Чарана — подобная Фениксу птица из цыганских легенд

Страшные демоны цыганского фольклора

Цыганский фольклор полон жутких созданий. Как насчёт встречи с двухголовой вороной, одна голова которой растёт из спины? И это — лишь малая часть ужасов бестиария. По сравнению с цыганскими, славянские демоны кажутся не такими уж отвратительными.

Цыганские бестии живут в лесах, горах, в воде и на суше. Каждая опасна для человека, так что испугом при встрече не отделаться. В контакт с людьми демоны вступают, как правило, для того, чтобы убить или покалечить.

Каких демонов можно считать самыми жуткими и отвратительными в цыганском фольклоре? Фактрум приоткрывает завесу в таинственный мир страшных существ цыганского происхождения.

Цыганские сказки о лошоличах

По сравнению с лошоличем леший — сдержанный хозяин леса. Живущие в непроходимых дебрях лошоличи созданы самим дьяволом. Согласно легендам, в ужасных чудовищ он обратил грешников. Лошоличи высокие, худые существа, густо заросшие волосами. Лицо у них безобразное, имеют они огромные уши. Руки у демонов настолько длинные, что существа без труда достают ими до земли. Волосатое тело держится на двух тонких, словно жерди, ногах. Демоны обладают огромной силой. Мужчин, заплутавших в лесу, тут же убивают. Если им попадается женщина, то они утаскивают её к себе в пещеру, где делают её рабыней.

Птицы в цыганской мифологии

Мелало — жуткая двухголовая птица — отпрыск королевы прекрасных горных дев и ужасного царя лошоличей. Согласно легенде, уродливый царь влюбился в прекрасную Ану. Дева, конечно, отказалась выходить замуж за жуткого демона. Тогда царь приказал лошоличам ловить и истреблять поданных Аны. Дева, не вынеся жестокости царя, согласилась на брак. У них родилось несколько демонов, которые несли людскому роду опасные болезни. Серая ворона с двумя головами, одна из которых торчит прямо из спины, при встрече способна заразить человека бешенством. Тогда несчастный начинает творить жуткие вещи: убивает, насилует, ворует. Заражённый лишается речи и вместо слов произносит лишь неразборчивое карканье.

Вторая жуткая птица цыганского фольклора

Другой отпрыск Аны и царя лошоличей — демон порескоро. Размером бестия не больше телёнка. Существо имеет тело птицы, покрытое наростами и бородавками. Из тела порескоро растут восемь голов: четыре собачьи и четыре кошачьи. Нередко демона изображали в человеческом обличье, головы при этом торчали у него из спины. Порескоро напускает на людей смертоносные болезни вроде оспы, чумы и холеры.

Дампиры — дети вампиров

Кровососущие демоны цыганского фольклора отличаются от своей классической версии. Во всём мире считается, что люди для вампиров — еда и не более. Однако цыганские вампиры не брезговали использовать женщин для сексуальных утех. От таких связей рождался или вампир, или дампир. Да, согласно цыганской мифологии, в первые несколько лет после обращения вампир-мужчина сохранял способность к размножению. Но ребёнок мог быть только один. Дампиры — прирождённые охотники на своих собратьев. Они способны чувствовать даже невидимого вампира и при этом обладают такими же сверхъестественными способностями.

Цыганские легенды: великаны и гномы

Непроходимые дебри с лошоличами делят другие демоны — джуклануши. Великаны с собачьими ногами и головами люто ненавидят соседей. Иногда джуклануш может заступиться за человека, на которого напал лошолич. Однако если путник чем-то разозлит великана, убежать не получится — джуклануши крайне проворны, несмотря на рост. Другие жители лесов — крохотные пшувуши. Характер у существ напоминает повадки гномов: живут маленькие демоны в подземных городах. Внешне демон выглядит как небольшой человек с безобразным лицом и очень волосатым телом. Специально вред пшувуши не причиняют. Однако могут легко увести в своё царство цыганскую девочку, которая, повзрослев, станет женой пшувушу.

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Городские легенды Cовременная разновидность мифов, как правило, короткие, и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действи­тельности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества.
  • Мир Гарри Поттера Вымышленный мир, в котором происходит действие серии романов о юном волшебнике Гарри Поттере. Действие происходит в нашем мире, в Англии, в 1990-х годах. В отличие от реального мира, среди обычных людей (маглов) живут волшебники (маги), обладающие способностью к использованию магии.
  • Сверхъестест­венное Бестиарий сериала “Сверхъестественное” (“Supernatural” series)
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Чарана

В цыганском фольклоре волшебная птица-феникс.

“Во дворце необычайной величины на севере Волшебной страны обитает огромная птица Чарана. Живет она 999 лет и в течение своей долгой жизни должна питаться молоком одной и той же женщины, которая, как и птица Чарана, живет 999 лет. Если бы эта женщина умерла, то погибла бы от голода и птица Чарана.

Читайте также:
Медный браслет спасет от болезней и злых сил

Совсем исчезнуть с лица земли птица Чарана не может.

Жизнь ее скрыта в крошечном яйце, а яйцо находится в черной курице, которая заперта в железном сундуке, а сундук висит на груди самой птицы Чарана. В черной курице не одно яйцо, а несколько, и они ничем не отличаются друг от друга. Если даже достать из сундука черную курицу, убить ее и вынуть из нее все яйца, то и тут, чтоб убить птицу Чарана, нужно еще узнать, которое из яиц заключает в себе жизнь Чараны. А узнать это не может никто на свете.

Но все же, если случится, что птица Чарана почему-то погибнет, тотчас же раскрывается железный сундук на груди Чараны, и из него вылетает черная курица. С быстротой ветра бежит она по земле и ночью незаметно кладет крошечное яйцо на колени спящей женщины. Через семь дней у этой женщины родится маленькая серенькая птичка. Эта птичка так быстро летает, что и увидать-то ее невозможно. Как молния носится серенькая птичка по горам и всюду ищет волшебную золотую воду, а как найдет ее, так начинает жадно пить и через несколько минут вырастает до чудовищных размеров.

Так вновь на свет появляется диковинная птица Чарана.”

Чарана подобная Фениксу птица из цыганских легенд

Огненная птица в мифах Древней Греции и Рима

У различных народах данное магическое существо очень часто ассоциировалось с ритуалом поклонения Солнцу, отождествлялась с вечной жизнью, постоянным обновлением. Изображение птицы Феникс встречается во многих странах. Люди считали, что умереть данная птица не может, но она воспламеняется в тот миг, когда из яйца вылупляется птенец.

Другая версия гласит, что Феникс сгорает, а потом восстает из пепла. Поэтому на планете может быть всего один представитель этого вида. Питается такое мистическое существо лишь росой. Кроме того, что Феникс зачастую отождествлялся с божественным посланником, он является и символом кротости.

Изображение птицы Бену

Если говорить о мифологии египтян, то весьма сложно понять, что послужило началу создания легенды о Фениксе.

Существует мнение, что изначально это был астрономический символ, который отождествлялся со спиральным восхождением звезды Сириус. В древние времена это было знаком, что Нил разливается, что в свою очередь предвещало появление скорого урожая.

Египетскую мифическую птицу называли Бенху. Бытует мнение, что с этим мифическим существом связана легенда о серой цапле, которая была самым первым живым существом, появившимся на сотворенной земле. Эта цапля была послана божеством Солнца.

В Гелиополисе с особым почтением относились к этому существу. Египтяне в этом городе верили, что век пташки не вечен, а ограничен пятистам годами.

Самые ранние записи о божественной птице-счастье Феникс есть у Геродота в пятом веке до нашей эры. Он указывает на то, что это мифическое существо из Аравии. Живет мифическое существо 500 лет на одном месте со своими отцом и матерью. Когда же они погибают, то существо летит в Храм Бога Солнца в египетском городе Гелиополисе и в этот месте хоронит своих предков.

Как видите, легенда немного отличается. Однако Геродот ничего не вспоминает о том, что птах способен самовоспламеняться. В более поздних трудах греческих философов наоборот, упоминается о том, что сущность может сгорать и через время снова «возрождаться» из пепла.

В трудах Манилия есть информация о том, что длительность жизни сущности составляет Великий Платонов год. Это период, за который Солнце, Луна и 5 планет возвращаются в начальное положение.

В Римской империи существовало мнение, что магическая пташка действительно существует и находится на службе у императора. Волшебная сущность являлась символом божественной мощи, бессмертия государства. Однако магическая птица не помогла Римской империи восстать из пепла.

Что означает птица Феникс в иудейской Каббале и христианстве?

Только птица устояла перед искушением.

В иудейской религии есть небольшой миф, в котором рассказывается о том, что случилось однажды в Эдеме. Он гласит, что Ева дала плод с дерева познания не только Адаму, но и всем живым существа, которые находились в округе.

Устояло перед искушением лишь одно существо, которое благодаря этому смогло сохранить свое бессмертие. Далее, эта сущность живет все время, но через каждую тысячу лет сгорает своем гнезде и вновь рождается из пепла.

Есть и другая история, в которой речь идет о магической сущности.

В христианской религия птица Феникс стал знаком бесконечного бытия, воскрешения, вечности. Некоторые считают, что это символ Христа. В раннем христианстве весьма часто можно встретить изображение Феникса на погребальных плитах. Это важный знак, указывающий на торжество над смертью.

Существует ли Феникс в славянской мифологии?

Если говорить о славянской мифологии, то перед нами предстают даже две птицы Феникса. Это всем известные Жар-птица и Финист Ясный сокол.

Читайте также:
Признаки порчи на отношения и самостоятельное снятие

Несмотря на то, что первая больше своим внешним видом напоминает павлина, а вторая на самом деле была человеком, который время от времени принимал вид пташки, у них очень много схожих черт.

Например, Жар-птица с наступлением холодов погибает, а с наступлением тепла вновь рождается. Финист засыпает глубоким сном, после чего весной также просыпается.

Феникс из Эфиопии

Есть еще один мир, в котором говорится, что на самом деле первый раз появилась такая птица на территории Эфиопии, а название ей было дано ассирийцами. На древних изображениях Феникс в данном случае появляется в образе удивительного магического персонажа с клювом петуха, горлом ласточки, рыбьим хвостом, лбом журавля, спиной черепахи и утиной головой.

Изображение из росписи гробницы Иринофера

У магического создания оперение алого, голубого, золотого, белого и черного цветов. Все они олицетворяют разные добродетели: долг, преданность, знание ритуалов, пристойность и человеколюбие. Для ассирийцев Феникс являлся воплощением огня, тепла, богатого урожая, теплоты и доброты. Употребляло в пищу создание семена бамбука.

Как выглядит Феникс в Японии и Китае

Один из наиболее удивительных вариантов Феникса представлен в китайских мифах. В далекие времена в этой стране была сложена легенда о Волшебной пташке Фэн-хуан.

Ее особенность заключалась в том, что в себе она совмещала как мужское, так и женское начало. На сегодняшний день настоящим Фениксом считается местная порода курицы — Онагадори. Это прекрасная пташка с очень красивым пушистым хвостом, который в длину более одного метра.

В первом тысячелетии нашей эры эти птицы были привезены в Японию. Далее самых настоящих Фениксов ожидали метаморфозы. У современных птиц хвосты увеличились до 10-13 метров. Поэтому можно с точностью сказать, что хотя бы одна птица Феникс на самом деле существует в наше время.

Интересные факты

Люди ассоциировали данное магическое существо с чем-то известным и таинственным. Алхимики проводили аналогию с философским камнем. Это неудивительно, ведь философский камень тоже «рождается» из огня, который падает с неба.

Феникс. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г

В геральдике изображение данной птицы есть на медалях английской королевы Елизаветы. При этом изображение сопровождается такими словами: «Единый Феникс всего мира».

В психологии магическая пташка сравнивается с бессмертным духом. Считается, что магическое существо побуждает человека уничтожить свои минусы и заново родиться обновленным.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Как вы видите, птица Феникс — это действительно удивительный персонаж, образ которого можно встретить в культуре различных народов. Возможно, такие огненные птицы, как и кикиморы, домовые и единороги, действительно существовали в далекие времена, а может быть, являются всего лишь отражением человеческого стремления к свету и бессмертию.

Мифы и легенды древних цыган.

Кто такие цыгане? О цыганах знают все!

Но существуют ли цыгане на самом деле? Или это выдумка злобных троллей в интернете?

Чтобы разобраться с ответом на этот вопрос, нужно заглянуть в историю. Кто они, откуда взялось их имя?
Вот, что пишет об этом Пётр Деметр (кто это?):

– О том, что в Индии есть большая река Ганг мы все знаем. А о том, что есть небольшая речушка Ци, которая берёт своё начало в горном Китае, знают только специалисты. И в междуречье когда-то жило племя, которое называли по этим двум рекам: ци-ганги. Вот это и есть наши далёкие предки. Они занимались не только тем, что пели, плясали – они были кузнецами, медниками (ремёсла, которые, как мы знаем, свойственны цыганам). Но они не были воинами; не могли защитить себя! А долина была шикарная, роскошная. Там было замечательно жить… И вот тогда мусульмане – самые сильные воины в мире: самые вооружённые, самые агрессивные – они ворвались ночью туда, где спал этот табор и раскололи его. Те бросились бежать в разные стороны: одни в Египет, другие в противоположную сторону.

Значит, цыгане существуют. Можно начинать историю.

Отпиздили, значит, мусульмане цыган, и тем пришлось сваливать, только пятки сверкают. Убегая, цыгане захватили с собой более продвинутые средства передвижения, взятые у мусульман – кони. На этих конях цыгане из Юго-Восточной Азии уходят они в Россию и Европу, в надежде на светлое будущее.

А цыгане в Европе нахуй никому не сдались. Поскольку места для всех стоянок не нашлось, то некоторых цыган выперли свои же, и часть отправилась в Румынии всякие, Турции, и даже ближний восток, на землю обетованную. Земля обетованная – это Палестина, там как раз в этот момент проходила одна из самых известных казней.

Бум! Сам господь цыган благословил, и разрешил им воровать. Такого еще никогда не было. Вещички пакуются, кони кормятся, цыгане едут обратно в Европу кутить, бухать, воровать, гадать и торговать. Румыния, Германия, Франция, Испания – готовый тур по Евросоюзу.

И по-началу все смотрят – ну, приехали чужеземцы! Кормят их, поят, сладкие речи говорят. Дают им привелегии, чтобы они нормально основаться на местах могли, начать жить. А цыгане такие: “блэ, мы будем жить в своем стремном шатре на мешках, прям посреди города”. Ну, по сути говоря, правила свои установить на чужой земле хотели. Никому это не понравилось, но их запихнули в гетто, пусть там живут. А господь-то цыганам разрешил воровать! И тут понеслась. Коней нет.

Читайте также:
Холмовики — зловещие обитатели холмов

А поскольку цыгане, как бы, народ ущемленный, бедный, то и просить подачки-то не стыдно! Ну и они набрали всяких бабуль, расставили по переходам и вокзалам начали ходить по ярмаркам и не только там торговать своим ремеслом (как делают обычные кочевые народы), но и заниматься разной дикостью. Перед тем как идти воровать коня, цыган возносит руки к небу и кричит: «Господи, благослови!». Лошадь остается для цыгана вожделенной с тех далеких времен, когда считалось, что украсть сивку-бурку – святое дело. Занимались они и гаданием. Что забавно, гаданием цыгане умудрялись заниматься во время великой отечественной войны, где на захваченных территориях, цыгане рассказывали нацистским солдатам о великой победе фюрера. Впрочем, мы знаем, что нацисты с ними за это сделали.

Но недолго музыка играла.

В Испании в 1492 году был издан королевский декрет, повторённый семь лет спустя. Цыганам предписывалось в течение шестидесяти дней покинуть страну. После этого срока пойманным грозили сотней ударов бича, а в случае рецидива казнью. Подобным законодательством обзавелись и другие европейские страны.

Самое прикольное в том, что били убивали только мужчин. Женщин же только клеймили и насиловали. Основная причина такой деятельности в самом устройстве кочующих цыган. Те из них, кто смогли ассимилировать, найти себе работу и обзавестись семьей жили себе в удовольствие и не имели проблем. Остальные же шатались без дела, пиздили местных и сваливали. Ну и в итоге всех кочующих опять выслали в пешее эротическое.

Постепенно, цыгане смогли вернуться обратно в Европу (это ж цыгане), некоторые из них попали и в Россию. После того как появилось множество частных предприятий по переработке мяса, цыгане банально начали сдавать ворованных «священных животных» именно туда. Потому кража лошадей в последнее время начинает быть весьма доходным криминальным бизнесом.

Также, поскольку цыгане – очень закрытый народ, который в свою общину никого не пускает, у них нет никаких проблем с хранением наркотиков, оружия и прочего. Им писан только цыганский закон. Ходят они просить милостыню. И вот обычные бабушки что говорят? “Благослави тебя бог” и уходят. А цыгане? “Э, послушай, ну вон у тебя деньги в кармане, ну дай их мне, ну что так мало.

Но самые странные обычаи у цыган не с конями и не с милостыней. Самые странные “обычаи” – с детьми.

Хотите украсть ребенка? Вот типичный способ вам на заметочку: Мамаша болтает по телефону, коляска стоит на небольшом отдалении под деревом, чтобы не напекло, но если что ребенка она услышит и все такое. Подходит цыганка, смотрит на коляску, достает ребенка, разворачивается и уходит! Мамаша роняет челюсть на асфальт, бежит за цыганкой, хватает ее на перекрестке и орет “Отдайте ребенка!”, цыганка же кричит “Мой!”. Подходит милиционер и спрашивает у мамы, что-то в духе, “чего вы делаете, зачем ребенка отбираете?”. И как только он развернул к себе мамашу, цыганка топит в пол и дает по съебам. К счастью, ее догнали и отпиздили доставили в отделение. На вопрос, хули ты творишь, ответ был такой: “Ну ребенок бесхозный лежал, я думала бросили его, не могла пройти мимо”.
Вам интересно, зачем им дети? Welcome to hell (там очень распиаренная бородатая паста про то, что дети у матерей в метро и переходах лежат под водярой и герычем, чтобы они не орали и не мешали работать). И хоть она и распиаренная, но в реальности такой ебанутости историй – хренова куча. Бля, такое было даже на пикабу. Просто пипец!

Цыгане приходят устраивают срач и говорят: “Мы народ ущемленный, вы нам должны” и строят лагерь в самом центре города, забив на все и всех. Их постоянно пытаются выгонять, но все тщетно. Они слишком хорошо эволюционировали.

Для них нормально посреди города Дале Фарм (в Великобритании) не только устраивать свои жести, но и построить перед входом огромный биллборд с надписью “Мы не уйдем”. (We won’t go).

Но закончилось все прекрасно.

Полиция Великобритании глубоко и жестко выперла всех цыган с территории, предварительно заставив их убрать все то, что они там развели. Дома подорожали в цене, а в город стали приезжать нормальные туристы.

Не удается цыганам в последнее время продвигать свои интересы и в густоцыганских странах, таких как Румыния и Болгария. Причина – очень проста: поскольку мошенничество – самый прибыльный бизнес, а у цыган нет своего места, и они могут свалить, когда захотят, то выбор становится очевиден. И мошенничество – это не кража с разбоем, нет, фраза “тихо спиздил и ушел – называется нашел”, вот это ближе к истине. Подобное положение дел привело к тому, что сейчас в Европе цыган ненавидят больше, чем мусульман, геев, евреев и черных вместе взятых.

Читайте также:
Число Вашего имени в нумерологии

Ну а цыгане – цыгане продолжают жить, как и раньше. Устраивают срачики, отдают маленьких девочек на плотские утехи извращенцам и прочее. Полиция их постоянно находит и пиздит. После этого они ненадолго успокаиваются, и потом начинают все сызнова. Такой вот порочный цыганский круг.

Ха-ха, это просто жесть. Такого количества ненависти в одном посте, наверное, еще ни разу не было на пикабу (Ну, кроме историй с операторами связи). И да, пост этот о мифах и легендах о цыганах, многие истории жестко натягиваются на котолампу (к сожалению, правда, не все :/), и почти ничего не имеют общего с реальностью,все сделано исключительно ради цели вас повеселить. Цыгане” в нашем языке и культуре скорее является не описанием конкретного народа с обычаями, а отдельной его части, занимающейся организованной преступностью или аморальными действиями, а такие люди есть во всех народах, не только у цыган. Потому хоть этот пост и выставляет цыган не в лучшем свете, но не относитесь к этому серьёзно. Просто не верьте всему, что написано! А цыгане – цыгане бывают разные. Пост котоламповый, и не призван разжигать ненависть к цыганам, что впрочем и не нужно делать, потому что от цыган уже все и так горят.

Как-то так! Обязательно напишите в комментариях о своем опыте с цыганами – соберем новых историй.

БМ улетает в Вальгаллу на таком количестве картинок.

7 птиц, которых знают только русские

Чудесные сказочные существа и сладкоголосые райские птицы всегда вдохновляли и средневековых мастеров, и художников модерна. Знакомимся с главными из них.

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год).

Алконост

Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода.
Алконост – птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой

художник Билибин «Алконост»

Сирин

Сирин. Лубок XVIII в.

Другую райскую птицу – Сирина, напоминающую древнегреческих Сирен – принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок.

Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок — вил.

Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб.

Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»

Происхождение образа

Сирин своим происхождением обязана литературной средневековой традиции. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах.

В некоторых легендах Сирин считается отрицательным персонажем, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира.

Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.

В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть ее, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.

На картинах неизвестных художников с развернутым сюжетом имелись надписи:

В картуше название «Птица Сирин святого и блаженного рая» и текст:

«Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа ее слышати не престает». Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». Ниже текст: «В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух. возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает. ( Е. И. Иткина)»

В русских духовных стихах она, спускаясь из Рая на Землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям.

Читайте также:
Хиромантия с разъяснениями — станьте профессиональной гадалкой

Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.

В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия

Птицы сирин и алконост

“ПТИЦА СИРИН” (Жар-Птица) Бронзовая застежка с позолотой XI-XII вв с Юловского городища, Пензенской области (вероятная столица Буртасского княжества) в виде жар-птицы.
Аналогов нет. По отдельным деталям близка к древнерусским орнаментам. (Хранится в частной коллекции)

Гамаюн

Вещая Гамаюн-птица – мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна – добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее – напоминать людям о высших ценностях бытия.

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Стратим

Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же – Страфиль-птица, – архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом – море взволнуется, закричит – буря поднимется, а полетит – так закроет собой белый свет. Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.

Жар-птица

Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии – Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

Финист Ясный Сокол

С птицей Фениксом также связывают и появление в русских сказках другого известного персонажа – Финиста Ясного Сокола. Образ молодого мужчины, способного обращаться в сокола, считается заимствованным из западной мифологии, наподобие чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.

Царевна-Лебедь

Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину – прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре

художник М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

Читайте также:
Эротическое таро — что вас ждет в любовных отношениях?

«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике симвализма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».

А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».

Цыганские легенды – монстры, волшебный клад и добрый Леший

“Бог подарил нам не одну страну, а целый мир”, – говорят цыгане, и с этим сложно поспорить. Представителей этого народа можно встретить в самых разных странах. Выходцы из Индии, цыгане смогли создать уникальную культуру, что состоит из самобытных черт и заимствований из фольклора и обычаев самых разных стран.

В цыганских легендах можно увидеть отголоски европейских и восточных сказаний, однако они по-своему необычны и своеобразны, ведь имеют уникальный цыганский колорит. Что же можно узнать из известных цыганских преданий?

Жуткие существа цыганского фольклора

Большая часть цыганских преданий напоминает волшебные сказки, ведь в них появляются мифические создания, происходят поистине невероятные вещи. Фольклор цыган насыщен историями о необычных существах, причём далеко не все они дружелюбно настроены по отношению к человеку.

Цыгане рассказывали, что в лесах проживают жуткие лошоличи. Согласно легендам, в лесных косматых чудовищ грешников обратил сам дьявол. Теперь же они выискивают путников и заблудившихся детей, чтобы расправиться с ними.

Цыгане рассказывали, что в лесах проживают жуткие лошоличи / © Lucas Graciano / artstation.com

Не менее жуткий образ имеет Малало. Именно так цыгане называли жуткую двухголовую птицу. Внешне напоминает она крупную серую ворону, вторая голова которой растёт со спины вверх. Предания рассказывают, что эта страшная птица способна распространять самые разные опасные болезни, в частности, бешенство.

Прибывшие в Европу цыганские таборы переняли некоторые местные истории, преобразовав на свой лад мифических созданий. Примером тому являются дампиры – вампиры из цыганского фольклора. Они могут не только пить кровь из людей, но и околдовывать, уводя с собой. Известно немало рассказов о том, как дампиры завораживали юных девушек, а затем губили их.

Птица Малало способна распространять самые разные опасные болезни / © Sato Takahara / artstation.com

Волшебный цветок

Однако жуткие предания – лишь часть богатого фольклора цыган. Не менее значимыми остаются легенды о жизни людей, судьбах и поразительных встречах. Примером тому служит сказание о волшебном цветке. В одной деревне проживала цыганская семья. Жили люди очень бедно, не на что было даже покосившуюся на избе крышу починить.

А тут вдруг рассказали односельчане, что неподалёку клад обнаружили. “Быть может, это и есть моя удача”, – решил глава семьи. Выбрал цыган лошадку посильнее, запряг её и поехал к указанному месту. Рассказали ему, где находится таинственный клад, но над ним – огромная плита лежит. Пытался поднять её мужчина, да сам не смог. Тогда возвратился он в родную деревню и позвал с собою всех родственников. Но даже всем селом поднять плиту не смогли.

Евграф Семёнович Сорокин «Испанские цыгане»,1853 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея Москва, Россия

К тому моменту подошёл праздник Ивана Купала. Цыган как раз вернулся из деревни, рассказал матери, что клад так и не поддался людям. И тогда старая женщина увидела на его лопате небольшой цветок. Она поняла, что это.

Неказистое растение было волшебным цветком, что расцветал лишь в купальскую ночь, а своему обладателю дарил несметные сокровища и помогал находить любой клад. Это она поведала сыну, и тот снова отправился к месту работ. Теперь, как ни странно, плита легко поддалась нескольким людям.

Не было предела радости работников. Набрали они золота и поехали домой. Вдруг видят: посреди дороги старичок стоит. Спросили они его, не ждёт ли он кого. А старик ответил, что ждёт – и именно цыган. Рассказал он им, что под мостом, переброшенным через реку, спрятана бочка золотых монет. Удивились такому цыгане, но всё-таки решил повернуть к реке.

А по дороге один из них заметил, что чудесный цветок исчез. “По дороге обронили”, – махнул рукой шурин цыгана. Увы, после пропажи цветка и удача отвернулась от людей. Как ни искали в реке золото цыгане, так и не смогли его найти. Но и тех сокровищ, что найдены были под плитой, цыгану хватило на всю жизнь, а также детям и внукам. До конца своих дней не забывали они об истории с волшебным цветком.

Цыгане – очень колоритный народ
Споденюк Сергей Иванович «Цыгане», 2015 год
Местонахождение: Частная коллекция

Читайте также:
Амулет змеевик — таинственный славянский дуализм

Цыгане и проделки Лешего

Неоднозначным было отношение цыган к хозяину леса – Лешему. С одной стороны, его остерегались, как и всякую нечисть. С другой, в некоторых цыганских легендах он предстаёт вполне мирным существом.

Как рассказывает одно из преданий, однажды табор цыган остановился у леса. Видимо, не понравилось это Лешему, отчего и стал он мешать жить людям. Если цыган собирался ехать через рощу – не мог тропы найти, всё плутал и выходил к месту отправления. Понимали цыгане, что это проделки Лесовика.

Порой его даже видели. Ходил по лесу в зелёном кафтане и тёплой шапке. Цыгане даже звали его к себе, приглашая к костру и надеясь задобрить, но властитель леса отказывался дружить с людьми.

Цыганский табор не понравился Лешему, отчего стал он мешать жить людям / © Klaher Baklaher / bestiary.us

Наверное, так и пришлось бы табору конфликтовать с Лесовиком, да только была там красавица-цыганка. Когда пела она, даже ветер затихал, чтобы послушать чудесный голос. “Не волнуйтесь, – заявила она соплеменникам. – Попробую я Лешему песню спеть. Может, смилостивится тогда”.

Вошла девушка в лес, а Лесовик как раз на вершине деревьев притаился. Когда начала она петь, он постепенно стал спускаться всё ниже и ниже, принимая человеческий облик.

И вот – сидит он уже перед нею на пне, подперев голову рукой. Слушает песню цыганскую – о чём-то своём думает. Понравилась ему песня красавицы, а после того случая перестал мешать цыганам Леший. Напротив, подружились с ним люди, а сам он стал частым гостем в таборе.

Когда пела цыганская красавица, даже ветер затихал, чтобы послушать чудесный голос
Харитон Платонович Платонов «Цыганка с бубном»,1877 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств им.Возницкого, Львов, Украина

Эти легенды – только малая часть цыганского фольклора, который не менее пёстрый и яркий, чем его народ. Такие истории открывают нам особое видение, волшебство мира, что замечали цыгане и, конечно, верность культуре, благодаря чему эти предания дожили до наших дней.

Цыганский фольклор

Цыгане являются межгрупповым этническим образованием общего индийского происхождения. Распространенное самоназвание – “ром”, “рома”, хотя используются и другие этнонимы: “синти”, “мануш” (“люди”), “кале” (“чёрные”). В качестве обобщающего названия на политическом уровне для всех европейских цыган используется обозначение “рома” (англ. Roms, Romanies).

Цыгане расселились по всем частям света, кроме Антарктиды. Они живут во многих странах Европы и Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Благодаря их давней истории, а также обширному месту обитания, у цыган богатый и разнообразный фольклор, который не потерял своей уникальности, несмотря на то, что на него оказал влияние фольклор всех окружающих народов.

Самый популярный вид цыганских сказок – страшилки (которые похожи на славянские былички). Их сюжеты и персонажи очень близко переплетаются с реальной жизнью, поэтому цыгане всех возрастов охотно верят в них и рассказывают другим как достоверные истории.

В этой статье мы разберем основных персонажей, встречающихся в этих рассказах.

Колдуны и ведьмы

Люди, обладающие нечистой силой или имеющие с ней тесную связь, встречаются в рассказах цыган почти так же часто, как и сама нечистая сила.

Колдуны могут приворожить, узнать судьбу, а также обладают большой мудростью и знаниями, касающимися не только каких-то бытовых вопросов, но и различных мистических существ. Они знают, как сделать так, чтобы леший показал клад, как его успокоить или задобрить. Знают, как общаться с русалками, водными духами, заложными покойниками и разбушевавшимися домовыми духами. Но у колдунов есть не только хорошие качества: вызвав этих существ, они могут заставить их напасть на кого-либо, причинить ему вред. Также колдуны могут превратить человека в одного из них.

Эти персонажи обладают силой контролируемого оборотничества, т.е. могут превращаться в свиней и других животных:

А еще вот что вытворяла ведьма: как праздник какой, шмыгнет она в подворотню и тут же оттуда выскакивает в виде козы и давай рогами мотать — людей разгонять. Разбегутся люди, и праздник весь кувырком.

Свекруха моя – ведьма: как ночь настает, вылетает из избы да в собаку превращается.

Описания ведьм и колдунов, встречающиеся в фольклоре русских цыган, очень похожи на описания таковых в славянских быличках. В качестве примера такого явного сходства можно привести принцип превращения, которых связан с использованием ножей.

Основной причиной превращения человека в колдуна или ведьму цыгане считают связь с нечистой силой.

Черти и другая нечисть

Как и в быличках славянского народа, на формирование представлений цыган о нечисти наложила отпечаток религиозная традиция, господствующая на территории их обитания. Таким образом, у русских и европейских цыган присутствуют образы чёрта, бесов и подобной нечистой силы.

Чёрт в этих рассказах обычно является отрицательным персонажем, доставляющим неприятности всем, кто с ним сталкивается.

Так, чёрт выступает в роли полтергейста:

Залезает в дом и не дает никому покоя: и стучит, и бренчит.

Превращается в мертвых:

Полетел чёрт в эту деревню и проскочил в трубу – только искры посыпались. Является он к цыганке, с виду точь-в-точь муж ее похороненный. [. ] Стали соседи за ней приглядывать, и как–то раз в полночь глядят: что такое? – летит огненный столб по небу и залетает в трубу дома, где живет цыганка.

Часто черти, лесовики и неупокоенные мертвецы указывают цыганам на спрятанные клады. Это роднит такие истории с уральским фольклором.

Читайте также:
Рассорка на друзей — как отвадить нежеланных знакомых?

У фольклористов Е. Друца и А. Геслера среди описаний нечистой силы и различных мистических явлений можно встретить рассказы о том, как сами цыгане обманывали людей с целью наживы. Например, переодевались чертями или использовали ртуть для имитации полтергейста в доме:

Известное дело, что цыгане на всякие проделки большие мастера. Ради того, чтобы выманить деньги, они пускаются на разные хитрости. Есть у цыган «живое серебро». Это вот какая штуковина: соберешь «живое серебро», ртуть, стало быть, закатаешь в перышко гусиное, а когда в печку его замажешь да разожжешь огонь как следует, тут по всей избе такой стон да оханье пойдет, что «хоть святых выноси».

Интересно, что этот же метод “вызова нечистой силы” был описан в рассказе Максима Горького “Озорник”, опубликованном в 1897 году:

Он, видите, печник, Николка-то. Он на все руки: по литографской части смекает, гравер, водопроводчиком был тоже. Так вот кума — у неё свой дом, она из духовного звания — и наняла его печь переложить. Ну, он переложил, всё как следует; но только, подлый человек, в стену-то печи вмазал бутылку со ртутью и с иголками. и ещё чего-то кладётся там. От этого происходит звук – особый этакий, знаете, как бы стон и вздох, и тогда говорят — черти в доме завелись. Печь-то вытопят, ртуть в бутылке нагреется и пойдёт там бродить. А иголки по стеклу скребут, точно зубом кто скрипит. Кроме иголок, ещё разные железины в ртуть кладут, и от них тоже разные звуки – иголка по-своему, гвоздь по-своему, и выходит этакая чертовская музыка. Кума даже продать хотела дом, да никто не покупает, — кому понравится с чертями-с? Три молебна с водосвятием служила – не помогает. Ревёт женщина, дочь у неё невеста, кур голов до ста, две коровы, хорошее хозяйство. и вдруг черти! Билась, билась, смотреть жалко. Николка же её и спас, можно сказать. Давай, говорит, пятьдесят целковых – выгоню чертей! Она ему сначала четвертную дала, а потом – как он вытащил бутылку да дознались, в чём дело, — ну и прощай! В суд хотела подать, но ей отсоветовали. И ещё за ним многие художества водятся.

Неупокоенные мертвецы

У цыган призраков и неупокоенных мертвецов называют “мулло” (mullo, что значит “мёртвый, мертвец”). Этим же словом могут обозначаться и “живые мертвецы”, то есть вампиры, о которых пойдет речь чуть ниже.

В разных регионах верования цыган разнятся, но все их объединяют искренняя вера в привидения и нежелание связываться с мертвецами, присваивать себе их вещи. Цыгане стараются не упоминать даже имени покойного, боясь вызвать его из царства мёртвых.

Согласно представлениям цыган, неупокоенный мертвец может получиться в результате убийства, а также при несоблюдении погребальных обрядов. В первом случае мулло должен выследить своего убийцу и отомстить, и только после этого он может успокоиться. Во втором случае призрак является недалеко от своего тела и просит случайных прохожих похоронить его и/или рассказать родным о его смерти.

Например, есть сказка про мертвый табор. В нем все люди были убиты, но не похоронены по обычаям и не отпеты. Днем они лежали мертвыми, а ночью вели обычную жизнь. Они попросили проходящего путника похоронить их.

Такой покойник будет являться до тех пор, пока не будут проведены все необходимые ритуалы. Он будет появляться только ночью в виде осязаемого призрака (что интересно, его можно даже женить, и он будет выполнять супружеские обязанности), а днем исчезать, при этом само мертвое тело будет лежать на месте.

Защитой от мертвецов считаются предметы религиозного культа, а также некоторые растения и огонь (“Известное дело, что мертвецы огня боятся”). Иногда чтобы обезвредить мертвеца в могилу вбивают осиновый кол (что похоже на классический способ убийства вампира):

“Велел поп в могилу кол осиновый вбить. Так люди и сделали. С той поры больше цыган не являлся.”

Нупокоенного мертвеца можно оживить:

. как появится он ночью, надо его хватать, пока он живой, связать его надо покрепче и в церковь привезти, а потом уже сорок дней и сорок ночей надо молитвы над ним читать, только тогда он оживет.

Также существуют рассказы о неупокоенных мертвецах, в которых они приходят по ночам к своим супругам. Например, страшилка о том, как цыган после смерти ходил к своей жене, а ее соседка нарисовала на всех дверях кресты. Тогда цыган обиделся и решил забрать жену к себе в могилу (сюжет чем-то похож на произведение Готфрида Бюргера “Ленора”).

Читайте также:
Родинка на животе или в пупке – значение и влияние на судьбу

При этом вместе с историями о заложных покойниках часто встречаются рассказы о заживо похороненных людях, которые потом пробуждались и возвращались домой.

Вампиры

Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях. Согласно цыганским верованиям, вампиром может оказаться практически любой. В группу риска попадает каждый, кто имеет необычную внешность, например, тот, у кого отсутствует палец или есть придатки, свойственные животным, заячья губа или волчья пасть, ярко-голубые глаза и т.д. Если никто не видит, как человек умер, то умерший становится вампиром. То же самое происходит, если труп умершего распухает до того, как его успевают похоронить. Причем людьми это не ограничивается: растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могут стать вампирами. Например, если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь, или на ней покажется кровь.

Представления о том, как выглядит и что делает вампир, зависят от места обитания цыган. У цыган, расселенных по территории России и ближней Европы, вампир выглядит как оживший покойник (упырь). Он пьет кровь, нападает на людей и скот, а также известен своим ненасытным сексуальным аппетитом по отношению к своим супругам или прижизненным объектам страсти. Эту тему хорошо раскрывает Элвуд Тригг в своей книге “Gypsy Demons and Divinities: The Magic and Religion of the Gypsies” (1973). Он отмечает, что сексуальная страсть может столь сильно овладеть вампиром (мулло), что женщина, к которой он её испытывает, может дойти до крайнего истощения.

Говорят, что в некоторых случаях вампиры возвращаются для того, чтобы вступить в половое сношение с женщиной, на которой им не позволяли жениться при жизни. Иногда вампир предлагает женщине сойти в могилу вместе с ним и провести остаток вечности вдвоём. В других случаях вампиры, женатые или нет, возвращаются для того, чтобы вступить в связь с женщиной по своему выбору. Встречаются девушки, которые верят, что у них был длительный роман с мужчиной, оказавшимся вампиром. Некоторые цыгане утверждают, что таких вампиров-любовников видят только те, с кем они вступают в половую связь.

От подобных связей может даже родиться ребенок. В балканской мифологии дитя вампира и человеческой женщины называется “дхампир”, и он является прирожденным охотником на вампиров.

У многих групп европейских ромов вампиры больше похожи на призрака или даже домового. Это полупрозрачные, белесые фигуры, которые могут принимать форму животного или даже отдельных частей тела (например, головы, руки, кисти руки и даже пальца). Они приходят в наш мир, так как скучают по тем, кого любят, и стремятся быть с ними: матери приходят к своим детям, мужья приходят к жёнам, причём помогают выполнять работу по дому и даже могут принести деньги. Это похоже больше на описание домовых духов, которые в Европе также были связаны с культом умерших предков и считались душами умерших родственников. Однако цыганские вампиры могут вернуться и ради мести своему обидчику.

Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцами во время похорон. Они также помещали боярышник трупу в носок, либо вбивали колья из боярышника ему в ноги. Дополнительными мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание.

Видимо, благодаря такому вниманию к восставшим из мертвых, цыганам отводится особое внимание в художественных произведениях о вампирах. Можно вспомнить, например, книгу Брэма Стокера “Дракула”, в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося его коробки с землёй и охраняя его.

Интересно, что цыгане считают, что вампиром может стать только мёртвый цыган. Поэтому они при необходимости даже могут спать на кладбище, где не хоронили представителей их народа.

Оборотни

В славянских странах цыгане верят в оборотней. Некоторые из них полагают, что оборотнем становится человек, который вёл особенно дурной образ жизни. Другие же считают, что в оборотня превращается жертва вампира, сосавшего его кровь; такая жертва постепенно теряет способность говорить и ночью превращается в волка, который служит своему хозяину-злодею.

Также оборотнем может стать обычный цыган, которого держит на земле какое-то неоконченное дело. Например, есть сказка, в которой неупокоенная душа цыгана, одержимая примирением враждующих кланов, превратилась в птицу, которая приносила смерть. Птица-смерть перестала “уносить” с собой цыган, как только умер тот, из-за кого началась вражда.

К оборотням можно отнести не только классических людей-волков или людей-птиц, превращающихся по собственной воле или благодаря чарам колдуна, но и пришедшее из индийской мифологии представление о нагах – людях-змеях (изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой).

Другие существа

От привычных нам мистических существ, рассказы о которых легко вписываются в современный быт, перейдем к более странным созданиям, упоминающимся в цыганском фольклоре.

Например, люди, обидевшие колдуна, могут быть превращены им в чудовищных великанов джуклануши с собачьими ногами и головой. Обычно они обитают в горах или лесах, рядом со своими собратьями по несчастью лошоличами (аналог лешего), которых обратил из людей в чудовищ сам дьявол. Ужасный вид такого чудовища чем-то напоминает помесь йети и слендермена: громадный рот до ушей, с торчащими из него острыми зубами, свирепо сверкающие глаза на выкате, большой приплюснутый нос, громадные уши свешиваются до самых плеч, а тело сплошь покрыто густыми жесткими волосами, при этом руки настолько длинные, что, стоя на своих тонких, как жерди, ногах, существо, не нагибаясь, достает или до земли.

Читайте также:
Родинка на среднем пальце левой руки и правой — толкование

При этом в некоторых рассказах цыган встречается и более привычное описание лешего: “старичок в черном пиджачке, подпоясанный веревкой, на ногах башмаки простые, а на голове шапка”, при этом он способен увеличиваться в размерах (“лесовик отойдет назад, на пару шагов, и сделается выше берез”), а также кружить по лесу, сбивая с дороги.

Там же, среди гор и лесов, живет крошечный народец Шигномануши. Его представители хранят богатства, скрытые в пещерах. Однако, если позвать одного из них жить к себе в дом, то он становится хранителем очага, приносящим здоровье, счастье и достаток хозяевам. Таким образом, из представителя горного народа шигномануши становится домовым духом.

Вариантом домового можно считать спорников из мифологии русских цыган. Считается, что название произошло от слова “спорить” (спориться, споро) в значении “обильный, богатый, удачный”. Эти существа, внешне напоминающие маленьких детей, приносят в дом (шатер) цыгана счастье и богатство.

Наравне с домовыми, эти истории описывают еще таких существ, как дворовые:

Что это такое дворовой? Принимает он образ и человеческий, и птичий, и звериный. А для того он и живет при дворе, что всякой скотине покровительствует. Коли понравится дворовому лошадь мастью или еще чем–то, он за ней сам ухаживает: завивает гриву, шерсть вылизывает. Лошадь при таком уходе аж блестит, глаза у нее быстрые, хорошие. Любимую скотину дворовой гладит, ласкает. Такую скотину кормить не надо, она и без кормежки сытая. Но уж если дворовой невзлюбит животное, то продавай его скорее. А то будет он гонять по двору, мучить лошадь, так затерзает, что уже из глаз у нее слезы польются, а то еще щекотать скотину примется. Тут и вовсе она взбесится, изо рта пена пойдет, зачахнет скотина и помрет. К дворовому надо с почтением относиться: хлеб–соль ему подносить — любит он уважение. А вечером, на закате солнца, надо дворовому поклоны бить, так, мол, и так: «Дворовой хозяин, полюби детей своих, пусти лошадку к себе, а тебе хлеб да соль будет». И еще три поклона надо положить ..

Водные просторы также, по цыганским поверьям, населены страшными чудищами. Так, в глубоких реках живут ниваши – цыганский аналог злобного водяного, утаскивающего людей под воду. Это существо с огненно-красными волосами и длинной бородой, с зелеными глазами имеет почему-то лошадиные копыта.

В воде также живут русалки – заколдованные колдуном или колдуньей цыганки, которые пошли наперекор своей предсказанной судьбе. Они могут выходить из воды и, так же как и лесные русалки, защекотать до смерти путника. Эти образы роднят цыганскую мифологию со славянской.

Подземное царство отдано для Пшувуши. Согласно цыганскому фольклору, это живущие под землей человечки небольшого роста, покрытые густыми волосами, чья жизнь хранится в яйце внутри черной курицы. Они могут похитить ребенка или взрослую цыганку, но делают это довольно редко. Еще они могут одарить человека подземными богатствами.

Есть среди персонажей цыганских историй и существа, близкие к европейской мифологии – урмы. Это знакомые всем феи, устраивающие по ночам свои хороводы и способные определять судьбу людей. По преданиям, они живут на вершинах гор в огромных золотых дворцах. Днем они пляшут и резвятся, а ночью, когда цыгане спят, спускаются с гор, подходят к колыбели новорожденных и определяют их судьбу. Интересно, что урмы ходят всегда по три вместе. Одна из них добрая, она дает людям счастье; другая холодная, она безразлично относится к судьбе людей и не дает им ни радостей, ни горя; третья урма злая, она посылает несчастье и скорбь людям. Этот образ чем-то напоминает Норн из германо-скандинавской мифологии, Мойр из древнегреческой мифологии, Парки из древнеримской и Суджениц из славянской.

Таким образом, цыганский фольклор очень насыщенный и разнообразный. Леденящие душу истори, которые с удовольствием рассказывают и слушают не только дети, но и взрослые, выдерживают испытание временеи и вполне могут стать не только основой для фильма ужасов, но и оказаться среди свидетельств паранормальных фактов

Друзья сайта

Внимание!

Сайт содержит материалы, не рекомендуемые для просмотра впечатлительным людям.

Полезные ссылки

  • О проекте
  • Присоединиться к нам
  • Новости сайта
  • Обратная связь

Информация об авторских правах

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: