Онокентавр — получеловек-полуосел из бестиариев и легенд

Онокентавр — получеловек-полуосел из бестиариев и легенд

Греческая мифология и кентавры

Полулюди-полукони в греческих легендах имеют разнообразное происхождение. Не то их породила туча с обликом Геры, с которой совокупился царь Фессалии Иксион, сын Ареса, не то Кронос и Филира, не то Аполлон от одной из нимф. Мог породить это племя и Посейдон, первый создатель коней в греческом пантеоне — его анималистическим атрибутом был конь. Кроме этого, родителями считали также Иксиона с Нефелой.

Ряд легенд указывает прародителем данного племени первого Кентавра, от которого понесли магнесийские кобылицы. В этом случае считается, что их воспитанием занимались пелионские нимфы. Когда кентавры возмужали, то покрыли кобылиц, позже породивших второе поколение полулюдей-полуконей.

Доподлинно известно происхождение самого мудрого представителя полуживотного племени — кентавра Хирона. Породил его титан Кронос от дочери хтонического Океана — Филиры. Титан и морская богиня втайне от Реи провели бракосочетание. Законная супруга Кроноса Рея застигла мужа с любовницей в момент страсти. Испуганный Кронос обрел облик жеребца. Сын родился полуконем-получеловеком.

Воспитание Ахиллеса (Кентавр Хирон). Готтлиб Шик

Хирон был бессмертен, в отличии от своих собратьев. Изучал медицину, музыку, любил и умел охотиться, мастерски стрелял из лука, слыл знатоком военного дела, но был добр и милосерден. Его другом был бог искусства Аполлон, а воспитанниками — самые знаменитые греческие герои вроде Ахилла, Геракла, Тесея и Язона. Асклепий учился искусству врачевания именно у Хирона.

Смерть доброго кентавра была ужасна: Геракл случайно ранил его стрелой с ядом лернейской гидры. Хирон был бессмертен, а потому его муки длились бесконечно долго. Неизлечимая рана сводила кентавра с ума, он желал умереть. Хирон отказался от вечной жизни с одним условием — Зевс освободит от оков титана Прометея. Громовержец согласился выполнить эту просьбу — он освободил титана, а самого Хирона превратил в созвездие Кентавра.

Так или иначе, но отличались они буйностью нрава, любовью к мясу, пьянству и разврату. Постоянно враждовали они с лапифами, поскольку среди кентавров нет женщин, а у лапифов были жены. Полулюди-полукони постоянно пытались их похитить. Когда их победил и разогнал Геракл, кентавры разбрелись по всей Греции.

Кентавры и их происхождение

Главная отличительная черта — буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились как воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров на два вида — доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.

Само слово «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на два греческих корня — «кен», то есть «рубить», и «таурос» — «бык». Образ подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, где конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. Отсюда и общая черта всех кентавров — их свирепость, а также прослеживаемая связь с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.

Эвгемерическое истолкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом из них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших неподалеку диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей ранее жителей окрестных населенных пунктов.

Другое толкование приписывает кентаврам еще большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. По этой теории слово «кентавр» — это видоизмененное «гандхарв». Ведическая мифология говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Отчасти теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены при раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как минимум о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает кентавр из терракоты — это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.

Читайте также:
Если голубь или синица залетели на балкон, примета

Онокентавр

«И почиют тут сирины, и беси тамо воспляшут, и онокентавры тамо вселятся, и возгнездятся ежеве в домах их…»

Разновидность кентавра. Это получеловек-полуосёл, иногда имевший не четыре, как кентавр, а только две ноги. В Средние века онокентавров изображали с луком и стрелами, также изображается и зодиакальный знак Стрельца.

«Считалось, что онокентавры никогда не спят и что в неволе они способны уморить себя голодом, если их не освободят.

Культурно-географическая классификация существ:
Культурна-геаграфічная класіфікацыя істот:
Kulturalno-geograficzna klasyfikacja istot:
Культурно-географічна класифікація істот:
Cultural and geographical classification of creatures:

Средневековые бестиарииСярэднявечныя бестыярыіŚredniowieczne bestiariuszeСередньовічні бестіаріїMedieval bestiaries

Псевдо-биологическая классификация существ:
Псеўда-біялагічная класіфікацыя істот:
Pseudo-biologiczna klasyfikacja istot:
Псевдо-біологічна класифікація істот:
Pseudo-biological classification of creatures:

Физиологическая классификация:
Фізіялагічная класіфікацыя:
Fizjologiczna klasyfikacja:
Фізіологічна класифікація:
Physiological classification:

Форумы:
Форумы:
Fora:
Форуми:
Forums:

О каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельности

Легенда о Петухе из Барселуша

В своё время петух, спасший человеку жизнь, стал в Португалии символом справедливости. Об этом гласит одна старая легенда, события которой произошли в далёкие века в городе Барселуш… . Читать дальше

Легенда об «Адской пасти»

Есть на побережье Атлантики возле португальского города Кашкайш (порт. Cascais) одно уникальное местечко, прозванное людьми «Адская пасть»… В одном старом мрачном замке, находившимся в этих краях, жил да был злой колдун, который терроризировал всё… . Читать дальше

Легенда о Святом Мартине

Давным-давно, во времена правления римской империи на Пиренеях, в одном из легионов её армии служил смелый и отважный воин по имени Мартин. А родом он был из Галии. Это был смелыйи отважный воин. Отслужив положенный срок, Мартин седлаетсвоего коня и отправляется… Читать дальше

Легенда о Воронах Святого Викентия

Многие гости португальской столицы интересуются, почему во многих местах Лиссабона встречаются изображения двух воронов на небольшом корабле и что это значит? Всё просто, сие является одним из элементов герба Лиссабона… . . Читать дальше

Легенда о Принцессе Фатиме

Фатима (араб. «светлолицая»), молодая и очень красивая мавританская принцесса, была единственной дочерью эмира тайфы Сантарэя. Из-за боязни потерять любимую дочь отец спрятал её подальше… . Читать дальше

Легенда о Санта-Ирии

Легенда гласит, что Ирия (Iria) родилась в местности, которая раньше называлась Набансия (Nabancia), по названию реки Набан. Её родители были уважаемыми и образованными людьми. Воспитание, которое получила юная Ирия, повлияло на её будущее… . Читать дальше.

Легенда о Трёх Португальских Реках

Давным-давно, когда мир был юн, а камни умели разговаривать, на территории современной Испании родились три маленькие речушки. Звали их Доуру, Тежу и Гуадиана. Они были сёстрами и жили дружно вместе со своей приятельницей, Чайкой… . Читать дальше

. Легенда Об Основании Лиссабона

Давным-давно там, где сейчас находится Лиссабон, существовала страна, носящая странное имя Офиуза или Земля Змей. Офиузой управляла странная королева — наполовину женщина, наполовину змея. У неё был магнетический… . Читать дальше

История Одной Любви

Это одна из самых трагических историй о любви, события которой произошли в Португалии ещё за два столетия до появления на свет великого британского драматурга. Она до сих пор служит поводом… . Читать дальше

Левкрота и мантикора

Левкрота известна из «Естественной истории» древнеримского ученого Плиния Старшего. Он рассказывает, что левкрота обитает в Индии. У этого животного ноги оленя, грудь льва и голова лошади. Иногда левкрота изображалась с головой барсука. Во рту левкроты, который открывается необычайно широко, вместо зубов находится сплошная костяная пластина. Ростом это существо не превышает осла. Левкрота может издавать звуки, похожие на человеческую речь, и чрезвычайно быстро бегает. Мантикора также упоминается в трудах Плиния Старшего. Она изображается как существо с человеческим лицом, львиным телом и хвостом скорпиона. У мантикоры красные глаза и три ряда зубов. За одно мгновение она может преодолеть огромное расстояние. Питается мантикора людьми.

Читайте также:
Определение порчи яйцом — обряды самостоятельной проверки

Двуглавая Амфисбена

Плиний Старший кроме прочего дал описание змеи Амфисбены. У нее две головы — спереди и на хвосте, поэтому она может двигаться назад, не разворачиваясь. Глаза у Амфисбены светящиеся. В отличие от других змей она не боится холода. Амфисбена может схватить одной своей головой другую и катиться, как обруч.

Грифон и лиса, уносящая курицу, рис. 1624 г.

Грифон — самый сильный зверь на Земле

Грифон — один из наиболее популярных персонажей европейского бестиария. Как правило, он изображается существом с телом льва, крыльями и головой орла. На некоторых рисунках у него имеется змеиный хвост. Скифы изображали этих существ рогатыми. Фигуры грифонов встречались еще на барельефах Древней Ассирии. Греки считали грифонов одними из самых сильных животных на Земле. В одном из средневековых бестиариев грифон изображен с кабаном в лапе. В существовании грифона не сомневались до конца XVI века. Известный путешественник де Мандевилл писал, что грифон в восемь раз больше льва. Он может унести в свое гнездо всадника вместе с лошадью.


Василиск, мангуст и змея. Рисунок XVI в.

Василиск — царь змей

По утверждению Плиния Старшего, василиск может убить взглядом и своим ядовитым дыханием, от которого чахнет трава и раскалываются камни. Имя этого чудовища произошло от древнегреческого «базилевс», то есть «царь» — в Элладе считали, что василиск является властителем змей, и придавали ему змеиный облик. Однако в средневековых бестиариях он уже изображается как чудовище, сочетающее черты петуха и дракона. Василиск рождается из яйца, которое в день Сириуса снес черный семилетний петух и высидела жаба. Такое яйцо покрыто не скорлупой, а кожей и имеет совершенно круглую форму. Говорят, что в Средние века этих чудовищ умели выращивать алхимики: василиски якобы помогали им получить из меди золото. Сегодня имя василиска носит один из видов ящериц — игуан.


Онокентавр. Миниатюра из бестиария

Онокентавр

Онокентавр — получеловек, полуосел, обладающий злобной натурой. Он стал известен благодаря античному сборнику «Физиолог», который содержит описание многих чудесных животных. Считается, что онокентавры могут обходиться без сна, а если попадут в неволю, уморят себя голодом. В средневековых бестиариях онокентавров могли изображать с луками и стрелами, как кентавров, или со змеями, которые олицетворяли зло.


Саламандра

Огненная саламандра

Плиний Старший утверждал, что «своим ядом саламандра может уничтожить целый народ». Он считал, что холодом тела саламандра может погасить огонь. Этот миф сохранился до эпохи Возрождения. Великий скульптор Б. Челлини упоминает в мемуарах, что, когда был ребенком, видел саламандру, танцующую в огне. Сегодня саламандрами называют несколько видов амфибий, которые внешне напоминают ящериц. Они действительно предпочитают прохладу, но неядовиты.


Р.Топселл. Фейри, или Ламия, Лондон, 1658 г.

Ламия — посланница богини Гекаты

Древние греки считали Ламию посланницей древнегреческой богини мрака Гекаты. Они верили, что по ночам Ламия нападает на людей и пьет кровь. Миф гласит, что когда-то Ламия была царицей Ливии, матерью первой дельфийской пифии Сивиллы. Но однажды богиня Гера в наказание за какой-то проступок превратила Ламию в чудовище, которое было лишено способности спать. Позже могущественный Зевс сжалился над Ламией и научил ее вынимать свои глаза и таким образом засыпать. В Средние века ее изображали как змею с женской головой или как ведьму-кровопийцу.

Мраволев — добытчик золота

Античные исследователи, например Геродот и Плиний, описывали мравольва как существо, напоминающее обликом крупную собаку, которое находит и раскапывает золотые жилы. В преданиях Эллады мраволев — существо с львиной головой и конечностями муравья. Греки считали, что он обитает в Индии или Аравии. В христианской мифологии мраволев олицетворяет человеческое двоедушие. В сборнике «Физиолог» говорится, что мраволев с рождения обречен на гибель от голода, потому что не может есть ни львиную, ни муравьиную еду.

Читайте также:
Николь Кузнецова — болезнь доброй ясновидящей

Робкий парандр из Эфиопии

Описание парандра содержится в трудах нескольких древних натуралистов, в том числе и Плиния Старшего. Своим обликом парандр напоминает козерога, однако шерсть его больше похожа на медвежью, а на голове растут оленьи рога. Он может менять окраску своего тела, и это помогает ему прятаться от врагов. Это существо чрезвычайно робкое — если парандру не удалось спрятаться, он спасается бегом. Считалось, что обитает этот зверь в Эфиопии. Парандр упоминался в «Книге сокровищ» и сборнике животных Псевдо-Гуро.

Иван Страшный


Сирены. Миниатюра из бестиария

Некоторые странные животные средневекового Бестиария.

А еще у нас были Керасты или «Рогатые кентавры». Рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите.

Хотя на самом деле в большинстве Бетиариев керасты – это рогатые гадюки. Вот что писал Геродот о них: «В Фиванской области есть священные змеи, отнюдь не «пагубные» для людей. Они маленькие, с двумя рогами на голове. Мёртвых змей погребают в храме Зевса так как они, по словам египтян, посвящены этому богу». Считаются, что родились они от крови вытекшей из тела Медузы Горгоны.

А еще были Леонтокентавр – человеколев, который еще часто называли Леонид.
Описано 2 разновиднности. Первая: четвероногое туловище и человекоподобный торс с парой рук. Нижнее туловище, хвост и ноги более или менее львиные (хотя часть источников описывает ноги как длинные и пригодные для бега, более напоминающие гигантского гепарда); а вот торс, в отличие от такового у кентавра, нельзя назвать человеческим даже условно. Он покрыт такой же золотисто-желтой шерстью, как и остальное тело, голова тоже скорее львиная, хотя и с отдельными человеческими чертами, и у мужчин увенчана гривой (есть сведения, что женщины тоже обладают гривой, но у них она только сзади и обычно заплетена в косу). Руки больше всего напоминают человечьи, но пальцы — короткие и снабжены мощными втяжными когтями.

Ну а второе: человекоподобным телосложением и только четырьмя конечностями (ноги — по-прежнему львиные). В остальном — голова, руки, шерсть, хвост, грива — эти описания совпадают между собой.
Обитали леониды в горах между Курдистаном и Арменией, неподалеку от страны джиннов Мазандеран; встречали их и в Персии, и на северном Кавказе. Первые сведения о них гласят, что герой Амфиарай, один из аргонавтов, повстречал леонидов в Колхиде (Грузия).
Ну и конечно нельзя не вспомнить и о Ихтиокентаврах — созданиях, сочетающих в своём облике элементы рыбы, коня и человека.

Впрочем Вы их видели наверняка на многочисленных фонтанах и скульптурах. Это разновидность Тритонов, но с рыбьим хвостом и передними ногами коня. Ликофронт, Клаудиан и византийский грамматик Иоанн Цецес когда-то рассказывали о встречи с ними.

Родственные им еще были древнерусский Китоврас – умнейший кентавр с орлиными крыльями, который, тем не менее, чаще всего выступал в качестве злой силы. Выразительный образец иконографии Китовраса сохранили Васильевские врата Софийского собора в Новгороде (1336), перевезённые опричниками в Александровскую слободу, где поныне украшают южный вход Троицкого собора: могучий крылатый получеловек с короной на голове, торс которого вырастает из шеи горделивого коня, размахивает схваченной за ноги фигурой царя Соломона. Над изображением надпись: «(Ки)товрасъ меце братомъ своимъ Сол(о)монъ на обетованую землю за словъ…».

Где то рядом также упоминуется и Полкан. То ли русский вариант кентавра-людоеда, то ли получеловек-полусобака. В. Даль, а за ним и Н. Макаров описывает его как кентавра: Полкан на одной точке с Ягою-Бабою, это не предание, но еще более сказки, чем Баба-Ягая; ту почти видят, та еще где-то живет, а Полкан истреблен на лице земли Русской и совсем тем его ничем не отгородишь из наших преданий, у нас каждый крестьянин, не запинаясь, назовет вам рослого и здорового человека Богатырем Полканом; древний Полкан весьма короткий знакомец всякому из наших простолюдинов, и всякий вам расскажет, что Богатырь Полкан не человек и не конь, но какая-то смесь того и другого! Его подлинник живал в Греции — его прибытие было к нам из Калабрии вместе с Бовою Королевичем на одном и том же судне*; однако ж этих чудес наши крестьяне не знают и понимают Полкана так же, как своих сивок, бурок, вещих каурок, в которых Полкан, будучи и сам почти конем, не имел никаких нужд!”
В памяти народной он же остался больше как получеловек-полупес.

Читайте также:
Никсы — духи воды из европейского фольклора

Ну с волками и людьми-собаками- тут вообще есть где развернутся. Ибо Кинокефалы они же псоглавцы есть практически во всех культурах не только Европы, но и мира.Вот что можно прочитать на карте Генриха Майнцского: „Рифейские горы — граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы“. На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их — собачий лай“. На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа Пьера Деселье на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика, одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица пёсья морда.

В Румынии были Кэпкэуны – у которых было две головы, причём одна из них собачья; или две морды (пасти), та, которая на затылке — собачья и т.д. и т.п.

И даже Христинство не прошло мимо. Вспомним хотя бы Святого Христофора.

Так что вот так вот.
И если тема интересна для Вас – будем как-нибудь продолжать :-)
Приятного времени суток.

Кентавры – полулюди-полукони из греческих преданий – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Кентавры – полулюди-полукони из греческих преданий

Внешний вид и происхождение кентавров


Кентаврами в греческой мифологии называются существа с головой и торсом человека и телом лошади. Кентавры имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком. На самых ранних изображениях кентавры были наделены одновременно человеческими и конскими гениталиями
Согласно «Пифиане» Пиндара (ок. 518-442 или 438 до н.э.), к ентавры считались потомками – прямыми или через их общего предка Кентавра – фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (по другой интерпретации, потомками Иксиона и титаниды облаков Нефелы, др.-греч. «туча», «облако»)

“И зажег Иксион огнем титана властное сердце богини Геры. Не укрылся тот огонь от миродержца, покарать решил он Иксиона. И, по коварному умыслу Кронида, призрак облачный в образе Геры спустился с неба к Иксиону остудить жар огня в вожде лапитов. И не призрак это был обманный, а богиня облаков Нефела: обманула Нефела лукавца Зевса. И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он — конь, и людина, и дерево — кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен.” Я.Э.Голосовкер “Сказания о Титанах”

По фессалийским сказаниям в изложении Лукана (39-65 гг. н.э.), Нефела родила кентавров в Пелефронийской пещере. По другому мифу, они были детьми Кентавра – сына Аполлона и океаниды (дочери Океана и Тефиды) или дочери речного бога Пенея и нимфы Креузы, Стилбы. По еще одной легенде, кентавры были сыновьями самого Аполлона . Диодор Сицилийский (прим. 90 — 30 гг. до н. э.) приводит в «Исторической библиотеке» существовавшие в его время взгляды, что кентавры были воспитаны на п-ове Пелион нимфами и, возмужав, вступили в связь с магнессийскими кобылицами, от чего родились двуприродные кентавры или гиппокентавры. По другому мифу, с магнессийским кобылицами вступил в связь потомок Аполлона, Кентавр.
Исидор Севильский (ок. 560 – 636 гг.). в «Этимологии» писал “Гиппокентавры имеют смешанную природу – человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они похожи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова. Они называются гиппокентаврами, ибо считается, что в них соединилась человеческая и конская природа.”
Плиний (ок. 23–79 н.э.) в «Естественной истории» писал, что видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.
“Цезарь Клавдий, брат Калигулы, пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта”

Читайте также:
10 Мечей Таро — значение карты в раскладах

Несколько отличны взгляды на происхождение отдельных кентавров. Так, друг Геракла кентавр Хирон считался сыном Филира, потомка Кроноса, сыном самого Кроноса или сыном Зевса и кобылицы Филирры, дочери Океана. Застигнутый в момент страсти женой Реей, Кронос принял вид коня, и Хирон родился с телом и ногами лошади, но с человеческой головой и руками. Необычное происхождение объясняет мудрость Хирона, который, в отличие от других кентавров, был

искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Кроме того он единственный из кентавров считался бессмертным. Кентавр Хирон дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия.
Участник индийского похода Диониса кентавр Фол был сыном Силена (сына Гермеса или Пана). Кентавров также называли потомками Посейдона.

Первые каменные изваяния кентавров (крылатого с человеческим и драконьим лицом и бескрылого классического) оставили пришедние в Вавилонию из Ирана около 1750 года до н.э. и прекратившие свое существование в XII в. до н.э. кочевники касситы. Считается, что образ кентавра затем попал на Крит, а оттуда – в Грецию. Одним из самых ранних греческих изображений кентавров является и зображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н.э.

Дикий нрав и животная природа кентавров

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия – битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
“В “Одиссее” Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Читайте также:
Талисманы и камни по знаку Зодиака

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.) в “Метаморфозах”.

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен , перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола


около 1887. Бруклинский музей, США’, graphics: true, background: ‘rgba(253, 255, 215, 1)’, width: ‘30%’>)” > Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются как нимфы. Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды

Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык), керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Кентавр – что это за существо и были ли кентавры на самом деле?

Образ кентавра пришел в современный мир из древнегреческих мифов. Необычное сверхъестественное существо поражало своей дикостью и буйным нравом. Обитали эти герои мифов в дремучих непроходимых лесах и высоких горах. Из-за своей воинственности кентавры символизируют животную сторону человека.

Кентавр – кто это?

Несдержанность и небывалая жестокость – вот главное отличие кентавра, будучи огромным по размерам, это существо являлось воплощением мощи и могучей силы. Кентавр – это большое мифическое, сказочное создание получеловек-полулошадь. Живя стадом, они постоянно сражались с теми, кто жил по соседству, отрицали все проявления цивилизации и культуры. На картинах, кентавров можно увидеть с богами виноделия Дионисом и любви Эросом. Это в очередной раз говорит, об их распущенности в любви и склонности к алкоголю.

Существовали ли кентавры?

Задумываясь, могли ли в реальном мире существовать подобные существа, прийти к единому мнению сложно. Плутарх, философ Древней Греции, как-то описал историю, как пастух передал ему жеребенка, которого только что родила лошадь. Необычным было то, что детеныш был с головой и руками человека. Получается, кентавры существовали, ведь Плутарх – это серьёзный философ, но вместе с этим, он очень он любил пошутить. Так что эта история может быть хорошим розыгрышем для потомков. Были ли кентавры на самом деле? Это вопрос остается загадкой, как и тайна египетских пирамид.

Как выглядит кентавр?

Во многих источниках описание этого необычного создания несколько отличается друг от друга. Кентавр – мифическое существо, которое вмещает в себя в два разных вида одновременно – человека и коня. Сходство с человеком отмечается в голове и теле до пояса, есть у кентавра человеческие руки, от лошади досталась тело, мускулистые сильные конечности, есть копыта и хвост. На лице кентавра написана грубость свойственная лишь животным, у них длинные волосы и густая борода, виднеются уши, как у коня.

Читайте также:
Николь Кузнецова и Япончик — романтическая история

Контрастного перехода между туловищем человека и коня нет, так как кентавры считались лошадьми гнедой масти, а человеческое тело их было загорелым на солнце. Принято считать, что кентавры были только представители мужского пола. А древние изображения показывают, что у них были гениталии как человека, так и жеребца. О кентаврах женского пола практически ничего не известно.

Как появились кентавры?

Мифология рассказывает, что эти необычные создания ведут свою родословную от царя лапифов Иксиона и его любовницы богини Нефелы. В результате этой любви в Пелефронийской пещере появились первые представители этого вида. На горе Пелион их воспитали нимфы, а достигнув зрелости, молодые кентавры вступили в связь в кобылицами. Так кентавр в мифологии начал свою историю.

Виды кентавров

Помимо классического облика существуют и другие вариации этих созданий. Но всегда сохраняются черты человека в совокупности с каким-либо зверем.

  1. Онокенавр. Существует кентавр, разновидность которого не так хорошо известна – онокентавр, получеловек-полуосел. В мифологии является олицетворением внутреннего конфликта человека, в нем сочетаются и возвышенные и низменные качества. Этот кентавр наделен сильным характером и большой любовью к свободе.
  2. Букентавр – это человек с телом быка. Такой кентавр так же могуч и силен, только является олицетворением дуализма природы человека. В нем борются за право существования два начала, как духовное, так животное.
  3. Керасты – единственное отличие керастов от обычных кентавров, это наличие рогов.
  4. Ихтиокентавр – представляют собой морских существ. Это люди с хвостом рыбы или дельфина, также есть передние ноги, как у лошади или льва.
  5. Леонтокентавр – представляет собой вид получеловека-полульва.
  6. Кентавриды – это женщины-кентавры, в мифологи про них практически ничего не известно, но если и встречаются, то описаны, как неземные существа, которые были прекрасны не только телом, но душой.

Онокентавр — получеловек-полуосел из бестиариев и легенд

Здравствуйте уважаемые.
Когда сталкиваешься впервые с любым средневековым сборником статей о несуществующих животных, будь то европейские Бестиарии, или наши русские Физиологи, всегда удивляешься огромной креативности и фантазии авторов. Ибо тех животных, которых они так иногда подробно описывают, надо еще придумать :-))) И иногда действительно получается что-то совсем невообразимое. С некоторыми из таких выдуманных животных, я сегодня вас маленечко познакомлю. Будет интересно – будем продолжать :-) Напишите мне об этом в комментариях :-)
Итак.
Все Вы конечно сталкивались в том или ином виде с легендой о кентаврах. На них сегодня останавливаться не будем – ибо сие тема отдельного разговора. Кентавров вы видели на картинках и знаете наверняка. А вот знаете ли Вы иные их разновидности, кроме как человеко-конь? Не уверен. -) А тем не менее их несколько разновидностей, и их принято называть «кентавроиды».

Знакомьтесь: Онокентавр – получеловек, полуосел. Звучит конечно, как характеристика умственных способностей многих обычных людей, но здесь не переносное значение. Это существо действительно – полуосел, получеловек. Вот так древнеримский писатель и философ, представитель так называемой «второй софистики» Клавдий Элиан описывал данное существо (самку):имеет тело, подобное ослиному, пепельного цвета с белизной по бокам. У существа человеческая грудь с сосками и человеческое лицо, обрамлённое густыми волосами. Руки использовались не только для захвата и удержания, но также для бега. Онокентавр имеет сильный характер, свободолюбив и не выносит неволи.

Букентавр – это человек с телом быка. Букентавр символизирует дуализм человеческой природы, в которой присутствуют как духовное, так и животное начало. По сравнению с образом кентавра животное начало в нем преобладает. Близким к букентавру являлся Минотавр, родившийся на свет от противоестественной связи жены Миноса Пасифаи и посланного Посейдоном белого жертвенного быка. Победителями букентавров стали Тесей и Геракл. Считается, что букентавр обладает телом и силой быка; он хотя весьма раздражителен, но очень медлителен.

Читайте также:
Браслеты на запястье, хиромантия объяснит их наличие

А еще у нас были Керасты или «Рогатые кентавры». Рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите.

Хотя на самом деле в большинстве Бетиариев керасты – это рогатые гадюки. Вот что писал Геродот о них: «В Фиванской области есть священные змеи, отнюдь не «пагубные» для людей. Они маленькие, с двумя рогами на голове. Мёртвых змей погребают в храме Зевса так как они, по словам египтян, посвящены этому богу». Считаются, что родились они от крови вытекшей из тела Медузы Горгоны.

А еще были Леонтокентавр – человеколев, который еще часто называли Леонид.
Описано 2 разновиднности. Первая: четвероногое туловище и человекоподобный торс с парой рук. Нижнее туловище, хвост и ноги более или менее львиные (хотя часть источников описывает ноги как длинные и пригодные для бега, более напоминающие гигантского гепарда); а вот торс, в отличие от такового у кентавра, нельзя назвать человеческим даже условно. Он покрыт такой же золотисто-желтой шерстью, как и остальное тело, голова тоже скорее львиная, хотя и с отдельными человеческими чертами, и у мужчин увенчана гривой (есть сведения, что женщины тоже обладают гривой, но у них она только сзади и обычно заплетена в косу). Руки больше всего напоминают человечьи, но пальцы — короткие и снабжены мощными втяжными когтями.

Ну а второе: человекоподобным телосложением и только четырьмя конечностями (ноги — по-прежнему львиные). В остальном — голова, руки, шерсть, хвост, грива — эти описания совпадают между собой.
Обитали леониды в горах между Курдистаном и Арменией, неподалеку от страны джиннов Мазандеран; встречали их и в Персии, и на северном Кавказе. Первые сведения о них гласят, что герой Амфиарай, один из аргонавтов, повстречал леонидов в Колхиде (Грузия).
Ну и конечно нельзя не вспомнить и о Ихтиокентаврах — созданиях, сочетающих в своём облике элементы рыбы, коня и человека.

Впрочем Вы их видели наверняка на многочисленных фонтанах и скульптурах. Это разновидность Тритонов, но с рыбьим хвостом и передними ногами коня. Ликофронт, Клаудиан и византийский грамматик Иоанн Цецес когда-то рассказывали о встречи с ними.

Родственные им еще были древнерусский Китоврас – умнейший кентавр с орлиными крыльями, который, тем не менее, чаще всего выступал в качестве злой силы. Выразительный образец иконографии Китовраса сохранили Васильевские врата Софийского собора в Новгороде (1336), перевезённые опричниками в Александровскую слободу, где поныне украшают южный вход Троицкого собора: могучий крылатый получеловек с короной на голове, торс которого вырастает из шеи горделивого коня, размахивает схваченной за ноги фигурой царя Соломона. Над изображением надпись: «(Ки)товрасъ меце братомъ своимъ Сол(о)монъ на обетованую землю за словъ…».

Где то рядом также упоминуется и Полкан. То ли русский вариант кентавра-людоеда, то ли получеловек-полусобака. В. Даль, а за ним и Н. Макаров описывает его как кентавра: Полкан на одной точке с Ягою-Бабою, это не предание, но еще более сказки, чем Баба-Ягая; ту почти видят, та еще где-то живет, а Полкан истреблен на лице земли Русской и совсем тем его ничем не отгородишь из наших преданий, у нас каждый крестьянин, не запинаясь, назовет вам рослого и здорового человека Богатырем Полканом; древний Полкан весьма короткий знакомец всякому из наших простолюдинов, и всякий вам расскажет, что Богатырь Полкан не человек и не конь, но какая-то смесь того и другого! Его подлинник живал в Греции — его прибытие было к нам из Калабрии вместе с Бовою Королевичем на одном и том же судне*; однако ж этих чудес наши крестьяне не знают и понимают Полкана так же, как своих сивок, бурок, вещих каурок, в которых Полкан, будучи и сам почти конем, не имел никаких нужд!”
В памяти народной он же остался больше как получеловек-полупес.

Читайте также:
Нумерология по дате рождения: особенности

Ну с волками и людьми-собаками- тут вообще есть где развернутся. Ибо Кинокефалы они же псоглавцы есть практически во всех культурах не только Европы, но и мира.Вот что можно прочитать на карте Генриха Майнцского: „Рифейские горы — граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы“. На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их — собачий лай“. На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа Пьера Деселье на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика, одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица пёсья морда.

В Румынии были Кэпкэуны – у которых было две головы, причём одна из них собачья; или две морды (пасти), та, которая на затылке — собачья и т.д. и т.п.

И даже Христинство не прошло мимо. Вспомним хотя бы Святого Христофора.

Так что вот так вот.
И если тема интересна для Вас – будем как-нибудь продолжать :-)
Приятного времени суток.

Кентавры. Мифы о кентаврах и виды их.


Пол :
Умения: : Ментальная магия -1-й круг Магия земли – 2-ой круг Магия воды – 2 – ой круг, Магия воздуха – 1-й круг Алхимия Ночное зрение не как у чистокровного дроу, но видит хорошо. Регенерация вполовину слабее, чем у чистокровного дроу. Тоже и с физической выносливостью. Слух, гибкость, пластичность и им подобные – немного выше человеческого. Уязвим к магии Света, солнечный свет глаза раздражает, хоть и не лишает зрения. Уязвим к магии и к способностям рас вроде гипноза драконов и Дисциплин вампиров. Уязвим в ближнем бою по причине отсутствия врождённой магической защиты. Количество сообщений : 622

Происхождение образа и названия

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры.
Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.
Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.
По ещё одной версии мифов, Зевс придал одному из облаков образ своей жены, Геры, пожаловавшейся ему,что один из царей греческий,вхожих на Олимп, к ней пристаёт. Тот царь не понял, что встретил облако,а не Геру,а через некоторое время облако родило кентавров.

Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.
Так же имеется миф о том, что кентавров породило облако, которому Зевс предал вид своей супруги Геры, которая пожаловалась ему, что один из царей, вхожий на Олимп, к ней пристаёт, что Громовержец решил проверить
Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Читайте также:
Новый веник — приметы и суеверия про уборку

Классический облик кентавра

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс. Как геральдическую фигуру кентавра не следует путать с онокентавром, последние на гербах иногда изображались без передних ног. На иллюстрациях (книжных миниатюрах) кентавры иногда превращались в коней с человеческой головой или вовсе в простых людей. Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажен и вооружен бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.
По-особому изображали древние греки двух самых мудрых кентавров — Хирона и Фола. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнаженный и только с лошадиными ушами.

Так же известны разновидности этих существ:онокентавр — человек-осёл(олицетворяющий в средневековой мифологии двоедушного человека), букентавр — человек-бык; керасты — «рогатые кентавры»(человеко-буйволы),леонтокентавр — человек-лев и ихтиокентавр.

Тритоны — персонажи древнегреческой мифологии. Морские существа, сыновья Тритона и нимф. Составляли свиту Посейдона и Амфитриты. Плавали на дельфинах и дули в морские раковины.
Существовало два вида тритонов: с рыбьим или дельфиньим хвостом и человеческими руками и с рыбьим хвостом и передними ногами коня (ихтиокентавры).
“Ликофронт, Клаудиан и византийский грамматик Иоанн Цецес когда-то рассказывали об Ихтиокентавре. Других сообщений о нем в классических текстах нет. Слово “ихтеокентавр” можно перевести как “рыбокентавр”. Это слово применялось к существам в мифологии также называвшимся Кентаврами-Тритонами. Есть множество изображений этого существа в римской и эллинистической скульптуре. Выше пояса они — люди, ниже пояса — рыбы, а передние лапы, как у лошади или льва. Их место — в кортеже морских божеств рядом с Ипоталасами.”

С Леонкентаврами дело мутное. Известно, что это человеко-львы, но никакой информации по ним найти не удалось.

_________________

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: