Клураканы — обитатели винных подвалов из ирландского фольклора

Клураканы — обитатели винных подвалов из ирландского фольклора

Подвал на Итальянской улице

Небольшой подвал на углу петербургских улиц Итальянской и Михайловской по сей день окутан множеством мифов и легенд. Именно здесь Максим Горький произнес свое знаменитое: «В футуристах все-таки что-то есть!» Здесь Владимир Маяковский возлежал на турецком барабане «в позе раненого гладиатора», а у камина сидела «затянутая в черный шелк» несравненная Анна Ахматова. Здесь на литературные вечера, музыкальные и театральные представления собирались футуристы Алексей Крученых и Велимир Хлебников, акмеисты Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Георгий Иванов, символисты Константин Бальмонт и Федор Сологуб…

«Бродячая собака» — сакральное место, где все туда попавшие чувствовали себя сопричастными к чему-то большему, чем просто приятное светское времяпрепровождение. Рождалось ощущение связанности и единения, а толстые подвальные стены надежно укрывали от забот реальной жизни. Перед входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы».

Открылось литературно-артистическое кабаре, ставшее одним из главных символов Серебряного века, 31 декабря 1911 года. И название, и помещение были найдены случайно. Подобно бродячим псам главные идеологи затеи Алексей Толстой, Николай Евреинов и Борис Пронин рыскали по подворотням Невского. А то, что нужно, обнаружили под боком — в подвале дома Пронина.

Через «Биржевые ведомости» публику уведомили о том, что «подвал «Бродячая собака» (художественное общество интимного театра) будет открыт для гг. действительных членов и их гостей, входящих исключительно по рекомендациям действительных членов». Всеволод Князев незамедлительно сочинил «Собачий гимн»:

Во втором дворе подвал,В нем — приют собачий.Каждый, кто сюда попалПросто пёс бродячий.

Забытые рецепты: пирожки из ревеня получаются вкуснее не придумаешь

Художники Сергей Судейкин и Николай Сапунов расписали подвальное помещение на Итальянской улице «фресковой» живописью с элементами кубизма, масками итальянской комедии дель арте, фантазийными цветами и птицами. «Собака» начинала работать с 11 вечера и до утра, вначале встречи проходили по средам и субботам. Всеволод Мейерхольд организовал из «собачников» театральную труппу — «Товарищество актеров, писателей, художников и музыкантов».

А вот чужаков, желавших посмотреть, как отдыхают артисты и литераторы, богема держала в черном теле. Их узнавали с первого взгляда, опознавательным знаком служила одежда: элегантные фраки, смокинги, манишки и прически. С легкой руки Николая Сапунова таких называли «фармацевтами». Им продавали билеты, цена которых достигала 25 рублей. (Это была баснословная сумма. Средняя зарплата рабочего в промышленности составляла 24 рубля 20 копеек.) Но фармацевты, жаждавшие приобщиться к артистическому сообществу, охотно платили.

Ирландия для «чайников»

Ирландию часто называют Изумрудным островом благодаря отличной экологии и обилию растений: дожди здесь идут часто и едва ли не круглый год, так что местной флоре жаловаться не на что. Кроме того, тяжелую промышленность в стране никогда особенно не развивали, и даже во времена промышленной революции здесь дышалось легко. Ирландцы по праву гордятся своей экологией и в наши дни активно о ней заботятся, принимая множество природоохранных законов. Впрочем, зеленые поля и луга здесь соседствуют с неприветливыми скалистыми берегами, надо которыми дуют пронизывающие ветра. Также не стоит думать, что вся Ирландия — это заповедник, населенный кучей животных. Природе человек здесь не угрожает, однако растительный и животный мир достаточно беден и не сравнится с изобилием на европейском континенте.

Сегодня большую часть острова занимает государство Ирландия (или Республика Ирландия), а меньшую — так называемая Северная Ирландия, которая относится непосредственно к Соединенному Королевству.

Здесь, вдали от войн, Патрик пишет свою «Исповедь» на латинском языке, фактически положив начало местной литературе. Именно ирландские монахи во многом спасли латинскую культуру в период «Темных веков». Венцом этого периода становится так называемая Келлская книга, в которую вошли четыре Евангелия со вступлением и толкованиями. Однако ценность ее отнюдь не в комментариях, а в оформлении: каждая ее страница, изобилующая декоративными элементами, стала настоящим произведением искусства.

Первым звоночком будущих невзгод стали набеги викингов, начавшиеся ближе к X веку. И хотя ирландцы смогли общими усилиями побороть непрошеных гостей, покой в земли пришел ненадолго. В XII веке, при короле Генрихе II, англичане решили окончательно покорить соседний остров. С этого и началась история долгого противостояния Ирландии и Англии.

Не вдаваясь в подробности, которым посвящены десятки монографий, стоит отметить, что длилось оно не год и не два, а почти восемь столетий. Масла в огонь подливало и то, что для Великобритании эта борьба была не только вопросом чести (незавоеванная территория прямо под боком?!). Англичане желали и религиозного господства — Ирландия до сих пор остается оплотом католицизма, тогда как Соединенное королевство исповедует англиканство.

Читайте также:
Руна Соулу — значение этого символа при гадании и в амулетах

Ирландцы пользовались каждым удобным случаем, чтобы поднять бунт: в конце XVI века они старались заручиться поддержкой испанцев в борьбе с Великобританией, а через двести лет — помощью французов. Каждый раз вслед за мятежом следовала жестокая реакция, и католики оказывались в еще более стесненном положении, чем прежде. Им запрещали занимать государственные посты и даже голосовать — таким образом, из политической жизни исключалось едва ли не всё коренное население острова. Кроме того, со временем гонимым стал и ирландский язык, который усиленно заменяли на английский.

Фактически Ирландия имела статус колонии, что для европейской страны весьма необычно.

Страшной страницей ирландской истории стал картофельный голод 1845–1849 годов, который привел к смерти около миллиона человек. Около полутора миллионов тогда же собрали свои скромные пожитки и уехали из страны, спасая жизни, — в основном они отправлялись в США. Америка для многих стала настоящим домом; США и до сих притягивает многих ирландцев. За 60 лет, с 1841-го и до 1901 года, население Ирландии сократилось почти вдвое — с 8,2 миллиона до 4,4 миллиона человек.

Островитянам повезло в XX веке: разгоревшаяся на континенте мировая война ослабила Соединенное королевство. В результате Ирландия получила в 1921 году статус доминиона — теперь это независимое государство в составе Содружества, возглавляемого Британией; а в 1949-м страна обрела полную независимость. Впрочем, протестантскую северо-восточную часть острова Англия сохранила за собой, оставив ее яблоком раздора между Ирландией и подданными Ее Величества.

Уход англичан привел к резкому усилению роли католической церкви, которая и без того имела огромный авторитет на острове.

Холодная осетрина с провансалем

Ингредиенты: осетрина 1-1,5 кг, соль по вкусу, лук — 1 шт., морковь — 1 шт., сельдерей, перец душистый — 5 шт., гвоздика — 2-3 шт., лавровый лист — 2 шт.

Рецепт: Рыбу ошпарить кипятком, после этого промыть от слизи и срезать все шипы. Вскипятить воду в широкой посуде, чтобы кусок рыбы поместился целиком, добавить специи, соль и опустить в кипящую воду, положив рыбу на бок. Воды должно быть столько, чтобы кусок был полностью покрыт водой, но не больше. С момента закипания варить 20 мин на очень тихом огне. Можно проткнуть кусок в самом толстом месте узким ножом или иглой, мякоть должна легко протыкаться. Готовую рыбу остудить в бульоне

Достать кусок, осторожно снять кожу, удалить плавники и плавниковые косточки. Аккуратно, не нарушая целостности куска, вынуть хребет

Половинки рыбы сложить вместе ровно, плотно завернуть в пергамент, обвязать нитью и положить в холодильник, придавив гнётом. Остывшая рыба желируется, половинки склеиваются между собой в месте удаления хребта. Перед подачей освободить от ниток и пергамента, нарезать острым ножом.

«Бойся собаки»

«Бродячая собака» задумывалась как место «для своих», поэтому и вход в нее было найти непросто. Следовало преодолеть одну подворотню, пересечь двор-колодец, затем — еще одну подворотню, свернуть влево и у стены неоштукатуренного кирпича найти ступени в «собачье подземелье». Там у дверей висели молоточек и доска, по которой каждому гостю полагалось постучать.

Со временем подвал превратился в своеобразное государство с гимном и гербом (сидящая собака, положившая лапу на античную маску), со своими законами, правилами, ритуалами, обычаями. Возглавлял кабаре Борис Пронин, именуемый Hund-директором. Устав общества был написан Алексеем Толстым. Основой устава стало отсутствие коммерческой выгоды: «Никому ни за что не выплачивается никакого гонорара. Все работают бесплатно».

Кухня Родины: Смак «Славянского базара»

Кабаре выпускало гербовую бумагу, на ней печатали приглашения, извещения, программы и афиши. У «собачников» были свои знаки отличия, главным из которых считался Орден Собаки с надписью «Cave canem» — «Бойся собаки».

Алексей Толстой заказал у переплетчика книгу для записи стихов, мнений, идей и пожеланий гостей. Названная «Свиной книгой» (по качеству кожи, которой была переплетена), исписанная и изрисованная вдоль и поперек, она содержала стихотворные наброски, шаржи, нотные записи экспромтов и карикатуры. Каждый момент «собачьей жизни» отражен в «Свиной книге», коих за историю существования «Бродячей собаки» было две.

Читайте также:
Значение руны Ансуз в магии: толкование при гадании

Джойс, Беккет, Йейтс и другие англо-ирландские писатели: интервью с Игорем Алюковым, главным редактором издательства «Фантом Пресс»

— Чем вы объясняете феномен ирландской литературы?

— Для начала все-таки стоит точнее определиться с тем, что такое ирландская литература — точнее, англо-ирландская, поскольку с литературой на ирландском языке всё ясно. Если обобщать, то, думаю, стоит говорить об ирландской идентичности. Страна, в течение веков бывшая частью Британской империи, вынужденно заимствовала английский язык, вытеснивший ирландский, и всё же ирландская идентичность не подменилась английской или британской. Так же, как и литература. И дело тут вовсе не в национальных темах или «ирландскости» героев.

Не последнюю роль в формировании идентичности сыграла, конечно, и религия. У ирландцев есть и своя долгая литературная история, берущая начало в ирландских мифах. Эпос Ирландии с его героями (Кухулин, Эрин, Финн Мак Кумалл) — тоже определяющее явление для той литературы, которую мы называем ирландской. Долгая история, литературные корни, «инаковость», островная изолированность и, наконец, массовая эмиграция, разметавшая ирландцев по всему миру, и сформировали нечто совершенно особое в их культуре — и в литературе в том числе.

— С чем можно связать расцвет ирландской литературы в XX веке? Джеймс Джойс, Сэмюэль Беккет, Клайв Стейплз Льюис — такие литературные гиганты редко появляются в одной и той же стране, да еще и практически в одно и то же время. Можно ли считать, что ирландский золотой век литературы пришелся именно на XX столетие?

— Корни этого уходят глубже. Вместе с потерей родного гэльского языка ирландцы потеряли всю описательную систему мира и, по сути, свой мир, а вместе с ним уверенность и равновесие в новом мире английского языка. Всё это нужно было обретать заново. Нацию словно выключили из традиций в языковом пространстве, и эти традиции и нормы пришлось создавать снова.

Литературный английский встретился с устным ирландским. А волна Ирландского возрождения в конце XIX века, думаю, стала мощным катализатором для всей ирландской культуры и особенно для литературы. И даже Джойс, который крайне скептически, даже неприязненно, относился к нему, все-таки сформировался именно Ирландским возрождением. Поэтому тут стоит говорить не о золотом веке, а именно об Ирландском ренессансе, сложном политическом и культурном процессе.

— Джойс, Беккет, Льюис писали о проблемах мирового масштаба: о христианстве, об абсурдности жизни, о природе памяти и времени. О чем пишут современные ирландские писатели? Насколько я могу судить, сюжеты и проблематика текстов тех же Колма Тойбина или Джона Бойна стали более камерными: переживание личного опыта, рефлексия на тему совпадения и несовпадения со своей родиной и так далее. Это верное ощущение или всё же проблематика текстов шире?

— Ирландская особость, ирландский исторический трагизм неизбежно должны были сказаться на литературе, на писательском стремлении постичь природу ирландскости. Конечно, Тойбин на первый взгляд совсем не похож на Джойса, но их роднит соединение масштабности того, о чем они пишут, и обыденности. Да и другое. Последний роман Тойбина «Дом имен» навеян древнегреческим мифом. Думал ли Тойбин, когда писал книгу, об античных корнях «Улисса»? Любопытный вопрос. Джон Бойн же в своем предпоследнем романе «Незримые фурии сердца» и вовсе создает свою собственную одиссею. И тема изгнанничества для современных ирландских писателей всё так же актуальна и важна.

— У целого ряда ирландских писателей складывались трудные отношения с родной страной. С чем это связано?

— Джойс, большую часть жизни проведший за пределами Ирландии, писал все-таки о ней. Беккет, похоже, тоже черпал абсурд из реалий ирландской жизни. Так что Ирландия была и целым миром, и крошечной провинциальной страной разом. В сущности, так остается и сейчас. Нынешнее поколение ирландских писателей: Колм Тойбин, Джон Бойн, Колум Маккэнн, Энн Энрайт — полностью встроены в эту традицию.

Копия хуже оригинала

«Бродячая собака» закрылась 3 марта 1915 года. По официальной версии — из-за незаконной продажи вина. Имущество было выставлено на продажу, но доброе имя «Собаки» спас друг Бориса Пронина, директор большого завода Виктор Крушинский. Он заплатил необходимые 37 000 рублей. Увы, возродить «Собаку» на прежнем месте уже не удалось. Ее преемником стал «Привал комедиантов» на Марсовом поле.

Читайте также:
Тайны нумерологии — найди свое счастливое число

Какие блюда можно попробовать в ресторане «Седьмое небо»

Интерьер здесь напоминал «собачий»: расписанные сводчатые комнаты, свечи в старинных канделябрах, маски Бауты (популярные венецианские маски) вместо абажуров. Однако заполняла «Привал» самая разная публика, и «фармацевты» чувствовали себя здесь хозяевами. Неповторимо чарующая атмосфера «Бродячей собаки», как под гипнозом уносившая обитателей подвала прочь от реального места и времени, была навсегда утеряна.

P.S. В 2001 году в Санкт-Петербурге, на историческом месте, открылось арт-кафе «Подвал бродячей собаки». На столах — русские платки с бахромой, бар декорирован витражами, на стенах — современная живопись, повсюду фигурки собак, арлекинов и шутов, в белом коридоре между залами наши известные современники оставляют свои автографы и рисунки, а рядовые посетители с удовольствием фотографируются на этом фоне.

Соус «Провансаль»

Ингредиенты: яйцо — 1 шт., растительное рафинированное масло — 160 мл, соль — 0,5 ч. л., сахар — 0,5 ч. л., сухая горчица — 0,5 ч. л., лимонный сок — 1 ст. л.

Рецепт: Все продукты должны быть охлажденными. Взбить яйцо в холодной емкости, добавить сахар, соль и горчицу. Взбить до однородности около минуты блендером. Начать добавлять масло. Сначала — треть чайной ложки. Взбить. Затем добавлять по половине чайной ложки и каждый раз взбивать. В этом случае соус не должен расслоиться. После того как добавили все масло и взбили, добавить лимонный сок и тщательно взбить. Если соус получился густым, можно добавить 1-2 чайные ложки холодного молока и снова взбить.

Нечистая сила, которая любит выпить – Клураканы и Сёдзё

Если доверяться древним сказаниям и мифам, то рядом с людьми живут посланники тонкого мира (черти, злые духи, шишиги, домовые, барабашки и прочие представители нечистой силы). Согласно тем же старинным легендам, некоторые из мистических персонажей склонны к обычным людским недостаткам, а именно, неравнодушны к спиртному. При этом перепить их едва ли сумеет даже самый беспросветный пропойца!

Хулиганы-Клураканы

Наиболее знаменитыми сущностями — почитателями горячительных напитков являются Клураканы (Клуриконы), персонажи ирландских легенд. Некоторые предания считают их родственниками Лепреконов, хотя те ни разу не были пойманы на злоупотреблении спиртным. Внешне Клураканы выглядят весьма пристойно. С виду это низенький благообразный дедушка, одетый чисто и опрятно, может носить бороду. Однако за один присест он запросто выпивает пинту отборного пива.

И лишь пунцовые носы этих почтенных стариканов красноречиво свидетельствуют о приверженности к выпивке.

Живут Клураканы обычно в винных подвалах, где для них есть немало работы. За пару бокалов вина в сутки — они заботятся о хранении пива и прочих хмельных напитков в дубовых бочонках, а вино не тратило страсти, и нечистая на руку прислуга не растаскивала хозяйское добро. Однако духи ведут себя достойно, если хозяин дома в рот не берет хмельного.

Чего не скажешь в владельце винного погреба, который сам не прочь промочить горло.

В таком доме деды-Клураканы, не стыдясь, устраивают веселые гулянки в винных погребах, старательно истребляя содержащиеся там резервы хмельного.

При этом нетрезвое развлечение этих симпатичных дедов нет-нет, да и завершается обычным хулиганством. На подворье демоны принимаются оседлывать хозяйских животных – свиней, овец или собак, и кататься на них с воплями. Естественно, бедной скотине такие забавы приносят маловато веселья, как и хозяевам дома, в то время как они пересчитывают потери. Однако отделаться от Клураканов хозяину-алкашу почти нереально. Даже если он решит перебраться в другое место, они последуют за ним, спрятавшись в винном бочонке.

Друзья-собутыльники

И всё же в Ирландии говорят, что приятельские отношения с этими миниатюрными жителями винных погребов может дать людям ощутимую пользу. Доказательством тому служит происшествие, которое приключилось в графстве Голуэй в 19 веке. Там в одной маленький деревеньке хозяином окрестного кабака был завзятый пьянчуга, и из-за постоянных пьянок дела у него шли, мягко говоря, не очень. Но, вопреки тому, что владелец поселкового трактира часто пребывал в состоянии опьянения, он все же подметил, что резервы его винного погребка необъяснимым образом уменьшаются.

Читайте также:
Инкуб — демон, поглощающий сексуальную энергию женщин

Решив непременно отыскать бесчестного грабителя, кабатчик организовал засаду между пивными бочками и вскоре изловил там Клуракана, проникшего на его частную территорию. На ультиматум незамедлительно покинуть домовладение, демон предложил владельцу соперничество — кто из них выпьет больше хмельного. В том случае, если хозяин победит в споре, Клуракан насовсем забудет о его погребке, ну а если выиграет дух, он со своими товарищами получит возможность устраивать здесь столько праздных времяпрепровождений, сколько ему заблагорассудится.

В итоге выиграл дедушка, а владельцу питейного заведения ничего не оставалось, как признать проигрыш. Он начал разоряться.И хотя поселившиеся в его доме клураканы безостановочно пили пиво и вино, разоряя его, трактирщику даже удалось сдружиться с ними, и он даже принимал участие в пирушках. Когда же всё хмельное в кабаке иссякло, а собственник заведения был провозглашен банкротом, низкорослые собутыльники захотели отдать деньги за уничтоженную ими выпивку.

В деревеньке ходили слухи, что они приволокли кабатчику не один горшочек с золотыми монетами, поэтому разорившийся хозяин поправил свой бизнес и вскоре стал успешным лавочником. Однако ходила молва, что этот человек до конца своих дней иногда спускался в погребок, чтобы примкнуть к гулянкам Клураканов.

Ценитель сакэ

В отличие от ирландских духов-пьяниц, морскому демону Сёдзё (Шоджо) из Японии для того, чтобы угоститься спиртным, вовсе не нужно лазать по погребкам. Он всегда имеет с собой продолговатый черпачок, заполненный сакральным светлым сакэ, и, помимо него, больше ничего не признаёт.

Античные предания описывают сёдзё как благодушного великана с ярко-рыжими длинными роскошными локонами. Руки и ноги его дополняют маленькие плавнички. Иногда демон предстаёт в виде молоденький девушки в красно-золотой накидке либо же в образе невысокого худенького ребёнка. Однако познакомиться его можно невероятно на побережье, потому что сёдзё, жителю морских глубин, трудно длительное время дышать кислородом.

Согласно мифам, эта мистическая сущность всегда “под шафе”, и постоянно забавляется и приплясывает. Всякого встретившегося ему человека сёдзё обильно потчует сакэ, и воздержаться от его предложения реально трудно. Чародейский черпак душевного демона никогда не иссякает, а по той причине сёдзё не отвяжется от своего невольного собутыльника до тех пор, пока не упоит того вдребезги. Затем мертвецки пьяный собутыльник засыпал на берегу и часто тонул, когда начинался прилив. А демон сёдзё уходил в волны, нисколько не заботясь о брошенном на берегу товарище.

Ходили слухи, что выпивший призрак, веселясь на морских просторах, нередко топил проплывавшие лодки и суда, увлекая с собой на дно людей.

Самочувствие и благополучие – подарок от сёдзё

Но всё же в течение веков многие обитатели японских островов не отказались бы повстречать шутника сёдзё или хотя бы подобрать на берегу всего один волос из его шикарной прически. Бытовало мнение, что в прядях морского демона заключено могущество и везение приверженца сакэ, а его волосок мог дать счастливцу изобилие и преуспевание.

К тому же, сакральное питье из чаши сёдзё наделяло порядочного человека мощным здоровьем, интеллектом и долголетием, однако, лишь при условии, если тот пил сакэ в разумных дозах.

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Clurichaun

  • Мифология
  • фольклор
  • Имболк / День святой Бригиты
  • День Святого Патрика
  • Bealtaine
  • Двенадцатый
  • Lúnasa
  • Роза Трали
  • Самайн
  • День Рена
  • Радио
  • Телевидение
  • Кинотеатр
  • Объекты всемирного наследия
  • v
  • т
  • е

Клурикон ( / к л ˙U г ɪ к ɔː п / ) или clúrachán (от ирландского : clobhair-Ceann [1] ) является озорной феей в ирландском фольклоре известен своей большую любовь питьевого и склонность преследовать пивоварни , пабы и винные погреба . [2] Он связан с лепреконом и иногда его связывают как сапожника и хранителя спрятанных сокровищ. [3] Это привело к тому, что некоторыефольклористы предположить , что клурикон просто гном на пьянки , [1] в то время как другие рассматривают их как региональные вариации одного и того же существа. [4] Подобно лепрекону, clurichaun – одинокая фея, с которой можно столкнуться поодиночке, а не группами, в отличие от фей в стае . [2]

Содержание

  • 1 Фольклор
  • 2 Clurichauns и лепреконы
  • 3 Литература
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

Фольклор [ править ]

В сказке «Подвал с привидениями», записанной Томасом Крофтоном Крокером в 1825 году, clurichaun по имени Наггенин бродит по винному погребу ирландского лорда, пьет все, что находится на виду, и устраивает страшные шалости над слугами. Его описывают как маленького человека ростом шесть дюймов с лицом, похожим на засохшее яблоко. У него мерцающие глаза и красный и фиолетовый нос от пьянства. Он носит красный ночной колпак, короткий кожаный фартук, голубые чулки и туфли с большими серебряными пряжками. Когда его обнаруживает хозяин дома, Наггенин отговаривает его от переезда в другое место, подразумевая, что он просто переедет с ним. [5]

Читайте также:
Чихалка на вторник — предсказатель будущего по времени

В других описаниях он одет в красное, как и другие одинокие феи. [2] [6]

В другой сказке, «Мастер и человек», молодой человек по имени Билли Мак Дэниел возвращался домой однажды зимней ночью, когда clurichaun предложил ему согреться бокалом ликера . Он берет напиток, но когда он отказывается платить за него, clurichaun заставляет его служить ему семь лет и один день. Билли, однако, в конце концов может прервать свое служение, взывая к благословению Бога. В этой истории, клурикон может пройти через замочную скважину , чтобы вторгнуться домами и винные погреба и может превратить болотный камыш в лошадей , которые будут использоваться в качестве опоры. [7] Клюрихауны также могут летать по воздуху, подобно ведьмам и их метлам. [8]

Томас Кейтли в своей « Сказочной мифологии» (1828 г.) представляет историю о клюрихауне по имени Маленький Дикий Бин, который был более услужливым, чем другие представители его вида, но также быстро впадал в гнев и насилие, когда его пренебрегали. Он часто посещал винный погреб квакерского джентльмена по имени Харрис, и если один из слуг был достаточно небрежным, чтобы оставить бочку с пивом включенной, Маленький Дикий бин заклинивал себя внутри, чтобы остановить поток, пока кто-нибудь не пришел выключить его. Обед был оставлен для него в погребе, но однажды вечером повар оставил ему только часть сельди и немного холодного картофеля. В полночь Уайлдбен вытащил кухарку из ее постели и полностью спустился по лестнице в твердый подвал, оставив ее разбитой и в синяках, так что она была прикована к постели на три недели. В народной сказкеМотив Мистер Харрис попытался избавиться от Wildbean, переехав в другое место, но решил повернуть назад, когда обнаружил, что clurichaun переехал вместе с ним. [9]

Фольклорист Николас О’Керни описал clurichaun в 1855 году следующим образом:

Clobhair-ceann был другим существом того же класса: это был веселый, краснолицый, пьяный маленький парень, и его всегда находили в подвалах развратника, похожего на Вакха , верхом на бочке с вином с яркой кружкой. в руке, весело пьет и напевает. Любой винный погреб, о котором известно, что в нем обитает этот призрак, был обречен на скорую гибель своего хозяина. [10]

Кэтрин Бриггс заявила, что он был «своего рода маслянистым духом, пирующим в подвалах пьяниц или пугающим нечестных слуг, крадущих вино». [2]

Он также описывается как обманщик и шутник, нарушитель порядка и тишины в доме, шумящий днем ​​и ночью. Несмотря на свой часто беспокойный характер, clurichaun проявляет особую заботу о семье, к которой он привязался, стараясь защитить их имущество и жизнь, если ему не мешают. Эта двойственная природа делает его похожим на домашнего хобгоблина . [6]

Помимо любви к выпивке, clurichaun также любит курить трубку, а маленькие одноразовые глиняные трубки, известные как «волшебные трубки», которые часто находят во время копания или вспашки, принадлежат ему. Еще он знает секрет приготовления пива из вереска . [11]

Альтернативные варианты написания включают cluracan , [2] cluracaun , [12] cluricaun , [13] и cluricaune . [14]

Clurichauns и лепреконы [ править ]

Хотя обычно они рассматриваются как отдельные существа, некоторые характеристики лепрекона иногда объединяются с характеристиками clurichaun, особенно как сапожник и хранитель сокровищ. [3] Клюричауна иногда изображают несущим кувшин с элем или в кожаном фартуке с молотком в руке, который во время работы свистит. [15] Он также носит волшебный кошелек (или иногда оловянную чашу для нищего ) с разными свойствами. Он может содержать шиллинг (известный как «счастливый шиллинг» или spre na skillenagh ), который всегда возвращается в кошелек, независимо от того, как часто он тратится [11], или он всегда может быть полон денег, и по этой причине смертные будут часто пытаются поймать clurichaun. [15] Даже если он пойман, у него есть сила исчезнуть, если он может заставить своего похитителя отвернуться хотя бы на мгновение. [16] Он часто носит с собой два таких кошелька, в одном из которых лежит магический шиллинг, а в другом – обычная медная монета, и, если его поймают, он подарит последний перед исчезновением. [11] Как и лепрекон, иногда говорят, что он знает спрятанное сокровище, и его можно заставить раскрыть его местонахождение. В таких случаях один из его приемов – создать иллюзию нескольких маркеров сокровищ, чтобы искатель не знал их точное местонахождение. [16]

Читайте также:
Король Мечей — а как круто повернется ваша жизнь?

Clurichaun также имеет много общих атрибутов с biersal , типом кобольдов, происходящим из германской мифологии и сохранившимся до наших дней в немецком фольклоре .

Литература [ править ]

Clurichaun по имени Kweequel – известный персонаж в первой истории книги CJ Cala « Четыре разных лица ». [17]

Clurichaun появляется как обычный персонаж (под именем Cluracan) в популярном комиксе Нила Геймана « Песочный человек» и его спин-оффе «Сновидения» . Клюракан продолжает традицию постоянного опьянения, но изображается как высокая элегантная светловолосая фея, хотя это, вероятно, связано с использованием магического «гламура», такого как тот, который использовала его сестра Нала, и его истинная внешность в таком случае останется неизвестной. .

Clurichaun Naggeneen («немного выпить») волшебным образом связывает себя с «Домом Мэри», преемником бара Каллахана в рассказах о Спайдер Робинсоне . Это слово пишется здесь как cluricaune. «Наггенин» используется вместо его настоящего имени, что неразумно для магических существ. Наггенин спасает бар от банкротства благодаря своей способности употреблять огромное количество алкоголя и честно за него платить.

В серии Fairyland есть clurichaun по имени Gratchling Gourdborne Goldmouth, хотя он совершенно не похож на типичного clurichaun, будучи массивным и чрезвычайно жестоким дикарем.

В комиксе «Арло и Янис» от 17 марта 2010 года [18] есть clurichaun у дверей пары. Арло приветствует его с ухмылкой:
«Faith an ‘begorra! Сегодня день Святого Патрика, и вот идет гном!»
Звонящий, ростом примерно в половину Арло и с хмурым лицом из комиксов, обозначающим состояние опьянения, отвечает:
«Вообще-то, я clurichaun».
Арло: “А . что?”
Клюричон: «Я как лепрекон, но злее . И если выпью хоть половину шанса, я выпью все ваше вино!»
Арло: «Ой, вей! Даже если я не ирландец ?!»

Гоблины, Лепреконы и Клуриконы. Ирландская мифология

Гоблины — уродливые человекообразны существа в западно-европейском фольклоре, уродливые демоноы, проживающих под землей, не переносящих солнечного света, рыскающих по ночам. В Ирландской народной демонологии гоблин играет однозначно несимпатичную роль. Даже для чародеек общество гоблинов неприятно и обременительно, а для людей гоблин — просто проклятие, кара Господня. Он обожает насылать мучительные ночные кошмары, нервировать учиняемым шумом, переворачивать крынки с молоком, разбивать куриные яйца в курятниках, выдувать сажу из печи в только что прибранную избу, в самые неподходящие моменты задувать свечи. Его излюбленные “шуточки” — науськивание на людей и имущество мух, комаров, ос и шершней.

Легенды гласят, что некогда гоблины жили на поверхности земли и были очень похожи на других людей. Но король, владыка тех земель, по какой-то причине стал обходиться с ними с излишней суровостью. То ли он обложил их слишком тяжкими, по их мнению, налогами, то ли потребовал от них выполнения ритуалов, которые им не нравились, как бы то ни было, все они однажды исчезли. Однако, вместо того чтобы уйти в какую-нибудь другую страну они нашли убежище в подземных пещерах, откуда выходили лишь по ночам, чтобы не попадаться на глаза людям.

Живя вдали от солнца, в холодных, сырых и темных пещерах в течение нескольких поколений, гоблины значительно изменились. Хотя они оставались вполне человекообразными, внешность их стала причудливой и даже гротескной. Они невысоки и непропорционально сложены. Пальцы рук у них короткие и толстые, без ногтей. На ногах же у большинства из них вовсе нет пальцев. Те же из них, что имеют пальцы на ногах, стыдятся этого и всячески стараются скрывать этот факт. Ступни у них очень мягкие, нежные и уязвимые, но несмотря на это они не носят обуви, считая это немодным. Лишь королева в знак своего достоинства ходит в тяжелых гранитных башмаках, по форме напоминающих французские сабо (на самом деле они нужны ей для того, чтобы скрыть свое уродство — у нее на ногах растет по шесть пальцев). Лица гоблинов так же уродливы, как и их тела. Об этом можно судить по описанию внешности королевы: утолщенный на конце нос, глаза расположены ассимитрично, рот маленький, но когда она улыбается, растягивается от уха до уха, а уши расположены возле щек.

Читайте также:
Красная нить в Каббале - укрывает от сглаза и порчи

Лепрекон — в ирландском фольклоре озорной фэйри, хранящий золото, разновидность гоблина, сапожник-любитель. Лепрекона часто можно застать за изготовлением ботинка, и что интересно — всегда одного, никогда пары. Это зловредный и хитрый маленький паршивец, но есть смысл попытаться его перехитрить, поскольку у каждого лепрекона обязательно есть ловко упрятанный кувшин, полный золотых монет.

Лепреконы — миниатюрные пожилые человечки, по профессии сапожники и, соответственно, большие любители ирландского домашнего самогона. По последней причине трезвые лепреконы в природе встречаются весьма редко. Тем не менее они никогда не напиваются настолько, чтобы это сказывалось на их работе.

Лерпеконы также часто становятся хранителями старинных сокровищ. Сокровища обычно находятся в горшочке, а горшочек зарыт в потаенном месте, которое известно только лепрекону. Людей, этих глупых, капризных и жадных существ (по мнению лепреконов), они стараются избегать. Будучи пойманным, лепрекон обещает огромное богатство взамен за свободу.

С собой лепреконы носят два кожаных кошелька. В одном из них — серебряный шиллинг, магическая монетка, которая всегда возвращается в кошелек, если ею расплатиться. В другом они носят золотую монету, которую использует для подкупа честных людей, оказавшись в трудной ситуации. Эта монетка обычно превращается в листья или пепел, как только лепрекон с ней расстается. С лепреконов нельзя сводить глаз, ибо они могут исчезнуть за секунду.

Клурикон — особенно склонная к воровству разновидность лепрекона. Клуриконы могут украсть или позаимствовать практически все, что угодно, по ночам клуриконы обчищают кладовые и винные погреба, запрягают овец, коз, собак и даже домашнюю птицу и катаются по округе. Особенно клурикон обожает подвалы, в которых хранится спиртное. Клурикон большой любитель отпить винца из разных бочек, бочонков и бутылок, не зная меры. Поэтому все обычно заканчивается тем, что поднабравшийся клурикон рычит, верещит, вопит, поет, отрыгивает и шумит сильнее, чем полтергейст.

Распространяемые всяческими вредными бабами слухи — мол, безобразничает в подвале вовсе не клурикон, а хозяин с дружками — должно считать клеветой и демагогией.

Банши – вестники смерти. Ночные плакальщицы. Кельтская (ирландская) мифология

Банши является персонажем ирландской мифологии, девушкой, которая приходит в дома обреченных на смерть людей. Она своими плачем и стонами оповещает, что час кончины близок.

Ирландцы считают, что образ банши уникален в мировой культуре, но здесь все-таки можно провести параллели. К примеру, есть валлийский Анку и германский Клаутерман, даже сравнивают поведение славянского домового перед смертью членов семьи.

Само слово банши (banshee) является англоязычным. В ирландской мифологии эти существа называются немного по-другому (bean sídhe). Первая часть слова переводится как женщина, вторая же – «ши» или «сид» – потусторонний мир. Также «ши» можно перевести как холмы, и тогда получается, что это – женщина с холмов или «женщина из ши».

Почему же холмы? Дело в том, что по ирландской мифологии люди на островах появились еще до всемирного потопа. После долгих странствий они прибились к Ирландии, но всемирный потоп смыл их. Затем были различные переселенцы, которые сменяли друг друга. Последними же пришли дети Миля или гойделы. Историки считают, что они приплыли из Испании, но тогда думали, что они прямиком из страны мертвых.

С этим народом связан один миф. Так один гойдел решил построить огромную башню. С ее помощью он увидел новую землю и решил рвануть к ней. Однако у него не сложились отношения с проживающим там народом туатов, и он был убит. У убитого остался дядя, по имени Миль. И он решил отомстить. В итоге, туаты были истреблены, а Ирландия заселена сыновьями Миля. Остатки же туатов скрылись в потустороннем мире, входы в который были расположены в холмах. С тех пор существует две Ирландии: человеческая и потусторонняя. Так туаты стали сидами или ши – народом холмов.

Читайте также:
Как вызвать полтергейста или барабашку дома?

К этому племени приписывают и банши. Стоит отметить, что у банши было и много других предназначений. В зависимости от региона, это существо могли описывать: как красивую молодую девушку с длинными белокурыми или золотистыми волосами в длинном плаще с капюшоном, банши также могла быть и маленькой старушкой, тоже с длинными волосами, реже этого духа награждали черными волосами, темной или цветной одеждой, головной убор упоминается редко, также плащ доходил до пяток, часто же банши ходила босой. Существует еще шотландская банши в окровавленной одежде, предвещающая смерть у реки. Есть также банши, которые навлекают смерть, банши – красавицы-призраки, банши – уродливые старухи и банши – суккубы.

Также центральным образом банши является фэйри или фея, но в настоящих народных преданиях они появляются редко. Эти банши получили распространение в литературе 19 – 20 века. Так существует заколдованный лес из артуровских легенд, который был населен ими. Одну из них звали жестокосердной дамой. Произведение было написано английским поэтом-романтиком Джоном Китсом. Эта банши завлекала рыцарей, вселяла в них любовь и страсть, затем бросала людей, и они без воли к жизни в одиночестве бродили по холмам.

В ирландской традиции фэйри – это существа, живущие сообществами, а банши же является одинокой персоной. В ирландской мифологии банши могут быть не совсем одинокими: они связаны с ирландскими родами либо семьями. Обычно эта связь – наследственная, даже считают, что банши является прародительницей этого рода. Обычно вестников смерти имеют семьи, чьи фамилии начинаются на «О» или «Мак».

Некоторые исследователи также считают, что банши прикреплены и к семьям викингов и англо-норманнов, которые переселились на земли Ирландии до XVII века. Считается, что даже, если человек переехал на другой континент, в определенный час его все равно найдёт вестник смерти.

Ирландская нечисть Леприкон, Клуриконы и Феи

А кто же такой лепрекон? Название – от ирландского слова “leath bhrogan”, что означает сапожник.

Лепрекон – гномик-сапожник. Как правило, маленький и пухлый, с длиннющей бородой. Живет в пещерах и охраняет свой горшочек с золотом.

Если верить сказкам, лепреконы обеспечивают обувью своих волшебных сородичей – гномов, эльфов, фей..

Правда, есть любопытный факт – в руках лепрекона – всегда один левый башмачок! А еще трудолюбивый народец старательно копит золото и закапывает в землю горшочки с богатством. Каждый ирландец мечтает поймать лепрекона, дабы узнать великую тайну – где зарыт горшочек. Но лепреконы хитры и изворотливы, от людских глаз старательно прячутся, и лишь чистая случайность позволит вам схватить крохотного сапожника. Лепреконы очень честны: уж если попался в руки жадного человека, обязательно покажет место, где спрятан клад. На худой конец, согласится исполнить три заветных желания. Но будьте осторожны – расставаться с золотом они не спешат, так и норовят перехитрить доверчивых жителей Ирландии.

В одной из ирландских сказок молодой паренек по имени Том однажды услышал тихий стук. Это лепрекон, не заметив человека, с увлечением занимался любимой работой. И… был пойман ловким Томом. Что ж, пришлось лепрекону указать место, где зарыт заветный горшочек! Да вот беда, не было у Тома лопаты, чтобы выкопать сокровище. Находчивый парень обвязал красной ленточкой ромашку, отметив таким образом место клада. А лепрекон клятвенно обещал не трогать ленточку. И …не тронул. Но когда Том, прихватив лопату, вернулся на луг, его взору предстала удивительная картина: все ромашки на лугу были обвязаны красной ленточкой!

Клуриконы

В отличие от трудолюбивых лепреконов клуриконы обожают пить, гулять и веселиться. Потому место их постоянного обитания – винные погребки. Веселые, всегда в стельку пьяные гуляки любят по ночам кататься на овцах и собаках. Но если клурикон разозлится, вино в подвале обязательно скиснет. Впрочем, согласно другой версии фольклорных преданий, лепреконы, устав от дневных забот, с радостью окунаются в ночной мир развлечений и превращаются в клуриконов.

Феи

Среди волшебных жителей Ирландии есть не только лепреконы, но и феи, эльфы, злые и добрые духи лесов и рек.

Читайте также:
Какие камни подходят Рыбам женщинам и мужчинам?

Слово фея – от латинского слова “судьба”. Феи – изящные грациозные создания, безумно любят музыку и танцы. Описание этих волшебных духов есть у ирландского писателя Уильяма Йейтса: “Эльфы и феи в Ирландии порой уступают нам ростом, порой бывают выше нас, а порой в них около трех футов.” Ирландцы считают, что феи – это падшие ангелы. Они не столь плохи для ада, но и не слишком хороши для рая. Вот и сбросил их Бог на землю. Чаще всего феи добры, охотно помогают человеку. Но бывает иначе: могут сделать гадость, похитить детей или взрослого человека, принести несчастье. В старину ирландцы обязательно ставили на окно кувшинчик молока, чтобы задобрить фею.

День Святого Патрика – прекрасный повод вспомнить старинные легенды и предания, чтобы отметить праздник по всем правилам. Ловите лепреконов, чтобы найти горшочек с золотом! Не злите клуриконов, чтобы не скисло вино в подвале! Носите зеленую ленточку на костюме в честь Святого Патрика. И на всякий случай приготовьте скромное угощение для феи…

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Японская мифология и фольклор Система сакральных знаний страны восходящего солнца, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также многочисленные народные поверья и городские легенды, содержит огромное количество ками («божество» или «дух»), ёкай («призрак» или «демон») и хэнгэёкай («звери-оборотни»).
  • Городские легенды Cовременная разновидность мифов, как правило, короткие, и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действи­тельности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества.
  • Рождественский бестиарий Портал посвящён существам и обычаям, относящимся к традиционным зимним праздникам, в центре которых находится Рождество. Подобно многим сверхъестественным существам этого периода, портал появляется в нашем мире только на время, с 5 декабря по 15 февраля.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Клурикон

“Родственные лепреконам существа, как бы подвид лепреконов — это клуриконы (cluricaun). Клуриконы могут украсть или позаимствовать практически все, что угодно, по ночам клуриконы обчищают кладовые и винные погреба, запрягают овец, коз, собак и даже домашнюю птицу и катаются по округе. Хотя лепрекон обычно описывается как ирландский национальный персонаж, изначально это название употреблялось только в северном Лейнстере.” (*)

“Шотландский домовой (опять же хохлик!), разновидность брауни, в отличие от которого, однако, никогда не помогает в домашнем хозяйстве. Впрочем, и мешать тоже не очень-то мешает, по крайней мере до тех пор, пока не наберется горячительного по горлышко. А надобно знать, что кларихун обожает подвалы, в которых хранится спиртное. Кларихун большой любитель отпить винца из разных бочек, бочонков и бутылок, не зная меры. Поэтому все обычно заканчивается тем, что поднабравшийся кларихун рычит, верещит, вопит, поет, отрыгивает и шумит сильнее, чем полтергейст.

Распространяемые всяческими вредными бабами слухи — мол, безобразничает в подвале вовсе не кларихун, а хозяин со дружками — должно считать клеветой и демагогией.” (49)

История лепрекона, легендарного персонажа ирландского фольклора

Хотя лепреконы и славятся своим маленьким ростом, в ирландском фольклоре они играют очень большую роль. Эти «маленькие люди» с Изумрудного острова веками пленяют наше воображение своими зелеными нарядами и обещаниями золота, но их происхождение не так уж и однозначно. Если вы давно хотели узнать больше об этих существах, то вам повезло: сегодня мы познакомимся с историей этого легендарного персонажа.

Кто такие лепреконы?

В ирландском фольклоре лепрекон — это разновидность фейри. Персонаж обычно изображается как крохотный человечек с бородой, одетый в наряд изумрудного цвета, состоящий из жилета, туфель с пряжками и цилиндра. В классических сказках и мифах лепреконы — сапожники, которых сопровождает характерный стук. В поэме 18 века «Лепрекон; или сказочный сапожник» Уильям Аллингем упоминает его как «оживленный стук эльфийского молоточка». Помимо фирменного внешнего вида и звука, лепреконы также известны своей любовью к шалостям. Согласно преданиям, им лучше не доверять, поскольку лепреконы обожают разыгрывать людей. С другой стороны, поймать их считается удачей: они готовы исполнить три желания любого, кто сможет их перехитрить. Хотя именно лепреконы принадлежат Ирландии, они представляют архетип, который существует в культурах по всему миру. В Исландии, Филиппинах и Индонезии, а также у коренных жителей Северной Америки есть свои собственные легенды о маленьких человечках со сверхъестественными способностями, которые славятся своей удачей и коварством.

Читайте также:
Чины ангелов — особенности ангельской иерархии в христианстве

Занимательная эволюция

Хотя упоминания о лепреконах восходят к 8-му веку, персонаж в том виде, в каком мы его знаем сегодня, судя по всему, появился в результате смешения двух фигур из ирландской мифологии: luchorpán и clúrachán. На протяжении веков черты, связанные с каждым из этих волшебных существ, смешивались и сливались воедино, в результате чего появился образ лепрекона.

Luchorpán

Слово «лепрекон», вероятнее всего, происходит от древнеирландского (языка, на котором говорили в Ирландии между 600 и 900 годами) luchorpán, составного слова, чьи корни lú и corp означают «маленький» и «тело» соответственно. Самое раннее упоминание этого термина встречается в «Смерти Фергуса мак Лейти», истории 8-го века о крошечных водных духах, luchorpán, которые после неудавшейся попытки затащить короля в море исполняют три его желания и обманом вынуждают отказаться от престола.

Clúrachán

Clúrachán — одинокий домовой. По поверью clúrachán часто селятся в винных погребах, поскольку эти маленькие духи неравнодушны к выпивке, и, как и лепреконы, обожают дурачество и проказы. Традиционно они носят зеленую одежду, что, вероятно, и вдохновило цветовую схему фирменных нарядов лепрекона. На самом деле, вплоть до 20-го века лепреконы обычно носили красное!

«Но, тем не менее, он в своей одежде выглядит красавцем, поскольку носит красное пальто прямого кроя, богато украшенное золотом, и такую же треуголку, туфли и пряжки», писал Сэмюэл Ловер в сборнике «Легенды и истории Ирландии», опубликованном в 1831 году. Однако за последние пару столетий характерный для clúrachán зеленый цвет просочился в мифы о лепреконах и в конечном итоге стал одной из отличительных черт этого персонажа.

Современный лепрекон

К сегодняшнему дню легенда о лепреконе зажила собственной жизнью. В дополнение к элементам, позаимствованным у luchorpán и clúrachán, современный лепрекон стал ассоциироваться с другими атрибутами — в частности, с горшком с золотом на конце радуги. Хотя происхождение этого мифа не совсем ясно, принято считать, что лепреконы использовали свое неуловимое сокровище для того, чтобы обманывать прохожих и торговаться со своими похитителями. Наше восприятие этих магических существ с годами изменилось, и в итоге мы пришли к образу лепреконов, «сидящих на шляпках грибов, с рыжими бородками и в зеленых шляпах», который мы связываем прежде всего с одним волшебным праздником: Днем Святого Патрика.

Лепрекон и День Святого Патрика

День Святого Патрика — христианский праздник, который празднуют 17 марта. Он чествует Святого Патрика, римско-британского христианского епископа, который обратил ирландских язычников в христианство в V веке. В качестве награды за его неустанные усилия, его посмертно провозгласили покровителем Ирландии. Почему же лепрекон ассоциируется с Днем Святого Патрика, если происхождение этого праздника так тесно связано с религией? В популярной культуре День Святого Патрика — это не столько литургический святой день, сколько празднование всего ирландского, что включает и зеленого лепрекона, который самым сказочным образом передает как наследие, так и фирменный цвет Изумрудного острова. Отмечать День Святого Патрика нравится даже детям, и одна из новых традиций — это дань хитрости лепреконов: дети и их родители каждый год в этот день ставят «капканы для лепреконов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: