Религии в Африке — африканский Баал, боги, тотемы и культы

Африканский Баал, боги, религии и культы этого континента

Сегодня много африканских религий, каждая представляет веру в определённых богов. Одни похожи между собой (творец, африканский Баал и другие). Отдельные традиции и культы общие для многочисленных африканских этнических групп. Однако в все они уникальны для каждого этноса.

Религии в Африке

Африканские традиционные религии исповедуют около 15% местных жителей на континенте. Верования у каждого отдельного народа имеют свои черты. Однако есть и общее.

Во всех этих религиях один бог – творец Вселенной. Согласно мифу, когда божество сделало свою основную задачу (создало Вселенную), отправилось в небытие.

Спустя время на землю спустился сын этого существа, он путешествовал среди смертных, но земные жители принесли ему вред, и он вознесся на небеса. Такой сюжет встречается в многих религиях, в христианстве.

В этнических группах Африки нет четко сформированного внятного мифа о создании Вселенной и мира.

У догонов есть легенда о создании всего сущего из яйца. Они считают, что мир многослойный, и слои «нанизываются» на мировую ось. Общая черта этих религий — отсутствие веры в чистилище, рай и ад. Однако есть заметки о потусторонней жизни.

В Африке нет пророков и святых писаний. Но сильна вера в колдовство. Важные составляющие африканской религии — это ритуалы инициации и посвящения. Много тайных обществ. Важный аспект любого обряда — музыкальное сопровождение. Регулярно проводятся фестивали с ритуальными танцами.

Боги Африки

На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

Мунгу, благослови Африку, благослови её руководителей… Мунгу, благослови Танзанию и её народ… Даруй нашему президенту здоровье, долгую жизнь и мудрость… чтобы он мог управлять справедливо и мирно для процветания Объединённой Республики Танзании.

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Читайте также:
Как приворожить девушку — советы для влюбленных

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред. Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота.

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Тотемы

Многим известно, что у народов Африки есть тотемные животные. В связи с этим появилось много сказаний и ритуалов. У народов, с уважением относившихся к змеям, есть такой обряд.

Новорождённого ребёнка клали со змеей. Когда она не трогала малыша, считалось что он заслуживает жизни. Когда нападала, убивали как нечистого.

Согласно верованиям, тотемное животное сохраняет связь с определенной этнической группой. Тотем племени – сильное животное, то этот хищник пощадит поклоняющихся ему людей.

Но когда тотемное животное нападало на поклоняющегося человека, это говорило о том, что он незаконный член рода. И человека изгоняли. Во многих областях Африки запрещалось употреблять мясо таких животных в пищу. Поклонение тотемам сегодня практически не сохранилось у народов Африки.

Африканская культура богата. Многие столетий она развивалась и трансформировалось. Но разнообразные культы, вера в богов, поклонение идолам ещё распространены на территории континента. И до скончания времен останутся верные древним традициям предков люди.

Религии Африки

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические [1] .

Содержание

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. [2]

Христианство

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Ислам

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [3] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [3]

Буддизм

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [4]

Сикхизм

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

Традиционные религии

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Читайте также:
Снять сглаз самостоятельно в домашних условиях

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. [5]

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом [6] :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. [7]

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты [5]

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм – церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Бахаи

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах

Традиционные религии Африки 1 629 слов читать

11 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

Почти все африканские религии содержат идею единого бога, который является верховным творцом. Большинство африканских народов имели уникальное имя для Высшего Существа до введения христианства или ислама. Несмотря на широко распространённую веру в верховное существо, большинство божественных функций было делегировано другим существам, меньшим богам, духам или предкам.

Верховное существо и другие боги

Верховное существо обладает личными качествами и обособлено от других духовных существ. Часто Верховное Существо также является первопредком. Солнце, дождь, небо и другие природные явления являются проявлениями Верховного существа. Наиболее часто Высшему существу приписывается созидательная деятельность. Однако часто возникает ощущение, что Верховное существо отстранилось от творения. Высшему существу редко поклоняются напрямую, и нет необходимости пытаться умиротворить его дарами или жертвоприношениями.

У некоторых африканских народов, особенно в Западной Африке, существует вера в пантеон божеств. Они часто связаны с какими-то аспектами природы или жизни, и поэтому их иногда называют «духами природы». Они обладают многими человеческими чертами, и люди всегда должны стараться оставаться в хороших отношениях с ними.

Магия и колдовство

Практики, связанные с манипулированием духовной силой, тесно связаны с религиозными практиками. Африканцы верят, что духовная сила может заключаться в словах, чарах, лекарствах и других предметах. Обладание этой силой позволяет людям вызывать благоприятные события или предотвращать зло. Эти силы также могут быть использованы для причинения вреда людям. Невидимой злой силе колдуна или ведьмы, обладающей слишком большой силой, которая может быть эгоистично использована для причинения вреда другим, необходимо противопоставить более могущественную силу.

Происхождение

Традиционные религии Африки столь же разнообразны, как и почти 2 000 языков, на которых говорят на континенте. Каждая религия берет своё начало в культуре определённой группы людей, испытывает влияние окружающих культур и тесно связана с повседневной жизнью. Общие черты

В целом, коренные африканские религии не представляют духовный и физический миры как отдельные; скорее, религия вплетена в общие общественные верования, а духи и божественные существа часто участвуют в борьбе людей. Такое практическое применение многочисленных африканских религий с самого начала служило тем клеем, который объединял отдельные общины и укреплял их чувство самобытности.

Несмотря на многочисленные различия между традиционными религиями Африки, существуют определённые общие черты. К ним относятся: верховное существо, которое обычно считается ответственным за все творение; пантеон низших божеств; духи предков, которые вмешиваются между физическим и божественным мирами; жертвенные церемонии, чтобы завоевать благосклонность богов или духов (обычно включающие смерть живого существа); практические правила и ритуалы, регулирующие повседневную жизнь.

Возникновение и влияние

Истоки религий коренных народов Африки нельзя объяснить каким-то одним событием или основателем, хотя некоторые традиции восходят к определённой дате или периоду доисторического времени.

Читайте также:
Как правильно использовать мудры — йога пальцев

Более того, эти религии не развивались в вакууме. Хотя в наше время много говорится о влиянии ислама и христианства на африканские духовные традиции, обе эти основные религии оказывали и оказывают влияние на различные коренные африканские религии, начиная с первого века нашей эры. В частности, торговцы из Центральной Азии и Ближнего Востока вдохновили многие верования жителей прибрежных районов Африки. Они также привезли африканские верования с собой на родину. Некоторые учёные считают ислам самостоятельной традиционной африканской религией, поскольку он появился во многих районах до внутренней африканской миграции народа банту, чьи обычаи и традиции поклонения появились во многих районах лишь около 300 г. н.э. Многие из основных постулатов ислама оказались особенно совместимы с верованиями коренного населения, и в Эфиопии существует одна из самых древних в мире форм христианства. В то же время, прозелитизм – общая черта многих основных мировых религий – практически не существует в коренных африканских религиях, поскольку считается, что такая практика является уникальной частью культуры.

Основы веры

Многочисленные и разнообразные религии коренных народов Африки имеют некоторые общие черты, включая веру в верховного бога, ответственного за все творение. Это божественное существо, известное под разными именами в разных культурах, обычно рассматривается как всезнающий источник жизни, смерти и удачи, как хорошей, так и плохой. Йоруба в Нигерии называют это верховное божество Олудмаре, податель жизни и наказания; народ свазиленда почитает великого духа Мвелинканти, «Того, кто пришёл первым”; для баганда из Уганды Катонда является создателем всего живого; а булу из Камеруна почитают Мби, «Того, кто несёт мир». Мифы о сотворении мира – центральные для всех африканских религий, как и для большинства духовных традиций мира – приписываются работе верховного бога каждой группы. Боги и духи предков

Влияние этих всемогущих богов на ход повседневной жизни варьируется, диктуя ритуалы отдельных религий, а также роль низших божеств и духов предков. Представители некоторых групп, например, народ бамбути в бассейне реки Конго и племя галла в Эфиопии, могут молиться непосредственно своему верховному божеству. Игбо из Нигерии, напротив, говорят о своём боге как о «богатом человеке», с которым можно связаться только через его «слуг», низших божеств. В религиях, создатель которых, как считается, мало интересуется мелочами земного существования, низшие божества могут отвечать за определённые аспекты жизни и мира природы. Многие традиционные африканские религии включают в себя целый ряд божеств. Другой распространённой частью верований коренных народов является почитание мудрых предков, духи которых служат связующим звеном между духовным и физическим миром. Считается, что духи предков так же реальны, как и живые люди, и их советы высоко ценятся.

Ритуалы и церемонии

Тесная связь между духовной и физической жизнью в африканских религиях привела к появлению широкого спектра религиозных ритуалов, праздников и обрядов, направленных на обращение к различным божествам, их умиротворение и общение с ними. Эти церемонии связаны с такими событиями, как рождение, смерть, переход от полового созревания к взрослой жизни, брак, земледелие, охота и война. Хотя отдельные люди могут обращаться к богам или духам самостоятельно, наиболее сильные связи между людьми и божественным переживаются сообща. Поэтому религиозные церемонии часто включают пение, танцы и музыку, которые служат своего рода культурным клеем, укрепляющим общинные связи.

Боги и природа

Практически все религии коренных народов Африки также предполагают тесную связь между богами и природой. В мифе о сотворении мира кенийского народа масаи верховный бог Энкай создал все человечество из одного дерева, которое он разделил на три части, по одной, представляющие каждое из местных племён. Затем Энкай распределил между каждой группой различные природные ресурсы. Племена лугбара и ланги в Уганде почитают определённые священные камни; народ кикуйю в Кении молится перед горой Кения; а народ койсан, который является древнейшей этнической группой Африки, придаёт особое значение фазам луны и характеру осадков. Болезни – часто рассматриваемые как наказание богов или работа завистливого соседа – лечатся сочетанием местных растений и обращений к богам.

Распространение и развитие

Распространение и развитие многих коренных религий Африки включает в себя историю миграции, торговли и распространения идей не только на континенте, но и во всем мире. Традиционные религии Африки распространялись не путём откровенного религиозного прозелитизма или массового принятия новых религий, а скорее путём медленного культурного слияния на протяжении многих тысяч лет. Невозможно проследить развитие многих сотен – возможно, тысяч – отдельных религиозных традиций Африки, особенно в отсутствие чётких основателей, институтов и иерархии. Однако многие учёные изучали влияние африканских традиционных верований в континентальном и глобальном масштабах. Пределы распространения

На протяжении большей части истории Африки распространение отдельных религий было ограничено несколькими ключевыми факторами. Возможно, самым важным является то, что религии коренных народов не рассматриваются как отдельные сущности, а скорее как часть повседневной жизни определённой культурной группы. В целом, религия не является чем-то общим или навязанным другим группам, а скорее является уникальной частью повседневного существования каждой группы. Кроме того, традиционные африканские религии развивались и передавались почти исключительно через устные традиции и обмен историями о сотворении мира и другими мифами, которые не обязательно переводились на другие языки.

Влияния

В то же время, бесчисленные религии коренных народов континента, безусловно, влияли друг на друга, особенно там, где различные этнические группы пересекались. Одним из основных событий в развитии традиционных религий в Африке стала миграция народа банту, первых земледельцев Африки, из мест их исконного проживания на территории современных Нигерии и Камеруна, начавшаяся около 5 000 лет назад. Примерно к 400 году н.э. банту распространились по всей Африке к югу от Сахары, привнеся аспекты своей культуры и религии, основанной на земледелии, охотникам-собирателям по всему континенту.

Коренные африканские религии также оказали влияние и испытали на себе влияние религий, впервые возникших в других странах, особенно иудаизма, христианства и ислама. Давно налаженные торговые пути между Африкой, Европой и Ближним Востоком позволили широко обмениваться идеями, по крайней мере, с первого века нашей эры.

Африканские религии в Америке

В более современные времена трансатлантическая работорговля принесла многие традиционные религии Западной Африки в Америку. Переживая ужасы рабства, многие африканцы полагались на свои родные религии, которые придавали им силы. Такие верования стали особенно распространены в Южной Америке и Карибском бассейне, где африканские рабы смогли продолжить многие лечебные аспекты своих религий после того, как нашли растения, похожие на те, которые они знали в своих собственных тропических и экваториальных домах.

Читайте также:
Сильные ритуалы для похудения: быстро, эффективно, несложно

Во многих случаях традиционные африканские верования сочетались с верованиями коренных народов Америки или с христианской практикой рабовладельцев. Такое смешение культур привело к возникновению некоторых наиболее известных религий африканской диаспоры, включая Воду на Гаити, Кандомбле в Бразилии, Сантерию на Кубе и Пало, которая развилась из религиозных практик Центральной Африки в контролируемых испанцами странах Карибского бассейна.

Современные практики

Трудно оценить количество людей, которые до сих пор исповедуют традиционные африканские религии, в основном из-за высокого уровня смешения, или синкретизма, между этими духовными традициями и традициями христианства и ислама. Хотя коренные африканские религии издавна испытывали влияние друг друга, а также христианства и ислама, колониализм, а теперь и глобализация быстро расширили сферу влияния христианства и ислама. Такие тенденции позволили этим двум основным мировым религиям за относительно короткий промежуток времени обрести миллионы новых последователей, и огромная часть их роста произошла в Африке. Упадок традиционных религий

Сегодня около 10% жителей Африки к югу от Сахары относят себя к традиционным религиям. Напротив, почти 500 миллионов (около 45% всего населения континента) считают себя христианами, а около 234 миллионов (21%) исповедуют ислам. Религиоведы объясняют упадок традиционных верований – не только в Африке, но и во всем мире – недостаточной организованностью и институционализацией этих духовных традиций по сравнению с основными мировыми религиями. В традиционных африканских религиях нет формальной иерархии руководства и священных текстов, которые позволили внедрить христианство и ислам в различные культуры мира. В то же время, растущая урбанизация и глобальное влияние в Африке к югу от Сахары способствуют использованию общих языков – в первую очередь английского, французского и суахили – в ущерб языкам коренных народов, которые лучше всего описывают и развивают традиционные религии.

Переплетение верований

Однако упадок традиционных африканских религий – это ещё не вся история. Как и в прошлом, границы между коренными африканскими верованиями и христианской и мусульманской традициями часто размыты. Многие африканцы, считающие себя христианами или мусульманами, продолжают использовать традиционные верования, обряды и лечебные практики в своей повседневной жизни. Это явление наиболее ярко выражено в сельских районах континента, где меньше контроля со стороны религиозных лидеров.

Недавние исследования религии в странах Африки к югу от Сахары показали, что значительное число африканцев верят в защитную силу духов или предков. Такие традиционные верования особенно сильны в Танзании, Мали, Сенегале и Южной Африке, где многие верят, что жертвоприношения духам или предкам могут защитить их от несчастий. Сегодня многие христиане и мусульмане преуменьшают, презирают или даже демонизируют вплетение традиционных африканских верований в ткань своих религий. Таким образом, многие африканцы, которые до сих пор придерживаются местных ритуалов и верований, менее охотно признаются в этом, а многие из их религиозных верований оказались в подполье, что ещё больше увеличивает неопределённость будущего африканской традиционной религиозной практики.

В то же время традиционные африканские религиозные верования продолжают жить и в некоторых частях Америки, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне. Вуду на Гаити, Кандомбле в Бразилии, Сантерия и Пало в испаноязычных странах Карибского бассейна – все это живые, растущие религии, которые можно проследить непосредственно в африканском происхождении и влиянии.

Баал – почему бог семитов стал демоном?

Баал – один из самых известных богов Ближнего Востока. В истории человечества были случаи, когда верования одного народа переходили к другому. То же самое можно сказать о почитании бога Баала. Изначально представляя семитский пантеон божеств, он перешёл в мифологию египтян, прочно заняв особое место, отведенное ему.

Более того, со временем имя Баала стали связывать с кровожадным и коварным демоном, уничтожающим людей. Но не стоит забывать, что ближневосточные верования нам известны не слишком хорошо, а потому нельзя делать преждевременных выводов. Каким же на самом деле был Баал?

Баал – таинственный бог Востока

Баал – непростой для понимания и крайне таинственный бог. И дело не только в его особенностях, чертах характера и культе. Главная причина малоизвестности этого божества – в крайне скудной информации о нём. Семь древних табличек, на которых записаны сведения, находятся в плачевном состоянии.

Кроме того, текст на них записан в соответствии с древнейшими принципами одного из наречий, а потому содержит лишь согласные буквы. Переводы его, что в своё время делали различные исследователи (Вироло, Гинсберг, Гастер) значительно отличаются друг от друга. И всё-таки Баал не стал забытым богом.

Изначально словом “баал” обозначали уважительное отношение к человеку (его можно сравнить с понятием “господин”). По отношению к богу это имя используется с III тысячелетия до нашей эры. Древние семитские народности отождествляли его с грозой и силами плодородия. К Баалу обращались с просьбами послать богатый урожай, приплод скота, живительные дожди на иссушенные земли.

Терракотовая статуя Баал-Хаммона, сидящего на троне, I век
Местонахождение: Национальный музей Бардо, Тунис
© AlexanderVanLoon / ru.wikipedia.org

Почитание Баала в Угарите

Особой популярностью Баал пользовался в сирийском городе Угарите, который можно считать центром его культа. Именно в районе Угарита археологами прошлого века было найдено множество сведений о Баале, различные ритуальные предметы, связанные с его почитанием.

Такие вещи позволяют увидеть картину прошлого, в котором господствовал суровый бог гроз. Угаритские тексты нередко дают Баалу красноречивые и яркие характеристики, что выражаются в дополнительных именах бога. Например, он упоминается как “Сильнейший среди воинов”, “Мчащийся на облаках”, “Господин земли”.

Интересно, что почитание Баала постепенно распространилось из стран Ближнего Востока на запад. В Угарите его называли Балу, а в преданиях он выступает сыном верховного бога и богини-воительницы Анат.

Облик Баала в угаритской версии тоже был весьма примечательным – он носил рогатый шлем или сам изображался как мужчина с бычьей головой. На мой взгляд, в этом стоит видеть взаимосвязь с покровительством силам плодородия (бык на Востоке символизировал могущество и плодовитость).

Читайте также:
2 Жезлов Таро — значение карты при гадании

Культ бога у других народов

Финикийцы называли Баала — Баал-Цафон или Бал. Он ассоциировался с проточной водой, был своего рода повелителем водной стихии. Его супругой называли богиню Астарту (Иштар), с которой Баал жил на высокой горе. А вот в Египте происходит слияние двух различных чужеземных религий – греческой и семитской.

В итоге Баал становится прототипом солнечного Гелиоса, которому поклонялись греки. Расцвет иностранных культов египтяне переживают при правлении Птолемеев. В Древнем Египте культ Баала приобрёл особое значение, ведь бога считали одним из творцов Вселенной.

Статуэтка Астарты с рогатым головным убором
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

Почитание его не было таким церемониальным, прежде. Египтяне устраивали в честь Баала сладострастные разгульные “вакханалии”, а жрецы божества нередко наносили себе порезы, считая, что так могут задобрить непростого покровителя, требующего крови и развлечений.

Но если у семитских племён Баал выступал вполне типичным воинственным богом, то в египетской интерпретации он несколько преображается. Исследователи часто говорят, что на определённом этапе в Египте Баала стали отождествлять с богом Сетом, могущественным воином-разрушителем и, пожалуй, самым коварным представителем пантеона. С удивительной лёгкостью “чужеземцу” Баалу удалось оттеснить других богов на второй план, что также часто сравнивали с нравом хитрого Сета, умеющего затмить конкурентов.

Стела Баала из древнего королевства Угарит в северо-западной Сирии, XV-XIII век до н.э.
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

Баал – не бог, а демон?

Несмотря на все преобразования, Баал практически всегда выступает в легендах покровителем людей, их защитником, богом, что посылает на землю процветание и благополучие. Согласитесь, это далеко не демонические качества. Но почему же в библейских преданиях его упоминают как ипостась сатаны?

Ответ на этот вопрос и причины перемен в образе Баала следует искать не в мифологии, а в истории. Подобная участь постигла и супругу бога, красавицу Иштар, что некогда являлась богиней любви и плодородия, а превратилась в демоническую сущность.

С распространением христианства языческие семитские верования стали значительно преображаться. Сторонники новой веры умышленно добавляли негативные черты богам, которым поклонялись люди. Очень точным мне показалось сравнение подобного явления с информационной войной.

Бронзовая статуэтка Баала, XIV—XII век до н. э.
Найдена в Рас Шамра (Угарит), Сирия
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

А ведь действительно: подобного рода войны велись и в далёкой древности, и Баал не смог выйти победителем из этого противостояния. Несмотря на это, в древних преданиях он воспевается как победитель и великий защитник земных народов, один из самых могущественных богов-покровителей.

Конечно, сведений о Баале не так много, а некоторые являются лишь предположениями именитых учёных. Не исключено, что не так долго осталось ждать до нового открытия, что сумеет рассказать нам о семитских божествам намного больше, а загадочные таблички будут расшифрованы точно, став источником новых знаний.

АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Комплекс религ. представлений народов, населяющих Африку к югу от Сахары. Иерархию сверхъестественного в Тропической Африке можно условно разделить на следующие уровни (от низшего к высшему): группа (семейная, родовая, этническая), состоящая из живых людей, посредством различных ритуалов осуществляющая метафизическую связь со сверхъестественными силами; предки (умершие), к-рые составляют с живущими единую сакральную общину и осуществляют связь живущих членов рода с иным миром, включающим не освоенные живущими природные стихии, при этом предки – существа сверхъестественные, но не боги; злые сверхъестественные существа и силы, как правило, человеческого происхождения (напр., предки, погибшие насильственной смертью и (или) погребенные не по правилам); сверхъестественные существа дикой природы (напр., духи леса, саванны, гор и вод, разного рода карлики, великаны и т. д.), к-рые могут быть, в зависимости от обстоятельств, и враждебны и доброжелательны к людям; боги низшего ранга – локальные божества, к-рым поклоняется только данная группа; боги высшего ранга, управляющие различными сферами бытия – дождем и грозами, ремеслами, гос. порядком, болезнями и т. д., им приносят жертвы, причем посредниками при жертвоприношениях выступают сверхъестественные существа низших рангов; последний уровень – Творец, к-рый безлик, предвечен и, как правило, совершенно равнодушен к судьбе своего творения. (Классификация дана согласно схеме Б. Оля.)

Первый уровень – группа (семейная, родовая, этническая), представляет собой естественное основание для всей последующей иерархии и соответственно существует повсеместно. Представления о мифологических персонажах следующих уровней – предках, злых сверхъестественных существах человеческого происхождения и сверхъестественных существах дикой природы – также распространены повсюду. Представления о богах низшего и высшего рангов встречаются не у каждого этноса, зато представление о творце имеет общеафрикан. распространение.

Предки

Несмотря на то что культ предков является неотъемлемой частью всех традиц. африкан. религ. систем, сама его организация отличается значительным разнообразием. Неизменной является лишь вера в то, что живые члены группы зависят от предков (умерших). При этом грань между живым человеком и предком (умершим) проводится не всегда четко, тем более что посредством различных магических обрядов человек может приобрести сверхъестественное могущество, позволяющее ему управлять потусторонними силами. По иерархии, существующей среди живых, на низшей ступени находятся еще не родившиеся младенцы, новорожденные и дети, не достигшие подросткового возраста; более высокую ступень занимают подростки и юноши; затем идут взрослые члены общины: «воины» и их жены. Это полноценные члены группы. По представлениям бамбара (Мали), «совершенным человеком» является не просто любой мужчина, достигший зрелого возраста, но прошедший все ступени инициации, женатый и имеющий неск. наследников муж. пола. Выше них находятся старики – как бы мост между живыми и умершими – и, наконец, сами предки. Т. о., иерархия, существующая среди живых, позволяет им по мере прохождения всех ступеней приблизиться к предкам (умершим), к-рые являются высшей ступенью в иерархии живых. Особое положение занимают традиц. владыки Тропической Африки – их можно назвать живыми предками-хранителями, т. е., в известном смысле, «живыми мертвецами». Но из этого вовсе не следует, что все традиц. владыки Тропической Африки были «священными царями». Так, «манса» мандингов (Гвинея, Мали) или «фама» бамбара (Мали) были прежде всего военными вождями. Однако цари йоруба (Нигерия), бенинский оба (Нигерия) или моро-наба у моси (Буркина-Фасо) были именно «священными царями» и мн. чертами походили на егип. фараона. Предкам приносят жертвы, при этом африканцы осознают, что предки выступают передаточным звеном между живыми и сверхъестественными существами высших рангов. Именно с культом предков связана круглая скульптура народов Тропической Африки.

Читайте также:
Цыганское Таро — как гадать и толковать карты

С комплексом представлений о предках тесно связана деятельность части т. н. тайных обществ, хотя для большинства из них она сводится к проведению обрядов инициации, т. е. к переходу человека из одной возрастной группы в др., напр. об-во Н’домо у бамбара, Абедиа – у эбрие (Кот-д’Ивуар). Вместе с тем у тех же бамбара существует неск. действительно тайных объединений (До, Коно, Коре), чья деятельность до сих пор остается малоизученной.

Злые сверхъестественные существа

В этих представлениях нет ничего уникально африканского, ибо, по сути, африкан. вурдалаки, оборотни, лешие и водяные от своих европ. или азиат. собратьев отличаются только тем, что конструируются из элементов иной среды обитания.

Эти существа могут служить колдунам – самым опасным существам в иерархии сверхъестественного. С т. зр. африканцев, колдун не просто способен сильно навредить своим ближним, но является воплощением всяческого зла. При этом сам он не всегда осознает свою вредоносность и сознательно пользуется заключенной в себе злой силой. Считается, что колдовские способности во-первых, могут быть врожденными, во-вторых, могут появиться в результате своего рода «откровения» и, в-третьих, их можно «купить» у др. колдуна, для чего в жертву ему нужно принести близкого родственника. Возможности колдунов, по мнению африканцев, огромны. Они могут превращаться в диких животных и в таком виде портить посевы; насылать порчу; путешествовать по воздуху, покрывая огромные расстояния; использовать для передвижения диких зверей и птиц; пожирать трупы умерших, завладевая душой покойника.

Колдунам противостоит целая армия прорицателей и т. н. охотников на колдунов. Страх перед колдунами нередко охватывал целые страны. Так было, напр., на территории Республики Малави в нач. XX в., когда охотники за колдунами методично обходили деревню за деревней, выявляя колдунов, и заставляли их публично покаяться и принять специальное снадобье, к-рое должно было погубить колдуна в том случае, если он опять примется за старое. В др. местах наказание бывало очень суровым: колдунов сжигали. По мнению В. Б. Иорданского, всплеск антиколдовской истерии объясняется ломкой традиц. уклада жизни и порожден психологическим дискомфортом, связанным с утратой традиц. системы ценностей.

Сверхъестественные существа дикой природы

Отличаются удивительным разнообразием. Они могут быть добрыми, злыми и нейтральными, но при этом все имеют зооантропоморфный облик, являются обязательным элементом обрядов инициации и именно с ними связано большинство африкан. масок. Так, у маконде (Мозамбик, Танзания) существует предание о рептилиеобразном духе Шитани (от араб. «Шайтан» или «шайтани» – сатанинский, дьявольский). Это типичный мифологический трикстер (от англ. Trickster – обманщик). Обычное его занятие – провоцирование людей на разного рода греховные поступки. Если провокация удается, то Шитани сам же и наказывает виновного: клеветника или лжеца он кусает за язык, вора – за руку и т. д. Воды Гвинейского зал. бороздит Мамми-Вата (от англ. mother of water – мать воды), персонаж, с к-рым знакомо большинство народов, населяющих побережье залива. Его главной отличительной чертой является то, что при своем неопределенном поле он предпочитает одеваться по последней моде. Проникновение реальных вещей в мифы и сказки африкан. народов – явление очень распространенное. В романах нигерийского писателя А. Тутуолы, представляющих собой, по сути дела, записи мифов йоруба, духи пользуются автотранспортом, телефоном и одеваются в европ. одежду. В деятельности сверхъестественных сил присутствует своего рода этносоциальная (или этнокастовая) специализация. Так, представители этнокастовой группы накомсе, потомки завоевателей у моси (Буркина-Фасо), поклоняются своим воинственным предкам, к-рые обеспечивают безопасность всего этноса. Потомки автохтонного населения, тенгабиси, когда-то покоренного накомсе, служат духам природы («хозяевам земли») и тем самым обеспечивают экономическое процветание всего народа. При этом священный царь моси, моро-наба, может быть только накомсе, а верховный жрец, второе лицо в традиц. иерархии,- только тенгабиси. Маски принадлежат тенгабиси, а скульптурные изображения предков – исключительно накомсе.

Боги низшего ранга

Существуют преимущественно в представлениях тех африкан. народов, к-рые создали раннегосударственные образования. Но грань между предками, духами природы и «настоящими» богами довольно неопределенна. Больше того, предки и духи могут перемещаться в класс богов (напр., предки-цари) или, напротив, деградировать до состояния простых предков или духов. Развитым пантеоном богов, полностью соответствующим этому понятию, обладают народы побережья Гвинейского зал.: акан (Гана), йоруба (Нигерия, Бенин, Того), фон (Бенин) и бини (Нигерия). Религия фон и бини развивалась под очень сильным влиянием их соседей – йоруба. Пантеон йоруба состоит из мн. сотен низших богов (ориша на языке йоруба), состав и функции к-рого меняются от деревни к деревне. Причем положение их в иерархии сверхъестественного может быть даже ниже, чем у нек-рых людей, имеющих высокий социальный (и соответственно магический) статус. Так, деджи (царь) Абесида I г. Акуре (Юж. Нигерия) в ответ на просьбу протестант. миссионеров разрешить им построить церковь в пределах царского дворца пренебрежительно заметил, что ему лично известно 720 богов и было бы совершенно излишним строить для каждого из них святилище в его доме. У ряда народов Зап. Африки (догоны, бамбара, малинке и др.) оформились религ. системы, отличающиеся большой сложностью, с развитыми символикой и институтом жрецов.

Нек-рые низшие ориша местного значения эволюционировали до высших богов (Ойя, богиня р. Нигер, Олоса, богиня лагуны Оса, и др.). Следует отметить, что йоруба представляют своих божеств антропоморфными, что отличает их от большинства др. народов Тропической Африки, представляющих своих божеств в зооантропоморфном или в зооморфном облике. Йоруба – единственный из африкан. народов, изображающий своих богов, причем эти изображения имеют устойчивую иконографию.

Боги высшего ранга

Существуют в религии немногих африкан. народов, создавших относительно развитые гос-ва и при этом испытавших минимальное влияние ислама или христианства. В целом они тесно связаны с творцом (они его дети или непосредственные творения), и именно они по африкан. представлениям взяли на себя ответственность за творение после того, как творец удалился от дел.

Читайте также:
Демон Вельзевул — силы и возможности Повелителя Мух

Так, у ашанти высшими богами являются богиня земли Асасе Афуа, супруга демиурга Ньяме, и питон Онини, с к-рым связывают начало деторождения на земле. В целом пантеон ашанти носит еще откровенно мифологический характер. У йоруба пантеон более развит и представлен полностью антропоморфными персонажами. Главнейшие из них – Олорун (демиург), Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа и Эшу (Элегба). Пантеон йоруба оказал очень сильное влияние на религию Бенина, культура к-рого вообще развивалась под воздействием культуры йоруба.

Творец

О его существовании знают все африкан. народы, однако конкретные представления о нем отличаются большим разнообразием. В целом господствует убеждение, что творец сотворил мир только в общих чертах, после чего передал завершение творения др. сверхъестественным силам, им же самим и порожденным, или людям. Так, бамбара считают, что мир был сотворен богом Пемба (по др. вариантам – Фаро), но сверхъестественными силами, действующими в творении, управляют именно люди. Однако в большинстве случаев человек занимался не творением как таковым, но созданием правил социальной жизни и элементов культуры. Очень ярким примером мифа, рисующего поэтапное творение, является миф сенуфо (Кот-д’Ивуар, Мали, Буркина-Фасо). Творец Кулотиоло вчерне сотворил мир за 7 дней, причем человека он сотворил на 5-й день. Первочеловек, по имени Вулото, на 8-й день создал основные элементы культуры (земледелие, орудия труда, одежду), затем, на 9-й день, творец сотворил первую женщину – Вулоно. Эта пара и их потомки научились добывать огонь, охотиться, установили похоронные обряды, жертвоприношения и культ предков. Т. о., у сенуфо собственно творение осуществляется творцом, а роль человека сводится к «открытию» культуры. В нек-рых случаях перволюди наделяются сверхчеловеческими чертами: таковы бессмертные близнецы Номмо у догонов (Мали), к-рые произошли от брака творца Амма и земли.

Облик творца, как правило, четко не определен,- он может быть и зооантропоморфен, и антропоморфен, и вообще лишен к.-л. отчетливого вида. Так, Цагн у бушменов ассоциируется с богомолом. Нередко на роль творца претендуют неск. персонажей: Пемба и Фаро у бамбара, Адудва, Анангама, Ньямие и Ассие у бауле (часть народа ашанти, в XVIII в. переселившаяся с территории совр. Республики Гана на территорию совр. Кот-д’Ивуар). Однако следует отметить, что при всех вариациях имени творца его роль как первопричины всего сущего остается неизменной.

За исключением уже неоднократно упоминавшихся выше йоруба и неск. др. народов, живущих на побережье Гвинейского зал., африканцы не изображают богов, а творца не изображают даже йоруба. Практически вся круглая скульптура в Африке связана с культом предков, но было бы ошибкой полагать, что это изображения предков или вместилища душ умерших. Действительно, изображениям, связанным с культами предков, приносят жертвы («кормят» их), но так же поступают и со скульптурными дверными засовами. Именно наблюдения над такими явлениями породили концепцию анимизма, однако она отображает только часть реальной картины.

Общей чертой всех без исключения африкан. религий является их этноцентризм. Чужак не может принять религию догонов, бамбара или йоруба. Для «эффективности» жертвоприношения предкам нужно, чтобы это были предки жертвователя. Догоном нельзя стать – им можно только родиться. Т. о., связь с творцом для члена любой африкан. этнической группы возможна только в пределах этой группы. Парадоксальным образом такие убеждения мирно сочетаются с пониманием универсальности творца.

Очевидно, что описанная выше иерархическая система не может быть в полной мере названа религией – скорее, это развитая мифология, обнаруживающая действительную упорядоченность лишь в случаях, связанных с возникновением ранних гос-в или с влиянием мировых религий, особенно в тех частях Тропической Африки, где христианство или ислам давно стали элементами традиц. культуры,- в Зап. и Центр. Судане и на вост. побережье Африки. Воздействие христианства проявляется также и в существовании весьма многочисленных синкретических афрохрист. культов и сект (см. Африканские христианские течения).

Кто такой Баал в христианстве и семитской культуре

Мой сын рассказал мне о том, что одноклассники стали посещать какую-то секту, в которой поклоняются древним богам. Один из таких богов — это Баал, которому приносили в жертву младенцев. В наши дни жертвоприношений не делают, но древним богам и демонам стали вновь поклоняться. Я решила узнать, что это за божество такое и в чем особенность его почитания. Этой информацией хочу поделиться и с вами в данной статье.

Культ Баала

Ваал или Баал — это один из самых древних человеческих богов, известных историкам и археологам. По мнению семитских и христианских богословов, он является порождением адской бездны и отличается кровожадностью и жестокостью. В некоторых источниках его именуют Балу или Бел. Финикийские народы почитали его как основное божество вселенной, бога-покровителя.

На заметку! Слово «баал» переводится с семитских языков как «хозяин». Так именовалась божественная творящая сила, а ее частные проявления назывались баалями.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

У Баала много разных ипостасей, которые различаются по местности, в которой ему поклонялись, и по сфере влияния. Например, в одной местности его почитали за бога солнца (Баал-Шамем), в другой считали покровителем бури и непогоды (Баал-Хаддад). Свидетельства поклонения Баалу дошли и до наших дней: это уничтоженный исламистами древний храм сирийской Пальмиры, который прекрасно сохранился практически в первозданном виде.

Баалическая Сила проявляла себя недружественно по отношению к человеку, поэтому с древних времен в Финикии Хозяина Вселенной было принято задабривать. Особенностью культов Баала было принесение человеческих жертвоприношений и организация оргий, в которых принимало участие все население. Оргии должны были символизировать вселенское бракосочетание Балу с его супругой богиней Астартой, которое имело целью увеличение плодородия земли.

Параллели отождествления Баала:

  • название бога, покровительствующего племени или определенной местности;
  • титул к имени правителя или властителя городов (Текер-Баал, Ганнибал, Балтазар);
  • бог солнечного света;
  • бог плодородия и часть фаллического культа;
  • верховное божество, сотворившее вселенную;
  • демоническая сущность ада.

Демонизация Ваала произошла во время становления иудейской культуры, когда его объявили идолом и запретили поклоняться. Против Баала выступали иудейские пророки, речь которых записана в Ветхом Завете. При пророке Илии жрецы Ваала были зверски убиты населением, так как не смогли доказать свое могущество. Пророк Илия прославился тем, что при жизни был вознесен на огненной колеснице на Небеса. Именно при нем велась широкомасштабная борьба против культа Баала среди иудеев.

Читайте также:
Мавки-навки — злые духи проклятых детей

Хаммон — Баал в Карфагене

Культ Баала в древнем Карфагене достиг пика величия и процветания. Последователи культа регулярного приносили Хаммону человеческие жертвы, среди которых чаще всего были новорожденные младенцы. Баал Хаммон почитался сыном бога плодородия, матерью его была богиня Танит — жестокое проявление богини Астарты со львиной головой.

На заметку! Баал всегда имел несколько ипостасей, и наряду с покровительством войнам и убийствам покровительствовал плодородию и семейному благополучию.

Особенностью почитания Ваала было жертвоприношение детей до семи лет, их живыми бросали в жертвенный костер. Однако некоторые исследователи склоняются к мнению, что в костер бросали уже умерших детей. Правда это или вымысел, выяснить не удается. Подтверждением факта о жертвоприношении живых младенцев является известная осада Карфагена греческим завоевателем Агафоклом.

Жители Карфагена решили, что Баал Хаммон их больше не защищает, так как они давно не приносили в жертву собственных детей. Поэтому 200 семей добровольно отдали своих кровных отпрысков на жертвенный костер, а вместе с ними взошли на костер и 300 взрослых добровольцев. История свидетельствует, что после этого Агафокл отступил от Карфагена, так как посчитал осаду слишком затратной для своих воинов.

Другие имена Баала

Некоторые историки относят Ваала к культу Молоха, которому тоже приносили в жертву детей. Считается, что это одно и то же божество, только по-разному именуется. Также Баала отождествляли со следующими демонами и божествами:

  • покровитель мореплавателей Мелькарт;
  • египетское божество неба Петбе (Пет-Баал);
  • демон Веельзевул (Баал-Зебуб);
  • Ваалберит;
  • Вельфегор (Баал-Фегор).

Название Балу характерно для африканского континента. На основе культа Ваала там возникли страшные кровавые ритуалы, отличающиеся особенной жестокостью и не менее странные.

Вельзевул известен как покровитель мух, он упоминается в Ветхом Завете и евангелии. Однако это просто местечковый божок древнеиудейской традиции, название которого употреблялось вместо имен более могущественных демонов. Также Ваал имеет отношения и к Ваалбериту, который покровительствовал разного рода объединениям и союзам и носил иное имея — просто Берит.

Бельфегор (Ваал-Фегор) появился уже в христианской традиции и был связан с могущественным демоном преисподней.

Баал в средневековых Гримуарах

С культом Ваала боролись как иудейские пророки, так и служители Христа. Божество причислили к лику демонических существ и стали соотносить с сатаной и владыкой адской бездны. Поклонение Ваалу жестоко каралось и всячески пресекалось. В Гримуаре «Малого ключа Соломона» Баал (Баэль) стоял первым в рядах демонических существ. Там ему была дана следующая характеристика:

  • король Востока;
  • умел оборачиваться котом, жабой или человеком.

Трансформация Ваала в образы животных и человека могла быть самой фантастической. Например, иудейские богословы были уверены, что демон может иметь три головы (человека, кота и жабы) и теле с паучьими лапами.

Гоэтическая традиция наделила Ваала следующими способностями:

  • наделял человека сверхчеловеческой мудростью и знаниями;
  • наделял способностью становиться невидимым и проходить сквозь любые препятствия.

Во власти Баала, по мнению гоэтических исследователей, находилось 66 легионов адских духов, которые служили ему «верой и правдой» и могли выполнить поручение любой сложности.

Что символизирует подобная форма демона, согласно каббалистической иудейской традиции? Считается, что человек попадает под власть демонических страстей, если сознательно отрезает себя от ограничивающих факторов.

Обряд вызова Ваала

В средние века был распространен вызов Ваала магами и волшебниками для своих нужд. И в наши времена находятся энтузиасты, не опасающиеся вызвать злобную сущность из глубин адской бездны. Они готовы возродить культ поклонения древнему божеству на новых условиях.

На заметку! Вызов Ваала проводят только в субботу.

Перед обрядом вызова маги должны совершить определенную подготовку, которая включает в себя очищение тела и прочие премудрости. Непосредственно перед вызовом следует по всем правилам начертить защитную пентаграмму в круге, ни на миллиметр не нарушая целостности изображения (чтобы не было обрыва линии). На лучах пентаграммы устанавливают и зажигают черные свечи, а затем громко читают заклинание на латыни.

Перед вызовом маг должен изготовить Ламен — специальную металлическую пластину с надписью. Именно эта пластина сможет привлечь внимание демона. Если пластина будет изготовлена с нарушением правил, демон не придет. Метод создания Ламена подробно описан в трудах Гоэтии.

После чтения заклинания демон появляется внутри круга из пентаграммы. Выпускать сущность за пределы круга смертельно опасно, хотя, отважные маги могут это сделать ради исполнения желания получения сверхспособностей.

После завершения вызова демона следует отпустить обратно в бездну, наче он может убить заклинателя. Для этого произносят вслух имя Бога и архангела Гавриила.

Стоит ли рисковать с вызовом адской сущности, каждый решает сам. Однако исследователи полагают, что демонизация древнего божества — типичный случай свержения одного религиозного культа другим. На Руси так же демонизировали славянский пантеон, среди которого было множество безобидных и даже дружественных людям божеств.

Африканские религии

Как интересно получается – все учебники древней истории начинаются именно с Африки – с того самого Египта, где уже побывало столько туристов.
С Карфагена, расположенного на территории нынешнего Туниса.
И, как ни странно это звучит, но Африка до сих пор не открыта. Мореплаватели искали вдоль берегов Африки новые «шелковые», «золотые» и «пряные» пути для испанской или португальской короны.
С каждым годом все точнее становились карты её берегов.

В 1510 году испанский король Фердинанд V издал указ об использовании в Америке негров-рабов.
К концу XIX века в Южной Америке насчитывалось уже около двадцати шести миллионов африканских рабов, Северной Америке – четыре миллиона. Работорговля была выгодным предприятием. Целые отрасли выпускали бусы, зеркала, свистки и прочие «сокровища». Африканские вожди отдавали золото, алмазы и своих соплеменников в обмен на эти безделушки.
Работорговля принимала угрожающие размеры.
Правительства Европы всерьез обсуждали вопрос: негры – люди или не люди. (Для самых любопытных можно порекомендовать книгу французского писателя Веркора «Люди или животные?»). После долгих споров пришли к выводу (с некоторыми оговорками): негры – люди.
Тогда в Африку хлынул поток миссионеров.

Читайте также:
Экстрасенс Артём Верховцев в шоу «Битва Экстрасенсов»

Вот именно с этого времени начинается последовательное изучение Африки.
И Африку поделили на колонии. Были французские, испанские, португальские, британские и германские владения. Пирог поделили. И все свидетельства традиционной культуры стали уничтожаться при активной помощи новых «крестоносцев». В костер полетели маски и амулеты, идолы и предметы местных культов (если только они были не из золота). А то, что не хотело гореть, топили в болотах или разбивали.
Возраст самых «древних» африканских деревянных скульптур – менее двух столетий.

Но замечались и некоторые странности.
Стоило чему-то случиться на западном берегу континента, как спустя короткое время об этом становилось известно на восточном, причем во всех подробностях. Негры не посылали гонцов и не подавали никаких сигналов, они только колотили в свои барабаны.
Африканцы не обращались к европейцам за медицинской помощью, но почти не болели. Мало того – излечивали некоторые смертельные болезни у самых человечных европейцев. Они могли собрать по кусочкам и оживить человека, изувеченного хищником. Они не боялись укусов змей и скорпионов. Африканки рожали без боли (а это противоречило библейскому завету – значит, это от дьявола).
Африканцев называли детьми природы, но они были её царями.

Признать такое было совершенно невозможно для «цивилизованного» европейца.
Большинство из нас очень смутно представляет себе народы Африки, которые живут чуть южнее Египта. А уж верования этих народов обозначают исключительно терминами «фетишизм» или «анимизм».
Но для наблюдательных африканцев были ясны такие простые наблюдения: у каждого растения индивидуальный звук. Звуки разные, если растение – мужчина или женщина. Неграмотный африканец определяет погоду на завтра без прогноза синоптиков и без барометра: перед холодной погодой капля росы падает с листа с глухим звоном.
Мы уже не слышим природу.
Они – еще слышат.
А ведь уже древние римляне хорошо знали африканцев, причем Диодор Сицилийский повторяет утверждение Гомера о том, что африканцы благонравны и набожны.

В языковой семье нилотов можно выделить группу луоязычных народов, которые населяют Судан, Уганду, Кению и Танзанию. В их состав входят северные луо (шиллуки, нуэр, ануак, бор, динка, луо), центральные (ачоли, алур, ланго, па-луо) и южную (кенийские луо и падхола).

Странным образом наука Запада приняла высокомерный и враждебный тон по отношению к традиционному африканскому образу жизни. И тон этот характерен как для историков, так и для теологов и антропологов. (Кстати, слово «антрополог» впервые было употреблено Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения человека, рассказывающего «анекдоты про людей», сплетни).

Мы чаще можем припомнить религии афро-американцев: вуду (голливудские «ужастики» из серии «ожившие мертвецы», все фильмы о зомби и т.п.); многие знают и о «сантерии» – религиозном культе, практикующемся на Кубе, в Мексике и других странах Центральной Америки.

Этот культ возник среди народа йоруба в Нигерии.
Оказавшихся в Новом Свете африканских рабов насильно обращали в католицизм, но они не отказывались от своих обычаев. Таким образом «ориша» (африканские боги) приняли имена католических святых.

И на память просится такой эпизод «взаимопроникновения культур»: перед боем бухарцы падали на спину и болтали ногами в воздухе, увидев, что так делали штурмующие русские после брода (чтобы вытекла вода из сапог).

Такие культы, как вуду, обеа и макумба, представляют собой смесь элементов мессы, римско-католических таинств африканских спиритическх ритуалов.
Обо всём этом (а так же и о ритуалах бембе, жизни простых сантерос, о богах Олодумаре, Орумиле, Ошуне и Шанго, а так же о соответствии богини Хемайи и Вирхен де Регла) можно узнать из Википедии или со страниц Интернета.

Христианские епископы называют религии африканцев суевериями, не особо понимая то, что они почти неотличимы по своей сути.
В далеких от цивилизации племенах есть своя мифология. В нашей цивилизации это же явление называют космогонией.

И вот что удивительно: их мистерии им совершенно понятны, а нашим соотечественникам непонятны девяносто процентов христианских мистерий: почему священник одет в одежду богатого византийца первого века нашей эры, почему он произносит именно эти слова на вышедшем из употребления варианте русского языка, в чем общий смысл таинства?
Для любого члена племени всё окружающее – живые существа.
И земля, и вода. И ветер, и звёзды. Только они – более старые, а значит – более мудрые. И когда ты общаешься с солнцем, травой, ветром, то ты должен вести не монолог, а диалог.
Это всё очень серьезно и реально.

Солнце светит для всего живого, а ты от него прячешься, не встречаешь и не провожаешь его, как дорогого гостя. Этим ты обижаешь Солнце и лишаешься его покровительства.
От этого происходит сбой биоритмов, болячки и заболевания, потеря иммунитета, меньший успех в социуме.

Главный страх – так и не понять, кто я, зачем я и для чего я здесь. Если человек не задумывается над этим, думаю, что это не вполне человек.

Слово «джок» (или «джоагх»), которым называли духа умершего, у одних народов приобрело значение «бог», а у других – «дьявол». Сами африканцы говорят, что джок – пронизывающая вселенную нейтральная сила, не проявляющая ни благожелательного, ни враждебного отношения к человеку, пока тот не использует её в своих интересах. В таком понимании «джок» гораздо ближе к понятию «манна», чем к понятию «всевышнего».

Джок может проявлять себя в явлениях природы – молнии, урагане, землетрясении, болезнях и проч.
Всё, что нарушает привычный ход событий: странные формы гор и камней, опустошающий град, нападение саранчи, ненормальные роды – проявление силы джок. Правда, смерч считали самим джоком, передвигавшимся с места на место. Существовало поверие, что если накрыть корзиной центр спирали смерча, то под ней окажется змея, которая и есть воплощение джока. Джоком считали и близнецов, но совсем не потому, что они обладали большей магической силой, чем другие дети. Просто близнецы были проявлением джока в мир.
Имеет смысл напомнить принципиальную разницу между колдовством и ведовством. Колдун способен наносить вред окружающим благодаря особенностям своей психики, зависящим от врожденных физиологических свойств его личности. Ведун вредит окружающим. Выполняя магический ритуал, во время которого применяет материальные объекты и произносит заклинания.

Колдовство – акт психического воздействия.
Ведун, чтобы убить, прибегает к магии.
Проклятие состоит из нескольких произнесенных вслух определенных слов и действий, которые неизбежно оказывали влияние на жизнь людей и ход событий. Проклятие в известной мере сродни колдовству и ведовству. Проклятие – действие человека, оказавшегося в невыносимом положении. Направлено проклятие против тех, кто посягал на права личности и её интересы. Идея проклятия основывается на этических принципах справедливости. Проклятие действует только в том случае, если проклинающий искренне считает себя правым, а проклинаемого – виноватым. Действует проклятие только в том случае, если проклинаемый первым напал или первым обидел проклинающего (и какое-то время упорствовал в своих нападках), если попытки остановить нападающего иными средствами предпринимались, но оказались безуспешными.

Читайте также:
Славянские наузы — магия на любовь, удачу и деньги

Бог видит, кто прав, а кто заблуждается, и придает проклятию силу.
Проклиная, (высказывая своё пожелание) человеку не обязательно уточнять, что именно плохого должно произойти с проклинаемым. Проклятие оказывает самостоятельное психическое воздействие.

Когда католические миссионеры начали проповедовать среди африканских народов, перед ними встала серьезная задача: как называть христианского Бога? Священнослужители, которые проповедовали среди нилотов, ввели в обиход итальянское слово «дио».

Протестантские проповедники использовали слово из языка кисуахили – «мунгу». В Уганде и на землях народа ачоли сначала употребляли слово «джок», затем «аллах», а впоследствии заменили его словом «рубанга».

История забавная.
В 1911 году итальянские католические священники задали группе старейшин народа ачоли вопрос: «Кто вас сотворил?» Так как самостоятельного слова «творить» в языке луо нет, то буквально вопрос означал: «Кто придал вам форму?». Но и в таком виде он был непонятен, ибо людей рождают женщины. Старейшины ответили, что не знают. Миссионеры стали требовать уточнений. Тут один из старейшин вспомнил, что иногда человек (даже если он родился совершенно нормальным) заболевает туберкулезом позвоночника, и фигура его искажается.

«Рубанга, – сказал этот старейшина, – вот кто придает людям форму».
«Рубангой» ачоли называли злого духа, который насылает на человека болезнь, от которой вырастает горб. И вот, вместо того, чтобы изгонять злых духов из людей и вогнать их в свиней, как это делал Христос, католические представители Христа стали говорить в своих проповедях, что Рубанга – святой отец, создавший ачоли. И такой абсурд присутствовал в работе миссионеров почти в каждом уголке Африки, ибо африканцы никогда не нуждались в идее «творца Вселенной».

Напоминает историю времен маньчжурской войны: на картах значились селения: Бутунды I, Бутунды II, Бутунды III, потому что «бутунды» значит «не понимаю». Так и воевали (из книги В. Алексеева «В старом Китае»).

Африканские религии посвящены дню сегодняшнему.
В представлении африканцев вселенная из трех категорий предметов, а именно:

1. Предметы полезные: пищевые продукты, орудия труда, оружие и т.п.
2. Предметы вредные: змеи, болезни, яды и т.п.
3. Предметы нейтральные: звезды (кроме тех, что помогают заблудившемуся охотнику отыскать путь), многочисленные виды безвредных насекомых, сороконожки, ящерицы, жабы и т.п.

Представители народа баганда говорили антропологу Дж. Тейлору: «Мой бог –огонь, ибо он варит пищу, которую я ем»; «Наш бог – пища, которую мы едим, и трубки, которые мы курим, – и ничто больше»; «Я знаю о боге, он сделал все вещи, но я не хочу ему поклоняться».

Для африканцев этот мир – единственный, они не считают его ни иллюзорным, ни низменным.

Молитва джоку выглядела примерно так: «Джок – покровитель нашего вождества, джок наших праотцев, мы принесли тебе козлятину и курятину, термитов и масло, душой мы чисты, кушай эту пищу. Мы принесли тебе твоих детей, вот они! Мы умоляем тебя, дай твоим чадам родить детей! Освободи от пут молодых женщин, дай им возможность рожать! Здесь юные девушки, сделай, чтобы у них развилась грудь! Ты, джок нашего вождества, сделай так, чтобы вырос хороший урожай, чтобы шли дожди, и чтобы твои чада (люди) были здоровы, грядущие болезни пусть минуют их стороной!»

Как эти слова противоречат христианскому учению о безбрачии!
Первые отцы церкви выступали против мытья, ибо всё, что делает тело более привлекательным, греховно. Отшельник св. Авраам, проживший после принятия обета безбрачия 50 лет, решительно отказывался мыть лицо или ноги, а святой Аммон никогда не видел своего тела обнаженным.
Ну и крепко же пахли эти отшельники!

В африканских тайнах привлекают внимание три момента.
Африканцы не могли бы пользоваться «барабанным телеграфом», понятным разноязычным племенам, если бы не существовало единой системы шифровки. Это заставляет предположить, что в глубокой древности африканские племена имели если не единый язык, то единство культуры.
Медицинские познания африканцев наводят на мысль о существовавшей системе медицинских приемов, известной всему континенту.
Наконец – наличие у разных народов одного первопредка и связанных с ним эзотерических обществ со сходными обычаями и символикой, свидетельствует о некоей духовной общности племен и единой культуре к югу от Сахары.

Из произведений античных авторов известно, что пифагорейцы, орфики и прочие «хранители мудрости» пользовались особым сокровенным языком, недоступным для непосвященных. Древнегреческий оратор Дион Хрисостом («Златоуст») приводит слова философа Диогена: «Ты что же думаешь, Аполлон говорит на аттическом или дорическом наречии; разве у богов и людей один и тот же язык?»
На «языке богов» были написаны Сивиллины книги, и только из уст пророчиц римляне могли узнавать их содержание.

У африканского племени сенфо по сей день существует особый культовый язык – тига, заметно отличающийся от общеупотребительного. Аналогичный язык – гбонуво – есть у племени тура. Шаманы племени шина в состоянии транса «вспоминали» вдруг неведомый им язык – как пророки у многих других народов.
К этому можно добавить общеизвестный факт: древнеславянский язык сохранил свою функцию, как язык православной церкви. И подавляющее большинство верующих не понимает собственных молитв, а лишь знает их общий смысл.

1. М.А. Гаспаров «Записи и выписки»
2. Виталий Сундаков «Внук вождя уичоли»
3. А. Снисаренко «Третий пояс мудрости»
4. Окот п`Битек «Африканские традиционные религии».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: