Гиппокампы — морские лошади, творения Посейдона и Афины

Гиппокампы

Гиппокампы были морскими лошадьми с рыбьими хвостами. Их изображали как существ с головой и передними частями лошадей и змеевидным хвостом рыбы. В мозаичном искусстве они часто были с зеленой чешуей и гривой из плавников.

Древние верили, что они были взрослой формой маленькой рыбки, которую мы называем «морским коньком». Гиппокампы были лошадьми нимф Нереид и морских богов, а Посейдон управлял колесницей, запряженной двумя или четырьмя из этих существ.

Другие наземные животные с рыбьим хвостом, которые появляются в древнем искусстве, Эгипан (рыба — хвостатая коза), был формой созвездия Козерога. Считалось, что сказочные существа этого типа были обычным явлением в Индийском океане (см. Индийский кет).

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 4. 1533. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 70) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[Ясон обращается к аргонавтам, которые переносят свой корабль через Ливийскую пустыню]
Чтоб и сам я встал, и всех вас побудил бы подняться,
И чтобы мать [корабль «Арго»] нашу общую мы почтили наградой,
Ей воздавая за труд, носившей нас долго во чреве,
Лишь отпряжет колесницу своею рукой Амфитрита
Для Посейдона в морях. Но я постигнуть не в силах
Смысла в речи богинь. Себя они называли
Стражами здешних мест [нимфы озера Тритонида в Ливии], дочерьми Ливийских пределов
И героинями. Мне похвалялись, что все им известно,
Что перед тем претерпели мы с вами на суше и в море.
После того их не видел я больше в том месте: какой-то
Или туман, иль туча немедля от глаз их сокрыли».
Так он сказал, и дивились друзья [аргонавты], слова его слыша.
Тут на глазах у минийцев свершилось великое чудо:
Выпрыгнул на берег вдруг чудовищный конь из пучины,
Мощный, с гривой златой, горделиво подъемлющий шею;
Тотчас он с тела стряхнул приставшую пену морскую,
Бросился прочь со всех ног, словно вихрь. Его увидавши,
Радостно молвил Пелей, обращаясь к товарищей сонму:
«Я говорю, что ныне уже отпрягла колесницу
Для Посейдона супруга сама своей милой рукою.
Что же до матери нашей, то так назову лишь одну я
Нашу ладью. Ведь она, нас упорно неся в своем чреве
Терпит немало невзгод и трудов, едва выносимых.
Мы же ее на свои некрушимые плечи возложим
И, не жалея сил, понесем далеко по песчаной
Этой земле, той дорогой, где конь быстроногий пронесся.
Ведь не сойдет же он вниз, под землю! Я так уповаю,
Что приведет его след где-нибудь нас к заливу морскому.
[Примечание. Лошадь, вероятно, вернула себе рыбий хвост, когда вернулась в море.]»

Страбон. География. Книга 8. 7. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Ибо море вслед­ст­вие зем­ле­тря­се­ния под­ня­лось и зато­пи­ло Гели­ку [в Ахее], а так­же и свя­ти­ли­ще Гели­ко­ний­ско­го Посидо­на… Эра­то­сфен [поэт в III веке до нашей эры] гово­рит, что он сам видел это место и пере­воз­чи­ки рас­ска­зы­ва­ли ему, что брон­зо­вая ста­туя Посидо­на еще и теперь пря­мо сто­ит в про­ли­ве, дер­жа в руке гип­по­кам­па, кото­рый гро­зит опас­но­стью тем, кто ловит рыбу сетя­ми».

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 1. 7 — 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В храме Посейдона в Коринфе] В пред­две­рии хра­ма нахо­дят­ся ста­туи: две — Посей­до­на, третья — Амфи­т­ри­ты и еще одна — Талас­сы (Моря), тоже мед­ная… и конь, в ниж­ней сво­ей части, ниже груди, похо­жий на кита [то есть гип­по­кам­п]»

Читайте также:
Заговор на сдачу экзамена — получаем отличную оценку!

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 8. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«[Из описания древнегреческой картины в Неаполе]
Что Посейдон мог ехать по морю, как по твердой земле, когда он направлялся из Эгина помощь ахеянам, я думаю, ты об этом уж читал у Гомера. Гладкое море стелется там перед ним и его колесницей, и морские звери его провожают; там, как и здесь, плывут они следом за ним и, ласкаясь, весело скачут вокруг. Там, я думаю, ты представляешь себе лошадей такими, какие бывают на суше; ведь он требует, чтобы они были «меднокопытными» и «быстроногими» и стегает бичом их; здесь же запряжены кони морские [Гип­по­кам­пы], ноги у них приспособлены и для воды, так что могут они и плавать; они голубого цвета, клянусь Зевсом, совсем как дельфины».

Стаций. Фиваида. Книга 2. 45. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Там [на мысе Тенар на южной оконечности Пелопоннеса] утомленных Нептун [Посейдон] из пучины Эгейского моря
к пристани гонит коней [Гип­по­кам­п]: следы на песке оставляет
первый, а двое других разбегаются рыбами в море».

Стаций. Ахиллиада 1. 25 (Источник: Стаций, Публий Папиний. Ахиллеида. Авторы перевода: С. Ашманов, О. Жиронкина, О. Мокина, Ю. Пеков, А. Подосинов, А. Пронина, М. Пронина, А. Рчеулишвили, Д. Смирнова, И. Смирнова, С. Федотов / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2011. – 120 с., илл.)

«Славя владыку, резвятся тирренские стаи, а сам он [Посейдон]
Правит трезубцем своим колесницу, возвысясь над гладью.
Спереди кони [Гип­по­кам­пы] морские пеною волны взбивают,
Сзади другие плывут и следы заметают хвостами»

Гиппокамп (мифология)

Гиппокамп или гиппокамп, также hippokampos ( во множественном числе: гиппокамп или hippocamps; греческий : ἱππόκαμπος , из ἵππος , «лошадь» и κάμπος , «морское чудовище» [1] ), часто называют морской конек [2] на английском языке, [ править необходимо ] – мифологическое существо, принадлежащее финикийской , [3] этрусской , пиктской , римской и греческой мифологии., хотя его название имеет греческое происхождение. Гиппокамп обычно изображается как имеющий верхнюю часть тела лошади и нижнюю часть тела рыбы .

На монетах, отчеканенных в Тире примерно в 4 веке до нашей эры, изображен бог-покровитель Мелькарт верхом на крылатом гиппокампе в сопровождении дельфинов. [3] На монетах того же периода из Библа изображен гиппокамп, ныряющий под камбуз. [4] [5]

Золотой морской конек был обнаружен в кладе из царства Лидия в Малой Азии , датируемом VI веком до нашей эры. [6]

Греческий и римский

В Илиаде , Гомер описывает Посейдон , бог лошадей, землетрясений, и море, в колеснице , запряженной наглую -hoofed лошадей над поверхностью моря, в [7] и Аполлоний Родосский , описывает лошадь Посейдона , выходящего из моря и скачет по ливийским пескам. [8] Это можно сравнить со специфически «двукопастым» гиппокампом Гая Валериуса Флакка в его « Аргонавтике» : « Орион, схватившись за поводья своего отца, вздымает море фырканьем двух копытных лошадей». [9] Однако в эллинистических и римских образах Посейдон (или римский Нептун ) часто управляет морской колесницей, запряженной гиппокампами. Таким образом, гиппокамп играет с этим богом как в древних изображениях, так и в гораздо более современных, например, в водах фонтана Треви 18-го века в Риме, исследованного Нептуном из своей ниши выше.

Читайте также:
10 Жезлов Таро — карта непосильного бремени

Появление гиппокампа как в пресной, так и в соленой воде противоречит интуиции современной аудитории, хотя и не древней. Греческая картина естественного гидрологического цикла не учитывала конденсацию атмосферной воды в виде дождя для пополнения уровня грунтовых вод , а представляла себе морские воды, вытекающие обратно к суше через обширные пещеры и водоносные горизонты , поднимающиеся, пополняемые и освеженные источниками. [10]

Таким образом, было естественно, что храм в Гелике на прибрежной равнине Ахайи был посвящен Посейдону Геликониосу (Посейдону Геликона), священному источнику беотийского Геликона . [11] Когда землетрясение внезапно затопило город, бронзовый Посейдон храма в сопровождении гиппокампа продолжал ловить сети рыбаков. [12] Кроме того, гиппокамп считается подходящим украшением для мозаики в римских термах или общественных банях, так как в Aquae Sulis современного день Бата в Britannia.

Лошади Посейдона, которые были включены в сложную скульптурную программу из позолоченной бронзы и слоновой кости , добавленную римским клиентом в храм Посейдона в Коринфе , вероятно, были гиппокампами; Романизированный греческий Павсаний описал богатый ансамбль в конце II века нашей эры ( География Греции, II.1.7-8):

На не очень большом храме стоят бронзовые тритоны . В переднем храме два изображения Посейдона, третья Амфитрита и Моря, тоже из бронзы. Подношения внутри были посвящены в наше время Геродом Аттикусом , четыре лошади, позолоченные, за исключением копыт из слоновой кости, и два золотых тритона рядом с лошадьми, с частями из слоновой кости ниже пояса. В машине стоят Амфитрита и Посейдон, а мальчик Палаемон сидит на дельфине . Они тоже сделаны из слоновой кости и золота. В середине основания, на котором была выкована машина, Море, поддерживающее юную Афродиту , а по обе стороны от него – нимфы, называемые нереидами .

Этрусский

Гиппокампы появляются с первой восточной фазой этрусской цивилизации : они остаются темой в этрусских настенных росписях и рельефах гробниц [13], где они иногда снабжены крыльями, как в фонтане Треви. Кэтрин Шепард нашла в этой теме этрусскую веру в морское путешествие в потусторонний мир. [14]

Пиктиш

Морской конек также появляется в пиктской резьбе по камню в Шотландии. Символика резьбы (также известной как « пиктский зверь » или « келпи ») неизвестна. Хотя они похожи, но не идентичны изображениям римских морских коньков, неясно, происходит ли это изображение от изображений, принесенных римлянами, или имело место в более ранней пиктской мифологии. [15]

Средневековье, Возрождение и современность

Мифический гиппокамп использовался в качестве геральдического заряда , особенно с эпохи Возрождения, чаще всего в гербах людей и мест с морскими ассоциациями. Однако в гербе термины гиппокамп и гиппокамп теперь относятся к настоящему животному, называемому морским коньком , а термины морской конек и морской конек относятся к мифологическому существу. Вышеупомянутые гибриды рыб встречаются реже.

Читайте также:
Лучший способ понять любимого — гадание на Таро

По внешнему виду геральдический морской конек изображен с головой и шеей лошади, а передние копыта заменены рыбьим хвостом и перепончатыми лапами. Его грива может быть конской или может быть заменена дополнительным плавником. Морских коньков можно изображать с крыльями, но этот мотив, по-видимому, не присутствует ни в каких официально санкционированных гербах. [16]

Морской конек также часто встречается в искусстве эпохи Возрождения и пост-ренессанса, например, в фонтане Треви , датируемом 1732 годом.

Крылатый гиппокамп использовался как символ Air France с момента ее основания в 1933 году (унаследованный от своего предшественника Air Orient ); он появляется сегодня на гондолах двигателей морских судов Air France.

Бронзовые гиппокампы появляются в Дублине , Ленстере , Ирландия, на фонарных столбах рядом со статуей Генри Граттана и на мосту Граттана .

С гиппокампом тесно связан «морской козел», представленный Козерогом , мифическим существом с передней половиной козла и задней половиной рыбы. Канонические фигуры, большинство из которых сами по себе не были культовыми изображениями , и монеты карийской богини, связанной с Афродитой как Афродитой Афродисиас посредством интерпретации греков , изображают богиню верхом на морском козле. [17] Броуди описывает ее так: [18]

. появляется полуобнаженная женская фигура верхом на морском козле в сопровождении дельфина и тритона. Это сама богиня Афродита, изображенная здесь не в ее характерном местном обличье, а в более традиционном эллинистическом стиле. Она – морской аспект Афродиты, известной грекам как Афродита Пелагия . Она верхом на фантастическом морском существе с телом и хвостом рыбы и передней частью козла. Этот морской козел движется вправо и поворачивает голову назад, чтобы посмотреть на богиню. Эта группа также встречается на афродизианских монетах III века нашей эры.

Помимо айгикампои , козлов с рыбьим хвостом, представляющих Козерога [17], другие животные с рыбьим хвостом редко появлялись в греческом искусстве, но более характерны для этрусков. К ним относятся леокампои (рыбьи хвосты львов ), таурокампои ( быки с рыбьими хвостами ) или пардалокампои (рыбьи хвосты леопарды ). [19]

В 2019 году небольшая луна Нептуна была названа Гиппокампом в честь существа. [20]

Лошади древнегреческой мифологии.

Из эпоса Гомера «Илиада» можно узнать, что греческие герои сражались на колесницах, в которые были впряжены пары лошадей. Чтобы вступить в бой им приходилось сойти с колесниц. Попытки сражаться верхом на лошади завершились бы неудачей – тогда лошади были слишком малы для верховой езды. Так же лошади были связаны с греческой мифологией.

Бог войны Арес изображался на колеснице, в которую были запряжены четыре белые лошади. Богиня плодородия и земледелия Деметра изображалась с головой чёрной кобылы, а её жриц звали «кобылицами». Бог моря Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространен во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках. Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык. Белых лошадей в Древней Греции особенно ценили и использовали для жертвоприношений. Их топили в море, стараясь снискать милости и Посейдона, а на острове Родос был обычай запрягать белую лошадь в горящую колесницу и загонять её в море, тем самым символизируя возрождение солнца после зимы.

Читайте также:
Приметы на замужество — когда наступит свадьба?

Древнегреческая мифология полна рассказов о лошадях, многие боги изображались этими существами, были хозяевами, родителями мифических существ кентавра и пегаса. Пегас в переводе с греческого – «бурное течение», такой значение непосредственно связано с местом рождения – у истоков Океана. По приданию есть две версии появления этого героя, первая – рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По второй – его породила попавшая на землю кровь Медузы.

В мифологии он описывался так – Пегас летал с быстротой ветра, жил в горах, имел стойло в Коринфе, был любимцем Муз. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты, именно от суда выражение – «оседлать Пегаса» – получить поэтическое вдохновение.

Выглядел Пегас как белоснежная лошадь, превосходящую по размерам земных собратьев, только с белыми большими крыльями. Служил Зевсу и по приданию на своих волшебных крыльях приносил на Олимп гром и молнию. Пегас был выбран как эмблема Тамплиерами. Он символизирует славу, красноречие и созерцание. В европейской геральдике изображен на гербах «мыслителей». Во время второй мировоой войны Пегас, вместе с Баллерофоном на спине, был знаком воздушно десантных войск. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня (однако у него нет крыльев), сейчас это созвездие называется Пегас.

Еще одни герои древнегреческой мифологии – кентавры.

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребившейся магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры. Иногда кентавров считают потомством Посейдона.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода.

Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Самый известный в мифологии кентавр Хирон по приданию был наставником Ахиллеса и Эскулапа, обучил искусством музыки, собаководства, ратному дело и даже хирургии и медицине. Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Главное оружие кентавра – лук, именно Херон обучил искусству стрельбы из лука Ахилла и Геркулеса.

В отличие от большинства остальных кентавров, славившихся буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям, Хирон был мудрым и добрым. Он жил на горе Пелионе. Был учеником Аполлона и Артемиды.
Известные имена кентавров: Херон, Эвридит, Нессос, Циллар, Гилонома (кентавр – девушка)

Предположение о появление этого мифического героя такое – греки гомеровской эпохи не ездили верхом. Первого увиденного кочевника, она приняли за единое целое с лошадью. Существовало много вариаций кентавров, в том числе с крыльями. Известны такие – онокнтавры (человек – осел), букентавр (человек – бык), леокентавр (человек – лев) и др.

Читайте также:
Магия числа 30 в нумерологической науке и её влияние на жизнь

Превращение в лошадей:
Кронос превратился в коня, от него Филира родила Хирона.
Деметра в облике кобылицы родила от ставшего конем Посейдона Ариона и (или) Деспину.
Гиппа (она же Меланиппа или Окиронея). Дочь Хирона, превращенная в кобылицу Артемидой и ставшая созвездием.
Облик кобылицы принимала Местра.
По версии, Одиссей был превращен в коня и умер от старости.

Кони, опасные для людей:
Кобылицы Диомеда фракийца. Съели Абдера. Геракл бросил им на съедение хозяина.
Кони Ипполита разорвали его.
Кобылицы сожрали Главка (сына Сисифа).
Лошади съели Анфа (сына Автоноя).
Конь растерзал дочь Гиппомена, исторического архонта Афин.
Лимона растерзана конями за прелюбодеяние.
Фракийца Ликурга растерзали лошади.

Герои,погибшие во время езды:
Демофонт (сын Тесея) упал с коня на свой меч из-за проклятия Филлиды.
Кихир упал с коня и умер (см. Балканы в древнегреческой мифологии).
Фаэтон упал с колесницы.

Вскормлены кобылицами:
Гиппофоонт вскормлен кобылицей.
Гиппота выкормила кобылица
Молоком коров и кобылиц вскормлена Гарпалика (дочь Гарпалика).
Камилла вскормлена кобылицей.

Рея дала Кроносу проглотить жеребёнка вместо Посейдона.
Посейдон впервые укротил коня.
Посейдон создал коня, ударив трезубцем в берег.
Посейдон подарил коней Диоскурам.
В Афинах была статуя Посейдона на коне, бросающего копье в Полибота.
Посейдон стал конем, чтобы овладеть Деметрой, и его назвали Гиппий.
Когда у Одиссея нашлись лошади, он посвятил храм Посейдону Гиппию.
Гиппокампы — морские кони, отождествляются с кетами.
Создание конницы в Аргосе приписывалось царю Агенору.
Аргивянин Орсилох изобрел квадригу.
Эрихтоний (царь Афин) изобрел квадригу.
Уздечку и попону изобрел Пелефроний.

Распространение коневодства:
Авгий. Владелец Авгиевых конюшен.
Автолик. Мог изменять масть лошадей.
Автолик угнал коней Еврита с Евбеи и продал их Гераклу. Их искал Ифит (сын Еврита).
Кобылиц Адмета пас Аполлон.
Известные кони были у Акаста (сына Пелия).
Конь Дамеона из Флиунта.
Лучшие кони водились на Дотийской равнине в Фессалии.
Евен заколол лошадей и бросился в реку, названную его именем.
Эионей забрал коней Иксиона в залог.
Магнесийские кобылицы породили кентавров.
Океан — обладатель крылатого коня.
На одноглазом коне сидел Оксил (сын Гемона).
Орифия подарила Пилумну коней.
Полидект хотел свататься к Гипподамии и искал коней.
Укротителем коней называют Сфенела.
Беря клятву с женихов Елены, Тиндарей приносил в жертву коня.
Троил упражнялся в верховой езде и был убит Ахиллом.
Коней Эномаю подарил Арес.
Из-за проклятия Эномая элидяне спаривали лошадей за пределами Элиды.
Не греческие сюжеты:
Кони Эрихтония (сына Дардана) произошли от Борея.
Кони Лаомедонта, называемые «ветроногими». Их он обещал Аполлону и Посейдону, а затем Гераклу.
«Кони Троса» упомянуты в «Илиаде».
Коня Колаксая и «энетского коня» упоминает Алкман.
Семирамида была влюблена в коня.
Мар, один из авсонов, был получеловеком-полуконем.
Мессап, сын Нептуна — укротитель коней (Мифы Италии).
Перс Эрифра отправил табун лошадей на остров Огирис.
Скачка на коне:
Игры по Пелию. Победил Беллерофонт.
Олимпийские игры. Победил Иасий.

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Читайте также:
Гадание что он думает обо мне - а вы знаете правду?

Гиппокампы — морские лошади, творения Посейдона и Афины

  • Главная
  • Пантеоны
    • Древний Египет
    • Древняя Греция
    • Древний Рим
    • Скандинавские боги
    • Славянские боги
    • Японские боги
    • Другие боги
  • Фильмы
  • Книги
  • Путешествия
  • Прислать материал
  • Разное
    • Разные материалы
    • Пьесы
  • О нас
  • Карта сайта

Поиск по сайту:

Новые статьи

  • Немного юмора. Античные частушки. 18+
  • Красивейшие места Рима
  • Парфенон – древний храм в честь Афины
  • Бен Гур – происхождение персонажа
  • Самые знаменитые боги секса. ч.3
  • Самые знаменитые боги секса. ч.2
  • Вейовис хтонический бог римского подземного мира
  • Тацита – римская богиня молчания
  • Сериал “Спартак. Кровь и песок”
  • Новый год в древние времена
  • Статистика

    Гиппокампы — водные кони из упряжки Нептуна

    Гиппокампы — Гиппокамп — Hippocampus — в греческой мифологии водные кони из упряжки Нептуна (бога морей) с рыбным хвостом и перепончатыми лапами вместо передних ног с копытами.
    Никто толком не знает, к какому классу отнести гиппокампуса, к рыбам или млекопитающим. Наверно, это что-то средние, если такое возможно. У гиппокампуса голова и передняя часть корпуса напоминают лошадинные, затем тело обретает змееобразный вид и заканчивается рыбьим хвостом. Такая вот лошадинная русалка Передние конечности у гиппика как у коня, но заканчиваются не копытами, а чем-то вроде ласт. Мощный хвост позволяет этой «русалочке» развивать в воде большую скорость, а передние ноги отлично контролируют положение тела и усиливают маневренность. Другое название гиппокампуса — гидриппус.

    На некоторых изображениях гиппокампус имеет вполне нормальный лошадиный окрас. «А лошадкина-то часть шерсткой покрыта, » — скажешь ты. Развеиваю сомнения! «Шерстка» на самом деле — это покрытие из очень тонких чешуй (по контрасту с крупной чешуей на задней части корпуса) . По некоторым источникам для дыхания гидриппусу служат легкие, по другим — модифицированные жабры.

    Дикие морские кони бродят табунами (глава — жеребец, жеребчики до года, кобылы и их жеребята) , пасутся на водорослевых пастбищах и сражаются между собою точно так же, как и другие виды equus (лошади, ослы, зебры, пегасы и т. д. , но НЕ единороги. ) . Гиппокампусы живородящие вотпроизводят потомство примерно так же, как дельфины, киты и другие морские млекопитающие. Когда табуну гиппиков угрожают хищники (акулы, крупные осминоги и т. д.) , Табун плотно сбивается, держа молодняк в центре группы, и, если возможно, отступает в водорослевые заросли. При необходимости самец-вожак выйдет на защиту своего табуна.

    Есть слухи, что одинокие (по разным причинам не имеющие табуна) гиппокампусы имеют способность оплодотворять обыкновенных земных кобыл. Если за кобылой не следили, то ее, скорее всего, ждет смерть, т. к. Гиппокампус попытается затащить ее в море для пополнения своего табуна. Если же гиппика вовремя прогнали в воду, то от него у кобылы рождается очень красивый земной жеребенок, который будет славиться своей ловкостью, выносливостью и любви к воде. Это легенды, но в каждой легенде есть доля правды.

    Образ гиппокампа — коне-змея/коне-дракона довольно типичен в искусстве Средней Азии для кушанской эпохи. Он встречается на хорезмийских печатях из Беркут-калы и на стеатитовых палетках Афганистана. На стеатитовой палетке, найденной на юге Таджикистана, на городище Яван в кушанском слое, изображён всадник на гиппокампе, летящем в галопе. Передняя часть тела зверя изображена лошадиной с хорошим знанием анатомической пластики, а туловище коня переходит в гибкий змеиный хвост, свёрнутый двойной петлёй с круто загнутым кверху хвостом.

    Читайте также:
    Гадание на имя будущей жены — простые ритуалы

    Лошади в древнегреческой мифологии

    В список включены мотивы, известные из произведений древнегреческого эпоса и мифографии и связанные с лошадьми, а также список лошадей, названных в них по именам.

    С лошадьми тесно связан Посейдон [1] . В. В. Иванов реконструирует женский мифологический образ, связанный с лошадью, микен. po-ti-ni-ja i-qe-ja [2] . Также лошади связаны с культом близнецов.

    Мотивы, связанные с лошадьми, не встречаются на Крите. Археологически установлено, что лошадь и т. н. культ коня отсутствовали на Крите до сер. II тыс. до н. э. [3] .

    Содержание

    Основные мотивы

    Превращения в коней:

    • Кронос превратился в коня, от него Филира родила Хирона.
    • Деметра в облике кобылицы родила от ставшего конем ПосейдонаАриона и (или) Деспину.
    • Гиппа (она же Меланиппа или Окиронея). Дочь Хирона, превращенная в кобылицу Артемидой и ставшая созвездием.
    • Облик кобылицы принимала Местра.
    • По версии, Одиссей был превращен в коня и умер от старости.

    Кони, опасные для людей:

    • Кобылицы Диомеда фракийца. Съели Абдера. Геракл бросил им на съедение хозяина.
    • Кони Ипполита разорвали его.
    • Кобылицы сожрали Главка (сына Сисифа).
    • Лошади съели Анфа (сына Автоноя) (см. Прочие).
    • Конь растерзал дочь Гиппомена, исторического архонта Афин.
    • Лимона растерзана конями за прелюбодеяние (см. Мифы Беотии).
    • Фракийца Ликурга растерзали лошади.

    Герои, погибшие во время езды:

    • Демофонт (сын Тесея) упал с коня на свой меч из-за проклятия Филлиды.
    • Кихир упал с коня и умер (см. Балканы в древнегреческой мифологии).
    • Фаэтон упал с колесницы.

    Вскормлены кобылицами:

    • Гиппофоонт вскормлен кобылицей.
    • Гиппота выкормила кобылица [4] .
    • Молоком коров и кобылиц вскормлена Гарпалика (дочь Гарпалика).
    • Камилла вскормлена кобылицей.
    • Рея дала Кроносу проглотить жеребёнка вместо Посейдона.
    • Посейдон впервые укротил коня.
    • Посейдон создал коня, ударив трезубцем в берег.
    • Посейдон подарил коней Диоскурам.
    • В Афинах была статуя Посейдона на коне, бросающего копье в Полибота.
    • Посейдон стал конем, чтобы овладеть Деметрой, и его назвали Гиппий.
    • Когда у Одиссея нашлись лошади, он посвятил храм Посейдону Гиппию.
    • Гиппокампы — морские кони, отождествляются с кетами.
    • Создание конницы в Аргосе приписывалось царю Агенору.
    • Аргивянин Орсилох изобрел квадригу (см. Мифы Арголиды).
    • Эрихтоний (царь Афин) изобрел квадригу.
    • Уздечку и попону изобрел Пелефроний (см. Мифы Фессалии).

    Распространение коневодства:

    • Авгий. Владелец Авгиевых конюшен.
    • Автолик. Мог изменять масть лошадей.
    • Автолик угнал коней Еврита с Евбеи и продал их Гераклу. Их искал Ифит (сын Еврита).
    • Кобылиц Адмета пас Аполлон.
    • Известные кони были у Акаста (сына Пелия).
    • Конь Дамеона из Флиунта. См. Тараксипп.
    • Лучшие кони водились на Дотийской равнине в Фессалии.
    • Евен заколол лошадей и бросился в реку, названную его именем.
    • Эионей забрал коней Иксиона в залог.
    • Магнесийские кобылицы породили кентавров.
    • Океан — обладатель крылатого коня.
    • На одноглазом коне сидел Оксил (сын Гемона).
    • Орифия подарила Пилумну коней.
    • Полидект хотел свататься к Гипподамии и искал коней.
    • Укротителем коней называют Сфенела.
    • Беря клятву с женихов Елены, Тиндарей приносил в жертву коня.
    • Троил упражнялся в верховой езде и был убит Ахиллом.
    • Коней Эномаю подарил Арес.
    • Из-за проклятия Эномая элидяне спаривали лошадей за пределами Элиды.

    Негреческие сюжеты:

    • Кони Эрихтония (сына Дардана) произошли от Борея.
    • Кони Лаомедонта, называемые «ветроногими». Их он обещал Аполлону и Посейдону, а затем Гераклу.
    • «Кони Троса» упомянуты в «Илиаде».
    • Коня Колаксая и «энетского коня» упоминает Алкман.
    • Семирамида была влюблена в коня.
    • Мар, один из авсонов, был получеловеком-полуконем (см. Мифы Италии).
    • Мессап, сын Нептуна — укротитель коней (Мифы Италии).
    • Перс Эрифра отправил табун лошадей на остров Огирис.
    Читайте также:
    Расклад «Верховная жрица» на прояснение ситуации

    Скачка на коне:

    • Игры по Пелию. Победил Беллерофонт.
    • Олимпийские игры. Победил Иасий.

    Гиппокампы — морские лошади, творения Посейдона и Афины

    • ЖАНРЫ 360
    • АВТОРЫ 280 692
    • КНИГИ 664 777
    • СЕРИИ 25 576
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 618 283

    Ирина Геннадьевна Сергиевская

    Москва античная. Мифы Древней Эллады на каменных книгах столицы

    © Сергиевская И.Г., 2021

    © ООО «Издательство Родина», 2021

    Вступление. Немые свидетели былого

    Архитектура – это музыка в камне, а декоративное убранство – игра разума и воображения.

    Гуляя по старым улочкам Москвы, можно с удивлением заметить, что в нашем городе обитают не только любопытные туристы и вечно спешащие москвичи, но и необычные жители – таинственные «каменные жители», безмолвно застывшие в самых причудливых позах. Это – маскароны, скульптурные каменные лики, покрытые пылью выхлопных газов, со следами разрушений от времени, рук вандалов и современных «реставраторов». Они смотрят на город свысока, внося в горделивый столичный облик удивительную камерность и неповторимость, оригинальность и романтичный шарм. Чтобы их увидеть, нужно просто поднять глаза и внимательно присмотреться к причудливому декору московских зданий.

    Загадочный незнакомец. Так мог бы выглядеть житель исчезнувшей Атлантиды (доходный дом братьев Бочаровых, 1902, арх. Лев Кекушев). Гоголевский бульвар, 21

    С высоты «московского Олимпа» за нами внимательно наблюдают мудрые боги и славные герои, гении лавы, прекрасные девы и молчаливые рыцари, резвящиеся путти и убеленные старцы, фантастические бестии и смеющиеся сатиры, пугающие демоны и жуткие гротески. Часто они остаются незамеченными, так как находятся в своем особом, «Верхнем городе» – «Московской Атлантиде», который мы в суете обыденной жизни просто не замечаем. По ним, словно перелистывая листы каменной книги, можно изучать мифы Древней Эллады, средневековые баллады и легенды.

    Таинственный горожанин, внимательно наблюдающий за вечно спешащими москвичами. Маросейка, 10

    С помощью этой книги вы станете замечать то, чего не замечали раньше: уникальный лепной декор и декоративную скульптуру, украшающую усадебные парки, фонтаны, изысканные фасады и интерьеры знаменитых московских зданий. Вы узнаете, о чем молчат каменные лики, а также значение сакральных символов, вплетенных в архитектурную летопись столицы. Где в нашем городе находится царство бога морей Посейдона, бога торговли Гермеса и солнечное царство лучезарного Аполлона. Где проводят свои вакханалии бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза Дионис и его козлоногая свита. А также где обитают таинственные грифоны и сфинксы; чудовищные химеры и горгульи; сакральные единороги и гиппокампы; возрождающаяся из пепла птица Феникс; сладкоголосая Сирин и вестница богов, птица счастья Гамаюн. Все эти «каменные горожане» не только украшают фасады домов и особняков, их фризы, капители, ограды, перила лестниц и мостов, но и создают свои причудливые и романтические сюжеты. Вслушайтесь, и вы услышите их приглушенные голоса, которые поведают нам свою таинственную и чарующую историю.

    Мне сверху видно все, ты так и знай! Доходный дом Ф.С. Рахманова (1899 г., арх. П.А. Дриттенпрейс). Покровка, 19

    Строгая матрона и сегодня день и ночь следит за порядком. Дом Коробковой. Пятницкая, 33

    Отдельным направлением декоративного убранства нашего города являются загадочные маскароны, задумчивые и печальные, грозные и угрюмые, прекрасные и таинственные каменные лики (декоративные рельефы в виде маски, человеческого лица или головы животного), украшающие фасады, капители домов, ограды лестниц и мостов. Маскароны – это лицо здания, его портрет, его судьба.

    Читайте также:
    Если горят щеки — приметы подскажут, кто думает о вас

    Корень слова «маскарон» – «маска» (от лат. Мascus, что означает «дух» или «призрак») напоминает, что функция маскаронов в античные времена – глубоко сакральная. Они – щиты и обереги греческих храмов и домов, т. е. являются апотропеями (с др.-греч. – отвращающий беду). Первоначально апотропеи представляли собой изображения устрашающих божеств, зверей и сакральных предметов: всевозможных химер, грифонов, сфинксов, горгулий, горгон и т. д. Их носили в качестве амулетов, изготавливали скульптурные рельефы и маски, рисовали на оружии и на своем теле, то есть делали сакральные татуировки. Маски располагались над дверьми и окнами, то есть там, где в дом могли проникнуть внешние, темные зловещие силы. Их цель одна – не пустить злые враждебные силы в дом и надежно защитить свое тело – храм души.

    Одним из древнейших апотропеев является маскарон с изображением черепа жертвенного животного – букраний, что в переводе с греческого означает «бычий череп». Он также пришел к нам из времен античности. Дополненный гирляндами и жертвенными сосудами, он украшал культовые постройки, гробницы и алтари, напоминая о жертве богам и таинстве смерти. Со временем название «букраний» перешло на все маскароны с головой животного, и их стали использовать в архитектуре как дань античной традиции.

    Самым почитаемым из сакральных букраний был череп жертвенного быка, символизирующий мужскую энергию, плодородную силу самого солнца. Бык считался атрибутом самого Зевса, символом власти и богатства, поэтому его изображения помещались на первых греческих монетах. И если орел – его космический образ, то бык – земной. Во многих культурах высших богов и правителей изображали с бычьими рогами. Для викингов или рыцарей бычьи рога были знаком доблести, которым они украшали свои ритуальные шлемы. Кроме того, они символизировали жизненный выбор: левый рог – путь стяжательства и распутства, правый – путь истинных знаний.

    Букрании на конюшне усадьбы Гагариных на Поварской, 25а, где после революции была конная база Совнаркома

    Защитный букраний на здании аудиторного корпуса Московских высших женских курсов. Малая Пироговская, 1

    Гиппокамп-морской конь.

    Этимология названия:
    Латинское название: Equopisce hippocampi. “Hippocampus – морской конёк; гиппокамп, или “извилина морского коня” коры головного мозга; hippos – (греч.) конь. В древнегреч. мифологии – чудесное морское животное, морской конь. У него конская голова и туловище, а вместо задней части тела – рыбий хвост. Эти существа входили в состав свиты греческих морских богов Посейдона и Амфитриты.”

    Описание:
    Гиппокампус – морская лошадь с рыбьим хвостом. Гиппокампусы были запряжены в колесницу греческого бога морей Посейдона. Гиппокампус считается царём рыб. Отождествляются с кетами (т.е. китами). Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами. На них также ездили нереиды. В виде Гиппокампуса изображался и бог морей Нептун. Хотя обычно этот вид встречается в Средиземном море, великолепная синяя чалая особь была поймана мерроу в 1946 у побережья Шотландии, и впоследствии одомашнена ими.

    Внешний вид:
    Никто толком не знает, к какому классу отнести гиппокампуса, к рыбам или млекопитающим. Наверно, это что-то средние, если такое возможно. Размером это животное составляет 4-5 футов высоты в плечах; 10-12 футов в длину. Голова и передняя часть корпуса напоминают лошадиные, затем тело обретает змееобразный вид и заканчивается рыбьим хвостом. Передние конечности у гиппика как у коня, но заканчиваются не копытами, а чем-то вроде ласт. Мощный хвост позволяет этой лошади развивать в воде большую скорость, а передние ноги отлично контролируют положение тела и усиливают маневренность. Другое название гиппокампуса – гидриппус. На некоторых изображениях гиппокампус имеет вполне нормальный лошадиный окрас. Передняя часть тела покрыта очень тонкой чешуей (по контрасту с крупной чешуей на задней части корпуса). По некоторым источникам для дыхания гидриппусу служат легкие, по другим – модифицированные жабры.

    Читайте также:
    Гадание на замужество — как скоро будет свадьба?

    Образ жизни в естественной среде:
    Дикие морские кони бродят табунами (глава – жеребец, жеребчики до года, кобылы и их жеребята), пасутся на водорослевых пастбищах и сражаются между собою точно так же, как и другие виды магической лошадиной фауны. Гиппокампусы живородящие воспроизводят потомство примерно так же, как дельфины, киты и другие морские млекопитающие. Когда табуну гиппиков угрожают хищники (акулы, крупные осьминоги и т.д.), Табун плотно сбивается, держа молодняк в центре группы, и, если возможно, отступает в водорослевые заросли. При необходимости самец-вожак выйдет на защиту своего табуна.

    Ходят слухи, что одинокие (по разным причинам не имеющие табуна) гиппокампусы имеют способность оплодотворять обыкновенных земных кобыл. Если за кобылой не следили, то ее, скорее всего, ждет смерть, т.к. Гиппокампус попытается затащить ее в море для пополнения своего табуна. Если же гиппика вовремя прогнали в воду, то от него у кобылы рождается очень красивый земной жеребенок, который будет славиться своей ловкостью, выносливостью и любви к воде. Это легенды, но в каждой легенде есть доля правды.

    Приручение и ловля:
    Очень сильные твари. Случаев приручения известных нет. Вообще бытует мнения что дело можно иметь лишь с видом пресноводных и травоядных. Но и то с рядом ограничений.

    Для привлечения используется отвар из 1 части истолченного корня лопуха. 2-х частей омелы белой, двух трех горстей бузины и полбутылки сока полыни. Все это доводится до кипения, а затем добавляется мелко нарезанный укроп, не забывая помешивать в среднем темпе. Четыре круга по часовой стрелке и пять против. В заключение добавляется крапива, перемешивается и тут же снимается с огня.

    Для ловли речных лошадок используется специально изготовленная уздечка. Ремешки кожи шириной в палец длинной в четыре локтя вымачиваются в настое тимьяна и переплетают косицами. Далее что бы придать силы окуривают над грушевым дымом или черемуховым. И то такая уздечка будет служить от силы месяц.
    Для уничтожения – что в сущности является святотатством и наказуемо Речной девой используют камень души лошадки который ищут на дне ее родного озера. Убийство гиппокампуса зачастую влечет гнев Речной Девы.

    Гиппокамп сегодня:
    В геральдике гиппокамп начал использоваться в период Возрождения для обозначения связи с мореходством. Сегодня гиппокампа часто ассоциируют с реальным морским животным – морским коньком.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: