Кроммионская свинья — порождение Ехидны и Тифона

Кроммионская свинья — порождение Ехидны и Тифона

Самые ранние свидетельства существования мифических животных относятся к эпохе верхнего палеолита — именно в это время художники начинают рисовать их на стенах пещер. Одним из первых таких существ на территории нашей страны можно, вероятно, считать дракона из знаменитой Каповой пещеры на Урале — он появился на ее стене около пятнадцати тысяч лет тому назад.

О том, откуда взялись мифические чудовища, существуют разные точки зрения. Например, античный философ и врач Эмпедокл в пятом веке до н.э. видел причину их происхождения в том, что в древности разные части человеческих и животных тел существовали сами по себе:

Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,

Голые руки блуждали, в плечах не имея приюта,

Очи скитались по свету, одни, безо лбов сиротея.

Соединяясь друг с другом, эти элементы образовывали чудовищ, в том числе подобных знаменитому Минотавру:

Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,

Твари бычачьей породы являлись с лицом человека…

Сомневаться в реальности такого рода животных было достаточно трудно: о них повествовали бесчисленные мифы всех народов земли, их подробно описывали не только мифографы, но и географы, историки, путешественники, энциклопедисты… В Средние века они на равных правах с реальными животными наполняют бестиарии — своего рода зоологические справочники. На Руси мифические животные подробно описаны в азбуковниках — предках энциклопедических словарей — и лубочных картинках.

В двадцатом веке животными этими неожиданно заинтересовались биологи. Во всем мире начали издаваться научные работы, посвященные их зоологии, физиологии, способам размножения… В России одним из основоположников новой науки стал доцент кафедры медицинской биологии СПБГМА им. И. И. Мечникова — А. П. Римский-Корсаков. Его дело продолжила профессор, доктор биологических наук О. М. Иванова-Казас — ведущий российский специалист не только по эмбриологии животных обычных, но и по биологии животных мифических. Она ввела в научный оборот термин mythozoa (мифозои) по аналогии с metazoa (многоклеточные животные) и издала ряд книг и статей, посвященных общим вопросам их изучения.

Не удовлетворяясь уже существующими мифозоями, биологи для обоснования своих построений стали изобретать новые гипотетические существа, играющие роль «промежуточного звена» от одного реально существующего типа животных к другому. Немалый вклад в создание новых мифозоев и в их расселение по планете внесли журналисты.

О мифических животных, их взаимоотношениях с людьми и истории их изучения рассказывает новая книга двух авторов — Ольги Колобовой и Валерия Иванова, — работающих под общим псевдонимом Олег Ивик. Тема этой книги не случайна: авторам неоднократно приходилось встречаться с мифозоями в реальной жизни. Участвуя в археологических раскопках, они находили фигурки мифических животных в курганах скифского времени. На ролевых играх они вступали с такого рода животными в самый прямой контакт, и одному из авторов довелось однажды сразить пылающей стрелой дракона, который парил на тросе над лесной поляной. Дракон загорелся, прожег трос и упал на траву, едва не устроив лесной пожар, а авторы (будущие) настоящей книги убедились, что в обращении с мифозоями требуется крайняя осторожность.

Одной из основных проблем, с которой столкнулись авторы, оказался вопрос о том, кого из мифических существ следует причислять к мифическим животным (ибо именно животными было решено ограничить рамки книги). Известно множество персонажей, которые, при наличии, например, хвоста или кошачьей головы, являются тем не менее богами и духами, и отнести их к животным было бы некорректно. В то же время существует немало мифических животных, которые по своему строению ничем не отличаются от животных настоящих (например, волк Ивана-царевича), и вопрос о том, найдется ли для них место в настоящей книге, долгое время оставался открытым. А куда отнести искусственных животных, которые издавна обитали в мифах, — например, золотых собак, сооруженных Гефестом для охраны дворца царя Алкиноя? Как собаки они безусловно относятся к животным, как герои мифа — к животным мифическим, как бессмертные существа — к богам, но по материалу, из которого они сделаны, их следует отнести не к мифозоям, а к роботам, причем даже не к биороботам…

Но по мере работы над книгой, вопрос разрешился сам собой. Количество мифозоев, с которыми авторам хотелось поближе познакомить читателей, оказалось так велико, что для спорных существ места уже не нашлось. Не нашлось его и для многих мифозоев весьма бесспорных, ибо их количество почти бесконечно, и для жителей некоторых мифологических систем в книге попросту не нашлось места. Авторы проявили волюнтаризм и решили ограничиться рамками тех культур, которые им наиболее интересны и знакомы (или кажется, что знакомы).

Поскольку книга эта предназначена для чтения и справочником не является, авторы позволили себе упростить некоторые специальные вопросы истории и особенно — экологии и физиологии мифозоев. При цитировании исторических документов авторы намеренно убрали скобки, которыми отмечены сомнительные или темные для перевода места, — таким образом текст, без изменения его смысла, стал легче читаться. Хочется верить, что эти и другие подобные упрощения не вызовут нареканий со стороны серьезных читателей, — им авторы рекомендуют обратиться к списку использованной литературы, приведенному в конце книги, и изучить вопрос по более солидным источникам.

Авторы благодарят участника 54-й Российской Антарктической экспедиции, биолога В.Л. Сёмина, который проконсультировал их по некоторым сложным вопросам классификации мифозоев, в частности кентавров и драконов. Он же внес ясность в проблему «переворачивателя пингвинов», объяснив, что это существо, о котором повествует фольклор антарктических экспедиций, является не мифическим животным (как ошибочно утверждают некоторые весьма уважаемые авторы), а профессией (правда, столь же мифической и проистекающей из уверенности профанов, что пингвины, задирающие голову для обозрения самолетов и вертолетов, падают на спину и уже не могут перевернуться обратно). В результате книга лишилась весьма занимательного мифозоя, но зато приобрела более строгий научный характер.

Читайте также:
Мантры радости и счастья для общения с миром

Авторы также благодарят кандидата филологических наук, сотрудника Института восточных культур и античности РГГУ Д.О. Торшилова за разъяснение спорных мест в текстах античных авторов и за консультации по поводу личной жизни Ехидны.

Древний Ближний Восток

О том, кого в Древнем Египте можно и кого нельзя отнести к мифическим животным, авторы настоящей книги вели долгие и бесплодные споры. С одной стороны, беременная самка бегемота, имеющая женские руки и грудь и задние лапы (а иногда и голову) льва, безусловно относится к таковым. Но с другой стороны, существо это, по имени Таурт, было богиней, причем богиней, придерживающейся самого гуманистического мировоззрения — она покровительствовала женщинам и детям, помогала при родах и лечила от бесплодия, и назвать ее животным — значило бы проявить к ней крайнее неуважение. Бог Тот имел голову ибиса, но голова эта была полна ученых мыслей и высоких помыслов: он покровительствовал писцам и врачам, создал письменность и календарь, научил людей счету, ведал архивами и библиотеками и считался автором некоторых священных книг, что для животных, даже и мифических, не вполне характерно. Список этот можно продолжать почти до бесконечности — едва ли не все боги Древнего Египта имели или животный облик, или, по крайней мере, голову животного. Так, Хнум, который ведал плодородием, оберегал истоки Нила и слепил из глины людей (а по некоторым данным — и весь мир), в древности имел внешность барана; позднее, приобретя человеческое тело, он навсегда сохранил баранью голову. Такую же голову носил на плечах и Амон — бог солнца и одно из верховных божеств Египта. Другой бог солнца, Ра, принимал облик кота (впрочем, коты были не только любимы, но и высоко почитаемы в Египте); он же изображался человеком с головой сокола. Осирис, научивший людей зачаткам цивилизации (землепашеству, виноградарству, добыче металлов, врачебному искусству и градостроительству), имел голову ястреба (и соответственно птичьи мозги), что не мешало ему отправлять обязанности судьи загробного мира. Его сын Гор имел голову сокола, а ближайший помощник Осириса в делах загробного судопроизводства, бог Анубис, — голову шакала (иногда этот покровитель умерших полностью принимал облик шакала). Жена Осириса Исида могла изображаться в виде коровы. Была известна египтянам и другая корова — богиня неба Хатор. Брат и убийца Осириса, бог пустыни Сет, имел ослиную голову. Бог воды Себек имел облик (или, по крайней мере, голову) крокодила, богиня войны Сехмет — голову львицы, богиня радости и веселья Бает — голову кошки…

Кроммионская свинья

Кроммионская свинья был гигантским кабаном, терроризировавшим сельскую местность вокруг города Кроммион на Истме. Зверь был питомцем людоед старой старухи по имени Фея. И она, и свинья были убиты Тесеем, когда он шел из Трезена в Афины, очищая дорогу от различных бандитов и негодяев.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Дети

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вакхилид. Отрывки. 18. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 282) (5 в. до н. э.):

«Жадного кабана сразил он [Тесей] средь Кроммионских чащ»

Платон. Лахет. 196e / Пер. С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 113) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ. Следовательно, Никий, ясно, что и в отношении кроммионской свиньи ты не поверишь, будто она может быть мужественной… человек, произносящий эту пословицу, не допустит мужественности ни у одного из животных»

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга E1. 1. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Третьей Тесей убил Кром­ми­он­скую сви­нью, кото­рую зва­ли Феей по име­ни ста­ру­хи, выкор­мив­шей ее. Об этой сви­нье неко­то­рые гово­рят, что она была порож­де­ни­ем Ехид­ны и Тифо­на».

Страбон. География. Книга 8. 6. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Кром­мий — селе­ние в Коринф­ской обла­сти, хотя в преж­ние вре­ме­на нахо­ди­лось в Мега­риде; оно было местом дей­ст­вия мифа о Кром­ми­о­ний­ской сви­нье, кото­рая, по рас­ска­зам, была мате­рью Калидон­ско­го веп­ря; по пре­да­нию, одним из подви­гов Фесея было уби­е­ние этой сви­ньи».

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут [в Кро­ми­оне на Истме], гово­рят, жила дикая сви­нья Файя и одним из подви­гов Тесея была борь­ба с этой сви­ньей».

Читайте также:
Черная магия на привлечение денег поможет быстро разбогатеть

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 59. 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Третьим подви­гом [Тесея] ста­ло убий­ство оби­тав­шей в Кром­ми­оне дикой сви­ньи, кото­рая, отли­ча­ясь огром­ны­ми раз­ме­ра­ми и силой, погу­би­ла мно­гих людей».

Плутарх. Тесей. 9. 1 / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх .Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк 2-3 вв. н. э.):

«Кром­ми­он­ская сви­нья по клич­ке Фэя была воин­ст­вен­ным и сви­ре­пым диким зве­рем, про­тив­ни­ком отнюдь не пустяш­ным. Мимо­хо­дом Тесей под­сте­рег ее и убил, чтобы не каза­лось, буд­то все свои подви­ги он совер­ша­ет по необ­хо­ди­мо­сти; вдо­ба­вок он счи­тал, что опол­чать­ся про­тив негод­ных людей храб­ро­му мужу сле­ду­ет лишь в ответ на их враж­деб­ные дей­ст­вия, но на бла­го­род­но­го зве­ря до́лжно напа­дать пер­во­му, невзи­рая на опас­ность. Неко­то­рые, прав­да, утвер­жда­ют, что Фэя была раз­бой­ни­ца, кро­во­жад­ная и раз­нуздан­ная; оби­та­ла-де она там же, в Кром­ми­оне, «Сви­ньей» ее про­зва­ли за гнус­ный нрав и образ жиз­ни, а Тесей, мол, ее умерт­вил».

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 38. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 43):

«Кабана, который был в Кроммионе, убил [Тесей]».

Овидий. Метаморфозы. Книга 7. 433. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пес­ни запе­ли: «Тобой, вели­кий Тезей, вос­хи­ще­нья
То, что спо­кой­но теперь кро­ми­он­ский пашет селя­нин [Кро­ми­он, селе­ние око­ло Корин­фа, опу­сто­шав­ше­е­ся диким веп­рем.], —
Дар и заслу­га твои».

Справочник автора/Греко-римская мифология/Мифические существа

Это подстатья к статье «Справочник автора/Греко-римская мифология». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

Уникальные [ править ]

  • Амалфея — коза с острова Крит, вскормившая своим молоком юного Зевса. Когда возмужавший громовержец сверг своего отца Крона, он в благодарность превратил козочку в созвездие Козерога. Один из рогов Амалфеи стал тем самым легендарным Рогом изобилия.
  • Аргус — стоглазый гигант, верный слуга Геры, стороживший для неё любовницу Зевса Ио, которую Громовержец превратил в корову. Убит Гермесом, который усыпил Аргуса игрой на флейте и отрубил ему голову. Глазами своего слуги Гера украсила павлиньи хвосты. Считается, что изначально Аргус олицетворял звёздное небо. Также, в некоторых версиях мифа он убил Ехидну, задушив её во сне.
    • Понятно теперь, кому обязан именем роулинговскийФилч?
  • Тифон — громадное драконоподобное чудовище с сотней голов, сын Геи и Тартара, либо сын Геры, рождённый без отца. Существует также версия, что Тифон рождён из драконьего яйца, помазанного семенем Крона, которое потом высиживал Пифон. Бросил вызов Зевсу за власть над миром и проиграл [1] после чего был низвергнут в Тартар. По другой версии, погребён под горой Этной и от его конвульсий происходят извержения вулканов. Муж Ехидны и отец многих чудовищ, включая Цербера, Немейского льва, Гидру и прочих.
    • В некоторых источниках говорится, что Тифон настолько напугал олимпийцев, что они спрятались от него в Египте, превратившись в различных животных — так греки объясняли появление египетских звероподобных божеств. Сам Тифон ассоциировался у эллинов с египетским Сетом.
    • А ещё в одном варианте мифа Тифон практически одолел Зевса, вырвав у него сухожилия и оставив Громовержца валяться сломанной куклой. Положение спасли Гермес и бессмертный сатир Айгипан, которые усыпили великана игрой на свирели и вернули Зевсу сухожилия, после чего он сбросил на спящего Тифона Этну.
  • Ехидна — наполовину женщина, наполовину змея (т. е. дракайна), дочь морских богов Форкия и Кето или Геи и Тартара. Жена Тифона, родившая от него множество чудовищ. Задушена титаном Аргусом, либо убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом.
  • Офиотавр — сын Геи, довольно безобидная тварюшка в образе быка со змеиными хвостом вместо ног. Но в его внутренностях была заключена сила, способная уничтожить мир… Или, если речь идёт о войне богов, вроде Титаномахии, переломить чашу весов в пользу того, кто принесет органы Офиотавра в жертву. Так и случилось — некий титан (обычно называют Тития или брата Прометея Менетия) убил Офиотавра и едва не совершил жертвоприношение, но орёл украл органы несчастной скотинки и отнёс Зевсу. Тогда обряд свершили олимпийцы, перед этим окружив алтарь силовым полем собственного могущества, во избежание побочных эффектов. Именно после этого орёл стал священной птицей Зевса.
  • Химера — огнедышащее чудовище с головой льва, козы и змеей вместо хвоста. По Гомеру, у Химеры были только туловище козы, но гораздо чаще упоминается, что козлиная башка росла у неё из спины. Убита Беллерофонтом, который оседлал Пегаса и с небес расстрелял чудовище из лука. Породила Сфинкса и Немейского льва от связи со своим братом, двуглавым Орфом. Её имя стало нарицательным. Согласно комментариям к «Энеиды» от Сервия Гонората, «Химерой» жители Ликии называли кишащий змеями вулкан, где также паслись козы и выводили детёнышей львы.
  • Немейский лев — сын Тифона и Ехидны, либо Химеры и Орфа. Огромный лев с непробиваемой шкурой и острейшими клыками-когтями. Опустошал окрестности города Немеи, пока по его душу не пришёл Геракл. Сын Зевса завалил один из входов львиной пещеры камнями и устроил засаду. Когда лев явился, Геракл пытался застрелить его, но стрела просто отскочила от звериной шкуры. Тогда полубог оглушил зверя дубиной (разбив её при этом вдребезги) и задушил его. После этого Геракл освежевал льва его же клыками и впредь носил его шкуру в качестве накидки-доспеха.
Читайте также:
Марсельское таро — галерея и значение карт

  • Лернейская Гидра — гигантская змея со множеством голов, очередное порождение Ехидны и Тифона. Жила в Лернейских болотах, где опустошала соседние селения и стерегла подводный проход в Аид. Когда Геракл сражался с ней, то обнаружил неприятную особенность чудовища — вместо отрубленных голов у Гидры отрастало сразу две. Тогда Герк принялся с наслаждением рубить, пока несчастная гадина не стала походить на какой-то одуванчик кликнул Иолая, и тот прижигал шеи факелом, чтобы остановить регенерацию голов. Лишь одну бессмертную голову не удалось умертвить, и герой завалил её скалой. В желчи и крови Гидры Геракл смочил свои стрелы, сделав их опасными даже для бессмертных, поскольку они причиняли сильнейшую боль, что в будущем и испытал на себе Хирон.
    • По Паниасиду, Гера послала здоровенного рака (которого почти всегда изображают крабом) помешать герою. Членистоногое вцепилось в геройскую ляжку, за что было раздавлено геройской пятой. Гера же поместила рака на небо в виде одноименного созвездия.
    • Имя «Гидра» происходит от праиндоевропейского *udréh₂, что буквально переводится как «водяная». Сходство со словом «выдра» ни разу не случайное. А согласно рационалистической теории, Лёрн был взбунтовавшимся против Эврисфея царем и Геракл разрушил его крепость «Гидру», которую сторожил гарнизон лучников под командованием наёмника Краба.
    • А ещё гидра судя по всему была не одна, просто Лернейская крупнее и головастее всех. Правда, тут сложно отделить гидру и энудра — зверька-врага змей, который как раз ближе к выдре и мангусту.
  • Керинейская лань — златорогая и медноногая священная лань Артемиды, не знавшая усталости. По воле богини разоряла поля неблагодарных крестьян, пока за ней не отправили Геракла. Герой преследовал животное целый год, причём полгода лань бежала на север, вплоть до Гипербореи и Дуная, а ещё полгода — на юг. Так продолжалось, пока Геракл не додумался ранить лань стрелой. После этого животное отправили в Микены, но её вскоре пришлось отпустить из-за разгневанной Артемиды. По Каллимаху, ланей было пятеро и все здоровее быка. Четырёх запрягла в свою колесницу Артемида, но пятая сбежала из-за козней Геры и именно её ловил герой.
    • Образ очень забавно деконструирован Олдями: в их ахейском цикле лань оказывается одной из гигантов (о которых ниже) , и при виде этого чудовища богиня-дева чуть невинности не лишилась с перепугу.
  • Эриманфский вепрь — громадный кабан, живший на одноименной горе и разорявший окрестные деревни. Геракл загнал его глубоко в снег, после чего связал и доставил в Микены. При виде крайне взбешенного секача, Эвресфей спрятался в сосуде и приказал сплавить жуткую свинью куда нибудь подальше. Позднее, вепря добил Тесей. Именно во время охоты на кабана был случайно ранен ядовитой стрелой Хирон.
  • Критский бык — бык необычайных размеров и силы, посланный Посейдоном царю Миносу в качестве награды. Этого же быка должны были принести в жертву богу морей, но Минос так, кхм-кхм, полюбил бычка, что возложил на жертвенных простого тельца, за что Посейдон наслал на животное бешенство. Геракл укротил быка, доплыл на его спине в Микены, после чего отпустил. Много позднее, несчастную скотину прикончил Тесей, после чего взялся и за сына Критского быка — Минотавра.

  • Герион — крылатый великан о трёх телах, трёх головах и трёх пар рук и ног, сын Хрисаора и океаниды Каллирои. Обитал на крайне западе Ойкумены, где держал стада чудесных коров, которых охраняли пастух Эвритон и двуглавый пес Орф. Гелиос помог Гераклу, дошедшему до края земли, переправится на остров Гериона, взяв героя на свою ладью. Полубог убил Эвритона и Орфа, после чего прикончил и самого Гериона, поразив три его тела одновременно. Но на этом квест не закончился — по дороге обратно одна корова сбежала и её припрятал басилей Эрикс, сын Посейдона. За это Геракл убил его в борьбе, но потом уже все коровы разбежались из-за заклятия Геры. С огромным трудом (и наверняка страшно ругаясь) сын Зевса вернул часть стада и доставил в Микены, где Эврисфей принес их в жертву… Гере.
  • Орф — двуглавый пёс, брат Цербера, стороживший коров Гериона. Примечателен тем, что от связи с Химерой, по ряду версий, породил Немейского льва и Сфинкса.
  • Ладон — стоглавный дракон, сын Тифона и Ехидны или морских богов Форкия и Кето. Сторожил сад Гесперид, обвившись вокруг дерева с золотыми яблоками, но Геракл сразил его при помощи ядовитых стрел. По другой версии, яблоки достал Атлант, пока герой служил подпоркой для неба.
    • В некоторых источниках Ладон упоминается как титан, превратившийся в чудовище после поражения в Титаномахии. Именно эту версию развил Яков Голосовкер в своей книге «Сказания о титанах».
Читайте также:
Яроврат — оберег для воинов или земледельцев?

  • Цербер/Кербер — чудовищный пёс, сторожащий проход в Аид. Кербер пускает туда души за угощение в виде медовой лепёшки, но обратно не выпускает ни при каких условиях. Тем не менее, три героя спустились в Аид, взаимодействовали с Цербером и ушли на своих двоих. Первым был Орфей, который то ли усыпил, то ли так разжалобил пса своим пением, что тот его пропустил. Вторым был Геракл, одолевший монстра в борьбе и доставивший его в Микены по заданию Эврисфея. И наконец, троянский герой Эней, поступивший гораздо проще и прагматичнее — он скормил Керберу лепёшку со снотворным. Сейчас стража Аида практически всегда изображают просто трехглавым псом, хотя в мифах количество голов Цербера колеблется от 2 до 50 и 100. Кроме того, у него на загривке росли змеи, вместо хвоста — драконья голова, а там, куда капали слюни, прорастал ядовитый аконит. Сейчас эти интересные анатомические подробности обычно игнорируют.
    • Образ страшного пса-стража загробного царства (или ещё как-то связанного со Смертью) встречается практически во всех праиндоевропейских культурах. Достаточно вспомнить германо-скандинавского Гарма, псов Ямы из ведийской-индуисткой традиции и других.
  • Антей — великан, сын Посейдона и Геи. Последняя постоянно давала своему сыну силу, поэтому он был непобедим, пока касался земли. Правил Ливией и заставлял всех чужеземцев бороться с ним насмерть, а из черепов проигравших он построил храм, посвященный богу морей. Когда через владения Антея проходил Геракл, полубог тоже вступился в борьбе с громилой. Но сколько бы раз Геракл не мял бока Антею, тому все было как слону дробина, а после бросков на землю он лишь становился сильнее. Так продолжалось, пока герой не додумался поднять Антея на руках (по другой версии, сдавить в медвежьих объятиях) — потеряв контакт с мамой, здоровяк резко ослаб и Геракл его придушил, а в Ливии сын Зевса навел порядок.
    • В свете описанной суперспособности непонятно, каким местом думали отечественные конструкторы, называя именем Антея… самолёт.
  • Кроммионская свинья — чудовищная свинья, дочка Тифона и Ехидны, опустошавшая округ Кроммион, пока не была убита Тесеем, шедшим в Афины. В некоторых источниках у свиньи была хозяйка, злобная старуха Фэя, чьё имя иногда переносят на само чудовище. По более реалистичной версии, это была разбойница, прозванная «свиньей» за злобу и грешный образ жизни.

  • Минотавр — монстр с телом человека и головой быка, сын критской царицы Пасифаи и чудесного быка, посланного Посейдоном. Желая наказать Миноса за обман, бог морей наслал не только бешенство на парнокопытное, но и извращенное влечение басилисы к животинке. Спрятавшись в деревянной корове, созданной Дедалом, Пасифая согрешила с быком и вскоре родила неведомую зверушку, которую обалдевший Минос запер в подземном лабиринте, построенным все тем же Дедалом. Позднее, каждые девять лет Минотавру отдавали на съедение группу афинских юношей и девушек, пока это безобразие не пресёк Тесей. Афинского цесаревича полюбила дочь Миноса Ариадна и подарила ему знаменитый клубок. С его помощью Тесей спустился в лабиринт, убил Минотавра и выбрался, после чего сбежал с уцелевшими земляками и Ариадной на корабле. Некоторые ученые толкуют миф о Минотавре, как столкновение праиндоевропейских культур и быкопоклонников «народов моря», закончившиеся победой первых. Также есть версия, что под убийством Минотавра подразумевается уничтожение культа Молоха или крах Крито-Микенского владычества над Элладой.
    • Собственно, имя Минотавр и означает «бык Миноса» — поэтому довольно странно выглядят авторы, которые выводят минотавров под тем же именем в своих мирах, где Миноса не было отродясь. Разве что Blizzard поступили куда изящнее.
  • Пегас — бессмертный крылатый конь, сын Медузы и Посейдона, родившийся после того, как Горгоне отрубил голову Персей. Беллерофонт укротил его при помощи хитрости и волшебной уздечки, подаренной Афиной, после чего сразил Химеру. После гибели героя Пегас стал возницей для зевсовых молний.
    • Имя «Пегас» негреческого происхождения и часть ученных ассоциирует его с эпитетом лувийского бога грозы Тешуба — pihaššašiš, сиречь «сияющий». Символично, если вспомнить, что Пегас носил Зевсу молнии.

Древнегреческие мифы глазами биолога

Коровы и быки. Одна из самых известных коров – та, в которую была превращена возлюбленная Зевса Ио. Сам же громовержец превратился в роскошного быка, когда захотел похитить прекрасную Европу, дочь Агенора. Она родила Миноса, Радаманта и Сарпедона. Отсюда пошла знаменитая пословица «Quod licet Jovi, non licet bovi» – «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Минотавр

С быками у Миноса, ставшего царем Крита, связаны не совсем приятные ассоциации. Однажды он попросил Посейдона прислать ему жертвенное животное, но появившийся из моря великолепный белоснежный бык понравился царю, и он отправил его пастись в свои стада. За это морской владыка сделал так, что Пасифая, жена Миноса, без ума влюбилась в быка. От этой страсти родился Минотавр – человек с бычьей головой. Неизвестно, тот ли это был бык, но вообще-то пятый подвиг Геракла заключался в поимке Критского быка, разорявшего окрестности и изрыгавшего пламя.

Бык из стада царя Приама был назначен в подарок победителю соревнований. Но получилось так, что его выиграл Парис, родной сын царя Трои, – пастух стада, в котором бык и вырос.

Читайте также:
Екатерининское гадание — взгляд в собственную душу

Огнедышащих и медноногих быков, сотворенных Гефестом, должен был запрячь Ясон, чтобы вспахать поле и засеять его зубами дракона.

Тесей выволакивает убитого Минотавра из лабиринта

С коровами связан десятый подвиг Геракла. Герой должен был похитить стадо великана Гериона, причем именно украсть, а не купить или выпросить. Для Гериона это закончилось печально, как и для его двухголового пса Орфа.

Зевс в образе белого быка, похищающий Европу

Коров из стада титана Гипериона, вопреки приказу Одиссея, зарезали его голодные спутники. После этого их корабль затонул, а спасся лишь хитроумный сын Лаэрта. А коров из стада Аполлона похитил малыш Гермес, привязав к их хвостам ветки, чтобы замести следы.

Согласно предсказанию прорицателей, город нужно было строить там, где ляжет обессиленная корова. Именно в этих местах были построены Троя (Илион) и стовратные Фивы.

Тесей убивает Минотавра

Примечательно, однако, что при таком близком знакомстве с коровами древние греки не умели делать сливочное масло, а если и умели, то не использовали его. Жаль, а то, по некоторым данным, на островах были такие великолепные пастбища, что у коров Гериона, например, молоко при скисании не давало сыворотки – лишь один жирный творог.

Ио «странствующая», возлюбленная Зевса (с картины П.Рубенса)

Лани. Артемида, богиня охоты, очень любила это животное. Наверное поэтому она разъезжала на колеснице, запряженной ланями. Этим животным она заменила дочь Агамемнона Ифигению, которую необходимо было принести в жертву для успешного похода на Трою. В лань превращалась и сама Артемида, например, когда ею пытались овладеть братья От и Эфиальт. По предсказанию, они не могли погибнуть ни от рук богов, ни от рук смертных. Став белоснежным животным, Артемида пронеслась между ними – и братья, пытаясь показать свое охотничье мастерство, сами пронзили друг друга копьями.

Артемида с ланью (статуя Леохара)

Лань вскормила Телефа, брошенного сына Авги и Геракла. Геракл же отличился еще и тем, что добыл знаменитую Керинейскую лань (третий подвиг), у которой были золотые рога и медные ноги. Герой носился за ней по всей Европе, а когда это ему надоело, точным выстрелом из лука пригвоздил ее к дереву, причем стрела прошла между костью и сухожилием ног так, что не пролилось ни капли крови. За это ему чуть не попало от богини, но он свалил всю вину на Эврисфея, приказавшего поймать животное.

Олени. Именно они были изображены на короне Немезиды – богини возмездия.
Охотник Актеон случайно увидел купающуюся Артемиду и был превращен ею в оленя, которого тут же разорвали его собственные собаки.

Артемида, убивающая Актеона

Другого великолепного оленя, кстати, своего собственного любимца, случайно убил Кипарис, друг Аполлона. Горе юноши было так велико, что бог превратил его в вечно скорбное в своей красоте дерево.

Свиньи и кабаны. Как следует понимать, они отличаются друг от друга тем, что кто-то одомашнен, а кто-то дикий. А может и так: один добрый, а другой – нет. В общем, следите за логикой изложения.
По одной из версий, маленького Зевса вскормили не только Мелисса и Амалфея, но и свинья, которая к тому же и катала его на спине.
В свиней волшебница Кирка превратила и спутников Одиссея, напоив их зельем. (Сам же хитрый Одиссей успел принять противосвиной антидот.)
Кроммионская свинья была сущим проклятием для местных жителей, разоряя их поля и пугая стариков, пока в дело не вмешался Тесей. Говорят, эта свинья была еще одним порождением Тифона и Ехидны, а следовательно, сестрой Кербера, Гидры, Химеры.
Калидонский вепрь (кабан) был послан Артемидой разорить поля Ойнея, за то, что тот позабыл принести ей жертву наравне с другими одиннадцатью богами Олимпа. Охота на этого зверя прославила Мелеагра, Атланту, Теламона, Ясона, Тесея, Диоскуров и других героев.

Бронзовая фигурка вепря

Поимка живьем Эриманфского вепря – четвертый подвиг Геракла. Герой загнал огромного и свирепого зверя в глубокий снег и скрутил его.
Другой вепрь убил аргонавта Идмона, прорицателя, когда он с командой готовился покинуть гостеприимного царя Лика. Кабан задрал и аргонавта Анкея, кормчего «Арго», но уже по возвращении из путешествия домой.
В подобной ситуации Одиссей отделался глубоким шрамом на бедре. (Именно по шраму его и узнали, когда герой возвратился домой после долгой дороги из Трои.) Но ничто не могло спасти бедного Адониса, возлюбленного Афродиты, ведь в образе вепря был сам Арес, ревнивый и свирепый бог войны.

Отряд Непарнокопытные

Осел. Как известно, на Олимпе непорочных богинь можно было пересчитать по пальцам одной руки. К ним относились Артемида, Афина и Гестия. На честь последней покушался козлоногий Пан, но в самый ответственный момент закричал осел и поднял тревогу.
Ослиными ушами был «награжден» царь Мидас, когда не согласился с решением судьи Тмола присудить победу Аполлону в его состязании с Марсием в игре на музыкальных инструментах.
Надо заметить, что греки ценили в ослах не только прекрасные ходовые качества, совершенно неоценимые в сильно гористой местности Эллады, но и их вкусное мясо, питательное и лечебное молоко.

Кони и лошади. Можно подумать, что царь Авгий содержал именно коней, коль скоро Геракл, совершая свой пятый подвиг, вычистил от навоза его конюшни. На самом же деле, кроме табунов Авгий содержал множество отборных стад и отар. А вообще-то табунами славились многие цари, боги и герои Древней Греции.
Главк, сын Сизифа, например, запретил покрывать своих кобылиц, надеясь улучшить их скаковые качества. Этим он обидел Афродиту, выступавшую против сексуальной дискриминации в том числе животных. В результате кобылицы взбесились и разбили колесницу царя вместе с ним самим.

Читайте также:
«Я и Он» - меркантильное гадание на отношения

Колесница Гелиоса (с кортины Н.Пуссена)

Знаменитые лошади царя Эномая никогда не приходили к финишу вторыми, ведь они были зачаты от северного ветра Борея и даже получили собственные имена, запечатленные в мифах – Псилла и Гарпина. Отважный герой Пелоп, чтобы победить Эномая, пошел на хитрость, подговорив Миртила, возничего царя, повредить его повозку. Это стоило царю жизни.
Из-за бессмертных кобылиц Лаомедонта, царя Трои, Геракл согласился избавить Илион от ужасного морского чудовища. Но царь обманул сына Зевса, за что тот, возвратившись с войском, взял Трою приступом и убил клятвопреступника со всей его семьей (кроме Подарка, переименованного в Приама, ставшего впоследствии отцом Гектора, Париса, Кассандры и т.д.).
Согласно предсказанию, в Троянской войне город мог пасть только в том случае, если: а) в кампании будет участвовать Ахилл (его хитростью привлек к делу Одиссей); б) будут использованы стрелы Геракла, которыми по наследству владел Филоктет (ими лучник убил Париса); в) из города будет унесено изваяние Афины (его потом украл Одиссей); г) наконец, если кони царя Реса, союзника троянцев, никогда не напьются воды из реки Скамандр (этих коней похитили Одиссей и Диомед). И как тут не вспомнить еще и деревянного Троянского коня, спрятавшего в своем нутре отряд греков.
Кони послужили причиной гибели других персонажей мифов. Вероломного царя Ликурга, проклятого Дионисом, собственные подданные привязали к лошадям и разорвали на части. Знаменитые кони Диомеда, сына Ареса, – Подагр, Лампон, Ксанфи Дин – были выкормлены мясом и кровью чужеземцев. Восьмой подвиг Геракла как раз и заключался в их поимке. К сожалению, пока герой бился с Диомедом, кони-людоеды съели друга Геракла, Абдера.
Жеребцы Ламп и Фаэтон (из четверки крылатых коней они, видимо, были самыми ретивыми), запряженные в колесницу Гелиоса, не послушались неверной руки сына бога солнца, Фаэтона, и понесли. Зевс вынужден был убить перуном горе-возничего, чтобы не вызвать пожара на всей планете.

Среди прочих коней следует отметить крылатого Пегаса, вылетевшего из тела Медузы Горгоны после обезглавливания ее Персеем. Этого животного оседлал Беллерофонт, чтобы победить Химеру. Но потом герой очень возгордился, решил взлететь на Олимп, был сброшен Пегасом на землю и лишился разума.

Крылатый конь Пегас

Кобылицы вскормили в разное время Гиппофоя и Пелия.
Дикий конь Арейон был зачат Посейдоном и Деметрой, когда последняя пыталась в лошадином обличии укрыться в табуне от назойливого ухажора. Этого коня однажды позаимствовал для военного похода Геракл, хотя вообще-то он любил сражаться пешим.
Сам Посейдон славился своими жеребцами. Хотя на многих картинах в его колеснице изображены не кони, а гиппокампы – гибрид жеребца со змеем.
Чтобы клятва была более весомая, боги клялись над водами реки Стикс. Люди же для этого становились на куски лошадиного мяса. Именно так Одиссей надоумил поступить царя Тиндарея, отца Елены Прекрасной, чтобы претенденты в зятья не ополчились против единственного ее избранника.

Отряд Китообразные

Дельфины. Наряду с голубем и орлом дельфин был посланцем богов. Когда один из дельфинов убедил нереиду Амфитриту стать женой Посейдона, морской владыка в благодарность поместил животное на небо в одноименное созвездие. Дельфины были запряжены в колесницу другой нереиды, Фетиды, матери Ахилла. Наконец, дельфины, пораженные звучанием лиры Ариона, не дали ему утонуть, когда певца выбросили за борт какие-то негодяи. Потому-то дельфин олицетворял бескорыстную любовь к человеку, был символом дружбы.

Изображение дельфина на древнегреческой монете

Что касается других китообразных, то о них мы находим лишь намеки. Кето – морское чудовище, акула, кит, кашалот, тюлень и другие ужасы, дочь Понта и Геи, ассоциируется скорее с крупным водным зверем, а не с акулой. Похоже, что этим чудовищам приписывались различные отрицательные черты. Одного из них убил Персей, освобождая Андромеду, другого – Геракл, защищая Гесиону. Причем, как утверждают, Геракл кинулся чудовищу в пасть и пробыл там трое суток, вспарывая внутренности, после чего благополучно вышел на свет, потеряв лишь всю свою шевелюру. Ситуация, очень сходная с той, в которой очутился библейский праведник Иона, также проглоченный и извергнутый каким-то крупным водным животным.

Отряд Ластоногие

Тюлени. Некто Фок был сыном нереиды Псаматы, которая, не сумев уйти от обьятий Эака, превратилась в тюленя. Самого же Фока убили Теламон и Пелий. Герой Тесей, убивший Минотавра, замешан в одном постыдном для него деле. Поверив лживому доносу, он проклял своего незаконнорожденного сына Ипполита и стал молить Посейдона о его гибели. Из моря вышел огромный тюлень, который так испугал лошадей Ипполита, что они понесли – и сын разбился.

Отряд Хищные

Собаки. Когда пьяные пастухи убили Икария, думая, что он решил их отравить новым напитком – вином, и тайком закопали тело, захоронение нашла его собака Мера. Бедное животное издохло у хозяина на могиле, а его дочь Эригона повесилась на ближайшем дереве. За это Меру, Икария и Эригону поместили на небо (созвездие Малого Пса, Волопаса и Девы). Аргус, собака Одиссея, ждал хозяина все годы его скитаний и околел, последний раз увидев его по возвращении. То, что еще в древности собаки ценились очень высоко, говорит следующий факт. Ойон, друг Геракла, гулял по улицам Спарты, когда на него набросилась огромная молосская собака. Защищаясь, Ойон кинул в нее камнем, за что был избит палками хозяевами пса. Попало и Гераклу, пришедшему на помощь (это один из немногих случаев, когда герой вынужден был спасаться бегством). Через некоторое время, придя с войском, он сурово наказал обидчиков.
Собакой был выкормлен Нелей, брат Пелия, впитавший вместе с молоком дикий нрав. Между тем, Асклепия, бога врачевания, сына Аполлона, тоже вскормили по очереди коза и собака. Золотой пес, изготовленный Гефестом для Реи, был украден Пандареем и передан Танталу. Однако, тот был не меньший жулик и стал все отрицать, поклявшись именем Зевса не только перед Пандареем, но и перед Гермесом. За это кроме «танталовых мук» в преисподней ему были добавлены муки иного рода: огромный камень нависал над головой, грозя вот-вот сорваться и раздавить клятвопреступника.
Курьезный случай произошел с другим псом, Лайлапом, подаренным сначала Миносу, а потом Прокриде, жене Кефала. Лайлап не упускал никакую добычу. Когда он охотился на бессмертную Тевмесскую лисицу, которую тоже по определению никто не мог поймать, возникла тупиковая ситуация. Зевс тогда со злости превратил обоих в камень.
Но не все собаки были друзьями человека. Страшный стикийские собаки (с берегов реки Стикс) сопровождали богиню колдовства Гекату. Исчадиями ада были трехголовый Кербер и двухголовый Орф. Первого Геракл поймал живьем.
Интересно, что еще со времен античности до нас дошло название 183 различных пород собак. Среди них были поводыри слепых, сторожевые и даже боевые собаки, которые использовались, например, в Марафонской битве.

Читайте также:
Крест Лады Богородицы — значение оберега

Волки. Великий потоп, описанный в Библии, согласно греческим мифам, был вызван разгневанным Зевсом после того как царь Ликаон пытался накормить бога супом из потрохов собственного сына. Как мы знаем, Ликаона и его оставшихся сыновей превратили в волков, это проклятое место назвали Трапезунд, а от потопа спаслись лишь некоторые, в частности, Девкалион и Пирра. Сами же волки мало того, что не утонули, но еще своим воем побудили жителей Парнаса отправиться на гору, где впоследствии был построен город Ликорея. Огромный волк был послан нереидой Псаматой, чтобы отомстить за смерть ее сына Фока. Но зверь попытался загрызть Пелея и был превращен его женой Фетидой в камень.

Медведи. Самая известная медведица – превращенная в зверя Каллисто, возлюбленная Зевса. Теперь уже не Гера, а Артемида решила затравить ее собаками, от чего беднягу спасло только превращение в созвездие Большой Медведицы. Медведица же вскормила Атланту, отличившуюся в охоте на Калидонского вепря, а также и Париса, укравшего Елену Прекрасную. Медведя и льва предстояло запрячь в одну колесницу царю Адмету – только в этом случае он мог получить в жены красавицу Алкестиду, дочь Пелия.

Львы. Вышеупомянутая Атланта вместе со своим возлюбленным Меланионом были превращены в льва и львицу. Это была месть Аполлона за осквернение ими его святилища – по представлениям древних, львы никогда не спариваются со львами, а только с леопардами, поэтому они лишены радости любить друг друга. В льва любил превращаться Дионис, например, когда наказывал пиратов. Львиным молоком вскормили бога любви, младенца Эрота. А львиным мясом питался великан Антей, сын Геи, от которой он и получал силы.
Изображение Геракла было бы неполным без львиной шкуры, которая составляла его одежду и одновременно – защиту. Но что это был за лев? Согласно одному мифу, сначала герой, еще будучи восемнадцатилетним пастухом, убил Киферонского льва. Но, скорее всего, эта шкура не обладала такими выдающимися свойствами, как шкура Немейского льва (первый подвиг). Поскольку этот лев был порождением чудовищ Орфа и Ехидны, ему не могли причинить вреда ни стрелы, ни меч, ни копье. Пришлось задушить его голыми руками. Говорят, он откусил Гераклу большой палец на ноге, а шкуру зверя герой снял, используя его же собственные когти, острые, как бритва. Похоже, именно Немейский лев был помещен на небо в одноименном созвездии.
Лев был символом Фив, как вепрь – Калидона. Троица «лев, бык и змей» символизировала также трехсезонный год.

Рысь. Царь скифов Линх задумал убить Триптолема, который по воле Деметры учил всех людей земледелию. Но богиня не допустила этого, превратив Линха в рысь.

Ехидна

Если вы являетесь нашим постоянным читателем, то наверняка знаете, сколько проблем принесли мифические создания в Древней Греции. Однако в мифологии упоминается существо, которое не только само по себе приносило невероятные разрушения и несчастия, но и породило множество созданий, которые выступают антагонистами в мифах Эллады. Наверняка внимательные читатели уже поняли, что речь идет о Ехидне, и в сегодняшней статье мы хотим рассказать вам все об этом ужасном создании.

Происхождение

Происхождение Ехидны до сих пор является причиной разногласий в мифологии. Дело в том, что разные источники указывают разные версии ее происхождения. Чаще всего родителями Ехидны называют Тартар и Гею, ибо именно богиня земли породила множество ужасных существ, в том числе и Тифона, желая отомстить олимпийцам за то, что те так жестоко повели себя с ее детьми – титанами.

Читайте также:
Примета — почему нельзя мыть посуду в гостях

Однако есть и легенды, которые родителями Ехидны называют Форкия и Кето. Эта версия подтверждается внешним обликом Ехидны, в которой явно преобладали змеиные черты, а имя ее в переводе означает «гадюку». Учитывая, что впоследствии Медуза Горгона (которая с вероятностью 100% была дочерью Форкия и Кето) выбрала именно наполовину змеиный облик, вполне вероятна и эта легенда происхождения Ехидны.

Также есть версия, что Ехидна является дочерью Хрисаора и Стикс, что в целом также является достаточно правдивой версией, ибо Медуза Горгона породила Хрисаора (точнее он вышел из ее тела, вместе с Пегасом), но подробнее об этом читайте в наших статьях о Медузе Горгоне и Пегасе. В этой легенде матерью Ехидны является Стикс, богиня клятв и справедливости, богиня честного их выполнения.

Как бы там не было, а в любом случае Ехидна является потомком первородных титанов, что говорит о ее благородном происхождении и невиданной силе, которой обладали все титаны без исключения.

К сожалению, история Ехидны настолько древняя, что до нас дошли лишь фрагменты истории. Мы, конечно, постараемся для вас сложить их все в единую картину, но все различные версии и мифы, в которых упоминается Ехидна, мы тоже обязательно вам расскажем.

Становление Ехидны

Действительно чудодевой стала Ехидна. Не было в мире существа прекраснее ее, но особую власть она имела над змеями. В те давние времена Ехидна обладала самой обычной человекоподобной внешностью, но красота ее была неописуемой. Все живые существа в мире людей и богов восхищались ею, и даже звери, птицы и растения – все они всегда сопровождали Ехидну, настолько прекрасной она была.

Но не только существа мира смертных восхищались красотою и силой Ехидны. Многие титаны боялись вступать с ней в состязания, и одного их взгляда хватало, чтобы их сердца забились быстрее. И случилось так, что даже сам великий Зевс обратил свое внимание на невиданную красавицу. Не было у громовержца пошлых мыслей, однако одного его внимания красавице хватило, чтобы на нее обратила внимание и супруга Зевса – ревнивая и коварная Гера.

Долгое время богиня семейного очага наблюдала за Ехидной и все больше и больше завидовала ее красоте. И задумала тогда Гера погубить Ехидну. И лучшего убийцу она выбрала, для того времени. Им считался гигант Аргус, тот самый, который впоследствии преследовал любовницу Зевса Ио, и о котором больше вы сможете узнать в нашей статье о громовержце.

Однако просчиталась Гера. Даже Аргус, с его сотнею глаз, был наповал сражен красотою Ехидны. Одного только взгляда его хватило, чтобы влюбиться в Ехидну. Каждый день он приходил к ее дому и не решался подойти к ней, а лишь тихо и аккуратно наблюдал он за ней издалека, желая, чтобы красавица обратила внимание на его странный блеск, который он излучал своими глазами. И действительно, видела его Ехидна и это возбудило в ней любопытство, и чем дальше, чем больше она жаждала увидеть эту блестящую красоту.

И вот, однажды, вышла Ехидна на скалу и никого не увидела. Аргус решился показаться ей вблизи, пришел в ее обитель и признался в любви, а также предложил Ехидне брак. Ничего ему не ответила Ехидна, а лишь только наблюдала за его красотою. Каждую ночь Аргус приходил снова и снова, но ничего не менялось. В конце концов он решил, что такая красота не должна находиться на земле, в мире смертных. Захотел гигант вознести Ехидну в мир богов, где она станет его законной супругой.

История и зоология мифических животных – Олег Ивик

Книгу История и зоология мифических животных – Олег Ивик читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

Местные жители еще во времена Павсания показывали приезжим пещеру, в которой погиб знаменитый лев, — приблизительно в пятнадцати стадиях (чуть меньше трех километров) от местечка Немея. Сам же лев был помещен Зевсом на небо и стал сиять среди созвездий. Сенека в трагедии «Геркулес в безумье» описывает, как Геракл, глядя на звездное небо, видит там сраженного им зверя:

Среди невероятно разнообразных по своим биологическим характеристикам детей Ехидны была и свинья. Она жила в окрестностях селения, называвшегося Кроммий (Кроммион), неподалеку от Коринфа, и поэтому вошла в историю как Кроммионская свинья. Но было у нее и личное имя — Аполлодор сообщает, что ее «звали Фэей по имени старухи, выкормившей ее». Он же пишет: «Об этой свинье некоторые говорят, что она была порождением Ехидны и Тифона». Несмотря на то что свинья выросла среди людей, она отнюдь не стала мирным домашним животным — Вакхилид сообщает, что она убивала окрестных жителей. Когда Тесей проходил через Коринфский перешеек, он уничтожил злокозненное животное. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» пишет:

«Кроммионская свинья по кличке Фэя была воинственным и свирепым диким зверем, противником отнюдь не пустяшным. Мимоходом Тесей подстерег ее и убил, чтобы не казалось, будто все свои подвиги он совершает по необходимости; вдобавок он считал, что ополчаться против негодных людей храброму мужу следует лишь в ответ на их враждебные действия, но на благородного зверя должно нападать первому, невзирая на опасность. Некоторые, правда, утверждают, что Фэя была разбойница, кровожадная и разнузданная; обитала-де она там же, в Кроммионе, “Свиньей” ее прозвали за гнусный нрав и образ жизни, а Тесей, мол, ее умертвил».

Читайте также:
Какие вам известны магические животные из мифов?

Впрочем, с последним рассуждением трудно согласиться, поскольку по свидетельству Страбона Кроммионская свинья была матерью Калидонского вепря — страшного зверя, на которого за поколение до Троянской войны устроили коллективную и небезопасную охоту величайшие герои Греции. Вепрь этот был в полном и непереносном смысле слова именно свиньей, что позволяет сделать соответствующие выводы и об его матери.

И наконец, Гигин упоминает еще одно порождение Ехидны и Тифона — некоего Горгона. Его же он называет и отцом сестер горгон (в том числе знаменитой Медузы), рожденных им от морской богини Кето. Но другие античные авторы, как правило, считают горгон дочерьми Форкия и Кето, о самом же Горгоне больше ни у кого нет ни слова. Откуда он появился в книге Гигина, как выглядел и чем (кроме зачатия дочерей) занимался — не известно.

Одним из самых загадочных и противоречивых чудовищ античного бестиария по праву считается Сцилла (Скилла). Про нее нельзя с уверенностью сказать почти ничего: ни кто ее родители, ни как она выглядела, ни как завершила свой жизненный путь. Противоречива информация о ее семье, детях, возлюбленных… Упоминаются поклонники Сциллы-женщины (причем разные авторы называют разные имена), но с той поры, как она превратилась в чудовище, личная жизнь у нее, судя по всему, не складывалась, по крайней мере, о ней ничего не известно. Впрочем, бытование Сциллы в качестве прекрасной девы и дальнейшее превращение ее в чудовище тоже не бесспорны. Многие авторы считают, что Сцилла родилась уже в том виде, в каком ее позднее застал Одиссей, — с несколькими собачьими головами и неизвестно чьим хвостом. Но и этот ее вид разные авторы описывают по-разному.

И лишь образ жизни и рацион Сциллы античные писатели излагают сходно: она сидела на скале над морем и своими многочисленными головами хватала и пожирала все, что проплывало мимо, будь то рыба, дельфин или мореход. Но по поводу того, как она дошла до жизни такой, тоже существуют самые противоречивые мнения.

Все это поставило авторов настоящей книги перед нелегким выбором: в какую главу поместить загадочное чудовище? Существует версия, что Сцилла — дочь Тифона и Ехидны; в таком случае ей самое место рядом со своими братьями и сестрами. Но помимо этого существует немало иных версий о ее происхождении. Сцилла имела собачьи головы, и о ней можно было бы рассказать после Орфа и Цербера. Но рыбий хвост решительно не позволяет отнести ее к семейству псовых. Правда, не все авторы наделяют Сциллу рыбьим хвостом, но и собачьи головы описаны не всеми… Обитало чудовище на суше, но, видимо, не могло жить вдали от воды. Схолии к Гомеру сообщают, что нижняя часть тела Сциллы переходила в скалу, что объясняет ее привязанность к одному и тому же месту. А по одной из версий вся Сцилла в конце концов стала торчащим из моря утесом… Грейвс высказал предположение, что прообразом Сциллы послужил гигантский осьминог… В конце концов авторы настоящей книги решили последовать примеру энциклопедии «Мифы народов мира», в которой Сцилла без объяснений названа «морским чудовищем». Итак, рассказ о мифических обитателях античных морей мы начнем со Сциллы.

Древнейшее описание Сциллы принадлежит Гомеру. Он сообщает:

Аполлодор добавляет Сцилле женскую голову; он пишет: «У нее были лицо и грудь женщины, а по бокам шесть собачьих голов и двенадцать собачьих ног». Вергилий приписывает чудовищу сходство с обитателями моря:

Современник Вергилия, Овидий, не находит у Сциллы ни рыбьего, ни какого-либо иного хвоста. Он ограничивается в своем описании тем, что у Сциллы было «девье» лицо, при этом «свирепые псы опоясали черное лоно».

Наиболее рационалистической версии придерживается Гигин, который сообщает: «Сцилла, которая была сверху женщина, а снизу собака и имела шесть рожденных ею псов». Это, кстати, единственное (насколько известно авторам настоящей книги) сообщение о возможных детях чудовища, если не считать еще одного упоминания в том же тексте Гигина — он пишет о том, как Одиссей прибыл к Сцилле, у которой «верхняя часть тела была как у женщины, а нижняя от паха как у рыбы. У нее было шесть рожденных ею собак». Но поскольку ни муж, ни какие-либо сожители Сциллы в бытность ее чудовищем не известны, а образ жизни она вела крайне замкнутый, есть основания полагать, что Гигин ошибся и зачислил в детей чудовища тех собак, которые были его неотъемлемой частью. Тем более что описание Сциллы у самого Гигина крайне противоречиво: нижнюю часть тела своей героини он описывает то как рыбью, то как собачью. Родителей Сциллы он в разных главах своих «Мифов» тоже называет разных: сначала он пишет, что Сцилла родилась от гиганта Палланта и загробной реки Стикс, потом — что от Тифона и Ехидны, и наконец — что отцом Сциллы была река Кратеид (напомним читателю, что греческие божества рек — мужчины):

Читайте также:
Яков Шнеерсон — биография экстрасенса

Свинья разгоняет демонов

Символ наступившего года – свинья. В давние времена она была главным действующим лицом удивительных легенд. Кем только не представала обычная хрюшка в древних мифах, верованиях и обрядах – и воплощением бога Солнца, и вместилищем беса, и священным животным…

И бог, и чудовище

Вот несколько интересных фактов о свиньях в мифологии, религии и культуре. В мифологии домашние свиньи больше связаны с культом плодородия; дикие вепри, вооруженные, в отличие от первых, клыками, больше воспринимаются как опасные существа и встречаются в историях об охоте. Свинья может символизировать прожорливость, эгоизм, похоть, упрямство и норов, невежество; но также и материнство, плодовитость и изобилие, процветание, счастье.

В древнегреческой мифологии есть чудовище – Кроммионская свинья, по некоторым источникам, порождение Ехидны и Тифона по кличке Фэя. Она обитала в Кроммионе и погубила многих людей. Была убита Тесеем. А на острове Суматра свинью считали злым духом мира мертвых. Древние же египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи – священного тотемного животного.

Жители индонезийского острова Сулавеси полагали, что Земля покоится на громадной свинье и когда та шевелится, происходят землетрясения. В индуистских мифах свинья связана с символикой Солнца. Одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть, дикий кабан. На вепре Гуллинбурсте мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр. Во время празднования римских сатурналий жертвенным животным была олицетворяющая Солнце свинья: считалось, что ее длинные и острые щетины похожи на его лучи. Кстати, есть старинная загадка «Дрожит свинка, острая щетинка»; отгадка – огонь.

В древней Финикии почитатели Аттиса и Адониса верили, будто эти боги могли принимать облик свиньи. Среди многочисленных воплощений древнегреческой богини плодородия Деметры встречается и свинья. Свинью приносили в жертву и римской богине плодородия Церере. В Европе было распространено поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев.

На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху. В кельтской мифологии бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях».

Свинья в спальне

Иудеям религиозный закон запрещал убивать свиней и есть их мясо, поскольку свинья является нечистым животным, чьё мясо запрещено к употреблению (кашрут). В христианской религии отношение к свиньям также негативное, что ведёт свою историю ещё с иудаизма. Запрещалось употреблять свинину в пищу многим африканским племенам. Они считали свинью предком всех людей, а нарушивший это табу сойдет с ума.

В Египте строго-настрого запрещалось пить молоко свиньи – это якобы могло вызвать неизлечимые болезни. Образ свиньи как существа, непосредственно соприкасающегося с адом, часто использовали католики и протестанты в своих богословских поединках. Во время эпидемии оспы на Тайване демона оспы «загоняли» в свинью и сжигали ее.

А вот папуасы Новой Гвинеи с необыкновенной заботой относились к домашним свиньям, женщины даже кормили грудью осиротевших поросят, каждый из которых имел имя. Все важнейшие события в жизни племени отмечались жертвоприношениями из свиньих хвостиков. Свиньями расплачивались за убитого во время межплеменных усобиц. Раз в 8 лет папуасы отмечали праздник свиньи.

Аборигены острова Суарги ставили на своих жилищах челюсти диких свиней, чтобы обитающие в них духи пригоняли живых кабанов на тропы охотников. Богатые марокканцы держали в конюшнях свиней, чтобы на хрюшек перешло действие обитавших там вредоносных духов, а кони бы остались здоровыми.

В Китае свинья – символ плодородия и мужественности. И статуэтки свиней часто занимают видное место в спальнях китайских пар, которые хотят иметь детей.

У христиан поросенок, съедаемый в Новый год, носит название кесаретского, так как 31 декабря праздновался день Василия Кесарийского. Кроме того, свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляют необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок у русских, болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе. Отголоском обязательного присутствия кесаретского поросёнка в составе блюд трапезы Васильева вечера можно считать широко распространенное до сих пор приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног.

В современной массовой культуре персонажи-свиньи весьма распространены. Особенно их много в литературе и мультфильмах. Самые известные из них: друг Винни-Пуха Пятачок; крылатая свинья Пигасус – персонаж книг о стране Оз; арканарский Вепрь Ы – персонаж мира Стругацких, Санта-Хрякус из юмористического фэнтези английского писателя Терри Пратчетта; Порки Пиг, Хрюша, Фунтик, Свинка Пеппа, Порко Россо и прочие поросята из мультфильмов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: