Глейстиги — злые и добрые обитательницы лесов

Глейстиги — злые и добрые обитательницы лесов

Что касается чудесных трав, в английском фольклоре под названием «иоаннова трава» известны сразу два растения — зверобой (это одно из действенных средств защиты от фейри) и папоротник. В Иоаннову ночь папоротник расцветает, но всего лишь на миг. Чтобы отправиться за ним, нужно обладать немалым мужеством, ибо фейри зорко стерегут цветущие папоротники. Тот, кому удастся найти и сорвать цветок, станет невидимым и может ночь напролет наблюдать за развлечениями фейри. Еще есть весенняя трава — это растение, наделенное необыкновенными свойствами. Чтобы добыть ее, следует найти дупло, в котором живет дятел и заткнуть отверстие; обнаружив, что домой не попасть, дятел улетит и вскоре вернется с весенней травой, которая, в частности, отпирает закрытые двери.

ВУЛВЕР (WULVER)

В фольклоре жителей Шетландских островов чудовище. Несмотря на свой устрашающий вид, оно совершенно безобидно и к людям относится вполне дружелюбно. Выглядит вулвер как человек с волчьей головой и весь покрыт короткой бурой шерстью. Живет это существо в пещере. Если ему не докучать, само оно никого не тронет. Больше всего на свете вулвер любит рыбачить. На островах даже есть заводь, которая так и называется — Заводь Вулвера. Время от времени вулвер оставляет свой улов на крыльце или на подоконнике какого-нибудь бедняка.

ВУХ ФРЕХ (VOUGH FREACH)

В валлийском фольклоре чудесная корова, которая является людям, впавшим в глубочайшую нужду, наполняет своим молоком самое большое ведро в доме, а затем исчезает. По легенде, эту корову посылают на выручку людям фейри — и они же отзывают животное, когда дело сделано.

Г

ГАНКОНЕР (GANCONER)

В английском фольклоре фейри, которого еще называют «ласковый любовник». Ганконер обычно принимает облик весьма представительного, симпатичного мужчины с короткой трубкой в зубах. Он бродит по укромным лощинам и наигрывает на своей флейте разные мелодии. Девушки, которые слышат его флейту, не могут устоять перед музыкой. Ганконер их обольщает — и бесследно потом исчезает. Девушка, встретившая ганконера, будет тосковать по нему до самой смерти, исхудает и зачахнет от тоски. Чтобы избежать подобной участи, не следует в одиночку ходить по лощинам, где растут колокольчики или анютины глазки. Опаснее всего заросли терновника.

ГВИЛЛИОНЫ (GWYLLION)

В валлийском фольклоре горные фейри. Это весьма кровожадные, зловещие существа. Они появляются лишь с заходом солнца, а их любимое занятие — прятаться в тенях у горной тропы. Идущих по тропе путников они намеренно сбивают с дороги, нагромождая перед ними каменные завалы. В дождливую погоду гвиллионы нередко заглядывают в гости к людям, и хозяева из страха перед ними стараются в таких случаях проявить все свое радушие. Чтобы отогнать гвиллионов, следует показать им раскрытую Библию или нож либо другой режущий инструмент.

Есть история о том, что один человек возвращался поздно вечером домой по горному проходу и вдруг увидел впереди гвиллионов. До него донесся звук охотничьего рога, по небу словно промчались невидимые всадники. Он испугался, но, по счастью, вспомнил, что гвиллионов можно отогнать с помощью ножа. Человек обнажил свой кинжал, и фейри мгновенно исчезли.

Также существует предание о некоем фермере, который ночью вышел в дорогу, чтобы к утру добраться до цели. Вскоре он услышал позади себя чей-то крик. Потом крик повторился, но уже ближе. Фермера охватил страх, ибо он заподозрил, что кричит вовсе не человек. Затем крик раздался впереди, и тут фермер понял, что его сбивает с пути самая вредная из гвиллионов — Горная Старуха: у нее диковинная четырехугольная шляпа, одежда пепельных тонов, фартук переброшен через плечо, а в руках то ли горшок, то ли деревянный чан. Не помня себя от страха, фермер бросился бежать, свернул с тропы и спрятался в зарослях вереска. К его великому облегчению, до рассвета оставалось всего ничего; с первыми лучами солнца Горная Старуха исчезла.

ГИЛЛИ ДУ (GHILLIE DHU)

В шотландском фольклоре добродушные и робкие лесные фейри. У них черные волосы, одежда скроена изо мха и палой листвы. Они заботятся о детях и помогают заплутавшим вернуться домой, а голодным показывают съедобные ягоды и орехи.

Рассказывают, что маленькая девочка как-то поздно вечером заблудилась в лесу. Гилли ду всю ночь не давал ей испугаться, а утром вывел к дому. Несколько лет спустя, когда девочка выросла, она вышла замуж за одного из местных лордов. И однажды лорду в компании с приятелями вздумалось поохотиться на гилли ду. Девушка не сумела отговорить его от этой затеи, но как же она обрадовалась, когда вернувшийся с охоты муж признался, что гилли ду они так и не нашли.

ГЛАШАНЫ (GLASHANS)

В фольклоре жителей острова Мэн фейри, дальние родственники гремлинов. Их любимое занятие намагничивать камни на обочинах дорог. Машины, которые проезжают мимо таких камней, съезжают на обочины, несмотря на все усилия водителей. Довольные глашаны разражаются смехом и убегают.

ГЛЕЙСТИГ (GLAISTIG)

В шотландском фольклоре фейри, наполовину женщины, наполовину козы. Глейстиги бывают как добрыми, так и злыми. Добрые глейстиги заботятся о детях и стариках, присматривают за домашними животными; чтобы отблагодарить глейстига, достаточно вечером выставить на порог блюдце с молоком. Злые глейстиги кровожадны и смертельно опасны для людей. У них женские головы и туловища, а вместо ног — козлиные копыта, скрытые длинными зелеными платьями. Эти платья расшиты золотыми нитями, а сами женщины настолько красивы, что редкий смертный сумеет устоять и не поддаться, когда его пригласят потанцевать. Тот, кто принимает приглашение от глейстига, уже не жилец на этом свете: из него выпьют всю кровь.

Читайте также:
Гадание по Гоголю — узнайте свою судьбу и судьбу своего рода

Все глейстиги, и добрые, и злые, умеют летать и способны передвигаться по воде как по суше.

ГЛЭСТИН (GLASTYN)

В фольклоре жителей острова Мэн фейри. Чаще всего глэстин является в обличье привлекательного, хорошо одетого молодого человека с пышными кудрями; его нетрудно узнать по остроконечным, как у лошади, ушам. В любой момент он способен превратиться в коня и утащить свою ничего

Глейстиги — злые и добрые обитательницы лесов

Энциклопедия

Составитель К. Королев

Предисловие . 7

Часть первая. Туманы Альбиона

Глава 1. Священная география

и священная история Британии . 13

Глава 2. Священная история

Британских островов: хронология . 65

Часть вторая. Король былого и грядущего

и принц воров: от Артура до Робин Гуда

Глава 3. Matter of Britain . 79

Глава 4. Святой Грааль . 105

Глава 5. Мерлин . 139

Глава 6. Благородный разбойник . 197

Часть третья. Эльфы и другие:

низшая мифология Британских островов

Глава 7. Немного о фейри:

введение в предмет . 211

Глава 8. Бриттские гоблины:

низшая мифология бриттов . 224

Глава 9. Срединное королевство:

низшая мифология гэлов . 312

Глава 10. Хэллоуин:

между миров, между времен . 439

Заключение . 471

Глоссарий . 475

Библиография . 633

Предисловие

Мифологический ландшафт Европы — освоенное Homo occidentalis мифологическое пространство — зиждется на четырех

«узлах силы», фиксируется четырьмя мифогеографическими локу

сами, в которых, собственно, и зарождалась европейская культура.

Первый мифогеографический локус — классическая мифология

Средиземноморья (Греция и Рим); второй — германо скандинавская

мифология севера Европы (бассейны Балтики и Северного моря, Норвегия и Исландия), третий — славянская мифология — протя

нулся от полабских земель на восток (территория обитания славян

ских племен, от острова Рюген до Днепра и озера Ильмень); нако

нец, четвертый локус — это мифология Британских островов, свое

го рода «плавильный тигель», в котором смешались воедино

мифологические традиции кельтов и германцев, эпические мотивы

бриттов, саксов, галлов и франко норманнов, фольклорные сюже

ты англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев.

На мифологической карте Европы Британия издревле занимала

особое положение. И главная причина — ее географический статус: остров. В символике мифопоэтической традиции остров — образ

иного, потустороннего мира, мира, с которым связаны все представ

ления о чудесном, волшебном, магическом. По словам А. и Б. Ри

сов, именно так воспринимали Британию континентальные галлы:

«Иной Мир всегда расположен за текущей водой. Для кельтов Гал

лии это, по видимому, была Британия». Вряд ли будет преувеличе

нием распространить галльское воззрение на Британию, трактовать

его как общеевропейское. Подтверждением тому, что подобное «рас

ширение» правомерно, служат многочисленные попытки самых раз

ных племен и народов утвердиться в Британии, — попытки, кото

рые нельзя объяснить исключительно территориальной экспанси

ей, стремлением к территориальным захватам, характерным, в

терминологии Л.Н. Гумилева, для этносов в стадии пассионарного

П Р Е Д И С Л О В И Е

подъема. На наш взгляд, эти попытки объяснялись, в том числе, и

желанием приобщиться к чудесам острова, который рисовался этим

народам в полном соответствии с замечательным описанием в по

эме Гальфрида Монмутского «Жизнь Мерлина»: Бог средь своих зыбей распростер обширные земли, В коих люди живут, плодородье их обнаружив

По изобилию трав, которые почва рождает.

Первой из оных земель и лучшей Британию числят, В щедрости вящей своей она все, что ни есть, производит, Злаков растит урожай и душистый дар благодатный

Год за годом дает на потребу живущим в ней людям.

Есть в ней леса и есть дерева, что медом сочатся, Ширь травянистых лугов и горные кручи до неба, Реки есть, родники, и скот, и звери, и рыба, Много древесных плодов, самоцветов, ценных металлов, —

Все, что только дает природа творящая людям.

Есть и ключи целебные в ней с кипящей водою: Лечит недужных она, притекая в отрадные бани, Немощь из тела изгнав, возвращает немедля здоровье…1

Вполне вероятно, что те же кельты видели в Британии прекрас

ный остров Аваллон:

Остров Плодов, который еще именуют Счастливым, Назван так, ибо все само собой там родится.

Нужды там нет, чтобы пахарь поля взрывал бороздами, Нет земледелия там: все сама дарует природа.

Сами собою растут и обильные злаки, и гроздья, Сами родятся плоды в лесах на раскидистых ветках, Все в изобилье земля, как траву, сама производит.

Сто и более лет продолжается жизнь человека…

Островное положение Британии и соотнесенность через него с

потусторонним миром превратили остров в «сакральный центр» ев

1 Здесь и далее цитаты из «Жизни Мерлина» приводятся в переводе

П Р Е Д И С Л О В И Е

Читайте также:
Гадание на имя будущей жены — простые ритуалы

ропейского Северо Запада1, этакий мифопоэтический прообраз мет

рополии той самой империи, над которой никогда не заходит солнце.

Как и подобало сакральному центру, мифологическая Британия

притянула к себе и впитала все мифопоэтические традиции ступав

ших на ее землю народов — и романтическую мифологию островных

кельтов, и куда более «приземленную» и жестокую мифологию кель

тов континентальных, и героическую мифологию германцев и скан

динавов, и даже «имперскую» мифологию римлян и мистическую

идеологию христианства. А впитав, породила уникальный сплав —

мифологию Британских островов, в которой христианский святой, дядя Иисуса, Иосиф Аримафейский оказался первым хранителем

Священного Грааля, имеющего явно кельтское «происхождение», а

скандинавский бог кузнец Велунд преобразился в покровителя пут

ников «угодника» Вейленда (само имя которого Wayland2 соотно

силось с понятием пути); в которой рогатый бог континентальных

кельтов Цернунн трансформировался в Старого Ника, то бишь дья

вола, римские лары и пенаты — хранители домашнего очага — ус

тупили место брауни и хобгоблинам, а доблестные Племена богини

Дану кельтов островных скрылись в волшебных холмах сидах и с

течением лет обернулись проказливыми фейри; в которой, наконец, некий бриттский «военачальник Артур», под несомненным герма

но скандинавским влиянием, превратился в образец рыцаря, иде

ального правителя идеального королевства и в которой удачливый

разбойник, промышлявший в окрестностях Ноттингема, стал «прин

цем воров» Робин Гудом.

В свое время некий В. Томс, изобретатель термина «фольклор», прислал в солидный английский литературный журнал «The Atheneum» письмо, в котором делился своей мечтой — воссоздать

1 Ср. в «Кельтской цивилизации» Ж. Леру и Ф. Гюйонварха: «Брита

ния, как реально, так и символически, является островом, а всякий

остров, по традиционному определению, это сакральный центр».

Константин Королев – Мифология Британских островов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Мифология Британских островов читать книгу онлайн

ВУЛВЕР (WULVER)

В фольклоре жителей Шетландских островов чудовище. Несмотря на свой устрашающий вид, оно совершенно безобидно и к людям относится вполне дружелюбно. Выглядит вулвер как человек с волчьей головой и весь покрыт короткой бурой шерстью. Живет это существо в пещере. Если ему не докучать, само оно никого не тронет. Больше всего на свете вулвер любит рыбачить. На островах даже есть заводь, которая так и называется — Заводь Вулвера. Время от времени вулвер оставляет свой улов на крыльце или на подоконнике какого-нибудь бедняка.

ВУХ ФРЕХ (VOUGH FREACH)

В валлийском фольклоре чудесная корова, которая является людям, впавшим в глубочайшую нужду, наполняет своим молоком самое большое ведро в доме, а затем исчезает. По легенде, эту корову посылают на выручку людям фейри — и они же отзывают животное, когда дело сделано.

Г

ГАНКОНЕР (GANCONER)

В английском фольклоре фейри, которого еще называют «ласковый любовник». Ганконер обычно принимает облик весьма представительного, симпатичного мужчины с короткой трубкой в зубах. Он бродит по укромным лощинам и наигрывает на своей флейте разные мелодии. Девушки, которые слышат его флейту, не могут устоять перед музыкой. Ганконер их обольщает — и бесследно потом исчезает. Девушка, встретившая ганконера, будет тосковать по нему до самой смерти, исхудает и зачахнет от тоски. Чтобы избежать подобной участи, не следует в одиночку ходить по лощинам, где растут колокольчики или анютины глазки. Опаснее всего заросли терновника.

ГВИЛЛИОНЫ (GWYLLION)

В валлийском фольклоре горные фейри. Это весьма кровожадные, зловещие существа. Они появляются лишь с заходом солнца, а их любимое занятие — прятаться в тенях у горной тропы. Идущих по тропе путников они намеренно сбивают с дороги, нагромождая перед ними каменные завалы. В дождливую погоду гвиллионы нередко заглядывают в гости к людям, и хозяева из страха перед ними стараются в таких случаях проявить все свое радушие. Чтобы отогнать гвиллионов, следует показать им раскрытую Библию или нож либо другой режущий инструмент.

Есть история о том, что один человек возвращался поздно вечером домой по горному проходу и вдруг увидел впереди гвиллионов. До него донесся звук охотничьего рога, по небу словно промчались невидимые всадники. Он испугался, но, по счастью, вспомнил, что гвиллионов можно отогнать с помощью ножа. Человек обнажил свой кинжал, и фейри мгновенно исчезли.

Также существует предание о некоем фермере, который ночью вышел в дорогу, чтобы к утру добраться до цели. Вскоре он услышал позади себя чей-то крик. Потом крик повторился, но уже ближе. Фермера охватил страх, ибо он заподозрил, что кричит вовсе не человек. Затем крик раздался впереди, и тут фермер понял, что его сбивает с пути самая вредная из гвиллионов — Горная Старуха: у нее диковинная четырехугольная шляпа, одежда пепельных тонов, фартук переброшен через плечо, а в руках то ли горшок, то ли деревянный чан. Не помня себя от страха, фермер бросился бежать, свернул с тропы и спрятался в зарослях вереска. К его великому облегчению, до рассвета оставалось всего ничего; с первыми лучами солнца Горная Старуха исчезла.

ГИЛЛИ ДУ (GHILLIE DHU)

В шотландском фольклоре добродушные и робкие лесные фейри. У них черные волосы, одежда скроена изо мха и палой листвы. Они заботятся о детях и помогают заплутавшим вернуться домой, а голодным показывают съедобные ягоды и орехи.

Читайте также:
Гадание по имени — раскройте тайны любого человека

Рассказывают, что маленькая девочка как-то поздно вечером заблудилась в лесу. Гилли ду всю ночь не давал ей испугаться, а утром вывел к дому. Несколько лет спустя, когда девочка выросла, она вышла замуж за одного из местных лордов. И однажды лорду в компании с приятелями вздумалось поохотиться на гилли ду. Девушка не сумела отговорить его от этой затеи, но как же она обрадовалась, когда вернувшийся с охоты муж признался, что гилли ду они так и не нашли.

ГЛАШАНЫ (GLASHANS)

В фольклоре жителей острова Мэн фейри, дальние родственники гремлинов. Их любимое занятие намагничивать камни на обочинах дорог. Машины, которые проезжают мимо таких камней, съезжают на обочины, несмотря на все усилия водителей. Довольные глашаны разражаются смехом и убегают.

ГЛЕЙСТИГ (GLAISTIG)

В шотландском фольклоре фейри, наполовину женщины, наполовину козы. Глейстиги бывают как добрыми, так и злыми. Добрые глейстиги заботятся о детях и стариках, присматривают за домашними животными; чтобы отблагодарить глейстига, достаточно вечером выставить на порог блюдце с молоком. Злые глейстиги кровожадны и смертельно опасны для людей. У них женские головы и туловища, а вместо ног — козлиные копыта, скрытые длинными зелеными платьями. Эти платья расшиты золотыми нитями, а сами женщины настолько красивы, что редкий смертный сумеет устоять и не поддаться, когда его пригласят потанцевать. Тот, кто принимает приглашение от глейстига, уже не жилец на этом свете: из него выпьют всю кровь.

Все глейстиги, и добрые, и злые, умеют летать и способны передвигаться по воде как по суше.

ГЛЭСТИН (GLASTYN)

В фольклоре жителей острова Мэн фейри. Чаще всего глэстин является в обличье привлекательного, хорошо одетого молодого человека с пышными кудрями; его нетрудно узнать по остроконечным, как у лошади, ушам. В любой момент он способен превратиться в коня и утащить свою ничего не подозревающую жертву в море. Добрые глэстины, подобно брауни, помогают людям в домашней работе. Но если глэстина обидеть, он становится невыносим — бьет и крушит все подряд, вытаптывает поля, может даже насиловать женщин. Поэтому перед тем как затевать какое-либо дело, следует попросить у глэстина разрешения.

Существует предание о том, как некая девушка осталась дома одна: ее отец-рыбак отправился на рынок продавать улов. Дочери он велел запереться и не открывать, пока в дверь не постучат три раза. Вечером разразился шторм, а отец все не возвращался, и девушка забеспокоилась. Наконец в дверь трижды постучали. Она открыла, и в дом вошел насквозь промокший незнакомец. Он говорил на диковинном языке, но девушка поняла, что он просит позволения обогреться у огня. Когда незнакомец заснул, девушка пригляделась к нему повнимательнее и заметила заостренные кверху уши. То был злобный глэстин, в любое мгновение способный обернуться лошадью, утащить ее на дно моря и там разорвать на куски. Оставалось лишь надеяться, что он не проснется до рассвета. Девушка сидела неподвижно. Вдруг в очаге стрельнул уголек, и незнакомец проснулся. Он вытащил жемчужное ожерелье и помахал им перед девушкой. Та оттолкнула глэстина, но он схватил ее за рукав. Девушка закричала, ее крик разбудил петуха, который закукарекал. Незнакомец мгновенно исчез — только простучали по двору копыта, а с первыми лучами солнца вернулся домой и отец девушки.

ГОБЛИНЫ (GOBLINS)

В фольклоре жителей Британских островов злокозненные существа крохотного роста, темнокожие, сгорбленные, с громадными ручищами. Они селятся в людских домах или в дуплах деревьев. Ходят гоблины в надвинутых на глаза колпаках. На Хэллоуин они, как правило, принимают обличье уродливых животных и пугают людей.

Хэллоуин — древний языческий праздник у кельтов, отмечаемый 31 октября. В этот день, по народным поверьям, фейри устраивают грандиозное переселение, переезжают из одних холмов в другие под звон бубенцов и охотничьих рогов. По некоторым источникам, смертных, похищенных фейри, можно освободить ровно через год и один день после похищения, но заклинание подействует лишь в том случае, если этот срок придется на Хэллоуин. В этот день все обитатели Волшебной Страны, даже самые добродушные, становятся жестокими и кровожадными, и горе тому человеку, который с ними столкнется! Вальтер Скотт советовал в ночь на Хэллоуин перекрестить постель, прежде чем ложиться, и произнести молитву, ибо в эту ночь нет иного способа спастись от Дикой Охоты.

ГРАМП (GRAMPUS)

В английском фольклоре чудовище. Оно обитает в озерах и время от времени, плескаясь в теплой воде, выбрасывает из себя целые фонтаны. Голова у грампа как у дельфина, а рыло тупое, как у свиньи.

ГРАНТ (GRANT)

В английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант — городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату. Встреча с грантом предвещает несчастье — пожар или что-нибудь еще в том же роде.

ГРЕМЛИНЫ (GREMLINS)

В современном европейском фольклоре (впрочем, по некоторым источникам, сведения о гремлинах можно найти еще в средневековых хрониках) зловредные существа, ненавистники техники. С Первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Гремлины ненавидят технику и всячески вредят людям, которые ею пользуются.

Читайте также:
6 Жезлов Таро — значение карты, выпадающей победителям

Рожки да ножки. О девичьих копытцах

Духов дикой природы человеческая фантазия нередко наделяет атрибутами разнообразных животных, и, быть может, самые популярные из них — это рога и копыта. Гибрид человека с лошадью, козой, оленем, лосем или другим рогатым и копытным встречается едва ли не во всех уголках мира. Причем среди «рогоносцев» немало и представительниц прекрасного пола, также гордо ступающих на широких лошадиных или раздвоенных козьих копытцах. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.

Art by Jason Engle

Самку известного на весь мир козлоногого духа дикой природы сатира именуют сатирессой. Как ни странно, сатиресса никогда не была исконным представителем древнегреческой сверхъестественной фауны. Дело в том, что настоящие греческие сатиры (которые, кстати, изначально не ходили на козлиных ногах, но гордо отмахивались от надоедливой мошкары лошадиным хвостом) брали в жены исключительно прелестных нимф. А те, по-видимому, никогда не производили на свет ни козлоногих, ни лошадинохвостых девочек, только мальчуганов. Так что сатиресса всецело принадлежит построманской культурной традиции.

Art by Mappeli

В Древнем Риме сатира звали фавном, а его женский вариант — фавной или фавнессой. Эти духи несколько отличаются от сатиров, и при том не только внешне: они куда менее похотливы, обделены мудростью и изобретательностью своих греческих коллег, но более игривы и дурашливы. Кроме того, у римлян гордые имена Фавнус и Фауна носят не только малые духи лесов, но и два могучих, весьма почитаемых бога-покровителя дикой природы. Кем приходилась Фауна Фавнусу — древние, похоже, точно не определились. Чаще всего она выступает в роли его супруги, но может быть и сестрой или дочерью.

Art by Light Gyzj

Сатирессу или фавнессу более позднего периода изображают как прекрасную девушку выше пояса и милую козочку ниже оного. Одежды сатиресса обычно не носит и вовсю щеголяет с обнаженной грудью. Рожки у сатирессы почти никогда не растут, а вот ушки у нее часто бывают козьи. Сатирессу любили изображать художники эпохи Ренессанса и последователи вычурного стиля рококо.

Сатиресса прочно прижилась и в современном фэнтези. Вот так, к примеру, выглядит странствующая девушка-сатир в иллюстрации к карточной игре Magic The Gathering.

Art by Tyler Jacobson

Кентаврида или самка кентавра, в отличие от сатирессы, в классической античной мифологии вполне существовала. В литературных источниках она встречается только изредка, а вот в мозаиках и живописи — достаточно часто. Согласно античным авторам, кентавриды были весьма хороши собой, их лошадиная шерсть блестела и лоснилась, а прекрасное женское тело всегда было под стать холеному крупу белоснежной, гнедой или пегой кобылицы. Особенно роскошно смотрелось лилейно-белое тело красавицы в сочетании с вороной, сверкающе-черной мастью.

Art by Lourdes Saraiva

Самой прекрасной из кентаврид считается супруга отважного кентавра Киллара, дивная Гилонома. Ее воспевает в своих знаменитых «Метаморфозах» древнеримский поэт Овидий. Гилонома была не только хороша собой от природы, но и имела четкие представления о прекрасном и эстетичном: она дважды в день омывалась в чистых водах горного ручья, постоянно расчесывала свои волосы гребенкой и вплетала в них цветы розмарина, фиалки, розы и лилии, а на плечах носила звериные меха, старательно подбирая только те, что были ей к лицу. В бою Гилонома, по-видимому, была столь же яростна, как и ее супруг, и когда он пал, сраженный вражеским копьем, горячо любившая его кентаврида лишила себя жизни.

В современном фэнтези кентавриды, иногда еще называемые кентаврессами, чаще всего появляются в играх, а также аниме и манге.

Art by Liminal Bean

Еще одна козлоногая и не всегда рогатая (вернее даже почти всегда безрогая) красотка из рода фейри — это шотландская «зеленая дева» гейстиг. Изображают эту «козочку» чаще всего прекрасной златовлаской, чудесные кудри которой ниспадают до самой земли. Кожа у глейстиг очень бледная, иногда даже серого оттенка, а свои мохнатые козьи ножки с раздвоенными копытцами она обычно прячет под подолом зеленого платья. В отдельных случаях глейстиг может предстать в облике настоящей козы.

Кельтская фаунесса глейстиг — существо амбивалентное, то есть доброе и злое одновременно. В своей доброжелательной ипостаси она выполняет роль духа-хранителя: очень часто оберегает стада и пастухов, помогает дояркам, заботится о молочных коровах, а также может опекать слабоумных или присматривать за детьми, пока их матери работают. Нередко глейстиг также берет на себя труд домового, прибираясь в доме своих хозяев, пока они спят. Особенно старательно чистит и моет невидимая помощница глейстиг перед нежданным приходом гостей. Так что если поутру все в доме сияет — жди посетителей.

Art by Candra

А вот злая половина глейстиг — это коварная соблазнительница-вампир. Своим дивным пением или танцем, волшебной красотой и обещаниями любовных утех она заманивает молодых мужчин в глушь и там, разрывая горло когтями, выпивает их кровь до капли.

Читайте также:
Мудры для медитации и успокоения — Дхьяна, Шакти, Флейта

Мужского аналога у глейстиг нет — волшебная «козочка» всегда существо женского пола. По одной из легенд, «зеленая дева» глейстиг когда-то была смертной женщиной из знатного рода и, либо была жестоко убита и превратилась в козлоного призрака после смерти, либо похищена феями, которые, при этом, на самом деле исполнили ее сокровенное желание: стать одной из них. Похищенная девица получила от фей бессмертие, но (как известно, феи коварны и ничего не дарят просто так) ее хорошенькие человеческие ножки превратились в козьи копыта.

Art by Anna Podedworna

Глейстиг наделена огромной физической силой, но при этом крайне стеснительна и обидчива. Если она выполняет для вас работу по дому и делает это хорошо — лучше всего вести себя так, будто вы ничего не замечаете. Не надо хвалить глейстиг — она смутится и уйдет. И, конечно же, не надо ее ругать — она уйдет наверняка.

В награду за труд глейстиг любит получать чашку свежего парного молока. Скупому или скверному хозяину, который забыл угостить помощницу, глейстиг жестоко мстит — например, сделает так, что его коровы и вовсе перестанут доиться. Ну и, думаю, не стоит забывать, что голодная глейстиг вполне может решить полакомиться вашей кровью.

Art by Antonio De Luca

По ту сторону Атлантического океана у кельтской девушки-козочки глейстиг есть дальняя родственница — индейская женщина-олень. Красотку с ногами оленухи считают духом любви и плодородия, однако носит она и черты демона-суккуба, соблазняя и убивая ветреных, неразборчивых в сексуальных связях мужчин. Как и шотландская глейстиг, женщина-олень предпочитает прятать звериные ноги под подолом и не любит, если их замечают.

Art by Morgaine Le Fee

Но о ней я уже писала чуть ранее на этом же блоге.

Лонгана — еще одно козлоногое мифическое существо женского пола, теперь уже из фольклора Северной Италии. Живут лонганы группами, селясь в гротах и скалистых оврагах. Это прекрасные, мудрые и, судя по всему, вполне доброжелательные женщины, единственным недостатком внешности которых и являются злополучные мохнатые козьи ноги. Благодаря своей двойственной — получеловеческой полузвериной — натуре, они могут общаться с духами леса. Это общение позволяет лонганам предвидеть события, связанные с природными стихиями: засуху и проливной дождь, шторм и ранние морозы.

Art by Beatriz Galiano Montesinos

Одна легенда рассказывает о лонгане, которую полюбил и взял в жены человек из рода Да Деппо. Как водится, волшебная невеста дала свое согласие на брак при одном условии: мужчина навсегда забудет о ее происхождении и не будет ее этим попрекать. Долгие годы чета прожила в любви и достатке — лонгана всегда предсказывала нежданные ураганы и, тем самым, помогала уберечь урожай от гибели. Но, как водится, однажды муж не сдержался и назвал жену «козлоногой». После чего лонгана сбежала обратно в лес, бросив и супруга, и рожденных в замужестве детей.

Art by Ivan Berov

В фэнтезийном мире Азерот из игры World of Warcraft обитают диковинные создания, именуемые дриадами или дочерьми Ценариуса (в русской локализации — Кенария). С классическим дриадами греческих мифов они схожи разве что тем, что также являются духами дикой природы. Образ варкрафтовой дриады соединил в себе кентавриду с ее четырьмя лошадиными ногами и девичьим телом, задорную фавнессу как покровительницу природы в целом и обладательницу (пускай и не в самом классическом варианте) пары хорошеньких рожек, а также и женщину-оленя, поскольку нижняя часть тела у нашей героини не лошадиная и не козья, а именно оленья. В придачу ко всему, у дриады светло-лиловая кожа и длинные острые ушки ночных эльфов, а также зеленая лиственная шевелюра.

Art by Dmitry Prozorov

Почти все дриады — миролюбивые, добрые, озорные создания. Любая ненужная жестокость внушает им отвращение. Но вверенные их попечительству леса они будут защищать даже ценой собственных жизней.

Art by SeoulHeart

Еще одна козлоногая (хотя, помнится, поначалу ее ножки были все же лошадиными) и однорогая девушка обитает в
многопользовательской ролевой игре League of Legends. Это Сорака, девушка-единорог по прозвищу Звездное дитя. В соответствии с вымышленной историей Рунтерры — волшебной земли мира
League of Legends — Сорака и впрямь пришла из небесных сфер и приняла тело из плоти и крови только для того, чтобы облегчить страдания смертных. Сорака — пророчица и странствующий целитель, как положено небожителю, она владеет могучей звездной магией. К духам природы она, конечно, не относится, но один из ее многочисленных образов, доступных игрокам — это зеленоволосая дриада, одна из уцелевших обитательниц Древнего Леса.

Art by Lorena Lammer

А вот в литературе жанра фэнтези девушек с рожками и копытцами я почти не встречала. Может, вы кого-то знаете?

Бестиарий (Г) Ч.6

Гиппокампы – Гиппокамп – Hippocampus – в греческой мифологии водные кони из упряжки Нептуна (бога морей) с рыбным хвостом и перепончатыми лапами вместо передних ног с копытами.

Цилинь, Ци-линь – Килин, Гирин (япон.) Qilins – Китайский единорог, – одной из четырех сулящих благоживотных; прочие – этодракон, феникс и черепаха. Единорог – главное из 360 существ, живущих на суше. Туловище у него оленье, хвост бычий, копыта лошадиные. Его короткий рог, растущий во лбу, сплошь из мяса; шерсть на спине пяти разных цветов, а брюхо бурое или желтое.

Читайте также:
Святочные гадания на суженого, отношения и будущее

Гиртаблили – в шумерской мифологии – люди-скорпионы, обладавшие мощным ядовитым хвостом. Персонажи шумерских сказаний, которые охраняли небесные ворота, куда никому, кроме Солнца, не полагалось заходить.

Лишь храбрый Гильгамеш не побоялся этих чудовищ. Этому герою смерть была не страшна, потому что он всегда мог воспользоваться «травой бессмертия», доставшейся ему от вавилонского мудреца Пирнапиштима.

Глашаны – в фольклоре жителей острова Мэн фейри, дальние родственники гремлинов. Их любимое занятие намагничивать камни на обочинах дорог Машины, которые проезжают мимо таких камней, съезжают на обочины, несмотря на все усилия водителей. Довольные глашаны разражаются смехом и убегаю.

Глейстиг – В шотландском фольклоре фейри, наполовину женщины, наполовину козы. Глейстиги бывают как добрыми, так и злыми. Добрые глейстинги заботятся о детях и стариках, присматривают за домашними животными, чтобы отблагодарить глейстинга, достаточно вечером выставить на порог блюдце с молоком. Злые глейстиги кровожадны и смертельно опасны для людей. У них женские головы и туловища, а вместо ног – козлиные копыта, скрытые длинными зелеными платьями. Эти платья расшиты золотыми нитями, а сами женщины настолько красивы, что редкий смертный сумеет устоять и не поддаться, когда его пригласят потанцевать. Тот кто принимает приглашение от глейстига, уже не жилец на этом свете: из него выпьют всю кровь. Все глейстиги, и добрые, и злые, умеют летать и способны передвигаться по воде как по суше.

Гномы – маленькие карлики-старички в европейской средневековой мифологии. У разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей, которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.

Гоблин – В английской мифологии существа, похожие на людей, но безобразные и злобные. Их дом – подземные пещеры, туннели , так же они селятся в людских домах или в дуплах деревьев. Гоблины – говорят , так же любят жить под каменными мостами. Ходят гоблины в надвинутых на глаза колпаках. Маленькие, скрюченные с несоразмерно крупными головами, ногами и руками, у них щелястые головы и ненасытные пуза. Головы у гоблинов тверже камней. Маленькие уродцы жили в грязи и ужасе. На Хэллоуин они, как правило, принимают обличье уродливых животных и пугают людей.

Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре и средневековой демонологии глиняный великан, оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка.

Оживить фигурку можно, произнеся имя бога, либо начертав на ее лбу слово amet – “истина” (если стереть букву a, получится met, то есть “смерть”; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем, оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе, созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе “Голем” Густав Майринк.

автор энциклопеди Александрова Анастасия

В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Големе имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это традиционный рассказ о сотворении Адама с подробностями — библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни». Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост

Адама в его первоначальном облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи — состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о «роботах» — живых и по-слушных вещах (ср. образ изваянных из золота «прислужниц» Гефеста. Нот. II. XVIII 417—420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени),

чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «ЖИЗНЬ», написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель «пражского Голема» раввин Лёв (16 — нач. 17 вв). Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Голема обращались многие романтики — Аринм фон Арним (“Изабелла Египетская”), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г. Мейринка «Голем». В пьесе К. Чапека «К. V. К.» и опере Э. д’Альбера «Голем» восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь.

Читайте также:
Гадание на Рождество на любовь — все об отношениях

Гомункулус (лат. homunculus, homonculus – человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты (биологи 17-18 вв., ошибочно считавшие, что в сперматозоиде преобразован сформировавшийся организм и развитие зародыша сводится лишь к его увеличению в размерах, сходны с Овистами) считали, что Гомункулус – маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.

Горгоны – согласно греческой мифологии «Вместо волос у горгон — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» — так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э).

Гаргулья – плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille – глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Первые гаргульи еще XII-XV в. устанавливались около водостоков, в качестве направляющей для воды. Совмещалось полезное, красивое и тайное. В XVIII-XIX веках большинство гаргулий уже заменили свинцовыми водосточными трубами. Утратив полезную функцию, гаргульи превратились просто в элемент декора зданий.

Грант – В английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант – городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату Встреча с грантом предвещает несчастье – пожар или что-нибудь еще в том же духе.

Гремлины – “маленькие мохнатые существа. Бояться света и воды. Если на них попадет вода то они становятся злобливы. Их нельзя кормить после 12 ночи потому что от этого они начинают размножаться методом деления, но все последующие собраться первого гремлина рождаются злобными и начинают пакостить людям.” – так их описывают в одноименном американском фильме “Гремлины” и “Гремлины-2”. В английском же фольклоре действительно есть настоящие гремлины, правда они отнюдь не мягкие и пушистые, а очень зловредные существа, ненавистники техники. С первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам.

Гремлины ненавидят технику и всячески вредят людям, которые ей пользуются. Внешне они сильнее всего напоминают помесь кролика с бультерьером; ростом около 20 дюймов, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У них перепончатые лапы, которыми они ступают очень тихо, почти неслышно. К людям гремлины относятся достаточно дружелюбно, устраивают пакости скорее из озорства, чем из желания досадить.

Гремлин – вымышленное вредное существо.

Понятие Gremlins как ответственный за саботаж самолета сначала зарегистрировано среди авиаторов британской ВВС Великобритании во время Второй мировой войны История попыталась объяснить несчастные случаи, которые часто происходили во время их полетов.

Грёза – Нечистая сила; видение, привидение ; мираж – в славянской мифологии.

Упоминание о грезе встречается в заонежской быличке. Она повествует о парне, убежденном в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не может: ” Ну мать и пошла по ворожеям. Одна ворожея говорит ей: “Это он в грезу влюбился, в нечистую силу. Возьми девять пачек иголок, да понатыкай от порога ему до кровати, да все иголки крестом зааминь. Она как наколется, подаст голос человеческий, тогда и пропадет”.

Да и купила мать девять пачек иголок, да понатыкала от порога до кровати, острым концом вверх. Ночью-то он лежит да поджидает, а мать не спит – слушает. Вдруг, как дверь открылась, ступила та через порог, да как закричит, ступила второй, да как зплачет, завопит “”Ах, ты, говорит, осудник негодный, я тебя все одно сгублю!” И пропала. А на другой день, вдруг, как вдарило что-то в угол, так угол и рассеялся. Выбегли, а там ребенок лежит раздернут, да весь окровавленный. Это греза его об угол и раздернула. Да не настоящий ребенок это, а нечиста сила. Такая быть это была.”

Гримы – по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.

Читайте также:
Существовала ли огненная птица Феникс — значение легенды

Гримтурсы – скандинавская мифология (Хримтурсы)- ледяные гиганты, великаны. Ведут свой род от великана Имира .Они первыми населяли мир, предшественники не только людей, но и богов. Первый гримтурс или как их еще называют. Инеистый великан, появился на свет из брызг мирового океана. Инеистые великаны наделены великой мудростью. Бельторн дает богу Одину магические руны: впоследствии Один советуется с головой великана Мимира и черпает мудрость из медового источника, которым владеет великан. От Гримтурсов – инеистых великанов ведут свой род йотуны и тролли.

Так же в европейском фольклоре есть гримтурсы это – ледяные гиганты живущие в горах. Очень опасаются расколоться при падении с горы? так как им это грозит смертью.

Грифон – крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы , в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. – «собаки Зевса» – стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера – исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).

Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор. От крика Грифона вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают.

Гуль, Гул, Гули (ghul ) в мусульманской мифологии – злой дух -, джинни- оборотень, обитает по поверью в Средней и Малой Азии, в пустыне, подстерегая одиноких путников, убивая и пожирая их, потому как питается только свежей мертвечиной, а в пустыне такой пищи не особо много. Имеет вид страшного чудовища, но иногда является путникам в образе женщины. Существо также охотится на маленьких детей, ест мертвых и грабит могилы. Из-за последней привычки слово гуль иногда используется применительно к обычному человеку, промышляющему грабежами могил. Термин был также использован, чтобы описать каннибалов.

Гурии – хурии (араб. hur, «черноокие»),в мусульманской мифологии – обитательницы Рая, вечно юные и ослепительно красивые девы. Они становятся женами погибших героев и просто достойных людей. (По своим функциям очень схожи со скандинавскими валькириями)

Боги Славян

Добрый день!

Боги леса и Лесные духи

ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов.

В первую очередь это Боги: Тара, Святобор и Древобог.

БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, лесов.

СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор — олицетворение вечно живой природы.

ДРЕВОБОГ — Бог всех деревьев

СЛАВЯНСКИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ДУХИ леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами. Считалось, что в каждом лесу есть либо Леший, либо Лесовик, а иногда и они оба вместе.

ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Другие имена Лешего: лесовик, лешак, гаркун, лесной дядя, лесни́к, лесу́н, лису́н полису́н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами».

ЛЕСОВИК — добрый дух Леса

ЧОМОР — один из хранителей леса

МЛАДШИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ условно делились по ярусам: Духи деревьев, духи кустарников и прочие лесные духи.

ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ:

ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола

ДУБЫНЯ — лесной великан,

ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел.

ЗЫБОЧНИК — дух, качающийся на ветвях.

КЛЕНИЧ — осенний славянский бог, дух клена.

ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, следящий за деревьями — чтоб не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.

ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы

ПНЕВЫЙ ДЕД — ответственный за лесные пни.

ДУХИ КУСТАРНИКОВ:

КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) — духи растущих кустарников.

ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников.

ПРОЧИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ:

АУКА– дух лесного эха.

ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц

ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов.

ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу.

ЛЕСАВКИ — лесные духи, ближние родственники Лешего .

ЛЕСНЫЕ ДЕВЫ — приемные дочки Лешего.

МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес

Моховой — крошечный лесной бог Мха.

ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий клады

ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах.

Лесной дух в Геленджике, фото Наты

ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов

СВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может

СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит

ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может

ХУХА — дух лесной тайны

ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечает за красивые цветы.

ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу

ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады

ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод.

Читайте также:
«Весы правосудия» — гадание на Таро Ленорман

ДУХИ ЛЕСА У ДРУГИХ НАРОДОВ. У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия.

КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому.

САТИРЫ — древнегреческие лесные божества, составляли свиту бога виноделия Диониса. Были склонны к пьянству, разврату и ленности. Считались демонами плодородия. Имели очень своеобразный вид — ноги их оканчивались копытами, на теле густо росла шерсть, а на голове были маленькие симпатичные рожки. И еще был хвост. Обратите внимание: до этого момента описание точь в точь похоже на обычного черта. Но у сатиров были обычные лица с обычным носом, в отличие от свиного пяточка у черта.

  • в честь сатиров была названа бабочка — сатир боровой.

Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было, обратитесь за помощью к духам леса.

Изгнание или Вторгшийся во владения, худ.В.Иванов

В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном:

— Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите.

Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7).

ЛИТЕРАТУРА. Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят.

Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

Чудо лесное из игры «Домовята»

ОТПУГИВАНИЕ ДУХОВ ЛЕСА — палка всегда о двух концах: отпугивая кого-то, ты одновременно освобождаешь место для кого-то другого.

  • навязал на ветви близстоящей березы тканые ленты со звездами и свастиками для отпугивания духов леса.А.Калганов, Шаман всея Руси

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Осенние лесные Боги и Богини. Кто это? — Кленич, Грибич и Ягоднич — по времени — явно ближе к осенним Божествам. Четко «осенних» Богинь назвать сложно, но свою часть осенней работы честно исполняют Дриады и сама Тара.

В игре «Новые Земли» собирается коллекция хранителя леса.

Нет, это леший света. У нас свой имеется. Больше на корягу похожий, или как он сам себя позиционирует «древний энт«. Передвигается он правда с большим скрипом, но при этом почему?то всегда оказывается там, где ну вообще не нужен! Всюду суёт свою любопытную сучковатую голову и запрещает, запрещает, запрещает! Того не делай, сюда не ходи, здесь вообще заповедная роща, не смей тут ёжиками в боулинг играть! Е.Старухин, Лесник-3

(1008) Статья написана Наташей специально для сайта

В данный момент я работаю над статьей «Символика Зеленого Царства»

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Рождественский бестиарий Портал посвящён существам и обычаям, относящимся к традиционным зимним праздникам, в центре которых находится Рождество. Подобно многим сверхъестественным существам этого периода, портал появляется в нашем мире только на время, с 5 декабря по 15 февраля.
  • Средневековые бестиарии Бестиарии практически составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата и художественных произведений, и рассказывающий нам о представлениях средневековой Европы о животных и чудовищных племенах.
  • Сверхъестест­венное Бестиарий сериала “Сверхъестественное” (“Supernatural” series)
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум
Читайте также:
Гадание на рунах — секреты мантического искусства

Глаштиг

Собирательный персонаж шотландского фольклора, включенный Дж.Ф.Кэмпбеллом в разряд фуат. Иногда ей присущи аттрибуты и повадки Каллиах Вер; иногда она принимает животные обличья, часто — облик козы; но чаще она описывается как наполовину женщина, наполовину коза. Она — водяной дух, и когда ее причисляют к фуат, она — опасный душегуб. В то же время в ипостаси Зеленой Глаштиг она больше похожа на банши и оплакивает гибель или болезнь своих фаворитов; иногда она даже исполняет домашние обязанности и тогда она известна под именем Груагахи.

Д.А.Маккензи посвящает Глаштиг целую главу в “Шотландском фольлоре и народной жизни” (308); подробно рассматривал ее также Льюис Спенс в “Эльфийских преданиях в Британии” (1328). Часто ее считали обычной женщиной, которую эльфы украли и привили ей эльфийскую сущность. Много преданий о ней можно найти у Дж.Г.Кэмпбелла и Дж.Ф.Кэмпбелла, у Кармайкла, автора “Carmina Gadelica”, и его дочери, миссис Уотсон. В своем добром облике Глаштиг любит детей и часто берет под свое покровительство стариков. Зачастую она пасла скот на ферме, на которой водилась, и ей полагались за это возлияния молоком. Уриски в их сатироподобной форме часто объединялись с глаштигами (157; 307: с.160).

Всегда женского пола, глейстиг — обычно неопасный водный дух, хотя она известна своей экцентричностью и некоторой непредсказуемостью личности. Часто ее можно увидеть в длинном зеленом платье, скрывающем козлоподобные ноги, и терпеливо ждет, когда мужчина подойдет близко к воде, которую она ревниво оберегает. По большей части глейстиг атакует только мужчин, в то же время, как правило, покровительствует скоту, детям и беременным женщинам. Она оборачивается красивой серолицей девой (слово глейстиг означает «серый») и притворяется тонущей, взывая о помощи. Когда мужчина приходит на помощь, вампир поворачивается и нападает, топя его, поскольку она высасывает его кровь и жизненную энергию. Как и у всякой фейри, она испытывает отвращение к железу, и если мужчина столь силен духом, что способен защитить себя железным ножом, он сможет избежать смерти.

Глейстиг иногда «усыновляет» человека и удерживая и защищая его в том ареале, что считает своим домом. Когда этот смертный в конце концов умирает, скорбный крик глейстиг слышен на многие мили (1314: p.67-68).

A composite character from Scottish mythology, included by J.F.Campbell among the Fuathan. She sometimes has the attributes and habits of the Cailleach Bheur, sometimes assumes animal form, often that of a goat, but more often she is described as half-woman, half-goat. She is a water-spirit, and when she is regarded as a fuath she is murderous and dangerous. As the Green Glaistig, however, she is more like a banshee, mourning the death or illness of her favourites, and even undertaking domestic duties. For this aspect of her nature, she known as gruagachs.

D.A.Mackenzie gives a full chapter to her in “Scottish Folk Lore and Folk Life” (308), and she has also been given detailed treatment by Lewis Spence in “The Fairy Tradition in Britain”. She was often said to have been a human woman, taken and given fairy nature by the fairies. Many traditions are given about her by J.G.Campbell and J.F.Campbell, by Carmichael of Carmina Gadelica and by his daughter, Mrs Watson. In her benign form, she was fond of children and often took old people under her protection. She frequently herded the cattle of the farm she haunted, and expected libations of milk, urisks, in their satyr-like form, often associated with the glaistigs (1290: p.191).

Always female, the glaistig is usually a benign water spirit, although it is known for having an erratic and somewhat unpredictable personality. Often seen wearing a long green dress that hides its goatlike legs, it waits patiently for a man to come too close to the water it jealously protects. For the most part, the glaistig only attacks men, as it tends to act as a protector of cattle, children, and pregnant women. It shape-shifts into a beautiful, gray-faced maiden (the word glaistig means “gray”) and pretends to be drowning, calling out for help. When the man comes to its rescue, the vampire turns and attacks, drowning him as it drains him of his blood and life-energy. Like all fay, it has an aversion to iron, and if the man has the presence of mind to defend himself with an iron knife, he may be able to escape.

Glaistig will sometimes “adopt” a person and decide to protect her in the area that it has claimed as its own. When this mortal eventually dies, the mournful cry of the glaistig can be heard for miles (1314: p.67-68).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: