Ехидна — мать чудовищ из греческих мифов

Ехидна — мать чудовищ из греческих мифов

В культуре

В Библии ехидна — это змея, чей яд смертельно опасен. «Порождениями ехидны» называют безбожных, нечестивых и злых людей. Сама ехидна упоминается в Ветхом и Новом Заветах, а также в «Деяниях святых апостолов», где описывается, как ехидна укусила апостола Павла. Апостол подкладывал в костер хворост, когда из жара вышла ехидна и повисла на руке Павла. Укус, однако, не причинил апостолу никакого вреда — тот спокойно стряхнул ехидну в огонь.

Апостол Павел и ехидна

Выражение «порождения ехидны» встречается в Евангелиях от Матфея и от Луки. Так Иоанн Предтеча называет фарисеев, к которым обращается с гневными словами, когда те приходят креститься. Те же выражения в адрес фарисеев и книжников использовал и Иисус Христос. В литературной речи «улыбкой ехидны» называют язвительную, злорадную улыбку коварного человека.

Ехидна проникла и в народный фольклор, перекочевав из греческих мифов в Древний Рим, оттуда — к галлам, которых Рим покорил, а через тех — в Южную Францию, Прованс и Лангедок, где возникли легенды о страшном огненном змее, которого называли «вуивр». Описывалось это чудовище еще и как девица в верхней части туловища, а от пояса и ниже — крокодил.

Лоб этого «вуивра» украшал огненный камень «карфункул», или гранат. Вуивр любил искупаться в реке, а камень во время таких заплывов оставлял на берегу. Считалось, что человеку, который украдет «вуивров рубин», откроется путь к подземным сокровищам. Однако исхитриться и похитить камень никому не удавалось, потому что вуивр быстро перемещался и с молниеносной скоростью реагировал на попытки похитить камень, расправляясь с покушающимися.

Еще некоторые факты

Обитала Ехидна далеко от людей и богов в киликийских Аримах (Арима), залегая в своей подземной пещере. Такой «адрес» существа указывал Гомер.

По одной версии, она была бессмертной. Зевс оставил ее на Земле после своей победы над титанами, чтобы она и ее потомки могли бросить вызов героям (согласно Гесиоду). Однако существуют мифы, которые описывают смерть Эхидны от рук Геракла, Беллерофонта, Аргуса или Эдипа.

Ряд исследователей считает Эхидну хтоническим божеством, сила которого воплощена в его потомках. Поэтому, когда герои убивали рожденных ею чудищ, постепенно умирала и мать. Такое положение вещей обзначало победу героической мифологии над боязнью окружающего мира.

Семейное положение

Находясь в заточении глубоко под землей, лишенная возможности общения с людьми, озлобилась до крайности Ехидна. Древнегреческая мифология рассказывает, что от безысходности сблизилась некогда прекрасная девушка с Герионом и Тифоном – ужасными великанами. В результате такого противоестественного союза появилась целая череда чудовищ:

  • Лернейская гидра.
  • Трехглавый Цербер.
  • Двуглавый пес Орф.
  • Сфинкс.
  • Химера.

Но на этом Ехидна не остановилась. Впоследствии она сошлась еще и со своим сыном Орфом – плодом их любви стал Немейский лев.

Увидев всех этих чудовищ, даже боги, привыкшие ко всякому, ужаснулись. Когда же Ехидна решила повести своих детищ на приступ Олимпа, чтобы помериться силами с олимпийскими богами, Зевс одержал победу над ними всеми. И придумал поистине жестокое наказание. Он навечно заточил Ехидну под горой Этна. А вот ее отпрыскам позволил бродить где вздумается – как вызов человеческим героям. Так и получилось – большинство чудовищ погибли от рук полубогов, защищающих простых людей. Таким образом, Зевс действительно жестоко наказал непокорное чудовище, в какое превратилась прекрасная девушка в результате недальновидности метателя молний.

Так, Геракл во время своих странствий убил Немейского льва, Лернейскую гидру и Орфа. Беллерофонт одержал победу над опасным чудовищем Химерой, имевшей козью голову, львиное тело и змеиный хвост. Эдип разгадал загадку Сфинкса, после чего душительница настолько разочаровалась, что спрыгнула с утеса на острые камни. Единственный выживший потомок Ехидны – Цербер. Но и его судьбе сложно позавидовать – он был навечно заточен в Тартаре, где охранял души грешников, не позволяя им вернуться в мир живых. Он также встретился с Гераклом (когда тот выполнял свой 12 подвиг), но не был убит.

Пожалуй, если бы не Ехидна, греческая мифология стала бы куда менее интересной – с кем сражались бы герои, не встреться у них на пути чудовища, порожденные ею?

История жизни

А вот на вопрос о том, как появилась Ехидна, мифология уже не может дать однозначный ответ. Расходятся даже данные о ее родителях. Одни историки утверждают, что прекрасная девушка стала результатом союза двух могущественных существ – Кето и Форкия. Другие считают, что ее породил сам Тартар. Фигурирует в списке возможных родителей и Гея. Как видите, единого мнения здесь, увы, нет.

Зато известно, что произошло с красивой девушкой дальше. Она была не только прекрасна, но и мудра. Везде, где она ходила, ее сопровождало множество птиц и животных. Но нравилось это не всем. Гера – супруга Зевса – отличалась мерзким характером и элементарно завидовала Ехидне. Верховная богиня захотела решить вопрос максимально просто – избавиться от конкурентки, натравив на нее многоглазого великана Аргуса. Увидев прекрасную Ехидну, потенциальный убийца просто влюбился в нее, что окончательно вывело Геру из себя.

Читайте также:
Энергетические вампиры по дате рождения

Она рассказала Зевсу, что коварная девушка, используя магию, околдовала великана, и потребовала, чтобы Ехидна была наказана. Громовержец поверил жене на слово и приказал Аргусу доставить Ехидну в подземные пещеры — место обитания драконов и змей. Придя в себя, девушка обнаружила, что прежним осталось только ее лицо – ниже она превратилась в змею.

Так появилось одно из самых ужасных чудовищ, каких знала Эллада.

Чем ты больше, тем больнее падать

Гекатонхейры не пользуются особой популярностью и известностью, вероятно, потому, что их так сложно изобразить.

Пожалуй, самый обширный класс древнегреческих чудовищ — это великаны. В мифах насчитывается более полутора сотен различных великанов, благодарить за что следует в первую очередь мать титанов и бабушку олимпийцев Гею. Прежде них из чрева отличавшейся изрядной плодовитостью богини вышли первые отпрыски, которыми стали жуткие братья гекатонхейры. Наиболее распространённая версия мифов описывает их как великанов с сотней рук и пятьюдесятью головами — недаром их именуют ещё и сторукими. Они были так страшны, что даже их отец Уран предпочёл заточить детишек в недрах Земли, где они и томились, пока их не освободил Зевс, которому понадобилась тяжёлая артиллерия в войне с титанами. Сторукие блестяще справились с отведённой им громовержцем ролью, после чего взвалили на себя обязанность охранять Тартар, чтобы свергнутые титаны не смогли вернуться. Впоследствии Зевс воспользовался помощью гекатонхейра Бриарея, чтобы подавить мятеж собратьев-олимпийцев — один вид ужасного великана наполнил сердца богов верноподданническими чувствами.

Ныне циклопов изображают туповатыми великанами, хотя первые из них были умелыми кузнецами, мастерство которых ценили сами боги.

Во многом сходна с биографией гекатонхейров и судьба циклопов: три одноглазых брата, рождённые Геей, низвергнутые Ураном, освобождённые Зевсом, выковали олимпийцам оружие и помогли свергнуть титанов… Однако союз циклопов с новыми богами оказался недолог: после того, как выкованные ими молнии сразили сына Аполлона Асклепия, взбешённый бог Солнца безжалостно истребил одноглазых великанов.

Впрочем, говорить о тотальном истреблении циклопов не приходится. Согласно Гомеру, целое их племя обитало на Сицилии. А в результате интрижки Посейдона, не уступавшего в любвеобильности младшему брату-громовержцу, на свет появился циклоп Полифем, ставший одной из жертв хитроумного Одиссея. Попав в плен к великану, баловавшемуся при первой возможности сырым человеческим мясом, знаменитый мореплаватель не растерялся и, дождавшись, пока Полифем уснёт, выколол тому единственный глаз.

Но Полифем хотя бы остался жив, чего не скажешь о великанах, которым «посчастливилось» встретиться с Гераклом. Отпрыск Посейдона и Геи Антей, слывший непобедимым, сам бросил вызов знаменитому герою. Самоуверенность великана, правившего Ливией, имела основания: соприкасаясь с Землёй, он черпал силы своей матери и не проигрывал. Однако Геракл, не мудрствуя лукаво, поднял противника над головой и, дождавшись, пока Антей лишится сил, задушил его.

Битва, в которой гиганты безуспешно пытались забросать олимпийцев камнями, получила название «гигантомахия».

А вот шестирукий крылатый великан Герион пострадал невинно, когда встал на защиту своего стада коров, похитить которое собирался Геракл. Сын Зевса поступил как бандит, застигнутый на месте преступления: убил того, кого собирался обворовать.

Особняком среди древнегреческих великанов стоит Талос — рыцарь из бронзы, служивший защитником острова Крит. Его металлическое тело было практически неуязвимо, но, как и Ахиллес, Талос оказался слаб на одну из пяток, где его кровеносную систему защищала не прочная броня, а лишь тонкий слой кожи. Этим-то и воспользовались приплывшие на Крит аргонавты. По разным версиям, Талоса поразила с помощью магии Медея или подстрелил из лука Геракла аргонавт Пеант.

Читая предыдущие абзацы, вы могли заметить, что мы ни разу не употребили слово гигант. Это в наших глазах оно синонимично великану, а вот древние греки понимали под гигантами уникальных в своём роде существ: выше пояса они походили на людей, а ноги им заменяли змеи или хвосты, подобные драконьим. И гиганты, отличавшиеся неукротимым нравом, появились на свет благодаря Гее — они должны были расквитаться с Зевсом сотоварищи за падение титанов. В отличие от последних, гиганты были смертными зато они не могли пасть от рук богов и всерьёз угрожали власти олимпийцев. Пришлось тем подтянуть резервы, роль которых сыграли Геракл и циклопы, обеспечившие олимпийским богам очередной триумф над чудовищными порождениями Геи.

Читайте также:
Гадание на будущее отношений с мужчиной

Порождение Ехидны

Ехидна была матерью многодетной, и все ее дети наводили ужас на смертных. У нее было много мужей, она рожала по некоторым преданиям даже от своего сына. Среди потомков женщины-змеи значатся:

  • собака Орф с двумя головами;
  • трехголовый пес Цербер;
  • Лернейская гидра;
  • Сфинкс;
  • Химера;
  • Немейский лев;
  • Колхидский Дракон, убитый Ясоном;
  • Эфон (орел, которого послал Зевс клевать печень Прометея).

Каждый из этих персонажей встречается на страницах древнегреческих мифов. Почти все дети Ехидны были убиты земными героями (полубогами), но некоторые несли службу у богов. Например, Цербер охранял подземное царство Аида. Немейский лев и Лернейская гидра были убиты Гераклом (два из двенадцати подвигов героя). Правда, в случае с многоголовой гидрой сыну Зевса помогал друг Иолай и покровительница Афина.

Современная трактовка

Сегодня название мать Ехидна означает не только мифическое существо со страшными чертами. Имеет оно и другие трактовки, некоторые из них положительные. Например, так называется российская компания, основанная в 2006 году. Ее специализация – пошив высококачественных слингов, одежды для беременных и кормящих женщин, детских вещей. Согласитесь, что здесь нет места негативу или всяческим страхам.

Что значит «мать Ехидна»? Часто таким сочетанием называют женщин с особым отношением к ребенку. Плохо это или хорошо, мы сейчас разберемся. Итак, такая мать воспитывает ребенка в условиях, максимально приближенных к естественным. Во-первых, она не моет своих детишек несколько раз в день, не вымывает чрезмерно пол в детской, не стерилизует игрушки и грудь перед каждым кормлением. Она не станет менять памперс через два часа, если он не запачкался, не будет гулять по пять часов в день. Немало людей скажут, что это плохая и ленивая мать, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Теперь многие медицинские светила считают чрезмерное увлечение чистотой вредным. Поэтому Ехидна имеет как раз тот подход, который оптимально подходит детям.

Согласно мифологии, мать Ехидна имела весьма трудных детей. Например, девочка Сфинкс озадачивала людей загадками, а если они не находили ответа, то убивала (может, почемучка просто хотела узнать, что у них внутри?). Цербер был агрессивным, но если бы его не посадили на цепь, он, может, и не бросался бы на всех. Химера страдала коликами и изжогой – типичными детскими неприятностями. Многие из потомков Ехидны имели яркую индивидуальность. А сама мать была красавицей, то есть успевала следить за собой.

Животный мир

В животном мире также есть такой зверек, который именуется ехидной. Это удивительное создание живет в Австралии. Оно неприхотливое, спит, зарываясь в землю, прихорашивается лапками и кушает мелкие живые организмы (муравьёв, червяков). Снеся яйцо, зверек вынашивает его в сумке, пока не вылупится детеныш. Малыша ехидна кормит собственным молоком и далее носит в сумке, пока на его спинке не появятся иголки. То есть до тех пор, пока ему это необходимо. Потом мать отправляет ребенка в самостоятельную жизнь, и он готов ко всяческим ее испытаниям.

Известно также, что до девятнадцатого века ехидной называли ядовитых змей. На том же Зеленом континенте до сих пор живет разновидность пресмыкающихся, которые именуются ехидной. Но такие змеи на людей сами не нападают, они только становятся агрессивными, если обидеть детей либо наступить ей на хвост. Тогда они могут укусить, но тут, как говорится, человек сам виноват.

Легенды о Горгульях и Химерах

Согласно христианским легендам, чудовища не порождение зла, а наоборот. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, что украшен такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Они служат и индикаторами присутствия темных сил в городе. В старину верили — когда Горгульи на стенах храма начнут рычать, значит, в городе враг.

Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.

По легендам отдельные скульптуры и водоотводы со стен церквей не всегда были каменными. Есть сказание о соборе Святого Вита в Праге. Оно гласит, что сотни существ на его собора когда-то были людьми. Превратились в камень после колдовского проклятья. И да, Химеры и Горгульи из Праги больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Такова задумка архитектора — показать верующим, что бояться нужно зла в человеческом обличии.

Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши – название «Горгулья» произошло от сходства со звуком при глотании воды.

Читайте также:
Карты таро — Колесо Судьбы, значение карты и расклады

Как она выглядит

Несмотря на то что многие мифы об этом чудовище довольно противоречивы, древние авторы и рассказчики сходятся в одном – в описании ее облика. Конечно, запечатлевшего существо из мифологии — Ехидну — фото не существует, но благодаря подробным записям и устным сказаниям можно утверждать, что это полуженщина-полузмея.

Лицом она прекрасна (что и стало причиной ее несчастной судьбы, но об этом позже), а вот ниже пояса начинается змеиная часть, которая способна вселить ужас в сердце даже самого отважного человека. Так что в Ехидне совмещалась человеческая красота и уродливость рептилии

Местом ее обитания была огромная подземная пещера.

Ехидна

История персонажа

Персонаж греческой мифологии. Относится к дракайнам — змеям женского пола, наделенным антропоморфными чертами. Громадного размера полуженщина-полузмея, мать нескольких чудовищ.

Биография

Ехидна родилась от союза морского хтонического божества Форкия, покровителя бурного моря, и богини глубоководных морских монстров Кето. Несмотря на морское происхождение, сама Ехидна жила под землей в Аримах, в Киликии. По другим версиям, персонажа называют дочерью богини земли Геи и Тартара — персонификации глубочайшей бездны, расположенной под царством мертвых. Либо дочерью Стикс — персонификации мрачной реки, протекающей в царстве мертвых.

Ехидна

Ехидна сочеталась браком с Тифоном — собственным братом, чудовищным великаном, олицетворяющим огненные силы земли. От этого союза родились многочисленные чудовища. Многоглавые псы Орф и Цербер, громадный Немейский лев, Лернейская гидра, химеры и сфинксы, Колхидский дракон и орел Эфон. Этого орла — олицетворение голода — Зевс отправил клевать печень титана Прометея, которого боги решили покарать.

Сын Ехидны Орф, двуглавый чудовищный пес, охранял стада волшебных быков, принадлежавшие великану Гериону, богу заката. Орфа убил герой Геракл, когда похищал те стада у Гериона. Цербер — брат Орфа, трехглавый пес. Он охраняет вход в царство Аида и не дает мертвецам возвращаться назад в земли живых. Из пастей Цербера капает яд, а хвост у него змеиный. Цербера тоже одолел Геракл, но не убил, а лишь сводил показать царю Эврисфею и затем вернул в царство мертвых.

Геракл и Цербер

Другие дети Ехидны — химеры и сфинксы. Образ химеры складывается из частей различных животных: голова и шея льва, тело козы, хвост змеи, а из пасти извергается огонь. Химеру также изображают чудищем о трех головах: на конце хвоста – змеиная голова, впереди — львиная, а посреди хребта — голова козы. Сфинкс — чудище с головой женщины, львиными лапами и телом, орлиными крыльями и бычьим хвостом — присутствует в мифе о царе Эдипе.

Дракон из Колхиды — еще одно порождение Ехидны, стал персонажем мифа о Ясоне и аргонавтах. Этот монстр охранял золотое руно, а волшебница Медея усыпила его, таким образом дав Ясону возможность руно похитить. Позже дракона убил герой Диомед.

Диомед

Сама Ехидна относилась к дракайнам и выглядела как прекрасноликая женщина с телом пятнистой змеи. Внешняя красота сочеталась в этом персонаже со свирепым нравом. Само имя «Ехидна» переводится с древнегреческого как «гадюка». Считалось, что персонаж похищает путников.

Среди персонажей мифов Древней Греции известны и другие дракайны. К ним относится, например, Сцилла — морское чудовище из поэмы Гомера «Одиссея». У Сциллы было двенадцать лап, шесть голов на длинных гибких шеях и три ряда зубов. По легенде, Сцилла была изначально красивой девушкой, но мстительная волшебница Кирка подлила ядовитые снадобья в водоем, где та купалась, и Сцилла превратилась в драконообразное чудовище.

Сцилла

В мифах описывается несколько вариантов того, как погибла Ехидна. По одной версии, чудовище убил герой Геракл, по другим — с Ехидной расправился царь Эдип или Беллерофонт. Еще по одной версии многоглазый великан Аргус задушил Ехидну во сне.

В культуре

В Библии ехидна — это змея, чей яд смертельно опасен. «Порождениями ехидны» называют безбожных, нечестивых и злых людей. Сама ехидна упоминается в Ветхом и Новом Заветах, а также в «Деяниях святых апостолов», где описывается, как ехидна укусила апостола Павла. Апостол подкладывал в костер хворост, когда из жара вышла ехидна и повисла на руке Павла. Укус, однако, не причинил апостолу никакого вреда — тот спокойно стряхнул ехидну в огонь.

Апостол Павел и ехидна

Выражение «порождения ехидны» встречается в Евангелиях от Матфея и от Луки. Так Иоанн Предтеча называет фарисеев, к которым обращается с гневными словами, когда те приходят креститься. Те же выражения в адрес фарисеев и книжников использовал и Иисус Христос. В литературной речи «улыбкой ехидны» называют язвительную, злорадную улыбку коварного человека.

Читайте также:
Как стать ведьмой в реальной жизни — помощь новичкам

Ехидна проникла и в народный фольклор, перекочевав из греческих мифов в Древний Рим, оттуда — к галлам, которых Рим покорил, а через тех — в Южную Францию, Прованс и Лангедок, где возникли легенды о страшном огненном змее, которого называли «вуивр». Описывалось это чудовище еще и как девица в верхней части туловища, а от пояса и ниже — крокодил.

Вуивр

Лоб этого «вуивра» украшал огненный камень «карфункул», или гранат. Вуивр любил искупаться в реке, а камень во время таких заплывов оставлял на берегу. Считалось, что человеку, который украдет «вуивров рубин», откроется путь к подземным сокровищам. Однако исхитриться и похитить камень никому не удавалось, потому что вуивр быстро перемещался и с молниеносной скоростью реагировал на попытки похитить камень, расправляясь с покушающимися.

Ехидна – змеемать, прародительница хтонических чудовищ из греческих преданий – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Ехидна – змеемать, прародительница хтонических чудовищ из греческих преданий

Вероятно , Ехидну было бы правильнее относить к змеелюдям-амфибиям.


Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна,
Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах.
Как говорят, с быстроглазою девою той сочетался
В жарких объятиях гордый и страшный Тифон беззаконный.
И зачала от него, и детей родила крепкодушных.
Для Гериоона сперва родила она Орфа-собаку;
Вслед же за ней — несказанного Цербера, страшного видом,
Медноголосого адова пса, кровожадного зверя,
Нагло-бесстыдного, злого, с пятьюдесятью головами.
Третьей потом родила она злую Лернейскую Гидру.
Гесиод “Теогония”

Родословная Ехидны

В греческих преданиях Ехидна описывается как исполинская полуженщина-полузмея, относящаяся Гесиодом ( VIII—VII в.в. до н. э. ) вместе с Кампо, Кето, Дельфиной, Сциллой, Ламией, Пэной и другими чудовищами к дракайнам – драконам женского рода. Согласно его «Теогонии», Ехидна была дочерью бога бурного моря Форкия (Форкиса) – сына Понта и Геи (по Гесиоду), Урана и Геи или Понта и Тефии (по «Орфике», 1989) и богини морской пучины Кето – дочери Понта и Геи (по Аполлодору или Псевдо-Аполлодору). Жила в пещере в Киликии (юго-восточная область Малой Азии) или Аркадии (п-ов Пелопонес); выходя на охоту, подстерегала путников и пожирала их (вариант – заманивала путников в пещеру и пожирала их там). Аполлодор (ок. 180 г. до н.э. – после 120 г. до н.э.) или Псевдо-Аполлодор* в «Мифологической библиотеке» писал, что Ехидна была дочерью Тартара и богини Земли Геи, Эпименид ( VII—VI в.в. до н. э. ) – дочерью Перанта и Стикс (дочери Океана). Существуют также мнения, что Ехидна была дочерью великана Хрисаора (сына Посейдона и горгоны Медузы) и океаниды Каллирои (дочери Океана и титаниды Тефиды) или дочерью Фанеты* . Другим сыном Хрисаора и Каллирои был трехголовый и трехтелый великан Герион. Согласно Стесихору (630—550 гг. до н.э.), у него было шесть рук, шесть ног и крылья.

В «Одиссее» Гомера ( прибл. VIII в. до н. э. ) говорится, что Форкий (Форкис) был дедом циклопа Полифема (см. также здесь)

Согласно «Теогонии» Гесиода, Ехидна была сестрой и женой стоглавого дракона Тифона, матерью двуглавого пса (дракона) Орфа, трехглавого пса (дракона) Цербера или Кербера, Лернейской гидры, Немейского льва (от Тифона или Орфа), Химеры, Сциллы, Сфинкса или Сфинги, а по данным «Мифологической библиотеки» Аполлодора (Псевдо-Аполлодора) – еще и Колхидского дракона и Эфона (Орла Зевса).
Среди детей Ехидны попадались и человеческие существа. Геродот ( между 490 и 480 до н. э. – ок. 425 до н. э.) сообщал, что чудовище (чудодева) соблазнило величайшего греческого героя Геракла (по некоторым причерноморским легендам, самого Зевса) и родило от него трех сыновей – Агафирса, Гелона и, наконец, Скифа, который стал владыкой могущественного Скифского царства.

Как выглядела Ехидна

Е хидна изображалась в виде полуженщины-полузмеи с красивым лицом и пятнистым змеиным телом ниже пояса. Очень привлекательное лицо ее обычно показывалось злым. Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) в комедии «Лягушки» называл Ехидну, подобно ее супругу Тифону , стоглавой. Гесиод – «быстроокой». По Гесиоду, Ехидна была бессмертной.

Смерть Ехидны

В разных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, сыном Главка Евримеды (либо Посейдона и Евриномы) Беллерофонтом, Эдипом или многоглазым (четырехглазым или стоглазым) великаном Аргусом

© А.В. Колтыпин, 2012

При перепечатке данной работы гипер ссылка на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com обязательна

Другие существа в в разделе Коренные жители Земли

Эхидна

В греческой мифологии чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкия и Кето, внучка земли Геи и моря Понта [1] . Эхидна прекрасна ликом, но ужасна в своей змеиной сущности, залегая в пещере под землёй, вдали от богов и людей [2] . Эхидна — родоначальница чудовищ, рождённых ею от Тифона и Гериона; это — собака Орф, Кербер, лернейская гидра, химера, Сфинкс. От своего сына Орфа Эхидна родила немейского льва [3] .

Читайте также:
Нумерология, число 3 — что значит магическая цифра?

Эхидна — хтоническое божество, сила которого, воплощённая в его потомках, была уничтожена великими героями Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу героической мифологии над тератоморфизмом.

Содержание

  • 1 Античность
  • 2 Христианство
  • 3 Литература
  • 4 Примечания и комментарии

Нимфа Ехидна обитает в глубокой пещере, «и от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье; она не знает ни смерти, ни старости». Ехидна — порождение морского божества Кето.

Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым, Ни на людей, ни на вечно живущих богов не похожим, – Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим, Наполовину — прекрасной с лица, быстроглазою нимфой, Наполовину — чудовищным змеем, большим, кровожадным, В недрах священной земли залегающим, пестрым и страшным”. Гесиод. Теогония. 295—300

Плутарх, рассказывая о странствии души Феспесия в мир мертвых, говорит, что тот видел души, предназначенные ко второму рождению, — их вминали в звериные тела, «среди них была видна душа Нерона, теперь, после тысячи других мучений, прокалываемая раскаленными иглами. Для нее был уже изготовлен облик Пиндаровой ехидны, чтобы она в нем жила, прогрызшись на свет из утробы матери» (Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием. 32). [auaf]

В «Физиологе» образ ехидны — получеловека, полукрокодила — заимствован из античной мифологии, но из уникального чудовища превращается в разновидность змей. [auaf]

Совокупление ехидн выглядит вызывающе абсурдно: говорится, что самка отсекает у самца «нужнейшее» при том, что у змей-самцов вообще нет выступающих половых органов. Как можно отсечь то, чего нет? [auaf]

Инвертированный вариант я склонен рассматривать как вызов автора «Физиолога», обыгрывающего противоестественные формы секса в греческих сказаниях о богах [4] . Вызов брошен знатокам античных мифов. Перед нами зеркальная ситуация: эпикуреец Цельс написал насмешливое сочинение против христиан, христианский писатель отвечает смехом на мудрость эллинов. [auaf]

Коварная ехидна, обличающая фарисеев, — драгоценное сокровище нового «Физиолога», а ее поведение не имеет подобия себе в предшествующей традиции. Автор «Физиолога» создал мнимый парадокс или эзотерическую загадку, где за кажущейся простотой скрыт смысл, ясный лишь посвященному. [auaf]

«О ехидне. […] Физиолог говорит о ехидне, что самец имеет мужское лицо, а самка — женское; до половины они имеют образ человеческий, ниже имеют хвост, как у крокодила. Входа же не имеет в лоне самка, но лишь как игольное ушко. Когда же самец оплодотворяет самку, он выделяет семя в рот самки, и когда самка поглощает семя, отсекает нужнейшее у самца. И умирает самец. А как только созревают дети, они проедают чрево матери и так выходят, отцеубийцы они и матереубийцы. Толкование. Хорошо уподобил Иоанн ехидне фарисеев, ибо как ехидна убивает отца и мать, так и они убили, говорит, своих мысленных отцов, пророков и Господа нашего Иисуса Христа, и церковь. Как же убегут они от грядущего гнева? Отец и мать живут вечно, а они — умерли». «Физиолог», с. 131

Несообразность описательной части должна была поставить слушателя в тупик. Цель этого действия в том, чтобы выставить античную премудрость безумием перед Богом и затем мысленно перевести посвящаемого в некую высшую реальность. Загадка адресована искателю вечной жизни, а не искателю истины, в чем убеждает толкование сюжета. Ехидна — трансцендентный знак, удостоверяющий разрыв между поверженными «Афинами» и вознесенным «Иерусалимом». [auaf]

Пророк в молитве говорит: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» [5] .

Было бы странно уличать христианского писателя в неосведомленности, поскольку он заведомо отвергает суетные знания и с полным правом перекраивает старый материал. [auaf]

Ехидна

Если вы являетесь нашим постоянным читателем, то наверняка знаете, сколько проблем принесли мифические создания в Древней Греции. Однако в мифологии упоминается существо, которое не только само по себе приносило невероятные разрушения и несчастия, но и породило множество созданий, которые выступают антагонистами в мифах Эллады. Наверняка внимательные читатели уже поняли, что речь идет о Ехидне, и в сегодняшней статье мы хотим рассказать вам все об этом ужасном создании.

Происхождение

Происхождение Ехидны до сих пор является причиной разногласий в мифологии. Дело в том, что разные источники указывают разные версии ее происхождения. Чаще всего родителями Ехидны называют Тартар и Гею, ибо именно богиня земли породила множество ужасных существ, в том числе и Тифона, желая отомстить олимпийцам за то, что те так жестоко повели себя с ее детьми – титанами.

Однако есть и легенды, которые родителями Ехидны называют Форкия и Кето. Эта версия подтверждается внешним обликом Ехидны, в которой явно преобладали змеиные черты, а имя ее в переводе означает «гадюку». Учитывая, что впоследствии Медуза Горгона (которая с вероятностью 100% была дочерью Форкия и Кето) выбрала именно наполовину змеиный облик, вполне вероятна и эта легенда происхождения Ехидны.

Читайте также:
Цыганские заговоры на деньги и магия этого древнего народа

Также есть версия, что Ехидна является дочерью Хрисаора и Стикс, что в целом также является достаточно правдивой версией, ибо Медуза Горгона породила Хрисаора (точнее он вышел из ее тела, вместе с Пегасом), но подробнее об этом читайте в наших статьях о Медузе Горгоне и Пегасе. В этой легенде матерью Ехидны является Стикс, богиня клятв и справедливости, богиня честного их выполнения.

Как бы там не было, а в любом случае Ехидна является потомком первородных титанов, что говорит о ее благородном происхождении и невиданной силе, которой обладали все титаны без исключения.

К сожалению, история Ехидны настолько древняя, что до нас дошли лишь фрагменты истории. Мы, конечно, постараемся для вас сложить их все в единую картину, но все различные версии и мифы, в которых упоминается Ехидна, мы тоже обязательно вам расскажем.

Становление Ехидны

Действительно чудодевой стала Ехидна. Не было в мире существа прекраснее ее, но особую власть она имела над змеями. В те давние времена Ехидна обладала самой обычной человекоподобной внешностью, но красота ее была неописуемой. Все живые существа в мире людей и богов восхищались ею, и даже звери, птицы и растения – все они всегда сопровождали Ехидну, настолько прекрасной она была.

Но не только существа мира смертных восхищались красотою и силой Ехидны. Многие титаны боялись вступать с ней в состязания, и одного их взгляда хватало, чтобы их сердца забились быстрее. И случилось так, что даже сам великий Зевс обратил свое внимание на невиданную красавицу. Не было у громовержца пошлых мыслей, однако одного его внимания красавице хватило, чтобы на нее обратила внимание и супруга Зевса – ревнивая и коварная Гера.

Долгое время богиня семейного очага наблюдала за Ехидной и все больше и больше завидовала ее красоте. И задумала тогда Гера погубить Ехидну. И лучшего убийцу она выбрала, для того времени. Им считался гигант Аргус, тот самый, который впоследствии преследовал любовницу Зевса Ио, и о котором больше вы сможете узнать в нашей статье о громовержце.

Однако просчиталась Гера. Даже Аргус, с его сотнею глаз, был наповал сражен красотою Ехидны. Одного только взгляда его хватило, чтобы влюбиться в Ехидну. Каждый день он приходил к ее дому и не решался подойти к ней, а лишь тихо и аккуратно наблюдал он за ней издалека, желая, чтобы красавица обратила внимание на его странный блеск, который он излучал своими глазами. И действительно, видела его Ехидна и это возбудило в ней любопытство, и чем дальше, чем больше она жаждала увидеть эту блестящую красоту.

И вот, однажды, вышла Ехидна на скалу и никого не увидела. Аргус решился показаться ей вблизи, пришел в ее обитель и признался в любви, а также предложил Ехидне брак. Ничего ему не ответила Ехидна, а лишь только наблюдала за его красотою. Каждую ночь Аргус приходил снова и снова, но ничего не менялось. В конце концов он решил, что такая красота не должна находиться на земле, в мире смертных. Захотел гигант вознести Ехидну в мир богов, где она станет его законной супругой.

Ехидна — Мать всех монстров — гибрид женского пола, живущий в пещере, в греческой мифологии.

В греко-римской традиции Ехидна — гибридное существо; гигантская полуженщина-полузмея. Как высокая, полная обаяния и красивая женщина от талии до низу, она была отвратительной змеей.

Ехидна. Парко деи Мостри — Бомарцо, Италия. Изображение предоставлено: Дадерот — Public Domain

Другими словами, Ехидна, описанная Гесиодом как «невозможное чудовище», является замечательным существом и матерью пантеона духов с жестоким темпераментом, которые среди многих других чудовищных духов представляли темные силы. Эти силы были созданы в самые ранние времена жестоких войн, которые вели боги. Некоторые из этих существ пережили конфликты и продолжали преследовать людей и серьезно угрожать им.

Ехидна была потомком первобытных богов Геи и тартар (или Хрисаор и Каллироя), Ехидна никогда не старела, но она не была бессмертной. Она представляла пороки земли: разложение, болезни и разложение. Вместе со своим братом и мужем Тайфуном она была гордой матерью многих ужасающих детей.

Один из них был Гидра, и другие подобные Цербер (Корфу), двуглавая гончая Ортос, охранявшая скот Гериона и убитая Гераклом, козел/лев/змей Химера, Немейский лев, сфинкс и орёл, который ел Прометейпечень.

Читайте также:
Мантры — индуистские заклинания: когда используются

Еще одним необыкновенным и пугающим ее детищем был Белоголовый Стервятник, чудовищная птица из греко-римской мифологии, и, скорее всего, Ладон, многоголовый бдительный драконоподобный змей, охранявший Золотые Яблоки Геспериды, священный сад.

Око Саурона над Китаем наблюдает за эпидемией?

” data-image-caption=”” data-medium-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2020/03/351-665×405.jpg” data-large-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2020/03/351-665×405.jpg” loading=”lazy” src=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2022/01/1642116451_599_ehidna-mat-vseh-monstrov-gibrid-zhenskogo-pola-zhivushhij.jpg” alt=”Дочь ехидны Гидры. Изображение предоставлено: Yellow.Cat из Рима, Италия — CC BY 2.0″ width=”800″ height=”553″ />

Дочь ехидны Гидры. Изображение предоставлено: Yellow.Cat из Рима, Италия.

По словам Пиндара, (Пиндар) ок. 518 — 438 г. до н.э., древнегреческий лирик из Фив, Ехидна выгрызла свет из чрева матери. Она жила в пещере недалеко от земли Скифии и обычно появлялась, показывая только свои человеческие части, чтобы привлечь мужчин-людей. Как только она захватывала своих жертв, она быстро обхватывала их своими змеиными кольцами и поглощала.

Согласно Геродоту, греки, жившие в Понте, регионе на южном побережье Черного моря, рассказали историю о встрече между Гераклом, сыном Зевс и божественный герой в Греческая мифология, и это змеиное женское существо. Геракл гнал скот Гериона по территории, которая впоследствии стала Скифией. Однажды утром он проснулся и обнаружил, что его лошади исчезли. В поисках их он «нашел в пещере существо двойной формы, которое было наполовину девой, наполовину змеей».

У нее были лошади, и она пообещала вернуть их, если Геракл займется с ней сексом. Геракл согласился, и у нее было от него трое сыновей: Агафирс, Гелон и Скиф. Она спросила Геракла, что ей делать с его сыновьями: «Оставить ли мне их здесь (так как я царица этой страны), или мне отправить их к тебе?»

Геракл дал ей лук и пояс и сказал ей, что, когда мальчики вырастут, тот, кто натянет лук и будет носить пояс, сохранит его и изгонит остальных. Младший сын, Скиф, выполнил требования и стал родоначальником скифов.

Смерть Ехидны

С Ехидной, известной как «мать всех чудовищ», связано множество различных версий мифов. Одна говорит, что ее убил Геракл, Беллерофонт, или Эдип. Согласно другой, она была задушена во сне Аргосом Паноптом, великаном с сотней (или с тремя сотнями) глазами, который был слугой Геры. Убийство змееногого монстра Ехидны, когда она спала в своей пещере, считалось великим достижением Аргоса в олимпийском пантеоне.

По другой версии, Ехидна была бессмертной. Зевс оставил ее на земле после победы над титанами, чтобы она и ее потомки могли позже бросить вызов героям, по словам Гесиода («тот, кто издает голос»), древнегреческого поэта, процветавшего ок. 700 г. до н.э.

Большинство мифов и легенд, связанных с Ехидной, сосредоточены не на ней, а на ее знаменитых и ужасных детях-монстрах.

Как рассказывается в «Илиаде», герою Беллерофонту царь Ликии приказал убить Химеру. Правда в том, что король разыскивается, а не Химера убьет Беллерофонта, но герою, которого каким-то чудом защитили боги, удалось убить ребенка Ехидны. Он ехал верхом на прекрасном, летящем в небесах коне по имени Пегас. Лошадь летала по небу свободно и легко, как птица.

Вместе они вдвоем победили множество смертельных врагов, среди которых был и дитя-монстр Ахидны, Химера, убитая Беллерофонтом, выстрелившим в нее стрелой.

Ехидна

Ехидна была чудовищной змеей с головой и грудью женщины и хвостом извивающейся змеи. Вероятно, она олицетворяла пороки земли — гниль, слизь, зловонные воды, болезни и недуги.

Ехидну иногда приравнивали к Пифону «Гниющий», дракону, рожденному из зловонной слизи, оставленной великим Потопом. Другие называют ее татарской миногой и помещают в темную, болотистую яму Тартар под землей. Гесиод делает ее дочерью чудовищных морских богов и, вероятно, связывает ее с гниющей морской нечистотой и зловонными солончаками.

Ехидна была супругой Тифона — чудовищного, многоголового гиганта, который бросил вызов Зевсу на трон небесный. Вместе они породили множество ужасных монстров, поразивших землю, включая Химеру, Цербера, Гидру, Сфинкса и Гесперианского дракона.

На изображении справа Ехидна приравнивается к Пифону, а Аполлон, восседающий на камне омфалоса, поражает ее своими стрелами — мотив, возможно, представляет бога исцеления (Пэан), уничтожающего демона-носителя чумы.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Форкий & Кет (Hesiod Theogony 2.95)
[1.2] Тартар & Гея (Apollodorus 2.4)

Дети

[1.1] Орф, Цербер, Гидра, Химера (от Тифона) (Hesiod Theogony 306)
[1.2] Орф, Химера, Дракон Гесперид, Кавказский орел, Сфинкс,
Кром­ми­он­ская сви­нья (от Тифона) (Apollodorus 2.106, 2.32, 2.113, 2.120, 3.52, E1.1)
[1.3] Горгон, Цербер, Дракон Гесперид, Гидра, Колхидский дракон, Сцилла, Сфинкс, Химера (от Тифона) (Hyginus Pref & Fabulae 151 & Astr. 2.15)
[1.4] Химера (от Тифона) (Homeric Hymn 3.356)
[1.5] Сфинкс (от Тифона) (Lasus Frag 706a)
[1.6] Цербер (Bacchylides Frag 5)
[1.7] Орф, Цербер (от Тифона) (Quintus Smyrnaeus 6.249, 6.260)
[1.8] Цербер, Гидра (Ovid Metamorphoses 7.412 & 9.69)
[2.1] Ехидны (Nonnus Dionysiaca 18.274)

Читайте также:
Картины Сергея Пахомова и тайный смысл его творчества

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. РОДСТВО И ДОМ ЕХИДНЫ
  2. ЕХИДНА МАТЬ ЧУДОВИЩ
  3. ЕХИДНУ УБИВАЕТ АПОЛЛОН
  4. ЕХИДНА ДЕМОН ТАРТАРА

РОДСТВО И ДОМ ЕХИДНЫ

Гесиод. Теогония. 295. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Кето [от Форкия] ж в пеще­ре боль­шой раз­ре­ши­лась чудо­ви­щем новым,
Ни на людей, ни на веч­но­жи­ву­щих богов не похо­жим, —
Неодо­ли­мой Ехид­ной, боже­ст­вен­ной, с духом могу­чим,
Напо­ло­ви­ну — пре­крас­ной с лица, быст­ро­гла­зою ним­фой,
Напо­ло­ви­ну — чудо­вищ­ным зме­ем, боль­шим, кро­во­жад­ным,
В нед­рах свя­щен­ной зем­ли зале­гаю­щим, пест­рым и страш­ным.
Есть у нее там пеще­ра вни­зу глу­бо­ко под ска­лою,
И от бес­смерт­ных богов, и от смерт­ных людей в отда­ле­нье:
В слав­ном жили­ще ей там оби­тать пред­на­зна­чи­ли боги.
Так-то, не зная ни смер­ти, ни ста­ро­сти, ним­фа Ехид­на,
Гибель несу­щая, жизнь под зем­лей про­во­ди­ла в Ари­мах».

Гомер. Илиада. Песнь 2. 780. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 94-95) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Дол засто­нал, как под яро­стью бога, мета­те­ля гро­ма
Зев­са, когда над Тифе­ем сечет он перу­на­ми зем­лю,
Горы в Ари­мах, в кото­рых, пове́ству­ют, ложе Тифея».
[Ари­мах — дом Ехидны. см. Выше]

«[И Гомер, и Гесиод упоминают, что Тифон и Ехидна были заключены в тюрьму под бурной землей Ари­мах — полумифического скифского племени, которые жили на краю земли в вечности и мраке. Другими словами, пара проживала в Тартаре]

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 4. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Ехид­ну, дочь Тар­та­ра и Геи».

ЕХИДНА МАТЬ ЧУДОВИЩ

Гесиод. Теогония. 306 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Как гово­рят, с быст­ро­гла­зою девою [Ехидной] той соче­тал­ся
В жар­ких объ­я­ти­ях гор­дый и страш­ный Тифон без­за­кон­ный.
И зача­ла от него, и детей роди­ла креп­ко­душ­ных.
Для Гери­о­на спер­ва роди­ла она Орфа-соба­ку;
Вслед же за ней — неска­зан­но­го Кер­бе­ра, страш­но­го видом,
Мед­но­го­ло­со­го адо­ва пса, кро­во­жад­но­го зве­ря,
Наг­ло-бес­стыд­но­го, зло­го, с пятью­де­ся­тью голо­ва­ми.
Третьей потом роди­ла она злую Лер­ней­скую Гид­ру.
Эту вскор­ми­ла сама бело­ру­кая Гера-боги­ня,
Неукро­ти­мою зло­бой пылав­шая к силе Герак­ла.
Гибель­ной медью, одна­ко, ту Гид­ру сра­зил сын Кро­нида,
Амфи­т­ри­о­но­ва отрасль Геракл, с Иола­ем могу­чим,
Руко­во­ди­мый сове­том добыч­ни­цы муд­рой Афи­ны.
Так­же еще раз­ре­ши­лась она изры­гаю­щей пла­мя,
Мощ­ной, боль­шой, быст­ро­но­гой Химе­рой с тре­мя голо­ва­ми:
Пер­вою — огнен­но­око­го льва, ужас­но­го видом,
Козьей — дру­гою, а третьей — могу­че­го змея-дра­ко­на.
[Спе­ре­ди лев, поза­ди же дра­кон, а коза в середине;
Яркое, жгу­чее пла­мя все пасти ее извер­га­ли.]
Бел­ле­ро­фонт бла­го­род­ный с Пега­сом ее умерт­ви­ли».

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 129-130) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Сын у нее родился — ни богам не подобный, ни смертным,
Страшный, свирепый Тифаон, для смертных погибель и ужас.
Тотчас дракону [Ехидне] его отдала волоокая Гера,
Зло приложивши ко злу. И дракон принесенного принял.
Славным людским племенам причинил он несчастий немало.
День роковой наступал для того, кто с драконом встречался».

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 129-130) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«И, ставши над ним, Аполлон похвалялся:
«Здесь ты [Тифон, муж Ехидны] теперь изгнивай, на земле, воскормляющей смертных!
Больше не будешь теперь ты свирепою пагубой людям!
Мирно вкушая плоды многодарной земли, постоянно
Станут они приносить мне отборные здесь гекатомбы.
Ныне от гибели злой не спасти тебя ни Тифозю,
Ни злоимянной Химере [ее Отродье]. На этом же месте сгниешь ты
Силою черной Земли и лучистого Гипериона [Гелиоса]».

Вакхилид. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 266-268) (5 в. до н. э.):

«Чтобы злобного зубами пса
Исчадие неподступной Эхидны»

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 42. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Тифон охва­тил Зев­са коль­ца­ми сво­его тела и, вырвав у него кри­вой меч, пере­ре­зал Зев­су сухо­жи­лия на руках и ногах. Под­няв его на пле­чи, он пере­нес его затем через море в Кили­кию, и дой­дя до Кори­кий­ской пеще­ры, запер его в ней. Там же он спря­тал и сухо­жи­лия, завер­нув их в шку­ру мед­ведя, и поста­вил сте­речь все это дра­ко­ни­цу Дель­фи­ну: она была полу­зве­рем. Одна­ко Гер­мес и Эги­пан выкра­ли эти сухо­жи­лия и тай­но вста­ви­ли их Зев­су».

Читайте также:
Если чешется правая или левая бровь — примета говорит о сплетнях

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 31. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Гово­рят, что эту Химе­ру вскор­мил Ами­со­дар, как упо­ми­на­ет и Гомер, и роди­лась она от Тифо­на и Ехид­ны, как сооб­ща­ет Геси­од».

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 52. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Во вре­мя его цар­ст­во­ва­ния на Фивы обру­ши­лась нема­лая беда: боги­ня Гера насла­ла на город Сфин­гу, мате­рью кото­рой была Ехид­на, а отцом — Тифон».

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 113. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Эти ябло­ки охра­нял бес­смерт­ный дра­кон, сын Тифо­на и Ехид­ны, у кото­ро­го было сто голов: он спо­со­бен был изда­вать самые раз­но­об­раз­ные голо­са».

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 120. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Пере­пра­вив­шись на про­ти­во­по­лож­ный мате­рик, он [Геракл] на Кав­ка­зе застре­лил из лука орла, кле­вав­ше­го печень у Про­ме­тея: этот орел был порож­де­ни­ем Ехид­ны и Тифо­на».

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга E1. 1. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Третьей Тесей убил Кром­ми­он­скую сви­нью, кото­рую зва­ли Феей по име­ни ста­ру­хи, выкор­мив­шей ее. Об этой сви­нье неко­то­рые гово­рят, что она была порож­де­ни­ем Ехид­ны и Тифо­на».

Ликофрон. Александра. 1351. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«И воды озе­ра, — там, где Тифо­но­ва
Супру­га [Ехидна] в глу­бине име­ет лого­во»

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди изображений, украшающих трон статуи Аполлона в Амиклах в Лакедемонии]
Под­дер­жи­ва­ют этот трон спе­ре­ди две Хари­ты, а сза­ди — две Горы; нале­во сто­ят Ехид­на и Тифон, напра­во — три­то­ны».

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 6. 260. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 83) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Был тут чудовищный даже в глазах олимпийцев блаженных,
Кербер, которого некогда в мрачной пещере Ехидна
неукротимому в злобе Тифону»

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 6. 249. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 83) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Прежде него поражен был ужаснейший пес среди прочих,
Орф двухголовый: подобною жуткого Кербера мощи
силой владел его брат».

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 194):

«От Тифона и Ехидны – Горгон; Цербер; дракон, который сторожил золотую баранью шкуру в Колхиде; Сцилла, которая была сверху женщина, а снизу собака и которую убил Геркулес; Химера; Сфинкс, которая была в Беотии; змея Гидра, у которой было девять голов и которую убил Геркулес, и дракон, бывший у Гесперид».

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 151. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 194):

«От гиганта Тифона и Ехидны – Горгон; трехглавый пес Цербер; дракон, который за Океаном сторожил яблоки Гесперид; Гидра, которую Геркулес убил у Лернейского источника; дракон, который сторожил руно барана в Колхиде; Сцилла, которая была сверху женщина, а снизу собака, и имела шесть рожденных ею псов; Сфинкс, которая была в Беотии; Химера в Ликии, которая спереди имела облик льва, сзади дракона, в середине химера».

Читайте также:
Снять сглаз самостоятельно в домашних условиях

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. 2. 15. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 40):

«Вдобавок Юпитер [Зевс] посылал к нему орла, который ежедневно выклевывал отраставшую за ночь печень. Этот орел, по одним свидетельствам, был порождением Тифона и Ехидны, по другим — Теллус и Тартара».

Овидий. Метаморфозы. Книга 7. 412. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Ако­нит зава­ри­ла Медея…
Про­из­ве­ли же его, как о том гово­рит­ся в пре­да­нье,
Зубы Ехид­ни­на пса».

Овидий. Метаморфозы. Книга 9. 69. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Все ж не ничтож­ная ль часть ты, змей, Лер­ней­ской Ехид­ны [то есть Гидрой, дочерью Ехидны]».

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 18. 274. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Стань же подобным Арею, который и сам уничтожил
В битве великой и жаркой чудище, сына Ехидны,
Яд источавшее страшный из пасти змеиной, ужасной,
С плотию двуединой, выползшее из дебрей,
С кольцевидным хребтом, наследием материнским!
[Это чудовищное дитя Ехидны безымянно]»

ЕХИДНУ УБИВАЕТ АПОЛЛОН

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 129-130) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Тотчас дракону [Ехидне] его [своего ребенка Тифона] отдала волоокая Гера,
Зло приложивши ко злу. И дракон принесенного принял.
Славным людским племенам причинил он несчастий немало.
День роковой наступал для того, кто с драконом встречался.
Но поразил наконец-то стрелою его многомощной
Царь Аполлон-дальновержец. Терзаемый болью жестокой,
Тяжко хрипя и вздыхая, по черной земле он катался.
Шум поднялся несказанный, безмерный. А он, извиваясь,
По лесу ползал туда и сюда. Наконец кровожадный
Дух -испустил он. И, ставши над ним, Аполлон похвалялся:
«Здесь ты теперь изгнивай, на земле, воскормляющей смертных!
Больше не будешь теперь ты свирепою пагубой людям!
Мирно вкушая плоды многодарной земли, постоянно
Станут они приносить мне отборные здесь гекатомбы.
Ныне от гибели злой не спасти тебя ни Тифозю,
Ни злоимянной Химере. На этом же месте сгниешь ты
Силою черной Земли и лучистого Гипериона».
Так он хвалился. Глаза же дракоконовы мглою покрылись.
Гелиос в гниль превратил его силой своею святою.
Вот почему он Пифоном [Гниющий] зовется теперь, а владыку
Мы называем пифийским: на месте на этом сгноила
Острого Гелия сила останки свирепого гада».

ЕХИДНА ДЕМОН ТАРТАРА

Аристофан. Лягушки. 475 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – Т. 2. – М.: Искусство, 1983):

«[Иакх, привратник Аида, угрожает Дионису в Подземном мире]
И Ахе­рон­та гре­бень окро­вав­лен­ный,
И псы Коки­та рез­вые, и сто голов
Чудо­вищ­ной ехид­ны будут грызть тебя
И рвать твою утро­бу. А нут­ро пожрет
Тар­тес­ская муре­на. Потро­ха твои
И чере­ва твои кро­вото­чи­вые
Гор­го­ны сгло­жут, страш­ные тифрас­ские».

Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 500. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Так­же с собой при­нес­ла и ужас­но­го жид­ко­го яду,
Пены из Цер­бе­ра уст и отра­вы из пасти Ехид­ны,
И заблуж­де­нье ума, и сле­по­го забыв­чи­вость духа,
И пре­ступ­ле­нье, и плач, и сви­ре­пость, и тягу к убий­ству.
Все это пере­те­рев и све­жею кро­вью раз­ба­вив,
В мед­ном сва­ри­ла кот­ле, зеле­ной мешая цику­той».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: