Горгулья и химера — мифология Древней Греции и средневековой Европы

Горгулья и химера — мифология и различия

Горгулья и Химера практически не отличаются друг от друга, поэтому их путают. Разберемся в мифологии, в чем разница между ними.

Химера у древних греков

В греческой мифологии химера — чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Согласно легендам, ее отец олицетворяющий огненные силы земли могущественный великан Тифон. Мать Химеры — Ехидна, прекрасная женщина с телом змеи и свирепым характером, похищала путников. Воспитанием чудовища занимались не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар, по Гомеру. Братом Химеры легенды называют Цербера — трехголового пса, что охраняет вход в Аид, царство мертвых. Есть еще один брат — Орт, пасущий стада двуголовый пес.

Впервые Химера упомянута в Илиаде, где есть подробное описание внешнего вида извергающего огонь из пасти чудовища. Такой — со львиной головой, козлиным туловищем и змеиным хвостом – описывает ее Гомер. Говорится о ней и в Теогонии — одном из первых мифологических источников Греции, автор Гесиод, греческий поэт.

Автор описывает Химеру как трехголовое существо. На передней части туловища, на шее, расположена львиная голова. Посреди хребта — козла. На хвосте находится змеиная. Так изображено оно на известной скульптуре из Ареццо, что изготовлена в пятом веке до нашей эры.

Богами предсказывалось, что герой победит обитающую в Ликии Химеру. Победителем стал Беллерофонт, или Гиппоной, — оба имени принадлежат одному древнегреческих мифов. Археологи нашли посуду с изображениями этого сражения. Химера убита с помощью длинного копья, а воин вместо обычного коня восседал на подаренном Афиной пегасе. Другие изображения указывают на то, что чудовище убили выпущенной из лука стрелой.

Есть современные и старинные рационалистические толкования мифов Древней Греции. По одной из таких версий пегас — корабль героя, Химера — название бухты, где жили лев и дракон, тоже некие аллегории. Плутарх писал, что Химера – вероломная женщина, а лев и дракон — ее братья, с ними и пришлось сразиться герою мифов. Поскольку дело происходило в Ликее, змеиный хвост или одна из голов объясняются тем фактом, что в этой местности водятся змеи.

Беллерофонт побеждает Химеру — Мифы Древней Греции.

Другая легенда утверждает, что он вступил в морское сражение с пиратом, на носу корабля которого изображен лев, на корме — дракон, а посередине — змея. Пирата звали Химар, что созвучно с названием чудовища. Целый ряд сказаний заменяет козлиные части тела на драконьи.

Еще одна теория: в Ликии был вулкан, что называли Химерой. У основания водились в большом количестве змеи. А неподалеку располагались луга и пастбища для коз, а наверху гор водились львы. Возможно, Химера — название местности, что отличали все эти факторы. А еще между горами Краг и Антикраг находилось ущелье Химера. Сейчас это место расположено между городами Фетхие и Калкан – относятся к территории Турции.

Плиний Старший считал, что Химера — гора Янарташ, что находится недалеко от деревни Чиралы. Так он описывал в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный поселок на территории Турции. В этой местности из-под земли выходит природный газ в таких количествах, что достаточны для горения.

Легенды о Химере стали основой для средневековых мифов и бестиариев. Отголоски верований докатились до нас. В Средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптурами украшали здания соборов и церквей, а также дворцы и другие богатые постройки. Страшилище путают с Горгульями, но это неправильно.

Читайте также:
Королева Жезлов Таро — значение в раскладах

Разница между чудовищами

Химеры и Горгульи в виде скульптур характерны для готики — архитектурного стиля 13 века во Франции. Из греческих мифов она попала в умы тех церковнослужителей и архитекторов. Тогда и стала персонажем бестиариев, трактатов о нечистой силе и подобных литературных творений Средневековья. Основные черты внешности греческого чудовища забыты, и главным признаком считали части тело от разных животных — любых.

Горгулья — упоминается со времен Средневековья. Изображений немало, и все различные — зависело от фантазии скульптора. Но общие черты есть — тоже фантазийное существо с частями тела от всевозможных животных, представителей нечистой силы и людей. Химера и Горгулья — существа из камня, а не из плоти и крови, чаще крылатые.

Название происходит от звука, что получается у человека при полоскании горла или сглатывании жидкости. Такой звук издает и каменное чудовище, когда идет дождь и поток воды проходит через глотку. Горгульи задуманы как способ обустройства водостоков церквей и дворцов, а позднее — для украшения последних. В средневековых городах Горгульи прижились и неплохо сохранились до сегодняшних дней. И среди современных архитекторов и дизайнеров остаются популярным элементом декора зданий.

Основная разница между Горгульей и Химерой в том, что первая — способ обустройства или украшения водостока, а вторая — скульптурное изображение чудовища без дополнительных функций. Когда речь идет о существе из средневековых сказаний, то эти два слова синонимы.

Но обратимся к христианским церквям, что украшались чудовищами из чуждых верующему жителю Средневековья легенд. Храмы декорировались изображениями монстров, и довольно реалистичными, потому что символизировали пороки людей. Они воплощение страстей и грехов, от коих должны были стремиться избавиться прихожане.

Таким образом показывалось, что нечисть бежит прочь из святого места — все скульптуры обращены от церкви, словно пытаются броситься наутек. В архитектуре они символизировали также то, что дьявол не создает новую форму жизни. Он комбинирует между собой все созданное Богом. Гротескных монстров устанавливали рядом с фигурами мыслителей в назидание, что недооценивать мощь дьявольского разума — глупо.

Легенды о Горгульях и Химерах

Согласно христианским легендам, чудовища не порождение зла, а наоборот. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, что украшен такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Они служат и индикаторами присутствия темных сил в городе. В старину верили — когда Горгульи на стенах храма начнут рычать, значит, в городе враг.

Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.

По легендам отдельные скульптуры и водоотводы со стен церквей не всегда были каменными. Есть сказание о соборе Святого Вита в Праге. Оно гласит, что сотни существ на его собора когда-то были людьми. Превратились в камень после колдовского проклятья. И да, Химеры и Горгульи из Праги больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Такова задумка архитектора — показать верующим, что бояться нужно зла в человеческом обличии.

Читайте также:
Когда читатать молитвы Иоанну Кронштадтскому, канон, акафист

Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши – название «Горгулья» произошло от сходства со звуком при глотании воды.

Горгулья и химера. Мифология и различия.

В греческой мифологии химера — чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Согласно легендам, ее отец олицетворяющий огненные силы земли могущественный великан Тифон. Мать Химеры — Ехидна, прекрасная женщина с телом змеи и свирепым характером, похищала путников. Воспитанием чудовища занимались не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар, по Гомеру. Братом Химеры легенды называют Цербера — трехголового пса, что охраняет вход в Аид, царство мертвых. Есть еще один брат — Орт, пасущий стада двухголовый пес.

Впервые Химера упомянута в Илиаде, где есть подробное описание внешнего вида извергающего огонь из пасти чудовища. Такой — со львиной головой, козлиным туловищем и змеиным хвостом – описывает ее Гомер. Говорится о ней и в Теогонии — одном из первых мифологических источников Греции, автор Гесиод, греческий поэт. Автор описывает Химеру как трехголовое существо. На передней части туловища, на шее, расположена львиная голова. Посреди хребта — козла. На хвосте находится змеиная. Так изображено оно на известной скульптуре из Ареццо, что изготовлена в пятом веке до нашей эры. Богами предсказывалось, что герой победит обитающую в Ликии Химеру. Победителем стал Беллерофонт, или Гиппоной, — оба имени принадлежат одному древнегреческих мифов. Археологи нашли посуду с изображениями этого сражения. Химера убита с помощью длинного копья, а воин вместо обычного коня восседал на подаренном Афиной пегасе. Другие изображения указывают на то, что чудовище убили выпущенной из лука стрелой. Есть современные и старинные рационалистические толкования мифов Древней Греции. По одной из таких версий пегас — корабль героя, Химера — название бухты, где жили лев и дракон, тоже некие аллегории. Плутарх писал, что Химера – вероломная женщина, а лев и дракон — ее братья, с ними и пришлось сразиться герою мифов. Поскольку дело происходило в Ликее, змеиный хвост или одна из голов объясняются тем фактом, что в этой местности водятся змеи.

Другая легенда утверждает, что он вступил в морское сражение с пиратом, на носу корабля которого изображен лев, на корме — дракон, а посередине — змея. Пирата звали Химар, что созвучно с названием чудовища. Целый ряд сказаний заменяет козлиные части тела на драконьи. Еще одна теория: в Ликии был вулкан, что называли Химерой. У основания водились в большом количестве змеи. А неподалеку располагались луга и пастбища для коз, а наверху гор водились львы. Возможно, Химера — название местности, что отличали все эти факторы. А еще между горами Краг и Антикраг находилось ущелье Химера. Сейчас это место расположено между городами Фетхие и Калкан – относятся к территории Турции. Плиний Старший считал, что Химера — гора Янарташ, что находится недалеко от деревни Чиралы. Так он описывал в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный поселок на территории Турции. В этой местности из-под земли выходит природный газ в таких количествах, что достаточны для горения. Легенды о Химере стали основой для средневековых мифов и бестиариев. Отголоски верований докатились до нас. В Средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптурами украшали здания соборов и церквей, а также дворцы и другие богатые постройки. Страшилище путают с Горгульями, но это неправильно.

Читайте также:
Таро Монара - все об отношениях

Разница между чудовищами

Химеры и Горгульи в виде скульптур характерны для готики — архитектурного стиля 13 века во Франции. Из греческих мифов она попала в умы тех церковнослужителей и архитекторов. Тогда и стала персонажем бестиариев, трактатов о нечистой силе и подобных литературных творений Средневековья. Основные черты внешности греческого чудовища забыты, и главным признаком считали части тело от разных животных — любых. Горгулья — упоминается со времен Средневековья. Изображений немало, и все различные — зависело от фантазии скульптора. Но общие черты есть — тоже фантазийное существо с частями тела от всевозможных животных, представителей нечистой силы и людей. Химера и Горгулья — существа из камня, а не из плоти и крови, чаще крылатые. Название происходит от звука, что получается у человека при полоскании горла или сглатывании жидкости. Такой звук издает и каменное чудовище, когда идет дождь и поток воды проходит через глотку. Горгульи задуманы как способ обустройства водостоков церквей и дворцов, а позднее — для украшения последних. В средневековых городах Горгульи прижились и неплохо сохранились до сегодняшних дней. И среди современных архитекторов и дизайнеров остаются популярным элементом декора зданий. Основная разница между Горгульей и Химерой в том, что первая — способ обустройства или украшения водостока, а вторая — скульптурное изображение чудовища без дополнительных функций. Когда речь идет о существе из средневековых сказаний, то эти два слова синонимы. Но обратимся к христианским церквям, что украшались чудовищами из чуждых верующему жителю Средневековья легенд. Храмы декорировались изображениями монстров, и довольно реалистичными, потому что символизировали пороки людей. Они воплощение страстей и грехов, от коих должны были стремиться избавиться прихожане. Таким образом показывалось, что нечисть бежит прочь из святого места — все скульптуры обращены от церкви, словно пытаются броситься наутек. В архитектуре они символизировали также то, что дьявол не создает новую форму жизни. Он комбинирует между собой все созданное Богом. Гротескных монстров устанавливали рядом с фигурами мыслителей в назидание, что недооценивать мощь дьявольского разума — глупо.

Легенды о Горгульях и Химерах

Согласно христианским легендам, чудовища не порождение зла, а наоборот. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, что украшен такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Они служат и индикаторами присутствия темных сил в городе. В старину верили — когда Горгульи на стенах храма начнут рычать, значит, в городе враг. Notre Dame. Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.

Читайте также:
Гадание на желание на картах и способы толкования

Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.

По легендам отдельные скульптуры и водоотводы со стен церквей не всегда были каменными. Есть сказание о соборе Святого Вита в Праге. Оно гласит, что сотни существ на его собора когда-то были людьми. Превратились в камень после колдовского проклятья. И да, Химеры и Горгульи из Праги больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Такова задумка архитектора — показать верующим, что бояться нужно зла в человеческом обличии. Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши – название «Горгулья» произошло от сходства со звуком при глотании воды.

Спасибо за прочтение, впереди много интересного.

Гаргулья и химера — мистические стражи ваших порогов

Горгульи встречаются в разных мифах, более известны они, благодаря легендам Древней Греции. Эллины сделали их олицетворением злой или доброй воли богов, которые определяют судьбы людей. Есть несколько версий о происхождении, горгулья – это:

  1. Низшее демоническое божество.
  2. Олицетворение подземного мира.
  3. Страж Тьмы, который служит Силам света

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

  • ненависть ко всему живому, как к людям, так и к нечисти;
  • иногда вступают в альянс с другими существами ради выгоды;
  • самые неподкупные и строгие Стражи.

Горгулья – мифическое существо, ее отличительная черта – способность превращаться в камень и пробуждаться из него, но делает это только по своей воле, а не чужой. Изображаются человекоподобными, с характерной внешностью:

  • кожистые крылья;
  • острые когти;
  • головы львиные или волчьи, иногда – симбиоз с человеческим лицом.

Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

  1. Должны отводить зло от дома, как более сильные Стражи.
  2. Чтобы напоминали о судьбах грешников.
  3. Являли контраст между красотой собора внутри и уродством снаружи.

Очень часто люди считают, что горгулья и химера – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

  • с фигурой горбуна и когтями орла;
  • крыльями нетопырей;
  • головами козлов или змей.

Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.

Горгулья и химера — мифология Древней Греции и средневековой Европы

«Обитатели готических соборов. Гаргуйли и химеры»

Г отический собор… Уже в самом этом словосочетании слышится нечто таинственное, мистическое и в то же, время невероятно притягательное и прекрасное. Представляя могущественный, устремлённый ввысь собор готической поры, каждый раз поражаешься: как, в те далёкие времена, не вооружённые мудрёными техническими средствами зодчие, могли создавать эти удивительные творения. Особой чертой готической архитектуры является её крепкий синтез с искусством скульптуры – эти два вида художественного творчества существовали тогда поистине неразделимо друг с другом. Собор являл собой символ не только Божьего Дома, но и картину многообразия мира, его прекрасные и отталкивающие стороны. А вот задачу своеобразного подробного рассказа об этом выполняли многочисленные скульптуры, густо населявшие фасады и интерьеры храма. Так, величественные порталы, украшенные строгими образами пророков и праведников, должны были настраивать верующего на скромную, честную жизнь по совести; скульптурные рельефы с изображением сцен Распятия, Страшного Суда – побуждали задуматься о собственной греховности и выборе жизненного пути. Однако, какой-же цели служили многочисленные и столь разнообразные скульптурные изображения отталкивающего вида фантастических существ, которые можно обнаружить в убранстве практически любого собора готической поры? Итак, познакомимся с гаргуйлями и химерами поближе.

Он нападал на корабли, шедшие по реке, наводил ужас на местных жителей, извергая из своей пасти мощнейшие огненные и водяные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю, которого нарекло Гаргуйлем. Дракон совершал свои многочисленные бесчинства до тех пор, пока епископ Руана, Святой Роман, не усмирил его, лишив воли с помощью молитв и святого креста. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Однако, огонь смог уничтожить лишь туловище и хвост гаргуйля, но его глотка костру никак не поддавалась. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову гаргуйля в назидание другим драконам – её водрузили на стену городского собора, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям. С XI века устрашающие изображения гаргуйлей стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических церквей. Люди придумали для гаргуйлей «работу» по их древней «специальности» – извергать воду.


Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки, таким образом, они стали весьма функциональным элементом – через свою пасть отводили потоки дождевой воды от стен храмов, отчего они не разрушались, а фундаменты не подмывались. Ну а какова же нарративная задача гаргуйлей? Выше мы говорили, что собор являл собой картину мироздания, показывающую и его красоту, и неприглядность. Таким образом, гротескные изображения гаргуйлей, представляющие нечистую силу, что, словно бы, с ужасом разбегается при звуках молитвы, олицетворяли грешный мир, который прихожане обязаны оставлять входя в храм, а целью пугающего внешнего вида гаргуйлей было напоминание людям о дурных поступках и неминуемом возмездии за них.

Однако, с течением времени их внешний вид изменялся, становясь всё более причудливым. К чертам драконов и змей скульпторы стали добавляться фрагменты тел животных, птиц, людей, отчего рождались поистине устрашающие и фантастические образы. Нередко гаргуйльи несли в себе символы грехов: лень представала в виде обезьяны, жадность – собаки, похоть – козла, гордыня – льва.

Химера «Малыш Дедо». Собор Нотр-дам-де-Пари. Франция.

Надо сказать, что среди множества скульптурных химер есть и персоналии, имеющие свои истории. Так, среди сонма химер прославленного парижского Нотр-Дама особую славу имеет зловещая Стрикс. Считается, что в её образе навеки закован в камень знаменитый в Париже похититель детей, однако, есть другие химеры, вовсе не зловещие. Так, на одном из балконов величественного храма притаилась небольшая фигурка, несущая в себе приветливость и доброту. Это – Малыш Дедо, очень хорошо известный парижанам. Предание гласит, что, когда строился этот собор, одна монахиня из провинции, недовольная дьявольскими ликами химер, решила внести свою лепту в украшение главного храма Парижа. Она переоделась в мужскую одежду и, добравшись до столицы, вытесала из камня фигурку, напоминающую босоногого ребенка с милой мордочкой какой-то зверушки. Тайно пробравшись на место строительства, монахиня поместила свое творение, названое ею Дедо, на выступ крыши, после чего вернулась в обитель. Долгое время никто и не подозревал о наличии необычной статуи среди прочих горгулий, пока с одним из сыновей служащего храма не случилась беда. Игравший на крыше ребенок поскользнулся и покатился вниз. Еще немного, и малыша ждала бы страшная смерть, но, вовремя ухватившись за статую Дедо, мальчуган избежал неминуемого падения. После этого случая парижане не только узнали о существовании доброй химеры, но и полюбили ее. Ведь считается, что если попросить Дедо о чем-то хорошем, то он непременно исполнит любое желание, загаданное от чистого сердца…

Вот уже не одно столетие безмолвные скульптуры, изображающие гаргуйлей и химер украшают и «устрашают» строгие и стройные готические соборы, бережно сохраняя их тайны и пробуждая в нас неизменный интерес к великой художественной культуре Средних веков.

Все фото, сопровождающие текст взяты с ресурса PIXABAY

Горгулья – что это за мифическое существо?

Кто такая горгулья – это демоническое существо, которое олицетворяет силы хаоса, подчиненные божественной силе. Служит ангелам ради сохранения упорядоченного мироздания. В переводе с латыни – горгулья – симбиоз слов «глотка» и «водоворот». По одной из версий, их крик напоминал бульканье, по другой – они являлись таким же символом вечности, как и вода.

Горгулья – кто это?

Горгульи встречаются в разных мифах, более известны они, благодаря легендам Древней Греции. Эллины сделали их олицетворением злой или доброй воли богов, которые определяют судьбы людей. Есть несколько версий о происхождении, горгулья – это:

  1. Низшее демоническое божество.
  2. Олицетворение подземного мира.
  3. Страж Тьмы, который служит Силам света.

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

  • ненависть ко всему живому, как к людям, так и к нечисти;
  • иногда вступают в альянс с другими существами ради выгоды;
  • самые неподкупные и строгие Стражи.

Как выглядит горгулья?

Горгулья – мифическое существо, ее отличительная черта – способность превращаться в камень и пробуждаться из него, но делает это только по своей воле, а не чужой. Изображаются человекоподобными, с характерной внешностью:

  • кожистые крылья;
  • острые когти;
  • головы львиные или волчьи, иногда – симбиоз с человеческим лицом.

Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

  1. Должны отводить зло от дома, как более сильные Стражи.
  2. Чтобы напоминали о судьбах грешников.
  3. Являли контраст между красотой собора внутри и уродством снаружи.

Как кричит горгулья?

Крик горгульи сегодня считается мифом, авторы игр вовсю упражняются в его создании. Известно лишь, что существа кричали при приближении врагов, будь то захватчики или нечисть. На что это похоже, легенды не сохранили. Церковники убеждали, якобы птица горгулья издает крик, когда житель города совершает грех. Разительно отличаются от прочих статуй изваяния на соборе святого Вита в Праге, это не драконы, а уродливые люди, застывшие в крике. Исследователи объясняют решение зодчих, как стремление напоминать человечеству о грехах и проклятиях, которые могут заточить в камень.

Чем отличается горгулья от химеры?

Очень часто люди считают, что горгулья и химера – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

  • с фигурой горбуна и когтями орла;
  • крыльями нетопырей;
  • головами козлов или змей.

Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.

Горгулья в мифологии

Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.

Химеры и горгульи

Химеры и горгульи

Однажды, рассказывает старинная французская легенда, близ Руана поселился дракон по имени Лa Горгуль. Держа в страхе всех горожан, дракон требовал, чтобы каждый год ему приносили в жертву девственницу. Хотя хитрые французы и умудрялись подсовывать ему преступников, все же это были годы тяжелой дани. И вот однажды в Руан приехал священник по имени Романус. Узнав о кровожадном драконе, он пообещал руанцам избавить их от ужасного соседства, взамен же попросил построить в городе храм. Когда дракон был повержен, расторопные руанцы сожгли его, однако шею и голову Ла Горгуля, закаленные его огненным дыханием, уничтожить не смогли. Тогда решено было разместить их на крыше нового храма как предупреждение всем чудовищам и в память о славном подвиге Романуса.

Сегодня горгульи и химеры, каменные полуфигуры фантастических существ, можно видеть на стенах соборов многих стран Европы. Химеры получили свое имя от имени злобного порождения темных сил – чудовищной Химеры древних мифов Греции (греческое chimaira), хотя внешне они не схожи. Химера эллинов, рожденная Ехидной и Тифоном, представлялась чудовищем с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химеры соборов – это фантастические существа, иногда напоминающие животных или птиц, иногда людей или гномов. Хотя их гримасы и позы иногда устрашают, все же они больше схожи с древними оберегами. Как драконья голова на носу дракара (ладьи викингов) хранила корабль от злых сил, так и эти персонажи языческих легенд и преданий оберегают собор от проникновения в него всего темного и недоброго. Это духи народной веры, духи Природы, которые слушаются Христа и Богоматерь, помогают людям, не требуя ничего взамен. Это чудесные помощники из народных преданий и волшебных сказок.

Строителями готических шедевров двигала вера в чудесное и сверхъестественное, столь свойственная Средневековью. Они были алхимиками, магами, хранителями древней тайной мудрости. Они не только верили в существование невидимого, но были способны призывать силы Природы. «В те времена, – пишет X. А. Ливрага в своей книге «Элементалы – духи Природы», – когда существовали Братства мастеров и цехи ремесленников, когда труд не был механизирован, когда люди выполняли свою работу с подлинным вдохновением – как это всегда делали настоящие мастера, – маленькие гномы были их товарищами и невидимыми помощниками». Например, собор Парижской Богоматери, заложенный епископом Морисом де Сюлли, строился 19 лет. При высоте здания 211 метров быстрота, с которой он был возведен, казалась знаком божественного вмешательства. По преданию, на помощь мастерам, строившим Нотр-Дам, пришли прекрасные юноши, которые не принимали награды за свои труды. В день, когда собор был освящен, они растаяли в воздухе, а монсеньору де Сюлли в то же время было видение: юноши парили в небе над храмом, подобно ангелам.

Этот собор пережил многое, но и по сей день он вдохновляет своей красотой. Его горгульи и химеры – самые знаменитые представители своего замечательного племени. Парижане считают, что именно в них запечатлена душа собора, показано все разнообразие его сущностей – мечтающих, насмешливых, устрашающих, меланхоличных, погруженных в себя, всматривающихся вдаль… Эти задумчивые демоны уже много веков наблюдают за суетящимися далеко внизу человечками. Демоны, преображенные в ангелов. «Химера» на языке каббалы означает «мать света». Они охраняют гармонию и свет внутреннего пространства собора. Они хранят таинство трансформации пороков в добродетели в душе человека, идущего по пути. Они хранят принцип возвышения в человеке божественного начала над животным.

Читайте также

VI. Рождение химеры (809–838)

VI. Рождение химеры (809–838) 31. Власть Иудейская община в Итиле не только накопила огромные богатства, но и включила в свой состав ханов тюркской династии Ашина. Тюрки сохранили обычай многоженства, женились на прекрасных еврейках, а сыновья их, оставаясь тюркскими

VIII. Бросок химеры (899–944)

VIII. Бросок химеры (899–944) 44. На рубеже IX–X веков Мир вокруг Хазарии менялся. Самих хазар эти перемены не касались, но купцам-рахдонитам стало невесело. Поставщик шелка Китай лежал в развалинах после грандиозного крестьянского восстания Хуан Чао и подавления его

IX. Агония химеры (945–966)

IX. Агония химеры (945–966) 51. Переворот в Киеве До тех пор пока хазарское правительство подчиняло себе народы многочисленные, как черные болгары, культурные, как аланы, храбрые, как печенеги, и вольнолюбивые, как гузы, оно умело управлять ими. Всегда можно было подкупить

55. Распад химеры

55. Распад химеры Итак, пути хазар и иудеев разошлись навсегда. Потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование «бродники». Потомки бродников впоследствии сменили этноним: они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык,

Химеры

Химеры Часто бывает так, что этносы «прорастают» друг в друга. Внутри одного суперэтноса это не вызывает трагических последствий, но на суперэтническом уровне такие метастазы создают химерные композиции,[331] ведущие к гибели. В схеме механизм процесса таков.Возникшая

ДЕФОРМАЦИЯ ХИМЕРЫ

ДЕФОРМАЦИЯ ХИМЕРЫ Карта. Пепел. Деформация химеры Оглянемся назад. Империя Тоба-Вэй в V веке объединила все племена Срединной равнины, ассимилировала их и противопоставила как нечто монолитное китайскому населению страны. Тоба Хун II реформой 495 г. положил конец этому

Этрусские химеры

Этрусские химеры История на многих примерах показывает, что развитие каждого народа, каждой культуры идет в соответствии с определенными законами. Почему так получается, пытались объяснить многие, но безуспешно.Одно из проявлений этой тайны – история древней Этрурии –

3. Химеры украинского химпрома

3. Химеры украинского химпрома Для Украины химическая промышленность является второй по своей экономической значимости (после металлургии). Она точно так же, как и ГМК, представляет собой «колониальное» наследие, возведенное усилиями Советского Союза. В эпоху СССР

Голова аграрной химеры

Голова аграрной химеры Что было бы, если бы Ленин сделал ставку на Троцкого, а тот не сбежал бы вдобавок на нелепую «утиную охоту» осенью 1923-го, не пролежал в горячке несколько важнейших недель сразу после смерти вождя и потом еще долго приходил в себя? Weltschmerz над зачахшим

Глава 16 Конец химеры

Глава 16 Конец химеры После погрома манихейских общин и изгнания уцелевших еретиков на Восток в Персии установился религиозный порядок, что, однако, не значит веротерпимость.Пришедший после весьма длительной борьбы к власти Шапур II выставлял себя истовым поборником

Гаргулия или химера, в чем отличие

Гаргулии – странного или даже отталкивающего вида гротескные каменные фигуры, нависающие над улицами со стен средневековых соборов.

У них есть совершенно определенная и важная функция отведения стекающей с крыши дождевой воды от стен строения. Собственно, слово «гаргулия» – сборное и состоит их двух французских корней, «булькать» и «глотка».

Чаще всего средневековые мастера делали гаргулий в виде химер – чудовищ, состоящих из частей разных животных или животных и человека, иногда – просто в виде животных или фигур людей. Появление неоднозначного вида скульптур в оформлении соборов – результат целого ряда причин, отражающих специфику мышления средневекового человека.


Функция гаргулий – водосток

Во-первых, собор олицетворял собой «вселенную в камне», вместе со всеми проявлениями жизни этой вселенной. А чудовища казались средневековым людям такими же реальными, как и обычные животные, просто эти монстры живут где-то на периферии мира – потому и на полях старых географических карт рисовали любых фантазийных существ.

Во-вторых, страшные фигуры должны были охранять здание от настоящего зла, демонстрируя, что место занято.

В третьих, они напоминали людям о грехах, и что дьявол не дремлет. Ведь только дьявол мог создать такие уродливые создания – сотворить жизнь ему не под силу, но смешать разные формы жизни, чтобы получить новую, химеру, он как раз мог.

В четвертых – городское управление, заказчик строительства собора, как правило, предоставляло мастерам свободу в оформлении храма, и гаргулии были отличным средством самовыражения. Говорят, во всей Франции не сыскать было двух одинаковых.

В пятых, само положение, горизонтальное, такой скульптуры волей-неволей заставляло делать ее в «несерьезном», фантазийном или комическом виде. Ведь никакие торжественные или авторитетные фигуры не могли располагаться таким образом. К тому же, извержение водяного потока из отверстия гаргулии намекало на разные телесные состояния, что позволяло мастерам иногда просто хулиганить.


Так называемая “обратная” гаргулия на соборе в Браге, Португалия.

В эпоху Возрождения готическая архитектура казалась непонятной, уродливой и мрачной, даже раздавались голоса, требующие сноса средневековых соборов, уродующих лик европейских городов. Но в 19-м веке был огромный всплеск внимания к готике, в том числе и из-за выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Гаргулии старых соборов, прежде почти не замечаемые горожанами, стали страшно популярны, появилось много теорий, объясняющих, как они появились. Именно в это время произошло смешение понятий «гаргулия» и «химера». Гротескные фигуры чудовищ стали называть гаргулиями, даже если это были просто архитектурные формы, без функции водоотвода.


Вот эти знаменитые химеры парижского собора – не гаргулии, а только декоративные элементы

Например, самые знаменитые химеры Нотр-Дам-де-Пари, в виде грифона и «мыслителя» – совсем не гаргулии, это просто галерея стилизованных под средневековье каменных фигур. Они вообще появились в 19-м веке, когда собор реконструировали после разрушений в ходе французской революции.

А в 20-м веке гаргулии-химеры вообще стали героями мистических сюжетов и фэнтази, кстати, даже и слово часто начали писать иначе, «гОргулии». По фонетике, конечно, это слово просто отлично подходит для оживающих демонических персонажей и злых колдовских существ.

Кстати, устройство гаргулии как архитектурного элемента очень простое. По верхней части фигуры проложен обычный желоб, по которому вода с водостока по краю крыши стекала в короткую трубу, расположенную обычно во рту скульптуры. Часто верхняя часть гаргулий покрывалась листовым металлом, чтобы защитить от разрушающего воздействия влаги.


Вот так выглядят гаргулии сверху

В эпоху Возрождения гаргулии как элементы водоотвода исчезли за ненадобностью – античная эстетика подразумевала выступающие карнизы, так что отводить дождевой поток от стены уже было не нужно. Системы водоотвода позже вернулись, но уже в измененном виде – поток воды с крыши стали направлять вниз внутри водосточной трубы.


Современная гаргулия в стиле ар-деко на здании Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Друзья, нравятся готические соборы, обращаете внимание на их декор?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: