Гарпии — полуженщины-полуптицы из мифов Древней Греции

Гарпии — древнегреческие крылатые чудовища

Гарпии — мифические чудовища из греческого эпоса. С латыни слово «гарпия» переводится как «похитительница», «хищница». Древние греки описывали гарпий как полуженщин-полуптиц с отвратительным обличьем — это сложившееся представление о гарпиях нередко эксплуатируют современные писатели-фантасты, создатели игр и многие другие.

Гарпии — ангелы смерти

Гарпии представляли собой архаичное наследие прежних времен, божеств более древних, чем общеизвестные Олимпийцы. Они являются персонификациями разных проявлений бурь и гроз, воплощением страха греков перед силой стихии. Ещё они выступали в качестве ангелов смерти, уносящих души погибших в Аид на последний суд. Их породили морское божество Тавмант и океанида Электра. Или же Озомена, дочь северного ветра Борея, прозванная «вонючей».

Они были бессмертны и не могли погибнуть от голода, холода и других причин. Но эти чудовища постоянно страдали от недоедания, потому что сытости, подобно проклятому Танталу, не ведали. Отовсюду их гнали, поскольку гарпии были не только отвратительными внешне и злобными по характеру, но и зловонными, грязными монстрами. Они сторожили врата Тартара, следили, чтобы обреченные на вечные муки не покинули свою тюрьму, и никто не проник туда извне.

Древнегреческие мифы описывают их как похитительниц детей и душ, которые налетают неожиданно, как ветер, и так же быстро исчезают. Гомер упоминал их в своей «Одиссее», называя одними из наиболее свирепых, несдержанных и отвратительных чудовищ. Они наводили ужас на сердца простых смертных.

В современном мире гарпией могут назвать женщину склочного характера, со злым сердцем и дурным нравом. Существует предположение, согласно которому крылатые чудовища олицетворяли гетер, приближенных к царю. На этих куртизанок царь тратил огромные средства из казны.

Внешний вид, количество и имена гарпий

Гарпии — дикие женщины-птицы, крылатые и уродливые. У них имеются мощные лапы, как у грифов-падальщиков. На лапах — длинные острые когти, с лёгкостью рвущие плоть. Из-за вечного голода их кожа иссушена, как у мертвецов, имеет мертвенно-серый оттенок: даже полные женские груди и человеческое лицо не вызывают влечения.

Характерные черты — взлохмаченные спутанные волосы, крылья и торс покрывает вечная грязь. Уши заострены и оттопырены, на длинном крючковатом носу имеется множество бородавок. По некоторым легендам у них есть и крылья, и руки одновременно. В ряде источников птичьими являются только головы и ноги, а груди, живот и бёдра человечьи. Иногда их описывают как чудовищ со львиными когтями и медвежьими ушами. Они относятся к миксантропичным существам, таким, как кентавры, сирены, сатиры и другие природные божества.

По разным источникам хищных полуженщин-полуптиц двое, трое или пятеро. Гесиод описывает двух чудовищных сестёр: Аэлло и Окипету. Гигин называет их Келеной, Окипетой и Подаркой. Иногда — Аэллоподой, Келено и Окипетой. Самым распространённым является их описание как трёх сестёр — Аэлло или Аллопы (Вихрь или Вихревидная), Окипеты (Быстрой) и Келайно или Келено (Мрачной). Келайно ещё прозывают Подаргой, то есть Быстроногой.

Келено и Окипета в ряде источников являются дочерьми Электры и Фавманфа. Келено умела пророчествовать, а Окипету упоминал Гесиод в своей «Теогонии». По одной из версий, Келено имела связь с южным ветром, Зефиром, от которого породила Ксанфа и Балия, говорящих коней.

Читайте также:
Грант — прямоходящий конь, предвещающий беду

Аэлло, Аэллопода или Никотоноя — последняя из сестёр. О её смерти известно доподлинно: когда братья-аргонавты преследовали её, Аэлло бросилась в реку и погибла. В честь этого события реку переименовали, назвав Гарпис.

Их раннее место обитания — Строфадские острова посреди Эгейского моря. Более позднее — врата Тартара в бездне Аида. Еще одна легенда утверждает, что изгнанные аргонавтами гарпии переселились в Африку, но об этом немного ниже.

Гарпии в легендах Древней Греции

Гарпии выступали в качестве исполнительниц наказания богов. Так, Зевс разгневался на салмидесского царя Финея, обладавшего даром предсказывать будущее. Громовержец наслал на Финея крылатых чудовищ. Те, стоило только царю приготовиться к трапезе, налетали на дворец, хватая со столов все, что попадётся под руку.

Зловоние монстров было настолько сильно, что вся пища оказывалась им отравлена. Царь оказался лишён возможности нормально поесть, а дворец его пропитался зловонием. Только Калаиду и Зету, родичам Финея, удалось изгнать тварей.

Дальнейшая судьба гарпий доподлинно неизвестна. Некоторые авторы утверждали, что после изгнания они погибли, другие — что сестра Зевса, богиня радуги Ирида, заступилась за крылатых чудовищ. Гесиод, Антимах и Аполлоний писали: гарпии нашли прибежище на критской горе Дикт. Акусилай твердил, что гарпии стали сторожами золотых яблок Геры, Эпименид приравнял их к Гесперидам.

Гарпии в Африке

Много позднее Роберт Говард написал книгу «Крылья в ночи», где предложил свою трактовку судьбы гарпий. После того, как они были изгнаны аргонавтами, чудовища покинули родные места и на мощных своих крыльях добрались до Африки. В Африке аборигены стали называть их «акаана».

Согласно вудуистским легендам, на самой заре человеческого существования множество подобных существ проживало на берегах солёного озера, что лежит гораздо севернее Западного Побережья. Когда на них прогневался могущественный вождь, между чудовищами и людьми вспыхнула кровопролитная война. Многие бестии погибли от стрел и камней, а уцелевшие сорвались с привычных насестов и умчались прочь, в южные земли. Бежали они от гнева Н’Ясунны, который некогда прибыл на огромном каноэ, где гребли сотни воинов.

Вполне возможно, это был Ясон с товарищами на «Арго», путешествовавший по «большому соленому озеру» — Средиземному морю. Ясон мог не только одолеть гарпий и прогнать их к строфадскому архипелагу, но и охотиться за ними до самой Африки. Аборигены настолько впечатлились встречей с большим кораблем, что сложили о нём легенды. В африканской мифологии образ гарпий мог слиться с образом духов «лоа» и стать одним из бесчисленного множества ночных демонов.

Гарпии — Средневековье и геральдика

Ученые-богословы Средних веков видели в гарпиях символ низменных страстей — жадности, прожорливости, нечистоплотности, нередко путая (или намеренно объединяя) их с фуриями. По христианским трактовкам купцы, особенно нечистые на руку, были желанный добычей гарпий. Серия панно пятнадцатого века, принадлежащая перу Джованна Беллини, иллюстрировала семь смертных грехов. Среди них — гарпия, восседающая на двух золотых шарах, как аллегория алчности. Золотые шары являются охраняемыми ею золотыми яблоками Гесперид.

Гарпии в седьмом круге Ада у Данте

Вергилием в «Божественной комедии» Данте гарпии описывались как самые ужасные чудовища, порождённые великим гневом бога. Они произошли из адских бездн, имеют прекрасные лица юных дев, но всегда испытывают неутолимый голод, а своими когтями с легкостью разрывают людей. Мучат грешников в Преисподней.

Читайте также:
Гадание на свечах — значение фигур и методы толкования

Джон Гуиллим составил геральдическое описание этих созданий. Согласно ему, гарпии изображаются созданиями лазурного цвета, расправившими крылья. Волосы их распущены, развеваются на ветру. Иногда они облачены в доспехи.

Зачастую в образе поверженной гарпии изображали побежденных врагов. Но если гарпию изображали на гербе дома, то она означает, что обладатель свиреп, когда его спровоцируют. Гарпия изображена на нюнбергском гербе.

Золотую гарпию избрали своим символом дворяне Восточнофризского дома. После этого свой герб украсили их изображениями Эмден, Делфзейл, Восточная Фризия, Лихтенштейн и дворянский род Кауницев. По сей день их гербы украшает древнее чудовище.

В целом, гарпий можно назвать неотъемлемой частью мифологии Древней Греции. Они служили исполнительницами наказания, посланного богами. Кроме этого, в ряде легенд гарпии выступают мучителями человеческих душ и стражами потустороннего мира мертвых. Эти существа часто встречаются на изображениях гербов, а также в современных фильмах, книгах, играх и комиксах.

Гарпии – похитительницы младенцев и человеческих душ

Гарпии в греческой мифологии – это отвратного вида крылатые чудовища женского пола (полуптицы-полуженщины с человеческой грудью и головой, но с крыльями и когтистыми лапами стервятника), назначенные богами стеречь души, попавшие в Тартар. Их также называют похитительницами и хищницами, поскольку в переводе с древнегреческого «гарпия» означает «хватать» и «похищать». Они обладают злобным нравом, налетают как ураган, и похищают человеческие души и маленьких деток.

По легендам, гарпии налетали на людей в грозу, вместе с ураганным ветром и забирали у них пищу, распространяя при этом нестерпимое зловоние. Смрад, окружающий полуженщин-полуптиц – это неотъемлемая составляющая их жуткого образа. Прогнать их можно лишь, подув в медную трубу – духовых музыкальных инструментов из меди эти существа не выносят.

Как выглядит гарпия

Их часто описывали как птицеподобных существ, размером не меньше орла, но обычно несколько крупнее. У них были крючковатые когти и клювы, какие встречаются у стервятников; они также источали сильное зловоние, где бы ни появлялись.

В других источниках гарпии изображались с человеческой головой, они были похожи на горгон и сирен; их обычно описывали как чудовищных женщин. В мифологии Древней Греции эти существа часто ассоциируются с ветром и воздушными потоками, и поэтому иногда рассматриваются как ветер разной силы: временами они спокойные и изящные, но также способные к великому разрушению и хаосу.

Гарпии считались бессмертными, как боги. По сути, они и были божествами Древней Греции. Однако из-за их бессмертия их часто изображали ненасытными, с истощенными телами, почти похожими на трупы.

В средние века этих созданий отождествляли с фуриями, наделяя их такими качествами, как нечистоплотность, прожорливость, злоба и жадность. Люди верили, что опасности нападения подвергаются, прежде всего, скупцы.

Современные трактовки, основанные на легендах и древнегреческих мифах, описывают гарпий как некогда красивых женщин, наказанных богами за некую провинность. В напоминание о том, что она когда-то была человеком, красавицей, ей сохранили человеческое лицо и женские груди.

Гарпии считаются одними из самых опасных хищников подземного царства. Их избегают даже боги, брезгуя их появления – ведь вместе с собой эти «дамы» приносят жуткую вонь разложения плоти. Перемещаются эти создания группами по 3-5 особей, никогда не летая поодиночке.

Читайте также:
Стоит ли верить гаданиям — что говорит наука?

Что символизирует собой гарпия?

Первоначально полуженщина-полуптица задумывалась как дух ветра, олицетворение явления природы, которое часто встречается в древних культурах. Небо было значимой стихией для древних греков. Как и глубины мирового океана, в античные времена небеса почитали, потому что те были недоступными для людей.

Гора Олимп, царство богов, находилась высоко в небе, поэтому атмосфера и погода ассоциировались, как божественные прихоти. Следовательно, вполне возможно, что гарпии олицетворяли собой постоянно меняющийся ветер. Только позже этим чудовищам была придана физическая форма, чтобы можно было упомянуть о них в легендах и рассказах.

Наделенные крыльями, птичьими лапами и человеческим телом, гарпии ничем не отличаются от большого числа греческих божеств и поэтому не нуждаются в особом объяснении того, как они появились. Такими же (с небольшими отличиями) изображались и сирены, а также фурии.

В греческой мифологии гарпии, как известно, мучили царя Финея, слепого провидца, проклятого богами. Они налетали, как ураган, крали пищу несчастного, а остатки еды оскверняли дурным запахом. После того, как гарпия прикасалась к еде, ее невозможно было употреблять. Здесь крылатые чудовища символизируют форму божественного наказания, в первую очередь – голод.

Гарпии обычно ассоциировались с эриниями – богинями ненависти и мести, более известными как фурии. Фурии были божественными существами, которые, как известно, мучили нарушителей клятвы, обычно тех, кто предал кровных родственников, вызывая ассоциации с клятвами и местью.

В классической греко-римской мифологии, гарпия также – сказочное существо, вероятно, дух ветра. Однако присутствие их в виде фигур на гробницах позволяет предположить, что чудовища также воспринимались как призраки. В «Одиссее» Гомера они были ветрами, уносящими души людей. В других античных произведениях их иногда связывали с силами подземного мира. Гомер упоминает одну гарпию по имени Подагра (Быстроногая). Гесиод упоминает двоих, Аэлло и Окипет (Грозовой Клинок и Быстрокрыл).

Эти ранние гарпии никоим образом не были отвратительными. Однако позже, особенно в легенде о Ясоне и аргонавтах, они были представлены птицами с женскими лицами, ужасно грязными и отвратительными. Как уже упоминалось ранее, их послали наказать фракийского царя Финея за жестокое обращение со своими детьми. Крылатые создания хватали еду со стола и оставляли после себя отвратительный запах. В конце концов, Кале и Зет, сыновья Борея, освободили Финея.

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Гарпии

Га́рпии (др.-греч. Ἅρπυιαι ) — в древнегреческой мифологии [1] — дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры [2] (либо Озомены [3] ), либо дочери Тифона [4] ; либо дочери Борея, сторожат Тартар [5] — архаические доолимпийские божества, персонификации различных аспектов бури. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Упомянуты в «Одиссее» (I 237 и др.). Гарпии — одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Они, подобно прочим чудовищам, наводят ужас на людей.

Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины. По Гесиоду, их две: Аэлло и Окипета [6] .

Дочь Океана глубокотекущего, деву Электру Взял себе в жены Фавмант. Родила она мужу Ириду Быструю и Аэлло с Окипетою, Гарпий кудрявых. Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных Носятся Гарпии эти, паря высоко над землею. Гесиод, «Теогония». /Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко.

По Гигину, их имена: Келено, Окипета, Подарка [7] ; или Аэллопода, Келено, Окипета [3] . Традиционно гарпий представляют в виде трёх сестёр (Аэлла — «Вихрь», Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная» по прозвищу Подарга — «Быстроногая»).

Читайте также:
Гадание на свечах или как узнать имя настоящей любви

Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море. С птичьими головами и ногами [8] , грудь, живот и бедра человеческие.

Согласно Вергилию, гарпии обитают в аиде:

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ: Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают, Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает, Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают… Вергилий, «Энеида»

В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за слишком точные предсказания будущего. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что её невозможно было есть». Их изгнали родичи Финея, аргонавты Калаид и Зет. По истолкованию, эти гарпии — на самом деле гетеры, которые проедали добро Финея [9] .

По некоторым авторам, они погибли. Согласно Гесиоду, Антимаху и Аполлонию, не были убиты [10] и скрылись в гроте на горе Дикте на Крите [11] . По Акусилаю, гарпии сторожат яблоки, по Эпимениду, тождественны Гесперидам [12] .

Сейчас, некоторые современные авторы обобщая и соединяя многие из мифов и сказаниях о гарпиях пишут что название этих существ происходит от греческого слова «хватаю» или «похищаю», потому что гарпии уносили людей или отнимали у них еду. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства. Считалось, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам стервятникам. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов.

Содержание

Гарпии в книгах и фильмах

  • Гомер, «Одиссея».
  • «Битва титанов»(1981 год).
  • «Седьмое путешествие Синдбада»(1958 год).
  • «Ван Хельсинг»
  • «Перси Джексон и Олимпийцы»
  • «Янтарный телескоп» Ф. Пулмана

Отдельные гарпии

  • Гарпия. Родила от Борея коней Ксанфа и Подарку [13] .
  • Келено[14] . Гарпия. Дочь Фавманта и Электры [7] . Она с другими налетает на пиршество Энея и произносит пророчество [15] . Другое её прозвище —- Подарга.
  • Никофея (Никотоя). См. Элло. Имя одной из гарпий [16] .
  • Озомена. «вонючая». По версии, родила от Тавманта гарпий [3] .
  • Окипета (Окифоя, у Гесиода по ссылке Аполлодора Окипода). Гарпия, дочь Фавманта и Электры [17] . [18] Преследуемая Бореадами, достигла Эхинадских островов (Строфад). [19] В «Теогонии» Гесиода Окипета.
  • Пода́рга (др.-греч. Ποδάργη , также Подарка). Гарпия. Дочь Фавманта и Электры [7] . Родила говорящих коней Ахилла Ксанфа и Балия от Зефира[20] .
  • Элло (Аэлло). Гарпия. Дочь Фавманта и Электры [21] . Её также называют Никотоя или Аеллопода. Когда её преследовали Бореады, бросилась в реку Тигрис на Пелопоннесе, которая зовется Гарпис. [22] . Устрашала спутников Энея[23] . «Аэллоподессин» (ветроногими) названы в «Гимне к Афродите» кони, которые Зевс подарил Лаомедонту[24] .
Читайте также:
Олеся Молчанова — ученица Хранителей Смерти, экстрасенс, маг

Гарпии в средневековье

В «Божественной комедии» Данте гарпии помещены в седьмой круг Ада:

Когда душа, ожесточась, порвет Самоуправно оболочку тела, Минос её в седьмую бездну шлёт. Ей не даётся точного предела; Упав в лесу, как малое зерно, Она растёт, где ей судьба велела. Зерно в побег и в ствол превращено; И гарпии, кормясь его листами, Боль создают и боли той окно. Данте, «Божественная комедия», Ад, песнь 13

Средневековые моралисты использовали гарпий, как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов. Живописец XV века Джованни Беллини в серии панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив её на два золотых шара — золотые яблоки Гесперид.

Гарпии в геральдике

В геральдике фигура гарпии означает «свиреп, когда спровоцирован», но может быть истолкована и как символ порока и страстей (если подразумевается побеждённый враг).

Женщины-птицы — мифы и фантастика

«А с детства была крылатой…»
Из САПФО

Образ женщины-птицы (точнее, полуженщины-полуптицы) встречается у разных народов мира. При сходном телосложении этих фантастических существ их отличают разные характеры, и женские головки, возвышающиеся над птичьим оперением, способны мыслить совершенно по-разному.

Женщины птицы — гарпия

«Гарпия» означает «похитительница». Отвратительные и злобные гарпии известны нам по древнегреческой мифологии. Их «сестрицы», обитающие где-то в многоярусном мире из фантазий Ф. Х. ФАРМЕРА подтвердили эту скверную репутацию. Но помимо своей кровожадности они не прочь похищать мужчин и для сексуальных утех. Ведь о самцах гарпий первоисточники попросту умалчивают. А орлы, грифы и прочая крупная крылатая живность мужского пола гарпий, очевидно, не устраивает. Вопрос о партеногенезе этих химерических хищниц остаётся открытым.

Филолог Сервий Гонорат (около 400 г н.э.) писал, что гарпии – это фурии в языческом аду. Подтверждение тому находится в повести А. Громова «Глина Господа Бога». Поэт Овидий (43 г до н. э – около 18 г. н. э.), будучи и мифологом, посчитал, что у сирен женские личики и голоса гораздо привлекательнее, чем у гарпий, да и цвет оперения у коварных соблазнительниц, подстерегавших древних мореходов на далёких островах, иной – красноватый.

Женщины птицы — Сирена или Сирин

Слову «сирена» созвучно имя птицы Сирин, и это не простое совпадение.

Характерный головной убор Сирин свидетельствует о том, что этот образ был «востребован» у ирано-кавказских народов. Возможно, соседние народы как-то убеждали их, что такие существа просто должны обитать в означенных краях. Ведь по поверьям славян, Сирин сливалась с душою умершего, которая отлетала куда-то на восток, где должен был находиться эквивалент библейского рая (у славян – остров Буян). Сладкоголосое пение Сирин (как и у сирен) помогало очаровать слушателя, а затем погубить его. В сербскохорватских преданиях голоса небесных птиц-вил так нежны и пленительны, что тот, кто их слышал, весь остаток дней своих не может забыть ни самих дев, ни их пения, а потому пребывает в постоянной тоске.

Читайте также:
Руна Вирд или пустая руна — что значит она в гадании

Женщины-птицы — Алконост

Алконост – полуженщина-полуптица, очень напоминающая Сирин внешне, появилась сразу в изобразительном искусстве и только в XVII веке. Она всегда обладает двумя руками, в которых держит либо по цветущей ветви, либо свиток с поучительной надписью. Теоретически ареал Сирин и Алконост мог бы находиться, например, в Заколдованном Лесу при Институте Реставрации Природы (творчество С. ДРУГАЛЯ) или же в «Сфере Разума» из одноимённой повести С. СЛЕПЫНИНА. На самом деле раздолье для женщин птиц даже в отечественной фантастике только кажущееся. Об Алконост очень скудно, буквально одним словом, сказано в самом финале «Сказания о Граде-Китеже» П. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЁРСКОГО. Упоминается она эпизодически и в повести О. КОРАБЕЛЬНИКОВА «К востоку от полуночи». Очевидно, роль алконост изначально второстепенна: прилететь и окончательно обозначить предыдущее или последующее событие.

Натуральная птица Сирин в стареньком советском фильме «Садко» (1952) однажды своим речитативом усыпила целую армию индусов вместе с их боевыми слонами.

За отечественных фантастов постарались не только кинематографисты, но и В. Высоцкий в своем стихотворении «Песнь о петровской Руси». Там он поведал о разных характерах рассматриваемых существ.

«Птицы вещие поют, да всё из сказок!
Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из звёзд.
А напротив – тоскует, печалится,
Травит душу чудной /?/ Алконост».

И это едва ли не весь след мифических полуптиц во времена, предшествовавшие появлению «славянской фэнтэзи». Впрочем, похоже, и в ней означенные полуженщины-полуптицы не встречаются на каждом шагу.

В двуединстве «женщина-птица» начала могут быть поляризованы. Либо преобладает все-таки человеческое начало, как в случае с крылатой женщиной ЮВАРКИ – героиней одного из романов XVIII века, либо речь идёт об альтернативных формах существования (Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» А. С. ПУШКИНА).

Крылатость необычных спутниц жизни для персонажей-мужчин не играет первостепенной роли, разве что на первых порах знакомства с ними такая особенность будущей избранницы как-то будоражит воображение сильного пола. Да и при поиске подарка на 8 марта для женщины-птицы мужчине нужно постараться. Трудно даже сказать, справится ли тут https://constantinnautics.ru/ со своим ТОП-60 подарков для женщин с таким неординарным случаем. Хотя, наверное, женщины, они и в теле птицы всё же женщины, и для такой дивной птицы что-нибудь подходящее найдётся.

«Познание друг друга» порой заканчивается бесповоротным сбрасыванием крыльев у женщин в одном из затерянных миров (Г. ГУРЕВИЧ «Крылья гарпии»). А инопланетная героиня рассказа Л. ПАНАСЕНКО «Место для журавля», разочаровавшись в своём земном и заурядном супруге, покидает его раз и навсегда. Она вспоминает про свои временно находящиеся «в неявном виде» крылья и уносится на них прочь в свой родной мир.

И всё же женщины-птицы прекрасны и ужасны одновременно. Они обладают волшебной силой и могут использовать её как во благо, так и во зло. Женщины-птицы симолизируют женское начало и природу, красоту, загадочность и даже некоторую дикость.

Гарпия – интересные факты об этом мифическом существе

В греческих мифах существовали множество страшных персонажей, и одна из них – гарпия – существо из подземного мира. Аллегорические фигуры и образы этих чудовищ олицетворяют алчность, скупость, нечистоплотность, жестокость и ненасытность.

Читайте также:
Почему число тринадцать несчастливо — история и нумерология

Гарпии – кто это?

В древнегреческой мифологии фигурируют такие странные и страшные существа, как гарпии, самые жуткие обитатели подземного мира. Они предстают в обличье полуженщин-полуптиц отвратительного вида, которые перемещаются небольшими группами и наводят ужас на людей. Название гарпий связано со словом «хватать», «похищать». Считалось, что эти существа насылались на провинившихся перед богами и каждый раз по время трапезы воровали у них пищу, заражая ее зловонием. Согласно некоторым легендами они охраняют вход в подземную бездну Тартар и похищают детей.

Как выглядит гарпия?

Гарпия – мифическое существо, в облике которого присутствуют человеческие и звериные черты. По некоторым легендами раньше они были красивыми девушками, но за грехи их превратили в чудовищ. Описания монстров разнятся, но основываясь на большинстве мифов, они имеют:

  • лик женщины – старухи или красавицы;
  • женский бюст и бедра;
  • птичьи крылья;
  • когтистые ноги грифа;
  • горящие злобой глаза;
  • грязные перья, спутанные волосы.

Где обитает гарпия?

В античном мифе о царе-провидце Финее упоминается гарпия – существо вредное, жадное. Несколько полуженщин были посланы самими Зевсом, чтобы заморить голодом непокорного правителя, но благодаря богине Ириде злобные твари были изгнаны на Строфадские острова в Эгейском море. Позднее по велению римского поэта Вергилия они «переселились» в царство Аида, став подручными бога смерти. Иногда они помогали душам переселяться в подземный мир. Уродливые создания упоминаются в «Божественной комедии» Данте. Они являются обитателями седьмого круга Ада, где пытают самоубийц.

Гарпии существуют не только в мифологии. Это название носит крупная хищная птица семейства ястребиных. У нее мощные крылья, размах которых достигает 2,5 метров. Когда она возбуждена или испугана, перья на голове поднимаются и становятся похожи на рожки. Разные виды гарпий обитают в тропических лесах Южной и Центральной Америки, на Филиппинах и в Новой Гвинее.

Гарпии – мифология

Мифические гарпии фигурировали в древних писаниях многих известных авторов: Гесиода, Антимаха, Аполлодора, Аполлония, Эпименида и Гигина. Им давали разные имена и образы, но чаще представляли, как трех сестер, дочерей морского великана и океаниды Электры. Их звали:

  1. Аэлла, в переводе значит «вихрь».
  2. Окипета – «быстрая».
  3. Келайно – «мрачная».

Еще известны Подарга, родившая крылатых коней от Зефира, и Озомена – «вонючая». Имена говорят об их стихиях и бедах, которые несут с собой чудовища. У греков уродливые полуженщины олицетворяли собой внезапное несчастье, налетевшее, как порыв ветра. От их нападок страдал не только царь Финей, но и аргонавты Зет и Калаид. По некоторым авторам, монстров сумели уничтожить, согласно другим источникам они скрылись на Крите.

Гарпия – интересные факты

Имена легендарных существ и их образы в разных областях носят примерно один характер.

  1. В геральдике под символом подразумевается побежденный враг, пороки, страсти и свирепость.
  2. Свое название хищная птица гарпия получила за то, как кровожадно расправляется со своей жертвой, рвет ее на куски.
  3. В популярном сериале «Игра престолов» упоминается тайная организация «Сыны гарпии», которая выступает против рабовладельческого строя и власти существующей правительницы. Члены организации жестоко расправлялись с пособниками Королевы.
Читайте также:
Боуги — пакостливые, но справедливые хобгоблины

Реальных и несуществующих в природе монстров объединяет одно: их роднят с силой, жестокостью и неумолимостью. Изначально персонажи древнегреческих сказаний появились как духи ветра. Их считали виновниками штормов и прочей непогоды. По описаниям полуженщины-полуптицы были стремительны, нападали внезапно, также быстро исчезали, неся с собой горе и наводя на людей ужас. И сегодня гарпии иногда ассоциируются с выходом души из тела и виновниками быстрой, внезапной смерти.

Сирены – полудевы-полуптицы с божественным голосом из греческой мифологии – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Сирены – полудевы-полуптицы с божественным голосом из греческой мифологии

Характеристика и родословная сирен

Сирены – одни из самых известных и популярных персонажей греческой мифологии. Чаще всего они описывались как полуптицы-полуженщины, несколько реже как полурыбы-полуженщины (преимущественно с V в н.э.). Софокл (ок. 496—406 до н. э.) называл отцом сирен морского бога Форкиса (Форкия). Согласно Аполлонию Родосскому (ок. 295 – после 247 до н.э.), отцом сирен был речной бог Ахелой, а матерью – одна из муз: Мельпомена, Терпсихора или Каллиопа. Аполлодор (ок. 180- после 120 гг. до н.э.) или Псевдо-Аполлодор* в «Мифологической библиотеке» считал сирен дочерями Стеропы. Матерью сирен называлась и Гея. Их родителями также считались Форкис и дочь Геи и Понта, Кето.

Изменение представлений о сиренах

Первые упоминания о сиренах приводятся в «Одиссее» Гомера (прибл. VIII в. до н. э.). По Гомеру, сирен было две. Сирены обитали между землёй Цирцеи и Сциллы на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Сирены чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв обо всем на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вместе с кораблями.
В послегомеровских сказаниях (например, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского) сирены представлялись в образе крылатых дев, дев с рыбьим хвостом или дев с птичьим телом и когтистыми птичьими лапами. Аполлодор или Псевдо-Аполлодор в «Мифологической библиотеке» писал уже о трех сиренах: Пейсиное, Аглаофе и Телксиепии. Это были девы чудной красоты с очаровательным голосом, который они унаследовали от своей матери Мельпомены, Терпсихоры или Каллиопы. Одна из сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Звуками своих песен сирены усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали. Дикий и злобный нрав сирены унаследовали от их отца Форкиса или Ахелоя.
По другим источникам, сирен звали Парфенопа, Лигея и Левкосия. Аполлоний Родоский (ок. 295 – после 247 до н.э.), в «Аргонавтике» и другие греческие авторы говорили уже о множестве сирен.


Храм и культ сирен

В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы (по преданию, этот город первоначально носил ее имя), и на этом месте совершались жертвоприношения. Музу Сирену упоминал Алкман (2-я пол.VII в.до н.э.)

Как сирены стали полуженщинами-полуптицами

В Википедии приводится несколько мифов, в которых говорится, почему сирены приобрели такой странный облик.

Сирены были спутницами богини плодородия и царства мертвых Персефоны. После ее похищения они пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми за то, что они не помогли Персефоне. По другому мифу, боги превратили их в птиц для того, чтобы они могли разыскать Персефону. По еще одному сказанию, сирен превратила в полуптиц Афродита за то, что они не хотели выходить замуж. Наконец, существует легенда, что сирены оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и сами превратились там в птиц.

Читайте также:
Гадание на ромашке и других цветах

Где обитали сирены


По совету Геры сирены вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил сиренам остров Анфемоэссу. Другими вероятными местами обитания сирен считались сицилийский мыс Пелор, Капрея, Сиренузские острова, мыс Пелориады, Сиренусс.

Сирен иногда отождествляли с гарпиями. Изображения и тех и других украшали надгробные памятники и стелы. Очень похожими на сирен и гарпий существами были кимнары из индийской и индокитайской мифологии, а также люди-птицы, изображенные на камнях Ики в Перу.

Сирин, Алконост и Гамаюн

К сиренам также относились райские птицы из русского фольклора и исскуства Сирин, Алконост и Гамаюн, певшие людям соответственно песни печали, песни радости и божественные песни, предвещавшие будущее. Изображения Сирин, Алконост и Гамаюн известны в русском декоративно-прикладном искусстве начиная с X века. Аналогом русской птицы Гамаюн считается птица радости Хумаюн из иранских сказаний, образ которой, как считают некоторые исследователи, и лег в основу образа вещей птицы Гамаюн

Сирены с рыбьми хвотами, по-видимому, являются аналогами русалок

Читайте мои подборки материалов о разнообразных химерах в разделе «Химеры», в том числе о двоюродны х сестрах сирен Гарпиях и Кимнарах, а также мою работу “Кем были химеры?”

Мифическое существа Гарпии

Гарпии

Полуженщины-полуптицы (женские голова и грудь, а когти – стервятника) отвратительного вида. Ассоциируются с внезапной смертью, водоворотами и штормами. Женский принцип в его разрушительном аспекте.

В греческой мифологии гарпий посылали в наказание провинившимся перед богами людям. Гарпии отнимали пищу у человека всякий раз когда он садиться есть и так длиться до тех пор пока человек не умирал от голода.

На ряду с наглым отбиранием пищи гарпии распространяли страшное зловоние которое не всякий мог вынести.

Гарпии были дочерьми морского божества Тавманта и океаниды Электры. Они – архаические до-олимпийские божества. Число их колеблется приблизительно от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких миксантропических существ – полуженщин-полуптиц отвратительного вида. Их имена (Аэлла, Аэллопа, Подарга, Окипета, Келайно) указывают на связь со стихиями и мраком («Вихрь», «Вихревидная», «Быстроногая», «Быстрая», «Мрачная»).

В мифах они представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ (греч. «похищаю»), внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Близость Гарпий к ветрам сказывается в том, что от Гарпии Подарги и Зефира родились божественные кони Ахилла. Известна история о том, как Гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть.

Однако Гарпии были изгнаны родичами Финея, сыновьями Борея – аргонавтами Зетом и Калаидом; убить Гарпий помешала героям вестница Зевса Ирида. Гарпий помещали обычно на Строфадских островах в Эгейском море, позднее – вместе с другими чудовищами в аиде.

Читайте также:
Олеся Молчанова — ученица Хранителей Смерти, экстрасенс, маг

«Вверху на дереве сидела птице-подобная тварь – по всей вероятности, разновидность гарпии. У нее были полные женские груди и свернутый хвостом змеиный хвост. Грязные, засаленные перья торчали во все стороны. А лексикон этой твари не поддавался описанию. Бояться ее нечего – по крайней мере, пока она находится на хорошей дистанции. Нет ничего противней гарпии».

(Энтони Пирс «Заклинание для хамелеона»)

«Размахивая грязными, дурно пахнущими крыльями гарпии, подлетели ближе. Вот уж грязнули! Сальные курицы с женскими головами и грудями. Но ни капли очарования: лица у них, как у ведьм. А голоса – хриплые, сиплые! На лапах – громадные шершавые когти».
(Энтони Пирс «Замок Ругна»)

Греческая мифология подарила нам множество мифических чудовищ, образы которых, мы знаем до сих пор и используем в разных областях творчества, от поговорок и книг, до картин и прочего. Не обошла мифология стороной и биологию, а точнее животный мир. Здесь обнаружились такие существа как гарпии. Как известно, в греческой мифологии гарпии были архаическими божествами: чудовищами в виде ужасных крылатых полуженщин-полуптиц. Число их колеблется, где-то называется три, где-то пять. Имена указывают на связь с темными стихиями мрака – «Вихрь» Аэлла, «Вихревидная» – Аэллопа, «Быстроногая» – Подага, «Быстрая» – Окипета, «Мрачная» – Келайно. В мифах они выступали как злые похитители детей и душ, и даже их название – гарпии от греч. Arpazw «похищающие» указывает на эту функцию. Самый известный миф о гарпиях рассказывает о том как гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление богами. В наказание, гарпии похищали у него пищу, обрекая Финея на долгую мучительную смерть от голода.

Спасли же царя аргонавты Зет и Калаид, прогнавшие кровожадных крылатых чудовищ.

В реальном мире, гарпиями назвали огромных орлов-обезъяноедов (Pithecophaga jefferyi ) обитающих на Филиппинских островах, а точнее на острова Самар. Длина птицы достигает 1 метра, а длина крыла около 50 см. Они нападают на небольших домашних животных млекопитающих и птиц, в основном кур, залетая в деревни. Хотя основной рацион этих кровожадных орлов составляют маленькие филиппинские обезьянки, за что гарпии и получили свое второе название – обезьяноеды. Сейчас орлы гарпии-обезьяноеды на грани вымирания и строго охраняются законом.

Существует еще три вида орлов гарпий. Первый просто гарпии – Harpia harpyia , обитающая в равнинных тропических лесах Южной Америки. Пиются они тоже обезьянами и ленивцами.

Новогвинейская гарпия (Harpyosis novaeguinea ) живет в тропических лесах Новой Гвинеи, а так же Длиннохвостая гарпия (Morphnus gaianensis ) живущая в Центральной и Южной Америке, в тропиках. Она тяготеет к обитанию на берегах озер и рек. Так же как и ее родственницы в других местах земного шара питается мясом млекопитающих и своей кровожадностью походит на мифических прародительниц. И как знать, возможно именно подобные животные порождали в сознании наших далеких предков те фантастические образы разных чудищ которые мы до сих пор можем прочитать в сказках или мифах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: