Шишига в легендах, мифах, сказках — русская нечистая сила

Шишига в славянской и христианской мифологии — нечистая сила или дух-помощник

Шишига — частый персонаж легенд, сказок и примет. Иногда он встречается в древних заговорах, дошедших из времен, когда человек был ближе к потустороннему, чем сейчас. Узнайте, что это за существо и каков его нрав.

Шишига — общее название нечистой силы и домашних духов

У слова «шишига» немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой. В некоторых легендах шишок — собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.

В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест обитания — в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.

Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.

Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.

Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Что интересно, прическа бесов на старинных русских иконах тоже называлась шиш.

На то, что это название было синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания по которым атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги прислуживают ведьмам и колдунам.

Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.

Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Шиш, который полюбит париться в бане, может приставать к женщинам. Особенно если они предпочитают темное время суток, когда нечисть более активна. В старину не ходили в баню ночью, поскольку там парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают детенышей на воспитание людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и насылают страшные видения. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно задерживает лошадь в пути.

Шишигу можно наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.

Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего

Легенды про шишиг из различных частей страны различаются между собой. В Сибири шишигу, или шишимору, связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия и указывают, что сущность находится в услужении одного из трех хозяев.

Выглядит она малопривлекательно — горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига всегда женского пола. Ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката и уходит прочь к рассвету.

По легендам, ею может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что лысые и некрасивые, предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Кикимора и болотная шишига — синонимы. Это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в жилище. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет.

Лесная шишига, или лешенка, обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может запутать даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.

Бог Шишига — есть ли такой в славянском пантеоне

Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.

Читайте также:
Вышивальные приметы — старинные традиции рукоделия

Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так именовали духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей.

Славяне верили, что в начале Русальей недели, или в первый день лета, особенно активен шиш. Это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Угощали домового, банника и овинника.

Однако не только этому посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов, когда умершие могут явиться в гости к живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков.

У слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли домового и банника. Кроме того, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.

Шишига в легендах, мифах, сказках — русская нечистая сила

Кикимора — зловредный домашний и лесной дух

Кикимора (другие имена: Шишимора, Мара) — нечисть славянской мифологии, обитающая в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках. Как правило, демон принимает облик маленькой худенькой старушки с длинным носом, одетой в лохмотья. Днем Кикимора сидит за печкой, под полом или на чердаке. Активничает дух по ночам: пугает различными стуками и шорохами, гремит посудой, мешает спать, наваливается на грудь человека и душит во сне, выщипывает перья у кур, выстригает шерсть у овец, пугает коров и лошадей. Также домашний демон любит играть с веретеном и прялкою хозяев: запутывает нитки и рвет пряжу. В общем, если какая Шишимора завелась в доме, в нем уже не жить.

Считается, что эти славянские демоны поселяются в строениях, сооруженных в местах захоронения неотпетых покойников либо в доме, где умерло некрещеное дитя. Причиной появления духов может стать и порча, насланная плотниками и печниками, обиженными на хозяев за несправедливую оплату труда. Для этого тряпичная фигурка Кикиморы прячется между бревен здания. Чтобы прекратить бесчинства насланного демона, нужно найти подкинутую куклу и сжечь за пределами усадьбы.

Можно попытаться выжить Кикимору в день Герасима Грачевника (17 марта), когда силы демона слабеют. Для этого необходимо хорошенько прибраться в доме и окурить его ладаном. Также справиться со зловредным славянским духом поможет можжевельник. Достаточно обвязать веточками растения солонку. Демон не сможет брать из нее соль, не выдержит и уйдет.

В фольклоре также встречаются упоминания и о Кикиморе лесной или болотной. Этот славянский демон также любит пакостить: вытаптывает тропинки в никуда, скрывает правильные проходы, сдвигая ветки кустарников. Порой болотная Кикимора часами кружит прохожего по болоту, заманивая его в трясину. Грибникам злой дух подсовывает поганки и мухоморы.

Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего

Легенды оборона шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Си, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. Присутствие этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, alias шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего река хозяина болот.

Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Сатана — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Равно как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь отсюда к рассвету.

По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-канительщик — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются ото обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые. Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются бери случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти. Особенно невыгодный любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Дурнушка и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, сие существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долготно не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, сие связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах не то — не то заманивают в топь. Они могут появиться и в доме. По легендам, кикимор в жены берут только-тол домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, редко когда пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь пагуба. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. В случае если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит стыд — обязательно накажет.

Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Возлюбленная способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» ажно там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может вести человека до тех пор, пока он не умрет через жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — срубить ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, затем чтоб избавиться от козней шишиги.

Славянская нечисть — Аспид

Еще один известный персонаж славянской мифологии — это Аспид. Представляли наши предки его в образе огромного змея, который способен дышать огнем. Вместо пасти у него огромный птичий клюв.

Читайте также:
Агуане — водные девы, карающие за грубость и насилие

Крылья у змея черного цвета. Однако при попадании на них солнечного цвета становятся они разноцветными. Живет Аспид в горах и лесах, охотится всегда на небольшом расстоянии от своего места обитания.

Рацион его питания — это свиньи и крупный рогатый скот. Однако, если змей очень проголодается, то может напасть даже на человека. Господствует нечисть на большой территории и других особей на неё не пускает.

Единственная возможность убить змея — это сжечь его. Однако он никогда не подлетает к огню и не садится на землю, только на камень. Тем не менее существует метод, позволяющий поймать чудовище. Для этого необходимо издать трубный звук, который приведет змея в ярость. В гневе он не контролирует свои движения и бросается на всё, что издает такой звук. Это поможет заманить чудовище в ловушку.

Кровавый эскалатор

17 февраля 1982 года, около пяти часов вечера, на одном из движущихся эскалаторов, на станции метро «Авиамоторная», сошло полотно. В механизме эскалатора произошла поломка, и лестница резко набрала ход, началась паника. Метро наполнили крики ужаса, многие люди падали вниз, придавливали друг друга на смерть, некоторые падали в машинное отделение эскалатора, и движущиеся детали разорвали их в клочья. Кровь залила мраморный пол станции, дежурный по эскалатору, пытался остановить эскалатор, но не сработал ни простой, ни аварийный тормоз. Через десять минут станцию закрыли, поезда стали пускать мимо станции. Советские газеты ничего не написали о трагедии. Лишь и «Вечерняя Москва» упомянула, что среди пассажиров были жертвы, но ни кто не уточнил, сколько именно было жертв. По легенде, в той ужасной трагедии, погибли сотни людей. Говорят, что весь пол станции, был залит людской кровью, которая так сильно впиталась в пол, что ее не смогли отмыть. Пол на станции «авиамоторная» действительно с красноватым оттенком. Многие люди стали избегать страшной станции, потому что по вечерам, там можно встретить призраков погибших, и если вслушаться, можно услышать призрачные крики ужаса.

13 самых страшных демонов в славянской мифологии

В этой статье описываются известные и не очень чудовища, встречающиеся в сказках и легендах славянских народов. Благодаря этим персонажам, можно ознакомиться с культурой славян, хотя бы с целью расширения кругозора. Чудовища, собранные здесь, обладают разными качествами и наделены разными магическими способностями. Но почти все они темные, злые и алчные существа, несущие погибель всему живому.

1. Аждая

Аждая (Azdaja) может выглядеть как обычный дракон или виверна. У южных славян это мифическое существо, внешне подобное огромному змею (обязательно женского пола), враждебно настроенное по отношению к людям. Простой человек не может одолеть аждаю, только герой может с нею справиться.

Считается, что это демоническая версия дракона, у которого из туловища растет нечетное количество голов. Аждая может извергать огонь и издавать рев, от которого все дрожит, насколько может видеть глаз. Ее слюна ядовита, а клыки способны разрушить любое препятствие. Говорят, если добыть клык аждаи, то он станет сильным охранным талисманом. А если из него изготовить нож, то это будет самое смертельное холодное оружие, победить которое очень трудно.

Подобные существа есть в мифологиях тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири, а также Казахстана.

По народным легендам и сказаниям, эти мифические существа жили высоко в горах, обычно в пещерах, что делало их труднодоступными. Они выходили из своего укрытия, когда были голодны, и прилетали в близлежащие деревни, чтобы схватить и утащить скот и причинить вред сельчанам.

2. Балачко

Балачко – трехголовый великан, который одной головой плюется огнем, а другой – дует ледяным ветром. Третья голова может «похвастать» яркими глазами, которые ослепляют любого, кто посмотрит на великана слишком дерзко. Это одно из самых интересных существ славянского фольклора.

Легенды гласят, что пользоваться своими магическими способностями великан мог только в течение ограниченного времени, и как только он исчерпает свои силы, то его довольно легко повергнуть. Впрочем, это удалось одному русскому царю, когда Балачко похитил его дочь.

3. Баук

Это существо происходит из верований южных славян и их фольклора. Считается одним из тех существ, которые опасны для людей и стремятся причинить им вред.

Это мифическое животное, встречающееся в сербской мифологии. Он проводит большую часть своего времени, скрываясь в темных местах в заброшенных домах или сараях, где он ждет, когда войдут странники. Затем он берет их и съедает. У него неуклюжая походка, он издает звуки, похожие на «бау». Внешне напоминает медведя, идущего на задних лапах.

Хорошо то, что его можно отпугнуть светом и громкими звуками, поэтому держите под рукой электрический фонарик, если вы решите отправиться в заброшенные дома с привидениями.

4. Водяной

Известно, что эти существа, также известные как Воденяк, живут недалеко от водяных мельниц, в прудах, болотах и ​​даже озерах. Они возникают из душ умерших, обычно злых людей, которым боги не позволили попасть на небеса.

Водяной похож на старика, но с длинными когтями, с телом, покрытым мхом, водорослями и ракушками, выпачканном в тине и иле. У него темное лицо, украшенное зеленой бородой и длинными болотистыми волосами. От него исходит сильный рыбный запах, а когда он плещется в воде, то издает утробные звуки, похожие на басовитое кваканье. Его свита – русалки, кикиморы, шишиги и утопленники.

Водяной живет в созданных им логовищах, из которого выходит по ночам, чтобы затащить людей в озеро или реку и затем утопить их. Иногда он даже разрушает человеческие сооружения возле своих логовищ – водные дамбы, водяные мельницы, рыболовные сети и пирсы.

Водяной иногда бывает очень грубым и чрезвычайно опасным, поэтому старайтесь держаться подальше от берегов рек и озер ночью!

5. Банник

В мифологии славян Банник – это банный дух (да, есть и такие!). Он выглядит как худой, невысокий старичок с длинной бородой и седыми волосами. Когда он добродушен, он не похож на монстра. Но если Банник зол, то приглядитесь к нему: у него волосатые когтистые руки и заостренные длинные зубы.

Читайте также:
Утренняя мантра поможет настроиться на новый день

Хотя банные духи считаются доброжелательными, они известны тем, что иногда похищают оставленных без присмотра младенцев.

Эти мифические существа из славянской мифологии использовали свои когти для нападения на людей (если они злились). Если они царапали человека, парящегося в бане, незаметно для него, значит, беднягу в будущем ждало большое несчастье.

6. Дрекавац

Демоническое существо у южных славян, созданное на основе легенд о мертвых некрещеных младенцах. Он может выглядеть как маленькое волосатое чудовище с телом, обросшим длинными волосами. У него очень тонкое веретенообразное тело с непропорционально большой головой. На его пальцах растут острые когти, во рту – острые тонкие зубы. Он нападает с громким криком, напоминающим плач младенца, страдающего от боли. Также монстр способен имитировать голоса птиц, вой волка и мяуканье кошки.

Дрекавац обычно живет на кладбищах, но его также можно найти в местности, где он умер. Ночью он устраивает засаду на людей, прыгая им на спину и заставляя их бежать. Но если человек сопротивляется ему, дрекавац вцепляется в лицо несчастного своими когтями и раздирает кожу.

Он боится света и собак, из-за чего сразу же убегает, очень громко крича.

7. Болотник

Болотник – водное чудовище, похожее на старика с большими лягушачьими глазами, зеленой бородой и длинными волосами. Тело болотника покрыто мхом, водорослями и рыбьей чешуей.

Подобно Водяному, он заманивает людей в воду, издавая крякающие звуки, как у утки, а когда человек подходит близко к воде, хватает его за конечности и волочит в пучину.

В отличие от Водяного, у Болотника нет берлоги, и его можно найти практически в любом месте вблизи водоемов.

8. Аспид

Похож на крылатого дракона и одновременно на змея, он имеет птичий клюв и два хобота. У него антрацитово-черное туловище, тонкая длинная шея, а из спины растут два огненных крыла. Аспид является сыном Чернобога и Хозяином Верхнего подземного мира (Нави).

Он злобен, мелочен и коварен; наделен сверхъестественной силой и змеиной изворотливостью. В некоторых сказаниях он способен испепелить огненным дыханием или убить смертоносным взглядом, обращающим неугодного в валун. Однако Аспид не был столь силен и могуч, как прочие темные герои славянской мифологии (Кащей, Чернобог, демон подземного царства Вий), да и хитростью особой не выделялся. Но природная злоба непрерывно провоцировала его на черные дела. Это один из тех отрицательных сказочных представителей, в котором заключены все самые дурные качества характера – гордыня, зависть и ненависть.

Обычно он предпочитает уединение и обитает в недоступной для людей гористой местности. Он не способен спуститься на землю, поскольку Мать-Земля отторгает такое чудовище. Он редко спускался с гор, но когда спускался, то не для еды – он приходил, извергал огонь и уничтожал все на своем пути, обычно сжигая и опустошая целые деревни.

9. Леший

Это крупный человекоподобный монстр, охраняющий леса, все растения и существа, которые в них живут. Леший выбирает лесную чащу и делает ее своим домом. По своей сути, это существо напоминает Вендиго.

Леший похож на рослого старика, с синими щеками (в его жилах течет голубая кровь), он обладает сверхчеловеческой силой и очень быстр. Он способен трансформироваться по своему желанию: может принимать форму любого человека или животного, и его очень трудно заметить.

Обычно Леший не причиняет вреда людям, которые ходят по его владениям, но, поскольку он имеет сильную связь со своим лесом, он чувствует боль, когда срубают дерево или когда кто-то причиняет вред его среде обитания. Тогда он впадает в неистовство и мстит людям. Леший преследует нарушителей, находит и убивает их. Он способен издавать гром, который может вызвать ливень.

Если вы навредили его среде обитания, у вас есть только один выход: бегите из леса как можно быстрее, потому что Леший непременно сожрет вас, когда он до вас доберется!

10. Черт

Черт – это существо в мифологии славян, которое является антропоморфным (похожим на человека). Он очень напоминает изображение Дьявола в раннем христианстве – человекоподобного монстра с козлиными копытами, рогами и хвостом.

Однако характеристики и действия черта представляют его как хорошим, так и плохим. В одних историях это демоническое существо, которое приносит людям несчастья, иногда даже разрушает дома или портит имущество.

В других сказках черт представлен как добрый дух, который дружит с героями или путешественниками, часто дает им волшебные предметы, чтобы помочь им в их путешествиях или приключениях.

Очень хорошо описан черт в знаменитой повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством».

11. Букавац

Это существо встречается в старинных преданиях Сербии и Хорватии. Его часто путают с Водяным или вампиром.

По происхождению он больше смахивает на Дрекаваца, и у них есть аналогичные магические способности. Но в отличие от Дрекаваца, Букавац живет возле болот, озер, рек и прудов. У него есть берлога, и, как и Водяной, он предпочитает затаскивать людей в воду, если они подходят близко к берегу.

Однако Букавац совсем не похож на Дрекаваца или Водяной. У него шесть ног, кожа, покрытая слизью, большие оленьи рога, крупный рот и очень длинный чешуйчатый хвост. По ночам он выходит из воды, чтобы издавать громкий шум, подобно Буке (отсюда и его название – Букавац). Он передвигается крупными скачками, нападает на людей и животных и душит их.

12. Вампир / упырь

Вампиры, или, как их называют в славянских землях, – упыри – страшные чудовища, мертвецы, сосущие кровь живых людей.

Западные истории о вампирах происходят из славянского фольклора, но современные представления о кровососущих мертвецах сильно отличаются от представлений славянских народов в прошлом.

Вампиры не были аристократией и не смешивались с людьми. Однако они любили пить кровь и проявляли крайнюю жестокость по отношению к своим жертвам. Никакой нарядной одежды – они носили то, в чем были похоронены.

Читайте также:
Как определить пол ребенка по таблице Ванги

Они вовсе не были изысканными – у них не было двух клыков, какими их изображают современные мифологи. Они сосали кровь, впиваясь в шею жертвы всеми зубами, а иногда даже перерезали несчастному горло, а в некоторых случаях даже искусывали все тело.

Как люди от них избавлялись в те времена? Кол в сердце, и отрубание головы. Обычно это делалось днем, когда вампир спал.

13. Стрыга

Стрыга, стржига, также известна как Striga, – демоническое существо женского пола, несколько похожа на вампира. Этот монстр встречается в легендах Западной Украины, Румынии (Трансильвания), Центральной Европы. Считается, что люди, с рождения становившиеся стрыгой, имели две души, два сердца, а иногда даже два ряда зубов. Второе название стрыги – двоедушник. Когда общество признает человека, как стригу, его прогоняют из деревни.

Известны ситуации, когда за стрыг принимали младенцев, у коих при рождении обнаруживались сформировавшиеся зубы. В то время полагали, что после смерти стрыги одна ее душа покидала тело, а другая продолжала жить в теле – в гробу, в котором его похоронили.

Иногда их даже хоронили заживо. Но если их не хоронили как следует, они возвращались и преследовали людей. Ночью они выходили из могил, принимали вид совы и летали, часто нападая на путешественников и людей, которых они видели.

Если стрига нападала на человека, она высасывала у него кровь, а иногда даже выедала его внутренности. Как не дать человеку, которому суждено стать стригой, вредить людям? В старину делали следующее:

  • Сжигали тело стриги;
  • Прокалывали тело существа ногтями в разных местах;
  • Хоронили вниз ртом, при этом клали им в рот кремень;
  • Закладывали в могилу стриги различные мелкие предметы, что заставляло нечисть их пересчитывать и не давало вылезти наружу;
  • Разбрасывали семена мака в виде креста по дому;
  • Хлопали его по лицу левой рукой.

Но лучшим средством был осиновый кол, вбитый в сердце стриги. А также обезглавливание чудовища, наподобие того, как это проделывали с вампирами. И в завершение стриге ломали ноги, чтобы она наверняка не могла подняться из могилы и вредить людям.

Некоторые из описанных монстров напоминают существ, с которыми можно столкнуться в других культурах, но одно можно сказать наверняка – как западные, так и восточные славяне обладали буйным воображением. С помощью жутких образов им удавалось объяснить некоторые природные явления и причину человеческих болезней и состояний.

Мифические или нет, эти существа были по-настоящему пугающими. Учитывая, что все эти истории и легенды о монстрах до сих пор актуальны, можно подумать – действительно ли это так безумно? Могло ли что-то быть в этих историях? Как бы то ни было, мы должны быть благодарны исследователям народного творчества за то, что они позволяют нам заглянуть в сознание среднего славянина, жившего столетия назад.

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

«Вехи»: Русская нечисть. Главные образы и их трансформация в культуре

Темная история

«…в избе осталась одна малая внучка, и видится ей: вылезли вдруг из-под печки два черта – большой да крохотный, подбежали к мертвой колдунье. Старый черт схватил ее за ноги, как дернул – сразу всю шкуру сорвал, и говорит чертенку: «Возьми себе мясо, тащи под печку!». Чертенок подхватил мясо в охапку и унес под печь. Оставалась одна старухина шкура, старый черт залез в эту шкуру и лег на том самом месте, где лежала колдунья» – так звучит кульминация сказки о ведьме из сборника «Народные русские сказки» Александра Афанасьева.

Не слишком распространенный для русского фольклора сюжет, но в нем присутствуют два важных архетипа нечистой силы славянской мифологии – мертвая ведьма и черт. Литература по фольклористике содержит подробное описание отрицательных героев, но какое значение Баба Яга, Вий, черт и ведьма приобретают сегодня? Почему их до сих пор «эксплуатируют» в кинематографе, видеоиграх и комиксах, и как эти архетипы трансформировались в современном сознании?

Для того, чтобы ответить на такие вопросы, нужно выяснить, почему у славянских народов сложился именно такой фольклор. Эта тема охватывает не одну монографию. Ясно, что наш фольклор восходит к славянской мифологии и язычеству, о которых благодаря стараниям христианских просветителей известно не так много. До появления письменности на Руси языческие поверья нигде не фиксировались, а деятели Церкви старались без надобности про них не вспоминать.

«Повесть временных лет» и другие летописи тоже дают лишь общее описание ритуалов и пантеона древних славян. Нарративных славянских мифов мы не знаем, и некоторые исследователи предполагают, что их не было вовсе. Заговоры, приметы, гадания – были, но четких, сложившихся представления о космогоническом устройстве мира, как в античной мифологии, не было. Это объясняется тем, что славяне не достигли такой стадии развития общества. Ни доказать, ни опровергнуть этот тезис невозможно.

В XVII-XIX веке, в период становления национального государства, интерес к народному творчеству резко возрос. Для обоснования русской идентичности нужно было подчеркнуть характерные черты славянской культуры и, если надо, сделать из них некий культ. Новоиспеченная империя нуждалась в обосновании величия своей нации, которая, по идее, должна иметь развитый эпос, мифологию и героев.

Начались «хождения в народ»: публицисты, среди которых Андрей Кайсаров и Григорий Глинка, записывали сказки, былины и песни, чтобы потом буквально сочинить из них полноценные мифы. В «Кратком мифологическом лексиконе» Михаила Чулкова, а затем и в трудах Глинки впервые перед читателем предстает такая традиционная нечисть, как домовые духи или Кикимора. Стоит отметить, что эти книги представляют собой сбор из летописных фактов, поверий разных народов и сравнительной мифологии. Русское народное творчество воссоздано несколько искусственно и не без авторской фантазии.

Так как славянская мифология развивалась в контексте индоевропейской, многие персонажи русских сказаний имеют «предков» из других культур. Если вспомнить произведения, основанные на скандинавской мифологии – например, Старшую и Младшую Эдду – то даже там сам мир сотворен из трупа великана Имира, которого убили собственные сыновья. Западноевропейский фольклор залит кровью. Неудивительно, что вышедшие из него истории переполнены насилием (в собрании народных сказок братьев Гримм издания 1812 года волк в «Красной шапочке» не только убивает бабушку, но и делает из нее разные блюда). Поздние версии многих русских сказок вышли из-под пера классиков и оказались более адаптированными и поэтизированными.

Читайте также:
Заговоры на любовь и замужество — отбивайтесь от женихов

Скандинавский эпос сфокусирован на жестокости самих людей, русский – на опасности сил сверхъестественных. Однако отечественная нечисть чаще пакостит, чем наносит серьезный вред. Еще одно отличие: русские былины и сказания часто заканчиваются победой положительных героев и восстановлением утраченного порядка. Сказка изначально для детского чтения не предназначалась. Она передавала память поколений, содержала моральные ориентиры и являлась способом описания вселенной: это тот самый жанр, который способен в локальном показать глобальное и сжать большой семантический пласт.

Русская сказка подчиняется четким сюжетным законам – их обозначил Владимир Пропп в «Морфологии русской сказки». Он показал, что даже персонаж с отрицательным амплуа может даровать волшебное средство, с помощью которого главный герой достигает своей справедливой цели. Именно так происходит, например, в сказке «Марья Моревна», в которой Баба Яга дарует Ивану-царевичу коня.

Миф не является основой русской культуры, он – лишь ее часть. Со многими фольклорными жанрами мы познакомились благодаря профессиональным писателям, а русское мифоэпическое пространство долгое время было ограничено из-за отсутствия глубокого взаимодействия социальных слоев – господствующий класс, интеллигенция и народ жили в совершенно разных мирах, и не было возможности как следует изучить жизненные представления масс. Помимо этого, из-за национального многообразия страны фольклорные традиции разных народов пересекались, а в эпоху Петра I некоторые дворяне считали исконно русскую культуру чуть ли не деградирующей, не говоря уже о ее преданиях и суевериях.

Фольклористика – творческая наука. Каждый плод народной фантазии имеет десятки аватаров и трактовок. Многие образы берут начало в мифологии других, порой очень далеких и древних народов, другие появились относительно недавно благодаря слиянию друг с другом. Сегодня этими архетипами пользуются разные люди, начиная от создателей онлайн-игр и психологов и заканчивая идеологами сект. Черты инфернальных героев сказаний разных стран во многом схожи. Пройдемся по галерее портретов представителей темных сил.

Ведьма: пугающее женское начало

Елена Левкиевская в книге «Мифы русского народа» приводит такой стих умирающей ведьмы:

Промеж межи полоску прожиновала,

От хлебушка спорынью отымывала.

Среди русских крестьян ходило поверье, что у ведьмы есть три вида вредительства – доить до изнеможения чужих коров, портить урожай и накликать беду или смерть. Интересно, что малороссийская ведьма отличалась от великорусской: среди первых встречались обольстительные молодые женщины, вторые же изображались в виде мерзких старух с костяными ногами, бородавками и прочими атрибутами.

Вероятно, в дохристианский период ведьмы были связаны с знахарскими и другими знаниями («ведьма» – возможно, от слова «ведать»), что видно по оставшимся рудиментам – историям про чары, зелья, снадобья ведьм. Стихийность женских проявлений в патриархальном укладе были уже достаточным поводом для подозрений в том, что она как-то связана с иными порядком или неизвестными силами.

В христианском мировидении ведьма – женщина, продавшая душу дьяволу, поэтому этот архетип ассоциируются с кощунством и пугающей вседозволенностью. «Ведьмы, по общему мнению, имеют хвост и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах или ступах. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек», – писал этнограф Сергей Максимов в сборнике «Нечистая, неведомая и крестная сила». Он отмечает, что из-за этого поверья «подозрительных» женщин и перечисленных животных нередко жестоко избивали.

Осознание, что в магическом пространстве не действуют христианские заповеди, пугало простых людей. Там, где откровенно поступаются законами добродетели, нет Бога, нет защиты от огромного непознаваемого мира. Этим объясняется эмоциональная сила рассказов о перевернутых иконах в доме. Вторая внутренняя причина страха перед подобными персонажами ясна – посягательство на основные жизненные ценности крестьян.

Особый «вид» ведьмы – мертвая ведьма. Она необычайно сильна из-за того, что обладает двумя душами – человеческой и демонической. Во время смерти человеческая душа покидает тело, а демоническая остается до тех пор, пока не найдет себе следующий сосуд. От этого ведьма не может полностью уйти в мир иной и мучает окружающих.

Такой образ представлен в еще одной сказке из сборника Афанасьева, когда королевна-колдунья мстит сыну попа за то, что тот узнал ее тайну: «Расхворалась-разболелась королевская дочь, призвала отца и стала ему наказывать: «если я помру, то заставьте поповского сына три ночи сряду надо мною псалтырь читать». Далее мертвая ведьма изводит мальчика, желая вселиться в его тело, но у нее ничего не выходит. Эта сцена напоминает нам о гоголевском «Вие».

Вий: губительный взгляд

Известно, что Николай Гоголь при создании повести использовал сюжеты украинского фольклора. Однако в произведениях малороссийского простонародья не встречается существо с подобным именем, но есть некий Буняк, появление которого также, как и Вия, сопровождается воем волков. Он – житель подземелья с гигантскими глазами и аномально длинными ресницами, их можно поднять разве что вилами.

Левкиевская предполагает, что свое название существо получило от имени половецкого хана Боняка, который помог галицким князьям в борьбе против угров. В Ипатьевской и Лаврентьевской летописи упоминается о том, что наступление его рати сопровождалось волчьим воем. Впрочем, точный прототип Вия установить, видимо, не удастся.

После публикации повести образ с новым названием внесли в фольклорные сборники, теперь он олицетворял непонятную, стихийную силу. Вий стал выражением экзистенциального ужаса, символом бессилия человека перед окружающим хаосом. Хому Брута ничего не защищает – ни молитва, ни очерченный круг. Если в сказке про сына попа и колдунью эти средства еще работали, то здесь бездна и одиночество подошли вплотную. Можно подумать, что крестьяне из-за малообразованности попадали под влияние подобных историй, но и читающая публика такими сюжетами не брезгала, наполняя народные образы очерченным смыслом. Благодаря этому они становились еще более яркими – именно так произошло с Вием, архетип которого до сих пор используется в фильмах ужасов.

Читайте также:
Простая и хорошая примета — рассыпать сахар

Убедительность образу Вия придает, вероятно, психологический эффект, который иногда испытывают люди при участии взгляда другого. Даже в безобидной ситуации чужой взгляд или даже мысль о его возможности приводит человека в тревожное состояние, с легкостью будящее в нем его сокровенные переживания и опасения. На этом переживании основываются и суеверия по поводу сглаза. Конечно, христианский мир живет под взглядом милосердного и справедливого Бога, но именно поэтому где-то на маргиналиях культуры должен существовать антипод. Безжалостный убивающий взгляд уродливого и неправдоподобного монстра.

Баба Яга: между мирами мертвых и живых

Баба Яга – один из самых многогранных героев русского эпоса. Она находится где-то на грани между добром и злом, хотя очевидно – Яга связана с миром мертвых, на что указывает костяная нога. Этот образ встречается в черногорском, хорватском и чешском фольклоре, а в России он стал наиболее неоднозначным. В первую очередь, это хозяйка леса. Михаил Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» пишет, что славяне представляли Ягу кровавой богиней в ступе и приносили ей жертвы. Считалось, что она пришла из подземного царства в облике змеи.

В русских сказках Баба Яга выполняет важные функции: дарительную, карающую и охранительную. Ее характер меняется в зависимости от сюжета и нельзя сказать, что это непременно злобный персонаж. Пропп считает, что Яга – посредник между нашей и «альтернативной» вселенной, ведь именно через избушку на курьих ножках герой попадает в мир мертвых – образное «Тридевятое царство». Перед этим Яга совершает над ним несколько похоронных ритуалов: омовение и поминальный прием пищи («баньку затопи, накорми и спать уложи»). После того, как герой якобы умирает, он может действовать в том самом Тридевятом царстве.

В пользу этого предположения говорит и то, что «избушка на куриных ножках» восходит к домовине – деревянному дому на высоких пнях, где западные славяне хоронили умерших. Есть и еще одна довольно оригинальная трактовка этого известного всем с детства образа: в народе «курьей ножкой» называли перекресток, развилку дорог. А мифологическое сознание самых разных народов наделяет это место особыми свойствами, часто благоприятствующие искушениям и разной нечисти.

Сложно сказать наверняка, но временный переход в царство мертвых также может быть отсылкой к обрядам инициации у славян (может поэтому она и ест детей, т. к. инициирующийся символически «умирает» в одном статусе и рождается в другом). В сказках также присутствует множество вполне бытовых отсылок к функциям бабушек, старших женщин в роду: например, лечение, передача знаний, проверка навыков (сшить, спрясть, сготовить, убрать дом и т. д.).

Баба Яга непредсказуема, ее природа неподвластна человеческой логике. В русском эпосе она была особенно опасна для детей и мужчин. Возможно, это связано с языческим социальным устройством – «доминантным» матриархатом, остающимся в коллективной памяти даже спустя столетия. Кроме того, черты Яги свойственны аллегорической фигуре Смерти, чьи интересы Яга и представляет. В русском сознании этот персонаж ассоциировался с умершими предками, а они всегда вселяли страх.

Черти, бесы, бесенята

Черта от остальных персонажей отличает происхождение – это библейский образ, и зона его «применения» в культуре невероятно широка: от средневековых мистерий до современных поэм. В Толковом словаре Владимира Даля записано около 40 имен черта – славяне считали, что эти существа сидят чуть ли не в каждом углу, так как не ограничены ни пространством, ни временем.

Так, например, согласно легенде, святой Василий Блаженный бросал камни в дома добропорядочных жителей и целовал углы домов, где жили явные грешники. Объяснялось это тем, что святой видел, как на домах праведных снаружи висели бесы, не смевшие войти внутрь, а у стен домов грешников плакали ангелы.

Градус злости черта колеблется и зависит от его ранга. Искусные черти могут принести большие беды, тогда как другие способны лишь на мелкие бытовые неприятности. В русском искусстве черт либо символизирует абстрактные понятия (чаще это встречается в литературе), либо выступает как волшебный помощник или соучастник, которого потом все же побеждают или обманывают – вспомним «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Помешанные, воры, пьяницы и разбойники в народе считались одержимыми бесами. Любое деструктивное поведение объяснялась участием нечистых духов. Из-за этого самоубийц хоронили без креста, а душевные недуги лечились аскезой и молитвой. Главным оружием черта всегда был обман.

Народное сознание рисовало отвратительные сцены подчинения беззащитных людей воле дьявола – например, существовало поверье, что черти сотрудничают с другой нечистой силой, русалками или ведьмами, отдавая им похищенных младенцев. Эти дети потом сами становились мелкой нечистью вроде домовых.

Христианство не одобряло веру в таких существ, поэтому задабривание домовых духов считалось грехом. Но странные явления типа скрипучего пола надо было как-то объяснять, а из-за незнания или запрета предназначенных для этого ритуалов простой люд лишался самоуспокоения, что только увеличивало его страх – эмоции мешали подойти к проблеме рационально.

В образе злого духа наиболее сильно выражен синтез народных, полуязыческих представлений и христианских канонов: именно в русском фольклоре они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Люди не знали, как объяснить некоторые психические метаморфозы, и черт отождествлялся с темным началом человека, со скрытыми неконтролируемыми порывами. Этот образ сравним с юнговской Тенью, он содержит отрицаемые и социально неприемлемые желания, которые при воплощении оправдывались одной фразой – «черт попутал».

Четыре неизменных страха

Итак, есть четыре образа и четыре переживания: боязнь потерять защиту в виде Бога и христианских законов (ведьма), неконтролируемый хаос и, как следствие, слом устойчивой картины мира (Вий), страх смерти и неизвестности (Баба Яга) и ужас человека перед проявлениями собственной теневой личности. Эти чувства всегда переплетаются друг с другом, образуя невероятно сильное влияние.

Читайте также:
5 Мечей Таро — значение карты в раскладах

Сегодня домовые, ведьмы и прочие существа русского фольклора едва ли способны напугать даже маленьких детей, поэтому их образы обычно используются в произведениях только ради антуража. Но то, что за ними стоит, никуда не делось, а лишь перешло в более сложную форму воздействия и в новом виде попало в современное массовое искусство. Такие мифологемы были средством объяснения непонятных ощущений и свойств окружающего мира, играя, по сути, ту же роль, что и персонажи древнегреческого эпоса.

В наше время они, утратив свои первоначальные обязанности, служат маркером традиционной русской народной культуры. Колдуньи, черти и банники нужны для активации коллективного бессознательного и универсальных понятий, заложенных в нас с раннего возраста. Такие образы – результат многовекового творчества, ничем не ограниченной фантазии, поэтому полностью отказаться от них нельзя.

Непонятно, что при первом знакомстве в раннем детстве заставляет нас относить того или иного героя к легиону темных сил – социальное принуждение (Бабу Ягу принято бояться) или неосознанное понимание того, что эти существа выражают. Как бы то ни было, эти архетипы до сих пор действуют на определенном уровне. Новая форма выражения экзистенциальных страхов утратила четкие очертания, рассредоточилась по всему пространству культуры и искусства и приобрела большую вариативность, проще говоря – ушла в невыразимое.

Для оформления использованы иллюстрации Бориса Забирохина. На превью – иллюстрация Николая Кочергина.

Шишига

  • 94.6K shares
  • Facebook
  • VKontakte
  • Odnoklassniki

Славянская мифология богата различными духами низшего уровня, которые постоянно портят жизнь человеку и отвечают за отдельные аспекты хозяйственной жизни. Традиция обращаться к ним идет корнями к далекому прошлому, когда народ поклонялся язычеству и оправдывал каждую неудачу вмешательством нечистой силы.

К категории низших духов относится шишига. В разных регионах у различных племен ее род деятельности отличается, но все сходятся к мнению, что она может приносить людям вред и портить им жизнь.

В славянской мифологии очень много разнообразных духов, которые призваны не только мешать человеку, но и направлять его на путь истинный. Они не только запугивают и наказывают, они помогают правильно вести хозяйство. В частности, шишига следить за тем, чтобы в доме был всегда порядок. Не зря ее называют поучительным и правильным духом. У него на первом месте находится благоденствие семьи и набожность.

Шишига: внешний вид

По определению шишигой называют маленькое существо женского пола, которой живет в болотах, омутах и топких местах. Она является близкой родственницей русалки. Два этих существа заманивают заблудившихся людей и топят их в мутной воде, чтобы потом развлекаться в глубине.

Если человек случайно увидит шишигу, сидящую на берегу и расчесывающую свои длинные черные волосы, то быть беде. Он обязательно утонет или умрет другой смертью в ближайшее время. Шишига очень не любит, когда ее покой нарушают пьяные люди, и она их наказывает, заманивая в топкое место. Речного духа трудно увидеть днем, так как он спит и набирается сил, а время охоты у него начинается ночью. Некогда родители пугали своих детей и запрещали им гулять ночью возле воды.

Шишига: особенности характера

Существа, живущие в речушках и озерах, составляют определенную отдельную группу духов. Шишигу считают женой лешего и владелицей водоема. Она имеет очень скверный и злой характер. Человек страдает от ее проказ и может даже поплатиться жизнью.
Некоторые шишиги живут в лесных дебрях и запугивают людей громкими криками и страшными звуками. Они водят заблудившихся пока те не умрут от страха или с голоду, а потом обгладывают их косточки.

Существует такое поверье, что шишиги могут жить дома за печкой или в чулане и овине. Если этот дух заведется в человеческом жилище, то он строго соблюдает выполнение всех домашних обязанностей. Каждое дело надо совершать помолясь, и за этим следит правильный, поучающий взгляд шишиги. В домашних условиях данный дух больше оберегает хозяйство людей, чем портит его. По месту жительства шишига может разделяться на озерных, лесных и домовых. Различно их местоположение и в избе. Они могут расселяться в подполье, за печкой, в бане, в овиннике и в других потаенных местах. Человеку надо глаз да глаз, чтобы сделать все правильно и не заслужить месть злой шишиги. Нельзя поздно ходить в баню, задерживаться после заката в овине, запускать дом и хозяйство. Каждое дело надо начинать с молитвы.

Шишига: кто она

В разных регионах шишиге отводили свое место. Если обратиться к старинным сказаниям и легендам, то трудно составить определенную картину того, кто такая шишига. По одним поверьям – это жена лешего, а по другим русалка, которая некогда была человеком, но утонула.
Не для каждого человека представляет собой существо вредоносное. Например, колдуны могут использовать ее, в качестве куклы для заговоров. В сказаниях говорится, что шишига оказывает магам различную помощь. Она может сделать колдуна невидимым. Большим хвостом закрывает дух своего покровителя, и тот может совершать свои тайные обряды. Делая привороты и заговоры, колдун может обратиться к шишиге за помощью или использовать ее в своих целях.

Появление слова шишига

Просматривая старинные славянские источники, фольклористы пришли к выводу, что корень шиш всегда связан с нечистой силой. По одной из версий, это слово указывает на своеобразную прическу в виде пучка, которая увенчивала головы бесов.
Другое значение слова шиш переводится как черт. В старинные времена бесов изображали на картинах и фресках с зачесанными к верху волосами, что и породило такое название.

Как дружить с шишигой

Человек всегда отличался смекалкой и мог наладить хорошие отношение даже с самым зловредным духом. Чтобы подружиться с домашней шишигой, надо ее задобрить. Это существо привыкло жить в доме и питаться самыми хорошими продуктами, поэтому стакан молока и кусок хлеба на тарелочке станут для него прекрасным поводом подкрепиться. В отличии от других духов, шишига не требует сладостей и довольствуется малым.

Что касается водяных и лесных демонов, то их, все-таки лучше избегать, чтобы не потерять жизнь. В иерархии шишиг домашние считаются самыми покладистыми, так как от благосостояния хозяев на прямую зависит их личный покой на многие годы.

Читайте также:
Традиции Масленицы — все о блинной неделе

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Игра престолов Сага о мире Семи Королевств. О мире суровых земель вечного холода и радостных земель вечного лета. Мире лордов и героев, воинов и магов, чернокнижников и убийц — всех, кого свела воедино Судьба во исполнение древнего пророчества. О мире опасных приключений, великих деяний и тончайших политических интриг.
  • Рождественский бестиарий Портал посвящён существам и обычаям, относящимся к традиционным зимним праздникам, в центре которых находится Рождество. Подобно многим сверхъестественным существам этого периода, портал появляется в нашем мире только на время, с 5 декабря по 15 февраля.
  • Бестиарий «Волчонка» Материалы портала посвящены мифологии сериала “Волчонок” (Teen Wolf), различным легендам и поверьям о вервольфах и других существах, встречаемых в сериале.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Русская мифология и фольклор

в славянской мифологии райская птица с женским ликом и сладостным голосом

в русских поверьях дух амбара

в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой

в славянской мифологии и фольклоре живущая в лесу старуха-чародейка

у славян страшный старик, которым пугают детей

в русском фольклоре злая старуха, сходный с бабаем женский образ

в русской глубинке одна из страшилок для детей, бабай

по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе

в современной русскоязычной среде, озорной домашний дух, которому приписывают действия, связанные с полтергейстом

в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани

в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу

таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах

по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть

по славянской мифологии сестра русалкам, живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной

в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай

в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках

в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме

в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового

в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей

в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика

в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов

воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками

в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне

в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала

в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка

в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа

в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника

в русском фольклоре нечистая сила, которой пугают детей; возможно, она сходна с букой

в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь

в поверьях Костромского края тоскующая, “ноющая” душа непогребенных костей

в русском фольклоре разновидность домового, дух, ведающий домашним хозяйством

в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)

у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек

понятие народной демонологии, обозначающее различных лесных существ чудесной, “дивной” природы

у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома

в фольклоре Терского Берега Белого моря, «хозяин» моря и зверей, предсказывающий каким будет промысел

в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом

в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу

у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста

в фольклоре Вологодской области, существо, живущее в гороховом поле, в огороде, персонификация полуденного жара

в фольклоре Русского Севера, живущий в подовине у печки злой дух, который показывается в огненном сиянии

в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом

в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми

персонаж славянской мифологии, нечистая сила, очень длинный и худой дух, бродящий ночью по улицам

по поверьям жителей Урала подземная кошка, охраняющая клады

в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод

в русском фольклоре разновидность домового, дух, который подшучивает над людьми

по славянской мифологии могучий подвид единорога, способный разгулявшись “всколдыбать” всю вселенную

некое фантастическое существо, неодно­кратно изображавшееся на русских лубочных картинках, речной ящер неясного происхождения

в славянской мифологии беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра домового

морское чудовище средневековых бестиариев

в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице

согласно славянских поверий, дух, охраняющий клады

Читайте также:
Бенни — существа-прачки, предвещающие смерть

в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей

в восточнославянской мифологии помощники ведьмы, колдуна или домового, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом

в русском фольклоре разновидность домового, “хозяин” колодца

в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями

персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным усыпляющим голосом

в мифологии и фольклоре восточных славян злой колдун, омерзительный старик, обитающий в тридевятом царстве на краю света

по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик

в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок

в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома

согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады

по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами

в славянской мифологии дух леса

у восточных славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи

в русском фольклоре демонический персонаж, уродливая старуха, которая бродит по белому свету, разыскивая погубленного ею сына

в русском фольклоре привидение или дух

в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот

персонаж славянского фольклора, известный в русских и сербских сказках, получеловек-полумедведь

дух-хозяин мельницы в фольклоре жителей русского севера

в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы

по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов

в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами

в русском фольклоре зловредный женского пола дух бани

по славянской мифологии один из усадебных духов, охранитель хлебных запасов, живущий в овине

в фольклоре жителей русского севера, полевой дух в образе старухи, прибегающей погреться к кострам на выжигании старой травы при бороновании

по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик

дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной

в южносибирских поверьях фантастическое существо, “оплетающее” людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью

в фольклоре Беларуси и северо-запада России женский дух поля

в фольклоре Олонецкого края, полевой или лесной дух, обитающий в кустарнике и стерегущий ягоды

ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного

в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы

легендарный богатырь или чудовище-людоед, русский лубочный аналог кентавра

в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень

духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы

в поверьях Нижегородской губернии злой дух, живущий в полях, на земле

в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей

в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы

зооморфные персонажи, имеющие человеческое тело и голову собаки либо волка, славянская интерпретация кинокефалов

в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора

в славянском фольклоре фантастическое существо (“зверь-женщина”), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка

в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети

по сказаниям русскоустьинцев, дух-хранитель тундры (от “сендуха” — русское диалектное название тундры)

древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира

в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная

злобное существо из локальной былички, записанной в деревне Верхополье Брянской области России

в русских поверьях суровый дух-хранитель степи

в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе

на Русском Севере и Поволжье колдунья-пережинщица

у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото

в фольклоре русских жителях берегов реки Ояти покойник-ератник-упырь, встающий по ночам из могилы и пугающий беременных женщин

согласно распространенным в Архангельской губернии поверьям, подмененный лешим ребенок

в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде

в русском фольклоре лесные духи, эхом отзывающиеся на человеческий голос

в русском фольклоре чудесное существо, напоминающее большую рыбу, бегающую утром по росе

в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового

огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска

по сказаниям русскоустьинцев, мифическая народность, представители которой впадали в зимнюю спячку и умирали, если до весны ломалась сосулька из их соплей

в славянском фольклоре злые духи

в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере

в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок

в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет

русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой

Славянский хоррор: самые страшные существа мифов и легенд

Некогда забытый отечественный фольклор сегодня возрождается в литературе и кинематографе. На экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. И то ли еще будет! Мы решили вспомнить, кого боялись наши предки и их соседи.

А если вам некогда читать, то посмотрите короткое видео по теме этого материала.

Полудница и Нощница

Два женских демона-антагониста, персонифицированные выражения переломного времени суток как периода, опасного для человека. Как видно из имен, одна появлялась в середине дня, другая — в середине ночи.

Род деятельности. Полудница наказывает тех, кто работает в полдень. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. Оставленного без присмотра младенца обязательно заменит своим собственным.

Издевается над детьми и нощница, из-за которой, судя по поверьям, малыши не спят по ночам.

Внешность. Полудница и Нощница разные не только по времени появления, но и по внешности. Если первая появляется в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то вторая — в виде уродливой когтистой бабы в черном. Жители Польши представляли себе Нощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым червяком.

Читайте также:
Что означает родинка на ладони — тайны предков

Способ защиты. Спасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. Охотиться бессмысленно, только проблем наживете.

Баба Яга

Фольклорно-сказочный персонаж, встречающийся у западных, южных и восточных славян. Несмотря на то, что в адаптированных сказках для детей Яга оказывается почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в «тридевятое царство».

Род деятельности. Ворует детей и пытается зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. Образ самой избушки связывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объясняется то, что у Бабы Яги «нос в потолок, губы на притолоке висят». Часто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «Добры молодцы», приходящие к ней за помощью, проходят своеобразный обряд, который исследователи связывают с погребальным. Они парятся в бане (омовение умершего) и едят приготовленную Ягой стряпню (поминальная трапеза). Таким образом они временно умирают и перерождаются уже в другом качестве и с другими способностями.

Внешность. Как мы уже сказали, главным атрибутом Бабы Яги является костяная нога. Также известно, что это горбатая старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанная и не подпоясанная (верх неприличия!). На лубочных картинках она изображается в зеленом платье, лаптях и брюках.

Способ защиты. Его нет! Единственный совет — не соваться на опушку темного леса и бежать сломя голову от избушки на курьих ножках.

Стржига

От лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.

В одних регионах — это демон, в которого превращаются повешенные (чаще такое существо называется стригоем), в других — стржигами рождаются. Известны случаи, когда за них принимали младенцев, появившихся на свет с прорезавшимися зубами.

Род деятельности. Обычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. Считалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. Укушенный стржигой человек превращался в такого же демона.

Внешность. Согласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. По другой версии, они могли принимать любую внешность. В албанской мифологии, куда проникла история о стржигах или стригоях, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. У стржиг два сердца и две души, одна из которых остается в теле после смерти.

Способ защиты. Самый популярный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в Румынии находят могилы с железными кольями. Вычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажется идти вперед, вы обязательно найдете стржигу.

Лихо (одноглазое)

Воплощение зла и всех бед, которые только могут свалиться на голову человека. Образ этого демона восходит к мифу о циклопах.

Внешность. Лихо имеет общий корень со словом «лишение». У разных народов изображается с физическими недостатками. Самый распространенный вариант Лиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи. Этимология имени также включает в себя значения «остаточный», «лишний», и в связи с этим Лихо могло оказаться с лишними пальцами или лишними зубами. Считалось, что люди, родившиеся с такими недостатками, приносят несчастье.

Род деятельности. Этот демон может выступать и как плотоядное жестокое существо, готовое сожрать незваного гостя, и как злой дух, привлекающий беды, просто находясь рядом. Лихо несло ответственность и за падеж скота, и за внезапную смерть хозяина, и за пожары.

Способ защиты. В случае, если Лихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об Одиссее и Полифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Но если это бестелесный демон, то, по поверьям наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.

Водяные русалки и мавки

Мифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. Водными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками становятся некрещеные младенцы и дети, проклятые своими матерями.

Род деятельности. Сказка о русалочке, созданная Хансом Кристианом Андерсеном, навсегда закрепила за этими существами славу несчастных страдалиц. Но в фольклоре русалки вовсе не были такими милыми и добросердечными. Это же относится и к смертельно опасным мавкам. Считалось, что русалки заманивали и топили в водоемах молодых мужчин, могли защекотать путника до смерти или же забросать камнями и шишками. Девушек русалки на дух не переносили и прогоняли их из леса. Мавки же нападали на всех незащищенных людей, мстя за свою раннюю смерть, и воровали младенцев.

Внешность. Часто русалки и мавки выглядят как молодые девушки. В северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. Мавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.

Способ защиты. Было несколько способов избавиться от русалки. Самый действенный из них — не снимать нательный крестик. Но если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. Один из них записан этнографом Павлом Шейном:

«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещенного тебе не видать»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: