Бука — страшное существо из детской комнаты

Бука: кем пугали детей?

Может быть, и сейчас пугают, только реже: «Не будешь спать — бука унесет!». К счастью, не все современные родители считают нужным угрожать детям приходом сверхъестественных существ и множить детские страхи. И всё же о буке слышали все.

Что это за существо, точно не известно. Современные сказки рисуют ему конкретные черты и даже иногда изображают как положительного персонажа. Но фольклорные и этнографические материалы, во-первых, дают очень расплывчатый образ, почти без деталей. А во-вторых, бука в народной культуре — существо недоброе, нечистая сила сродни оборотню или черту.

Слово бука в значении ‘страшилище’ есть в русском, украинском и сербохорватском языках. В русском языке оно впоследствии было перенесено на людей, которые чем-либо вызывали отторжение у окружающих. Так, мы иногда называем букой нелюдимого или угрюмого человека. А в разных диалектах это слово обозначает также некрасивого, неприветливого, толстого или сердитого человека. В олонецких говорах буками также называли начальников.

Букой как демоническим существом было принято пугать детей, обычно тех, которые не хотели засыпать. Это может указывать на связь этого персонажа с ночью. В словаре Брокгауза и Ефрона сообщалось, что бука — ночное чудище с большим ртом и высунутым языком, которое пожирает детей.

В одних местностях крестьяне считали, что бука похож на медведя, в других — что он просто страшный и уродливый, а в третьих признавались, что вообще не знают, как это создание выглядит.

Дело осложняется и тем, что в народной культуре бука обычно выступает просто как устрашающий образ, пугало для детей. Каких-то сюжетов, историй с его участием фольклористы и этнографы почти не нашли. Есть целый фольклорный жанр под названием былички — рассказы о встрече человека с нечистой силой. В быличках сверхъестественные персонажи (русалки, домовые, лешие, ведьмы, мертвецы и т. п.) участвуют в сюжете, вступают в диалог с человеком, иногда описывается их внешность. Благодаря этому можно довольно четко представить себе образ той или иной мифической нечисти. Но бука в быличках, как правило, не встречается (исключений немного, два примера будут приведены в конце статьи).

А пока что обратимся к названию нашего таинственного персонажа. Почему он — бука? Приведем две версии.

Кричащий по ночам

Эта версия самая вероятная. В южнославянских языках есть слова, скорее всего, связанные с нашим букой этимологическим родством. Это македонское бу́ка ‘шум, крик’, словенское bȗka ‘шум’, сербохорватское bȕka ‘рев, мычание’. Сюда же относится и болгарское слово бу́ка в значении ‘ствол дерева с выдолбленной сердцевиной, через которую течет вода’. Вода внутри такой деревянной «трубы» издает шум, глухое бульканье. Предполагается, что эти слова вместе с русским букой происходят из общего истока — от праславянского существительного *buka ‘шум, крик’. Этим же словом стали называть ночное страшилище, которое, видимо, любило шуметь (кричать, реветь) по ночам.

Если это верно, то слово бука родственно также русскому диалектному глаголу бу́кать ‘бу́хать, хлопать’, ‘раздаваться, глухо звучать’, ‘звонить’, ‘бить, ударять’. Родственные глаголы есть в южнославянских языках и не только: украинское диалектное бу́кати ‘реветь, мычать’, сербохорватское бу́кати с тем же значением, болгарское бу́кам ‘реветь, плакать’, чешское bukati ‘кричать (о сове, выпи)’, ‘жужжать’, старопольское bukać ‘кричать’, ‘бурчать (в животе)’ и др. У праславянского предка — глагола *bukati — реконструируется значение ‘издавать низкие, протяжные звуки (реветь, мычать)’. По происхождению это звукоподражательный глагол.

Итак, скорее всего, наш страшный и ужасный бука получил свое название по звукам, которые он, как верили наши предки, обычно издавал. Может быть, ночное чудище глухо ревело или рычало? Не только этимология, но и по крайней мере одна из собранных этнографами быличек указывает на это.

Уродливый, толстый

Эта гипотеза связывает русское слово бука с многочисленными похожими названиями мифологических существ в индоевропейских языках. Например: ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое роок, древнешведское puke, древненорвежское puki ‘домовой, черт’, древнеисландское bokka ‘лицо, привидение’, немецкое Puks ‘домашний дух, связанный с хозяйством, скотиной’ и др. Исследовательница О. А. Черепанова считает, что эти слова восходят к праиндоевропейской основе *b(e)u-/*bh(e)u- ‘раздуваться, отекать, набухать’. Родственных этой основе слов в индоевропейских языках немало. Не перечисляя иноязычный материал, приведем в качестве примеров русские слова пухнуть, пухлый, пучить(ся), набухать.

Согласно данной версии, наше страшилище названо букой за уродливый облик: нечто большое, словно раздувшееся.

Слабое место этой гипотезы в том, что предполагается давнее заимствование слова бука из германских языков (исконно славянский вариант вряд ли бы имел -к- в корне, см. выше исконные пухнуть, пучить и др.). Однако источник заимствования обнаружить не удалось. К тому же обилие родственных слов в южнославянских языках говорит в пользу исконно славянского происхождения слова бука и его связи с глаголом букать ‘кричать, реветь’ (см. первую гипотезу).

Бука в фольклорных текстах

Бука относится к персонажам устрашения (еще один широко известный пример — бабай). Их особенность — предельная расплывчатость образа: это просто что-то страшное и опасное, и даже одно только имя подобного существа должно вызывать страх у непослушного ребенка. И всё же есть некоторые фольклорные тексты, которые позволяют, хоть и очень скупо, подметить в буке конкретные черты.

Читайте также:
Гадание «Измена» — определить верность по картам таро Манара

В некоторых северных колыбельных он упоминается как персонаж, живущий в крестьянском дворе и ухаживающий за скотиной. То есть здесь он представляет собой что-то похожее на домового (точнее, дворового) и это, пожалуй, единственная характеристика буки как помощника человеку:

Теперь обратимся к быличкам, как мы обещали в начале статьи.

Одна из этих историй была записана в Глазовском уезде Вятской губернии (ныне территория Удмуртии). Однажды в крещенский вечер девушки собрались в избе погадать. Когда они закончили и хотели уйти, выход из избы им преградило некое очень уродливое существо — бука. Оно загадало девушкам загадку: «Что есть три дуги?» На этот вопрос первым ответил пятилетний мальчик, который был в той избе вместе с девушками: «У котла дуга, у борон дуга, упряжная дуга!» Получив правильный ответ, бука исчез.

Вторую быличку изложил в одном из своих трудов этнограф, саратовский краевед XIX в. А. Н. Минх. Интересно, что в его случае о буке рассказало мордовское население саратовского уезда. В мордовском селе Оркине по ночам якобы появлялся бука. Он был похож на копну сена, рычал подобно собаке и бродил по площади возле церкви, гоняясь за прохожими. Когда на крики пойманного букой человека прибегали другие жители села, чудище бросало добычу и исчезало, уходя под землю («в тартар»). Однажды бука возник прямо посреди молодежного хоровода; на крики парней и девушек сбежался народ, незваного гостя стали колотить дубинами, и страшилище исчезло.

Заметим, что обе былички записаны на территориях, где кроме русских проживали представители финно-угорских народов: в первом случае — удмурты, во втором — мордва. Возможно, они заимствовали образ и название данного персонажа у славян. В финно-угорских языках есть созвучные слова в значении ‘выпуклый, утолщенный’, но многие лингвисты видят здесь не этимологическое родство с русским букой, а просто случайное совпадение.

Фольклор, как мы видим, описывает буку весьма противоречиво. Для устного народного творчества с его многочисленными вариантами одних и тех же сюжетов и образов это нормально. И все же кажется, что за образом страшилища из нашего детства скрывается пласт каких-то древних верований, и немного жаль, что мы знаем о нем так мало.

Литература и источники:

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 5. — М., 2011.

Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского языка: Диссертация на соискание степени доктора филологических наук: Специальность 10.02.01. — Л.: Ленинградский государственный университет, 1983.

Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. Собраны в 1861–1888 гг. — Саратов, 1994.

Бука — страшное существо из детской комнаты

Уберите из детской лишние вещи

Для ребенка потенциальную опасность может таить то пространство, которое он не может сразу охватить взглядом. Поэтому обстановка в комнате малыша должна быть минимальной. Не загромождайте помещение шкафами, столами и тумбами.

Если комната слишком захламлена различными вещами, то ночью, когда предметы трудно разглядеть, они могут казаться ребенку потусторонними сущностями, которые поджидают его в темноте. Так, совершенно безобидная днем напольная вешалка с одеждой ночью может превратиться в страшного великана…

Достаточно будет кровати, небольшого стола, шкафа для одежды, открытых книжных полок и пары стульев. Если какой-то предмет мебели ассоциируется у ребенка с чудищем, то можно попробовать убрать его или заменить другим — не исключено, что страх пройдет.

В этом разделе:
Дети в 4 года проявляют самую яркую агрессивность
Американские исследователи выявили неожиданный эффект кормления грудью
Детские инфекции приводят к психическим заболеваниям
Дети-сладкоежки становятся взрослыми алкоголиками
Исследователи: дефицит витамина D в детстве может вызвать развитие шизофрении
Новости партнеров

Не разрешайте ребенку перед сном читать и смотреть страшилки

Именно страшные сказки и мультфильмы, а также соответствующие компьютерные игры могут являться причиной того, что малышу за каждым углом мерещатся монстры, привидения и другие «буки». Маленькие дети часто не в состоянии отличить вымышленную реальность от яви и вполне могут верить в таких существ.

Впрочем, даже вполне реальные злодеи, о которых ребенок читал или смотрел кино, могут стать источником страхов: малыш может вообразить себе, что этот страшный дядька вполне может явиться за ним.

Поэтому нужно обязательно контролировать, что читает или смотрит ребенок перед тем, как лечь спать. В случае чего проведите разъяснительную работу, объясните, чем отличается художественный вымысел от реальности и что «буки» из страшилок никак не могут появиться в комнате… Лучше сами расскажите ребенку добрую, позитивную сказку. Можно сделать это традицией.

Используйте «магические» методы защиты от монстров

Если у вашего ребенка слишком богатое воображение, которое сложно укротить обычными способами, используйте способы иррациональные. Например, подарите малышу амулет — какую-нибудь игрушку, которая будет «защищать» его от злодеев. Разрешите ему спать в обнимку с куклой или плюшевым медведем, так он действительно будет чувствовать себя защищенным.

Если у ребенка есть любимые персонажи из сказок или мультфильмов, поместите их изображения на видное место — это тоже поможет.

Можно рассказать ребенку, что в его комнате живет невидимая добрая фея и она будет охранять его от тех, кто может причинить ему зло. Фею можно заменить домовым или другими мистическими существами.

Читайте также:
Альвы — эльфы и гномы из германо-скандинавской мифологии

Подарите ребенку «волшебный спрей от монстров» — налейте в распылитель для цветов обычную воду с добавлением приятно пахнущего эфирного масла и посоветуйте разбрызгивать «спрей» в «подозрительных» местах.

От мала до велика

Страх хищников и темноты — самый древний. Его разделяют люди всех возрастов.

Самые древние и глубокие страхи человечества родились из детских сказок. Тысячи лет назад сведения людей об окружающем их мире были крайне ограничены, и передача суеверий от взрослых к детям шла естественным путем — младенцам рассказывали страшные и поучительные сказки, а вырастая, они продолжали верить в них. «Детские» монстры и «взрослые» монстры древности почти не отличались друг от друга.

Ребенок нового времени также не понимает окружающий его мир и пытается компенсировать недостаток сведений с помощью фантазии. Но взрослые уже многие сотни лет не верят в чудеса. Вместо того, чтобы аккуратно знакомить своих детей с магическим закулисьем реальности и формировать мистическое мировоззрение на всю жизнь, им читают добрые сказки, специально отобранные и отредактированные педагогами для усиления нравственного воздействия.

Позитивные истории про жар-птицу и молодильные яблоки теоретически могут воспитать хорошего человека — лет эдак через двадцать, но они непригодны для управления неуемным подрастающим организмом здесь и сейчас. Поэтому родители часто выводят против своих непослушных отпрысков целую армию выдуманных монстров.

Эти твари плохо вписываются в сюжеты сказок, рекомендованных Министерством образования. Они образуют особый слой детской мифологии — реальный, бытовой. Что более правдоподобно для городского ребенка — самодвижущаяся русская печь, которую он видел только на картинках, или темное пространство под его кроватью, где притаилось что-то на редкость злое?

Страшно до смерти

Страх может привести к смерти — в основном из-за остановки сердца. Здоровому человеку вспышка внезапного страха практически ничем не грозит, однако известны случаи, когда люди с аритмией умирали во время землетрясений или катаний на «американских горках». Когда человеку страшно, в кровь выбрасывается мощная доза адреналина, напрягаются мышцы, учащается пульс — организм рефлекторно готовится к бою или бегству. Еще говорят, что у человека «кровь застыла в жилах». К сожалению, это не просто метафора. Исследования ученых из университета Бонна показали, что страх усиливает сворачиваемость крови и может провоцировать образование тромбов.

Красные клетки крови.

Изобретение монстров детьми почти всегда связано с некими вещами, в особенности новыми, незнакомыми. Это могут быть внешне безобидные «объекты медитации» — тень от шкафа или экзотическая маска на стене, глядя на которую, ребенок способен дофантазироваться до кровожадных рогато-зубастых тварей.

К примеру, Джейн из книги П. Л. Трэверс «Мэри Поппинс» так загляделась на тарелку с нарисованными мальчиками, что попала в их измерение. Парни попытались похитить ее, однако Мэри Поппинс вернула замечтавшегося ребенка в реальность. История была бы обыденной, однако после этого на тарелке рядом с мальчиками появился шарф, оброненный Джейн во время того приключения.

Ребенка следует убедить в том, что большой монстр под кроватью не спрячется, а маленький не опасен.

Еще один прием: монстра можно напугать и прогнать.

Мелочи и факты Править

  • Образец 11 — второй образец, который после смерти телепортирует игрока в другую комнату(Первый Образец 8)
  • Он также первый Образец, на экране смерти которого показывается бинарный код, второй — Образец 10 (новый).
  • Образец 11 и его тематическая комната основаны на уровне из Little Big Planet, который сделал Акума Кира.
  • «Мясной коридор» может быть отсылкой на «Карманное Измерение» SCP-106 из SCP Foundation.
  • Название музыки погони Образца 11 является отсылкой на слоган 2014 года американской сети быстрого питания Arby: «We have the Meats».
  • Образец 11 движется с такой же скоростью, как и игрок, когда не бежит

В гостях у сказки

Пугать детей фразой «А вот сейчас тебя заберет дядя милиционер» нельзя. Имидж власти портится.

Увы, но русских народных монстров можно записывать в Красную книгу детских кошмаров. Современные сказки Диснея или разноцветные японские уродцы становятся популярнее русского фольклора. К тому же отредактированные русские сказки вовсе не так жестоки и страшны, как их оригиналы. Хотя иной раз и адаптации бывают, мягко говоря, жутковаты — взять к примеру хоррор про мужика, отрубившего ногу медведю. Тот сделал протез из липы и преследовал семью обидчика, изводя ее характерным скрипом искусственной ноги.

Классический «монстр» русских сказок — Баба Яга — вовсе не такой страшный, как хотелось бы родителям. Она, конечно, может забрать непослушного ребенка и съесть его, но Яга не слишком опасна. Ее можно перехитрить или договориться с ней, как это делали многочисленные Иваны-царевичи (и дураки).

К счастью, волков современные дети боятся мало. В сказках они бывают и добрыми, и глупыми. А в городах не водятся.

Кощей (Кащей) также не страшен — хотя и бессмертен. Народ придумал его как царя-колдуна. Об этом свидетельствует имя дочери Кощея — Василисы (от греч. basilissa, царица). Его сила — в воде. Когда Иван дал выпить ему три ведра воды, злодей разорвал цепи. Его слабость — в игле, спрятанной в своеобразной биологической «матрешке».

Читайте также:
Буддийские мантры — обрести гармонию в душе

Самый страшный русский сказочный зверь пришел из далекого прошлого. Серенький волчок из колыбельной — не добрый Волк, на котором скачет Иван-царевич, а дикий хищник, способный причинить конкретный физический вред: цапнуть за бочок. То есть укусить, что обычно подтверждается щипком от родителей.

Знакомьтесь: коза рогатая. Которая идет за малыми ребятами, чтобы их забодать.

Кинофобия (боязнь собак) более всего свойственна тем, у кого в детстве не было собаки, а также тем, кто был покусан или напуган чужим псом. Лучший способ уменьшить страх ребенка перед Сереньким волчком — купить ему щенка.

Напугать маленького неслуха можно и кошкой. Кот-Баюн обладает волшебным голосом и сидит на железном столбе, обессиливая путников. В более современной обработке он может внушить ребенку ночной кошмар. А менее известный Котонай из сказки Науменко ловит в реке русалок и угрожает выпустить их на того, кто не спит, чтобы они защекотали его до смерти.

Изначально это был собирательный образ вражеской армии, нападающей на землю русскую. Таких монстров было трое (с 6, 9 и 12 головами), они имели змеиные черты, жили за рекой Смородиной через Калинов мост и ездили на черных конях в компании с волшебным вороном и псом. Однако ребенка не интересуют патриотические метафоры. Когда ему говорят, что его заберет Чудо-Юдо, он представляет себе кого угодно — от многоглавого змея до волосатой твари в шкафу.

Очень похожий монстр — Бука. Непонятно, что это такое, но звучит сердито. Есть где развернуться детской фантазии. В древности он жил под сараем и ухаживал за лошадьми. Теперь Бука крадет и ест непослушных детей, что делает его похожим на римских вампиров — ламий, питавшихся младенцами. Если ребенку читали Винни-Пуха, то в компанию к Буке добавляется еще и некая Бяка — тоже из чудищ, которых пытались поймать Винни и Пятачок.

Все реже на арену детских кошмаров выходит Бабай — то ли недобрый старичок (от тюркского «баба» — уважаемый пожилой человек), то ли нечто бесформенное, забирающее с собой капризных чад. Еще реже их пугают Домовым (живущим, в связи с отсутствием русской печи, за батареей) или Барабашкой — по сути, обычным полтергейстом, звучащим очень по-детски.

Раньше детей пугали холодом. У нас — Морозко, у скандинавов — Снежной королевой.

Число «действующих» русских народных монстров, специализирующихся на детях, невелико. Раньше их пугали «экологическими» чудовищами: лешим, великаном Верлиокой, русалками, шишиморой (кикиморой), овинником (полевым), банником, гуменником. Но в городах нет лесов или полей, а в естественных водоемах дети купаются слишком редко, чтобы можно было выработать страх перед олицетворениями сил природы.

Бу без границ

В Бразилии днем детям следует опасаться «человека с мешком» — субъекта вроде «Санта Клауса наоборот», собирающего непослушных детей в мешок на продажу. А если его удалось избежать днем, ночью приходил Бука по имени бичо папао и съедал шалопая. Похититель с мешком также живет в Болгарии (Торбалан), Чехии (бубак, не брезгует и взрослыми), на Гаити (великан Тонтон Макуле), в Индии (Бори Баба), на Шри-Ланке (Гони Билла). Но чаще всего он — тварь под кроватью (норвежский буси, греческий бабулас, испанский и латиноамериканский эль куко), а также Нечто в темноте: черный человек (Германия, Италия, Швеция) или буном (французская Канада).

Фестиваль гильдий (Цюрих), сжигание чучела снеговика Boog — швейцарского аналога Буки.

Мелочи Править

  • Из официального первого трейлера игры можно узнать, что Спуки была (или до сих пор является) голограммой. Вероятнее всего разработчик решил сделать её призраком.
  • В обновлении декабря на официальной странице показана Спуки, а позади труп Санта Клауса и одна из форм образца 1.
  • В одной из мини-игр «Центр Страха» (Mall of the Spook) показано, как она радостно убивает людей ножом, что в значительной степени подтверждает её зловещую природу. Она также очень эгоистична и самолюбива, так как все имена на экране очков меняются на «Spooky», в том числе имя игрока.
  • Еще в одной мини-игре «Мисс Спуки» (Miss Spooky) Спуки жестоко убивает Pac-Man’а, пронзая его огромным гвоздем. Эта мини-игра, как и предыдущая, служит для игрока тревожным сигналом об истинной личности Спуки.

Спуки хочет, чтобы её боялись, и негодует, когда её считают милой.

  • Спуки, вероятней всего, является боссом GL Labs. Об этом говорят записки в старой лаборатории.
  • Лицо и дизайн Спуки напоминает Марселин, персонажа мультсериала «Время Приключений».

Появление Править

Эпичная Спуки за авторством StylishKira.Портрет висит в комнате 250.

Hello, I am Spooky!

And this is my home.

Can you, humble player, make it through a thousand rooms?

Can you find, what lies at the end?

Or is there even an end?

Cuz I don’t really know.

Anyway, just… just go.

(рус. «Привет, я Спуки!

И это мой дом.

Сможешь ли ты, смиренный игрок, пройти через тысячу комнат?

Сможешь ли найти то, что находится в конце?

Читайте также:
Характер по форме ногтей - секреты хиромантии

И есть ли там вообще конец?

Потому что я и сама не знаю.

В любом случае, иди… просто иди.»)

Затем Спуки появляется через каждые 250 комнат.

В 250 комнате она вручает игроку «страшный» подарок:

So, you made it this far.

That’s, uh… that’s great!

I shall grant you a gift!

For your… progress.

So uh… So just keep going.

(рус. «Что ж, ты добрался так далеко.

Это, эм… Это здорово!

Я дам тебе подарок!

За твой… прогресс.

Так что, эм… Продолжай в том же духе.»)

В 500 комнате она говорит, что дверь, которая, скорее всего, была сломанной, починили специально для игрока:

Well, here you are.

Alive, and… still here.

You just keep on going, don’t you?

Well the next door has been fixed up for you.

So enjoy, and keep moving on!

You little… fleshy, live one.

(рус. «Вот ты где.

Живой, и… всё ещё здесь.

Ты просто идёшь вперёд, не так ли?

Что ж, следующую дверь специально починили для тебя.

Так что наслаждайся и продолжай идти!

Ты, маленький… кожаный, живучий человечек.»)

В 750 дает «Бесконечную энергию», при которой игрок не сможет бегать, но сможет бесконечно бить топором, и Спуки утверждает, что она «никогда не закончится», но через 15 комнат этот эффект снимается (в Spooky JumpScare Mansion и SJSM: HD Renovation эффект снимается через 10 комнат):

O Hai, I didn’t think you’d make it this far.

And you got an axe?

Well, congratulations!

Your just about there… I think.

Well I didn’t really have a gift ready so… uh…

There you go, unlimited stamina.

It’ll never ever run out.

So… See you later!

(рус. «О, приветик, не думала, что ты зайдёшь так далеко.

И у тебя есть топор?

Ну, поздравляю!

Ты почти добрался… я полагаю.

И, если честно, я не подготовила для тебя подарок, так что… эм…

Вот, бесконечная выносливость.

Она никогда не закончится.

В общем… Увидимся!»)

В 1000 комнате Спуки с презрением поздравляет игрока с прохождением всех комнат, но потом сообщает, что нужно пройти последнее испытание, и исчезает:

Well you made it.

Congratulations.

So, you must now pass one final test to prove your…

Fortitude or dedication.

(рус. «Что ж, ты справился.

Теперь ты должен пройти последнее испытание, чтобы доказать свою…

Стойкость и целеустремлённость.»)

Геймплей Править

Впервые Образец 11 появляется в морозильной камере комнаты 710 после того, как игрок берет ключ от выхода. Он появляется за дверью холодильника.

Образец 11 может пролетать сквозь стены и передвигается очень быстро. Удар топором может остановить его на несколько секунд.

Образец 11 наносит 45 урона при контакте. Во время погони он может делать двери невидимыми, чтобы запутать игрока.

Когда Образец 11 убивает игрока, он телепортирует его в «Мясной коридор» (не путать с «коридором плоти»), который представляет собой систему коридоров с неевклидовой геометрией, сделанных из красного мяса. В конце этих коридоров появляется Образец 11 и ждет игрока. Если игрок повернет обратно, то он упрется в тупик.

Если игрок приблизится к Образцу 11 , то будет показан экран смерти с текстом:

«With every bite with bone and skin.

The temple groaned and shook again.

His dwelling place did I neglect.

To the end with bad effect.»

(рус. «С каждым укусом с костью и кожей.

Храм стонал и качался снова.

Его жилищем я пренебрегал.

До плохого конца.«)

Также с некоторой частотой на заднем плане выводится сообщение с бинарным кодом:

01000010 01100101 01101100 01101001 01100101 01110110 01100101 00100000 01101001 01101110 00100000 01000111 01101111 01100100 00101100 00100000 01100010 01110101 01110100 00100000 01110001 01110101 01100101 01110011 01110100 01101001 01101111 01101110 00100000 01110100 01101000 01100101 00100000 01110100 01100101 01100001 01100011 01101000 01101001 01101110 01100111 01110011 00100000 01101111 01100110 00100000 01101101 01100101 1101110 00101110

«Believe in God, but question the teachings of men.»

(«Верь в Бога, но сомневайся в учении человеческом.»)

Следует отметить, что если ударить Образец 11 топором, при этом имея меньше 20% жизней, то он изчезнет. Но при открытии двери в следующую комнату игрок все равно попадает в Мясной коридор, что означает неизбежную смерть.

Кто такой Бука — мифический обитатель болот.

Бука – удивительное вечно нахмуренное существо, живущее в лесистой местности на краю болот. Небольшое мифическое существо ростом с ребенка обычно живет в избушке, сделанной из старого пенька. И хотя прямое родство не отслеживается, но Бука судя по месту проживания приходится родственной душой Бабе Яге и Лешему.

Говорят, что Бука всегда и всем недоволен, хотя на вид его изображают милым персонажем. Он даже живет на болотах потакая своей нелюдимости. Хотя некоторые считают, что Буку просто некому было пожалеть в нужный момент.

Правда по словам знающих людей, долгожитель и старожил нескольких эпох связан с потусторонними созданиями и путешествиями в таинственные миры. Он многое знает про космические порталы, поэтому вынужден жить обособлено от людей, чтобы скрывать тайну.

Читайте также:
Как вызвать матерного гномика — обряды и защита

Истории о Буке представляет собой забытый тип сказки, очень отличающийся от тех, с которыми мы знакомы в современной народной культуре и мифологии. Можно сказать, что о жизни загадочного мифического существа, любящего на протяжении веков пугать всех людей пришедших в лес мы очень мало знаем.

Бука крайне скрытный персонаж, предпочитающий пугать людей, не показываясь на глаза, вероятно не из-за уродливой внешности, а просто в силу своего маленького возраста. Говорят, Бука обладает очень громким голосом, и владеет магической способностью быстро перемещаться на большие расстояния — очевидно владея телепортацией. А еще, маленький мешочек Буки может вместить безграничную массу предметов, и это еще одна волшебная способность в целом доброго лесного духа.

Нам неизвестен в точности образ мифического персонажа, хотя им часто пугают детей – дескать Бука придет и утащить на болото. С другой стороны, этот уникальный лесной дух не рассматривается или не воспринимается детьми как мифическое или фантастическое существо – скорее, как персонаж для ухода и заботы. Да и вообще, древние легенды не показывают Буку как злобную личность, он действительно выглядит как в ниже приведенной истории.

КАК ЖИВЕТ БУКА.

На краю обычного леса, рядом с болотом, в избушке из пенька жил Бука. Вечно раздраженный и недовольный Бука злился на родное болото, от которого тянуло неприятной сыростью. А уж как раздражала Буку собственная избушка из пенька, требующая постоянного ухода – обрывать опята и затыкать мхом щели от сквозняков. Обижался Бука и на лесных жителей, которые частенько затевали шумные игры рядом с его домом.

А еще Бука раздражался на людей, отношения с которыми у него были особенные. С давних времен все буки занимались тем, что пугали людей, которые приходили в лес. Дедушка рассказывал маленькому Буке захватывающие истории, о том, как испуганные люди с криками разбегались в разные стороны, бросая корзинки с грибами и ягодами.

Понятно, что грибы и ягоды, а также другие брошенные перепуганными людьми второпях вещи, становились знатной добычей дедушки. Он показывал маленькому Буке восхитительные сокровища: острый блестящий ножик, красивую плетеную корзинку, красную ленточку и множество иных замечательных вещей.

От людей дедушке Буке достался и вместительный котелок, в котором он варил для своего внука вкусный суп из грибов и болотных растений. Бука ел суп и мечтал о том, как он вырастет, будет пугать людей и собирать оставленные ими сокровища.

  • Маленькие но сильные Гномы, мифические существа мира фэнтези.

Бука отважно затаился в кустах и дождался, пока люди разложат на покрывале свою вкусную еду, а потом выскочил из кустов, вытаращил глаза, замахал руками и завопил: «Бу-у-у! Бу-у-у!». Но вместо того, чтобы испугаться и стремительно убегать люди начали смеяться, с хохотом показывая на Буку пальцами. А один из мальчиков закричал: «Папа, папа, поймай мне этого смешного енота!». И пришлось Буке самому спасаться бегством.

ДОБРЫЙ БУКА.

Именно этот случай вспоминал Бука, собирая сочные болотные корешки на ужин. Он сердился на глупых людей, правда мысли о вкусном ужине поднимали настроение. Ведь, кроме салата из корешков, к ужину прилагался вкусный десерт. Люди называли его «конфета». Конфету Бука нашел на поляне, обследовав ее после того, как ушли люди.

Подходя к своему Домику из пенька, Бука сразу почувствовал: что-то не так. По-другому были примята трава на тропинке, да и дверь в домик была приоткрыта. Он зашел в дом и не поверил своим глазам – за столом сидела Маленькая Человеческая Девочка!

По привычке Бука ужасно страшно замахал руками и громко закричал: «Бу-у-у!». А потом он посмотрел на стол и едва не заплакал от досады – на столе лежала пустая конфетная обертка. А щеки девочки были перемазаны шоколадом.

— Какой смешной енот! – сказала девочка.
— Я не енот, а Бука – обиженно ответил Бука, – а ты без разрешения съела мою конфету!
— Извини, я заблудилась в лесу, долго ходила и очень проголодалась. Помоги мне найти дорогу домой, и я тебе дам много-много конфет.

Конечно, буки не должны помогать людям, но не оставлять же девочку в лесу! Бука взял девочку за руку, и они пошли по тропинке, которая вела к человеческому жилью. Да и конфеты мне будут очень кстати, радостно думал Бука гордясь своим поступком.

Еще на Фэнтазиланд:

  1. Мифология античного мира о возникновении жизни и Вселенной.
  2. Гибель городов Содома и Гоморры, возмездие Бога.
  3. Нежить: вампиры и стригои, как убить ожившего мертвеца.
  4. Страшноватые мифические существа, жители древнего мира.
  5. Оборотни, древняя легенда истории.
  6. Фаэтон, мифические персонажи Греции.

  • Конец света близок, говорят эксперты предсказаний.
  • Можно ли встретить ангела?
  • Догоны племя потомков пришедших от Сириуса.

    Бука — страшное существо из детской комнаты

    Бука выглядел, как обычно выглядят Буки. Мохнатый, с круглыми совиными глазами и острыми клыками, торчащими вверх, как у кабана. Тим вытаращился на него, не в силах даже укрыться одеялом (да, если честно, он и не верил, что одеяла помогают в таких случаях). Бука выбрался из-под кровати целиком и, прихрамывая, отошел к стене. В лунном свете кровь на его густой шерсти выглядела мерцающей, точно фосфор.
    – Там кто-то есть, – сказал Бука, испуганно глядя на Тима, – очень сильный… злой…
    Тим кивнул, потому что не совсем представлял, о чем можно говорить с Буками. На всякий случай он ущипнул себя за руку, но только лишний раз удостоверился, что не спит. Бука почесал плечо, поморщился, обнажив острые белые клыки.
    – Можно к тебе? Мне туда страшно, – сказал он, кивая на подкроватное пространство.
    Тим сглотнул. Пускать Буку в постель было жутковато, но больше пугала огромная когтистая лапа, вдруг высунувшаяся из-под кровати. Бука прижался к стене. Он мелко дрожал и тихонько поскуливал, но без приглашения залезть к Тиму не решался.
    – Ладно, забирайся, – Тим поднял край одеяла. И не потому, что ему стало вдруг жалко несчастного Буку, а потому, что вдвоем бояться было не так уж страшно. Бука торопливо запрыгнул в постель и прижался пушистым боком к Тиму, таращась на когтистую лапу, медленно скребущую пол.
    – Ты видел это… существо? – шепотом спросил Тим, вцепившись в густую бучью шерсть.
    – Не-а, – Бука помотал головой, прижавшись теснее к его боку, – никогда такого не видел. Это мы, Буки, должны пугать. Я вон к мальчишке пришел, а она у него под кроватью затаилась, да как вцепится. Сначала в ногу, а потом в плечо. И хвост откусила,– обиженно подытожил он, – а он пока вырастет, лет семь пройдет, не меньше.
    – Это она тебя так? – Тим сглотнул, тронув его залитое кровью плечо. – Вот черт, мне Билли жаловался, что у него под кроватью Бука сидит, а я не поверил.

    Читайте также:
    Ванга о США — конец гегемонии близок!

    – Угу, – дернулся пушистый гость, – больно.
    Кровать подпрыгнула и Тим с Букой вцепились друг в дружку. Оба были напуганы дальше некуда.
    – Ты хотя бы представление имеешь, откуда она взялась? – зашептал Тим в острое торчащее ухо.
    Бука помотал головой, но не ответил.
    – Думаешь, оно хочет нас сожрать?
    Бука крепче сжал его в своих лапищах и громко сглотнул. Кровать снова подпрыгнула и затряслась, словно то, что было под ней, пыталось выбраться наружу. Огромные когтистые лапы скребли пол, оставляя глубокие царапины на паркете. Тим и Бука судорожно вцепились друг в дружку. От ужаса ни тот, ни другой не могли говорить.
    Тряска прекратилась так же внезапно, как началась. Громадные лапы втянулись обратно под кровать. Наступила жутковатая тишина, а потом удаляющиеся грохот и треск заставили Буку вздрогнуть и разжать лапы.
    – Она… ушла? – неуверенно прошептал Тим. Бука прислушался.
    – По-моему она пошла в другую спальню, – ответил он, – туда, где спит мальчишка.
    Тим похолодел. Отбросив одеяло, он спрыгнул с кровати и бросился к двери.
    – Ты куда? – жалобно спросил Бука, кутаясь в одеяло.
    – Этот мальчишка – мой сын, – ответил Тим, распахивая дверь. – Можешь посидеть тут пока.
    – Она тебя убьет!
    – Ну и пусть, – Тим торопливо сдернул со стены здоровенный ассегай (африканское короткое копье), подаренный поклонником, – Билли, я иду!
    Из комнаты сына донесся отчаянный детский вопль и Тим рванул туда, ругаясь для поднятия духа. Он припомнил все выражения, что слышал от Джонни, и приправил их бранью собственного изобретения. Дверь в комнату сына он просто вынес.
    Билли сидел на постели и верещал от ужаса, вцепившись в медведя с оторванной лапой. Огромные когтистые ручищи шарили по полу и краям кровати, пытаясь ухватить крикуна. Ошалевший от страха и ярости Тим со всей силы вонзил ассегай в одну из лап, почти подобравшуюся к его сыну.
    – Папа! – восторженно завопил Билли. Ободренный Тим бросился в атаку, тыкая ассегаем в чудовищные лапы. Монстр завыл от боли, и кровать снова начала трястись.
    – Давай ко мне! – взревел Тим, протягивая сыну руку. Билли прыгнул, но почти налету вылетевшее из-под кровати длинное мясистое щупальце обвилось вокруг его щиколотки. Тим вцепился в сына одной рукой, второй пытаясь обрубить щупальце ассегаем. Но оно было словно бронированное. Чувствуя, как Билли выскальзывает из его объятий, Тим выронил ассегай, сел на пол и уперся пятками, обняв сына обеими руками.
    – Папа, не отдавай меня! – умолял Билли, цепляясь за него словно обезьянка.
    –Ни за что! – Тим чувствовал, как медленно сползает к кровати.
    Борьба с чудовищем длилась целую вечность. Тим мертвой хваткой вцепился в сына и изо всех сил упирался ногами теперь уже в край кровати. Отчаяние захлестнуло его, как вдруг цокот когтей о паркет и грозный бучий рев оповестил о приходе неожиданного союзника.
    – Мама моя страшная! – выдохнул Бука, шлепнувшись на пол рядом. Спустя секунду его острые зубы вонзились в щупальце. Истошный вой потряс особняк. Бука яростно вцепился в щупальце, обгрызая с него чешую и шипы. И монстр сдался. Лапы втянулись под кровать, а секундой позже туда же скользнул и порядком пожеванный тентакль.
    Бука отполз и сел рядом. Кровь монстра капала с его острых клыков, к нижней губе прилипла пара чешуек.
    – Уже почти утро, – произнес он слегка севшим голосом, – пойду я. Не думаю, что она ещё раз сунется.
    – Так ты все-таки знаешь, что это такое? – спросил Тим, все ещё дрожа и крепко прижимая к себе Билли. Мальчик повернулся, внимательно глядя на мохнатое существо.
    – Подозреваю, – ответил Бука, пытаясь стереть кровь с шерсти, – это Букозавра, она приходит к непослушным Букам. Это случается очень редко, раз в сто лет. Она питается маленькими Буками. Но иногда жрет и человеческих детенышей. Старики говорят, Букозавра трусливая, и если её как следует обкусать, она больше никогда не сунется.
    Он посмотрел на отца и сына и вздохнул.
    – Мне влетит. Мало того, что не напугал никого, так ещё и человеческому детенышу помог.
    Билли сполз с колен Тима и подошел к лохматому гостю.
    – Я Билли, – сказал он, протянув руку, – это ты у меня под кроватью сидел?
    Бука кивнул и осторожно пожал маленькую ладошку. Билли придвинулся и почесал его за острым ухом. Ответом ему было довольное урчание.
    – Ты приходи, – сказал мальчик, – я обещаю, что буду тебя бояться. Честно.
    Он улыбнулся, и Бука улыбнулся в ответ. Жутковато выглядела его улыбка.
    – Ну, пока, – вздохнул он, протискиваясь под кровать, – ужасного вам дня, ребята.
    – Ужасного дня, – хором ответили Тим и Билли.

    Читайте также:
    7 правдивых гаданий на парня в домашних условиях

    – Так это ты тут ассегай уронил? – недоверчиво спросила Хелена, разглядывая следы когтей на паркете. Тим кивнул, мечтательно глядя в серое небо.
    – Пять раз, – авторитетно сказал Билли, просочившись в отцовскую спальню.

    Автор – я.
    Написано под ником Дита (Аллорет НКеллен).
    Ранее опубликовано тут .

    Твари из детских кошмаров.Впечатлительных просьба ПРОЙТИ МИМО

    Дети часто боятся вымышленных созданий — ложась спать, они капризничают, уверяя, что в темной комнате прячутся чудовища. Как правило, родители не обращают на это внимания или, в лучшем случае мягко убеждают ребенка, что никаких чудищ нет. Но следует знать, что порой детские кошмары вовсе не является игрой воображения и представляют совершенно реальную опасность!

    Наверное, многим читателям известен рассказ-«ужастик» Стивена Кинга о семье, где дети боялись загадочного Буку. Монстр оказался реальностью и убил их одного за другим… Нечто похожее приключилось в Индии около двадцати лет назад.

    В одной деревне жила семья — муж, жена и маленькая дочка. Уходя на работу, взрослые оставляли ее одну. Сначала девочка не боялась, но потом вдруг стала плакать и жаловаться родителям, что, когда их нет дома, из-под печки выползает большая лягушка, прыгает на нее и пытается укусить.

    Родители, конечно, ей не поверили. Они знали, что лягушки не бывают гигантских размеров и не могут жить рядом с людьми, а тем более — нападать на них.

    Но как-то, вернувшись домой, взрослые с ужасом увидели огромную, ростом с индюка, лягушку, которая тащила под печь мертвое тельце их ребенка. Откуда взялась лягушка-убийца? Такие в их местности не водились.

    Вот еще одна история, только с более счастливым концом. Она тоже произошла в Индии. Поздним вечером родители уложили четырехлетнего ребенка в постель. Еще до этого малыш начал плохо спать по ночам, плакал, ему снились кошмары.

    Внезапно супруги пробудились от детского крика. Они бросились в детскую. Их мальчик, весь в поту, сидел на кровати и трясся от страха, расширенными глазами всматриваясь в темноту. Ребенок залепетал, что какое-то чудовище «опять приходило, чтобы разорвать его».

    Родители зажгли свет и обыскали всю комнату, но никого не обнаружили. Сначала они решили, что малышу просто приснился очередной страшный сон, и принялись его успокаивать.

    Но тут отец заметил на простыне, обернутой вокруг тела сынишки, кровавое пятно. На плече у мальчугана оказалась глубокая рваная рана, нанесенная, судя по форме, чьими-то острыми и крючковатыми когтями!

    Это был один из первых инцидентов, связанных с появлением в Индии таинственного «человека-обезьяны», о котором много писали в прессе. Мохнатое существо ростом с ребенка дошкольного возраста, но очень сильное физически, нападало на людей чаще всего по ночам, во время сна, заходя на открытые веранды или проникая в дома через окно.

    Жертвами монстра стали десятки людей. В некоторых случаях прямо на глазах у очевидцев чудище растворялось в воздухе.

    Возможно, оно действительно приходило из потустороннего мира, так как многие дети, подвергшиеся нападению, рассказывали, что сначала «человек-обезьяна» снился им. Несмотря на усилия полиции и добровольцев, чудовище изловить так и не удалось.

    Что же следует предпринять, если ваш ребенок жалуется на нечто, пугающее его по ночам?

    Расспросите ребенка о том, что его пугает. Попробуйте взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Выключите свет в его комнате и попросите его указать, где находится «чудище».

    Возможно, это какой-нибудь предмет, который в темноте обретает «чудовищные» очертания. Покажите его ребенку — не исключено, что после этого он перестанет бояться.

    Читайте также:
    Экстрасенс Сергей Романенко и информация о нем

    Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. По рисунку можно определить, какие у него психологические проблемы. Для этого нужно показать рисунок специалисту по детской психологии.

    Если ребенок жалуется, что «монстр» предпринимает в отношении его агрессивные действия, подробно расспросите свое чадо, что именно делает агрессор.

    Если ребенок не на шутку напуган, плохо спит по ночам, часто плачет, а тем более, если у него на теле появляются подозрительные царапины и синяки — это повод для серьезного беспокойства. Не исключено, что малыш регулярно подвергается нападениям какого-нибудь животного, которое имеет доступ в его комнату, скажем, через окно или дыру в стене.

    Бука — страшное существо из детской комнаты

    картинка из моей детской книги о буке на стихи Озерова

    Бука, буван, бага, букан, буканка, буканушко, буканай, букарица, букачка, бомка – фантастическое существо, которым пугают детей. “Спи, спи! А то вот Бука придёт к окошку, и сволокёт тебя к цыганам”; “Не шуми, а то Буканушко придёт”; “Не плач, а то букан съест”; “Нишни, деушка, не то Букан придёт и тебя возьмёт”; “Вот Буканко-то тебя!”; “Пугают молодого Букой, а старого мукой”; “Пугают ребят и простою Букою, ее считают чёрною, оборванною женщиною”.

    Также называли нечистую силу неопределённого облика, таинственное существо, обитающее в пустых постройках, в глухих углах дома или в лесной глухомани.

    Представление о Буке – детском страшилище – были распространены повсеместно, однако описания в народных поверьях весьма расплывчаты. Как правило, её описывали как страшилище с растрёпанными волосами, с огромным ртом и длинным языком, нередко горбатое, кривое и хромое. Часто нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое»; оно ходит только ночью, около домов и дворов, хватает, уносит с собой и поедает детей. В некоторых рассказах и поверьях Бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома или лесной чащи: « В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум подняли, а я думал, Бука гремит»; «И ветер поднялся, думала, крышу ухватит, то ли водяник поднялся, то ли русалка али букачка»; «Отец болел, сон видел. Пришел в лес. Вдруг как закричит в лесу: «Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!» Бука и был»; «Ходишь Букой лессовой» и т.п.

    В поверьях Бука не всегда выступает в роли детского пугала. Так, в рассказах мордовских крестьян Саратовской губернии Бука выступал как разновидность оборотня: считалось. Что он, «с виду похожий на копну сена», появляется преимущественно ночью и гоняется за прохожими, издавая звуки, «похожие на рычание сердитой собаки»; при этом он любит кружить по площади вокруг церкви, а когда народ сбегается посмотреть на него, немедленно «проваливается в землю, в тартар». В поверьях алтайцев и тувинцев Бука, Бук тоже нечто вроде оборотня: он появляется в сумерках, принимая облик различных животных, пугает людей, вызывает болезни и ночные кошмары.

    Затем, читая книгу К.Королева, наткнулась на двух существ, созвучных с Букой – это Бука и Букка. Опишу и того и другого, но мне кажется, что Букка ближе к нашей Буке. Впрочем, смотрите сами. Бука ( BWCA ) в валлийском фольклоре фейри, местная разновидность брауни. Если к Буке относиться уважительно и каждый вечер выставлять ему блюдце со сливками, он не откажется помочь. Но если над ним потешаться или, того паче, оскорбить, он рассердится. За оскорбление Бука мстит весьма сурово: переставляет мебель, подбрасывает людей в воздух, щиплет спящих, рвёт в клочья одежду, рассказывает во всеуслышание семейные тайны и даже бьёт своих обидчиков. В таких случаях необходимо заставить его покинуть дом, ибо прежним, добродушным Букой он уже не станет. В качество защиты от Буки рекомендуют железо, святую воду или крест из рябинового дерева. Если самим справиться с разошедшимся Букой не удается, следует вызывать чародея или священника.

    Есть история о том, как один Бука подружился со служанкой. Он помогал ей прибираться в доме, а она каждый вечер выставляла ему блюдце молока. Но однажды девушка, на свою беду, решила подшутить над букой и вместо молока налила в блюдце мочу (вот такое извращенное чувство юмора). Бука страшно рассердился, он выволок девушку из кровати и принялся гонять бедняжку по дому. Тут проснулись остальные слуги, Бука испугался и убежал. Впрочем, убежал он недалеко – поселился по соседству. Он прекрасно ладил с новым хозяином. Но того забрали в армию, Буке стало скучно, и он принялся развлекаться – пугал людей громкими завываниями, бил посуду, мучил домашних животных. Его выходки обозлили фермеров, и те вызвали чародея, который схватил Буку за нос и зашвырнул аж в Красное море!

    Букка ( BUCCA ) – в фольклоре жителей полуострова Корнуол злой дух. Ему приносят разнообразные жертвы: рыбаки оставляют на песке рыбу, фермеры во время жатвы бросают через левое плечо ломоть хлеба и выливают на землю кружку пива. По всей видимости, Букка состоит в дальнем родстве с гоблинами. Им пугают непослушных детей: мол, если не перестанешь капризничать и плакать, придёт Букка и заберёт тебя к себе.

    Читайте также:
    Порча на неудачу — когда всё валится из рук

    По-видимому, Бука в славянских поверьях являлась персонификацией ночного морока, опасности, страха, ужаса, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще всего – в особо опасных местах (в лесной глухомани, заброшенных строениях и т.п.) и в особо опасное время – полночь. Но в отличие от других подобных существ, Бука в поверьях крестьян ХІХ-ХХ вв., в первую очередь, был сказочным детским пугалом, а не воспринимаемым всерьёз мифологическим персонажем. Буку использовали для того, чтобы устрашить и заставить притихнуть расшалившихся и раскапризничавшихся детей, а также для того, чтобы отлучить младенца от груди, перевести его во взрослую категорию (например, в иных случаях мать, желаю отучить младенца сосать молоко, натирала соски сажей и, указывая на чёрное пятно, говорила требующему груди ребёнку, что это «бука»; а в Олонецкой губернии, если подросший ребёнок никак не желал расставаться с зыбкой (колыбель, люлька), кто-либо ряженый букой уносил её из избы).

    Само слово бука, особенно адресованное детям, создавало образ чего-то не вполне определённого, но опасного, тёмного и в то же время завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и т.п.

    При всём при этом Бука, очевидно нередко ассоциировался с другими персонажами народных верований, в первую очередь с домовым. Так, подобно домовому, Бука в рассказах бывает мохнат и может напоминать медведя: «Робёнку, буде не слухатце, говоришь: «Спи, спи, Бука идёт». А спросишь, какой Бука, – а в шубы, шерсью повёрнут»; «Букой детей пугали, это медведь значит». В детской колыбельной («Баю, баю, баю, бай, поди, Бука, под сарай, коням сена не давай, у нас Колю не пугай!») Буку прогоняют под сарай кормить лошадей – занятие, традиционное для домового или дворового. Как и домовой, Бука может жить в голбце (чулане), в подполье, вообще где-то в доме, в конюшне, на сеновале, сравнить: «Вот посажу тебя в голбец, там тебя бомка схамкает»; «Заговорив о суседке, вам расскажут ещё о какой-то Букарице, которая обитает чуть ли не в том же подполье» и т.п. Подобно домовому или дворовому, Бука может в сумерках бродить по дому или двору, пугать, издавать непонятные звуки, давить и душить спящих, насылать кошмары. Вообще, в некоторых поверьях, особенно Российского Севера и Сибири, образ Буки нередко бывает слит с обликом домовых духов, которые, по народным поверьям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают, а иногда и приносят несчастья, болезни, смерть. Похищение же Букой детей близко стоит к представлениям о том, что домовые – это души умерших (в более поздних верованиях – души некрещеных младенцев) и они иногда могут похищать детей и уносить их к себе, превращая в домовых и дворовых.

    О родстве Буки и домового говорит, возможно, само имя. Названия такого типа (возводимые к индоевропейскому гнезду с корнем b ( e ) u -, bh (e) u -, – «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (например, ирландское phuka , английское puck , валлийское bwca , корнуольское bukka , нижненемецкое pook , древнешведское puke , древненорвежское puki – домовой, чёрт). Впрочем, название «бука» может являться производным от общеславянского bukati – «реветь, плакать, вообще издавать различные звуки – мычать, бурчать, урчать» и т.п.; а по некоторым предположениям, бука – образование в детской речи от междометия «бу».

    Вообще Бука – это самое распространенное название страшилищ, которыми пугают детей.

    Bestiary.us

    Быстрый переход

    • Средневековые бестиарии Бестиарии практически составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата и художественных произведений, и рассказывающий нам о представлениях средневековой Европы о животных и чудовищных племенах.
    • Транслятор имен Здесь у Вас есть уникальная возможность узнать, как могло бы звучать Ваше имя на языках различных вымышленных рас. При этом результат имеет смысловую нагрузку. Так к примеру, эльфийские имена собираются по грамматическим правилам квэнья и других эльфийских языков исходя из значения Вашего настоящего имени.
    • Бестиарий Сапковского Бестиарий книг Анджея Сапковского о ведьмаке, волшебные существа и расы мира Геральта.
    • Unread
      • Latest Updates
      • Newest art
    • Encyclopedia
      • Alphabetical Index
      • Full list of articles
    • Gallery
      • Main gallery
      • Creatures galleries
      • Galleries by authors
      • Movie galleries
      • Games Galleries
      • Illustration geography
    • Library
      • Film collection
    • Tales and Legends
    • Hall of Fame
    • Forum
      • English speaking thread
    • Community
    • Calendar
    • Creatures Map
    • Непрочитанное
      • Последние обновления
      • Свежие статьи
      • Новые иллюстрации
    • Энциклопедия
      • Алфавитный указатель
      • Список статей
      • Культуро-географическая классификация существ
      • Классификация существ по ареалу обитания
    • Галерея
      • Общая галерея
      • Галереи существ
      • Галереи авторов
      • Галереи фильмов
      • Галереи игр
      • География иллюстраций
    • Сказки и легенды
    • Библиотека
      • Зал славы
      • Фильмотека
    • Сообщество
      • Сообщество ВКонтакте
      • Сообщество в Facebook
    • Порталы
      • Рождественский бестиарий
      • Белорусский бестиарий
      • Бестиарий «Ведьмака»
      • Бестиарий «Волчонка»
      • Городские легенды
      • Игра престолов
      • Мир Гарри Поттера
      • Мифы Ктулху
      • Сверхъестественное
      • Средиземье
      • Средневековые бестиарии
      • Японская мифология
    • Сервисы
      • Транслятор имен
      • Календарь
    • Карта
    • Форум

    Пугают молодого букой а сторого мукой.

    Русская народная поговорка.
    Вологодская губерния (48: с.55)

    Читайте также:
    Можно ли дарить зеркало — приметы о подарках

    В русском фольклоре фантастическое чудище-страшилище, которым пугают непослушных детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани. В.И.Даль толкует это слово как “мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей”. В то же время букой могут называть черта или домового (216: с.396).

    В русских поверьях XIX-XX веков преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука — таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще — в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.

    «В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум подняли, а я думал, бука гремит. Всю ночь дрожал.»

    «Отец болел, сон видел. Пришел он в лес. Вдруг как закричит по лесу: “Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!” Бука и был»

    Представления о буке — детском страшилище — распространены повсеместно. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей (286).

    «Робёнку, буде не слухатце, говоришь: “Спи, спи, бука идет”. А спросишь, какой бука, — а в шубы, шерсью повернут»

    В Архангельской губернии “пугают ребят и просто букою; ее считают черною, оборванною женщиною”.

    “Интересно, что иногда, обращаясь к малышам, букой называли и большое черное пятно сажи” (48: с.55):

    «В иных случаях мать натирает соски сажей и когда ребенок потребует груди, то она, раскрыв последнюю и указав на большое черное пятно, объясняет ему, что это “бука”, причем, искривив лицо, плюет на пол. Ребенок. соглашается, что это действительно должно быть “бука”, и невольным образом отвращается от груди матери»

    “В Олонецкой губернии, когда подросший ребенок никак не желал расставаться с зыбкой, ее уносил вбегавший в избу бука (то есть кто-то из нарядившихся в вывернутый тулуп домашних).” (48: с.56)

    Само слово “бука”, особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и тому подобное.

    Черный, лохматый бука может быть сходен и с медведем, и с ряженым в шубе навыворот. Это персонификация ночного морока, опасности и страха (286):

    «Букой детей пугали, это медведь значит»

    По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его «разновидности», как букан, буканай, букарица) сходен с домовым, дворовым.

    Подобно им, бука мохнат и может напоминать медведя. В детской колыбельной буку прогоняют под сарай кормить лошадей — занятие, традиционное для домового, дворового (286).

    «Баю, баю, баю, бай, да

    Поди, бука, под сарай, да

    Коням сена надавай, да

    У нас Колю не пугай, да»

    Поди, бука, под сарай, под сараем кирпичи, буке некуда легчи.

    В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки-страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть.

    Еще одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, Смерти, судьбы) — бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. В.Даль видел в нем сходство с римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей).

    Некоторые исследователи полагают, что наименование “бука” — индоевропейского происхождения (бука — нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое» (1094). Отметим также, что названия типа “бука” (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем — *b(e)u-, bh(e)u — «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke, древненорвежское puki — «домовой», «черт», и тому подобные). Наименование “бука” считают и производным от общеславянского bukati — «реветь, плакать и вообще издавать различные звуки — мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается, что “бука” — образование в детской речи от междометия «бу». Пока трудно с абсолютной уверенностью сказать, какая из этих этимологии верна, тем более что облик буки многопланов. (286)

    Буки обнаруживаются в поверьях соседствующих с русским народов: по рассказам мордовских крестьян Саратовской губернии, бука — род оборотня, «с виду похожий копну сена»; появляется он преимущественно ночью, гоняется за прохожими, издавая звуи, «похожие на рычание сердитой собаки»; любит кружить по площади вокруг церкви, а будучи застигнут сбежавшимся народом, проваливается «в землю, в тартар» (48: с.56; Минх, 1890).

    “В поверьях алтайцев, тувинцев бук — нечто вроде оборотня; он может превращаться в животных, является в сумерках, вызывает болезни и ночные кошмары” (48: с.56; Дьяконова, 1976).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: