Никсы — духи воды из европейского фольклора

Никсы

Никсы (нем. Nixen — русалки) — это русалки или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.

Содержание

Этимология

Эти слова по своему происхождению восходят к общегерманским *nikwus or *nikwis(i), происходящих к слову из праиндоевропейского языка *neig w (означает «мыть»). [1] Это связано с санскритским nḗnēkti («мыть»), греческими νίζω (nízō) и νίπτω (níptō), и ирландским nigther. [2]

Форма neck появляется в английском и шведском языках (neck и näck соответственно). [2] Шведская форма происходит от древнешведского neker, которое соответствует древнеисландскому nykr, и nykk (норвежский нюнорск). [2] В финском это слово означает näkki. Древнедатская форма nikke развилось в датское и норвежское (букмол) слово nøk(ke). [2] Исландское слово nykur также используется для обозначения гиппопотама. [2]

Древневерхненемецкая форма nihhus также означала «крокодил», [2] а древнеанглийское nicor [2] может означать как «водное чудовище», так и «гиппопотам». [2]

Описания в разных странах

Самыми ранними свидетельствами о русалках были сирены из эпоса Гомера «Одиссея», в которой Одиссей пытался предотвратить действие губительной песни сирен.

Норвегия

В Норвегии нёкки (норв. Nøkken ) отображаются как страшные, злые существа, связанные с демонами. Они постоянно находятся около воды и пытаются заманить в неё людей и животных. Особенно опасны были они для некрещеных младенцев и беременных женщин. Также они описываются как печальные люди, живущие в одиночестве и жалующиеся на то, что они не могут попасть на небеса.

Нёкки могли использовать красивое пение и музыку, чтобы очаровывать своих жертв. В нескольких историях нёкк — мастер игры на скрипке. Есть также истории, в которых он учит людей его искусству игре на скрипке в обмен на жертву или что-нибудь ещё — например, обещание спасения и блаженства.

Швеция

Некки (швед. Näcken ) часто ассоциировались с не менее устрашающими существами, которых на шведском называют strömkarlen. Это подземные музыканты, жертвы которых сидели всю ночь у водопада.

Германия

Никсы в германском фольклоре стали русалками [3] , которые пытаются заманить людей в воду. Они чем-то похожи на кельтскую Мелюзину и греческих сирен. Мужчины-никсы могли быть разных форм: помимо русалок, они были рыбами, змеями и даже людьми. Женщины-никсы — красавицы с рыбьим хвостом. Когда они находятся в человеческих формах, их могут распознать по мокрому подолу своей одежды. Никсы изображаются как вредоносные в некоторых историях, но безобидные и дружелюбные в других.

В 19-ом веке Якоб Гримм причисляет никс к водным духам, которые любят музыку, песни и танцы и говорит: «Как сирены, никсы привлекают своей песней молодежь, а затем тащат её на дно.» [3] По Гримму они могут быть людьми, однако у них есть особенности внешности, присущие животным.

Никсы с легкой подачи Рихарда Вагнера стали также известны как девы Рейна.

Одной из самых известных никс германского фольклора является Лорелея. Согласно легенде, она сидела на одной из скал, на берегу Рейна (скала теперь носит её имя) и заманивала своей песней рыбаков и лодочников на скалы.

Дания

Нёкки (дат. Nøkken ) — в датском фольклоре сверхъестественные существа, которые живут в ручьях, реках и озёрах, где они привлекают людей своей игрой. Нёкки могли быть четвероногими.

Швейцария

В Швейцарии есть легенда (миф), о никсах, живших на берегу Цугского озера (кантон Цуг)

См. также

  • Лорелей — скала на территории Германии, где по легендам жила одна из никс — Лорелея.

Примечания

  1. Köbler, Gerhard: Indogermanisches Wörterbuch.
  2. 12345678Svensk etymologisk ordbok, by Elof Hellquist (1922) Lund, C. W. K. Gleerups förlag Berlingska boktryckeriet. p. 532.
  3. 12 Grimm 1835:17:11.

Литература

  • Barbara Stamer (Hrsg.): Märchen von Nixen und Wasserfrauen, Frankfurt 1987
  • Enn Vetemaa: Die Nixen von Estland, Frankfurt 2002
  • Gwen Benwell & Arthur Waugh: Töchter des Meeres. Von Nixen, Nereiden, Sirenen und Tritonen. Marion von Schröder, Hamburg 1962
  • Grimm, Jacob (1835). Deutsche Mythologie
  • Hellström, AnneMarie. (1985). Jag vill så gärna berätta…
  • Karlsson, S. (1970). I Tiveden, Reflex, Mariestad.

Ссылки

Никсы на Викискладе ?
  • Мифологическая энциклопедия: никсы
  • Саги и сказки о никсах
  • Фарерские сказки и сказки на датском языке
  • Скандинавский фольклор

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Никсон (фильм)
  • Никтлье

Полезное

Смотреть что такое “Никсы” в других словарях:

НИКСЫ — Древне германское название водяных духов, русалок, часто вредящих людям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НИКСЫ древне германское водяные духи. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Никсы — (Nixen, древнегерм. nihhus, сканд. nykr, дат. nök, шведск. näck) русалки (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Никсы — Водяные духи; ундины. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

никсы — мн., Р. никс; ед. ни/кса (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

НИКСЫ — Водяные духи; ундины … Теософский словарь

оникс — оникс, ониксы, оникса, ониксов, ониксу, ониксам, оникс, ониксы, ониксом, ониксами, ониксе, ониксах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Гемера — в греческой миф. богиня дня, дочь Эреба и Никсы, отождествленная позднее с Эос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

феникс — феникс, фениксы, феникса, фениксов, фениксу, фениксам, феникса, фениксов, фениксом, фениксами, фениксе, фениксах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

КИНИКСЫ — (Kinixus) род скрытошейных черепах семейства сухопутных черепах (см. СУХОПУТНЫЕ ЧЕРЕПАХИ); обитает в Африке. Задняя треть карапакса у киниксов соединена с основной частью поперечной сухожильной прослойкой. Поэтому в отличие от других черепах… … Энциклопедический словарь

ТРИОНИКСЫ — (Trionyx) род пресмыкающихся семейства трехкоготных черепах (см. ТРЕХКОГОТНЫЕ ЧЕРЕПАХИ); включает 15 видов. Триониксы распространены в Юго Восточной Азии, в Северной Америке. Плоский дископодобный спинной панцирь триониксов имет широкую хрящевую… … Энциклопедический словарь

Никсы — духи воды из европейского фольклора

Никсы — духи воды или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.Иногда их считают дружелюбными и безобидными существами, иногда же никосв представляют опасными. Название по своему происхождению восходят к общегерманским *nikwus or *nikwis(i), происходящих к слову из праиндоевропейского языка *neigw (означает «мыть»). Это связано с санскритским nḗnēkti («мыть»), греческими νίζω (nízō) и νίπτω (níptō), и ирландским nigther.

Читайте также:
Оранжевая и желтая аура — значение цветов и оттенков тонкого тела

В разных странах об этих мифологических существах говорят неодинаково. Так, в Норвегии их называют нёкки (норв. Nøkken). В представлении норвежцев они связаны с демонами, а изображаются как страшные существа ( как в изображении Теодора Киттельсена). Считается, что нёкки имели красивое пение, с помощью которого заманивали людей в воду. В Швеции образ некки (швед. Näcken) тоже связан с музыкой – шведы видели их подземными музыкантами. В датском фольклоре нёкки – сверхъестественные существа, которые живут в ручьях, реках и озёрах, где они привлекают людей своей игрой. Нёкки могли быть четвероногими. Эти образы напоминают наших водяных.

Германские никсы больше напоминают русалок. Они пытаются заманить людей в воду своей красотой, чем они похожи на греческих сирен. Эти девушки имели рыбьи хвосты, но могли обращаться и полностью в женщин, но их можно распознать по мокрому подолу одежды. Были и мужчины-никсы, которые могли быть змеями, рыбами и людьми.
В 19-ом веке Якоб Гримм причисляет никс к водным духам, которые любят музыку, песни и танцы и говорит: «Как сирены, никсы привлекают своей песней молодежь, а затем тащат её на дно.» По Гримму они могут быть людьми, однако у них есть особенности внешности, присущие животным.

Никсы любят обольщать молодых девушек, которых завлекают рассказами о несметных сокровищах в своих подводных жилищах. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях мелодию эльфийcкого короля, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и, подобно мерроу, заключают их в клетки. Нрав у никсов переменчивый: то они выплывают на поверхность и поют, то поднимают бури и требуют мести тем, кто их оскорбил. Они помогают людям – в частности, покупают зерно на ярмарках и тем самым повышают на него цену. Если им подарить черную или белую козу или курицу они могут научить человека играть на скрипке. Чтобы защититься от никсов, следует всегда носить при себе что-нибудь железное – к примеру нож. А чтобы они не застали врасплох в воде, надо повторять, перед тем, как залезть в воду такое присловье: «Никсы, воришки, вы в воде. а я на суше. Никсы, воришки, вы на суше, а я в воде».

Сказка гласит, что несколько парней шли на танцы в соседнюю деревню, но дорогу им преградила разлившаяся от дождей река. Внезапно откуда ни возьмись появилась лошадь. Парни все вместе забрались на нее и только было собрались въехать в воду. как старик, стоявший на противоположном берегу реки, произнес: — Господи Боже! Ну и долинная спина у этой лошадки! Раздался треск, и парни попадали наземь, а никс,
обернувшийся лошадью, скрылся в реке.
Cyщecтвyeт предание о том, что однажды у фермера пропала дочь. Неподалеку от фермы был омут, в котором водились никсы, и вскоре все решили. что именно они утащили девочку. Отец с мате- рью, по совету
мудрого старика, отправились ночью в полнолуние к омуту, дождались, пока никсы выйдут из воды, а потом произнесли заклинание, в котором упоминалось имя Христово. В ту же секунду никсы исчезли, а их дочь
осталась стоять на берегу. Как она рассказала, ее настойчиво угощали. но она ничего не ела. И это ее спасло.

Никсы с легкой подачи Рихарда Вагнера стали также известны как девы Рейна.

Одной из самых известных никс германского фольклора является Лорелея. Согласно легенде, она сидела на одной из скал, на берегу Рейна (скала теперь носит её имя) и заманивала своей песней рыбаков и лодочников на скалы. В Германии находится скала, названная её именем, где по легендам она жила.

#никсы #духи #дух #вода #фальклор #магия #мистика #мифология #существа

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Бестиарий Сапковского Бестиарий книг Анджея Сапковского о ведьмаке, волшебные существа и расы мира Геральта.
  • Транслятор имен Здесь у Вас есть уникальная возможность узнать, как могло бы звучать Ваше имя на языках различных вымышленных рас. При этом результат имеет смысловую нагрузку. Так к примеру, эльфийские имена собираются по грамматическим правилам квэнья и других эльфийских языков исходя из значения Вашего настоящего имени.
  • Городские легенды Cовременная разновидность мифов, как правило, короткие, и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действи­тельности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Никсы

Русалки или водяные в фольклоре германских народов. Происходит от прото-индоевропейского *neig (“мыть, купать”). В германском фольклоре имеют вид человекообразных существ, часто русалок, которые завлекают людей в водоёмы и стараются утопить. В Скандинавии это существо может появляться в виде четвероногого животного, чаще всего лошади, и имеет много сходных черт с шотландским келпи и нъогелем Шетландских островов.

Норвежские нёкки (Nøkken)

В Норвегии нёкки представляются как страшные, злые существа, связанные с демонами. Они постоянно находятся около воды и пытаются заманить в неё людей и животных. Особенно опасны они для некрещеных младенцев и беременных женщин.

Нёкки могли использовать красивое пение и музыку, чтобы очаровывать своих жертв. В ряде историй нёкк — мастер игры на скрипке. Иной раз он учит людей искусству игры на скрипке в обмен на жертву или, например, человеческую душу.

Шведские некки (Näcken)

В Швеции некки часто ассоциировались с не менее устрашающими существами, называемыми strömkarlen — подземными музыкантами, жертвы которых оказывались сидящими всю ночь у водопадов и ручьев, слушая чарующую музыку.

Читайте также:
Симоронские ритуалы на здоровье — лечимся весело

Датские нёкки (Nøkken)

В датском фольклоре, нёкки — сверхъестественные существа, которые живут в ручьях, реках и озёрах, куда они привлекают людей своей игрой. Нёкки могли быть четвероногими.

Швейцарские никсы

В Швейцарии есть локальная легенда о никсах, живших на берегу Цугского озера (кантон Цуг).

Германские никсы

Никсы в германском фольклоре стали типичными русалками, которые пытаются заманить людей в воду, сродни кельтской Мелюзине и греческим сиренам. Женщины-никсы — красавицы с рыбьим хвостом. Когда они принимают полностью человеческий облик, их можно распознать по мокрому подолу одежды. Мужчины-никсы могли быть разных форм: помимо традиционного облика так называемых “морских мужей” (merman) с человеческим торсом и рыбьим хвостом, они также появлялись в облике рыб, змей, либо также принимали вид обычных людей. В фольклоре Никсы могут представляться как вредоносными, так и безобидными и дружелюбными по отношению к людям.

В XIX веке Якоб Гримм причислил никс к водным духам, которые любят музыку, песни и танцы:

«Как сирены, никсы привлекают своей песней молодежь, а затем тащат на дно.»

По Гримму они могут быть в человеческом облике, однако у них всегда есть изъян или особенность внешности, присущие животным.

С легкой подачи Рихарда Вагнера никсы стали также известны как девы Рейна.

Одной из самых известных никс германского фольклора является Лорелея. Согласно легенде, она сидела на одной из скал на берегу Рейна (теперь скала носит её имя) и заманивала своей песней рыбаков и лодочников на камни отмелей.

Comments

Никсы [нем. nixen] — в древнегерманской мифологии — водяные духи, русалки.

вот все что я смогла найти.. А хотелось бы больше..
Заранее спасибо.

В единственном числе вроде бы nixe.
Если вам не чужд английский, вот ресурс Википедии на эту тему.
Если это может ждать несколько дней — подождите. Выложу больше материала.

я лучше подожду моих знаний маловато.. к сожалению.

Мифологический словарь (2):

Королев “Энциклопедия сверхъестественных существ”:

Никсы
В фольклоре германских народов фейри, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну, пропускают тех, кого следует, а кого не следует — отгоняют. Еще они обольщают молодых девушек, которых завлекают рассказами о несметных сокровищах в своих подводных жилищах. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях так называемую “мелодию эльфийcкого короля”, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и, подобно мерроу, заключают их в клетки.

Нрав у никсов переменчивый: то они выплывают на поверхность и поют, то поднимают бури и требуют мести тем, кто их оскорбил. Они помогают людям — в частности, покупают зерно на ярмарках и тем самым повышают на него цену. Если им подарить черную или белую козу или курицу, они могут научить человека играть на скрипке.

Чтобы защититься от никсов, следует всегда носить при себе что-нибудь железное — к примеру, нож. А чтобы они не застали врасплох в воде, надо повторять, перед тем, как залезть в воду, такое присловье: “Никсы, воришки, вы в воде, а я на суше. Никсы, воришки, вы на суше, а я в воде”.
Людям они являются как симпатичные юноши с кудрявыми золотистыми волосами, облаченные зеленые рубашки с фартуками, красные чулки и синие штаны. На головах у них красные шапочки. Никсов можно узнать по мокрым пятнам на фартуках и рубашках и по зеленым зубам. Они обладают способностью к оборотничеству могут превращаться в лошадей и быков. Мэнские никсы выходят из воды в полнолуние, за ними вереницей тянутся утопленники.

Cyщecтвyeт предание о том, что однажды у фермера пропала дочь. Неподалеку от фермы был омут, в котором водились никсы, и вскоре все решили. что именно они утащили девочку. Отец с матерью, по совету
мудрого старика, отправились ночью в полнолуние к омуту, дождались, пока никсы выйдут из воды, а потом произнесли заклинание, в котором упоминалось имя Христово. В ту же секунду никсы исчезли, а их дочь
осталась стоять на берегу. Как она рассказала, ее настойчиво угощали, но она ничего не ела. И это ее спасло, ибо если бы девочка попробовала пищу фейри, ее не спас бы и Христос.

Вот этот фрагмент есть на нескольких сайтах в перемешку с текстом из Королева:

Сказка гласит, что несколько парней шли на танцы в соседнюю деревню, но дорогу им преградила разлившаяся от дождей река. Внезапно откуда ни возьмись появилась лошадь. Парни все вместе забрались на нее и только было собрались въехать в воду, как старик, стоявший на противоположном берегу реки, произнес:

— Господи Боже! Ну и длинная спина у этой лошадки!

Раздался треск, и парни попадали наземь, а никс, обернувшийся лошадью, скрылся в реке.

В. С. Моложавенко отмечает некоторую связь цветов-кувшинок с поверьем в никс. Вот, что он пишет:

Моложавенко В. С. Тайна красоты: Книга о цветах, М. Педагогика-Пресс , 1993, стр. 166

Кувшинку и у других народов связывали с подобными духами: на Руси её звали “русалочьим цветком”, а ботаническое латинское название ей дали в честь нимф — Nymphaea.

Кстати достаточно часто никсы упоминаются в тексте “поэтических воззрений ” Афанасьева. Упоминания в основном урывочные, и как правило, для сравнения с другими русалкообразными монстрюками
В приниципе, раз пошла такая тема, возможно в ближайшее время соберем статью, и там эти упоминания будут фигурировать

Так. Пока пару дней буду давать просто переводы текстов. Потом посмотрим.
Сейчас по никсам из книги Кейтли посвящённой мифологии фэйри. Труд классический и много раз переиздавался. Первый раз вышел кажется в 1828 году.
Я брал текст из издания 1850 года. Её можно скачать в пдф. Ок 16 Мб. Если кому-то нужно, пишите на мыло или в личку.
Текст:

Keightley T. The Fairy Mythology. – L.,1850. – P. 258 – 259
Никсы, или водный народ обитают в реках и озёрах. Мужчины выглядят как и обычные, только у них зелёные зубы. Также они носят зелёные шляпы. Женщины-никсы выглядят как прекрасные девушки. В солнечные дни их можно увидеть как они сидя на берегу или на ветвях деревьев расчёсывают свои золотистые волосы. Если кому-то скоро суждено утонуть, никс можно увидеть танцующими на поверхности воды. У них величественные жилища под водой куда иногда они берут и смертных. Одна девушка из села неподалёку от Лейпцига служила одно время в доме никсы. Она говорила, что всё там было очень хорошо и единственное на что приходилось жаловаться, это то, что ей приходилось есть пищу без соли. Женщины-никсы часто ходят на базар и покупают мясо. Они всегда очень опрятно одеты, только край передника либо какая-либо другая часть их одежды мокрая. Мужчины также периодически ходят на базар. Они любят похищать женщин, которых делают своими жёнами и часто приглашают земных женщин, чтобы те помогали им в их работе. Среди множества сказок про никс. Мы приводим следующие:
(Кейтли приводит всего четыре сказки. Я выкладываю пока только две. Остальные потом)

Читайте также:
Нумерология номера автомобиля — как госрегистрация влияет на вашу жизнь

Keightley T. The Fairy Mythology. – L.,1850. – P. 259 – 260.
Крестьянин и водный человек.
Жил однажды водный человек и он был в хороших отношениях с крестьянином, который жил недалеко от озера. Он бывал у него его и наконец попросил, чтобы и крестьянин посетил его в его подводном доме. Крестьянин согласился и пошёл вместе с ним. Внизу под водой всё было так же, как и в роскошном дворце на земле – залы, комнаты и кабинеты с богатой мебелью различного вида. Водный человек провёл его по всему дому и показал ему всё, что там было. Наконец они пришли в маленькую комнату, где стояло несколько новых горшков перевёрнутых кверху дном. Крестьянин спросил, что в них. «В них содержатся, — был ответ, — души утопленников, которых я поместил в горшки и закрыл, чтобы они не могли выбраться. Крестьянин ничего не сказал и вышел снова на землю. Но долгое время с тех пор этот случай с душами не давал ему покоя и он ждал случая, чтобы водный человек был вне дома. Когда это случилось он пошёл в подводный дом, так как он заметил где нужно спускаться, и, найдя эту комнатку, он перевернул все горшки один за другим и немедленно все души утопленников поднялись из воды и обрели свободу.

Keightley T. The Fairy Mythology. – L.,1850. – P. 260 – 261.
Водный кузнец
Есть небольшое озерцо в Вестфалии, которое называется Дармссен из которого жители деревни Эпе, находящееся неподалёку всю ночь слышали звуки молота бьющего по наковальне. Проснувшись, люди увидели, что что-то находится посередине озера. Один раз они сели в лодку, поплыли туда и усидели кузнеца чьё тело возвышалось над водой. Он держал молот в руке и показывая на наковальню попросил, чтобы они принесли что-нибудь для ковки. С тех пор они приносили ему железо и ни у кого не было таких хороших плугов как у людей из Эме.
Один раз, когда один человек из этой деревни собирал камыш в Дармссене он нашёл ребёнка, тело которого полностью заросло шерстью (я не знаю как точно это перевести – was rough all over his body. Один голос из зала тут говорит, что, возможно, он был в чешуе, а не заросший волосами). Кузнец закричал – «Не забирай моего сына!», — но человек закинул ребёнка на спину и убежал. С тех пор кузнеца никто не видел и не слышал. Этот человек вырастил Руфи (Roughy, образовано от roughy – его особенности) и он стал лучшим и самым умным юношей там. Но когда ему исполнилось 20 лет он сказал крестьянину – «Мой отец зовёт меня!». Крестьянин сказал – «Мне жаль это слышать. Можно ли что-то сделать, чтобы ты остался со мной?». «Посмотрим» — сказал водный юноша. «Ты должен пойти в Браумске и достать мне небольшой меч, но ты должен дать за него столько, сколько продавец за него попросит и не торговаться за него». Крестьянин отправился в Браумске и купил меч, но он торговался за него и немного снизил цену. После этого они пошли к Дармссен и Руфи сказал. «Теперь смотри. Когда я ударю по воде и пойдёт кровь, то я должен уйти, но если пойдёт молоко, то я могу остаться с тобой». Он ударил по воде, но не пошли ни кровь ни молоко. Руфи разозлился и сказал: «Ты всё-таки торговался и упрашивал продавца и поэтому не идёт ни кровь ни молоко». Тогда крестьянин отправился снова и вернулся, но только с третьего раза ему удалось купить меч не торгуясь. Когда Руфи ударил по воде, она стала красная как кровь и он бросился в воду и больше его не видели.

Девушки из воды. Русалки и другие обитательницы водоёмов

Waterhouse, John William; A Mermaid; Royal Academy of Arts

Вода. Колыбель жизни. Ритуальное средство очищения в крупнейших религиях планеты. Наши предки верили, что океаны, моря, озера и реки заселяют самые разные волшебные обитательницы: русалки и нимфы, наяды и нереиды… Они жили бок о бок с людьми: помогали, хулиганили, вредили, и в любом случае считались не менее реальными, чем обычные женщины.

«Водные женщины» не обязательно были лишь рядовыми «монстрами». Одно из старейших божеств, известных человечеству — вавилоно-ассирийская змея Тиамат, воплощение солёной воды («техом» означает «море», а окончание «-ат» указывает на принадлежность к женскому полу) — стало материалом для построения нашего мира. О вселенском значении парной категории «женщина-вода» говорит и китайский символ «инь», означающий воду и женское начало. Даже великие богини любви — Иштар и Афродита — были связаны с водой.

В древности вода служила эротической метафорой. Книга Притчей Соломона (5:15) увещевает быть верным лишь одной женщине следующим образом: «Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодца. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям…».

На логотипе международной сети кафе «Starbucks» изображена либо сирена, либо мелюзина (последнее более вероятно из-за наличия двух хвостов) / 4028mdk09, CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons

Читайте также:
Николь Кузнецова — болезнь доброй ясновидящей

В то же время женщины, олицетворяющие водную бездну, — носители опасности и смерти (египетская змея Апеп, скандинавская Ермуганд, европейские русалки). Славянский фольклор аналогичным образом соединяет мотивы жизни и смерти — вспомним живую и мёртвую воду. Библейские псалмы и Книга Иова говорят о борьбе Яхве с демоническими жителями воды. Таким образом, «женская вода» — понятие двойственное. Являясь началом всех вещей, она знаменует и их финал, доводя свою эсхатологическую функцию до предела в мифе о всемирном потопе.

Средиземное море

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Океан и Фетида были двумя старейшими морскими титанами — братом и сестрой, а также мужем и женой. Они породили бесчисленное количество девушек (океаниды, нимфы), впоследствии «назначенных» божествами водоёмов.

По другой версии, отцами нимф были морские старцы — Нерей, Протей и Форкий. Впрочем, их красавицы-дочери по совместительству были и чудовищами. Например, Гесиод говорит, что у старца Форкия была поразительно красивая дочь Кето. Однако мало кто знает, что эта милашка — просто другой вариант ужасного Кита (Cetus), которому предполагалось принести в жертву Андромеду.

Нимфы — обширный класс волшебных духов женского пола, встречающихся не только в водоёмах, но и в горах (ореады), деревьях (дриады) и даже скальных гротах. Нимфы всегда находятся в услужении у определённого божества — Артемиды, Аполлона, Диониса — и «привязаны» к какой-либо местности.

Нимфы приковывают к скале Андромеду. Художник Теодор Шассерио, 1840.

Один из популярнейших мотивов греческой культуры — преследование нимфы развратным сатиром (козлоногим человеком).

Одним из значений греческого слова «нимфа» является «невеста» — девушка замужнего возраста. Исходя из этого, Владимир Набоков придумал термин «нимфетка» (роман «Лолита»), означающий девочку-подростка в возрасте от 10 до 14 лет.

Наяды (от греческого «течь», «текущая вода») — разновидность нимф, живущих в фонтанах, колодцах, подземных ключах, ручьях. Наяды считались повсеместными духами пресной воды — в отличие от океанид (духов солёной воды) и нереид, обитающих исключительно в Средиземном море. Все магические способности наяд вытекали (в прямом и переносном смысле) из их единства с водой. Например, нимфа Аретуза могла без труда пробраться по подземным источникам из Пелопоннеса в Сицилию.

Похищение Гиласа нимфами (художник Джон Уотерхаус).

Наяды, как и другие нимфы, неразрывно связаны с источником своей «силы». Если водоём пересыхал, живущая в нём наяда умирала. Местные жители поклонялись наядам, и даже кидали в воду детские локоны, посвящая водяным духам своих отпрысков. В некоторых регионах (например, в Лерне) потокам ручьёв с наядами приписывались целительные свойства. В качестве жертвоприношений там топили животных, а на берегах этих источников часто располагались оракулы.

Будучи мирными существами, наяды, тем не менее, могли постоять за себя. Именно они похитили Гиласа (любовника Геракла) с корабля Арго, а наяда Номия, влюблённая в пастуха Дафния, однажды устала терпеть его неверность и превратила парня в камень (по другой версии — ослепила).

Нереиды (дочери старца Нерея) — ещё одна разновидность водных нимф. Их было ровно 50. Считалось, что они — самые красивые из всех своих сестёр. Характерная черта нереид — синие волосы. Они живут в Средиземном море, отличаются добротой и всегда приходят на помощь терпящим бедствие морякам.

Нереиды на картинке художника Гастона Бюссьера

Некоторые из нереид смогли достигнуть заметного положения в мифологической иерархии. Например, Фетида вышла замуж за Пелея и родила Ахилла — героя троянской войны. Именно она сделала сына бессмертным, окунув его в воды реки Стикс (при этом мать держала ребёнка за пятку — единственное место, на которое не попала волшебная вода и которое осталось уязвимым — так называемая «Ахиллесова пята»). Другая нереида, Амфитрита, вышла замуж за одного из самых сильных богов — Посейдона.

«Амфитрита» означат «третья, которая опоясывает (всё)». Вероятно, имя нереиды намекает на океан, т.к. первые две субстанции, опоясывающие всё сущее, по мнению греков, — это воздух и земля.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Они жили на трёх скалистых островах около Сциллы и были уже не духами, а вполне материальными существами — гибридом женщины и птицы. Сирены известны своими чудесными голосами. Заслышав их сладкое пение, проплывающие мимо матросы полностью теряли волю, устремлялись на дивные звуки и разбивали свои корабли об скалы к вящей радости коварных злодеек.

Одиссей и сирены. Хитрый герой приказал гребцам заткнуть уши воском, а сам наслаждается концертом — правда, привязанный к мачте / Художник: Джон Уотерхаус

В разных версиях мифов называлось неодинаковое число сирен — обычно от 2 до 5. Мы привыкли считать этих существ красивыми, но если верить древним источникам, сирены представляли из себя (в разных трактовках) женщин или с воробьиным «верхом», или с птичьими ногами.

С рыбьим хвостом они изображались редко, но к ним всё равно применялся эпитет «водные девы», так как они были рождены речным божеством Ахелосом (птица была добавлена к их облику из-за того, что сиренам приписывались исключительные вокальные данные). Считается, что если сиренам хоть раз не удалось одурманить странников своими песнями, эти милые птички от огорчения бросались со скалы и топились в море.

Русалки и их родичи

Русалка — архетип роковой женщины в наши дни, и популярнейшее в европейской фэнтези морское существо, история возникновения которого прослеживается до древних ассирийских легенд о богине Атаргатис (матери Семирамиды). Та случайно убила своего возлюбленного и поселилась под водой в облике женщины-рыбы (интересно, что ранние изображения показывали её рыбой с человеческой головой и ногами).

В средневековье русалок изображали с гребешком или зеркалом (реже с рыбой в руках) — их страсть к уходу за собой служила метафорой греха

Речные девы (современная культура знает и мужчин-русалок, однако раньше такое было нетипично) сперва имели обычные ноги, а не рыбий хвост — эта деталь появилась у них гораздо позднее. Можно предположить, что русалок скрестили с рыбами не ради какого-то глубокого символизма, а по ошибке. Морякам древности и средневековья не раз приходилось встречать в море настоящих морских сирен — дюгоней и ламантинов. Обладая определённой фантазией, их вполне можно было принять за женщин с рыбьими хвостами.

Читайте также:
6 Мечей Таро — значение карты в раскладах

Славянских русалок (мавок, водяниц), как правило, отождествляли с мертвецами (девушки-утопленницы) — злой и враждебной людям нечистью. В Польше их почитали, как водяных духов, и звали «богинки».

О подобных существах писал и средневековый алхимик Парацельс (1493—1541) — он называл их стихийными духами воды, ундинами (от латинского «unda» — волна) и приписывал им чарующие голоса, которые якобы иногда можно услышать в шуме воды. Согласно поздним романтическим легендам, русалка — существо без души, стремящееся выйти замуж за смертного мужчину и стать человеком. Если уйти жить под воду к ундине, то года будут пролетать, как минуты. Человек, истощённый ласками этих рыбо-женщин, уже никогда не вернётся назад.

Ундина / Художник: Джон Уотерхаус

Проклятье Ондины

Существует старинная германская легенда, согласно которой русалка по имени Ондина влюбилась в рыцаря Лоуренса — а тот в неё. Зная о том, что, родив ребёнка, она потеряет бессмертие, девушка всё равно согласилась выйти замуж за любимого. На венчальном алтаре рыцарь поклялся ей в верности: «Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе». Год спустя Ондина родила ему сына. Шли годы. Она старела, и муж стал терять к ней интерес. В один прекрасный день женщина застала его в объятиях другой, более молодой дамы. Убитая горем, экс-русалка прокляла Лоуренса: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай — пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь».

В наши дни «Проклятье Ондины» — неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя. Большинство из них умирает в младенчестве, и лишь единицы выживают благодаря дыхательным аппаратам.

С русалками часто путают мелюзин. На самом деле, последние представляют из себя совершенно других существ — женщин с рыбьим или змеиным хвостом вместо ног (часто двойным) и парой перепончатых крыльев. Мифы о мелюзинах (хотя правильнее говорить «Мелюзина», ведь это женское имя) многочисленны и восходят к раннему европейскому средневековью, чаще всего основываясь на нарушении каких-либо «водных» табу.

Например, существует история о том, как Элинас, король Албании (старинный эвфемизм Шотландии) встретил в лесу фею Прессину и женился на ней. Та поставила ему одно условие: муж никогда не должен видеть, как она купается и рожает ему детей. Некоторое время они жили счастливо. Прессина родила королю трёх дочерей — Мелюзину, Мелинор и Палатину. Однако он, как водится, не выдержал и подглядел за супругой.

Иллюстрация к «Роману о мелюзине», XV век

Та немедленно забрала детей и уехала в Авалон. Девочки выросли, узнали о проступке отца и отомстили ему, заточив в темницу. Мать, всё ещё любившая Элинаса, сильно разгневалась и назначила для каждой дочери наказание. Мелюзина, как самая старшая, получила суровое проклятье: каждую субботу нижняя половина её тела становилась змеиной. Впоследствии история повторилась — муж Мелюзины застал её в «интересном виде», они поссорились и разошлись.

Шотландские русалки — мерроу — на удивление дружелюбны и часто живут среди людей. У них есть волшебная шапка, позволяющая дышать под водой. Если они её потеряют, то больше никогда не смогут вернуться домой.

Мерроу увековечены в бестиарии D&D и Pathfinder / Andreas F. Borchert [CC BY-SA 4.0], барельеф Клонфертского собора

Никса. Художник Эрнст Джозефсон, 1884

Мужчины никсов могут принимать множество животных форм (излюбленная — лошадь, т.к. слово «никс» произошло от староскандинавского корня nykr — «речная лошадь»). Женщины очень красивы и имеют лишь два облика — дамы с рыбьим хвостом и обычного человека (отличить никсу можно только по мокрым краям её одежды).

Если принести жертву — утопить чёрное животное, бросить в воду табака, капнуть туда три капли крови (или, по другому поверью, водки) — никса может научить вас волшебной игре на скрипке — такой, что от неё «танцуют деревья и останавливаются водопады». Никсы, подобно шотландским баньши, дают людям знамения смерти — выплывают на то место водоёма, где кто-то скоро утонет, и тоскливо кричат.

Накки — финская разновидность никсов, страшные существа, придуманные родителями для того, чтобы дети не баловались около воды. Накки утаскивает шалунов под воду, если те трогают своё отражение в воде либо играют под мостами, причалами и в других опасных местах. Накки якобы очень красивы спереди и отвратительны сзади. Другие истории утверждают, что у Накки три груди и они умеют превращаться в рыбу.

Это интересно

  • Атрибутом всех «водных женщин» являются распущенные волосы.
  • В Нюрнбергской Библии (1483 год) изображён Ноев ковчег, а рядом в воде плавает русалка.
  • Русалки встречаются в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», «Хрониках Нарнии» и являются особой расой в ролевой игре «Подземелья и драконы». Образ русалок очень популярен не только в фэнтези. Например, в комиксах у Супермена был роман с русалкой по имени Лори Лемари (родом из Тритониса, подводного города затонувшей Атлантиды).
  • Возможно, появлению легенд о русалках с рыбьим хвостом способствовала сиреномелия, «синдром русалки» — редкое нарушение развития человеческого плода (один случай из ста тысяч), в результате которого ноги срастаются вместе, что чаще всего приводит к смерти новорождённого. Внутренние органы таких детей развиты аномально, конечные отделы мочевого, полового и пищеварительных трактов выходят наружу в подобие клоаки. Известно всего два случая, когда люди, больные сиреномелией, смогли выжить — это Тиффани Йоркс (1988–2016) из США и Мелагрос Керрон (2004–2019) из Перу.
  • Раньше русалок часто подделывали, порождая нездоровые сенсации. В XIX веке особо популярно было чучело «Фиджийской русалки», которое показывали в цирке. Оно было сделано из папье-маше и чешуи экзотических рыб, а верхняя часть тела взята от молодого орангутанга.
  • В европейской культурной традиции считается, что русалки способны исполнять желания.
  • Вилы — славянская версия нимф, близкие родственницы русалок — славятся неземной красотой. В отличие от русалок, вилы умеют превращаться из девушек в различных животных (лебедей, волков, лошадей).
Читайте также:
Демон во сне — часть подсознания или нападение нечистой силы

Ран на фарерской марке

Встречаются и совсем экзотичные варианты. У инуитов (эскимосов) есть богиня Седна — типичная русалка, которая, по одной из версий мифов, была людоедкой и сожительствовала с собакой. Другой пример — нордическая Ран, жена великана Эгира, злая и жестокая фурия, собирающая в свой невод мертвецов.

Индейцы чако (Парагвай) рассказывают, что раньше на земле жили только мужчины. Однажды они ловили рыбу и поймали в сети «водных женщин». Один человек сошёлся с такой, но пиранья в её лоне откусила ему самое дорогое. Увидев это, индейцы поступили очень грамотно — пригласили женщин на танцы. Они танцевали всю ночь — от этого пираньи выпали на землю, и «водные женщины» стали пригодны для брака.

Так или иначе, все подобные легенды объединяют символический образ воды и женщины в одном существе — противоречивом, таинственном, иногда опасном и неизменно притягательном. Женщинам есть чем гордиться, ведь если собирательный облик магического создания мужского пола зачастую включал в себя рога, копыта и острые клыки, то «прекрасной половине» фантастического бестиария достались элементы рыбы и змеи — самых древних и мистических обитателей планеты.

Шея (водяной дух)

Шеи , НИКОРЫ , nokk , Никс , [1] русалка , [1] nixy , [1] или nokken ( немецкие : Nixe ; голландский : nikker , nekker ; датский : nøkke; норвежский букмол : nøkk ; нюнорск : nykk ; шведский : näck ; фарерский : nykur ; финский : накки ; Эстонский : näkk ; Древнеанглийский : nicor ) – этоводные духи, изменяющие форму в германской мифологии и фольклоре, которые обычно появлялись в виде других существ.

Под разными названиями , они были распространены рассказы всех германских народов , [2] , хотя они , возможно , самым известным из скандинавской фольклора . Родственный английский нож обычно изображался в виде змея или дракона , хотя в более поздних версиях духи изображены в других формах. Их пол, имена и различные трансформации различаются географически. Немец Никс и его скандинавские коллеги были мужчинами. Немецкая Никс была русалкой- женщиной . [2]

Содержание

  • 1 Имена и этимология
  • 2 Англия
  • 3 Скандинавия
    • 3.1 Нэк, Нёкк
    • 3.2 В форме лошади
  • 4 Германия
  • 5 В художественной литературе
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Имена и этимология [ править ]

Англия [ править ]

Английский фольклор содержит множество существ с характеристиками, аналогичными Nix или Näck . К ним относятся Дженни Зелёнозубая , в Shellycoat , река-Хаг Пег Паулер , в Bäckahäst -like хвастать , и гриндилоу .

В Лайминстере , недалеко от Арундела в английском графстве Сассекс , сегодня, как говорят, обитают «водяные змеи», называемые костяшками , в пруду, называемом « Накер-норе» . Великий викторианский авторитет Скит правдоподобно предположил, что название бассейна Knucker (имя засвидетельствовано с 1835 года, Хорсфилд) [6], вероятно, произошло от древнеанглийского nicor , имени существа, найденного в Беовульфе . [7] Тем не менее, вода в бассейне была сильно замутнена местным антикваром по имени Самуэль Эвершед, который с 1866 года усердно пытался связать бассейн с драконами и, таким образом, с историей Святого Георгия и Дракона. Таким образом, любой подлинный фольклор с водяными духами, который мог изначально существовать на этом месте, был уничтожен энтузиазмом внушения Эвершедом местных жителей идеям о водных драконах. [ необходима цитата ]

Скандинавия [ править ]

Näck, Nøkk [ править ]

Скандинавские näcken , näkki , nøkk были мужскими духами воды, которые играли на скрипке заколдованные песни, заманивая женщин и детей тонуть в озерах или ручьях. Однако не все эти духи обязательно были злобными; многие истории указывают по крайней мере на то, что nøkker были совершенно безвредны для своей аудитории и привлекали своими сладкими песнями не только женщин и детей, но и мужчин. Существуют также истории, в которых Фоссегрим согласился жить с человеком, который влюбился в него, но многие из этих историй закончились тем, что нёкк вернулся в свой дом, обычно к соседнему водопаду или ручью. (Сравните легенду о Ллин и Фан Фах в Уэльсе.)Говорят, что nøkker впадают в уныние, если они не имеют регулярного свободного контакта с источником воды.

Норвежский Fossegrim или Grim , шведский strömkarl , [8] является связанной фигурой , которая, если правильно подошел, будет учить музыканта играть так искусно « что деревья танцуют и водопады останавливаются на его музыке». [9]

Трудно описать внешний вид никса, так как одним из его главных атрибутов считалось изменение облика . Возможно, у него не было истинной формы. Он мог показывать себя человеком, играющим на скрипке в ручьях и водопадах (хотя сегодня его часто воображают красивым и обнаженным, в фольклоре он чаще описывался как носящий более или менее элегантную одежду), но также мог казаться сокровищем или различными плавающими объектами. , или как животное – чаще всего в форме «речной лошади» (см. ниже). Современные скандинавские имена происходят от древнескандинавского nykr., что означает «речной конь». Таким образом, вполне вероятно, что фигура речной лошади предшествовала олицетворению никса как «человека на порогах». Фоссегрим и его производные почти всегда изображались особенно красивыми молодыми людьми, чья одежда (или ее отсутствие) широко варьировалась от рассказа к рассказу.

Увлекательная музыка нёкк была наиболее опасна для женщин и детей, особенно для беременных и некрещеных детей. Считалось, что он был наиболее активен в летнюю ночь , в канун Рождества и по четвергам. Однако эти суеверия не обязательно относятся ко всем перечисленным здесь версиям. Многие, если не все из них, возникли после христианизации северных стран, как это было в случае с аналогичными историями о фэйри и других сущностях в других областях.

Когда злонамеренные нёккеры пытались похитить людей, их можно было победить, назвав их имя; считалось, что это стало причиной их смерти. [10]

Другая вера в том , что если человек купил nøkk лакомство три капли крови, черные животных, некоторые бреннивины (скандинавская водку ) или жевательную (влажный нюхательный табак) сброшенной в воду, он будет учить его очаровательную форму музыки.

Nøkk также предзнаменование утопления несчастных случаев. Он кричал в определенном месте в озере или реке, что напоминало гагару , и на этом месте позже случался смертельный исход. Он также был причиной утопления, но пловцы могли защитить себя от такой судьбы, бросив в воду немного стали. [11]

Читайте также:
Нитка на запястье — значение оберегов разных цветов

В более позднем романтическом фольклоре и вдохновленных фольклором историях 19-го века нёкк поет о своем одиночестве и стремлении к спасению, которого он якобы никогда не получит, поскольку он не «дитя Божье». В стихотворении шведского поэта Э. Дж. Стагнелиуса маленький мальчик сожалеет о судьбе нёкка и таким образом спасает свою жизнь. В стихотворении, возможно, самом известном Стагнелиуса, мальчик говорит, что Нэк ( nøkk ) никогда не будет «дитем Божьим», что вызывает «слезы на его лице», поскольку он «никогда больше не будет играть в серебристом ручье».

На аналогичную тему в тексте XIX века Себастьяна Эванса «Рукопись брата Фабиана» есть этот стих:

Там, где у маришек бумеет выпь ,
бездушный Неккар сидит со своим гиттерном.
Сидит безутешно, без друзей и без врагов.
В ожидании своей судьбы, – Неккар бездушный. [11]

(В источнике слово «цветение» означает «бумет», но это явно ошибка; выпь – это не растение, а птица, и она известна своим громким звуком. «Гиттерн» – это гитара. Иногда используется Никар ” тиски ” Неккар.)

В Скандинавии кувшинки называют «никс-розами» ( näckrosor / nøkkeroser ). Рассказ из леса Тиведен повествует, что отец пообещал свою дочь неккену, который предложил ему большие уловы рыбы в трудную минуту ; она отказалась и зарезала себя насмерть, с тех пор окрашивая кувшинки в красный цвет:

На озере Фагертэрн жил когда-то бедный рыбак, у которого была прекрасная дочь. Маленькое озеро давало мало рыбы, и рыбаку было трудно обеспечить свою маленькую семью. Однажды, когда рыбак ловил рыбу в своей маленькой землянкеиз дуба, он встретил Nøkken, который предложил ему отличные уловы рыбы при условии, что рыбак подарит ему свою прекрасную дочь в тот день, когда ей исполнилось восемнадцать лет. Отчаявшийся рыбак согласился и пообещал Нёккену свою дочь. В тот день, когда девушке исполнилось восемнадцать, она спустилась на берег, чтобы встретить нёккен. Нёккен с радостью попросил ее спуститься в его водное жилище, но девушка достала нож и сказала, что он никогда не оставит ее живой, затем воткнула нож ей в сердце и упала мертвой в озеро. Затем ее кровь окрасила кувшинки в красный цвет, и с того дня кувшинки некоторых лесов озера стали красными. [12]

В форме лошади [ править ]

На Фарерских островах слово nykur относится конкретно к сверхъестественной лошади, описанной в одном фарерском тексте следующим образом:

Nykur обитает в воде; внизу, в глубине, у него свое логово; отсюда он часто выходит на сушу и встречаться с ним нехорошо.

Иногда он подобен красивой маленькой лошадке, которая кажется хорошей и ручной, и таким образом он заманивает людей приближаться к нему, чтобы погладить его и погладить по спине. Но когда они касаются хвоста, они прилипают к нему, и тогда он никого не отпускает, но тащит их за собой на дно воды.

Иногда он встречает людей в человеческом облике, как красивый юноша, чтобы заманить к себе молодых женщин, и обещает им радость и веселье в своем зале, если они захотят пойти вместе с ним. Но если у них возникает подозрение в том, кто он такой, когда они выдают себя, так что они могут называть его настоящим именем – нюкур, тогда он теряет власть над ними и должен освободить их и отправиться в свои воды.

Говорят, что нюкур может одинаково хорошо превращаться в форму всех четвероногих животных, за исключением того, что он не знает, как создать на себе кончики рогов барана или самца ягненка.

Но когда он не изменил свою форму, он похож на лошадь, и люди получают власть над ним, вырезая крест на его спине, а затем они могут заставить его тащить за хвост огромные камни. с гор на усадьбы или дома. Некоторые из них до сих пор видели в Húsavík в Sandoy и Эйдите в Эйстуре и большие камни, которые собрались вместе , там свидетельствуют , насколько сильно он. В Такмири в Сандое лежит одна огромная скала, которую они хотели, чтобы он поднес к Хусавику, но его хвост здесь сломался, и камень остался там. На нем до сих пор видна часть хвоста ныкура, прикрепленная к камню. [13]

Эквивалентный термин в континентальных скандинавских языках – bäckahäst или bækhestручейная лошадь»). Он имеет близкую аналогию с шотландским келпи и валлийским Сеффил Дур .

Bäckahäst часто описывается как величественной белой лошади , которая появится около рек, особенно в туманную погоду. Тот, кто забрался на его спину, не смог бы снова слезть. Затем лошадь прыгнула в реку, утопив всадника. Ручейную лошадь также можно было запрячь и заставить пахать либо потому, что она пыталась обмануть человека, либо потому, что человек обманул лошадь. Следующая сказка является хорошей иллюстрацией ручьяной лошади:

Давным-давно была девушка, которая была не только красивой, но еще и большой и сильной. Она работала горничной на ферме на берегу озера Хьярташён в южной части Нерике . Она пахала на ферме на одном из полей у озера. Была весна и прекрасная погода. Птицы щебетали и трясогузкипорхал по следам девушки и лошади, чтобы сорвать червей. Вдруг из озера показалась лошадь. Он был большим и красивым, яркого цвета и с большими пятнами по бокам. У лошади была красивая развевающаяся на ветру грива и волочащийся по земле хвост. Конь скакал к девушке, чтобы показать ей, какой он красивый. Однако девушка знала, что это речной конь, и не обращала на это внимания. Потом ручейная лошадь подходила все ближе и ближе, и, наконец, он оказался так близко, что смог укусить фермерскую лошадь за гриву. Девушка ударила ручейка уздечкой и закричала: «Исчезни, мерзавец, или тебе придется пахать, чтобы не забыть никогда». Как только она это сказала, речная лошадь поменялась местами с фермерской лошадью,и ручейковый конь начал вспахивать поле с такой скоростью, что земля и камни закружились вслед за ним, и девушка повисла, как рукавица с плуга. Быстрее, чем кукарекает петух в семь раз, вспашка была закончена, и речная лошадь направилась к озеру, волоча за собой плуг и девушку. Но у девушки был кусоксталь в кармане, и она перекрестилась . Тут же она упала на землю и увидела, как ручейная лошадь исчезла в озере вместе с плугом. Она услышала разочарованное ржание, когда речной конь понял, что его трюк не удался. До сих пор в поле видна глубокая колея. [14]

Германия [ править ]

Немецкие Nix и NixeNixie ) – это типы речных русалок и русалок, которые могут заманить людей утонуть, как скандинавский тип, родственный кельтской мелюзине и похожий на греческую сирену . Немецкий эпос « Песнь о Нибелунгах» упоминает Никс в связи с Дунаем еще с 1180 по 1210 год.

Читайте также:
Тройные числа в нумерологии — как расшифровать числа?

Никсами в фольклоре стали водяные духи [15], которые пытаются заманить людей в воду. Самцы могут принимать самые разные формы, в том числе человека, рыбы и змеи. Самки несут рыбий хвост. Когда они в человеческом обличье, их можно узнать по мокрому подолу их одежды. В одних историях Никсы изображаются злобными, а в других – безобидными и дружелюбными.

К 19-му веку Джейкоб Гримм упоминает Никси как одного из « водных духов », которые любят музыку, песни и танцы, и говорит: «Подобно сиренам, Никси своей песней привлекает слушающую молодежь к себе, а затем в глубину. ” [15] Согласно Гримму, они могут казаться людьми, но имеют едва заметный намек на черты животных: у никса было «разрезанное ухо», а у никси – «мокрая юбка». Гримм думает, что они могут символизировать себя «высшими существами», которые могут принимать форму животных. [16]

Одним из известных никсов недавнего немецкого фольклора , происходящего из литературы XIX века, была Лорелей ; Согласно легенде, она сидела на скале на берегу Рейна, который теперь носит ее имя, и своим голосом соблазняла рыбаков и лодочников опасностями рифов. В Швейцарии существует легенда о морской горничной или Никсе, которая жила в озере Цуг (озеро находится в кантоне Цуг).

«Желтая книга фей » Эндрю Лэнга включает в себя рассказ под названием « Никси мельничного пруда », в котором злой дух, живущий в мельничном пруду, заключает сделку с мельником, что она вернет его богатство в обмен на его сына. Этот рассказ взят из “Сказок Гримма”.

Легенда о Хир Халевейне , опасном лорде, который заманивает женщин на смерть волшебной песней, возможно, возникла от никсов.

Альтернативные имена (кеннинги) для немецких женщин Nixe – девушки Рейна (нем. Rheintöchter ) и Лорелей .

В вымышленном изображении девушки Рейна являются одними из главных героев в опере «Кольцо нибелунгов », состоящей из четырех частей, композитора Рихарда Вагнера , основанной на отрывке из «Песни о Нибелунгах» .

Рейнские девушки Веллгунде , Воглинде и Флосхильде ( Флосхильде ) принадлежат к группе персонажей, живущих в части природы, свободной от человеческого влияния. Эрда и Норны также считаются частью этого «скрытого» мира.

Впервые они появляются в первом произведении цикла Нибелунгов, « Дас Рейнгольд» , как хранители Рейнгольда , золотого сокровища, спрятанного в реке Рейн . Карлик Альберих , нибелунг , стремится завоевать их расположение, но они несколько жестоко отвергают его лесть. Они говорят ему, что только тот, кто не умеет любить, может выиграть Рейнгольд . Таким образом, Альберих проклинает любовь и крадет Рейнгольд . Из украденного золота он выковывает кольцо силы. Далее в цикле можно увидеть, как рейнские девушки пытаются вернуть кольцо и превратить его обратно в безобидного Рейнгольда.. Но кольцо им никто не вернет; ни даже верховный бог Вотан , который использует кольцо, чтобы заплатить гигантам Фазолту и Фафнеру за построение Валгаллы , ни герой Зигфрид , когда девушки появляются ему в третьем акте Götterdämmerung . В конце концов, Брунгильда возвращает его им в конце цикла, когда огонь ее погребального костра очищает кольцо от его проклятия.

Потомки немецких иммигрантов в Пенсильвании иногда называют озорных детей «никсайскими».

В художественной литературе [ править ]

В фильме 2019 года « Холодное сердце 2» королева Эльза из Эренделла встречает и укрощает Нёкка, духа воды, который охраняет море в мифической реке Ахтохаллан. [17]

Никсы. Нэкк – скандинавский водяной

Шведские никсы называются нэккен или ноккен (Näcken, Nøkken, от того же корня, что и никсы); они же – стромкарлен (Strömkarlen, от ström — «быстрый поток» и karl — «человек»), акарлен (Åkarlen) или форскарлен (Forskarlen, от fors — «водопад»). В Норвегии нэкк известен под названием грим (Grim) или фоссегрим (Fosse-Grim, от foss — «водопад») (не путать с другим норвежским гримом — духом, обитающим в церквях и на кладбищах).
Это водяной дух в мужском облике, обитающий в ручьях и озерах, чаще всего у мостов, мельниц и водопадов. В скандинавских народных сказках нэккен упоминаются с XII века.
Как выглядит нэкк на самом деле, сказать сложно, потому что одно из главных его свойств — оборотничество. Быть может, истинного лица у него и нет вовсе. Чаще всего он является в облике красивого молодого мужчины в венке из листьев или водорослей, играющего на скрипке посреди ручья или у водопада. В старинных преданиях он нарядно одет, по более современным версиям — обнажен. У него большие раскосые глаза и длинные волосы, зеленые, синие, черные или золотые.

«Стромкарл» (1884) шведского художника Эрнста Юсефсона (1851—1906):

Его же эскиз к картине «Нэкк» (1889):

И — великолепный «Нэкк» в завершенном виде (1890):

«Форскарл» (1933) Юхана Лундквиста (1882—1972), статуя, украшающая фонтан в Лахольме (Швеция):

«Нэкк» шведского скульптора Стига Бломберга (1901—1970)

«Нэккен» Брора Хьорта (1894—1968)

Иногда нэкк показывается в виде старичка в красной шапке и с длинной белой бородой, или с зелеными волосами и бородой из водорослей (в отличие от безбородых молодых нэккен). По некоторым версиям, на одной ноге у него лошадиное копыто вместо ступни; по другим — между пальцами ног перепонки, как у лягушки.
Норвежские фоссегрим, обитающие под водопадами и у мельниц, чаще бывают уродливы, но они тоже очень искусны в игре на скрипке.
Вот «чудовищный», но очень симпатичный «Нэкк» (1904) норвежского художника Теодора Киттельсена (1857—1914), чем-то смахивающий на речного духа до купания из миядзаковских “Унесенных призраками”:

Бывает, что нэкк прикидывается каким-нибудь предметом, плавающим в воде, или грудой сокровищ, лежащей на берегу. А порой оборачивается животным — чаще всего «речной лошадью» (о которой мы еще поговорим в отдельном посте), но иногда и быком, кошкой или собакой.
Это вот нэкк в самой современной трактовке Энн-Кэтрин Лоо (2005):

Читайте также:
Как сделать оберег для дома своими руками?

Встретить нэккен можно в канун середины лета или в ночь перед Рождеством, а кроме того, они показываются людям по четвергам. Иногда нэкк даже и не показывается, а только подает голос — кричит, как гагара. Считается, что в том месте озера или реки, откуда донесся его крик, вскоре кто-нибудь утонет.

Играя на скрипке волшебные песни, нэккен заманивают в воду и топят женщин (особенно незамужних и беременных) и детей (особенно некрещеных). Для защиты от нэкка, прежде чем идти купаться, следует воткнуть нож в землю на берегу.

Иногда нэккен соблазняют молодых женщин и приходят к ним в дом, но подобные союзы не бывают прочными: в конце концов нэкк возвращается в свой водопад или ручей, так как не может долго жить вдали от воды.

(Это картины Юхана Бауэра, 1882—1917, замечательного шведского художника-иллюстратора, которого вообще важно знать каждому :)
http://www.johnbauersmuseum.nu/
http://runeberg.org/jbauer/
http://runeberg.org/gudasaga/
Кстати о нэккен… Бауэр в тридцать пять лет утонул вместе с женой и маленьким сыном на переправе через озеро Ваттерн.)

Более распространен сюжет, когда нэкк забирает свою возлюбленную в свое подводное жилище. Но в этом случае женщина сама покидает его — как, например, в известной датской балладе «Агнете и водяной»:

Агнете шла через мост, над волной,
Со дна поднялся водяной.
Эй, эй, эй!

Со дна поднялся водяной.
«Агнете, ты приглянулась мне,
Хочешь жить у меня на дне?»
«Если возьмешь меня на дно,
Значит, с тобой мне жить суждено».
Он закрывает ей уши и рот,
К себе на дно ее берет.
Восемь лет она с ним жила
И семерых сыновей родила.
Она у колыбели сидит
И слышит — колокол гудит.
«Послушай, муж, ты меня отпусти,
Я нынче в церковь хочу пойти».
«До церкви недалекий путь,
Да только назад прийти не забудь.
Церковный двор пройди поскорей,
Не распускай золотых кудрей.
Будешь с народом в церкви стоять,
Туда не ходи, где сидит твоя мать.
Поп Всесильного назовет,
Не кланяйся низко, как весь народ».
Уши и рот он ей закрыл,
Вынес на землю, а сам уплыл.
Прошла церковный двор она,
Упала кудрей золотых волна.
В церковь она зашла постоять
И туда подошла, где сидела мать.
Поп о Всесильном речь повел,
Она, как все, поклонилась в пол.
«Скажи, Агнете, скажи, мой свет,
Где ты была все восемь лет?»
«Я восемь лет жила с водяным,
Семь сыновей прижила я с ним».
«Скажи, Агнете, голубь мой,
Чем же тебя наградил водяной?»
«Он дал мне ленту щедрой рукой,
У королевы нет такой.
Он туфли мне дал с золотым ремешком,
Годятся они королеве в дом.
Он дал мне арфу, к струне струна,
Чтоб я играла, когда я грустна».
Со дна водяной поднялся на свет,
До церкви оставил мокрый след.
Прошел водяной церковным крыльцом,
Образа повернулись к стене лицом.
Печален водяного взгляд,
А волосы золотом горят.
«Агнете, ты задержалась тут,
Дома дети плачут и ждут».
«Пусть плачут, пусть попадут в беду,
Я к ним назад никогда не приду».
«Дома дети весь день не ели,
И вспомни о том, кто лежит в колыбели».
«Пусть твои дети весь день не ели,
Не вспомню о том, кто лежит в колыбели».
Эй, эй, эй!
Не вспомню о том, кто лежит в колыбели.

(перевод с датского Игн. Ивановского; есть еще перевод Маршака – http://www.lib.ru/POEZIQ/DANTE/stihi.txt#19, но, как это обычно бывает в переводах Маршака, в нем не хватает многих строф)

Самое, пожалуй, известное произведение на тему любви между человеком и сказочным обитателем подводного мира — «Русалочка» Андерсена (ее еще обсудим подробнее, но в надлежащем месте, ибо Русалочка – не нэкк, а кое-кто другой). Однако эту же тему Андерсен разрабатывал и в других произведениях: в 20-е годы XIX века он написал две стихотворные сказки — «Невеста морского короля», «Русалка с острова Самсё», а в 1833—1834 гг. — драматическую поэму «Агнете и водяной» по мотивам народной баллады. Спустя сто лет, в 1933 году, Агнете и Водяному поставили памятник в датском городе Орхус:

Но вернемся к особому таланту, которым нэккен славятся в первую очередь, — скрипичному искусству.
Стромкарл знает одиннадцать наигрышей, но человек может танцевать только под десять из них, одиннадцатый же предназначен для духов тьмы. Если кто-нибудь заиграет эту мелодию, то запляшет всё вокруг: столы и скамьи, горшки и чашки, старики и старухи, слепые, хромые и увечные, и даже младенцы в колыбели.
Если музыкант-человек сумеет задобрить нэкка, тот научит его играть так искусно, что, как поется в одной балладе, «деревья пустятся в пляс, и умолкнет пенье водопадов». Для этого нужно капнуть в воду три капли крови, угостить нэкка брэнвином (скандинавским самогоном), снусом (влажным жевательным табаком) или мясом или принести ему в жертву какое-нибудь черное животное, обычно овцу (делать это следует в четверг вечером, отвернувшись от воды). Если подарок будет недостаточно щедрым, нэкк в лучшем случае научит только настраивать скрипку, а в худшем — не на шутку рассердится. Известны сказки о том, как человек пытается обмануть водяного, подсунув ему вместо мяса обглоданную кость, и оскорбленный нэкк наказывает его немотой. Если же подарок придется нэкку по вкусу, он схватит человека за правую руку и примется размахивать ею и выкручивать, пока из-под ногтей не потечет кровь. После этого человек сможет играть на скрипке не хуже самого водяного.

«Музыкант и нэкк» (1898) шведского художника Юхана Тирена (1853—1911)

Деталь той же картины, нэкк в водопаде:

По другой версии, чтобы нэкк поделился тайнами своего искусства, следует три четверга подряд приходить на берег ручья и слушать, как шумит вода. На третий четверг нэкк выйдет на берег — и тут важно не испугаться и не убежать, а потом устоять перед чарами нэкка, который непременно попытается заманить человека в воду. В уплату за науку нэкк оцарапает человеку палец и возьмет из него три капли крови. После этого они будут вдвоем играть на скрипке всю ночь, а к рассвету человек овладеет волшебным искусством водяных духов. Но если он отнесется к своему наставнику без должного уважения, тот его заколдует, и скрипач будет играть без остановки, пока кто-нибудь не придет и не… ну, короче не отцепит его как-нибудь от заколдованной скрипки.
Есть и такой вариант: музыкант должен три четверга подряд оставлять свой инструмент на ночь под мостом, где живет нэкк. Тогда нэкк будет играть на его скрипке и вложит в нее свою магию. Вернувшись за скрипкой на утро третьей пятницы, музыкант найдет под мостом две скрипки — свою и нэккову. Если он узнает и заберет свой инструмент, то станет великим скрипачом, но если прикоснется к скрипке нэкка, она похитит его душу.

Читайте также:
Значение Таро — Паж Мечей в раскладах

В некоторых сюжетах нэккен оплакивают в песнях свое одиночество и тоскуют о спасении, которое для них невозможно, ибо «не божьи они дети». В стихотворении шведского поэта-романтика Эрика Йохана Стагнелиуса (1793—1823) «Нэкк» маленький мальчик жалеет старого нэкка за его горькую судьбу; вот оно в переводе на английский: http://oldpoetry.com/opoem/27429-Erik-Johan-Stagnelius-Nacken—Water-Demon

Кувшинки в Скандинавии называют «розами нэкков» (näckrosor или nøkkeroser). Вот печальная сказка о том, как в лесу Тиведен появились красные кувшинки, какие не встречаются больше нигде:

Жил некогда у озера Фагертарн бедный рыбак, и была у него дочь-красавица. Озерцо было небольшое, рыбы в нем водилось мало — едва хватало на пропитание. И вот однажды встретил рыбак на озере нэкка, который предложил ему сделку: отныне тот будет каждый день возвращаться с богатым уловом, но за это отдаст ему свою дочь, когда ей исполнится восемнадцать. С горя рыбак согласился — до такого отчаянья довела его нищета. И вот настал назначенный день, и девушка отправилась на озеро, как велел ей отец. Нэкк встретил ее приветливо и пригласил в свое подводное жилище. Но девушка воскликнула, что живой он ее не получит. Она выхватила нож, пронзила себе сердце и замертво упала в воду. Водяные лилии на озере окрасились кровью ее сердца, — и поныне на озерах в тех лесах цветут красные кувшинки.
Вот такие:

Ну и напоследок — уже знакомый нэкк Юсефсона на шведской почтовой марке достоинством в 8 крон:

И еще парочка марок, по 10 крон, — хульдра и нэкк:

Да. к никсам будем возвращаться еще некоторое время. Раза три-четыре :)

Никсы

Никсы

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Места обитания

Сторона

Содержание

  • 1 Этимология названия
  • 2 Мифология
    • 2.1 Описания в разных странах
      • 2.1.1 Норвегия
      • 2.1.2 Швеция
      • 2.1.3 Германия
      • 2.1.4 Дания
      • 2.1.5 Швейцария
  • 3 Галерея

Этимология названия

Эти слова по своему происхождению восходят к общегерманским nikwus or nikwis(i), происходящих к слову из праиндоевропейского языка neigw (означает «мыть»). Это связано с санскритским nḗnēkti («мыть»), греческими νίζω (nízō) и νίπτω (níptō), и ирландским nigther.

Форма neck появляется в английском и шведском языках (neck и näck соответственно). Шведская форма происходит от древнешведского neker, которое соответствует древнеисландскому nykr, и nykk (норвежский нюнорск). В финском это слово приняло вид näkki. Древнедатская форма nikke развилось в датское и норвежское (букмол) слово nøk(ke). Исландское слово nykur также используется для обозначения гиппопотама.

Древневерхненемецкая форма nihhus также означала «крокодил», а древнеанглийское nicor может означать как «водное чудовище», так и «гиппопотам»

Мифология

Никсы – духи воды или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.

Описания в разных странах

Самыми ранними свидетельствами о никсах были сирены из эпоса Гомера «Одиссея», в которой Одиссей пытался предотвратить действие губительной песни сирен.

Норвегия

В Норвегии нёкки (норв. Nøkken) отображаются как страшные, злые существа, связанные с демонами. Они постоянно находятся около воды и пытаются заманить в неё людей и животных. Особенно опасны были они для некрещеных младенцев и беременных женщин. Также они описываются как печальные люди, живущие в одиночестве и жалующиеся на то, что они не могут попасть на небеса.

Нёкки могли использовать красивое пение и музыку, чтобы очаровывать своих жертв. В нескольких историях нёкк — мастер игры на скрипке. Есть также истории, в которых он учит людей его искусству игре на скрипке в обмен на жертву или что-нибудь ещё — например, обещание спасения и блаженства.

Швеция

Некки (швед. Näcken) часто ассоциировались с не менее устрашающими существами, которых на шведском называют strömkarlen. Это подземные музыканты, жертвы которых сидели всю ночь у водопада.

Германия

Никсы в германском фольклоре стали русалками, которые пытаются заманить людей в воду. Они чем-то похожи на кельтскую Мелюзину и греческих сирен. Мужчины-никсы могли быть разных форм: помимо русалок, они были рыбами, змеями и даже людьми. Женщины-никсы — красавицы с рыбьим хвостом. Когда они находятся в человеческих формах, их могут распознать по мокрому подолу одежды. Никсы изображаются как вредоносные в некоторых историях, но безобидные и дружелюбные в других.

В 19-м веке Якоб Гримм причисляет никс к водным духам, которые любят музыку, песни и танцы и говорит: «Как сирены, никсы привлекают своей песней молодежь, а затем тащат её на дно». По Гримму они могут быть людьми, однако у них есть особенности внешности, присущие животным.

Никсы с легкой подачи Рихарда Вагнера стали также известны как девы Рейна.

Одной из самых известных никс германского фольклора является Лорелея. Согласно легенде, она сидела на одной из скал на берегу Рейна (скала теперь носит её имя) и заманивала своей песней рыбаков и лодочников на скалы.

Дания

Нёкки (дат. Nøkken) — в датском фольклоре сверхъестественные существа, которые живут в ручьях, реках и озёрах, где они привлекают людей своей игрой. Нёкки могли быть четвероногими.

Швейцария

В Швейцарии есть легенда (миф), о никсах, живших на берегу Цугского озера (кантон Цуг).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: