польша

Расположенный недалеко от польского города Грыфино, Кривой лес до сих пор является загадкой, которую не могут решить ученые. По легенде, J-образные изгибы в основании деревьев появились из-за жившей в лесу колдуньи. Когда дровосеки направились в эту часть леса, чтобы срубить деревья, сосны стали выгибаться, уворачиваясь от ударов топора и не пропуская посторонних к жилищу ведьмы. Более реалистичные теории объясняют необычную форму стволов в лесу воздействием ветра и снега, а также попыткой человека вывести специальные сорта деревьев, более пригодные для изготовления мебели и других изделий.

Как бы то ни было, причина, по которой основания сосен имеют такую причудливую форму, до сих пор неизвестна.

Посетившие лес туристы рассказывают о его таинственной атмосфере, поскольку там царит неуютная тишина: не слышно пения птиц и стрекота насекомых. А если вы хотите еще больше пощекотать себе нервы, стоит отправиться в лес в туманную погоду.

Аокигахара, Япония

Название этого леса у подножья горы Фудзи в Японии переводится как «равнина синих деревьев», но он больше известен как «лес самоубийц»: количество тел решивших добровольно расстаться с жизнью, которые власти находят в лесу, достигает нескольких десятков в год. При входе в лес даже висит плакат, на котором посетителей призывают подумать о своих близких, а также напоминают о бесценности человеческого существования. Если сойти с тропинки, можно обнаружить вещи убитых, записки и старые кости — властям не всегда удается обнаруживать тела сразу.

Читайте также:
Заговор от курения — лучше, чем кодирование

Изогнутые корни деревьев и мрачная атмосфера Аокигахары способствуют появлению многочисленных легенд о демонах, обитающих в лесу. Так, тут часто раздаются необычные звуки, которые местные жители считают голосами покойников, чьи души не обрели покой. Также на территории леса не работают компасы, а деревья приглушают звуки, поэтому туристы легко теряются, если отклонятся от проторенной тропы.

Лес Гоблинов, Новая Зеландия

Лес Гоблинов находится в Новой Зеландии в национальном парке «Эгмонт». Тропинки среди деревьев напоминают мир Средиземья Дж. Р. Р. Толкина, в котором по таким лесам путешествуют гоблины, эльфы, гномы и хоббиты. Хотя деревья в лесу могут показаться пугающими, особенно в дождливую погоду, любопытство пересиливает — и туристы получают от прогулки среди вечнозеленого леса незабываемые эмоции.

Стволы деревьев из-за влажного климата сплошь покрыты мхами и лишайниками, которые часто принимают удивительные очертания. При этом в лесу Гоблинов практически нет ягод и грибов, а находящееся рядом с лесом болото и многочисленные папоротники способствуют возникновению рассказов о лесных духах.

Легенда о женщине в белом

Определение

Общий термин для этого мифического существа – «Белая Леди». Она также часто известна как женщина в белом или плачущая женщина. Белая леди – это тип женского призрака / призрака, который часто встречается в сельской местности и связан с трагедией. Самая распространенная история за этой легендой – это история о женщине, преданной мужем или женихом, которая затем покончила с собой.

В некоторых мифах женщины убивают своих собственных детей после предательства своего супруга, а затем совершают самоубийство. Об этих явлениях часто говорят, что они предвестники смерти. Это также часто встречается в разделе «Призрачные автостопщики» и тому подобное, потому что в некоторых историях ее видят на обочине дороги, ожидая, когда ее найдут неверные люди.

Имена «Белая Леди» и «Женщина в белом» относятся к зарегистрированным наблюдениям, описывающим этих призраков как кавказских женщин в развевающемся белом платье. «Плачущая женщина» относится к определенной латиноамериканской легенде (поясняется ниже). Несколько вариантов этого мифа из Великобритании, США, славянской мифологии и Бразилии также подробно описаны ниже.

Хотя есть много видений, которые люди называют «Белой леди», не все они соответствуют реальному описанию того, кем она является. Утверждать, что женский дух на самом деле является либо «белой леди», «плачущей женщиной» или «женщиной в белом», она должна быть предана любовником.

Если это не имеет значения, но видение все еще плачет, «плачет» или кричит, когда его видят, то ее можно назвать «плачущей женщиной», даже без истории предательства.

Испанская легенда

Ла Льорона (“Плачущая женщина”)

Хотя эта история часто связана с латиноамериканскими культурами, она популярна как в Северной, так и в Южной Америке. Согласно мифу, красивая женщина по имени Мария утопила своих детей, чтобы быть с мужчиной, которого любила. Когда он не получил ее, она утонула в озере в Мехико. Говорят, что в загробной жизни она не была допущена на небеса, так как у ворот была оспорена информация о местонахождении ее детей. Мария была вынуждена бродить по Земле всю вечность в поисках своего убитого потомства. Ее постоянный плач – вот что дает ей имя “La Llorona”.

В некоторых версиях она будет похищать странствующих детей, которые похожи на ее собственных, или детей, которые не слушаются своих родителей. Люди, которые утверждают, что видели ее, говорят, что она появляется только ночью возле рек или озер в Мексике. Некоторые говорят, что те, кто слышит ее плач, отмечены смертью.

Легенда гласит, что она будет плакать: «Да, мисо!» что означает “О, дети мои!”

Великобритания Легенда

Исследуя легенды в этой культуре, история Белой Леди Уиллоу Парка больше всего подходит под описание.

Willow Park – это лесистая местность в Ньютон-ле-Уиллоус, Мерсисайд, на северо-западе Англии. Считается, что этот призрак – измученный дух невесты, утонувшей в озере ее мужем в брачную ночь. Другие варианты ее смерти говорят о том, что она либо попала в ловушку в пещере, либо повесилась на кухне (хотя в этих отчетах нет упоминания о муже).

Old Faithful Inn

Легенды Соединенных Штатов

Есть рассказы о призраке, известном как “Невеста без головы”, который часто посещает Old Faithful Inn в Йеллоустонском национальном парке. Она и ее муж были в поездке в Йеллоустоун, где он якобы разыграл все свои деньги. Когда невеста попросила у отца денег, он отказался, в результате чего муж обезглавил свою жену, а затем скрылся с места происшествия. Согласно легенде, она преследует только Старый Дом, так как это была единственная часть, которая была построена, когда она была жива.

Эта следующая история больше соответствует описанию «плачущей женщины», чем «белой леди».

В Мукилтео, штат Вашингтон, было много наблюдений рядом с Клирвью Драйв в лесу. Когда наступает ночь, ходят слухи, что она попытается подвезти водителей или встанет посреди дороги, указывая, а затем внезапно исчезнет, ​​словно пытаясь обмануть их. Поступали сообщения о плаче и криках вокруг водопада на Клирвью (давая ей название «Плач»).

Клирвью Драйв, Мукилтео, Вашингтон

Славянская мифология

В славянской мифологии есть подобное существо, называемое русалкой, которое является призраком девушки или молодой женщины, которая насильственно умерла. Молодая женщина либо покончила с собой, потому что была предана любовником, либо была незамужней беременной женщиной, когда умерла. В отличие от Белой Леди, Русалка может принимать форму призрака, нимфы, суккуба или русалки. Они более известны как “женщины-рыбы”, которые живут на дне рек.

Читайте также:
Очищение и восстановление энергетики человека

Бразильская легенда

Эта легенда называется по-португальски Дама Бранка или Мюльер де Бранко и считается призраком молодой женщины, которая умерла во время родов или от насилия. Люди говорят, что она выглядит бледной женщиной в длинном белом платье или спальном халате и, хотя обычно безмолвна, время от времени рассказывает о своих несчастьях.

В бразильском фольклорном словаре Луиса де Камары Каскудо эта история рассказана как призрак молодой белой женщины, которая была убита либо ее отцом, либо мужем в результате убийства, совершенного по принципу «чести». Наиболее распространенными причинами этих убийств были прелюбодеяние, отказ в сексе или насилие. В другой книге « Урупес » Монтейру Лобато рассказывается о молодой женщине, которая умерла от голода от мужа, потому что он подозревал, что у нее роман с чернокожей рабыней, и только дал своей жене тушеное мясо его трупа для еды.

Призрак Белой Дамы в замках Европы

Призрак Белой дамы существует едва ли не во всех европейских странах. Первые упоминания о нем относятся к XIV—XV векам. Наиболее часто видеть его доводилось жителям Германии, но и другим европейцам «повезло».

Если вам доведется посетить средневековый замок Рожмберк недалеко от чешского города Рожмберк-над-Влтавой, вы обязательно услышите от местных экскурсоводов старинную историю о Белой даме — призраке Перхты Рожмберк, несчастной дочери хозяина замка, которая не покидает свою «резиденцию» вот уже пять веков.

Замок Рожмберк еще в первой половине XIII столетия построил Витек из Прчице, член могущественного дворянского рода Витковичей. Первые письменные упоминания о замке относятся к 1250 году. Он возвышается на холме в излучине Влтавы, посреди необыкновенно живописной гористой местности.

Замок многократно менял хозяев, в 1420 году Ольдридж II был вынужден заложить имение, чтобы получить средства для борьбы с гуситами. Через некоторое время Ольдридж сумел вернуть долги и получить замок в свое распоряжение, однако дела его все-таки шли ни шатко ни валко. Большие надежды Ольдридж возлагал на свою дочь Перхту, которая родилась в 1429 году.

Когда ей исполнилось 20 лет, отец нашел ей хорошего жениха — моравского дворянина Яна Лихтенштейна. Тесть рассчитывал на политические связи зятя при королевском дворе. Жених, в свою очередь, делал ставку на большое приданое невесты. Однако надежды обеих сторон не оправдались. Ольдридж был по уши в долгах, а Ян не желал делать протекцию при дворе скуповатому тестю.

Свое раздражение и злость жених изливал на Перхту. Его родственники относились к молодой не лучше. О ее плачевном положении в семье мужа знало все Чешское королевство. Тем не менее чета прожила вместе почти четверть века.

По преданию, перед смертью Ян просил у жены прощения за плохое обращение с ней, но она ему не простила. И тогда он проклял супругу, пообещав, что даже на том свете ей не будет покоя. Перхта скончалась в мае 1476 года. Не прошло и полгода, как она стала показываться в замке Рожмберк в белом платье.

Белая дама питала какое-то особенное чувство ко всем новорожденным. Стоило появиться в замке очередному младенцу, привидение непременно навещало его. Никаких неприятностей детям оно не доставляло. Няньки и кормилицы знали об этом и не боялись, когда Белая дама качала малыша в колыбельке.

Но однажды на службу взяли новую няню издалека, о Белой даме она никогда не слышала. Когда она увидела склонившуюся над кроваткой новорожденного Петра Рожмберка даму в белой одежде, то стала кричать на весь замок. Белая дама указала на стену и растворилась, будто ее и не было.

По легенде, когда Петр Рожмберк вырос и услышал о визите дамы, он приказал разобрать ту самую стену. Оказалось, что в ней был спрятан большой клад. В 1601 году Петр продал замок, с тех пор он переходил из рук в руки.

Во время Великой Отечественной войны в замке находилась школа нацистской девичьей организации «Бунд дойче Мадель». Каждое утро девушки поднимали над башней флаг со свастикой. Похоже, Белая дама не пришла от этого в восторг и решила показать, кто в доме хозяин.

Семь веков над башней реял белый флаг с эмблемой Рожмберков — красной пятилепестковой розой. Когда рано утром немки поднялись на башню, Белая дама пригрозила им пальцем.

Девушки выронили от страха флаг и с криком убежали к начальнице. Та приказала обыскать башню, думая, что там прячутся чешские партизаны. Обыски ничего не дали.

Портрет Перхты Рожмберк (годы жизни около 1429 – 1476). По легенде ее душу освободит тот, кто сумеет расшифровать загадочную надпись на портрете. В награду спасителю дама укажет, где хранится клад.

Последний раз Белая дама появилась в Рожмберке в 1996 году. Замок реставрировали, и рабочий заметил, как за окном прошла дама в белом.

Если верить легенде, Белая дама покинет замок навсегда, когда люди сумеют расшифровать загадочную надпись на ее портрете. Одновременно надпись укажет местонахождение нового клада. Пока таких знатоков не нашлось.

НЕБЕСНЫЙ ПРЕСТОЛ

Недалеко от Баден-Вюртемберга над рекой Цоллерн возвышается живописный холм, увенчанный старинным замком Гогенцоллерн. Его называют замком в облаках. Действительно, он словно парит в небе. С самого замка открываются великолепные виды на окрестности. Его история тесно связана с династией Гогенцоллернов, правивших Пруссией вплоть до 1918 года.

Здесь же нашел последнее пристанище и король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Здесь же хранится знаменитая корона Вильгельма II. Сегодня замок — это популярная достопримечательность. Туристы осматривают экспонаты дворца и мечтают увидеть собственными глазами Белую даму — привидение Гогенцоллерна.

Читайте также:
Формула тайного богатства масонов

Она всегда наводила ужас на местных жителей — репутация у нее была самая скверная.

. В XIV веке графиня Ирэн Орламюндская овдовела и решила повторно выйти замуж за Альбрехта Нюрнбергского по прозвищу Красивый, Представителя франконской ветви Гогенцоллернов. Ирэн была почти на 20 лет старше Альбрехта, поэтому молодой человек сильно сомневался, стоит ли вести ее под венец.

Кроме того, у нее имелось двое детей от предыдущего брака, и это еще больше пугало потенциального жениха. Но чем больше Альбрехт упирался, тем настойчивее была «молодая». Чтобы устранить все препоны на пути к браку, она прибегла к крайней мере — приказала убить двух своих детей. Когда слух об этом дошел до ушей Альбрехта, он отверг убийцу.

Тогда Ирэн не осталось ничего другого, как забыть о возлюбленном. Желая замолить свой грех, она основала и возглавила цистерцианский монастырь под названием Небесный престол. По рангу ей приходилось носить белое одеяние. А после кончины графини она стала являться Гогенцоллернам в виде призрака. Его появление в замке предвещало хозяевам беду — тяжелую болезнь или смерть.

Согласно старинным хроникам, первый раз Белая дама появилась в замке в 1619 году. Через день скончался король Иоганн Сигизмунд.

В крепостной стене замка Гогенцоллернов сохранился секретный проход. Через него в осажденный замок доставляли оружие и еду, через него же в случае опасности можно было бежать. Во время очередной осады возлюбленная рыцаря Фридриха фон Эттингера попыталась пронести в крепость порох и продовольствие. Но ее появление вызвало у осажденных панику: девушка была одета в белое, и ее приняли за Белую даму — фамильный призрак Гогенцоллернов.

4 августа 1786 года прусский король Фридрих Великий и его слуга видели у камина призрак Белой дамы. Через несколько дней король умер. В 1806 году, после очередного ее визита, погиб прусский принц Людвиг в битве с французами.

Белая дама вообще одно из самых опасных привидений. Так, в 1867 году подобный призрак видели в замке Шёнбрунн, резиденции Габсбургов, перед тем как трагически погиб эрцгерцог Максимилиан. То же самое происходило незадолго до убийства австрийской императрицы Елизаветы осенью 1898 года.

В июне 1914 года Белая дама объявилась в императорском дворце Берлина. Очень скоро весь мир узнал об убийстве в Сараеве эрцгерцога Франца Фердинанда, послужившем поводом к началу Первой мировой войны.

ЗАМУРОВАЛИ, ДЕМОНЫ

Своя Белая дама есть и у эстонцев. Маленький прибрежный городок Хаапсалу, знаменитый своими спа-центрами и песчаными пляжами, как магнит притягивает туристов. Многие с удивлением узнают, что в Хаапсалуском соборе обитает привидение.

Говорят, если повезет, его можно увидеть в окошке замка. Чаще всего Белая дама приходит туда в августе, как правило в полночь. При свете полной луны в круглом окне часовни на южной стене Домской церкви вдруг отчетливо выделяется силуэт. О том, кто эта женщина и почему она веками показывается в окне часовни, повествует легенда.

В Средние века священники обязаны были хранить целомудрие, согласно монастырскому уставу. Женщинам вход в епископский замок был запрещен под страхом смерти. Но случилось так, что один юноша-каноник влюбился в девушку.

Молодые не могли расстаться, поэтому он переодел ее в мужскую одежду и привел в замок в качестве хориста. Долгое время это оставалось тайной. Когда обман вскрылся, приговор епископа был суров: каноник был заточен в подземелье замка, где умер от голода, а девушка заживо замурована в стену строившейся тогда часовни.

Ее голос был слышен еще несколько дней, но душа так и не нашла покоя. С тех пор она появляется в окне часовни в знак скорби о женихе и во имя вечной любви.

Кодама — духи леса

Сегодня мы с вами отправимся в самую чащу горных, японских лесов , чтобы насладится свежестью воздуха , услышать шелест листьев , щебетание птиц и наконец увидеть нечто удивительное, волшебное, необъяснимое и не только увидеть, но еще и познакомится. Но чтобы увидеть придется дожидаться сумерек, а вот услышать это всегда пожалуйста, нужно лишь что – нибудь громко сказать или выкрикнуть и вам обязательно всенепременно ответят духи деревьев Ко –Дама , ведь то что вы поначалу приняли за эхо на самом деле ответ лесного духа. Как разве вы не слышали, что эхо задержалось чуть дольше положенного , да и вообще словом кодама в Японии принято обозначать эхо. Не знаю корректно ли проводить аналогию с нашим лешим, скорее эти маленькие духи по своему назначению похожи на греческих дриад.

Итак, Кодама – это душа дерева, сама его сущность, которая может покидать свое дерево, для того чтобы присматривать за лесами и равновесием в природе. Конечно живут кодама не во всех деревьях , внешне деревья ставшие пристанищем духа не слишком сильно отличаются от обычных. Но вот если такое дерево срубить то сделавшему это человеку , не миновать беды , ибо страшное проклятье нависнет над несчастным. Кроме того дух живущий в дереве погибал и равновесие в лесу нарушалось. Потому из поколения в поколение , от отца к сыну передаются указания в каком именно дереве живет кодама. Так же в некоторых районах Японии считалось , что если сделать зарубку на очень старом дереве и оно начнет кровоточить — это верный признак наличия кодама. Кроме того для того чтобы выделить священные деревья используются священные ограждающие веревки из рисовой соломы симэнава .

Наверное если долго искать , то в каком-нибудь дремучем лесу ещё можно найти старые , одинокие деревья огражденные таким образом. Но и конечно , такие веревки можно увидеть в манге и аниме, где они могут являться защитой от злых духов и быть предупреждением об опасностях для путников на дорогах. Выглядят Кодама по-разному, одни утверждают что они похожи на маленькие тусклые шары которые можно увидеть лишь ночью , другие утверждают что они невидимы. В общем единого мнения о том как выглядят Кодама нет, это и понятно ведь по преданиям увидеть кодама может только человек долго живущий в окрестностях рядом с лесом, а еще считалось что увидеть кодама это добрый знак, присутствие лесного духа указывает на то, что это место наполнено особенной жизнью и положительной энергией. . Они делают землю вокруг леса плодородной и благословляют сельчан, почитающих деревья с кодама. Как я уже говорил кодама изображают по разному, например известный японский иллюстратор сказаний Торияма Секиен в книге «Ночной парад сотни демонов» изобразил кодама в виде фигурки человека рядом с деревом. Хотя в наше время наиболее популярно изображение кодама которое встречается в известном аниме «Принцесса Мононоке» где они изображены в виде маленьких, забавных человечков чем то похожих на детей. Здесь они не менее скрытные чем кодама из легенд и в нужный момент если захотят могут исчезнуть или появится вновь.

Читайте также:
Заговор на беременность — как зачать желанного ребенка?

Но есть у них и особенности о которых в сказках и легендах ничего не говорится, например они могут поворачивать свою голову по кругу , от чего раздается гремящий звук который можно сравнить со звуком хвоста гремучей змеи. По мимо аниме и манги кодама встречается и в игровых вселенных так например в данджерондс анд драгон если кодама благоволит путнику, то может даже показаться на глаза, естественно не в истинном обличье , а приняв облик деда , хотя думаю для внушительности будет правильней назвать его древним старцем. Также кодама может в качестве маскировки выбрать женщину почтенного возраста( видимо в игре подземелья и драконы у него какой – то фетиш на стариков). Но такое если это можно так назвать явление кодама случается крайне редко – обычно они остаются невидимыми, молча наблюдая за теми, кто проходит через их лес. Кодама понимают человеческую речь однако крайне редко это показывают , да и в общем то сами по себе они не особо разговорчивы , хотя для общения между собой у них есть свое наречие из щелчков и постукиваний, привет от Миадзаки. Летать они, в отличие от многих других духов, так и не научились, но для того чтобы спрятаться они всегда могут растаять в воздухе, как дым. Кроме того они обладают способностью проходить сквозь кору деревьев и использовать корни и ветки деревьев как некую транспортную систему, как бы претекая с одного дерева на другое. Если говорить об их воинственности , то тут можно лишь сказать что к посторонним они агрессию не проявляют, и если начать их каким либо образом доставать, начать провоцировать , то скорее всего вы успехов не добьетесь. Они просто исчезнут в чаще оставив глупого смертного наедине со своими проблемами. Однако не все кодамо из игры столь лояльны и можно даже сказать добродушны к нарушителям спокойствия. Если вырубать леса и продолжать каким либо другим способом тревожить лесных духов они могут всерьез обеспокоится и дать вам , ну вы уже наверняка догадались чего .В таком состоянии кодама крайне недружелюбны по отношению к людям и перестают просто уходить вглубь леса.

Они объединяют свои силы заставляя деревья обретать некое подобие жизни. Так что лесорубы пришедшие в лес могут столкнуться с рядом сложностей , например с пропажей товарищей , которых как вы можете догадаться постигла страшная участь. Одни из них были затянуты под земл корнями деревьев, других поглотили их стволы. Такие кодама становятся злыми и уже не могут вернуться к прежней тихой жизни без посторонней помощи . А помочь им может священник из близлежайшего храм, он как бы унимает злость духов и помогает им вспомнить кто же они такие на самом деле и в придачу высаживает новые деревья , чтобы в них смогли поселится маленькие кодама. Правда думается мне , что лучше быть просто осторожным и не беспокоить духов, тогда этих проблем можно будет избежать. Кстати так считаю не один я , но и люди живущие неподалеку от леса с кодамо , прежде чем срубить дерево и построить дом, либо какой-нибудь сарай или там пристройку , крестьяне всегда долго молились древесной душе, объясняя, зачем им понадобилось это дерево, а, срубив, всегда делали в доме особенное святилище или укромный уголок, который назывался «яфуне», где мог поселиться не пожелавший расстаться со своим телом кодама, и если такие бревна, уже уложенные в стену, вдруг начинали пускать зеленые ветки и корни — что ж, значит, кодаме понравился его новый дом, уж не знаю нравилось ли это хозяину дома , об этом история умалчивает.

Кроме того Кодамо можно найти в такой игре как Нио , здесь кодама существа коллекционные и дают кучу довольно интересных улучшений и к тому же отличаются от образа созданного миадзаки .Кодама в игре это маленькие, зеленые человечки, носящие на голове то ли шляпу, то ли какую-то миску. На этом все что я смог отыскать для вас о кодама.

Боги Славян

Добрый день!

Боги леса и Лесные духи

ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов.

В первую очередь это Боги: Тара, Святобор и Древобог.

БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, лесов.

СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор — олицетворение вечно живой природы.

ДРЕВОБОГ — Бог всех деревьев

Читайте также:
Архангел Задкиил — фиолетовое пламя, история, молитвы

СЛАВЯНСКИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ДУХИ леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами. Считалось, что в каждом лесу есть либо Леший, либо Лесовик, а иногда и они оба вместе.

ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Другие имена Лешего: лесовик, лешак, гаркун, лесной дядя, лесни́к, лесу́н, лису́н полису́н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами».

ЛЕСОВИК — добрый дух Леса

ЧОМОР — один из хранителей леса

МЛАДШИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ условно делились по ярусам: Духи деревьев, духи кустарников и прочие лесные духи.

ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ:

ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола

ДУБЫНЯ — лесной великан,

ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел.

ЗЫБОЧНИК — дух, качающийся на ветвях.

КЛЕНИЧ — осенний славянский бог, дух клена.

ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, следящий за деревьями — чтоб не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.

ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы

ПНЕВЫЙ ДЕД — ответственный за лесные пни.

ДУХИ КУСТАРНИКОВ:

КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) — духи растущих кустарников.

ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников.

ПРОЧИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ:

АУКА– дух лесного эха.

ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц

ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов.

ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу.

ЛЕСАВКИ — лесные духи, ближние родственники Лешего .

ЛЕСНЫЕ ДЕВЫ — приемные дочки Лешего.

МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес

Моховой — крошечный лесной бог Мха.

ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий клады

ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах.

Лесной дух в Геленджике, фото Наты

ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов

СВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может

СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит

ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может

ХУХА — дух лесной тайны

ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечает за красивые цветы.

ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу

ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады

ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод.

ДУХИ ЛЕСА У ДРУГИХ НАРОДОВ. У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия.

КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому.

САТИРЫ — древнегреческие лесные божества, составляли свиту бога виноделия Диониса. Были склонны к пьянству, разврату и ленности. Считались демонами плодородия. Имели очень своеобразный вид — ноги их оканчивались копытами, на теле густо росла шерсть, а на голове были маленькие симпатичные рожки. И еще был хвост. Обратите внимание: до этого момента описание точь в точь похоже на обычного черта. Но у сатиров были обычные лица с обычным носом, в отличие от свиного пяточка у черта.

  • в честь сатиров была названа бабочка — сатир боровой.

Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было, обратитесь за помощью к духам леса.

Изгнание или Вторгшийся во владения, худ.В.Иванов

В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном:

— Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите.

Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7).

ЛИТЕРАТУРА. Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят.

Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

Чудо лесное из игры «Домовята»

ОТПУГИВАНИЕ ДУХОВ ЛЕСА — палка всегда о двух концах: отпугивая кого-то, ты одновременно освобождаешь место для кого-то другого.

  • навязал на ветви близстоящей березы тканые ленты со звездами и свастиками для отпугивания духов леса.А.Калганов, Шаман всея Руси

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Осенние лесные Боги и Богини. Кто это? — Кленич, Грибич и Ягоднич — по времени — явно ближе к осенним Божествам. Четко «осенних» Богинь назвать сложно, но свою часть осенней работы честно исполняют Дриады и сама Тара.

В игре «Новые Земли» собирается коллекция хранителя леса.

Читайте также:
4 проверенных заговор на привлечение клиентов

Нет, это леший света. У нас свой имеется. Больше на корягу похожий, или как он сам себя позиционирует «древний энт«. Передвигается он правда с большим скрипом, но при этом почему?то всегда оказывается там, где ну вообще не нужен! Всюду суёт свою любопытную сучковатую голову и запрещает, запрещает, запрещает! Того не делай, сюда не ходи, здесь вообще заповедная роща, не смей тут ёжиками в боулинг играть! Е.Старухин, Лесник-3

(1008) Статья написана Наташей специально для сайта

В данный момент я работаю над статьей «Символика Зеленого Царства»

Родом из СССР. Парфюмерный чердак эры nostalgie часть 1

Я, ты, он, она, Вместе – целая страна. Вместе – дружная семья, В слове «мы» – сто тысяч «я»…

Кто не помнит эту песню в исполнении Софии Ротару , разве что поколение 80-90 г.г.. Им не знакомо то время , когда люди жили с уверенностью в том, что «завтра будет лучше, чем вчера» , мечтали о космических трассах , мальчишки через одного мечтали не о карьере банкира, а о работе космонавта , 9 Мая был семейный праздник, гостей обычно не звали, демонстрации были праздником , были лучшие в мире детские сады , а шестилетний ребёнок мог без опаски гулять в одиночку , пионерские костры , комсомольские слёты , поездки на уборку урожая , лучшее в мире образование для всех , чёрно-белый телевизор , реже – цветной , авоськи , мясо иногда без особых проблем , пирожки по 4-5 копеек , ситро по 3 копейки за стакан , мороженое – самое дорогое 28 копеек , электроэнергия по 2 копейки за киловатт и т.д. , вроде всё было необходимое , мы думали о людях лучше, чем они есть … Я могу перечислять ещё долго . Кто родился в ту эпоху , помнит многое . Да, золотое время было . Новый год стал для нас привычным и традиционным праздником . “Ничто так не красит женщину, как перекись водорода ” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе.

Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У них была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и они как-то просто научились пользоваться всем этим. Им повезло, что детство и юность закончились до того, как правительство не купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобильники , фабрику звёзд и классные сухарики… С их общего согласия…Для их же собственного блага…

Длинное получилось вступление и было бы намного длиннее , если бы я упомянула обо всём , что было в то славное время , славное , потому что для многих из нас это было ДЕТСТВО ! Время , которое давно осталось за спиной .

Так вот . Время на месте не стояло и в стремлении хорошо пахнуть, в СССР придумывали самые разнообразные ароматы с удивительными названиями и упаковкой. Многие из нас наверное вспомнят, чем пахли их родители, бабушки, дедушки. Жгучие амбровые ноты и приторно-цветочные шлейфы, иногда воспринимаемые только в открытых пространствах. Парфюмерия и духибыли в те времена почти средством гигиены и их мог купить простой советский человек совсем за небольшие деньги.

Пёстрыми упаковками, как , впрочем , и флаконами во времена СССР не отличались. А названия, которыми сейчас называют почти что плавленые сыры, были почти на каждой этикетке флакона. Чтобы удовлетворить спрос потребителя, производители шли на самые экстравагантные эксперименты.

В статье , естественно , не могут быть отображены или упомянуты многие ароматы , которые Вы помните лично или по воспоминаниям родных – это большой объём информации для статьи парфюмерного сайта . Я не задавалась целью перечислить в статье все абсолютно парфюмерные шедевры тех годов , для этого достаточно зайти в соответствующий раздел почти любого парфсайта . Просто давайте отдадим дань тому времени и той ауре , пусть даже и парфюмерной , той памяти , которую оставила та эпоха в каждом из нас . Просто вспомним и поделимся воспоминаниями . Итак , добро пожаловать в СССР !

История советской парфюмерии может показаться не такой богатой , как хроника европейских брендов того же периода . Сложно сравнивать небольшой ассортимент , который выпускался в СССР с десятками тысяч ароматов, появившимися в результате постоянной конкуренции крупнейших парфюмерных компаний . Однако и в Советском Союзе были свои вершины .

На первом месте, конечно же, парфюм. и самые популярные советские духи – «Красная Москва». Она же – “Любимый букет императрицы”, созданные в 1913 году на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в честь 300-летия Дома Романовых и специально для императрицы Александры Федоровны. Дальнейшая история духов и их создателя обычна для “страны Советов”. К 1917 году самого главы “Империи Брокара” уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом N 2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель. Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на “Новую зарю”. В 1925-м Мишель переименовал свои духи в “Красную Москву”, а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же “красный директор” решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Советская женская парфюмерия не часто радовала таким тонким , многогранным и ярким ароматом . Единственный его недостаток – эти духи в СССР были везде . Сложно было найти учреждение или квартиру , где не растекался бы этот немного сладковатый аромат . Даже сейчас большинство предложений на рынке винтажного парфюма – это как раз «Красная Москва» .

Читайте также:
Смерть еще не конец — доказательства жизни после смерти

Духи «Красная Москва» – легенда российской парфюмерии. Для одних эти духи – символ эпохи и тоска по былым временам, для других – признак консерватизма. Ее цветочный букет с искорками мускуса будет единственной возможностью для многих поколений советских женщин ощутить потаенную радость, извечное пристрастие к пряным запахам Востока и свежему дыханию среднерусской природы. Шлейф духов распускается ароматами ириса и ванили.

Духи «Быть может…» – а может и не духи? Созданы в Польше и названы в честь популярной песни Эдди Рознера «Может быть» (. Свое название они получили в честь известной певицы 50-х годов ХХ в. Капитолины Лазаренко. «Может быть» — это название одной из самых популярных её песен.). Редкие духи становятся настоящим раритетом. Элегантный цветочный аромат способен создать уникальный образ женственности, шарма и естественного обаяния. Цветочный букет с тонким и воздушным ароматом.

Духи «Признание» – духи «Признание» созданы на фабрике «Новая заря» и посвящены театру. Цитрус и свежесть зелени с оттенками белого пиона и жасмина.

«Серебристый ландыш» – начале 40-х годов ленинградская фабрика «Северное сияние» наладила выпуск новых духов со странно энциклопедическим названием «Ландыш серебристый». Это был типично дневной аромат – свежий , стойкий запах леса и ландышей. Тем не менее, в отличие от той же «Красной Москвы», духи считались откровенным ширпотребом. Но этот факт отнюдь не значит, что они не были популярными. А причиной тому – злосчастный чистый спирт, коего в «Ландыше серебристом» был немалый процент. Взяв во внимание ещё и бодрящий аромат духов, народные умельцы со временем научились готовить из них отличные алкогольные коктейли. Впрочем, пользовались духами и в лечебных целях. Считалось, что аромат этих духов положительно действует на нервную систему и обладает успокаивающим эффектом. Поэтому дамы советской эпохи очень любили лечить мигрени платочком, обильно надушенным «Ландышем».

Старшекласницы и выпускницы тех лет отчаянно мечтали о “Наташе”. Очень популярные духи, которые можно встретить и в наше время. В них можно отчётливо выделить оттенки ландыша и жасмина.

Духи в виде настольной лампы так и называются «Лампа» . Комбинат «Флора», Таллин.

Духи «Огни маяка» – парфюмерно-стекольный комбинат «Алые Паруса». Парфюм легкий, водяной и воздушный.

«Лесной ландыш» — выдающиеся духи, выпущенные комбннатом «Северное сияние», отлично передают тонкий, нежный и прохладный запах лесных ландышей.Это духи высокой концентрации. Особенно хорошо раскрывались они в дождливую погоду.

«Злато скифов» – букет получился насыщенным и шикарным. Базовые ноты заявляют о себе с первого вздоха, насыщая пространство оттенками бергамота с послевкусием из свежей зелени. Через некоторое время композиция начинает звучать, набирая объём совсем по-иному: природные афродизиаки амбра и пачули перекликаются с сочными переливами цвета яблока и персика. Завершается композиция шлейфом из ванили со мхом, а также мощного акцента сандала.

«Голубые цветы» – экспортное издание made in USSR. Естественное испарение, ароматгустой. Духи высочайшего качества в шикарной упаковке и флаконе.

«Шахразада» – ароматдухов модного направления с оттенком запаха амбры. Основные ноты: ирис, жасмин и амбра .

Знаменитый «Индийский сандал» фабрики «Рассвет», 1973 г., сладкий сандал с нотой ванили. В 1958 году Советский Союз получил от братской Индии больше пяти тысяч килограммов сандалового масла. Нельзя сказать, что парфюмеровобрадовал «подарочек» – промышленность работала на отечественном сырье, а одеколоны и духи, куда по чуть-чуть добавляли сандал, можно было пересчитать по пальцам: «Шипр», «Кристалл», «Щит». Бесконечно лежать на складе импортное сырье не могло. Значит, нужно было придумать новую формулу духов. В Москве «Индийский сандал» получил отличную оценку и был утвержден дегустационным советом. И вся страна запахла «Индийским сандалом»!

Духи «Сардоникс» изготовлены на фабрике «Новая заря» в 70-е годы ХХ в.. На упаковочном футляре – изображение известной камеи Менелая (царя Спарты) из сардоникса, хранящейся в Эрмитаже. Старинные духи выполнены в духе времени Древней Греции. Густой и терпкий ароматсандалового масла, жасмина, ландыша и сладкой розы передает мужество, красоту и стремление к победе.

Духи «Очаровательная шалунья». Фабрика «Новая Заря». Древесный мох, ваниль, кумарин.

Духи «Милая» – Фабрика «Новая Заря». Ноты фрезии и ладана.

Духи «Персидская сирень» – фабрика «Новая Заря». Благородный аромат цветов пышной сирени. Кстати , “Настоящая Персидская сирень” – буржуазное прошлое этого аромата “Новой зари” не помешало его популярности в советское время. Генрих Брокар преподнёс парфюм в 1889 году своей жене на серебряную свадьбу. Наверное, аромат создавался с огромной любовью и нежностью. Иначе как объяснить его ошеломительный успех? На выставке в Париже “Персидская сирень” завоевала гран-при. Должно быть, французским парфюмерам было досадно занять второе место на собственном конкурсе !

Духи «Пиковая дама» – винтажные духи «Пиковая Дама» изготовлены парфюмерами фабрики «Новая заря» в честь 150-летнего юбилея А.С.Пушкина. Классический аромат с насыщенными сочными тонами дубового мха, пачули и бергамота.

Духи «Жемчуг» – глубокий цветочный аромат. Солируют ноты сирени.

Духи «Незнакомка» – духи «Незнакомка» принадлежали к классу «люкс» и стоили примерно, как французские духи небольшого объема, поэтому долго стояли на полках магазинов и считались «статусным» подарком

Духи «Балет» – Фабрика «Новая заря». Основные ноты жасмина, апельсиновых цветов и ландыша.

Духи «Рейс» – Выпущены в 1975 году ограниченным тиражом по заказу авиакомпании «Аэрофлот».

Если же «Красной Москвы» по какой-то причине не было, можно было купить и другие марки. Например, духи «Вечер» – дуэт жасмина и сирени.

Духи «Красный Мак» – выпущены в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции. Их пряный опиумный запах был связан не только с Китаем, но и с премьерой балета «Красный мак». Но в отличие от балета, духи завоевали народную любовь и очень долго продавались в сталинскую эпоху как .типичный восточно-цветочный аромат. Похож и на Ориган Коти и на старую Красную Москву. Однозначно дитя своего времени, ностальгичный и амброво-специевый, мягкий и нежный

Читайте также:
Заговор на вещий сон — лучше всякой гадалки

Духи «8 марта» – винтажные духи созданы на фабрике «Новая заря» в начале 70-ых годов ХХ в. ко дню 8-го Марта. Они являются посвящением всем женщинам и символом праздника весны. Это вальс белых цветов , где, кстати, присутствовал ландыш.

Легкий букет из этого лесного цветка, а также сирени и жасмина, ощущался в духах “Вечерний свет”. Ландыш с цитрусом сочетался в аромате “Наедине”. Зелёно-фруктово-цветочными нотами обдавали духи производства СССР “Коппелия”. Очень интересная цитрусовая композиция с амбровой базой – аромат “Пируэт”. Кто найдёт его на винтажных аукционах, тому, наверняка, понравится.

Духи «Нежность» , потрясающий набор «Малахитовая шкатулка» , духи «Каменный цветок», “Незнакомка” , “Жемчуг”, “Признание” и многие-многие другие , просто не хватит места для их фото .

Духи «Ровесница» – азербайджанская фабрика «Гюльшан».

Духи «За мир и дружбу» – парфюмпосвящён интернациональному фестивалю молодёжи и студентов. Москва, 1957 год.

Духи »Кузнецкий мост». Обаяние классики! Начальная нота: грейпфрут, смородина. Сердце аромата: ананас. Шлейф: кедр, мускус.

Выпускалось множество по настоящему эксклюзивных парфюмов . Например , многие никогда не встречали великолепные наборы «Кремль» или «Чёрный ларец» . Это были не только шедевры советских парфюмеров , но и настоящие произведения дизайнерского искусства . Коробочки и флаконы были выполнены в едином стиле с использованием национальных традиций и удивительно подходили к самому аромату . Это далеко не единственные духи , которые запоминались не только уникальными и яркими запахами , но и удачными дизайнерскими решениями флаконов . Например , духи «Лель» или продукция прибалтийской фабрики «Дзинтарс» («Тайна рижанки» , «Рижская сирень») и многие другие . Отдельно надо отметить набор «Малахитовая шкатулка» , в которой было представлено три драгоценных аромата: «Аметист» , «Сапфир» и «Алмаз». Продукция отечественных фабрик ничем не уступала импортным духам . Просто советские были чуть более естественными , строгими и уютными . Да и новинки появлялись достаточно редко . Каждую встречали с радостью и огромным интересом не только покупатели , но и специалисты .

Парфюмерная фабрика «Северное сияние»- это духи «Золушка». Созданы женские духи парфюмерами старейшей советской фабрики г. Ленинграда «Северное сияние» в 30-ые годы 20 века. Духи «Золушка» отражают призрачность ночи, мягко перетекающей в утренний рассвет. Драгоценная жидкость прозрачного нежного ароматазаключена в обтекаемом флаконе, увенчанном пробкой нежного цвета зари.

Чем ещё радовали наших мам прилавки галантерей?

Духи: “Акцент”. Ароматы белых цветов, древесные ноты дорогих пород, в базе – ноты леса, мускуса и альдегиды.

“Аллегро”. Звучание распустившихся весенних цветов, зеленые ноты, ароматы утренних рос. “Амазонка”. Вечерние амбровые духи с вкраплениями жамина, сирени и сафьяна. “Амфора”. Духи восточного направления с нотами бальзама, уходящими в пикантную горечь. “Баттерфляй”. Сложные древесно-цветочные духи с альдегидными нотами. Пирамидка очень богата: благоухание жимолости, жасмина, цикламена, глицинии, сандала, ветивера, иланг-иланга, пачули. “Бис”. Фруктово-цветочные духи. Пахли тропическими фруктами и жимолостью. “Браво”. Ароматы цветов, фруктов. База – мускусная. “Вальс цветов”. Композиция составлена из ароматов жасмина, цветов апельсина, ландыша и нот зелени. “Вечер”. Дуэт жасмина и сирени. “Гармония”. Цветочный аромат с пряными нотами. “Голубой ларец”. В него “сложены” драгоценные ароматы розы, лилии, жасмина, бергамота, яблока с оттенками сандала и дубового мха. Настоящая шкатулка благоуханий! “Голубые цветы”. Зеленые ноты и луговые цветы. “Джоконда”. Дорогой изысканный аромат жасмина, приправленный пикантностью горького черного перца.

“Диалог”. Создавались в союзе с парфюмерами Франции. Советских дам пленяли цветочные ноты, благоухание ириса и мускуса. “Диана”. Пряные духи с ароматом сандала. “Для вас”. Ориентальные духи. Пирамидка: ландыш, роза, сандал, пачули, бензойная смола, альдегиды. “Дуновение”. Композиция построена на благоухании ландыша, жасмина, гиацинта, розы и свежей зелени. “Канон”. В аромате – ландыш, роза, гвоздика. “Каприз”. Богатая гамма: пачули, сандал, сафьян, древесные и мускусные ноты. “Компромисс”. Звучание ландыша, фиалки и сандала. “Контакт”. Ориентальные духи. “Голоса” иланг-иланга, пачули, жасмина, древесные и смоляные ноты. “Коппелия” – чрезвычайно интересные духи! Можно только вообразить, как звучали собранные воедино цветы апельсина, свежая зелень, роза, жасмин, фиалка, мускус. А еще в них ощущались тонкие фруктовые нотки. “Кристина”. Цветочные духи со звучанием ландыша, жасмина, гиацинта, свежая зелень и луговые травы. “Не забудь”. Весенние цветы, зелень и оттенок бальзама. “Роза ветров”. Зелень, цветочные ноты и легкая горечь. “Сардоникс № 1”. Роза, жасмин, цветы апельсина, альдегиды.

“Соло”. Вечерние духи с благоуханием ландыша, жасмина, альдегидов. “Увлечение”. Сама нежность была собрана во флаконе, где наперебой звучали травяные ноты, ароматы розы, жасмина, фиалки, сандала. Считались вечерними духами. “Фея ночи”. Композиция состояла из ароматов ландыша, флердоранжа (цветов апельсина), жасмина, оттенков листвы. “Флора”. Все ясно из названия: приятные запахи зелени, древесные ноты, роза, жасмин и ландыш. “Фрези Грант”. Цветочные духи. Включали в себя ароматы ландыша, жасмина, цветов апельсина. Кое в чем мы преуспели: эти духи пользовались популярностью за рубежом. “Шанс”. Нежная композиция с вкраплениями ландыша, жасмина, розы, гиацинта, зелеными, сандаловыми и мускусными оттенками.

Винтажные духи «Амулет» производились фабрикой «Северное сияние», созданной в далёком 1860 году. На сегодняшний день она считается старейшим парфюмерным предприятием России.

Самое лучшее время года на юге Советского Союза – когда цветет белая акация. Духи полностью сохранили естественный аромат великолепного букета этих чудесных цветов. Этот экземпляр был выпущен в 1968 году! по старой “дореформенной” формуле. Они действительно волшебные.

Винтажные духи из набора парфюмов «ВДНХ» были изготовлены на фабрике «Новая заря» в 70-е годы ХХ в..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: