Кэйлик Бхир — олицетворение зимы в кельтских мифах

Кэйлик Бхир — олицетворение зимы в кельтских мифах

Воспоминание об Острове

Как говорят легенды, на севере, за гранью всего видимого, находится священный Остров, остров света, остров чистоты. На этом Острове живут все хранители мудрости, познания и тайн на Земле, божественные барды, божественные художники. Предания гласят, что все друиды и короли обучались на Туле и именно оттуда принесли свое таинственное искусство.

Там находится котел Возрождения, который утоляет любую жажду и дает бессмертие. Легенды кельтов о Туле и ее поиске стали источником легенд о поиске Грааля — чаше света, благодаря которой землю не может поглотить тьма. Найти Туле означает не только найти мудрость, познание, возродиться — это и есть Грааль, — но прикоснуться к тайне тайн, которая является основой всего человеческого существования.

Щит из Баттерси,350-50г. до н.э.

Попасть на священный Остров непросто, его надо заслужить, совершая Великое плавание. Для того чтобы понять суть этого плавания, священного пути к Острову, надо знать, что в кельтском Ином мире нет времени, или, говоря иначе, течет оно совершенно по-другому. Множество мифов и легенд рассказывает, что люди, попав в мир Иной, думают, что провели там несколько дней или месяцев, а вернувшись, обнаруживают, что прошли века.

У Острова есть Хранители, ибо силы хаоса, тьмы, разрушения не дремлют и всегда готовы поглотить мир. Некоторые из тех, кто добрался до Острова, остаются хранить его там, а некоторые возвращаются обратно, в наш мир, чтобы защищать его здесь. Друиды и короли — это те, кто вернулся, чтобы принести с собой Туле на землю.

Легенды говорят, что попасть на Остров может только тот, кто услышал его Зов. Зов этот звучит всегда, и в особые моменты человек способен услышать его. Вопрос лишь в том, сможет ли он на него откликнуться.

Кельты. История происхождения

Точное происхождение слова «кельты» неизвестно. Этот термин впервые встречается в V веке до нашей эры у древнегреческого историка Геродота, который называл их keltoi. Римляне же называли кельтов галлами.

Сказать, где именно зародилась кельтская цивилизация сейчас — сложно. Археологические исследования показывают, что уже в V веке до нашей эры кельты населяли территорию от современной Англии до верховьев реки Дунай.

В течение всей своей истории кельты воевали с Римской империей и поначалу вполне удачно.

В конце V века некоторые из племен отправились на завоевание Средиземноморской Европы, где столкнулись с Римом, разрушили город Дельфы и осели на полуострове Анатолия.

К III веку до нашей эры вся центральная Европа была заселена кельтскими племенами: арвернами, пиктонами, паризиями, сенонами, белгами, каледониями и многими другими.

Для укрепления своих поселений кельты возводили оппидумы — города-крепости, окруженные стенами из каменных блоков (от латинского oppid — «город»).

Кельтским племенам удалось наладить процесс обработки металла. Это позволило им не только производить оружие, но и освоить земледелие и вспашку земли. Также известно, что кельты были отличными рыболовами.

При этом в политическом плане кельтские племена были довольно разобщены. Каждый народ обладал своей территорией и культурой, что нередко приводило к внутренним конфликтам. Ослабленные междоусобными войнами, кельты были оттеснены с части своей территории племенами германцев. Постепенно и Рим, набравший силу, стал отвоевывать кельтские земли. Оставшиеся на завоеванных римлянами землях кельты, к середине первого века нашей эры, постепенно перенимали их обычаи и культуру.

Кельтский крест

Вариант христианского креста с наложенным на него кругом. Характерный символ для кельтов, проживавших на Британских островах.

Существуют разные теории возникновения кельтского креста. Некоторые ученые полагают, что он является пережитком более ранних деревянных крестов, которые требовали дополнительных распорок для поддержки перекладины. Ирландская легенда связывает возникновение креста со Святым Патриком — миссионером, принесшим на здешние земли христианство

Согласно поверью, Патрик объединил христианский крест и языческий символ солнца, чтобы показать язычникам важность креста

Кельтскому кресту приписываются магические свойства, считается, что он способен защитить от злых духов.

С ХХ века кельтский крест получил популярность среди неонацистов, расистов и футбольных фанатов «ультрас».

Кельтская мифология

Культура кельтов была богата легендами и сказаниями, которые передавались из уст в уста на протяжении веков.

Главную роль в мифологии играла роль в переселение душ. Эта вера вселяла в воинов уверенность и побеждала страх во время сражений. В периоды войн или болезней практиковались жертвоприношения.

Кельты верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют археологические раскопки. При захоронении умершему клали тарелки, украшения, инструменты и другие предметы.

Большим уважением пользовались друиды — жрецы, проводящие религиозные обряды и вершившие суды. Самым известным памятником истории, связанным с друидами считается каменное сооружение Стоунхендж.

Поскольку кельты не являлись единым народом, то не имели общего пантеона богов, а дошедшие до нас сведения довольно отрывисты. Обычно выделяют несколько основных божеств:

Таранис — бог грома;

Кернунн — рогатый бог;

Тевтат — «защитник племени», бог войны;

Помимо богов, в кельтской мифологии существовали и разные существа, образы которых частично дошли и до наших дней:

Огры — ужасные великаны-людоеды, предпочитающие есть маленьких детей;

Феи — существа, обладающие сверхъестественными способностями и любящими встревать в жизнь человека с добрыми намерениями. Впрочем, эти намерения часто могут причинить вред;

Агуане — демонические существа, охраняющие чистоту воды. Безопасны для человека, если тот не обижает их или не мутит воду в источниках.

Зачем нам мифология?

Каждый человек стремится к познанию, пытается узнать больше о мире, который его окружает, объяснить процессы, так или иначе влияющие на его жизнь. Это помогает бороться со страхом перед неизвестным, необычным, а также приспособиться к окружающему миру и в каком-то смысле обезопасить своё существование.

С древнейших времен человеческие социумы формировали свое собственное понимание мира. В особенности они старались объяснить природные явления, причины неурожая, болезни, смерть и т.д. Эти знания передавались из поколения в поколение и дополнялись с течением времени новыми деталями.

Понимание человеком мира и своего места в нем издревле базируется на формировании представлений о начале и конце жизни, об устройстве окружающего мира, о наиболее неизвестных и пугающих явлениях природы, таких как грозы, молнии, извержения.

Читайте также:
Кельтские узоры и значение этих символов в практической магии

Различные системы взглядов на такие вопросы рождали традиции определенных ритуальных действий, призванных улучшить жизненные условия или уберечь от опасностей внешнего мира. В частности, примером подобных манипуляций являлись жертвоприношения, обряды, культовые действия. Они проводились в отношении определенных персонажей, созданных на основе социально-культурных особенностей развития общества и ответственных за ту или иную часть окружающего мира.

Первобытные ритуалы и поверья проходили многовековой путь. Примитивные и слабо сконструированные взгляды и идеи со временем принимали форму четко выстроенных концепций. Постепенно люди пришли к самому разумному на тот момент отражению того, что было так грандиозно и ужасно, как извержение вулкана, возвышенно и прекрасно, как идеал красоты и искусство, что являлось причиной поражений и побед в войнах, что ждет человека после смерти, а именно — к мифологии.

Мифы с самых ранних стадий своего развития стали основой идентичности народов. В мифах находили отражение наиболее важные для них законы внутреннего функционирования. Чаще всего мифы были близки как сюжетно, так и идеологически.

Мифы. Ультима Туле

В сагах так называемого мифологического цикла рассказывается о легендарных народах, которые заселяли Ирландию перед тем, как туда приплыли гойделы, или сыновья Миля, — предки современных обитателей страны.

Итак, в некую начальную эпоху Ирландия была пуста и не имела формы, а затем последовательно заселялась племенами, которые придавали ей облик, постепенно создавая тот космос, в котором со временем будут жить гойделы и их потомки. Этот миф можно сравнить с космогоническими мифами других народов: миф о племенах рассказывает о возникновении мира, о первохолме, поднявшемся из вод хаоса, об этапах сотворения космоса, о принципах, которые работают в целостном, великом мире. В этом мире есть видимая и невидимая части, и реалии земного мира лишь малая толика той целостности, которая называется «космос».

Предания рассказывают и о последовательных волнах переселений на остров, которые называют расами. Сначала сюда приплывает племя Кессар, единственное допотопное племя, затем — раса Партолона, которая создает семь озер и расчищает четыре долины. После этого появляется раса Немеда («Священного»), она зажигает первый огонь, который не потухнет уже никогда;

«Тайна, окутывающая происхождение и религию друидов, так же велика, как и тайна их предполагаемых капищ для современного символиста, но не для посвященных оккультистов. Их жрецы были потомками последних атлантов и то, что известно о них, достаточно, чтобы допустить заключение, что они были восточными жрецами, сродни халдейским и индусским» (Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», Том 2, стр. 954).

Когда на землю Ирландии пришли гойделы, то после битвы они поделили остров с племенами богини Дану: гойделам досталась земля, а племена ушли в холмы, под озера и за море. «Сиды* потребовали от Манананна**, чтобы он нашел для них безопасные убежища. И он нашел для них в Ирландии прекрасные долины и поставил кругом невидимые стены, которые были недоступны для простого смертного, а для сидов были словно открытые двери».

Эту невидимую сторону мира кельты называли Иной мир. Благодаря сидам люди получили возможность общаться с Иным миром, в котором находится Источник Мудрости; там можно увидеть истинный смысл происходящих на земле событий. Благодаря общению с этим миром люди знали, что они бессмертны, что уйдут после смерти в Обетованную страну, где будут проходить обучение у Древнего народа, Дивного народа, как они называли сидов.

Там можно было встретиться с тайной тайн этого мира — великим островом Ультима Туле (Ultima Thule). Это название дошло до нас от римлян (Вергилия, Сенеки, Тацита). Изначально это было название легендарной островной страны, находившейся, по представлению древних, на дальнем севере Европы. (Позже это выражение стало нарицательным в значении «крайний предел чего-либо».) Как называли этот остров сами кельты — сегодня точно не известно.

Ирландские кельты

Политеистическая мифология ирландских кельтов по-прежнему остается для нас одной из наиболее ярких и загадочных. Отчасти причиной этого является малое количество источников, большинство из которых повреждены или утрачены. А отчасти причина в том, что носители основных представлений кельтов о мироздании, друиды, не были сломлены и не раскрыли секретов своего учения.

На ранних стадиях развития цивилизации кельты, как и большинство народов, создали свой пантеон божественных сил. В определенных чертах и идеях он совпадал с пантеонами других народов, но во многом был неповторим. Причины создания кельтами своего, в некотором смысле самобытного пантеона богов до сих пор остаются объектом неугасающего интереса.

Ирландские боги в представлении исследователей — это представители племени Туата Де Дананн, или Племен богини Дану. По своей сути они являются ирландскими богами, но среди других кельтских племен можно встретить множество аналогичных божеств, отличающихся лишь незначительно, чаще всего произношением имени.

В основе мифов, которые и формировали ирландские и валлийские (соседний кельтский народ) идентичности, лежало несколько мотивов. Как правило, все мифы связаны с социально-культурными аспектами жизни этносов: они отражали их социальную организацию, образ жизни, понятия о морали и обычаи.

Путь к Центру

Есть один важный принцип в кельтской культуре, без понимания которого постичь ее невозможно. Речь идет о глубинной внутренней, сокровенной тяге к Центру. Через все мифы и через многие учения друидов проходит идея о том, что у каждого человека должен быть центр, вокруг которого он строит жизнь, к которому он все время стремится, который является критерием и точкой отсчета.

Но все же самое сокровенное, самое великое проявление центра — это великий остров Ультима Туле. Величественный образ, который остался в наследство Европе как архетип, как последний подарок друидов нашей цивилизации.

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Японская мифология и фольклор Система сакральных знаний страны восходящего солнца, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также многочисленные народные поверья и городские легенды, содержит огромное количество ками («божество» или «дух»), ёкай («призрак» или «демон») и хэнгэёкай («звери-оборотни»).
  • Средневековые бестиарии Бестиарии практически составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата и художественных произведений, и рассказывающий нам о представлениях средневековой Европы о животных и чудовищных племенах.
  • Мифы Ктулху «Мифами Ктулху» обычно называют мифологию, созданную Говардом Филлипсом Лавкрафтом, а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в его особом стиле.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум
Читайте также:
Камень Девы — выберите лучший оберег, что подойдет вам

Мифология и фольклор кельтских народов

в поверьях Северного Уэльса чудовищный гигантский бобер, утягивающий людей и скот в омут

в ирландском фольклоре опасный водяной конь

скелетоподобный вестник смерти в бретонском фольклоре

в кельтском (прежде всего ирландском) фольклоре женщина-призрак, явление или крик (стоны) которой предвещает смерть

в фольклоре острова Мэн разновидность сирен-русалок, достаточно доброжелательных к людям

распространенный в европейской культуре тип привидения в облике девушки в белой одежде

южно-валлийские фейри, которые совершают конные выезды, навещают людские дома и похищают детей

в фольклоре Горной Шотландии и Ирландии разновидность банши, женский дух, встречающийся у ручьев в облике прачки, стирающей окровавленную одежду тех, кто умрет в скором времени

таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах

В фольклоре Британских островов дух из породы хобгоблинов, иногда проказливый, иногда готовый помочь, а иногда и опасный

гоблины шотландской мифологии, злобные но справедливые

амбарный брауни из Горной Шотландии, который, жалея немощных стариков, молотил для них зерно

в фольклоре британских островов домовой с растрепанной шевелюрой и темно-коричневой кожей

в фольклоре Шетландских островов злобный морской монстр, затягивающий лодки под воду, обнимая их своими огромными плавниками

в фольклоре жителей горной Шотландии фейри, лишенный постоянно облика; нечто бесформенное

в фольклоре жителей полуострова Корнуолл фейри, покровительствующие пчелам

разновидность брауни из Нижней Шотландии

по поверьям восточно-шотландского графства Аргайл, огромная озерная птица, ревущая как бык и пожирающая мелкий скот

в фольклоре острова Мэн особо зловредный тип гоблина, славящийся оборотничеством

в фольклоре Скандинавии и Британии дух-хранитель бузины, нещадно мстящий за порчу своего дерева без спроса

валлийская разновидность брауни, домашний дух-помощник

хвостатый домашний дух Шотландской Границы * , наподобие брауни, но более эксцентричный

в фольклоре жителей Шетландских островов дружелюбное к людям чудовище с головой волка и короткой бурой шерстью по всему телу

злые горные эльфы Уэльса, безобразные существа женского пола, которые по ночам подстерегают путников на горных дорогах и сбивают их с пути

в фольклоре жителей острова Мэн живущие у дорог фейри, дальние родственники гремлинов

собирательный персонаж шотландского фольклора из ряда Фо-а, принимающий животные обличья, но чаще представляемый наполовину женщиной, наполовину козой

согласно шотландскому и ирландскому фольклору, один из трудолюбивых домашних духов вроде брауни, низкорослый и волосатый

в фольклоре Горной Шотландии и Южной Ирландии, некие великаны-волшебники либо лохматые домашние духи

в фольклоре британских островов духи жертвенных людей и животных, обитающие в старинных квадратных башнях и укреплениях пиктов вдоль Старой границы

в германо-скандинавской и кельто-британской мифологиях несущееся в небесах призрачное воинство мертвецов, возглавляемое демонической фигурой

не особо сообразительная разновидность брауни с Шотландской Границы

в германо-скандинавской мифологии и фентези темные эльфы

в ирландском фольклоре всадник или управляющий повозкой, голова которого находится у него в правой руке

морской человек с острова Мэн, схожий по своему поведению с дружелюбным ирландским мерроу

самая опасная разновидность Неистового гона из Корнуола; под руководством самого Дьявола или одного из тех, кто стал его человеком, эти собаки охотятся за душами людей

в кельтской мифологии и в европейских легендах о короле Артуре фантастический зверь с львиным телом, змеиной головой, оленьими ногами, издававший ужасный рев

в фольклоре острова Мэн опасный и кровожадный водяной конь

сверхъестественная ведьма в фольклоре Ольстера * , североирландская разновидность шотландской Кальях Варе

широкоизвестная ведьма шотландсткого фольклора, дух зимы и холода, покровительница диких животных и рыбной ловли

русалка в фольклоре шотландских горцев, также известная как “дева волн”

в валлийском фольклоре способная летать водяная лошадь, родственная шотландским келпи

в шотландской мифологии водяной дух, в образе коня уволакивающий людей в воду

сверхъестественная ведьма в ирландском фольклоре, одичавшая разновидность шотландской Кальях Варе

шотландский дух из ряда Фуат, предвестница смерти, аналогичная банши, но исключительно невидимая

одна из шотландских духов-плакальщиц, разновидность банши и кинег в Горной Шотландии

особенно склонная к воровству разновидность лепрекона

валлийская разновидность гоблина-стуканца, обитающего исключительно в шахтах и рудниках

разновидность пикси, сиреневого цвета с длинными ушами, желтыми глазами и прозрачными крыльями за спиной

в бретонском фольклоре то ли проказливые карлики сродни лютенам, то ли феи ручьев

в фольклоре жителей полуострова Бретань жестокие духи, состоящие в родстве с корред

в фольклоре Хайленда (Горной Шотландии) волшебные морские коровы

в шотландском фольклоре громадный пес с зеленой шерстью и заплетенным в косичку свернутым в кольцо хвостом; вариант адской гончей

собаки владыки потустороннего мира (Аннона), встреча с которыми предвещает смерть; валлийская версия Неистового гона

в фольклоре Ирландии и острова Мэн дух-вампир, который является жертве в образе прекрасной женщины, оставаясь невидимым для окружающих

погодный дух, управляющий юго-западными ветрами в заливе Кромарти, на северо-востоке Шотландии

в ирландском фольклоре озорной фэйри, хранящий золото

лисы-оборотни, присутствующие под различными названиями в ряде культур — от Ирландии до Японии

водный ящер, согласно легендам, обитающий в шотландском озере Лох-Несс

в фольклоре жителей Шетландских островов кровожадное морское чудовище в облике рыбы с глазами по всей голове и гребень из мерцающего пламени

кельтский и средневековый дух свежей воды; часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже, иногда с двумя хвостами

Читайте также:
Хобии — похитители и рабовладельцы из легенд Англии

ирландские русалки, с рыбьим хвостом и небольшими перепонками между пальцами

в шотландском фольклоре змей, обитающий в озере Лох-Морар, схожий наружностью со знаменитой Несси

в бретонском и валлийском фольклоре морские жители, прекрасные, дружелюбные, но вредные

геральдическое существо, крылатый конь с рыбьим хвостом

в шотландском фольклоре морской змей-оборотень, иногда выходящий на сушу в обличье дряхлой одноглазой старухи

согласно бретонскому фольклору, вредоносные демоны-оборотни, особенно опасные для детей

в британской мифологии своры сверхъестественных собак, преследующих грешников или предвещающих гибель тем, кто их увидит

в фольклоре шотландских оркнейских островов, морское чудовище, наподобие жуткого кентавра без кожи

водяная лошадь в фольклоре Шетландских островов

согласно бретонскому фольклору, зловещие уродливые существа кельтского происхождения, напоминающие горгулий

в шотландской мифологии злой водяной дух из племени фо-а

в британской мифологии рыжеволосые фейри, зловредные и исподтишковые домовые, разновидность брауни

ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного

в английском и валлийском фольклоре питающиеся лягушками фейри, помогающие по хозяйству, но и не упускающие возможности подшутить над людьми

в шотландском фольклоре фейри, которые живут в воде в облике тюленей и лишь время от времени выходят на сушу

в ирландской мифологии божественные существа, живущие внутри холмов

мертвое воинство в шотландском и ирландском фольклоре

в ирландском фольклоре паразитирующее существо в облике тритона, незримо сидящее рядом с человеком, принимающим пищу, и вместе с ней проникающее к нему в организм

в корнуолльском фольклоре уродливые фейри, стерегущие клады и способные увеличиваться до гигантских размеров и подчинять своей воле ветры

в корнуоллском фольклоре горные фейри, искусные рудокопы, которым известно местонахождение каждой жилы в толще скал

в фольклоре острова Мэн вредный и хулиганистый водяной бык

крошечные добрые эльфы валлийского фольклора, чье название буквально переводится как “дивная семейка”

большие, страшные и черные существа из фольклора Морле, на северо-западе Бретани

чудовище из валлийского фольклора, огромная жаба с крыльями летучей мыши и змеиным хвостом

местное название фейри, проживающих на Шотландских островах

в английском фольклоре домовой дух, обитатель погребов, который носит шапку из обрезков

согласно бретонскому фольклору, злые духи, которые ночами появляются на берегах рек и просят прохожих помочь им постирать саваны умерших

согласно шотландскому фольклору, диковатый домовой-брауни, полу-человек, полу-козел, приносящий большую удачу дому, при котором живет

вид хобгоблина, проживающий только на острове Мэн

в шотландской и ирландской мифологии чудовищный великан с одним глазом, одной ногой и одной рукой, растущей из середины груди

один (а точнее, одна) из злых водяных духов Горной Шотландии

в кельтском и германском фольклоре существо, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый образ жизни

в фольклоре жителей острова Мэн бродячие фейри ростов в 3 фута, любящие охоту

в фольклоре Оркнейских и Шетландских островов раса колдунов-амфибий, которая похищает людей

в фольклоре Британских островов общее обозначение ряда духов, чаще всего злобных и опасных, тесно связанных с водой

в фольклоре жителей острова Мэн великаны, которые воруют у людей скот и любят швыряться огромными камнями

вредная ирландская разновидность пака, боуги, или оборотня, нередко отождествляемая с самим дьяволом

вредный водяной богл из Нижней Шотландии, разновидность фо-а

в скандинавском и английском фольклоре дух в облике устрашающего черного зверя или карлика, следящий за благосостоянием отдельной церкви

в поверьях островов к северу от Шотландии морской народ, люди-тюлени, родственницы сирен и русалок

крошечные добрые эльфы валлийского фольклора

волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, а также в многочисленных мирах фэнтези

уродливые великаны из шотландского фольклора, отличающиеся низким интеллектом в сочетании с коварством и изощрённой жестокостью

в фольклоре Хайленда (Горной Шотландии) опасный водяной конь, самый свирепый и опасный из всех водяных лошадей

Кэйлик Бхир олицетворение зимы в кельтских мифах

Земля фей

Шотландия. Территория: 79 тысяч квадратных километров. Население: 5 миллионов человек.

Люди пришли на территорию Шотландии очень давно — ещё в эпоху мезолита,
вслед за отступающим ледником. Времена
тогда были тёмные, так что первопоселенцы сами не имели понятия, где живут. Для
прочей части человечества они словно
пропали, и что там происходило на севере
острова Британия — никто толком не знал.
Происходило, видимо, многое: вывод элементарно можно сделать по бесчисленным
мегалитам, ровесникам пирамид.

В безвестности и изоляции Шотландия
пребывала до тех пор, пока на рубеже новой эры её не обнаружили римляне. Страну, получившую название Каледония, в
те времена населяли племена пиктов. Об
этом народе доподлинно знали только
две вещи: во-первых, пикты не были индоевропейцами, а во-вторых, от них следовало держаться подальше.

Национальный цветок Шотландии — колючий чертополох. Предание гласит, что этот сорняк однажды спас
страну от нападения норвежцев. Угодив ночью в заросли, викинги так ругались, что забыли, зачем пришли.

Полтысячи лет спустя из Ирландии
в Шотландию переселилось кельтское
племя скоттов, давших новой родине
название Альба. Название не прижилось — то ли из вредности, то ли ещё по
какой причине, но коренные шотландцы
категорически его отвергли. Что не помешало им в 843 году объединиться со
скоттами и создать собственное королевство.

В последующие столетия Шотландия
подвергалась нашествиям викингов, захвативших Шетландские, Оркнейские и
Гебридские острова, а позже вела упорные войны с англо-норманнскими королями, наступавшими с юга. В 1707 году
Шотландия наконец заключила с Великобританией унию, превратившись в
автономную область Соединённого Королевства.

Все эти события сформировали культуру, в которой тесно переплелись, дополнив друг друга, кельтские, скандинавские и «континентальные» элементы.
Даже сейчас «шотландскими» на равных
правах именуются два непохожих языка: гэльский, близкий к ирландскому, и
местный диалект английского.

Построенный на вершине скалы замок шотландских королей в Эдинбурге по праву считается одним из красивейших
в Европе.

Природа Шотландии одновременно
скупа и романтична. Береговая линия столь же изрезана, как в Норвегии, но
суша не вздымается над волнами отвесными стенами фьордов. Ледник, прошедший здесь, превратил острые горы
в покатые, уютные холмы. На север и на
запад они становятся выше и круче. Это
и есть исконная территория так называемых «highlander’ов» — шотландских
горцев.

Читайте также:
Кубышка Травница своими руками — мастер-класс

Одним из символов Шотландии по праву
считается волынка. В литературе можно найти немало ехидных выпадов в её сторону, но
на самом деле звук волынки не так уж страшен. Столь пренебрежительное отношение
к ней привили англичане, которые считали
её инструментом простонародным и даже
варварским. Таким образом, волынка в Шотландии — что-то вроде балалайки в России.

Здесь сыро и ветрено, часты дожди и
туманы. Но Гольфстрим согревает страну зимой, и луга отливают изумрудом
почти круглый год. В низинах обычны
торфяники, болота и пустоши, поросшие вереском. Лесов почти не осталось, да они никогда и не были здесь
так густы, как в Англии: слой почвы
слишком тонок.

Едва ли не первая ассоциация со словом «Шотландия» — это клетчатая мужская юбка, килт. Считается, что носить
юбки — древний обычай мужественных
и жизнелюбивых шотландских горцев.
Между тем килты появились самое раннее в XVI веке, а такими, какими мы их
знаем, стали лишь в XVIII веке.

Скотты (как и ирландцы) штанов действительно не носили. А носили они, насколько известно, длинные, доходящие
до колен шерстяные рубахи. По одной
из версий (а версий на сей счёт множество), разделить одежду на верхнюю и
нижнюю части потребовали англичане.
Ибо при выполнении тяжёлых работ
шотландцы снимали свои рубахи, а то,
что оказывалось под ними, страшно
шокировало оккупационные силы. Шотландцы идею восприняли на ура и «малые килты» вошли в моду.

Каждый из кланов раскрашивал килты по-своему. Это — родовые цвета Маклаудов. Да,
Тех Самых.

Местные пейзажи удивительно живописны. Глубокие озёра и заливы, проникающие в самое сердце суши, холмы,
прибрежные скалы и острова создают
поразительной красоты чехарду воды
и отражающихся в её глади возвышенностей.

Цветущий вереск. Замечательное украшение холмов и
плантация, с которой пчёлы собирают удивительный
красный мёд.

Шотландия — страна живописных руин. Будто окаменевшая история застыла среди скал и озёр.

Традиционно Хоббитания локализуется где-то в центральной Англии, но
именно в суровой Шотландии археологам
удалось найти классические холмовые
жилища полуросликов. Технология возведения, правда, несколько отличалась
от описанной Толкиным: сначала строился дом, и только потом насыпался и покрывался дёрном холмик. На самом деле
такая последовательность даже удобнее,
чем рытье норы в земле.

Историки до сих пор теряются в догадках, кто бы мог жить в домушке, комфортно в которой было бы лишь гуманоиду не
выше 120 сантиметров ростом. Британские легенды рассказывают о древнем
народе холмов, который разводил овец и
сеял ячмень. Видимо, именно с этих легенд Толкин списал народец, давший нам
Фродо, Сэма и Перегрина Тука.

Основа всех шотландских мифов и
легенд, как нам кажется, — сквозняки и
сырость. Большая часть нежити в Шотландии явно страдала от хронического
насморка ещё до смерти. Это неудивительно, ведь жить им приходилось в
тяжёлых условиях: влажный океанический климат, окна без стёкол, камины
топятся кое-как (леса-то здесь днём с
огнём не сыщешь!).

Из-за этого все привидения в Шотландии поголовно больны
простудой. Привидений же здесь много.
Шотландия — страна замков, и что ни
ночь — в пустых, как глазницы черепа,
бойницах полуразрушенных башен мерцают бледные огни. В узких коридорах
и на лестницах, под мрачными сводами залов слышатся шаги, проплывают
призрачные силуэты. Раздается унылое
подвывание… Которое постоянно прерывается судорожным чиханием и надрывным кашлем.

Привидение в Шотландии — не синекура, а самая настоящая должность.
В стране зарегистрирована пятая
часть всех привидений Соединённого
Королевства, а это, поверьте, весьма
немало: более пяти тысяч особей, то есть по одному призраку на тысячу человек населения. Ну а уж раз зарегистрировали — хочешь не хочешь, а
подвывать приходится! Пусть даже с
некоторым оттенком усталости и казёнщины в голосе.

Геральдический зверь Шотландии — волшебный единорог. В средние века он считался реальным животным,
который живёт где-то на Ближнем Востоке.

Думается, далеко не всем привидениям нравится такой жёсткий график
работы, но идти им больше некуда. Потому что стены шотландских замков, при
всей их неприглядности, всё-таки дают
какую-то защиту от того, что творится
за их пределами. Замковому привидению — домашнему, можно сказать, цивилизованному — лучше никогда не высовывать нос на улицу с заходом солнца.
Потому что на пустошах здесь правят
бал совсем другие силы.

Над торфяниками, лугами и вереском Шотландии столкнулись два
великих Мифа — кельтский и германский. Демоны викингов, скоттов, пиктов, саксов, подчас причудливо изменившиеся, но узнаваемые, — их всех
можно встретить здесь. Ничего удивительного, что именно в Шотландии
изобрели и лучшую защиту от демонов — виски, и с тех пор самогоноварение у шотландцев считается чуть ли
не национальным видом спорта.

Частенько бурной ночью над Шотландией свищет страшный ветер, и
низкие страшные облака проносятся
над холмами, заслоняя полную Луну.
Это приближается орда мертвецов — слуа, бывшие эйнхерии, Дикая Охота.
Некогда они мчались по небу с Одином и валькириями, ликующим боевым
кличем увлекая воинов на битву, на
подвиги, к славной смерти.

Но одноглазый бог на восьминогом Слейпнире
давно покинул их. Сверкающие мечи
заржавели, плоть высохла и осыпалась
с костей, а яростная боевая эйфория
опустилась до жажды убийства. Слуа
не щадят никого, даже животных, что
нетипично даже для самых злобных немёртвых. Всякий, кому не посчастливится оказаться на пути Дикой Охоты,
будет захвачен кровавым безумием
слуа и станет одним из них.

Одна из многочисленных загадок земли скоттов — брохи, древние, как сама земля, куполообразные сооружения.
Брохи не могли быть ни жилищами людей, ни крепостями.

Иногда свист ветра объясняют проделками синей карги Кэйлик Бхир, которая
насылает на Шотландию бури и ураганы.
Тенью гуляя по холмам, ведьма ударами
железного посоха сковывает землю морозом. Получается у неё, надо сказать,
средненько. Наш Дед Мороз с его деревянной палкой даст шотландской ведьме
пару месяцев форы и скуёт так скуёт — из дому в одном килте точно не выйдешь!
Шотландская ведьма, сколько ни свисти, — так не умеет.

Основные жители шотландских пустошей — это, конечно, «дивный народ»:
фэйри, или феи. Их здесь множество
видов (кроме крёстных). Фэйри делятся на два враждующих двора: Благой и
Неблагой. Второй, как легко догадаться,
объединяет злых фей. Первый — просто
опасных. В родословную феи давно не
вникают, там у шотландцев сам чёрт ногу
сломит, так всё перемешано. Даже местные берёзовые дриады смертоносны: в
сумерках деревья тянут к путникам белые
призрачные руки…

Ночь в Шотландии оглашается воплями баньши, предвещающими смерь
у кельтов, днём же бенни — «маленькие
прачки» — с плачем смывают с одежды
германскую кровь. Обитает здесь и своя
популяция сатиров, совершенно изолированная от греческой. И если козлоноги
мужского пола — уриски — ведут себя
почти прилично (только пугают), то женская их разновидность любит глотнуть
человеческой крови.

Читайте также:
Ясновидящая Елена Ше-Ливинская – парапсихолог политиков и экзорцист олигархов

Глейстиги, скрывая
козлиные копыта под платьем, пытаются
завязать знакомства, а бааван ши (отличить их можно по оленьим копытам)
умеют колдовать: могут превращаться
в воронов и гипнотизировать жертву.
Рядовыми солдатами Неблагого двора
выступают блуждающие огоньки, кружащие над болотами и заманивающие
путника в трясину, длиннорукие волосатые карлики броллаханы и клыкастые
гоблины «красные колпаки».

Кэйлик Бхир

Произведения

  • Узлы и нити– любовная лирика, 31.08.2021 16:35
  • ***– любовная лирика, 21.07.2021 01:59
  • К. Б– философская лирика, 21.07.2021 01:42
  • Л у н а– переделки песен, 21.07.2021 01:01
  • мое наследие– философская лирика, 29.08.2017 23:18
  • исповедь– философская лирика, 24.08.2017 02:09
  • ***– без рубрики, 05.07.2017 01:02
  • воздушней мотылька– любовная лирика, 09.06.2017 21:30
  • далекие, милые были– любовная лирика, 03.04.2017 23:37
  • под взбитыми сливками– афоризмы, 04.03.2017 02:01
  • Отдаваясь и сердцем, и телом– любовная лирика, 21.01.2017 21:43
  • 404 not found– афоризмы, 20.01.2017 09:50
  • Тщета– философская лирика, 31.03.2016 12:18
  • Эпитафия– философская лирика, 26.10.2015 18:08
  • Я падаю в пропасть– прозаические миниатюры, 19.02.2015 01:52
  • Зачем.– любовная лирика, 02.02.2014 23:08
  • Уймите боль– любовная лирика, 29.01.2014 15:14
  • о потерянном– афоризмы, 22.01.2014 20:14
  • людям о людях– афоризмы, 10.12.2013 19:19
  • не знаешь– афоризмы, 07.10.2013 23:43
  • Невозможно– афоризмы, 13.04.2013 23:42
  • не в километрах– афоризмы, 23.02.2013 18:53
  • ***– философская лирика, 16.12.2010 03:12
  • главное– афоризмы, 04.11.2011 15:55
  • а глаза у тебя– афоризмы, 29.09.2011 20:23
  • прекращай– афоризмы, 24.04.2012 17:37
  • возвращаюсь– без рубрики, 09.08.2011 23:47
  • результат– афоризмы, 08.07.2011 14:21
  • различие между подругой и лучшей подругой– афоризмы, 05.07.2011 16:25
  • влюбиться в песню– афоризмы, 08.01.2011 22:14
  • ***– афоризмы, 22.05.2011 21:46
  • Весна, перестань модничать– афоризмы, 09.04.2011 11:12
  • большая– афоризмы, 27.02.2011 12:43
  • о соблазнах– афоризмы, 26.03.2012 03:44
  • как в первый раз уже не будет– афоризмы, 25.02.2011 21:08
  • Blood Flower– афоризмы, 06.02.2011 12:59
  • я тебя тоже обидела, Солнце– афоризмы, 08.12.2010 17:38
  • Я люблю Москву– прозаические миниатюры, 30.12.2010 21:01
  • солнце в зените, 10 июля 2010 г– прозаические миниатюры, 29.11.2010 21:40
  • друзья вконтакте– афоризмы, 16.11.2010 13:57
  • я с вами– афоризмы, 21.12.2010 21:25
  • теперь достаточно– афоризмы, 15.12.2010 15:02
  • возвращается с болью– афоризмы, 05.07.2011 16:33
  • женщинам нужно счастье– афоризмы, 12.12.2010 14:21
  • Курс Кая– прозаические миниатюры, 20.01.2011 15:20
  • 1 апреля– афоризмы, 01.04.2011 11:07
  • ***– афоризмы, 07.12.2010 21:05
  • печально, но парадокс.– афоризмы, 07.12.2010 16:30
  • Yann Tiersen – Summer 78– прозаические миниатюры, 07.12.2010 13:13
  • R. I. P– афоризмы, 07.12.2010 11:22

продолжение: 1-50 51-94

Ссылки на другие ресурсы:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Некоторые любят похолоднее: боги-персонификации зимы

Японские легенды гласят, что зимнее время — именно тот период, когда боги приходят на землю и давние мечты одиноких людей — мечты о любви, жене, детях — сбываются. Только очень обманчиво это счастье, и может растаять вместе со снегами по весне. И все же какие они — зимние боги? Страшные и жестокие или суровые, но справедливые? Чего они ждут от людей, а люди — от них?

Родственник афинян

В Древнюю Грецию зиму приносил на могучих крыльях северный ветер Борей. Был он старшим из четырех братьев-ветров, сыновей титана Астрея и богини зари Эос. Греки представляли себе Борея в облике сильного и жестокого мужчины, с взъерошенными, покрытыми инеем волосами и бородой, огромными птичьими крыльями за спиной, и, конечно же, суровым нравом. Жил грозный бог не где-нибудь, а в Гиперборее, то есть стране «Под Северным Ветром», где обитали великаны и вообще царило вечное счастье. Впрочем, по слухам, сказочная Гиперборея находилась не на далеком-предалеком севере, а прямо под носом у греков — во Фракии, на юго-западном побережье Черного моря.

По легенде, однажды седому и неукротимому Борею довелось влюбиться в смертную. Звали красавицу Орифия и была она дочерью афинского царя. И так она покорила в буквальном смысле ветреного бога, что тот смиренно молил ее о взаимности и всячески старался ей угодить. И только когда понял, что в этих сентиментальных штучках, по-видимому, не силен и прекрасная царевна его знать не желает, перешел к более решительным действиям. И, в лучших традициях античности, похитил девушку, унес в свою родную Гиперборею и там взял ее силой.

Читайте также:
Чертог бусла — период правления Рода

Тем ни менее, афиняне не только не обиделись на Борея за такой произвол, но даже стали считать его своим «родичем». И когда Афинам угрожала армия персидского царя Ксеркса, жители города горячо молились богу северного ветра о спасении. И сказывают, что тот услышал их мольбы: поднял на море шторм и потопил четыре сотни персидских кораблей.

Еще по одной версии мифа, все четыре ветра (включая Борея) — это крылатые скакуны в конюшнях бога Эола. Борей же особенно прославился в этой ипостаси тем, что оплодотворил двенадцать кобылиц царя Эрихтония, породив двенадцать чудесных жеребцов, что могли бежать, не приминая травы под ногами. Да и любая кобыла, поставленная в стойла задом к северу, по верованиям греков, могла понести и родить от северного ветра.

Хозяйка Скандинавии

В скандинавской мифологии самой зимней богиней была дочь инеистого великана Тьяци, «лучезарная невеста богов», охотница Скади. Не в пример другим дочерям ётунов, большинство из которых красотой не блистали, Скади была прекрасна и отважна, хотя при этом своенравна и мстительна. Когда асы убили отца Скади, похитившего богиню Идунн, юная великанша разгневалась, надела шлем и кольчугу, взяла в руки оружие и пошла войной на обитель богов Асгард. И то ли была она столь ужасна во гневе, то ли напротив — столь прекрасна, что боги Асгарда не пожелали сражаться с ней, а попросили взять с них виру — выкуп за убийство. Скади потребовала себе в мужья одного из асов по своему выбору. А в придачу — боги должны были ее рассмешить. Что представлялось задачей непростой, все-таки богиня скорбела об отце…

Асы согласились. Правда, немного сжульничали и как бы и позволили Скади выбрать мужа самой, но видела она при этом только босые ноги претендентов на ее руку и сердце. Самые красивые ноги оказались у морского бога Ньёрда. Скади была несколько разочарована, потому что полагала, что выбрала Бальдра, сына верховного бога Одина и прекраснейшего из богов.

Ну а смешить «несмеяну» взялся, конечно же, пройдоха Локи. Для этого он проделал крайне рискованную манипуляцию (не пытайтесь повторить это дома!): привязал один конец веревки к бороде козла, а второй — к собственным гениталиям. После чего устроил своеобразную игру в перетягивание каната, сопровождаемую пронзительными криками обоих соревнующихся. Когда Локи наконец, в изнеможении, упал богине на колени, Скади не выдержала и рассмеялась.

В замужестве с Ньёрдом дочь гор оказалась несчастлива: она тосковала по родным краям и не могла уснуть на зыбком ложе волн, под надоедливые крики чаек. Ньёрд было согласился переехать в ее горную страну, но также не смог остаться там надолго — горы были ему отвратны. По-видимому, в конце концов, пара рассталась. Говорят, что Скади после сошлась с самим Одином и родила ему множество сыновей. Вероятно, что спала она и с проказником Локи — по крайней мере, он этим бесстыдно похвалялся.

Скади считается богиней гор, зимы, холода, покровительницей лыжников, лучников и охотников. По некоторым версиям, именем этой богини назван и сам полуостров Скандинавия — «остров Скади». Либо с точностью наоборот: имя Скади произошло от слова Скандинавия, что, тем ни менее, дает основания видеть ее персонификацией не только зимы и снегов, но и всей северной земли.

Зимушка-кумушка

В славянском фольклоре и в особенности славянском неоязычестве персонификацией зимы считается богиня или, по другим версиям, злой дух, демон по имени Маржана. Разумеется, подлинных славянских мифов о Маржане, также именуемой Мореной, Марой, Мораной, Морой, Муравой, Муриеной, Мармуриеной и другими именами, практически не сохранилось. Ныне она известна исключительно как фольклорный персонаж, символизирующий зиму и смерть в народных обрядах: соломенная кукла, торжественно сжигаемая или потопляемая в ознаменование прихода весны. Однако то, что обряды эти, всегда схожие по своему характеру, распространены во всех славянских и даже некоторых неславянских странах (с небольшим процентом славянского населения), дает основания полагать, что культ Мары или Маржаны когда-то был повсеместным и весьма значимым.

Имя Маржаны, скорее всего, производно от праиндоевропейского корня mar-, mor- в значении «смерть». Интересно, что во многих, как славянских, так и германских языках и культурах Мара также появляется в облике призрака или злого духа. Например, в современном украинском сохранилось название привидения «примара», а в английском ночной кошмар называется nightmare, что можно перевести как «ночная мара». Слово «мара» присутствует и в заимствованном из французского «кошмар», буквально что-то вроде «мара-душительница», поскольку в европейской мифологии «марой» называлась злобная фея или троллиха, которая душит человека во сне или навевает страшные сны.

Традиция наряжать соломенную куклу, именуемую Марой, а иногда и попросту Бабой, Смерткой или даже Бабой Ягой и Масленицей, известна с Раннего Средневековья. Христианская церковь, как водится, пыталась бороться с этим языческим обычаем, запрещая его или предлагая новую трактовку (так, к примеру, чучело Маржаны пробовали заменить фигурой Иуды, которую следовало сбрасывать с колокольни перед днем Пасхи), но безуспешно. С ритуалом сжигания, потопления или другого уничтожения Мары связано множество поверий. Например, части разорванной куклы могли подарить плодородие и хороший урожай земле, где будут похоронены, а тот, кто прибежит в деревню последним после сожжения чучела зимы — скоро умрет. Дурная примета также коснуться тонущей Маржаны — рука отсохнет, или оглянуться на обратном пути — к болезни, или споткнуться и упасть — к верной смерти.

В современных трактовках Маржану представляют как богиню не только смерти, но и жизни, а ее потопление видят символическим нисхождением в подземный мир мертвых для последующего возрождения.

Королева кельтской зимы

Кельтскую божественную старуху, олицетворяющую собой зимнее время года, зовут двумя именами: Калех, что буквально означает «скрытая под капюшоном» и Бейра (вероятно, от древнеирландского berach — «рогатая»). Второе имя вместе с титулом Королева Зимы за ней закрепилось стараниями шотландского фольклориста Дональда Маккензи только в начале двадцатого века, но в фольклорных источниках ее так тоже иногда называют.

Читайте также:
Родинка на животе или в пупке – значение и влияние на судьбу

Маккензи считал Бейру одноглазой великаншей с синей кожей, белыми волосами и ржаво-желтыми зубами. По его сведеньям, она построила все горные массивы Шотландии с помощью волшебного молота и сделала самую высокую гору Бен-Невис своим троном. Он также отождествлял кельтскую Королеву Зимы с греческой богиней земли Геей и германоскандинавской Ёрд.

По другой легенде, Калех или ее двойник Бейра создала горы не вырубая их молотом, а всего лишь ненароком обронив несколько камешков из своей плетеной корзинки. Ей же обязаны шотландцы появлением всех рек и озер: случилось это, когда, утомившись пасти свои стада оленей, Калех задремала, присев на вершине горы Бен Круахан, и воды находившегося там источника, вытесненные из берегов, хлынули вниз в долины.

Но все же чаще всего Калех Бейр упоминают в связи с ее вечным противостоянием богине весны Бригид. День, когда Бейра либо пьет из волшебного колодца юности и оборачивается прекрасной девой Бригид, либо уступает ей землю, превращаясь в камень до новой зимы, в разных частях Британских островов отмечают в разное время: в день Имболка 1-го февраля, в день весеннего равноденствия или даже на Бельтайн 1-го мая. Существует поверье, что если в этот день погода будет безоблачной и теплой, Калех соберет сухих дров для своего очага и останется еще надолго. Если же льет как из ведра — старуха будет сидеть дома, запасы ее вскоре иссякнут и придется ей убираться восвояси, давая дорогу весне.

А на западном побережье Шотландии еще рассказывают легенду о том, что каждую осень старуха Калех три дня подряд стирает свой большой плед в водах залива. И пока она занята стиркой, на всю округу ревут яростные шторма. А когда она закончит, ее плед будет белоснежно-чист, и этим пледом она и укроет землю.

Через Атлантику

В мифологии ацтеков богом зимы, холода и смерти был Ицтлаколиуки, имя которого традиционно переводится как «Кривой обсидиановый клинок». Существует однако и альтернативная версия перевода: «Мороз-Убийца-Растений» или «Всё согнулось от холода». По легенде, когда-то Ицтлаколиуки был богом утренней звезды, а до того — тольтекским правителем по имени Се-Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль. Последний стал богом после смерти, когда бросился в костер и пепел его вознесся к небесам.

Бог утренней звезды Тлауицкальпантекутли, судя по всему, был дерзок и смел, а из мира мертвых Миктлана он принес с собой смертоносные дротики. Однажды бог Солнца Тонатиу не пожелал выйти на небосвод, требуя при этом от других богов повиновения и жертвоприношений. Тлауицкальпантекутли возмутился высокомерием бога Солнца и метнул в него дротик. Но Владыка Рассвета промахнулся. А Тонатиу не замедлил выстрелить в ответ, пронзив Утренней Звезде голову.

С тех пор Ицтлаколуики и стал богом холода, смерти и обсидиана. А вместо дротика его атрибутом стала метла, символизирующая очищение: так смерть очищает дорогу для новой жизни, а зима — для новой весны.

В верованиях алгонкинских племен североамериканских индейцев жестокий дух зимы, холода и голода носит имя Вендиго. Выглядит это вечно голодное чудовище как невероятно тощий великан с пепельно-серой кожей и глубоко ввалившимися глазами. От него несет духом разложения и смерти.

Питается вендиго человеческой плотью, но никогда не может насытиться. Сколько бы он ни съел, желудок его остается пустым, потому что с каждой кормежкой его костлявое исполинское тело вновь вырастает. И вендиго вновь рыщет в поисках новой добычи, в тщетной надежде утолить вечно терзающий его голод.

Согласно многим поверьям, вендиго может стать человек, которым овладеет дух жадности. Также ненасытный людоед мог оказаться жертвой магического проклятья или напротив — злобным колдуном, деградировавшим под влиянием собственной магии и по причине употребления человечины в пищу.

Морозный парень

Происхождение персонажа английского фольклора Джека Фроста достаточно туманно и точно не установлено. По некоторым гипотезам, его образ пришел из скандинавской мифологии, и был Джек Фрост поначалу инеистым великаном по имени Йокуль Фрости, сыном великана Кари — персонификации ветра, внуком великана Форньота, имя которого, вероятно, истолковывается как «Древний великан». Впрочем, на самом деле Йокуль и Фрости — два альтернативных варианта имени сына ветра, и вместе они нигде не попадаются.

В английских же поверьях Джек Фрост встречается примерно с шестнадцатого века, и уже скорей в образе шалунишки-эльфа, который перекрашивает листву в желтые и красные осенние цвета, рисует морозные узоры на стеклах домов и щиплет за пальцы и носы тех, кто вздумает высунуться из дому в холодное время года.

По еще одной версии имя свое Морозный Джек получил исключительно по той причине, что слово jack в простонародном английском языке носит еще и значение «парень» или «работяга». Ну и еще оно обозначает карту «валет» в игральной колоде. Так что, надо думать, Джек Фрост — это такой простоватый паренек, хотя и мастер морозной магии.

Кстати, не менее знаменитый Джек С Фонарем, вероятно, получил свое имя по той же причине.

В английской литературе его образ начинает появляться в конце восемнадцатого века. Первая же известная иллюстрация с его изображением датируется 1861-м годом и создал ее тот же человек, что впервые нарисовал Санта Клауса — Томас Наст.

А еще Джека Фроста часто сравнивают и даже отождествляют с русским Дедом Морозом или сказочным персонажем Морозко. И даже известный советский фильм-сказка Александра Роу «Морозко» в американском прокате шел именно под названием «Jack Frost».

Холодная любовница

Снежная дева Юки-онна — не совсем божество, а скорее ёкай, то есть дух или демон. Кожа ее так бела, что сливается с заснеженным пейзажем, длинные черные волосы обрамляют нечеловечески прекрасное лицо, губы — цвета неба, а походка так легка, что ножки ее не оставляют следов на снегу. Порой красавица носит белоснежное кимоно, а порой и вовсе не надевает одежд… Да и отпечатков ее шагов не остается совсем неспроста: поговаривают, что ног-то у нее, как и одежды, попросту нет. Она — грозный дух снега, зимы, метелей, и взгляд ее прекрасных глаз повергает людей в ужас.

Читайте также:
Камень Девы — выберите лучший оберег, что подойдет вам

Чаще всего Юки-онну представляют как злобного, коварного духа, которому нравится замораживать беспечных путников в горах или воровать и убивать детей. Например, ее излюбленная шутка — предложить наивному смертному подержать на руках ребенка, вместе с которым она появляется. Если человек согласится — странный ребенок будет становиться с каждой секундой тяжелее и тяжелее, пока не придавит несчастного своим весом, а «добрая мамаша» Юки-онна превратит новую «сиделку» малыша в ледяную глыбу.

Впрочем, говорят, что тот, кто умудрится с честью пройти это испытание, обретет огромную физическую силу или будет щедро одарен Снежной Девой.

Но еще больше любит Юки-онна являться в дом к истосковавшимся по женской ласке холостякам. Обычно лишь для того, чтобы полакомиться их жизненной энергией, выпив ее посредством поцелуя или совокупления. Но иной раз ледяная красотка может и впрямь полюбить мужчину, стать ему женой и матерью его детей. И только если муж нарушит какой-либо ее запрет или сделает что-то ей неприятное, Юки-онна покидает его, пригрозив жестокой расправой, ежели с детьми случится по его вине хоть какая-то беда.

А потому, если вас полюбила (или просто пожалела и не стала убивать) Юки-онна, никому не рассказывайте о ней (в особенности, если она вам сама запретила), не упоминайте при ней само ее имя и главное: никогда не предлагайте ей принять горячую ванну или выпить горячего чаю! Она может просто растаять…

Кэйлик Бхир — олицетворение зимы в кельтских мифах

В мифологии ирландских кельтов Сионан — внучка Лира. Она ассоциировалась с рекой Шэннон, название которой, как считается, произошло от ее имени (см. главу 5).

В мифологии кельтов Галлии Сирона — богиня, имя которой означает «звезда», хотя у нас нет никаких свидетельств того, что она играла хоть сколько-нибудь заметную роль в астрономических представлениях кельтов. В частности, Сирона ассоциировалась с целительными алтарями и часто изображалась вместе с Гранносом, которого можно отождествить с Аполлоном классической античности. И хотя Сирона обычно изображалась рядом с Гранносом или Аполлоном, она выступала и в роли независимого божества, особенно в эпоху, предшествующую так называемому романо-кельтскому периоду. Ассоциировалась с возрождением, обновлением, плодородием и исцелением.

В мифологии ирландских кельтов — одно из препятствий, которые должен был преодолеть Кухулин на пути к острову Скатах (см. главу 12).

В мифологии ирландских кельтов Скатах — пророчица и великая воительница. По легенде, она держала нечто вроде военной школы, в которой обучала своему искусству многочисленных учеников. Одним из ее учеников был Кухулин, которому она, по преданию, вручила Га-Болг, свое непобедимое копье (см. главу 12).

см. СГЕОЛАН

В археологических раскопках на землях кельтов были найдены предметы, выполнявшие в древности роль скипетров или жезлов. Чаще всего их находили на развалинах храмов и святилищ; предполагается, что они служили регалиями жрецов. Некоторые из таких скипетров или жезлов весьма просты, другие отличаются тщательной отделкой. Часто они покрыты резьбой, соответствующей культу данного божества, в частности, бога Солнца.

В мифологии ирландских кельтов — женщина, от которой ведут свой род гэлы (см. главу 10).

см. МЭЛОРИ, СЭР ТОМАС

В мифологии валлийских кельтов — приданое для Ольвен (см. главу 24).

То, что Солнце пользовалось у кельтов особым почитанием, со всей очевидностью показывают многочисленные сюжеты самых разнообразных кельтских артефактов, найденные во время археологических раскопок. Особенно распространены изображения колеса в качестве солярного символа. Хотя вполне естественно ожидать от кельтов особого поклонения Солнцу, поскольку они вообще обожествляли всевозможные природные объекты, в частности, деревья и воды, свидетельств об особой роли бога Солнца в кельтской литературе немного. Ирландский бог Луг, имя которого означает «сияющий», обладатель сверкающего лика, ассоциирующийся со светом, — главный претендент на роль бога Солнца. Галльский бог Беленус также ассоциировался со светом, ибо слово бел переводится как «яркий, светящийся», однако он известен именно как бог света, бог-целитель, но не как собственно бог Солнца.

В некоторых кельтских поселениях в Европе все благополучие жителей было основано на добыче соли. Самое знаменитое из таких поселений — Халльштатт, раскопки в котором резко расширили наши представления о кельтах. Название Халльштатта происходит от соляных копей, находящихся в Верхней Австрии.

В мифологии ирландских кельтов Сренг — воин клана Фир Болг, которому было поручено стать посланником и вести переговоры с богами клана Туатха Де Данаан, высадившимися в Ирландии. Сренг вел переговоры с Бресом, парламентером Туатха Де Данаан, который предложил поделить Ирландию между Фир Болг и Туатха Де Данаан. Предводители Фир Болг отвергли это предложение, результатом чего стала первая битва при Маг Туиред. Хотя Фир Болг поначалу добились некоторого перевеса, когда Сренг и Нуада сразились в поединке и Сренг отрубил Нуаде руку, в конце концов Фир Болг потерпели жестокое поражение (см. главу 6).

В мифологии ирландских кельтов Старн — сын Серы и брат Парталона.

СТЕКЛЯННАЯ БАШНЯ, или СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК

В мифологии ирландских кельтов фоморы, по преданию, воздвигли на острове Тори некую стеклянную башню или замок, известный также под названием Башня Конана. Немедийцы, захватив остров, взяли башню штурмом и убили Конана Мак Фебара, короля фоморов. Балор, по легенде, заточил в Стеклянную Башню свою дочь.

СТОЛБЫ И КОЛОННЫ

Столбы и колонны играли важную роль в культуре кельтов. Иногда они были выполнены из дерева, нередко — из камня. Они часто воздвигались в местах, считавшихся священными. Кельты воспринимали такие столбы как символы деревьев, многие из которых также почитались священными. Столбы часто были очень высокими, и их сплошь покрывала сюжетная резьба.

Кельтская мифология

  • Новости
  • Фанфики
  • Фанарт
  • Блог
  • Энциклопедия
  • Канон

Поиск персонажей

Группы персонажей

Всего персонажей – 120

В ирландской мифологии бог непослушания из племён богини Дану, правивших в Ирландии до прихода сыновей Миля, воинственных захватчиков из Испании.

Галльская богиня, которой поклонялись в Галлии и Шварцвальде (Черный Лес). Она была богиней лесов и рек, и известна приблизительно по девяти эпиграфическим надписям.

Мифическое существо в валлийской мифологии. По разным источникам выглядело либо как громадный крокодил, либо исполинских размеров бобр. По мифу, Аванк жил в омуте под названием Ллин-ир-Аванк (Llyn yr Afanc) на реке Конви в Северном Уэльсе. Он утаскивал под воду домашний скот.

Читайте также:
Амулеты для привлечения денег — источник богатства

Богиня врачевания в ирландской мифологии, дочь Диана Кехта, сестра Миаха. Считается покровительницей лекарственных растений. Тело убитого Миаха превратилось в целебные травы, которые Аирмед разложила по назначению на плаще, но Диан Кехт перемешал их.

Ailill mac Máta

Король Коннахта, муж Медб.

Ирландская богиня любви и плодородия, дочь Эовала (Эогобайла), приёмного сына бога моря Мананнана сына Лера; покровительница Мунстера.

Воительница, которую победил Кухулин. Он поставил ей условием оставления ей жизни зачатия ребёнка от него; так и произошло. Айфе обещала послать сына через семь лет к отцу; Кухулин же перечислил гейсы для мальчика, — никому не называть имя, никому не уступать дорогу и не отказываться от поединка (в дальнейшем это приведёт к их поединку на мосту). От Кухулина родила сына по имени Конлайх.

Amergin Glúingel

Прозвище: Глунгель (glúngel — «белое колено»).

Сын Миля Испанского, друид, бард и судья Сыновей Миля, согласно ирландской мифологической традиции, первых гэльских поселенцев в Ирландии.

Amergin mac Eccit

Поэт и воин при дворе Конхобара мак Нессы в Уладском цикле. Сын Экета Салаха, кузнеца. Амергин женился на Финнхойм, сестре уладского короля Конхобара мак Нессы, их сыном был герой Коналл Кернах.

Также встречаются варианты Оэнгус, Аэнгус, Энгус Мак Ок, Мак Ок.

В ирландской мифологии прекрасный бог любви, сын отца богов и покровителя друидов Дагда и богини воды Боанн.

В валлийской мифологии повелитель Иного мира Аннуна (Аннвна, Аннуина), потустороннего мира валлийцев.

Персонаж валлийской мифологии, наиболее важную роль играющий в Четвертой ветви Мабиноги. Она является дочерью Дон и сестрой Гвидиона и Гилфайтви; Триады острова Британия называют её отцом Бели Маура. В «Мабиноги» её дядя Мат фаб Матонви является Королём Гвинеда, и в течение повествования она магическим способом даёт жизнь двум сыновьям, Дилану Айл Дон и Ллеу Ллау Гифесу.

В мифологии ирландских кельтов “неистовая” считалась богиней войны, смерти и сражений; некоторые исследователи видят в Бадб один из трёх ликов Морриган.

В ирландской мифологии одноглазый бог смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов, правивших Ирландией до Племен богини Дану.

Banshee (bean sídhe)

В ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии, особая разновидность фей, опекающих старинные семьи. Увидеть их можно поблизости от дома, где живёт тот, кому суждено умереть. Иногда привидения заглядывают в окна жилища за несколько часов или даже дней до кончины, но чаще всего они стирают бельё у водоёма.

Также был известен под именами Белен, Бел, Беленос (Belenos, Belinus, Bel, Beli Mawr).

Кельтский бог солнца, на культ которого обратили внимание римляне. Юлий Цезарь в своих трудах сравнивал Беленуса с греческим богом света и предсказаний, покровителем искусств Аполлоном.

Кельтская богиня озёр, рек, огня, света, домашнего очага, покровительница ремесленников, обрабатывающих металлы. Юлий Цезарь связывал ее с Минервой. В ирландской мифологии она являлась дочерью Дагды и покровительницей поэтов.

Другие формы имени — Блодьювид, Блодеувед.

В валлийской мифологии женщина, сделанная из цветов ракитника, таволги и дуба Матом фаб Матонви и Гвидионом, чтобы стать женой Ллеу Ллау Гифеса. Её история является частью Четвёртой ветви Мабиноги, повести о Мате, сыне Матонви.

Brân the Blessed, Brân Fendigaidd

Король Британии в валлийской мифологии. Он появляется в нескольких Уэльских Триадах, но самая существенная его роль относится к Второй Ветви Мабиногиона, «Бранвен, дочь Ллира». В повести он приходится сыном Ллиру и братом Бранвен.

Сестра Брана Благословенного и жена Матолуха в мифологии валлийских кельтов (Уэльс). Является главным персонажем в одной из повестей Мабиногион, которую после этого иногда называют Мабиногион Бранвен. Бранвен также является дочерью Ллира и Пенардин и считается валлийской богиней любви и красоты. Она вышла замуж за короля Ирландии, но брак не принёс мир.

Домашние духи в мифологии Шотландии и северной Англии, небольшие человечки ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у этих вымышленных существ преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются]. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели сделать слуги.

В ирландской мифологии дочь Дагды, богиня войны, а в мирной жизни — богиня поэзии, ремесел и врачевания, а также помогающей женщинам при родах.

Персонаж уладского цикла в ирландской мифологии. Имя «Брикрен», скорее всего, связано со словом brecc — «пёстрый». Согласно древнеирландским генеалогическим схемам, Брикрен был сыном Карбада и троюродным (или двоюродным) братом короля Конхобара. В сагах уладского цикла он играет роль сеятеля раздора, трикстера.

В шотландских сказаниях оборотень, обитающий в лохах западного побережья Шотландии. Обычно принимает обличье гигантской водоплавающей птицы, напоминающей баклана или черноклювую гагару, но может также материализовываться в форме различных прочих мифологических созданий, таких, как водяной бык или водяная лошадь.

Мифологическое шотландское существо. Обычно считается ночным обитателем заболоченных лохов, более дружелюбен, чем его лошадиный двойник водяная лошадь, обладая схожими способностями амфибии и оборотня. Водяной бык способен принимать обличье человека и жить на земле или в воде.

В валлийской мифологии маг, появляющийся в Четвертой ветви Мабиноги и старинной поэме «Битва Деревьев». Является братом Гилфайтви и Арианрод, племянником Мата фаб Матонви. В «Мабиногионе» его называют сыном богини Дон, исходя из чего он должен быть богом или полубогом. Имя Гвидион может означать «Произносить поэзию».

В ирландской мифологии один из трех братьев-покровителей ремесел, бог-кузнец из племени Туата Де Дананн. Сын богини Бригит и бога Туйрена (Tuirenn).

В мифологии кельтов Галлии бог врачевания и целебных источников. Был связан с солнцем, отождествлялся с Аполлоном, которого даже называли Аполлон Граннос.

Ирландское женское божество, связанное с солнцем (от ирл. grian — «солнце»).

Водяная нечисть из легенд английского Йоркшира, болотно-зелёного цвета чудище с острыми рожками и длинными костлявыми пальцами. Эти опасные создания обожают пруды и озёра, где можно схватить ребёнка, беззаботно играющего чересчур близко к воде, — и утащить его на дно.

Читайте также:
Подходящий камень для Девы-женщины

В ирландской мифологии один из главных богов Туата де Дананн (Племён богини Дану) наряду с Лугом и Нуаду.

Богиня-мать, прародительница основной группы богов ирландской мифологии, могущественных и прекрасных туатов, вошедших в предания как Племя богини Дану (Туата де Дананн).

Персонаж ирландской мифологии. Согласно легенде «Изгнание сыновей Уснеха», когда Дейрдре была в утробе матери — жены Федлимида мак Далла, рассказчика Конхобара, той Катбадом было предсказано, что она родит очень красивую девочку, которая принесёт уладам много зла. Люди, слышавшие предсказание, хотели убить ребёнка, но Конхобар решил оставить её себе, чтобы она стала ему женой.

Deichtine (Deichtire)

В мифологии ирландских кельтов Дехтире — дочь друида Катбада и мать Кухулина, скорее всего — от бога Луга, хотя официально она была замужем за Суалтамом, вождем Ольстера, и некоторые источники говорят о том, что Кухулин был именно его сыном. Другие источники указывают, что она была дочерью или сестрой Конхобара Мак Нессы.

В ирландской мифологии, бог врачевания из Племен богини Дану.

Во время битвы при Маг Туиред Диан Кехт со своими сыновьями и дочерью Аирмед с помощью особых заклинаний смогли сделать воду источника Слане настолько целебной, что она стала возвращать жизнь мёртвым.

Wild haggis

Вымышленный вид, по преданиям якобы живущий в Шотландии. Утверждается, что именно из него готовят традиционное шотландское блюдо хаггис, которое на самом деле делается из внутренностей овцы.

Существо из ирландской мифологии, иногда относимое к криптидам. Его название с ирландского языка грубо можно перевести как «водяная собака». В большинстве легенд оно описывается как нечто среднее между собакой и выдрой весьма крупных размеров, хотя в некоторых историях — как наполовину собака, наполовину рыба. Оно якобы обитает в воде и имеет плотный мех, защищающий его.

Демоница из народа фоморов. У нее было три сына — Балар, Индех и Элатха. После того как войско фоморов было разгромлено, большинство демонов-фоморов было изгнано из Ирландии, а Домну, вместе со всеми оставшимися фоморами, осталась навсегда заперта в подземном мире.

Donn Cuailnge

Буквально “Бурый из Куальнге”.

В ирландской мифологии бык, такой огромный, что на его спине могли одновременно играть пятьдесят детей. В саге “Похищение быка из Куальнге” подробно рассказывается, что из этого быка разразилась война между провинциями Коннахт и Улад (Ольстер). Итогом войны стал поединок между Донном Куальнге и Финнбеннахом, в котором последний проиграл.

Злобный дух в ирландской мифологии, представляющий собой чудовищного безголового всадника. Согласно ирландским поверьям, от дуллахана нельзя защититься какими-либо препятствиями — любые ворота и двери открываются перед ним; дуллахан также не выносит, когда за ним следят: он может облить шпионящего за ним миской с кровью (что означает, что этот человек скоро умрёт) или даже хлестнуть любопытного по глазам. Однако дуллахан очень боится золота, и даже небольшого прикосновения к нему этим металлом достаточно, чтобы прогнать его.

Галльский бог, известный благодаря двум монументам и строке из Bellum civile Лукана.

Jenny Greenteeth,

Речная или болотная ведьма в английском фольклоре, которой, вероятно, объясняли жестокую гибель людей в водоёмах. Известна в графствах Ланкашир, Чешир, Шропшир, Йоркшир.

Cairbre Cinnchait

Легендарный верховный король Ирландии. В источниках указаны разные версии его происхождения, а также место данного правителя в перечне верховных королей. Он правил в I веке нашей эры. Женой Кайрбре называют дочь Конналла Чернаеха, короля Улада. Их сыном был Моран мак Майн (то есть «Главный»).

Cat Sith (Cat Sidhe)

В ирландских и шотландских преданиях волшебное создание, которое выглядит как большой чёрный кот размером с собаку с большими торчащими усами, большим белым пятном на груди и длинной выгнутой спиной. Кат Ши будто бы встречаются в горах Северо-Шотландского нагорья; в меньшей степени легенды о них ходят в Ирландии. В некоторых сказках Кат Ши описывается не как дух, а как ведьма, способная превращаться в животное. Один из самых больших Кат Ши появляется во время Тагейрма — магического заклинания. Это заклинание заключается, чтобы призвать Кат Ши и заставить его исполнить одно желание.

Друид, бывший воин, служивший, согласно легендам уладского цикла, при дворе Конхобара, сына Несс, короля уладов, правившего в Эмайн Махе.

В шотландских поверьях изменяющий форму водный дух, обитающему в озерах и бассейнах Шотландии. Обычно его описывают как лошадь, но он способен принимать человеческий облик. Некоторые источники утверждают, что кельпи сохраняет свои копыта, когда появляется в качестве человека. Келпи большей частью враждебны людям. Являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину и затем увлекающего его в воду.

Согласно валлийской легенде — чародейка, исследователи реконструируют в ее образе древнюю богиню. Современные язычники почитают ее как богиню возрождения, преображения и вдохновения.

Cesair (Cessair)

В ирландской мифологии женщина, предводитель первой волны поселенцев в Ирландии, дочь Бита, сына Ноя. Прибыла на остров за сорок дней до потопа. За шесть дней до потопа она умерла в месте, которое якобы в её честь называлось Куль Кесрах (Cuil Cesrach) в Коннахте. Все её остальные спутники погибли во время потопа.

В ирландской мифологии богиня красоты, моря и загробной жизни, дочь последнего друида Ирландии, королева клана Мунстера, правившая из сида возле Мэллоу, графство Корк, одна из банши.

Персонаж ирландского фольклора, как местная разновидность лепреконов. Клуриконы всегда пьяны и угрюмы. Во многих сказках говорится, как они катаются на овце или собаке. Если вы относитесь к ним хорошо, они защитят ваш винный погреб, а если плохо — они будут сеять хаос в вашем доме и испортят винные запасы. В некоторых сказках они действуют как духи мест, где хранится алкоголь, преследующие пьяниц или нечестных служащих, которые воруют вино.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: