Магический конь из дневних мифов и легенд — данни

Лошадь в мифах и легендах

Священные животные с древних времен – лошади ассоциируются с плодородием, магией, ясновидением, приметами, колдунами и языческими божествами. Лошади-ангелы, лошади-призраки или демоны, лошади солнца, луны, моря, ночи, а также кентавры, гиппогрифы и единороги – все они воплотились на страницах этой книги. Вы узнаете о свадебных и похоронных обрядах, связанных с лошадью, о символике подковы, о богах и святых, покровительствующих лошадям, о троянском коне и скакунах валькирий.

Глава 1 – Волшебные лошади 1

Глава 2 – Лошади-ангелы 4

Глава 3 – Лошади-призраки 7

Глава 4 – Демонические лошади: злые духи и другие 8

Глава 5 – Демонические лошади. Дикий охотник 11

Глава 6 – Лошадь-призрак без головы 13

Глава 7 – Саксонская лошадь 14

Глава 8 – Троянский конь 16

Глава 9 – Деревянный конек-скакунок 17

Глава 10 – Деревянная лошадь 19

Глава 11 – Свадебная лошадь 20

Глава 12 – Лошадиная подкова 21

Глава 13 – Хлебная лошадь 22

Глава 14 – Лошади солнца 23

Глава 15 – Лошадь луны 25

Глава 16 – Лошади ветра 26

Глава 17 – Лошади моря 26

Глава 18 – Лошадь ночи 29

Глава 19 – Лошади в заклинаниях и колдовстве 29

Глава 20 – Лошади-пророки 30

Глава 21 – Лошади-символы 31

Глава 22 – Ведьмы, феи и лошади 33

Глава 23 – Боги и святые покровители лошадей 34

Глава 24 – Жертвенная лошадь 35

Глава 25 – Другие священные лошади 36

Глава 26 – Освобожденные лошадью 37

Глава 27 – Лошадь в похоронных обрядах 37

Глава 28 – Лошади и метемпсихоз 39

Глава 29 – Лошадь в созидательных мифах 40

Глава 30 – Моральная и официальная ответственность лошадей 40

Глава 31 – Счастливая и несчастливая окраска лошадей 41

Глава 32 – Кентавры, гиппогрифы и единороги 42

М. Олдфилд Гоувей
Лошадь в мифах и легендах

Введение

Захлестнувшей нас некоторое время назад волне воинствующего материализма сегодня все больше противостоит возрождающийся интерес к духовным проблемам. Мы прилежно ищем тайный смысл окружающих нас явлений в символизме, который постепенно начинаем понимать, и всячески пытаемся подобрать ключ к кладовым знаний, скрытых древними сказаниями от своих современников и от последующих поколений.

Собранная здесь информация затрагивает рассматриваемый предмет лишь вкратце, но автор надеется, что читатель окажется в достаточной мере заинтересованным, чтобы начать собственные исследования и сделать новые открытия.

Глава 1
Волшебные лошади

Все мы с раннего детства знакомы с чудесными лошадьми, населяющими некую сказочную страну, но я уверен, что многие будут удивлены, узнав, какое количество всевозможных преданий связано с такого рода существами. Здесь приведены наиболее типичные примеры; многие из них являются воистину захватывающими и весьма драматичными.

Видимый физический мир, в котором мы живем, проникнут множеством невидимых миров, каждый из которых сам по себе является совершенной законченной системой, как и материальный мир, являющийся единственным осознаваемым живущими в нем человеческими существами. Вокруг нас много тому свидетельств, только они, за редким исключением, невидимы. Сказочная страна, в которую мы собираемся отправиться в поисках волшебных коней, во многих отношениях удивительно похожа на мир, в котором обитаем мы. Обитатели призрачной страны, в которой живут связанные с землей души бывших смертных созданий, почти всегда снова и снова заново переживают некое прискорбное событие из их прошлой жизни или охвачены одним всепоглощающим желанием, позволяющим им думать только о способах, с помощью которых они надеются его осуществить. А волшебники, если, конечно, верить преданиям, едят и пьют, женятся и рожают детей, обзаводятся домами, лошадьми и скотом. Чтобы иметь возможность общаться с людьми, они даже могут принимать их облик, причем настолько безупречный, что смертные разговаривают и торгуют с ними, не подозревая об их истинной природе. Трудно сказать почему, но феи и эльфы страстно увлекаются лошадьми, причем предпочитают приобретать для своих целей смертных лошадей, хотя волшебные лошади тоже существуют. Создается впечатление, что волшебники могут наделять смертных лошадей, получаемых во владение, качествами, которыми обладают сами, включая бессмертие, или, по крайней мере, сравнительное бессмертие.

Среди произведений шотландских менестрелей (Minstrelsy of the Scottish Border) находим следующую историю о волшебном коне и его всаднике.

“Осберт, отважный и могущественный барон, навестил благородное семейство, жившее вблизи Уондлбери в епархии Или. Среди историй, которые передавались из уст в уста в кругу его друзей, развлекавшихся воспоминанием древних сказаний и легенд, гость услышал и такое: если рыцарь без сопровождения выедет при луне на расположенную рядом равнину и вызовет на бой соперника, перед ним тут же появится дух некого рыцаря.

Осберт вознамерился проделать эксперимент и отправился в путь в сопровождении одного лишь сквайра, которому приказал оставаться за пределами долины, окруженной древними укреплениями.

Читайте также:
Прыщ на губе: примета способна помочь?

Бросивший вызов Осберт сразу же был атакован противником, которого немедленно выбил из седла и схватил поводья его коня. В это время рыцарь-призрак вскочил на ноги и метнул в Осберта свое копье, ранив последнего в бедро. Осберт вернулся с победой, ведя на поводу коня, которого поручил заботам слуг. Конь был черным, как и вся его сбруя, резвым и очень красивым. Он оставался с новым хозяином до первых петухов, а потом его глаза засверкали огнем, он ударил копытом оземь и исчез.

Сняв боевое облачение, Осберт, наконец, осознал, что ранен и что один из его металлических сапог полон крови…После этого до самой смерти рыцаря рана на его бедре открывалась в годовщину поединка с призрачным соперником”.

Другая аналогичная история приведена в “Иерархии благословенных ангелов” (Hierarchy of Blessed Angels), но она имела трагичный конец. Как-то ночью, когда один богемский рыцарь ехал верхом в компании своего друга, перед всадниками неожиданно появилось множество волшебных воинов в боевом порядке под развевающимися знаменами.

Рыцарь, несмотря на попытки товарища удержать его, устремился вперед, чтобы сразиться с отважным воином, вышедшим из строя странных существ. Рыцарь и его конь были очень быстро повержены противником наземь. Спутник рыцаря сумел убежать, а на следующее утро, вернувшись, обнаружил на земле изуродованные тела друга и его коня.

Древний шотландский род Маклинов из Лохбери был предупрежден о грядущей смерти духом убитого в сражении предка. Утверждают, что тот проскакал галопом по каменистому берегу, а потом трижды объехал вокруг фамильной резиденции; при этом его волшебная уздечка издавала странный звук – так он уведомлял о приближающейся гибели. Возможно, его верный жеребец нес его в последнюю битву и вместе со своим всадником пал на поле сражения, хотя волшебная уздечка, упоминаемая вполне определенно, скорее связывает ее обладателя со страной эльфов. Поэтому мы приняли решение включить историю именно в эту категорию, а не в раздел о привидениях. Вероятно, конь и его всадник после смерти были допущены в волшебную страну.

Существует много рассказов о подобных допусках даже еще при жизни. Дверь между двумя мирами далеко не всегда закрыта, хотя вошедшие в нее смертные существа очень редко имеют желание вернуться обратно. Для них время перестает существовать и жизнь становится постоянной радостью. Хотя те, кто в своем мире любил, не могут окончательно об этом забыть, и гибель любимых часто оказывается настолько мощным заклинанием, что вызывает смертных даже из волшебной страны.

Следующая история рассказана доктором Грэхемом.

Бойтесь данайцев, дары приносящих: миф о троянском коне

О великой и кровопролитной войне и о том, как тридцать бойцов решили исход битвы, приключившийся 1193 году до н.э. мы узнали благодаря поэме Гомера «Илиада». Это история о наивности защитников и коварстве нападающих.

Миф о Трое

Троянский царевич Парис влюбился в прекрасную Елену – жену спартанского царя Менелая. Ему удалось уговорить красавицу на побег и воспользовавшись отсутствием Менелая, влюбленная пара отплыла в Трою. Оскорбленный Менелай вместе со своим братом Агамемноном, собрав огромное войско, поспешил за беглецами.

Десять лет длилась кровопролитная война между спартанцами и троянцами. Великие воины сошлись в битве, их имена навсегда вошли в историю – Аххилес, Гектор, Патрокл и др.

Крепкие стены города были неприступны для греков. Тогда Одиссей, царь Итаки, придумал одну хитрость – соорудить огромную статую коня, полую внутри, в которую заберутся воины. Но как заставить троянцев протащить статую через неприступные стены города? И это предусмотрел хитрый грек.

Падение Трои

Утром, троянцы обнаружили у стен города огромную статую коня с надписью, гласившую, что сей конь построен в честь богини Афины и пока он будет стоять, греки на троянцев не нападут. Сами же греки сняли свой лагерь и отправили корабли домой. В этом троянцев смог убедить двоюродный брат Одиссея Синон, якобы перешедший на их сторону. Тем не менее, вокруг коня споры не утихали, Кассандра заявила, что в статуе коня воины, но ей не поверили. Жрец Лаоокон бросил в статую копье, воскликнув «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Однако позже, по легенде, он и его два сына оказались задушенными морскими змеями, что стало знаком троянцев втащить таки статую в город.

Жители города закатили пир в честь окончания войны, многочисленная охрана также поддалась празднику. Поэтому выбравшиеся из статуи греки беспрепятственно смогли открыть ворота города и впустить армию соотечественников. Елену вернули мужу, а город был сожжен дотла.

А был ли конь?

О существовании Троянского коня и месте нахождении Трои историки спорят по сей день.

В своей книге «Описание Греции» римский ученый и путешественник Павсаний, живший примерно во II веке н.э., пишет, что Конь существовал, однако это была не статуя, а таран, отбитый троянцами у греков. Троянцы увезли его в город, дабы греки не рушили стены города, однако горожане в суматохе не заметили спрятавшихся воинов.

Читайте также:
Гадание по лото онлайн — виртуальный оракул

Существует также иная версия. В то далекое время о гребцах, находящихся в трюме корабля говорилось, что им тяжело, как в брюхе у лошади. Не исключено, что «конем» Гомер назвал корабль, в котором затаились воины Одиссея.

Если верить описаниям Гомера, Троянский Конь был шириной около 3-х метров и высотой 7,6 метров. Построенная по описанию в наши дни модель весила примерно две тонны, вместить она могла не больше двадцати мужчин среднего телосложения.

Для того чтобы затащить эту конструкцию понадобилось бы сорок человек и на подготовительные работы ушло бы несколько дней, так что воинам, спрятавшимся в коне пришлось бы совсем не сладко.

О догадках ученых, новых исследованиях в области изучения Троянской войны телеканал National Geographic в 2011 году снял фильм, в котором историки и археологи попробуют разобраться где находилась Троя? Существовал ли Троянский Конь? И, наконец, существовала ли Прекрасная Елена?

Фильм о Трое канала National Geographic

Троя в кино

Существует много постановок о Троянской войне. Самой последней экранизацией является фильм «Троя», снятый в 2004 году американским режиссером Вольфангом Петерсеном. Герои «Илиады» вновь сойдутся в смертельной схватке, а древние события заиграют новыми красками. Но то, что эта экранизация последняя, вовсе не значит, что остальные значительно хуже. Например, в фильме “Элен Троянская” сцена с конём тоже очень впечатляющая.

Сцена фильма “Элен Троянская” (видео)

Не глядя на то, правда или вымысел в «Илиаде» Гомера, поэма прекрасна и поучительна. Она дала пищу режиссерам всего мира и пищу для размышлений многим военным стратегам. Так, во времена Второй Мировой войны советские солдаты неоднократно использовали похожую тактику.

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Магический конь из дневних мифов и легенд — данни

В предыдущих главах мы упоминали о том, что лошадь считалась наиболее приемлемой жертвой для бога солнца и морского бога, но этим вопрос не исчерпывается. Множество людей, разделенных гигантскими расстояниями, независимо друг от друга пришли к заключению, что лошадь – самая предпочтительная жертва для их богов. Почти во всех случаях священной считалась белая лошадь, не потому, что она имела какое-то преимущество в размере, красоте или скорости, но только потому, что с белым цветом всегда связывали понятие святости. Именно из-за цвета белый слон является священным животным в Индии, а в Персии почитают белых ослов.

В главе о Троянском коне мы видели, что принесение в жертву лошадей было важной частью греческой религии. Если же мы проанализируем древние верования турок, персов, скандинавов и тевтонцев, то обнаружим, что они тоже считали лошадь самой подходящей жертвой для умиротворения богов (за исключением, возможно, принесения в жертву человека, которого она часто заменяла). В ведической похоронной церемонии лошадь убивали, чтобы она могла идти вперед и объявить о приходе души хозяина.

Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» поведал нам чудесную историю о молодой кобыле, которую принесли в жертву вместо девственницы, чтобы заручиться благосклонностью богов в решающем сражении.

В году 371 до нашей эры лакедемоняне находились в состоянии войны с фиванцами, причем настолько превосходили их в силе и численности, что фиванцам грозило полное уничтожение. Пелопид, командир небольшого отряда фиванцев, призванный на совет с другими офицерами, настаивал на том, чтобы принять бой. Поскольку этого командира высоко ценили, было решено последовать его совету. «И вот, когда было решено попытать счастья в бою и фиванцы расположились под Левктрами против спартанского лагеря, Пелопид увидел сон, сильно его встревоживший. На левктрийской равнине стояли надгробья дочерей Скидаса, которых называли Левктридами – по месту, где они были похоронены, подвергшись насилию со стороны чужеземцев из Спарты. Их отец после тщетных попыток добиться в Лакедемоне возмездия за это тяжкое преступление, проклял спартанцев и лишил себя жизни на могиле дочерей. С тех пор предсказания и оракулы постоянно внушали спартанцам остерегаться и беречься левктрийского гнева, но большинство их не принимало в расчет этих предупреждений…

Итак, Пелопиду в лагере приснились молодые женщины, плачущие подле своих памятников и проклинающие спартанцев, и сам Скидас, требующий, чтобы Пелопид, если он хочет одержать победу, принес в жертву его дочерям белокурую девушку. Это повеление показалось ему ужасным и беззаконным, и, поднявшись, он стал совещаться с прорицателями и начальниками…

В то время как предводители были поглощены этим спором, а сам Пелопид находился в величайшем затруднении, молодая кобылица, убежав из табуна, промчалась через лагерь и на полном скаку вдруг остановилась прямо перед совещавшимися. Все обратили внимание на ее светлую масть и огненно-рыжую гриву, на ее резвость, стремительность и мелодичное ржание, а прорицатель Феокрит, сообразив, что это значит, вскричал, обращаясь к Пелопиду: «Вот тебе жертва, чудак! Нечего нам ждать другой девы, бери ту, что посылает бог!» И тут же, взяв кобылицу, они повели ее к могилам девушек, украсили венками и, помолившись, торжественно заклали, а потом известили все войско о сне Пелопида и об этом жертвоприношении».

Читайте также:
Шелки — тюлени оборотни, способные превращаться в людей

Вряд ли стоит сомневаться, что фиванцы одержали блестящую победу, убив больше врагов, чем когда-либо ранее.

Греки ежегодно приносили в жертву Марсу лошадь с подрезанным хвостом – equuscurtus. Поскольку подрезывание хвостов лошадям не являлось обычной практикой древних, очевидно, этому придавалось особое значение. Сохранилась маленькая бронзовая фигурка такой лошади, предназначенная, очевидно, для увековечения традиции.

Древние персы каждый месяц приносили лошадь в жертву Киру на его могиле в Пасаргаде. Они считали белых лошадей наделенными особой святостью и наиболее подходящими для жертвенных целей, и, когда их армия выступала в поход, ее всегда сопровождали белые лошади. Дань, получаемая персами с киликийцев, показывает, насколько высоко они ценили белых лошадей, вероятно именно по этой причине. Она состояла из 360 белых лошадей, по одной на каждый день года, и 500 талантов серебра.

У многих народов существовал обычай приносить жертву речному богу прежде, чем перейти реку, поскольку духи воды считались очень опасными, коварными и, если их не умилостивить, вполне могли напасть, посчитав, что в их владения вторглись незваные гости. Геродот рассказывает, когда Ксеркс вел войско персов и они подошли к реке Стримон, Фракия, маги принесли в жертву белых лошадей и выполнили целый набор церемоний, прежде чем войти в воду.[85].

Согласно немногочисленным дошедшим до нас записям византийских историков, древние турки поклонялись одному высшему существу и приносили ему в жертву лошадей, овец и быков. Они также описывают, как Таксандер на церемонии похорон своего отца велел привести из темницы четырех гуннов и убить их на могиле вместе с лошадьми, принадлежавшими его отцу.

Вероятно, в этом случае идея ритуала заключалась не столько в жертвоприношении, сколько в обеспечении покойного всем необходимым ему в другом мире.

Хорошо известна история об ирландской женщине, убившей лошадь своего покойного мужа, а на недоуменные вопросы ответившей: «Неужели вы думаете, я позволю своему мужу идти в мир иной пешком?».

Пеннан рассказывает, как в старые времена богатые владельцы лошадей жертвовали одного из жеребцов у колодца возле Абергеля, чтобы обеспечить благословение остальным.

В древности у скандинавских народов принесение в жертву лошадей было одним из самых важных религиозных обрядов. Дитмар, епископ Мерсбурга, составитель хроник XI века, утверждает, что в этих землях есть место, столица страны, называемой Летра, в районе Селон, где люди привыкли собираться вместе, чтобы принести в жертву своим богам девяносто девять человек, столько же лошадей, а также собак и петухов.

Еще раньше во многих храмах поклонялись богу северян Одину (он же Вуден), особенно в большом храме Упсалы, где проводились самые торжественные праздники и приносились жертвы. Обычной жертвой была лошадь, но во времена национальных бедствий не обходилось и без человеческих жертв, причем однажды даже был принесен в жертву царь, что должно было отвратить голод.

В эпосе «Рамаяна» – истории странствий Рамы – описаны сцены, происходившие в Центральной и Южной Индии примерно двенадцать веков назад. Рассказывается, что Дашратх (Дашаратх), великий и благородный король Айодхьи, имел трех жен, которых звали Кансалья, Кейкейи и Самитра. Ни у одной из них, к величайшему всеобщему сожалению, не было сына, поэтому было принято решение прибегнуть к помощи ритуала Асвамедха, то есть жертвоприношению лошадей, чтобы умилостивить богов. По прошествии некоторого времени у Кансальи родился Рама, у Кейкейи – Бхарата, а у Самитры – близнецы, которых назвали Лакшмана и Сатругхан. Рама стал самым известным индийским царем своей эпохи, и летописцы единодушно называют время его правления золотым веком Айодхьи. После его смерти его сыновья стали основателями могущественных империй.

В том же эпосе рассказывается, как царь и царица вдыхали запах горящего жира жеребца, чтобы родить сына. Более подробно ритуал Асвамедха изложен в главе о конях солнца.

В долине Чамби и других частях Тибета специальные молитвенные флаги, называемые «кони-драконы», укрепляются на высоких шестах, устанавливаемых по сторонам дороги. На этих молитвенных флагах в центре изображена фигура коня с мистическим драгоценным камнем на спине. Вокруг центральной фигуры начертаны письмена, в которых воплощен индийский буддийский мистицизм и китайская мифология. Они должны призвать помощь божеств Ламы и дать благословление тем, кто вывешивает эти флаги, на которых, как правило, указываются их имена или год рождения. Пять божеств, на помощь которых рассчитывали древние, это:

Читайте также:
Архангел Иегудиил — почему он так редко упоминается

1. Тот, кто дает мудрость (Манджушри);

2. Тот, кто хранит от ада и страхов (Авалокитошвара);

3. Тот, кто спасает от увечий и ран (Ваджрапани);

4. Тот, кто очищает душу от греха (Ваджрасатва):

5. Тот, кто дарует долгую жизнь (Амитайус).

Вероятно, изображение коня – еще один пример замены собственно жертвоприношения символом.

Некоторые люди считают, что деревья являются жилищами духов и, следовательно, священны, а в ряде случаев даже божественны, иначе говоря, достойны «короля жертв» – коня.

В Патагонии, между Рио-Негро и Рио-Колорадо, стоит одинокая старая акация с шишковатым и полым стволом. Индейцы почитают ее как обитель духа. Ни один местный житель не пройдет мимо, не оставив чего-нибудь, даже если это просто пучок конского волоса, который он привязывает к ветке. Но самое очевидное свидетельство святости дерева – это выбеленные скелеты множества лошадей, убитых в честь духа: ведь лошадь – самая ценная жертва, которую индеец может предложить божеству.

Как и древние персы, некоторые американские индейцы приносят в жертву лошадь, если собираются переправляться через опасную реку, чтобы дух реки утратил враждебность и проявил по отношению к ним дружелюбие. Любопытно отметить такую удивительную идентичность действий людей, разделенных гигантскими расстояниями.

У патагонских индейцев есть еще один любопытный ритуал, явно имеющий магическое происхождение, направленный на наделение ребенка человека некоторыми конскими чертами. X. Хескет Причард описывает церемонию следующим образом.

В некоторых случаях при рождении ребенка забивают корову или кобылу, отрезают брюхо, рассекают его и в это еще теплое вместилище помещают ребенка. Остальную часть туши племя съедает во время праздника. Существует вариация этой церемонии, представляющаяся еще более дикой. Если рождается мальчик, племя ловит кобылу или жеребенка: если отец ребенка богат и уважаем среди своих людей – первую, если нет – второго. Лассо обвязывается вокруг каждой ноги лошади, двойня петля накидывается на туловище и на шею. Люди делятся на две группы и берутся за разные концы лассо. Удерживаемое таким образом животное не может упасть. Отец ребенка выходит вперед и рассекает грудь кобылы от шеи вниз. Сердце и прочие внутренности вырываются, и ребенка кладут внутрь. Цель заключается в том, чтобы животное билось в конвульсиях, пока ребенок находится внутри. Считается, что после этого ребенок в будущем станет отличным наездником. Он становится кем-то вроде кентавра – наполовину человеком, наполовину лошадью.

Очень похожий обряд описывается в «Исторических трудах Гиральдуса Камбренсиса», датированных концом XII века. Обряд этот совершался во время инаугурации короля Ирландии и, очевидно, преследовал те же цели, что и у патагонских индейцев. Автор пишет, что на севере, в самом отдаленном уголке Ольстера, конкретнее в Кенил-Канил, существует народ, придерживающийся варварского, отвратительного обычая при инаугурации своего короля. Все население этой местности собирается в одном месте, в гущу толпы заводят белую кобылу. Тот, кто ожидает инаугурации, пока еще не принц, а жестокий тиран, не справедливый король, а лицо, стоящее вне закона; появляется он перед всеми на четвереньках, показывая себя зверем не только дерзким, но и неблагоразумным. Кобылу убивают, разрубают на куски и варят. Из мясного бульона готовят для будущего короля ванну. Сидя в ней, он ест мясо, которое ему приносят. Стоящие вокруг люди тоже участвуют в пиршестве. Он также должен испить бульона из ванны, в которой сидит, не наливая его ни в какой сосуд, даже не пользуясь руками. Если этот неправедный обряд выполнен должным образом, королевская власть считается крепкой.

Очевидно, причащение плоти священного животного и питье бульона имеют магический смысл и должны наделить человека, который публично продемонстрировал свою грубость и прочие непривлекательные качества, божественными чертами, символизируемыми белой кобылой, объединить его с божеством, обеспечить повиновение подданных ему как представителю Бога на земле.

Магические животные в культуре разных народов и стран

У каждого народа своя мифология, в которой есть магические персонажи и животные. Многие из них — всего лишь вымысел, но некоторые исследователи не оставляют надежд доказать их существование.

Список мифических животных

Насчитывается несколько сотен персонажей, похожих на животных. О некоторых их них можно узнать, погрузившись в изучение древних сказаний разных народов, но есть те, названия которых знакомы практически каждому человеку. Список магических животных, наиболее известных русскому человеку:

  1. Дракон — змей с крыльями, огромных размеров.
  2. Единорог — лошадь, с рогом на лбу.
  3. Морской змей — чудовище, живущее в морской пучине.
  4. Оборотень — человек-волк.
  5. Саламандра — ящерица, живущая в огне.
  6. Феникс — птица с золотыми перьями.
  7. Химера — имеет голову льва, козлиное туловище и драконий хвост.
  8. Чупакабра — полу-ящерица, получеловек, питается кровью животных.
Читайте также:
Гадание на игральных картах — правила работы с колодой

В основном, места их обитания далеки от поселений. Все они живут в глуши: на дне морском или лесной чаще. Некоторые имеют свои мистические места проживания. В этой статье будут представлены менее известные животные из мифов.

Индийская Айравата

В мифологии индусов, Айравата — это Индра, божество в теле слона. У белого слона семь хоботов и четыре бивня. Индусы называют его «Слон облаков», «Брат солнца» или «Боевой слон». В одной из легенд слон появился в тот день, когда Брахма пропел мантру над его скорлупой. Вслед за ним вылупились еще пятнадцать слонят, над которыми, позже, царствовал Айравата.

Австралийский Буньип

Буньип — страх аборигенов и современных жителей Австралии. Это невероятно большое магическое существо, которое обитает на болотистой местности. У каждого древнего источника есть своя версия его внешнего вида, но все они сходятся в некоторых особенностях:

  • хвост лошади,
  • ласты,
  • клыки,
  • питается другими животными и людьми.

Женщины для Буньипа — излюбленное лакомство. На сегодняшний день австралийцы считают зверя реальным, опасаются его, строят приспособления для защиты своего скота. Тревога у жителей Австралии вызвана неспроста. Очевидцы часто рассказывают, как видели загадочное существо больших размеров. Оно с легкостью утаскивало крупный рогатый скот в направление болота. В начале XX века группа ученых несколько раз встречала Буньипа. Он был около пяти метров, имел большой череп и длинную шею. Несмотря на то, что рассказы исследователей не имели подтверждения, легенда о Буньипе по сей день будоражит воображение местных жителей.

Греческая Гидра

Гидра знакома многим по древнегреческим мифам. Она — воплощение зла в легендах о Геракле. Её вряд ли можно назвать животным, однако, собачье тело и девять змеиных голов придает ей зловещий животный вид. Миф гласит, что главный герой никак не мог одолеть чудовище. На месте отсеченной головы отрастало еще две таких же. Сразить Гидру помог племянник главного героя. Он прижигал шею чудовища, в тот момент, когда Геракл отсекал очередную голову. Рожденное из тела Ехидны, существо обитает на болотах недалеко от города Лерны.

Керинейская лань

Богиня охоты приручила это магическое животное. Керинейская лань отличалась копытами из золота и медными рогами. Сельчане сильно разозлили Артемиду, и она отправляла лань растаптывать урожай на полях.

Существует еще один миф, согласно которому таких животных было несколько. По размерам они превосходили самого большого быка. Этих животных поймала Артемида. Они были впряженными в ее колесницу. Но пятая лань была освобождена Герой.

Единорог

Пожалуй, самый популярный персонаж — это Единорог. Есть много версий его внешнего вида. По одной версии — у него бычье тело, по другой — лошадиное. Единственная особенность, в которой сходятся все источники — рог в середине лба. Это волшебное животное символизирует девственность. Современное изображение магического зверя — белый конь с голубыми глазами и ярко-красной гривой.

По легенде белоснежный конь не чувствует усталости, он может бежать так долго и так быстро, сколько потребуется, чтобы его никто не смог поймать. Единственный человек, перед которым преклонится животное — это девственница, а удержать животное можно только с помощью золотой уздечки.

Первый древний рисунок единорога найден в одном из городов Инды. Оно датировалось началом третьего столетия до нашей эры. Животное встречается в мифологии китайцев, немцев, русских и мусульман. Оно описывается как могучий конь с волшебным рогом во лбу. Согласно мифам, рог способен исцелять, очищать воду и придавать сил уставшим странникам в долгом пути.

Единороги питаются цветками и утренней росой. Это существо считаются самым лучшим творением человеческого воображения. Несмотря на редкие свидетельства очевидцев, фактических подтверждений существования этого магического зверя не найдено.

Финский Ику-Турсо

В народных сказках славянских народов на Ику-Турсо очень похоже Чудо-юдо, однако исследователи до сих пор спорят об этом. Морской змей встречается в мифологии финнов. Он располагается на морском дне и имеет ровно тысячу рогов. Однако северяне считают, что это не рога, а осьминожьи щупальца. Отец морского змея — Бог Укко, повелитель грома.

Морские магические животные редко имеют детальное описание. В основном, у них есть щупальца, они похожи на огромных рыб или каракатиц. Несмотря на о, что у Ику-Турсо отсутствует подробное описание, ему присвоили символ. Символ называют «Сердцем Турсаса», он похож на свастику.

В некоторых легендах, Турсо связывают с огнем. В одной из них, существо спалило охапку сена и посадило на его пепелище желудь. Из него мгновенно вырос красивый дуб, исполняющий желания.

Китайская Тяньгоу

Тяньгоу, в переводе с китайского языка — «небесная собака». В древнекитайской мифологии мистический зверь описывается по-разному. Самая популярная версия внешности Тяньгоу — это лисица с белой головой, которая является на Землю, чтобы успокоить человеческие тревоги. Она способствуют достижению гармонии, а также помогает людям избежать грабителей.

Читайте также:
6 Жезлов Таро — значение карты, выпадающей победителям

По другой, не менее популярной версии — этот зверь полностью черный, похожий на собаку. Тяньгоу обитает на Луне и имеет гневливый нрав. По поверью, в день затмения голодная собака поглощает Солнце и для того, чтобы оно снова появилось на небосводе, следует бить всех собак, которые попадутся на пути человека. Увидев это, злобное существо выплевывает Солнце и надолго исчезает. Также зверь поедал мальчиков-младенцев. В связи с этим, в китайской мифологии развернулась жестокая война между Чжан-сяном и Тяньгоу.

Волшебные животные аналогичные китайской лисице с белой головой, присутствуют в легендах других народов. Например, фольклор жителей Японии описывает аналогичное мифологическое существо — духа по имени Тэнгу. У скандинавов подобного зверя зовут — Сколь.

Магические звери — частые персонажи в мифологии. Они бывают злыми и добрыми. Ученые не устают изучать их происхождение. Когда-нибудь людям откроются тайны, кто из существ жил рядом с предками, а кто — лишь плод их богатого воображения.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Слейпнир: мифический восьминогий конь Одина

Скандинавская мифология предлагает современным читателям удивительный мир гигантов, эльфов, монстров и массивного ясеня Иггдрасиль. Соединяющего девять окружающих вселенских царств. Боги, включая Одина, Тора, Локи, Хеймдалля и Фрейра. Наблюдают за этими мирами вместе с армией разумных и могущественных животных. А так же, мало известные существа, как Слейпнир, восьминогий конь Одина.

Источник

Имя Слейпнир означает что-то похожее на «Быстрый путешественник». Его имя происходит от древнескандинавского прилагательного sleipir, что означает «скользкий». В тринадцатом веке исландский поэт (Снорри Стурлусон), историк, и атаман, описывал нетрадиционное происхождение Sleipnir. По словам Снорри, отцом этого великого коня стал замечательный жеребец по имени Свагилфари. Однако конь Одина родился не от нормальной кобылы. Кобыла, несущая мистического коня, была не кем иным, как Локи. Правильно — Локи, бог-обманщик, приемный сын Одина и брат Тора. Печально известный оборотень, Локи, возможно, получил в этом эпизоде больше, чем ожидал.

Локи и Свагилфари

Как и многие скандинавские сказки, рождение Слейпнира начинается с напористого великана. В первые дни Асгарда, после войны между богами, гигант предложил построить массивную защитную стену вокруг Асгарда. Обещая завершить строительство в течение года. Его платой будет Фрейя, богиня любви и красоты. Убежденные, что задача невыполнима в такой временной шкале, боги согласились. Не зная о гигантском коне Свагилфари, который помог строителю перемещать массивные камни с молниеносной скоростью. Всего за три дня до того, как стена была завершена, хитрый Локи изменил облик, превратившись в горячую кобылу. Как кобыла, Локи заманил Свагилфари подальше от стены… сорвав сделку гиганта. Спустя какое то время «Локи» родила Слейпнира — восьминогого жеребца.

Камень с изображениями Тьянгвиде изображает Одина или другого человека, прибывающего в Валгаллу на лошади Одина. фото: www.historicmysteries.com

Восемь ног Слейпнира?

Слейпнир легко идентифицировать в скандинавском искусстве. С восемью ногами Слейпнир будет быстрее любой другой лошади, подходящей для самого короля богов. Историк Хильда Эллис Дэвидсон предположила, что восемь ног жеребца могут быть символом загробного путешествия шамана. Восемь ног этого чудесного коня равнялись количеству ног стандартного набора носилок. Четверо мужчин несут гроб — переносят душу в другой мир. Принадлежность Одина к загробной жизни подтверждает эту идею.
Приключения

Великолепный серый жеребец появляется во многих древнескандинавских текстах, в том числе в Поэтической Эдде, Саге о Вольсунгах и других. Во всех рассказах эта самая быстрая лошадь соответствовала своему имени. Как излюбленное средство передвижения Одина, Слейпнир не только путешествовал по суше. Но и мог летать по воздуху. Лошадь и хозяин предпринимали всевозможные приключения. Такие как гонки против гиганта Хрунгнира и его лошади Гуллфакси (Золотая грива). Хермод, сын Одина, проехал на Слейпнире по мосту Гьялларбру в Хель. Безуспешно пытаясь воскресить любимого бога Бальдра после его безвременной смерти.

Один на Слейпнире, исландская рукопись SÁM 66, 18 век, Институт Арни Магнуссона в Исландии. фото: www.historicmysteries.com

Другие животные Одина

Куда бы ни пошел Один Всеотец, его животные-союзники были поблизости. Слейпнир, величайшая из всех лошадей, нес Одина по девяти мирам, включая ежедневную поездку по Бифросту. Радужному мосту, соединяющему божественное царство Асгард с Мидгардом, Землей. Другие животные заботились и общались с Верховным Богом Одином. Его часто изображают сидящим в великолепии в Валгалле, самом известном зале Асгарда. Рядом с ним всегда находятся Хугинн и Мунинн, вороны, также известные как «мысль» и «память». Вороны летают вокруг Мидгарда и за его пределами. Два волка, Герир и Фреки, «хищные», также сидят рядом с королем богов.

Читайте также:
Последствия снятия приворота — чего ожидать?
Лошади богов

Как и любой знаменитый жеребец, конь Одина породил поколения лошадей. В том числе Грани, лошадь Зигмунда из Вольсунгов. Никакой другой скакун не соперничал со Слейпниром, но у скандинавских богов тоже были лошади с большой репутацией. Баллада Гримнира, часть поэтической Эдды, упоминает имена десяти лошадей богов. Хотя и без конкретных владельцев или всадников. Нотт, богиня Ночи, и ее сын Дагр, или День, также ездили на лошадях по вселенной. Ночью ездил Хримфакси (Морозная грива), чья слюна каждую ночь падала на землю. Дэй ездил на Сияющей Гриве, Скинфакси, чья грива освещала и землю, и небо. Чтобы никогда не следовать за толпой, могущественный бог Тор избегал лошадей. Предпочитая вместо этого идти по Бифросту. Или, в некоторых историях, использовать своих волшебных козлов Таннгриснир (рычащий) и Таннгнйостр (скрежещущий зубами). Которые тянули его колесницу.

Тор на колеснице с запряженными в неё двумя козлами. фото: Wizardvarnish.com

Другие животные в скандинавской мифологии

В скандинавских мифах животные были чем-то большим, чем домашний скот. Они были живыми существами и силами во вселенной. Скандинавская вселенная, как и большинство мифологических миров, кишела всевозможными существами. Гигантское мировое дерево Иггдрасиль было домом для многих чудесных животных. На его короне сидел гигантский орел с менее гигантским ястребом между его глазами. Вместе с четырьмя большими оленями Нидхёгг угрожал свергнуть Иггдрасиль. Другие монстры, такие как гигантский волк Фенрир и Ёрмунгандер, мировой змей, угрожают богам и героям Рагнарёка.

Лошади в исландской археологии

Владение лошадьми, четвероногими, было важным для любого достойного человека в скандинавском обществе. В десятках исландских саг лошади считаются ценным трудом и имуществом в Североатлантическом мире. Лошадиные атрибуты и останки найдены в захоронениях по всему скандинавскому миру.

Недавнее археологическое исследование показывает, что могущественные люди Исландии эпохи викингов. Отправились в загробную жизнь с принесенными в жертву жеребцами. Лошадиные черепа также находят закопанными в домах, возможно, связанных с удачей или защитой. Культ лошадей, возможно, существовал в средневековом скандинавском мире.

Слейпнир в популярной культуре

Археологам еще предстоит найти вещественные доказательства наличия восьминогих лошадей. Но присутствие Слейпнира все еще наблюдается в Исландии сегодня. Легенда гласит, что конь Одина сформировал каньон Асбырги в форме подковы на севере Исландии. Поклонники комиксов Marvel и популярной видеоигры Gods of War. Знакомы со Слейпниром как с могущественным спутником Одина.

Аэрофотоснимок Асбырги. фото: www.historicmysteries.com

Топ-25: легендарные существа из греческой мифологии

А вы хорошо знакомы с греческой мифологией? Этот список поможет вам проверить свои знания или даже обогатить их. Легендарные создания из древнегреческого фольклора недаром прославились на весь мир, ведь они обладали просто необыкновенными качествами. Эти мифические монстры – одни из самых причудливых, страшных и невероятных существ, среди которых встречаются не только удивительные животные, но и самые странные гуманоиды, каких только можно себе представить. Вы готовы к ликбезу?

25. Питон или Пифон

Фото: wikimedia commons

Обычно изображается в виде змея, охраняющего вход в Дельфийский оракул. По легенде жестокого Пифона убил сам Аполлон, один из знаменитых олимпийских богов. После смерти змея на месте Дельфийского оракула Аполлон основал свое собственное прорицалище.

24. Орф, Орт, Ортр, Ортрос, Орфр

Фото: wikimedia commons

Двухголовый пес, задачей которого была охрана огромного стада волшебных красных быков. Этого монстра убил греческий герой Геракл, который забрал себе все стадо в доказательство победы над Орфом. По слухам Орф был отцом сразу нескольких других монстров, включая Сфинкса и Химеру, а его братом был легендарный Цербер.

23. Ихтиокентавры

Фото: Dr Murali Mohan Gurram

Это были морские боги кентавры-тритоны, у которых верхняя часть тела выглядела, как человеческая, нижняя пара конечностей была лошадиной, а за ними следовал рыбий хвост. Их часто изображали рядом с Афродитой во время ее появления на свет. Возможно, вы также могли встречать этих ихтиокентавров на картинах, посвященных зодиакальному созвездию Рыбы.

22. Скилла

Фото: wikimedia commons

Шестиглавая Скилла была морским чудищем, обитавшим с одной из сторон узкого пролива под скалой, в то время как с другой стороны мореплавателей поджидала не менее опасная Харибда (13 пункт). Расстояние между берегами этого узкого пролива и убежищами злобных мифических созданий равнялось полету запущенной стрелы, поэтому путешественники очень часто проплывали слишком близко к одному из монстров и гибли.

21. Тифон

Фото: wikimedia commons

Тифон был олицетворением вулканических сил Земли и заодно считался самым смертоносным демоном во всей греческой мифологии. Его верхняя часть тела была человеческой, и этот персонаж был таким огромным, что подпирал собой звездное небо, а его руки доставали до восточного и западного краев света. Вместо обычной человеческой головы из его шеи и плеч Тифона извергалась сотня драконьих голов.

Читайте также:
Гадание по книге ведьм — тайны колдовского ремесла

20. Офиотавр

Фото: shutterstock

Офиотавр был еще одним греческим чудищем-гибридом, которого боялись больше смерти. По легенде убийство и ритуальное сожжение внутренностей этого полубыка-полузмея давало силу, с помощью которой можно одержать победу над любыми богами. По этой же причине титаны убили чудовище, чтобы свергнуть богов-олимпийцев, но Зевс успел отправить Орла, чтобы тот склевал потроха поверженного создания до того, как их сожгут на жертвеннике, и Олимп был спасен.

19. Ламия

Фото: wikimedia commons

Говорят, что когда-то Ламия была прекрасной правительницей Ливийского царства, но впоследствии стала жестокой пожирательницей детей и опаснейшим демоном. Согласно мифу Зевс так сильно возлюбил очаровательную Ламию, его жена Гера из ревности убила всех детей Ламии (кроме проклятой Скиллы) и преобразила ливийскую царицу в монстра, охотящегося на чужих детей.

18. Грайи или Форкиады

Фото: wikimedia commons

Грайи были тремя сестрами с одним общим глазом и зубом. Неудивительно, что они славились совсем не красотой, а скорее своими сединами и уродством, внушая всем страх. Вдобавок имена у них были весьма красноречивыми: Дейно (дрожь или смерть), Энио (ужас) и Пемфредо (тревога).

17. Ехидна

Фото: shutterstock

Полуженщина-полузмея. Ехидну называли матерью всех монстров, поскольку большинство чудовищ из древнегреческих мифов считались ее отпрысками. Согласно легенде Ехидна и Тифон страстно любили друг друга, и именно их союз породил немало коварных созданий. Греки верили, что она производила яд, вызывающий безумство.

16. Немейский лев

Фото: Yelkrokoyade

Немейский лев был злобным монстром, обитавшим в районе Немеи. В итоге его убил знаменитый древнегреческий герой Геракл. Убить простым оружием это мифическое существо было невозможно из-за его необыкновенной золотой шерсти, которую было нереально проколоть обычными мечами, стрелами или кольями, и поэтому Гераклу пришлось задушить Немейского льва голыми руками. Содрать со зверя шкуру силачу удалось только при помощи когтей и зубов самого поверженного льва.

15. Сфинкс

Фото: Tilemahos Efthimiadis / Athens, Greece

Сфинкс был зооморфным созданием с телом льва, крыльями орла, хвостом быка и головой женщины. Согласно легенде этот персонаж был безжалостным и коварным монстром. Те, кто не мог разгадать загадки, по традиции всех мифов погибали мучительной смертью в пасти яростного Сфинкса. Само чудовище погибло только после того, как его загадку разгадал отважный царь Эдип.

14. Эринии

Фото: wikimedia commons

С греческого языка эриния переводится как «гневная». Это были богини-мстительницы. Согласно легенде они наказывали любого, кто произносил лживые клятвы, совершал какое-либо злодеяние или говорил что-либо против одного из богов.

13. Харибда

Фото: shutterstock

Дочь Посейдона и Геи, Харибда была огромным морским чудищем со ртом на все лицо и плавниками или ластами вместо рук и ног. Три раза в день она поглощала огромное количество морской воды, а потом выплевывала ее обратно, создавая таким образом мощные водовороты, которые легко засасывали большие корабли. Именно она и была соседкой смертоносной Скиллы из 22 пункта.

12. Гарпии

Фото: shutterstock

Это были существа с телами птиц и женскими лицами. Они воровали еду у невиновных жертв и отправляли грешников прямиком ко мстительным Эриниям (14 пункт). Гарпия переводится как «похитительница» или «хищница». Зевс часто обращался к ним, чтобы эти создания кого-то наказали или предали пыткам.

11. Сатиры

Фото: shutterstock

Сатиры часто изображаются гибридами людей и козлов. Обычно у них козьи рога и задние ноги. Сатиры любили пьянствовать, играть на флейте и служили богу виноделия Дионису. Эти лесные демоны были истинными лентяями и вели самый беспечный и разнузданный образ жизни.

10. Сирены

Фото: shutterstock

Прекрасные и очень опасные мифические персонажи. Эти роковые богини с рыбьими хвостами завлекали мореплавателей своими сладкими голосами, и из-за их чар корабли не раз налетали на скалы и разбивались у побережья. Тонущих странников эти существа раздирали на части и поедали.

9. Грифон

Фото: shutterstock

Грифон – это мифическое создание с телом, хвостом и задними лапами льва, а его голова, крылья и когти на передних лапах были орлиными. Лев традиционно считался царем всех сухопутных чудовищ, а орел – царем всех птиц, поэтому в древнегреческой мифологии грифон был невероятно могущественным и величественным персонажем.

8. Химера

Фото: wikimedia commons

Химера была огнедышащим монстром, тело которого состояло из 3 разных животных: льва, змеи и козы. Чудовище было родом из Ликии (древнее государство Малой Азии). Чаще всего химерой называли любое мифическое или вымышленное существо с частями тела от разных зверей. В переносном смысле химера считается олицетворением любого несбыточного желания или фантазии.

7. Цербер

Фото: wikimedia commons

Цербер – один из наиболее известных персонажей древнегреческой мифологии. По легенде это был трехголовый пес со змеиным хвостом, охранявший врата в Подземное царство. Сбежать из загробного мира не мог никто, кто пересекал реку Стикс, и за этим строго следил свирепый Цербер, пока однажды его не одолел Геракл.

Читайте также:
Хиромантия пальцев объяснит знаки на большом, безымянном и мизинце

6. Циклоп

Фото: Odilon Redon

Циклопы были отдельной расой одноглазых великанов. По легенде эти существа были жестокими и свирепыми монстрами, которые не боялись даже богов, но при этом они служили богу огня и кузнечного ремесла Гефесту.

5. Гидра

Фото: shutterstock

Гидра была древним морским чудовищем, напоминающим огромного змея с чертами рептилии, из тела которого росло бесчисленное множество голов. Вместо одной отрубленной головы у нее всегда вырастало по 2 новые головы. У гидры было ядовитое дыхание, и даже ее кровь была настолько опасной, что малейший контакт с ней был смертельным.

4. Горгоны

Фото: shutterstock

Наверное, самой знаменитой из всех древнегреческих горгон была Медуза. Она также была единственной смертной горгоной среди своих злобных сестер. Вместо волос у Медузы росли змеи, и одного ее взгляда хватало, чтобы обратить человека в камень. По легенде обезглавить ее удалось Персею, вооружившемуся зеркалом, вместо щита.

3. Минотавр

Фото: shutterstock

Минотавр был мифическим созданием с головой быка и телом человека, поедавшим невинных людей. Он обитал в Кносском лабиринте, построенном древнегреческим инженером и художником Дедалом и его сыном Икаром. Чудовище в итоге было сражено аттическим героем по имени Тесей.

2. Кентавр

Фото: shutterstock

Кентавр был сказочным существом с головой, руками и торсом человека, а ниже пояса он напоминал обычного коня. Одним из самых знаменитых кентавров в греческой мифологии считался Хирон. Большинство кентавров были буйными и враждебными к людям существами, любившими пьянствовать и почитавшими только бога виноделия Диониса. Однако Хирон был мудрым и добрым созданием и даже наставником таких древнегреческих героев, как Геракл и Ахиллес.

1. Пегас

Фото: shutterstock

Это одно из самых известных мифических существ античного мира. Греки верили, что пегас был божественным жеребцом белоснежного цвета, и что у него были огромные крылья. По преданию пегас был ребенком Посейдона и горгоны Медузы. Согласно одной из легенд каждый раз, когда этот сказочный конь бил по земле своим копытом, рождался новый источник воды.

Магический конь из дневних мифов и легенд — данни

Кельтская культура — одна из самых загадочных в истории человечества. Заглянуть к её героям, богам и магическим животным — жуть как интересно. Держите несколько самых известных историй из книги «Кельтские мифы» — о магических животных, Артуре и подземном мире.

Тайна Артура

Артур — самая знаковая фигура в средневековых мифахи преданиях. В валлийской мифологии он ассоциируется с любопытной смесью христианства и языческой магии. И постоянно имеет дело с заколдованными животными и волшебными котлами. Имя Артура отражается в целом ряде географических названий: от Камня Артура — до Престола Артура.

Он был военачальником, главой союза малых королевств, возникших в Британии после ее отделения от Римской империи в начале V века. Легенды, связанные с именем Артура, оказались гораздо важнее, чем сам человек. Вполне подлинный исторический персонаж, Артур вдохновил сказителей и писателей на создание целого созвездия историй о средневековом рыцарстве, героизме и непревзойденном боевом мастерстве — историй, действие которых охватывало не только Уэльс, но и всю Британию, и даже выходило за ее пределы.

Священный Грааль

Одна из самых известных историй средневековой кельтской литературы — сказание о Святом Граале. Это «повесть о странствии и поиске предмета». Главным героем её был Персеваль, рыцарь при дворе короля Артура, который, блуждая по пустыне, встретил хромого старика, пригласившего его в свой замок.

Во время ужина Персеваль стал свидетелем странной процессии, возглавляемой рыцарем с копьем, с которого капала кровь, следом шла красивая девушка с драгоценной, богато декорированной чашей или блюдом, которое называли Грааль. За девушкой шли люди со свечами и группа придворных в траурных одеждах. Слишком вежливый, чтобы задавать вопросы о том, что видел, Персеваль ушел спать, а на следующее утро обнаружил, что замок пуст.

Он продолжил странствия, но по пути встретил молодую женщину, которая упрекала его за то, что он не спросил о процессии, которую видел в замке. Эти упреки повергли Персеваля в сомнения и тоску, и он начал долгие поиски замка, чтобы раскрыть секрет Грааля.

Другие средневековые французские авторы взялись за историю Грааля и добавляли всё новые и новые подробности: в сюжете появился Иосиф Аримафейский, собравший кровь распятого Спасителя, а кровоточащее копье объявили оружием римского сотника Лонгина, который присутствовал при распятии Иисуса Христа. Согласно одной из версий легенды, Грааль был чашей, из которой Иисус пил во время Тайной вечери.

Читайте также:
Гадание на желание — сбудется мечта или нет?

Магические животные

Основой кельтской мифологии было ощущение, что духи скрываются в каждом уголке ландшафта. Иногда границы миров сдвигались, и «нормальный» порядок вещей мог быть буквально опрокинут: животные и люди обменивались физическими формами, боги являлись людям в виде обычных людей, зверей или чудовищ, а богини чередовали облик юной девы, зрелой матроны и старухи.

Это можно понять по их внешности: они были ослепительно белыми, красными или белыми с красными ушами. Средневековый сказитель упоминал цвет животных, чтобы донести до слушателей информацию о магии и чарах.

Мудрый лосось

В кельтской мифологии есть истории о людях-кошках, людях-птицах, магических быках и свиньях. Есть даже миф о мудром лососе, который рассказывает о юноше по имени Финн. Однажды он встретил барда Финнегаса, который жил на берегу реки Бойн — зачарованного водного пространства, которое пропускает в мир духов. Финнегас пытается поймать знаменитого Лосося мудрости: он тщетно занимался этим в течение семи лет.

Когда Финн подошел к Финнегасу, тот как раз поймал рыбу и передал ее юноше, чтобы тот приготовил ее на огне. Так молодой герой случайно дотронулся до жгучей горячей мякоти рыбы большим пальцем и инстинктивно положил палец в рот, чтобы облегчить боль. Мгновенно он был наделен всей мудростью и знаниями, которыми обладал лосось, и стал великим провидцем. Этот жест Финна породил ирландскую поговорку о «большом пальце провидца» и веру в то, что большой палец может обладать особой духовной силой.

Деревья жизни и смерти

В древней Ирландии особо почитали дуб, тис, ясень и орешник. Среди этих деревьев дуб, кажется, был самым священным, вероятно из-за его больших размеров и долговечности. Древние друиды считали дубы особыми существами, хозяевами паразитической омелы, которая растет в виде ярко-зеленых шаров на мертвых зимних деревьях. Вязкие белые ягоды омелы символизировали луну, а их липкий сок напоминал семя.

Священное значение дубов отражается во многих ирландских и валлийских мифах. В античном мире дубы ассоциировались с небесными богами. В сборнике прозаических преданий они упоминаются как источники мудрости. Даже этимология слова «друид» связана с понятием «мудрость дуба». А легендарный королевский центр Эмайн Маха представлял собой огромную круглую структуру, в центре которой находилось массивное величественное дерево, настолько высокое, что его можно было увидеть за многие мили, — живой священный дуб.

Лебединое озеро

Превращение молодых девушек в лебедей на озерах является постоянным мотивом ирландской мифологии. Одна из легенд связана с богом моря Мананнаном мак Лиром. У его детей была злая мачеха по имени Айфе. От ревности она наложила на них заклятие, превратив в лебедей; для этого она сначала заманила их к озеру, а затем вызвала на помощь друида для наложения чар. Чтобы избавиться от птичьего облика, они должны провести по триста лет в каждом из трех мест. Однако проклятие было снято лишь, когда северный принц женился на уроженке Южной Ирландии королевского рода и когда лебеди, потомки Лира, услышали звон колокола.

Оба этих момента имеют особое значение: брак предполагает союз между севером и югом Ирландии и, в частности, прекращение вражды между Ульстером и Коннахтом. Также колокол был «голосом» христианства, означающим конец язычества и принятие нового единобожия. Но у истории несчастных детей, увы, не было счастливого конца. Конечно, заклинание перестало действовать, но к тому времени они стали древними стариками и умерли почти сразу после снятия чар. Тогда священник по имени Кемок похоронил их по-христиански.

Небо и ад: рай и подземный мир

Для кельтов лучшей стороной потустороннего мира (который не делился на противоположные части вроде рая и ада) был вечный праздник, включающий пиршество, охоту и игры. Была и опасность — возможность столкнуться с враждебными духами и чудовищами, порождениями ночных кошмаров. Интересно, что для кельтов жизнь после смерти требовала сохранения физического тела с неповрежденной системой пищеварения. Как еще мертвые могли наслаждаться огромными кусками жареного мяса и кружками алкогольного напитка?

А вот согласно традициям саамов, живущих в Северной Скандинавии, мертвые населяют подземный мир, где ходят вверх ногами. Возникает необычайно любопытная картина бытия после смерти: тела сохраняются, но буквально все перевернуто с ног на голову в параллельной Вселенной, границы которой редко удается преодолеть. Единственное проявление потустороннего мира на земле — это духи и шаманы. Они связываются с духами по определенным «линиям разломов»: островам, порогам, пещерам, каменным трещинам и грудам камней, куда местные общины приходят приносить жертвы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: