Кокатрис — родственник василиска с петушиными чертами внешности

Василиск и кокатрис

Василиск и кокатрис

В эпоху Средневековья василиск и кокатрис стали известны как одно и то же существо, однако раньше они были двумя разными, но неуловимо похожими мифическими животными. Серебряная скульптура, созданная в XVII веке, изображает василиска — существо с головой ящерицы, перепончатыми передними лапами с когтями, двумя крыльями и змеиным хвостом. Изображение кокатриса, сделанное в тот же период, показывает существо с телом петуха, двумя крыльями, шипами на голове и змеиным хвостом.

Василиск был рептилией, в то время как кокатрис представлял собой сочетание черт петуха и змеи с крыльями. Полагали, что оба эти существа обладают способностью превратить в камень любого, на ком останавливался их взгляд. Их дыхание считалось ядовитым, так же как прикосновение их тел и их кровь. Этот яд проникал сквозь любое оружие, используемое для того, чтобы убить василиска или кокатриса, умертвляя человека, который его держит.

Однако Аристотель считал, что если василиск увидит свое отражение в зеркале, он сам окаменеет. Конечно, человек, держащий зеркало, не должен смотреть на существо[82]. Еще одним способом борьбы с ними, описанным в легендах, было носить с собой горностая или мангуста. Предположительно, эти животные нападут на василиска или кокатриса и убьют его, так как они неуязвимы для их смертельного взгляда.

Если животное было ранено, оно могло излечиться, поев руты (Ruta graveolens или «трава благодати»), единственного растения, способного выдержать смертельный взгляд или дыхание василиска или кокатриса.

Василиск был старшим из двух существ. Он жил в более теплом климате и обычно встречался в пустыне. Он был желтого цвета со сверкающими глазами навыкате, как у жабы, заостренными крыльями и хвостом, закрученным наверх, как жало скорпиона. Это было небольшое существо, согласно описаниям древних, не больше двух футов в длину. На голове у него было три костных или роговых выступа, напоминающих корону. Некоторые авторы даже утверждали, что у него был трехконечный хвост[83]. Отдельные древние авторы считали, что василиск произошел от змей, шевелившихся на голове Медузы[84].

Название василиска происходит от греческого слова basiliskos, означающего «маленький царь» или Царь маленьких змей. По латыни его название звучит как regulus и имеет то же значение. Плиний писал, что василиск был царем мелких рептилий, а его шипение отпугивало любых змей. Он утверждал, что это существо могло расколоть скалу, ходило на задних ногах, а не ползало, как змея. Древние авторы писали, что он раскалывает скалы дыханием и живет в пустошах, где хранит свое сокровище. Предположительно, эти пустоши были выжжены его дыханием.

Вероятно, василиск был известен главным образом в Европе, хотя есть некоторые упоминания о нем и на Востоке. Когда-то существовало подобное существо, жившее в Исландии и известное как скоффин.

Его внешность и поведение были сходны с внешностью и поведением василиска. Единственное, что могло убить скоффина, это взгляд другого скоффина.

В настоящее время василиском называют безобидного представителя семейства игуан. Кокатрис значительно отличается от василиска. Слово «кокатрис» происходит от греческого ikhneumon (след). От этого слова появилось также латинское слово calcatrix (следопыт, охотник) и старо-французское cocatris (кокатрис). Средневековые авторы увлеченно описывали происхождение кокатриса. Согласно их утверждениям, кокатрис вылупился из безжелткового яйца, снесенного девятилетним петухом во время восхождения звезды Пса. По легенде петух снес яйцо на навозной куче, где его высиживала жаба или змея.

Были обнаружены доказательства того, что в телах древних петухов иногда содержался маленький шар в форме яйца, являющийся результатом разложения. Возможно, этот факт и дал основание для появления необычной легенды о рождении кокатриса.

Похоже, кокатриса больше принимали западные христиане, чем язычники. Все записи о его появлении были сделаны христианами, как, например, предание о кокатрисе, предположительно появившемся в Риме во времена Папы Льва X. Необычное существо объявили причиной чумы, свирепствовавшей в то время. Утверждали также, что кокатриса вытащили из колодца в Вене в 1202 году о. э. В 1598 году в Варшаве в подвале заброшенного дома обнаружили еще одного кокастриса, которого обвинили в смерти двух маленьких девочек. Предположительно, это существо убил человек, одетый в кожаный костюм с пришитыми к нему зеркалами.

Психологические характеристики: человек, испытывающий злость по отношению ко всем, кто с ним не согласен или кому он завидует. Тот, кто постоянно желает зла тем, кто ему не нравится.

Магические свойства: обнаружение сокровищ в своей душе; развитие талантов; открытие скрытых духовных секретов.

Василиск и кокатрис

Читайте также

Василиск (кокатриса)

Василиск (кокатриса) Василиск с головой петухаВасилиск – один из самых смертоносных существ средневековой символики. По одним данным, василиск внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. В оккультном и магическом символизме василиска изображают в

ВАСИЛИСК

ВАСИЛИСК В античные времена василиском называли маленькую змею с белой меткой на голове, живущую в Ливийской пустыне и известную своим смертоносным ядом и способностью передвигаться с поднятой головой. Изображения василиска украшали головные уборы египетских фараонов

Кто такой василиск?

Кто такой василиск? Под именем василиска древние греки и римляне представляли себе страшное чудовище, имеющее вид змеи и одаренное сверхъестественной силой. Само рождение этого страшилища, по их мнению, происходило неестественным путем: петух клал уродливые яйца, а змеи

***Василиск***

***Василиск*** Василиск — чудовище, которое развивалось на глазах у грамотного человечества, но то даже не догадывается, как оно выглядело. Само слово — василиск — знакомо, пожалуй, всем.Расцвет славы василиска приходится на Средневековье, когда люди утеряли склонность к

Читайте также:
Можно ли дарить жемчуг женщине — поверья и приметы

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Городские легенды Cовременная разновидность мифов, как правило, короткие, и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действи­тельности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества.
  • Сверхъестест­венное Бестиарий сериала “Сверхъестественное” (“Supernatural” series)
  • Игра престолов Сага о мире Семи Королевств. О мире суровых земель вечного холода и радостных земель вечного лета. Мире лордов и героев, воинов и магов, чернокнижников и убийц — всех, кого свела воедино Судьба во исполнение древнего пророчества. О мире опасных приключений, великих деяний и тончайших политических интриг.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Кокатрис

В игровых и литературных фентези-мирах существо, родственное василиску, в основу образа которого положены те черты последнего, которые так или иначе заимствованы у петуха (петушиная анатомия, вынашивание петухом и другое).

Kokatryks albo Kuroliszek — stwór straszliwy, cielsko jaszczurcze, skrzydła nietoperze, a łeb i nogi kogucie mający. Ma dwa ogony wężowe, jednym ofiarę chwyta i oplata, drugim, jak u skorpiona żądlastym, zabija. Ale potrafi zabić nawet spojrzeniem, czym do bazyliszka jest podobny. W tym też i zgubę jego wynaleziono — gdy Kokatryksowi zwierciad­ło pokazać, sam się swym wzrokiem unicestwi. Czasami. Nie zawżdy się taki fortel udaje.

Lęgnie się Kokatryks z jaja zniesionego przez koguta siedmioletniego, a wówczas tylko, gdy gwiazda Syriusz jest w ascendensie. Jaje, w gnoju ciepłym zagrzebane, musi ropucha wysiedzieć. Inaczej nie bę­dzie z tego nic, zamieni się j aje w zbuk. I koniec.

Andrzej Sapkowski “Rękopis Znaleziony w Smoczej Jaskini” (747: s.169)

Кокатрикс или Куролиск — существо страшенное, тело ящерицы, крылья нетопыря, а морду и ноги петуха имеющее. Два у него змеиных хвоста, одним он жертву хватает и оплетает, другим, коий жалом скорпионьим снабжен, убивает. Однако ж может убить и взглядом, чем василиску подобен. В том же и погибель сокрыта — стоит куролиску зеркало показать, как он сам себя собственным взглядом уничтожает.

Токмо не всегда такой фортель удается.

Вылупляется кокатрикс из яйца, петухом семилетним снесенного, и только тогда, когда звезда Сириус восходит. Яйца в навоз теплый погруженные, должна высидеть жаба. Иначе ничего не получится. Превратятся яйца в болтуны. И все тут.

Анджей Сапковский “Рукопись, найденная в Драконьей Пещере” (49: с.286-287)

Первое упоминание кокатриса относится примерно к XI-XIV векам и, вероятно, появилось благодаря ошибочному переводу на французский язык названия ихневмона (буквально, “ищейка”) из “Естественной истории” Плиния. И в последствии было неоднократно перемешено с образом василиска из-за ряда схожих черт.

Кокатрис

Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название). Однако, согласно Плинию Старшему (VIII, 21), на голове василиска не хохолок, а «белое пятно похожее на корону или диадему».

Василиски несколько раз упоминаются в Библии. В Средние века они считались вполне реально существующим животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того они способны убивать лишь одним своим взглядом (сравните: Медуза Горгона).

Содержание

Среда обитания

Считалось, что василиски обитают в безлюдных тёплых и сухих местах, преимущественно в пустынях. Считалось, что именно василиски способствуют возникновению пустынь. В месте, где поселился василиск, умирает всё: птицы и животные падают мёртвыми, растения чернеют и гниют, вода источников, в которых василиск утоляет свою жажду, становится отравленной.

Согласно Библии, василиски обитали в пустынях верхнего Египта и Палестины.

Местом обитания Василисков являются пещеры, они же — его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком «чистые» животные.

Борьба с василисками

Считалось, что из всех животных один лишь горностай, пожевав листьев руты, не боится этого чудовища и может напасть на него спереди. Изображения горностая с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. Также существовало поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо горностаем. Другим оружием было зеркало (полагали, что василиска убивает его собственное отражение — способ Персея, убившего таким образом Медузу).

Яд василиска

Яд василиска был необычайно силён. Например, по рассказу Плиния Старшего, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьём, пал с коня мёртвым. Яд вошёл в его тело через древко копья! Более хитрый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом. Разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч.

Читайте также:
Драки — похитители женщин и домашние помощники

Яйца василиска также ядовиты и причиняют смерть тому, кто съест их.

Василиск убивает, если он видит первым. Он умирает сам, когда его первого увидят. Причина тому, что василиск своим взглядом убивает человека, заключается в том, что взгляд и воображение возбуждают в нем ядовитые вещества, которые из его глаз передаются окружающему воздуху, а оттуда проникают через дыхание в человека. От этого он околдовывается и умирает. Если же человек первым увидит василиска и пожелает его убить, то для этого он должен предварительно обвеситься зеркалами. Как только василиск посмотрит в них, то зараженный им воздух отразится от них и вернется на него, отчего он и умирает. [1]

Представления о происхождении василисков

Существовало несколько теорий о происхождении василисков. Так, согласно римскому поэту Лукану, василиски, а также некоторые другие вымышленные существа аспид, амфисбена, аммодит произошли из крови убитой Медузы Горгоны.

В Средние века наибольшее признание получили теория, что раз в сто лет чёрный семигодовалый петух может отложить в тёплый навоз яйцо (спорыш, спорышек, сносок). Если это яйцо высидит змея или жаба, то из него вылупится василиск. Также, полагали, что василиск может вылупиться из спорыша и в том случае, если его проносит шесть недель под мышкой девственница. Считалось, что вылупившийся василиск исполняет все её приказания: приносит ей золото, мстит за неё тем, на кого она зла и пр.

Василиск и Библия

Иеронимом Блаженным, автором Вульгаты — латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи (цефа, или цифони) перевёл как «regulus» («василиск»). В после того как стало ясно, что верующие в Христа, все меньше верят в василиска, последнего из Библии убрали, однако в средние века оспаривать существование василиска было святотатством.

Так, в Библии с василиском сравнивается смерть Ахаза для Филистимлян, чтобы они не радовались сему, так как, по слову пророка Исаии, из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис 14:29). Езекия действительно прогнал Филистимлян. Точно также высиживанию змеиных яиц уподобляются нечестивые дела Иудеев, которые принесут им большой вред. «Высиживают (они, то есть Иудеи) змеиные яйца и ткут паутину, говорит пророк Исаия; кто поест яиц их, умрёт, а если раздавит, выползет ехидна» (Ис 59:5).

Упоминается василиск и в книге пророка Иеремии, который с василисками сравнивает Халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных Иудеев за их нечестие (8:17): «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас…» (лат.: «…guiaecce ego mittam vobis setpentis regulos quibusnewestincantatidetmorifebuntvos…»).

В Псалме 90:13 говорится: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» — «Super aspidem et basiliscum calcabis conculabis leonem et draconem».

Близкие существа

Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с василиском имеют сербский петух «змей», русский «дворовик» (в виде змеи с петушиной головой).

Василиск в популярной культуре

В геральдике василиск — символ могущества, свирепости и царственности. В том же смысле его образ трактуется такими поэтами-романтиками, как Шелли, Китс, Кольридж.

В романе Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» василиск представлен в виде гигантского змея, прямой взгляд которого смертелен, а отраженный обращает человека в камень.

Кокатрис — родственник василиска с петушиными чертами внешности

Образ василиска в мире Гарри Поттера

Василиск (от греч. βασιλίσκος, «базилискос» – царёк) (англ. Basilisk) – огромный змей, известный также как «король змей», живущий не одну сотню лет. Очень сильное магическое животное. Впервые был создан приверженцем чёрной магии Герпием Злостным, заставившим жабу высидеть куриное яйцо. Осознав, какое страшное чудовище появилось на свет, маги запретили выведение василисков ещё в средние века.

Несмотря на то, что василиска Министерство магии относит к категории ХХХХХ – «Смертельные для волшебников / не поддаётся приручению», всё-таки василиск – это змея, хоть и громадная, поэтому волшебник-змееуст, владеющий змеиным языком, может разговаривать с ним и, при достаточной магической силе, вполне контролировать его. Том Реддл, он же лорд Волан-де-Морт, ещё в юношеские годы мог командовать этим чудовищем, в то время как Гарри Поттер, владея Змеиным языком, не имел над василиском никакой власти.

Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает.

Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти. Обычная продолжительность жизни василиска – около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно – мелкими грызунами.

Яд василиска – удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно. Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд.

Читайте также:
Как узнать кто навел порчу и сглаз — вычисления врага

Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи. Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волан-де-Морта – Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998).

Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража – медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998).

Смертоносный взгляд

Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза – обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале, крайне опасен – поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик.

Взгляд василиска – настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища.

Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров.

Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда.

Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень.

Яйцо василиска

Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок – это «хитроумно замаскированное яйцо василиска».

Средневековье

Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало – и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,– вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.

Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков – чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален – откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове (фр.) русск. в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

Соловьева на «Битве экстрасенсов»

Внимательность в «Битве экстрасенсов» дало очень многое неопытной ясновидящей. До сего она пыталась скрывать свой дар, но после того, чисто Юлии удалось попасть в финал проекта, она обрела уверенность в себя и своих силах. Сейчас ясновидящая занимается развитием своих способностей, ведет замашки и помогает людям, как и большинство участников проекта «Битва экстрасенсов».

Изумительный время прохождения испытаний Юлия Соловьева вела себя честно. Возлюбленная не пыталась угадывать, если у нее не получалось получить информацию с через магических способностей. Многим эта ясновидящая запомнилась как один с самых честных участников «Битвы экстрасенсов». Честность помогла ей удостоиться авторитет среди членов съемочной группы и остальных участников шоу.

Читайте также:
Дергается правый глаз: примета ответит на вопросы

Несмотря на совсем небольшой опыт магической практики, Юлюся Соловьева сумела попасть в финал. Она заняла третье место в пятом сезоне проекта «Битва экстрасенсов». Блюдо место ясновидящая уступила Лилии Хегай, а второе — Ирике Садыковой. Попала в кастинг она по наставлению учителя. Наталья Воротникова была уверена в томик, что это необходимо ее ученице для обретения уверенности в своих способностях.

В целом, подходящий на телепроекте результат довольно хорошо демонстрирует общий уровень способностей этой ясновидящей, в одинаковой мере как и ее отношение к людям. Поэтому, если вы хотите известиться то, чего вам хочется, вместо правды, записываться к ней в прием вам однозначно противопоказано.

Экстрасенс Юлия Соловьева и история ее жизни — все на свете тайны на 321News.ru

Раньше такие загадочные явления причисляли к проделкам атрибут, ведь найти причину происходящего было просто невозможно. Сейчас на таких феноменов придумали специальный термин – «непознанное». Некоторые из сих явлений чаще других упоминаются в литературе и прессе… Немного магии изменит космос в лучшую сторону. Гармония магического оберега с Вашим биополем зависит с нескольких параметров: индивидуальных особенностей и желаемых целей. Не забывайте и о разнице среди амулетом, оберегом и талисманом. Амулет всегда изготовлен лично, талисман и апотропей могут быть купленными. Кроме этого, талисман — привлекает положительную энергию, а фетиш — защищает от негативной.

Предсказание с иголкой

В данном случае в качестве магического атрибута использовалась обычная шип

Важно было взять атрибут, который еще не использовался в целях шитья. Также брались еще нетронутые белые нитки

После что вам необходимо вдеть нитку в иголку и провести готовым маятником надо головой беременной женщины. Теперь станьте так, чтобы маятник находился по-над ее макушкой.

Далее, как и в предыдущем гадании, вам необходимо ходить за тем, какие движения будет совершать маятник. Помните, похожий метод гадания подходит только для тех женщин, которые беременны в основной раз, и у которых не было абортов.

Если иголка будет проделывать круговые движения, это говорит о появлении девочки. Если же балансир двигается в разные стороны, это говорит о том, что на сверкание появится мальчик.

Языческое Таро, аль Таро Белой и Черной Магии

Языческое Таро — разработка современной ведьмы Джины Пэйс. Сия колода отражает все стороны жизни современной ведьмы-неоязычницы. Особенно придется в соответствии с вкусу она молодым девушкам, которые серьезно интересуются язычеством, возьмем, Викка или другими разновидностями современной ветви этой обширной религии.

Равно как и все, что связано с неоязычеством, языческое Таро соединяет в себе накопленные веками запас знаний и опыт с достижениями современных эзотериков. Эта колода способна нарисовать аминь реалии жизни современной ведьмы, а также ее взаимоотношения с миром неопознанного и материальной в обход жизни. Они способны как подсказать что-то касательно знания ведовства, так и помочь решить вопрос из повседневной жизни.

Шабаш Младшие и Старшие арканы были серьезно изменены, их сюжеты отвечают ситуациям с жизни ведьмы, живущей в наше время. Они соответствуют языческим и оккультным духовным системам и целиком и полностью сходятся с мировоззрением современных неоязычников.

Как и во всех остальных колодах, есть четыре масти — Жезлы, Мечи, Кубки и Пентакли. Символика иллюстраций потерпела серьезные изменения. Примерно (сказать), костер в языческом Таро означает энергетический потенциал ведьмы, камень либо кристалл — древние знания, повязка на голове соответствует активации третьего салазки, цветы символизируют расцвет магических способностей, а кадильница — символ защиты.

Придворные карточная игра представлены Элементалями, Неофитами, Инициируемыми и Старшими. Им соответствуют Пажи, Всадники, Королевы и Короли изо стандартных колод. Существует книга Джины Пэйс, посвященная колоде языческого Таро — «Таро Черной и Белой Магии». С ее через разобраться в также серьезно отличающихся от стандартов школ Таро значениях хорэ гораздо проще. В комплекте с колодой идет также брошюра с краткими значениями карт.

Языческая пышка однозначно рекомендована для молодых ведьм, а также всех интересующихся гаданиями людей, исповедующих неоязычество. Возлюбленная неплохо подходит как профессиональному гадателю, так и новичку, несмотря сверху то, что колода нестандартна, и отнести ее к одной из классических школ Таро запутанно. Иллюстрации просты для понимания скрытого в них глубинного смысла карт, к тому а, книга автора колоды раскрывает всю суть их значений.

Как попасть на прием к Сергею Пахомову

Как бы можно понять из биографии Сергея Пахомова, ранее он далеко не заявлял о себе как о практикующем экстрасенсе, а значит, какой-либо открытой информации об этом приставки не- появлялось. Тем не менее, есть весьма большая вероятность, чисто добрый дед Пахом наконец найдет свое призвание и станет причинять помощь людям на постоянной основе, а не от случая к случаю, равно как это было во время проведения 16-го сезона шоу «Битва Экстрасенсов», идеже он с радостью консультировал любого желающего и старался решить любую встреченную проблему.

Отзывы получи и распишись Сергея Пахомова от участников шоу и тех, кто встречал его в жизни и просил помощи в житейских проблемах, прямо-таки поражают. Конечно, не каждый может понять, что именно объясняет блаженный Пахом, но в его словах всегда скрывается глубокий смысл, со временем становящийся что греха таить простым и понятным. Об этом свидетельствуют и его результаты в телепередаче – симпатия имел все шансы завоевать первое место, так как совершил всего делов лишь одну ошибку за несколько выпусков. Тем не слабее. Ant. более, волшебный дед решил совершить добрый поступок и не дал выдворить из передачи откровенно бездарных и бесполезных Иоланту и Россу.

Читайте также:
Как поговорить с душой умершего человека — лучшие способы

Но, ажно учитывая огромное количество поклонников, Пахом не стремится пойти по стезе экстрасенсорики и эзотерики. Пожалуй что, что свой дар он ни в коем случае не хочет переменять в источник дополнительного заработка. А других занятий у странного мужичка хватает — дьявол снимается в фильмах, рисует картины и даже является арт-директором нескольких современных глянцевых журналов. Подробнее о других занятиях ваша милость сможете прочитать в отдельной статье, посвященной творчеству Пахомова.

Василиск в Библии

Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги.

Василиск

← греч. «маленький царь», «царёк»

► Зло (В отличие от дракона, который представляет зло в обобщенном виде, василиск угрожает беспечным грешникам в обыденной жизни), грех, дьявол, Антихрист, Господня кара, угроза;

Обладающее богатой символикой существо полуптица-полурептилия: со змеиным телом, остроконечной головой и гребнем с тремя шипамина нем и на хвосте (Если хвост кончается другой головой, то это Амфисвена), на птичьих логтях. Упоминается во многих легендах как «страж сокровищ», «царь змей», который может убивать взглядом и дыханием.

В Египте им считалась коронованная ядовитая змея (кобра).

Лукан возводит начало рода василиска и змей вообще к Горгоне.

Исидор Севильский и составители «Speculum Triplex» («Тройного зеркала») отвергают легенды Лукана и ищут рациональное объяснение природы василиска (В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение столь же неестественным, как самого василиска) (отрицать его существование они не могли). Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой.

Святая Хильдегард Бингенская (1098—1179) писала:

«Когда однажды жаба почувствовала себя беременной, она увидела яйцо змеи, села на него для высиживания, ожидая, что на свет появятся ее (собственные) детеныши. Последние погибли, однако она продолжала сидеть на змеином яйце, пока в нем не зашевелилась жизнь, на которую тот же час подействовала сила райского змея… Змееныш разбил скорлупу, вышел из нее, однако сразу же выдохнул как бы сильную струю огня… (он) убивает все, что встречается у него на пути».

В бестиариях василиск изображается коронованной змеем, повелителем драконов и змей, перед которым преклоняются ее верноподданные. Затем он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и драконьим хвостом (Который иногда завершается второй петушиной головой (амфисбеновый кокатрикс).). Скульптурное изображение, которое можно увидеть в словенском городе Риске (Бывшая Фиуме на Адриатическом побережье), на Франкопанской площади — это змея на двух грифоньих лапах, с петушиной головой и с перепончатыми крыльями. Изменение облика сопровождается изменением наименования: так, например, Чосер в «The Parson’s Tale» говорит о василикоке (петух-царь): «василикок убивает людей ядом своего взгляда».

Убить его можно с помощью зеркала, когда он сам убивал себя взглядом. В средневековой «Истории Александра Великого» повествуется о его сражении с василиском в темном ущелье: он убил чудовище именно с помощью своего щита, служившим зеркалом (Демоны и сверхъестественные существа выдают себя тем, что не отражаются в зеркале, тогда как воплощения дьявола не могут выносить созерцания собственной внешности и при взгляде на свое отражение в зеркале должны умирать). Рассказывалось и о таком способе, как привязывание стеклянного шара надо лбом василиска или устройстве возле него «стеклянного звона» — всего этого василиск не в силах перенести.

С начала XVII в. несколько меняется облик и легенда о нем. В хрониках сообщалось, что рождается василиск из навоза, либо из куриного яйца, «насиженного» ужом. Внешне выглядит петухом, или индюком с головой и хвостом змеи. Убить его можно запахом и видом ласки, петушиным пением.

Одна из гравюр «Естественной истории змей и драконов» Альдрованди, рисует василиска существом с чешуей вместо перьев и четырьмя парами ног (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног).

Представлялся иногда львом с гребнем о трех шипах.

В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца без желтка, которое высиживала «ядовитая» жаба или змея.

Кокатрис — почти полностью идентичен Василиску: обстоятельства их появления идентичны. Но если птенец наследует в большей степени признаки змеи, то получается ящероподобный Василиск, а в более редких случаях, когда признаков петуха больше — Кокатрис. Он похож на петуха с хвостом змеи и не имеет разрушительной мощи Василиска, но если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то также превратится в камень.

Многократно упоминается в Библии, описывается, то как ядовитый уж, то как змея.

«Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иеремия 8: 17).

В Вульгате др.евр. «тсефа» — название ядовитого пресмыкающегося, переведено как «кокатрис».

В греческих и римских сказаниях и мифах имеет вид небольшого ужа (возможно, это египетская кобра), именуемого «басилискас» ← «базилевс» — «царь», «властитель».

Лукан (Фарсалии, кн. 9) рассказывает, что кровь одной из Горгон дала начало всем змеям Ливии — аспиду, амфисбене, аммодиту и василиску:

Читайте также:
Бильвизы — лесные и полевые духи-вредители

У Плиния Старшего («История Природы» VIII, 21) говорится, что василиск — это уж из Киренаики (Северная Африка) с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему», шипенье которого заставляет все живое пускаться в бегство; дыханье его сжигает траву и кусты, раскалывает и оплавляет камни. Кто случайно оказывается на пути василиска, должен знать, что гибель его почти неизбежна: ядовитое дыханье дракона проходит сквозь ветви кустарника, и убивает всадника вместе с конем. Его убивают дыханье ласки (Здесь, при определенном желании, можно найти связь с королевской коброй (очковая змея, уж Клеопатры): известно, что мангуста справляется с коброй. Название же «василиск» может идти от белого пятнышка на лбу змеи, отдаленно напоминающего царский венец) и пенье петуха. Поэтому он обитает в пустыне, которую сам и создает. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. Из животных лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; считалось также, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Поэтому опытные путешественники благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской.

В ранней символике в основном служил символом антихриста или дьявола как один из его обликов. Это толкование основывалось на Псалме 90:13, где говорится: «…на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Этих животных Св. Августин истолковал как четыре аспекта дьявола, над которым Христос одержал победу. «Как василиск является царем змей, так и черт является царем демонов», говорится у него.

Василиск входит еще в одну четверицу символических созданий черта вместе с красной птицей, рыжей белкой, и кукушкой.

Благодаря отождествлению василиска с Сатаной, Антихристом, etc., его противник ласка, или стеклянный шар соотносились с Христом или Богоматерью, побеждающими Зло. Животное христа — грифон также как и петух считается победителем змея и василиска. Явление инверсии двух групп существ представлено, например, в «Бестиарии Христа» Шарбона Лассе (Брюгге, 1940): зловредные животные — жаба, скорпион, носорог и василиск, являются врагами «положительных» лягушки, жука-скарабея, единорога и петуха, соответственно.

В апокрифическом «Завещании Авраама», популярном в Средние века, «истинное обличье» смерти описывается, в частности как «головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска».

В теме сокрушения змея осталось неясным последнее обстоятельство: функция воды. «Животворно таинство нашей воды, ибо, … Ведь обычно гадюки, аспиды и даже василиски держатся сухих и безводных мест. Мы же, рыбки, вслед за „рыбой“ (////) нашей, Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.» (Тертуллиан. О крещении. 1-2). auaf

Атрибут Диалектики (свободные искусства).

Олицетворение заразных заболеваний, прежде всего — сифилиса, распространившегося в конце 15 в. и названного ядом василиска.

В барочных книгах символов указывается, что василиска можно победить лишь в том случае, если при помощи зеркала направить на него самого его «ядовитый взгляд», вероятно, поверье связано с мифом о Горгоне.

«Злой василиск из яркого зеркала высасывает для своей погибели яд своих глаз; кто причиняет зло ближнему, того справедливо настигает собственное злое намерение» (Хохберг, 1675).

«Взгляд василиска», «глаза, как у василиска» — речевой оборот, — злобность, убийственность, ненависть.

«Вздрогнул Асесор, выпустил из рук бокал, и уставился на Тадеуша, как василиск»

В романе Кеведо «Василиск» говорится:

Кровь василиска в преданиях называется также «кровью Сатурна», способна приносить удачу, счастье, служить амулетом против колдовства (В этом варианте просматривается аналогия с древнегерманским эпосом о Сигурде-Зигфриде, омывшемся в крови дракона и ставшего неуязвимым). В сочетании с другими инградиентами считалась ценным лекарственным средством.

Символ разрушительного огня, способствующего превращению одного металла в другой.

• В Польше изображения василиска появились в XVI столетии — на вывесках питейных заведений. Их можно увидеть и сегодня — в Старом Городе в Варшаве; на Кристофорах в Кракове. А также в столице нынешней Литвы — в Вильнюсе.

• Великие, или Большие, шахматы имели сто сорок четыре поля, и в них участвовали двенадцать фигур и двенадцать пешек. Рядом с королем стоял Грифон, потом Василиск, Жираф, Единорог, Лев, Тура.

• Название «василиск» носит тропическая ящерица семейства игуан; т.ж. назывется «капюшонщиком».

Очень древний и весьма распространенный в средневековом искусстве символ, но его редко можно встретить уже в итальянской живописи эпохи Возрождения.

Спроецированный образ человеческой души сугубо инфернального характера, что видно из троичности его атрибутов (Гребень с тремя шипами и такой же хвост) — инверсии качеств Троицы; а также из преобладания таких составляющих, как жаба и змея. (Диль).

Василиск. Эмблема на меди В. Х. фон Хохберг, 1675 г

During the Middle Ages it was believed that Christ had crushed the four creatures mentioned by the Psalmist, among them the basilisk. В течение средневековья полагалось, что Христос сокрушил четыре существа, упомянутые Psalmist, среди них basilisk.

The basilisk, surely, must always symbolize Death, laying us low with a sudden sweep of his scythe, which flashes like the creature’s glance, unless we weigh up our fate in advance and prepare ourselves clear-headedly for it, or as the Psalmist says, place ourselves in the hands of God’s angels.

Читайте также:
Можно ли гадать во время месячных — экспертное мнение

basilisk, конечно, должен всегда символизировать Смерть, кладя(налагая) нас низко со внезапной зачисткой его косы, которая вспыхнет подобно взгляду существа, если мы не взвешиваем нашу судьбу заранее и готовим нас ясные голово к этому, или поскольку Psalmist говорит, место самостоятельно в руках ангелов Бога.

Finally, the basilisk is surely a symbol of the unconscious, to be feared by those who ignore it, dominating those who do not recognize it for what it is to the extent of shattering or destroying their personalities. It needs to be faced and assessed for what it is, or else it will make us one of its victims.

Наконец, basilisk — конечно символ не сознающих, бояться теми, кто игнорируют это, доминируя над теми, кто не признают это за то, что это является вплоть до разрушения или разрушения их лиц. Требоваться столкнуться и оценено для того, что это, иначе это будет делать нам одну из его жертв.

Мифический чудовищный змей. По описанию Плиния Старшего (1 в., Plin. Nat. hist. VII 78; XXIX 66), В. наделялся сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы. Можно было спастись от В., показав ему зеркало: змей погибал от собственного отражения; смертельным для В. считался также взгляд или крик петуха. Имел гребень в виде диадемы, откуда его название — «царь змей». В средние века верили, что В. выходил из яйца, снесённого петухом и высиженного жабой (поэтому на средневековых изображениях он имеет голову петуха, туловище жабы и хвост змеи).

(Кокатриса). Соединение птицы с рептилией: змея с головой и когтями птицы . Если хвост кончается другой головой, то это Амфисвена. В христианстве — это дьявол или антихрист, один из четырех обликов дьявола.

Василиск

Baselicoc, Basiliscus, Cocatris, Cockatrice, Kokatris, Sibilus

С течением веков василиск (известный также под названием «кокатрис») становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и вовсе забыли.

Василиск (греч. «маленький царь») — обладающее богатой символикой сказочное существо из мира змей. Как василиск является царем змей, так и черт является царем демонов, говорится у св. Августина.

Впрочем, на базарах и ярмарках за «дракона», а, точнее, за «василиска» со «смертоносным взглядом» в средневековые времена шарлатаны и фокусники иногда выдавали и. обыкновенную курицу! Для этого у нее выщипывали почти все перья, красили в зеленовато-синий цвет и облепляли рыбьей чешуей. «Василиск» получался вполне живой и на редкость эффектный!

По мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему». В средневековых книгах о животных василиск изображается в виде коронованной змеи, перед которой преклоняются ее верноподданные [1]. В средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении названия: Чосер в «The Parson’s Tale» говорит о василикоке («василикок убивает людей ядом своего взгляда»). Одна из гравюр, иллюстрирующая «Естественную историю змей и драконов» Альдрованди, наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно Старшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.)

Кокатрис — настолько подобен легендарному Василиску, что порой трудно выявить различия между ними. Разные источники указывают на следующие сходство и различия между этими существами: существо должно родиться из яйца петуха (мужской цыпленок) и затем высиживаться змеей или жабой. В результате получится Василиск, и лишь только в некоторых случаях — Кокатрис. Только Кокатрис наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи. Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту — если человек посмотрит в глаза Кокатрис, то превратится в камень.

Глаза горгон обращали живых существ в камень; Лукан рассказывает нам, что из крови одной из них произошли все змеи Ливии — аспид, амфисбена, аммодит и василиск. Приводим соответствующие пассажи из книги IX «Фарсалии»:

В теле ее губительный яд впервые природа
Произвела: из горла тогда шипящие змеи
Выползли, жалом своим трепеща с пронзительным свистом.
И по спине у нее разметались, как женские косы
Плечи хлестали они ликованием полным Медузы.
Встали над хмурым челом, поднявшись дыбом, гадюки,
Яд извивался из них, когда волосы дева чесала.
Что было пользы проткнуть копьем василиска.
Мурру несчастному? Яд мгновенно по древку разлился.
В руку всосался ему; поспешно меч обнаживши,
Он ее тотчас отсек, у плеча отделивши от тела.
И, наблюдая пример своей собственной смерти ужасной,
Смотрит, живой, как гибнет рука.

Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, свидетельствует Плиний. Из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: василиска убивает его собственное отражение.

Читайте также:
Архангел Чамуил — ангелы любви и воплощение розового пламени

Среди смертных грехов он символизирует высокомерие, страсть к роскоши, и с ним, как и со львом и драконом, сражается и поражает их Христос. Распространившийся в конце 15 в. сифилис был назван ядом василиска. В книгах символов периода барокко указывается на то, что василиска можно победить лишь в том случае, если при помощи зеркала направить на него самого его «ядовитый взгляд». «Злой василиск из яркого зеркала высасывает для своей погибели яд своих глаз; кто причиняет зло ближнему, того справедливо настигает собственное злое намерение» (Хохберг, 1675).

Исидор Севильский и составители «Speculum Triplex» («Тройного зеркала») отвергают легенды Лукана и искали рационального объяснения природы василиска. (Отрицать его существование они не могли, ибо в Вульгате древнееврейское слово «тсефа», название ядовитого пресмыкающегося, переведено как «кокатрис».) Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой.

О василиске святая Хильдегард Бингенская (1098-1179) писала: «Когда однажды жаба почувствовала себя беременной, она увидела яйцо змеи, села на него для высиживания, ожидая, что на свет появятся ее (собственные) детеныши. Последние погибли; однако она продолжала сидеть на змеином яйце, пока в нем не зашевелилась жизнь, на которую тот же час подействовала сила райского змея… Змееныш разбил скорлупу, вышел из нее, однако сразу же выдохнул как бы сильную струю огня… (он) убивает все, что встречается у него на пути».

В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение столь же неестественным, как самого василиска. В те же годы примерно Кеведо написал свой романе «Василиск», где говорится:

Si esta vivo quien te vio,
Toda su historia es mentira,
Pues si non murio, te ignora,
Y si murio no lo afirma
[Коли жив, кто тебя видел,
Зря нам сказки говорит.
Коль не умер, то не видел.
Ведь кто умер, тот молчит (исп.)]

[1]Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

4 Июня – день Василиска. Соловьиный день. Не сеяли, не пахали – этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится. Следует уделить особое внимание василькам. На засеянном рожью поле они воспринимаются как сорняк, но, собранные с любовью, могут принести большую пользу человеку.

В этот день лучше ничего не делать в поле и на огороде. Лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится. Этот день «страшный» — день рождения Василиска, царя змей, который вылупляется из яйца семигодовалого петуха, снесенного 15 января, и высиженного жабой. Узнать такое яйцо легко — оно абсолютно круглой формы и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей. Если вылупится василиск в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть девки. Да и хлеб на корню пропадет.

Чтобы этого не случилось, накануне собранные яйца — даже из самых потаенных куриных кладок — варили вкрутую. Еще в этот день ходили собирать васильки и слушать соловьев.

Василиск

Авторы страницы

Василиск

Изображение

Этимология

Что означает название существа?

Василиск Baselicoc, Basiliscus, Cocatris, Cockatrice, Kokatris, Sibilus

С течением веков василиск (известный также под названием «кокатрис») становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и вовсе забыли.

Василиск (греч. «маленький царь») — обладающее богатой символикой сказочное существо из мира змей. Как василиск является царем змей, так и черт является царем демонов, говорится у св. Августина.

Впрочем, на базарах и ярмарках за «дракона», а, точнее, за «василиска» со «смертоносным взглядом» в средневековые времена шарлатаны и фокусники иногда выдавали и. обыкновенную курицу! Для этого у нее выщипывали почти все перья, красили в зеленовато-синий цвет и облепляли рыбьей чешуей. «Василиск» получался вполне живой и на редкость эффектный!

По мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему». В средневековых книгах о животных василиск изображается в виде коронованной змеи, перед которой преклоняются ее верноподданные [1]. В средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении названия: Чосер в «The Parson’s Tale» говорит о василикоке («василикок убивает людей ядом своего взгляда»). Одна из гравюр, иллюстрирующая «Естественную историю змей и драконов» Альдрованди, наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно Старшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.)

Внешний вид

Василиск — восьминогая либо шестиногая рептилия. Он представляет собой крупного хищного ящера с коричневой шкурой и бледно-зелеными светящимися глазами. Он является счастливым обладателем аж восьми ног, но быстроходности они ему не добавляют – от василиска вполне можно удрать.

Читайте также:
комнатный плющ в доме -- хорошие и плохие приметы

Происхождение

По античному поверью, василиски рождались из яиц птицы ибис, которая питаясь яйцами змей, сама иногда откладывает собственные яйца через клюв (возможно, это интерпретация образа ибиса со змеиным яйцом в клюве). Записи о поверье сохранились у писателей IV века: богослова Кассиана, знатока Египта, утверждавшего, что «нет сомнения, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом», и Аммиана Марцеллина, у которого рассказ о василиске следует сразу после упоминания египетского поверья. Гай Юлий Солин в III веке также писал о поверье, что ибисы пожирают крайне ядовитых змей, и откладывают яйца ртом.

О том же писали медик Т. Браун XVII века в критическом труде «Ошибки и заблуждения» и зоолог-путешественник А. Э. Брем XIX века, приводившие ссылку на средневековое издание В. Б. Пьерио (англ.)русск., с иллюстрацией василиска, вылупившегося из яйца ибиса. Они объясняли поверье тем, что поедание ядовитых и заразных змеиных яиц заражает змеёнышами яйца самих птиц. Поэтому египтяне разбивали находимые яйца ибисов, чтобы не вылупились василиски, хотя в то же время обожествляли этих птиц за поедание.

Место обитания

Местом обитания Василисков являются пещеры, они же – его источник питания, поскольку ест Василиск только камни.

Родственники

Кокатрайс – настоящий, исторический василиск.

Драколиск – помесь дракона (чаще всего чёрного) и василиска.

Пиролиск – близкий родственник кокатрайса.

Особенности характера и привычки

Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность . «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике — как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием— там василиск был ко двору.

Интересы

Главная его черта — царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран». Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества «царственного существа».

Друзья

Аспид и василиск персонажи внешне чем- то схожие друг на друга. Оба берут свое начало от ядовитых змей, обоих наделяли необыкновенными способностями, и оба мифических «героя» служили на стороне зла.

Враги

Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком “чистые” животные.

Характерные фразы, цитаты

— Сдается мне, ты очень много об этом думал, — холодно заметил Каркаров. — Занятная гипотеза. А я тут недавно слыхал такую историю: ты вбил себе в голову, — ха-ха! — что один из подарков, которые ты получил в день рождения, — хитроумно замаскированное яйцо василиска. Ты его взял и разбил, а это оказались часы для автомобиля. Потому-то мы и не воспринимаем тебя всерьёз. (Обращение Каркарова к Аластору Грюму на Турнире Трёх Волшебников.)

Гермиона запихала портрет Финеаса Найджелуса обратно в сумочку и, застегнув её, отодвинула в сторону и подняла к Гарри сияющее лицо. — Меч способен уничтожать крестражи! Оружие гоблинской работы принимает в себя лишь то, что его закаляет. Гарри, этот меч пропитан ядом василиска! (Гермиона о новых неожиданных качествах меча Гриффиндора.)

Святая Хильдегард Бингенская (1098—1179) писала: «Когда однажды жаба почувствовала себя беременной, она увидела яйцо змеи, села на него для высиживания, ожидая, что на свет появятся ее (собственные) детеныши. Последние погибли, однако она продолжала сидеть на змеином яйце, пока в нем не зашевелилась жизнь, на которую тот же час подействовала сила райского змея… Змееныш разбил скорлупу, вышел из нее, однако сразу же выдохнул как бы сильную струю огня… (он) убивает все, что встречается у него на пути».

Библия Многократно упоминается в Библии, описывается, то как ядовитый уж, то как змея. «Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иеремия 8: 17). В Вульгате др.евр. «тсефа» — название ядовитого пресмыкающегося, переведено как «кокатрис».

Античность В греческих и римских сказаниях и мифах имеет вид небольшого ужа (возможно, это египетская кобра), именуемого «басилискас» ← «базилевс» — «царь», «властитель». Лукан (Фарсалии, кн. 9) рассказывает, что кровь одной из Горгон дала начало всем змеям Ливии — аспиду, амфисбене, аммодиту и василиску:

Образ в искусстве

Образ василиска в культуре

Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом — на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве.

На стадии становления христианской иконографии периода IV — начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад.

«Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» — один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него.

«Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло».

Читайте также:
Сатанинская Библия Антона Лавея и биография жреца Сатаны

Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла.

В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом.

В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов-романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

В геральдике василиск — символ могущества, свирепости и царственности.

В современной культуре

Существует мнение, что в современной культуре василиск не имеет большой популярности и особого символического значения, в отличие, например, от единорога и русалки. Потенциальную мифологическую нишу василиска прочно занял дракон, чья история древнее и обширнее.

Произведения, в которых встречается существо

1)Джоан Роулинг “Волшебные твари и где их искать”

3)Римские деяния. (Многие главы)

4)История сражений Александра Великого. XIII в.

5)Томас из Кантимпрэ. «Книга о природе вещей»

6)Александр Некам. О природе вещей. I, 75

7)Храбан Мавр. Об универсуме. Гл. 3: О змеях.

8)Солин. «О вещах достопримечательных»

10)Плиний Старший. Естественная история

11)Александр Некам. О природе вещей.

Фильмография

Василиск встречается в фильме:

Гарри Поттер и Дары Смерти (1 и 2 часть)

Гарри Поттер и Орден Феникса

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Мара — славянская богиня Зимы, Смерти, Жизни

Нехбет — египетская покровительница новорожденных

Рокурокуби и нукекуби — загадочные существа Японии

Тантал, царь Сипила, сын Зевса, наказанный богами за гордыню, надменность и дерзость

Гидра, чудовище со змеиным телом и девятью драконьими головами, убитое Гераклом

Анубис, египетский бог мертвых Ануп

Саламандры — духи огня

Алконост — райская птица с чарующим голосом

Один день из жизни Василиска

Василиск. В древних преданиях упоминается как “Вселяющий страх змей”. Никто точно не знает, как это чудовище появилось на свет, но ходят некоторые слухи, позволяющие делать догадки о происхождении этого мифического существа. Василиск презрел трусливый метод передвижения предков и собратьев своих – змей, и, гордо поднимая грудь свою над землей, он величественно проскальзывает туда, куда глядят глаза. Но взгляд этого существа был страшен, ведь лишал он жизни всех, кого встречал на пути. А от его зловонного дыхания погибали все растения. Везде сеяло это существо страх и разруху, и не было нигде ему места. Только одним злом и жило это существо, а от гнева его никому не суждено было скрыться. Однажды напал василиск на город большой и красивый, хотел он лишить счастливой жизни всех живущих там людей. Но непростой это был город, то был город Героев, не было там тех, кто слаб духом. Все были воинами храбрыми, настоящими защитниками Родины. Они были дружны и едины, к тому же необычно сильны. Василиск был горд и не мог отступить, он надеялся на свою великую силу и могущество, как он и делал всю свою жизнь. Жизнь существа, не имеющего поддержки или помощи. Но сила его была бесполезна, все до одного народ смотрел не в глаза ему, а на до блеска начищенные щиты. На секунду страх взял его, но вспомнил он, как многих лишил жизни и без своей магии. Взмахнув хвостом, он направил сильнейший поток ветра на людское войско. Но и здесь устояли люди. Упершись в спины товарищей, они стояли, не шелохнувшись, под напором врага. Единство этих людей удивляло и пугало Василиска. Ничего подобного он в своей жизни никогда не видел. При одном виде его все живые либо погибали, либо спасались бегством, бросая родных и спасая свою шкуру. А здесь все было совершенно по-другому, и не знал Василиск, что делать: бегством спасаться или ждать времени, когда эти люди начнут атаку.Но вдруг подал голос один из людишек – их командир и лидер:- Мы мирный народ и живем здесь испокон веков. Мы никому не желаем причинять зло и боль. Ты напал на наш город, дабы поразвлечься учинил здесь разгром. Ты можешь разрушить город и все вокруг, но ты не сокрушишь наше товарищество! Ты можешь уйти, но дашь слово и поклянешься не нарушить его. Нарушишь, тут же упадешь замертво. Василиск никогда не слышал таких смелых слов от такого мелкого существа. Но какое-то странное чувство, которого он никогда ни к кому не испытывал, заставило его подчиниться. То чувство – уважение. Не уважая никого, Василиск так и не обрел чьей-то поддержки и силы товарищества, какие были у этих людей, этим они превзошли его. Впервые Василиск потерпел поражение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: