Почему в прошлом старались сжечь ведьму на костре?

За что сжигали ведьм?

Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?

В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.

Едва с ведьмовством перестали бороться, как в мире то тут, то там начали вспыхивать революции и все больший размах стал приобретать терроризм. А в этих явлениях заметную роль играли женщины, словно бы превращавшиеся в злобных фурий. И в разжигании нынешних «цветных» революций они тоже играют заметную роль.

Языческая толерантность

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред – наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье. В некоторых странах колдовство каралось смертью.

Все изменилось с приходом христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало считаться грехом. А грехи объявили происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи – священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение: дескать, все беды на земле происходят от дьявола и его подручных – демонов и ведьм.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И кажется, что возникла идея – чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров. в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм. В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли “густым лесом” перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах – 197. В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат – князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Читайте также:
Значение руны Манназ — что значит этот символ в гадании и магии?

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы – суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности – «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Читайте также:
Чертог медведя — время Бога Сварога

Костры против феминизма

Существует и еще одна любопытная теория. Будто бы инквизиция – инструмент мужских монашеских орденов – охотой на ведьм пыталась поставить женщин на место. Крестовые походы и междоусобицы основательно выкосили ряды мужчин в Европе, а потому, особенно в сельских общинах, женское большинство диктовало свою волю мужскому меньшинству.

А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.

Не случайно с помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII – Анны Болейн. Одним из предъявленных ей в 1536 году обвинений стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Сожжение ведьм: за что в Средневековье можно было получить обвинение в колдовстве

Охота на ведьм — мрачное явление, зародившееся в средневековой Европе. Его истоки лежат в иррациональном страхе неизведанного и культуре преследования.

В статье расскажем о том, почему ведьм подвергали процедуре аутодафе — публичному сожжению на костре, и кого могли обвинить в применении магии и колдовства.

Появление «охоты на ведьм»

Отношение к ворожбе начало меняться в XI веке, постепенно его стали связывать с ересью и Сатаной. К XIV веку сформировалось официальное понятие такого преступления — злонамеренное колдовство.

Массовые гонения пришлись на период с 1580 по 1630 годы и были особенно распространены на территории современной Германии и Швейцарии. За это время было убито около 50 тысяч человек, причем поводы для экзекуций порой были совсем ничтожные.

Последний известный случай публичной казни за колдовство был зафиксирован в Швейцарии в 1782 году.

С чем были связаны обвинения в колдовстве

Как показывают исследования, обвинения в колдовстве могли быть вызваны разными «подозрениями» жертвы — члена семьи или общины. Довольно часто поводом для того, чтобы обвинить родственника в колдовстве служили простейшие бытовые конфликты и разногласия. Чаще всего они касались домашнего скота, урожая, болезней, собственности и наследства, сексуальной дисфункции или соперничества, брачных и семейных распрей, а также местной политики поселения.

Обычно зачинщики обращались в суд из-за страха порчи. Показательно, что в темной магии чаще всего уличали людей с особенностями внешности — слишком уродливых или слишком красивых, нелюдимых, внезапно разбогатевших либо еще как-то отличавшихся от остальных. Успешное преследование одной ведьмы иногда приводило к местной охоте и на других. Но очень немногие гонения выходили за рамки деревенского уровня.

Помимо колдовства часто использовался и другой повод — сделка со злыми духами. Вера в различных бесов была широко распространена на древнем Ближнем Востоке и в греко-римской культуре. Поэтому такие убеждения продолжали существовать и в средние века.

Кроме того, неприязнь к колдунам вытекала из нападок церкви на еретиков. Судебные прецеденты использовались для преследования неугодных общин и подавления инакомыслия. Значительная роль дам в некоторых «ересях» этого периода способствовала формированию стереотипа о том, что именно женщины в большинстве своем обладают колдовскими способностями.

Первая ведьма в Европе

История первой публичной казни ведьмы в Европе связано с именем Элис или, по другим данным, Алисы Кителер, которая была аристократкой и жила в графстве Килкенни. Она стала известна как первая ирландская женщина, которую обвинили в колдовстве. Это произошло в 1324 году. Элис также стала первой официально осужденной ведьмой в средневековой Европе. Ее история примечательна тем, что колдунье удалось оправдать себя и избежать казни.

Читайте также:
Как стать экстрасенсом простому человеку?

Леди Кителер пережила трех своих мужей и унаследовала огромное состояние. Когда же занемог и четвертый супруг, он стал подозревать жену в наведении порчи. Вскоре в вещах Элис нашли снадобья и травы, которые якобы использовались для темных заклинаний. Епископ Оссорийский поддержал обвинения, поскольку сам был заинтересован в конфискации имущества богатой наследницы. В ходе развернувшегося процесса женщину обвиняли в чернокнижии, порче, создании оккультного сообщества и принесении петухов в жертву демонам.

Знатная дама задействовала свои связи, и дело поначалу прекратили. Однако епископ не сдавался, он обвинил в ереси сына Элис, а саму ее отлучил от церкви. В итоге Кителер все же одержала верх: ее противник был изгнан из епархии. Сама она бежала в Англию, где решение ирландского суда не действовало. Там она и прожила всю оставшуюся жизнь.

А вот ее служанке Петронилле де Мит не удалось оправдаться. Ее посчитали сообщницей Кителер и пытали, пока она не призналась в преступлениях госпожи и своем собственном колдовстве. 3 ноября 1324 года ее сожгли на костре. Это стало первой казнью ведьмы в Ирландии.

Город Лемго и история Маргарете Краветсик

Небольшой город Лемго в Германии печально известен как один из эпицентров преследования ведьм. В XVII веке там проживал известный охотник за колдунами и ведьмами, по чьей инициативе было проведено три массовых судебных процесса. Всего за период с 1561 по 1681 годы в Легмо было сожжено более 200 человек. Большинство из них были женщинами, многие при этом находились в почтенном возрасте. Местные жители считали, что таким образом они подрывают планы дьявола и исполняют божью волю.

Одной из казненных стала Маргарете Краветсик. В 1653 году ее обвинили в темной магии, схватили и заключили в темницу. По мнению суда она обучала маленькую девочку своим ведьмовским умениям. Поводом для ареста стали показания шестилетнего пасынка Маргарете. Накануне родственники повздорили, и мачеха побила мальчика за очередную шалость.

Под пытками женщина созналась в преступлении. Вскоре ее приговорили к смерти. Суд сжалился над обвиняемой и повелел сначала отрубить ей голову, и только потом сжечь ее труп, чтобы уменьшить мучения.

Репутация «ведьмовского гнезда» закрепилась за Легмо вплоть до XX века и считалась позорной. Сегодня в доме охотника за ведьмами и колдунами открыт музей, посвященный тому трагичному периоду в истории города. А несправедливо обвиненные жертвы были реабилитированы местными властями в 2018 году по прошению, поданному потомками Краветсик.

Ведьмовский шабаш в Оберкирхен

Малолетних колдунов и ведьм также часто судили, пытали и приговаривали к смерти. Возраст не являлся преградой для того, чтобы вершить правосудие.

Например жестокий процесс с участием детей произошел в германской деревне Оберкирхен. В 1630 году девятилетняя Кристина Тайпель неожиданно заявила, что является ведьмой. Она была абсолютно убеждена в своей правоте. Рассказывала окружающим, как посещала шабаши и танцевала на них с самим дьяволом. По ее показаниям на эти встречи также приходили и другие местные жители. Всего она упомянула 15 человек, среди которых была и другая маленькая девочка, Грете Хальман.

Всех этих людей арестовали и пытали. Под ужаснейшими пытками они оговаривали новых и новых подозреваемых. Таким образом, разбирательство затянулось на три месяца. В результате семи заседаний суд приговорил к сожжению 58 человек, среди которых были оба ребенка и их родители.

До сих пор исследователи не выяснили причину странного поведения Кристины. Некоторые считают, что это могло быть следствием психологической, физической травмы или иным образом связано с пережитым насилием. Не исключено, что девочка впала в истерию и выдумала свою историю из-за страха. Ведь на первом допросе перед обвиняемым обычно раскладывали инструменты для пыток и рассказывали об ужасных последствиях колдовских преступлений. Это было распространенным приемом, который помогал получить признание в любом преступлении у кого угодно, не говоря уже о ребенке. Вполне возможно из-за этого девочка быстро созналась в том, чего не было, не осознавая последствия своих действий.

Ведьмы Северного Бервика

В 1590 году корабль невесты короля Якова VI попал в шторм у берегов Шотландии и был вынужден пережидать непогоду в Осло. Яков решил сам отправиться к возлюбленной и тоже чуть не погиб. По возвращении на родину, он был убежден, что все эти неудачи являются происками ведьм.

Читайте также:
Виды пентаграмм и их значение в истории колдовства

Вскоре нашлась и подозреваемая. Заместитель шерифа из шотландского городка Транент Дэвид Ситон указал на свою служанку Джилли Дункан. Ходили слухи, что она умеет излечивать любые недуги. Такие способности показались Ситону сатанинскими. Он пытал Джилли тисками для пальцев и якобы отыскал дьявольскую метку у девушки на шее. Только после этого он передал обвиняемую властям.

Дункан призналась в колдовстве и указала имена своих сообщников. Самой старшей среди них оказалась Агнес Сэмпсон, образованная женщина из Эдинбурга. Ее допрашивал сам король. Поскольку Агнес все отрицала, ее подвергли жестоким пыткам. Ей обрили все волосы на теле в поисках дьявольской метки. На лицо подозреваемой надевали ведьмину узду — устройство, которое калечило щеки и рот, ей не давали уснуть и туго обвязывали голову веревками. Измученная обвиняемая созналась во всем. По ее рассказам, она вместе с другими колдуньями устроила в Северном Бервике массовый шабаш. Там они специальным заклинанием наслали на корабли Якова и его невесты сильный шторм.

Всего по этому делу было заживо сожжено 70 человек, некоторых из них также пытали. Позже волна похожих колдовских процессов прокатилась по всей Шотландии. А в 1597 году Яков издал собственный трактат на эту тему — «Демонологию».

Катарина Хенот и политические интриги

Кельн часто считается главным центром охоты на ведьм в Германии. С 1626 по 1631 годы в городе проводился большой суд над ведьмами, и были подвергнуты процедуре аутодафе более 400 жертв.

В это время в Кельне проживала Катарина Хенот. Она была известной и уважаемой горожанкой. Вместе с братом они управляли местной почтой и жертвовали деньги на благотворительность. Хеноты вступили в конфликт с графом Леонардом II фон Таксисом, который хотел создать центральное почтовое отделение.

В 1627 году одна из местных монахинь обвинила Катарину в порче. Тогда выдалась крайне холодная зима, и несколько обитательниц женского монастыря заболели и умерли. Подозреваемой вменялось то, что она наслала на своих жертв недуги и гусениц. Епископ поверил этим доводам и поддержал обвинение.

Хенот арестовали. Но она не созналась в преступлении даже после трехкратной пытки. По действовавшему закону ее должны были оправдать. Однако, этого не произошло. Женщину задушили, а после ее тело предали показательному сожжению.

В 2012 году городской совет Кельна издал постановление об оправдании Катарины Хенот и других жертв гонений. Доброе имя горожанки восстановили, поскольку суд над ней был вызван политическим заговором.

Не только поиск выгоды, но и страх

Сегодня сложно установить точные причины обвинений в причастности к колдовству каждой конкретной жертвы, однако, очевидно, что массовые сожжения часто носили ситуативный характер, это был, в том числе, и удобный способ обвинить недруга или избавиться от конкурента.

С помощью обвинения можно было завладеть также имуществом жертвы, занять его место в совете управления общиной. Поводом для обвинения могли стать самые разнообразные факторы: от детского доноса до политических интриг. Также, по большей части, преследование ведьм и колдунов тесно связано с гонениями еретиков, а значит текущим развитием религиозной мысли.

Церковь средневековья поддерживала веру в магию среди населения. Не всегда подобные процессы были именно прикрытием для устранения неугодных и инакомыслящих людей. Вера в колдовство и порчу соответствовала духу того времени и никем не оспаривалась, поэтому еще одной причиной обвинений служил страх людей за свою жизнь, а также семьи и детей. Ведь жители средневековья верили, что ведьмы могут наслать болезни и смерть на любого человека, а значит, были уверены, что их жизнь может быть в опасности, пока в поселении остается хоть одна колдунья или маг.

“Сжечь ведьму!” За что в Европе пытали и казнили красивых женщин?

В XVI веке вас бы признали колдуньей, увидев большую родинку на теле. Впрочем, показаний соседа, что после встречи с вами у него заболел живот, тоже хватило бы для приговора.

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS, Wikipedia.org

В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь — ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец — а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!

Читайте также:
Что означает красная нить на запястье

И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.

Подозрение и доказательства

Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто “показалось” или при случайном стечении обстоятельств.

Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое “работающее” обвинение применяли направо и налево.

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

— Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, — такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина — ведьма.

Как пишет Реджинальд Скот в книге “Разоблачение ведовства”, обвиняемую до этого побили соседи и расцарапали ей лицо до крови. Судьба её, вероятно, трагична. Женщина всё же оказалась в руках инквизиции. Существовали даже целые своды правил, которые современному человеку покажутся просто абсурдными. В плане поиска ведьм особенно знаменит Мэтью Хопкинс, с подачи которого на смерть отправилось более 200 человек в XVII веке.

Признаки того, что женщина — ведьма (Уильям Перкинс, “Рассуждения о проклятом искусстве ведовства”, 1608 год):

  • настойчивые подозрения людей, живущих вместе или поблизости от обвиняемого;
  • если другой обвиняемый вас “сдаст”;
  • если после произнесённого кем-то “заклинания” или брани следует крупная неприятность;
  • если несчастье следует после угрозы здоровью;
  • если подозреваемый является сыном, дочерью, слугой или компаньоном ведьмы, которую уже осудили;
  • если на теле подозреваемой найдена метка дьявола (это родинка!);
  • если подозреваемый во время допроса меняет показания.

Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник — за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.

Пытки или поиск “печати дьявола”

Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, — эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема “Я призналась — казните давайте” также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.

Красивых молодых женщин в этот “этап” могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания — она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.

В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а “ищут печать дьявола”.

Одна из пыток называлась “стул ведьмы”, и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их “усаживали поудобнее”.

Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.

Второй этап — дыба. Жертву растягивали до тех пор, пока она не сдаст сообщников. Сдавали. Всегда. Часто несуществующих. Этот же этап предусматривал “дополнительные пытки за особые виды преступлений”. Среди них отсечение конечностей, истязание щипцами и так далее.

Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли “особый приговор” — их сожгли без второго этапа пыток.

Читайте также:
Руны от порчи и сглаза — защита языческих Богов

До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме “дьявол свернул шею” или сделал что-то подобное, не менее ужасное.

Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не “начать говорить”.

— Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, — объяснила она.

Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет — её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: “Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка”. Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.

Любого судью, который пытался признать “ведьму” женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к “перестаравшимся” палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха — отчаяния.

Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.

Ведьма на костре

Любители фильмов ужасов прекрасно знают, что справиться с нечистью не так-то просто. Кого-то можно остановить исключительно серебряной пулей или крестом, отлитым из этого же металла, кого-то только осиновый кол может угомонить на веки-вечные, не дав возможности всякую ночь выходить из могилы, ну, а ведьму может извести только огонь священного костра. «Ведьма на костре», да, пожалуй, именно такой образ запечатлелся в сознании многих из нас ещё с детства.

В славянской, да и не только в славянской традиции Огню (одной из Первостихий) приписывалась и приписывается масса свойств, часть из них активно используется как в магии, так и против оной. Во времена активности Инквизиции ведьм предавали огню. Почему? Почему их, например, не топили или не обезглавливали? Почему их не вешали или колесовали? Впрочем, даже если подобные казни и случались, то тело ведьмы всё равно предавалось огню.

Почему ведьм сжигали на костре?

Давайте во всём разбираться. В седом Средневековье было много такого от чего у современного человека буквально в жилах стынет кровь. Тут вам и отсутствие элементарной гигиены, и постоянные междоусобицы, и, конечно же, охота на ведьм, которая продолжалась не одно столетие, буквально выкосив в Европе тысячи самых красивых женщин (а порой и вполне себе мужественных мужчин). Тому что современные европейцы (особенно женская половина), прямо скажем, красотой не отличаются, нужно (в том числе) сказать «спасибо» и святым отцам из Инквизиции.

Суды над ведьмами случались так часто, и зафиксированных свидетельств до наших дней дошло так много, что страшное действо можно представить с точностью до минуты. Тут не нужно что-то додумывать, не нужно нагнетать краски. Повторимся – свидетельств осталась масса.

Судили «ведьм» (в массе своей это были обычные женщины, девушки, а порой и девочки) совсем не всегда за то, что они действительно таковыми являлись. Кто-то решил «настучать» на соседку, а порот переселиться в её дом, кто-то хотел избавиться от соперницы, одним словом, причины в всякого были свои. Казалось бы светский суд (зачастую именно там проходили судилища) должен был руководствоваться рассудком, но увы, уповать на это было излишним. Ни о каком рассудке речи в те времена не шло. Да и в наши времена, многие решения вынесенные органами суда, заставляют призадуматься о том, есть ли мозг у представителей судебной системы. Впрочем, мы сейчас не об этом.

Светский суд, где в обязательном порядке присутствовали представители святой церкви, настоятельно просили жертву, чтобы та сама во всём призналась, тем самым смягчив себе долю. Более строптивых приходилось пытать. Жертва понимала, что обрекать себя на излишние муки смысла нет никакого, ведь так и так её признают виновной. Так для чего же продлять агонию?!

Судилища завершались публичным сожжением на костре. Ведь «гуманные» христиане считали жестоким проливать кровь, пусть даже кровь ведьмы или колдуна. А вот предать их огню, причём – живьём – это действительно апофеоз гуманности.

По канонам, установленным приходом христианства, считалось, что только огонь может воспрепятствовать тому, чтобы грешная душа заново воплотилась. Зато в том же язычестве ситуация ровным счётом противоположная! Язычники считали, что «человек пришёл из ниоткуда и после окончания земной жизни, должен уйти в никуда». И чем быстрее от земной телесной оболочки не останется и следа, тем скорее душа сможет воплотиться заново.

Читайте также:
Заговоры от начальника — как избавиться от проблем?

Больше всего костров полыхало на территории нынешней Германии, Франции и Испании. Ни одна неделя не обходилась без того, чтобы кого-то не «зажарили» живьём. Виноват-не виноват – какая разница? Есть «свидетели», которые что-то там видели и во всех деталям и подробностях могут рассказать о том, как «ведьма общалась с самим дьяволом», или как «ведьма летала на шабаш», или как «она обращалась в кошку или свинью». Примечательно и то, что очень часто подобными свидетелями являлись близкие родственники осуждённой жертвы.

После «проверки» свидетельств, суд выносил решение о том, что «фактов» скопилось достаточно или же, напротив — что было крайне редко – говорил о том, что чего-то не хватает. На костёр топали даже те, кто баловался картишками.

В году тысяча пятьсот тридцать втором отправка на костёр была закреплена законодательно. Тогдашний свод законов назывался «Каролина». Его автором и идейным вдохновителем стал небезызвестный Карл пятый. В «Каролине» так и значилось: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“.

Огню ведьмы всегда предавались публично. Наверное, не нужно объяснять для чего это делалось. Самый лучший мотиватор – это страх! Вот, мол, смотрите, что будет с тем, кто посмел быть хотя бы на миллиметр не таким, как все! Костёр ждёт всякого, кто…

Для местных жителей, как ни странно, подобные действа были настоящим шоу. Когда в деревне ещё можно сходить? Как ещё себя можно развлечь в период Средневековья? Конечно, на деревенскую площадь, чтобы увидеть собственными глазами, как будет гореть ведьма! Для такого случая не будет лишним даже принарядиться!

Местный «бомонд» в лице всякого рода епископов, святых отцов от церкви, судей и прочих с удовольствием взирали на то, как палач, недрогнувшей рукой отправлял ведьм и колдунов в геенну огненную. Прикованные тяжёлыми цепями к столбам они умирали страшной мучительной смертью, зачастую под громкое улюлюканье толпы. После того, как от жертвы оставалась одна лишь кучка пепла, палачи считали свой долг исполненным. Пепел развеивался и теперь можно было расслабиться, ведь сожжённая ведьма больше уже никогда не сможет воплотиться.

История тёмных веков: зачем и как ведьм сжигали на костре

Практика ведовства известна издавна. Посвящённые люди разделяют знахарок, травниц и собственно ведьм. Последние прибегают к помощи сверхъестественных сил, тогда как остальные используют вековые знания и дары природы. Отдельно стоит упомянуть прорицательниц: они также наделены особыми силами, однако дар этот идёт изнутри и не зависит от внешних сил.

Если исследовать вопрос глубже, выясняется, что разновидностей использующих тайные знания людей куда больше: колдуньи, ведуньи, чёрные и белые ведьмы, медиумы… Вряд ли стоит удивляться, что в средние века церковники и непросвещённые плебеи свалили всё в одну кучу.

Ведьмы Салема

Если спросить, в каком веке сжигали ведьм на костре, большинство опрошенных уверенно отвечают, что в XV — XVI, то есть в эпоху так называемого «Тёмного Средневековья». Как аргумент приводится знаменитый Салемский процесс, пришедшийся на 1692-1693 годы. Однако вопреки ошибочному мнению, все девятнадцать приговорённых женщин были повешены. Кроме них, в процессе расследования тем или иным способом казнили и нескольких мужчин, обвинённых в колдовстве, но и их огонь не коснулся.

Как это было в древние века

Если углубиться в историю, стоит вспомнить законы Хаммурапи, согласно которым процессы над обвинёнными в колдовстве проходили путём испытания священной для египтян реки Нил. По закону, обвинитель и обвиняемый должны быть доставлены к берегу Нила, после чего предполагаемый нечестивец в его воды.

Если река отнимала жизнь, дом обвиняемого отдавали обвинившему. В противном случае казни подлежал бросивший обвинение, а оправданный рекой получал его дом. Надо ли говорить, что процессы над ведьмами тогда были редкостью?

Ведьмы на Руси

Православную Россию, как и Восточную Европу, ведьмовская истерия практически обошла стороной. Отношение к плотским потребностям здесь было и остаётся мягче, чем в католицизме и протестантстве. В архивах обнаружено всего 258 дел по обвинениям в ведьмовстве, и лишь в половине из них применялись пытки.

Впрочем, не все дела попадали в архивы. Сколько самосудов проводилось по деревням и сёлам – истории не известно.

В сравнении с более чем 50 000 казнённых по тем же причинам в Западной Европе – цифра, ничтожно малая, особенно учитывая территорию и количество населения.

Читайте также:
Заговор на тоску — пусть любимый без вас скучает

Костры Средневековья

Казнь методом аутодафе, то есть сожжения, практиковалась во Франции, Германии, Швейцарии. В меньшей мере охота на ведьм затронула Шотландию и Англию. Вопреки распространённому мнению, руки католиков зажгли меньше костров, чем лютеране и кальвинисты, а приговоры выносил светский суд.

Каждое второе дело заканчивалось обвинительным приговором по собственному признанию обвиняемых

До того как ведьм сжигали на костре, им приходилось выдержать суровые методы дознания, проще говоря, пытки, подробное описание с иллюстрациями которых приведено в «Молоте ведьм» авторства Генриха Крамера и Якоба Шпренгера.

Очищение огнём

Но почему ведьм сжигали на костре? Костёр, как средство казни, выбирался по нескольким причинам. Первая – библейская. В Евангелии «не пребывающие с богом» сравниваются с засохшими виноградными побегами, которые следует иссекать и сжигать. Этой цитатой оправдывались и огненные казни еретиков, с которых и началась массовая истерия.

Вторая причина – практика использовать для тёмных обрядов части тел мертвецов была распространена в Средневековье. Вспомните «руку славы», то есть отрезанную кисть повешенного, которой приписывалась огромная магическая мощь. Огонь такой возможности не оставлял. И последний немаловажный аргумент – зрелищность. Жестокие времена и люди требовали соответствующих развлечений.

Почему в Средневековье сжигали ведьм?

Женщины подозревались в умении колдовать еще со времен глубокой древности. Например, смертная казнь за колдовство существовала в Вавилоне за 2000 лет до н.э. Подозрительно относились к якобы колдуньям и в античные времена. Но никогда борьба с ведьмами не носила столь массового и жестокого характера как в средневековой Европе.

Почти по всей территории Западной Европы в XV-XVII веках полыхали костры инквизиции, на которых были сожжены десятки тысяч женщин, мужчин и детей, обвиненных в колдовстве. Так что же вызвало эту массовую истерию?

Историки связывают это с тем, что именно в этом историческом отрезке экономическая модель большинства стран западной Европы перестала быть эффективной, население стремительно беднело, социальное напряжение росло. Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. Не секрет, что люди часто склонны объяснять свое бедственное положение вмешательством потусторонних сил, сглазом и порчей. Именно это и произошло в те тяжелые времена. Священнослужители объявили ведьм пособниками дьявола, а колдовство приравняли к смертному греху. Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. Стало считаться, что чем больше ведьм будет уничтожено, тем счастливее заживет человечество.

И если в XII-XIII веках казнь ведьм была все еще довольно редким событием, то начиная с XIV века расправы стали массовыми. Известны случаи, когда одновременно на площадях сжигали более 400 ведьм. Ситуация усугубилась после опубликования в 1484 году буллы о ведьмах папы Иннокентия VIII. Жгли ведьм везде — во Франции, Бельгии, Италии, но особенно отличилась Германия.

Некоторые судьи даже соревновались в количестве жертв. Взойти на костер мог любой, кто хоть сколько-нибудь отличался от остальных жителей. Горели самые красивые, самые толстые, слепые и увечные с рождения. Все отличия считались доказательством сговора с дьяволом. Чтобы попасть в лапы инквизиции достаточно было небольшого доноса от соседа, которому показалось, что свинья его сдохла от недоброго взгляда живущей неподалеку женщины.

Но свирепствовала не только инквизиция. Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Часто при помощи обвинений в колдовстве и доносах люди находили способ избавиться от своих конкурентов: врачи устраняли своих соперниц – более успешных деревенских врачевателей, девушки доносили на своих более красивых сожительниц и т.д. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. Идейные вожди последних — Кальвин и Мартин Лютер — зачастую самолично принимали участие в казнях и даже придумывали новые способы продлевать агонию горевших ведьм. Например, Кальвин предложил делать костры из сырых дров, что делало казнь более продолжительной.

Читайте также:
Закирова Турсуной — биография и жизненный путь
Рекомендуем
Безумные религиозные традиции Средневековья

Еще страшнее были орудия пыток, которые придумали инквизиторы чтоб заставить ведьм сознаться в злых умыслах. ”Ведьмино кресло” с острыми шипами, дыба, кипяток в сапоги — все шло в ход, чтобы добиться признания. Еще одним наиболее явным доказательством вины считалось обнаружение на теле ведьмы “отметины дьявола”. Это и дало повод в настоящее время говорить, что под предлогом охоты на ведьм инквизиция боролась с проказой.

Однако часть медиевистов склонна считать, что инквизиция таким образом пыталась уничтожить зарождавшийся феминизм. И как в этой связи не вспомнить самую известную казнь 30 мая 1431 года в Руане, когда была сожжена обвиненная в ведьмовстве Жанна д’Арк.

Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Почему же это произошло? Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Увеличивались знания в области медицины, а значит, теперь многие странности человеческого организма объясняли научно, а не кидали за них в костер. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. Историками было подсчитано, что начиная со средних веков за колдовство было казнено около 80 тысяч человек.

Иллюстрация: depositphotos | FrolovaElena

Салемских ведьм не сжигали на костре. Вся правда о знаменитой охоте на ведьм

Охота на ведьм привела к тому, что в 1692 году несколько сотен людей осудили за колдовство. Свою роль сыграл менталитет жителей, политические события и семейные проблемы, распространенные в то время. Некоторых жертв помиловали только в 2001 году. Почему больше половины были женщины, разберем в статье.

Кого судили?

До сих пор многие считают, что салемских ведьм сжигали на кострах после обвинения в колдовстве. Это не так. Да, осудили больше двухсот человек, но виновными было признано только девятнадцать. К смертной казни приговорили пятерых мужчин и четырнадцать женщин. Причиной стало то, что ведьмами называли не только женщин, но и мужчин.

Казнь

Осужденных, вопреки всеобщему мнению, не сжигали на кострах. Все эти люди были повешены. Только Джайлс Кори был раздавлен насмерть, потому что отказался признавать себя виновным. В тюрьме погибли пять человек, в их числе и младенцы.

Где проходили суды

Больше всего известны салемские суды над ведьмами, хотя тогда этим занимались многие города. Кроме Салема суды вершились в Андовере и Ипсвиче . Салем находился на территории сегодняшнего Данверса в Массачусетсе . Пуритане знали об этом месте из-за постоянных внутренних распрей.

Жители Салема постоянно спорили со сварливыми соседями, отстаивали границы собственности, право на выпас скота или церковные привилегии. В церковном собрании тоже было не все гладко, трем служителям даже пришлось уйти из церкви. К моменту, когда колдовская истерия достигла вершины развития, жители Салема уже вовсю воевали друг с другом.

Почему женщины?

Хоть среди казненных и были мужчины, женщин оказалось намного больше. Это пошло из пуританских религиозных верований. Пуритане считали, что женщины и мужчины равны для Бога, но не для дьявола.

Женщин считали незащищенными и слабыми, а потому они думали, что дьявол может легко убедить девушек. Людей, которые не соответствовали пуританскому обществу, не заводили детей и не вступали в брак, общество охотно обвиняло в греховности.

Вина длиною в жизнь

В 1992 году учительница из Салема поняла, что пять осужденных никто так и не помиловал по закону. Потомки этих людей жили в городе и страдали от убеждений общества и славы предков. Женщина нашла доказательства невиновности тех женщин, а потом в Данверском комитете убедила Массачусетскую палату и представителей этих пяти женщин в невиновности.

Пуритане или паломники?

Считалось, что суды проводили паломники, но это неправда. Виноваты в судах пуритане и английские протестанты, которым пришлось бежать с родной земли из-за религиозных преследований.

Пуритане известны строгим религиозным благочестием. У них запрещалось праздновать Рождество. Аргументом было языческое происхождение праздника и отсутствие внимания к серьезной мысли религии. Больше двадцати тысяч пуритан переплыли Атлантический океан и основали колонию в Массачусетском заливе.

Первые жертвы

В начале 1692 года девятилетняя Бетти Пэрис и ее одиннадцатилетняя двоюродная сестра Эбигейл Уильямс страдали от необычных припадков. Девочки могли в любое время начать орать, бросать вещи, попавшиеся под руку, или раскачиваться в одной позе. Обе девочки жаловались на то, что их тела будто колют булавками.

Читайте также:
Заговоры от начальника — как избавиться от проблем?

Позднее еще одна девочка начала испытывать те же симптомы. Врач не видел физических признаков болезни, поэтому посчитал девочек околдованными. Семьи детей начали указывать на тех, кто был им неприятен или не соответствовал их пуританскому идеалу.

После установления диагноза семьи девочек обвинили женщину, которую звали Титуба, в том, что она прокляла детей. Титуба была южноамериканкой, это и стало причиной ее гонений. Женщина сначала не признавала себя виновной, но потом согласилась и обвинила еще нескольких женщин.

Историки считают, что Титубу захватили недалеко от нынешней Венесуэлы , поэтому ей приписывали занятия вуду.

Так ли было много ведьм?

Уже доказано, что люди признавались, чтобы остаться в живых. Ученые уверены, что вряд ли обвиняемые действительно занимались магией. Политическая ситуация тогда была сложной, поэтому ведьмами считались даже те, кто не конфликтовал с собственной семьей. Для обвинения не нужны были веские доказательства, достаточно было домыслов и подозрений.

Признавшихся общество принимало обратно, они продолжали жить, как и прежде. Чтобы спасти свою жизнь, исповедовался практически каждый обвиняемый.

Лишь малая часть всех осужденных поклонялась дьяволу. Одна из обвиняемых утверждала, что дьявол овладел ею на короткое время, когда она вредила соседям.

Ведьмин торт

В случае с околдованными девочками их соседка попросила семейную служанку испечь ведьмин торт. Соседка хотела с помощью белой английской магии засечь ведьму. Пирог готовился из мочи обеих девочек и ржаной муки. Потом торт скормили собакам. Согласно поверью ведьма должна была чувствовать боль, когда собака ела торт. Позднее пуританская община запретила соседке использовать любую магию, даже белую. Запрет не помешал жителям города использовать магию, чтобы подтверждать личность ведьм.

Знаменитая история

Про Марту Кори , обвиняемую ведьму, знают, наверное, все. Она вместе с мужем была на первых испытаниях колдовства. Марта с самого начала сомневалась в обвинениях. Женщина была членом церкви, но пуританское общество все равно обвинило ее.

Марта и еще один член церкви были осуждены за колдовство, а потом и повешены. Их не похоронили согласно традициям, последним пристанищем стали неглубокие могилы без надгробия. Это было предупреждением всем сомневающимся в колдовстве.

Распространение слухов

Слухи о колдовстве расползлись по всему Салему еще до 1692 года. Один священник даже опубликовал несколько брошюр, в которых рассказывал о собственной вере в колдовство. Коттон Мозер, священник, выпустил книгу, в которой рассказал о случае с семьей Гудвинов.

Старший ребенок в семье был одержим, жену Джона Гудвина обвиняли в наложении заклинаний на детей и колдовстве, описывали как очень неприятную женщину. История нашла отклик у местных жителей, и охота на ведьм началась с новой силой.

Испытания ведьм

Случаи в Салеме самые известные, но далеко не единственные. Первые испытания проходили еще в тринадцатом веке в Европе. Пик случился в промежутке между 1560 и 1630 годами. За это время на костре сожгли больше пятидесяти тысяч человек. К началу 1692 года повальное увлечение начало спадать. Историки и сейчас обсуждают, были ли в действительности культы ведьм. Пуритане в любом случае принесли этот страх в Новый свет.

Как видите, и тогда, и сейчас есть много предубеждений, которые сильно осложняют жизнь. Сколько людей были несправедливо казнены, погибли из-за чьих-то домыслов и подозрений? Салемские ведьмы навсегда останутся в истории как жертвы. Они будут уроком следующим поколениям.

К сожалению, в наше время тоже немало идей, которые влияют на граждан. Социологи давно уже выяснили, что поведение или убеждение заразно. Люди всегда с осторожностью относятся к вещам, которые не могут объяснить. Непонятное вызывает панику и страх, который пытаются заглушить понятным объяснением. Это может привести к тяжелым последствиям, как было с салемскими ведьмами. До сих пор их потомки страдают от предубеждений и ведьминого клейма, и людям не объяснить, что они были неправы. Прежде чем судить кого-то, нужно подумать, как чувствовали себя вы на этом месте. Равнодушие — худший из грехов, но осуждение еще хуже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: