Ванапаганы — великаны из эстонских сказок и легенд

Калевипоэг, ванапаганы и священные камни

Калевипоэг, ванапаганы и священные камни

Эстонцам были известны предания о первобытных великанах — сыновьях Калевы. Чашечные углубления на камнях — это следы рук сыновей Калевы, которые метали жребий, разделяя угодья. Считалось, что большие камни появились на полях Эстонии потому, что «девушка Калевы» несла их в переднике, но ткань не выдержала тяжести, и камни просыпались. Существует предание о похищении великанской девы, которая превратилась в огромный камень у городища Иру.

Это предание характерно для мифов о народе великанов: с приходом обычных людей они окаменевают, превращаясь в скалы. Камни с чашечными углублениями, сотни которых известны в Эстонии и Финляндии, использовались до недавнего времени как жертвенные и целительные. Отпечатки на них приписывали не только Калевипоэгу, но и другим великанам, в том числе злобным ванапаганам, и даже христианским святым — например Тынну (св. Антонию), а также самому Иисусу Христу. На камень Тынна приносили первинки урожая — первое зерно, первое молоко от коровы, мясо только что забитого скота — с приговором: «Тынн — это твоя доля!» В самих чашечных углублениях сжигали зерна злаков: каждый хутор имел свое углубление, куда складывались приношения во время сева и жатвы. В эстонских преданиях говорится, что эти камни некогда располагались в священных рощах Хии (сравните финского Хийси), и углубления на них означали число покойников, которые были погребены в роще. Камни наделялись целебной силой — дождевой водой из чашечных углублений можно было лечить глазные болезни; если потереть больное место монеткой или солью и оставить этот предмет на камне, болезнь покидала больного. Считалось также, что под чашечными камнями зарыты клады. Иногда эти камни назывались мельничными, или «пяточными», что напоминает нам о мельнице-чудеснице сампо, которая имела каменное основание. Есть мнение, что обычай делать чашечные углубления в камнях возник в глубокой древности — с распространением земледелия на севере Европы.

Самым знаменитым из потомков великана Калева стал Калевипоэг, эстонский герой-великан. Сохранились поверья о болотной траве как о волосах Калевипоэга, чертополохе, выросшем из капель пота великана: значит, в древние времена прибалтийские финны верили, что Калевипоэг был первым великаном, из тела которого был сотворен весь мир. Больше сохранилось преданий о том, как Калевипоэг создавал скалы, разбрасывая камни. Равнины — это места, где великан скосил лес, гряды холмов — следы великанской пахоты, озера — колодцы Калевипоэга, древние городища — ложа великана, горные хребты — кости его коня. Огромные камни считаются оселками Калевипоэга.

Врагами героя считались злые духи ванапаганы («старые язычники», которые иногда отождествляются с христианским чертом). Они также создают холмы, водоемы, разбрасывают камни-скалы; ванапаганы обитают в пещерах, озерах, в преисподней. Занимаются ремеслом (кузнецы, сапожники и др.), пахотой, имеют семьи, устраивают свадьбы, крестины, иногда приглашают в гости людей и одаривают их; дары ванапаганов — горящие уголья: если положить их в передник, угли превращаются в золото. В эстонских сказках ванапаганы выступают в роли глупого черта: рыбак пугает великана тем, что утянет озеро неводом, и тот в качестве выкупа таскает золото в дырявую шляпу, которую хитрый рыбак держит над глубокой ямой. Они строят гигантские мосты через озера и даже моря (душа проходящего по такому мосту должна угодить к дьяволу). Из горсти песка, схваченной для строительства такого моста ванапаганом, бегущим от богатыря Тылла, возникли, по народному преданию, острова Харилайд на Балтийском море: ванапаган, конечно, не успел достроить моста.

Калевипоэг (или Тылл — другой герой-великан эстонских преданий, живший на острове Сааремаа) состязается с ванапаганом в метании камней, на которых остаются отпечатки его рук или ног. Это наскальные изображения — петроглифы, которым приписываются магические свойства. Огромные камни считаются оселками Калевипоэга. Необычайной силе его посвящено предание о кольце девы Ильманейтси, которое та обронила в колодец: Калевипоэг спускается за кольцом, а ванапаганы скатывают в колодец жернов; но герой возвращается с жерновом, который он принял за кольцо, на пальце. В другом предании Калевипоэг отбивается от ванапаганов досками, и те ломаются в борьбе; еж подает герою совет бить врагов ребром доски, за что получает от него в подарок колючую шубку. В народных сказаниях сохранились две версии гибели Калевипоэга: враги отрубают герою ноги, когда тот спит или пьет из реки; в другом мифе превратившийся в богатырского коня ванапаган уносит Калевипоэга в ад, где он, прикованный к вратам ада, должен сторожить ванапагана, чтобы тот не вышел из преисподней.

Читайте также:
Ахерон — легендарная река скорби: описание

Время великанов прошло — на смену первобытным гигантам пришли обычные люди. Старинное самоназвание эстонцев — маарахвас — означает «народ земли»: недаром они почитали свою главную богиню, называя ее «Мать земли».

Читайте также

Священные урочища и Султан-Керемет

Священные урочища и Султан-Керемет Мордва, как и прочие финские и тюркские народы Поволжья, почитала священные урочища — керемет или кереметь. Кереметами назывались не только рощи, но и кладбища (как и у соседних чувашей). В лесу огораживали тыном четырехугольный участок

Драгоценные камни

Драгоценные камни Второй важнейшей позицией, хранившейся в Кладовой № 2 Камерального отделения, являлись драгоценные камни. С одной стороны, закупаемые Кабинетом драгоценные камни являлись рабочим материалом, выдаваемым придворным ювелирам для изготовления заказных

Кладовая № 2. Драгоценные камни

Кладовая № 2. Драгоценные камни Второй важнейшей позицией, хранившейся в кладовой № 2 Камерального отделения, являлись драгоценные камни. С одной стороны, закупаемые Кабинетом драгоценные камни являлись рабочим материалом, выдаваемым придворным ювелирам для

Священные могилы массагетов, или тайны плато Усть-Урт

Священные могилы массагетов, или тайны плато Усть-Урт Всем памятен ответ, который дал верховный правитель Скифии Иданфирс персидскому царю Дарию I, когда тот упрекнул скифов в том, что они не принимают открытого боя и бегут перед ним. Иданфирс ответил: если персы хотят

3 Donau. Священные воды

3 Donau. Священные воды У реки сто ликов, но она обретает одну судьбу; а исток ее и несет ответственность, и присваивает себе заслуги за весь остальной путь. Из истока проистекает сила. Воображение вряд ли учитывает притоки. Гастон Башляр. Вода и грезы. 1942 год Исток великой

Священные деревья

Священные деревья Своеобразным разрядом культовых мест являлись священные деревья и священные рощи, «древеса» и «рощения» по терминологии средневековых книжников.Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен.

Священные камни

Священные камни У восточных славян было широко распространено почитание священных камней. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ. Например, у городища-святилища Кулишевка сохранился камень-следовик с двумя овальными углублениями,

Китайские «деловые» поверья: священные номера

Китайские «деловые» поверья: священные номера Как часть древней традиции фэн-шуй в Китае испокон веков существует магия чисел, уходящая своими корнями в даосские мистические учения. Естественно, рядовой китаец мало знает о сути древней магии, но вот сами «счастливые» и

Отражённые камни

Отражённые камни Пролог ОтступникКамни иногда становятся здесь предметом созерцания, почти что основой для духовных упражнений. Я рассматриваю их не с точки зрения размеров или достоинств. Меня привлекает только их внешний вид — ведь это едва ли не все, что я о них знаю,

IV. Отражённые камни

IV. Отражённые камни Живой кристаллКажется, у меня перед глазами укороченная вершина светящейся органной трубы. Я ищу ее язычок Приземистый, широкий столбик кварца закрылся, едва успев сформироваться. Его преждевременное завершение отличается от обычной пирамиды.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ОБЩЕНИЯ

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ОБЩЕНИЯ Миф — это концепция или повествование, не подкрепленное фактическими доказательствами. Данный термин подразумевает такой способ беседы или очерчивания проблем, при котором используемые слова не имеют вещественного эталона (референта), что

Ванапаганы — великаны из эстонских сказок и легенд

Эстонцам были известны предания о первобытных великанах — сыновьях Калевы. Чашечные углубления на камнях — это следы рук сыновей Калевы, которые метали жребий, разделяя угодья. Считалось, что большие камни появились на полях Эстонии потому, что «девушка Калевы» несла их в переднике, но ткань не выдержала тяжести, и камни просыпались. Существует предание о похищении великанской девы, которая превратилась в огромный камень у городища Иру.

Это предание характерно для мифов о народе великанов: с приходом обычных людей они окаменевают, превращаясь в скалы. Камни с чашечными углублениями, сотни которых известны в Эстонии и Финляндии, использовались до недавнего времени как жертвенные и целительные. Отпечатки на них приписывали не только Калевипоэгу, но и другим великанам, в том числе злобным ванапаганам, и даже христианским святым — например Тынну (св. Антонию), а также самому Иисусу Христу. На камень Тынна приносили первинки урожая — первое зерно, первое молоко от коровы, мясо только что забитого скота — с приговором: «Тынн — это твоя доля!» В самих чашечных углублениях сжигали зерна злаков: каждый хутор имел свое углубление, куда складывались приношения во время сева и жатвы. В эстонских преданиях говорится, что эти камни некогда располагались в священных рощах Хии (сравните финского Хийси), и углубления на них означали число покойников, которые были погребены в роще. Камни наделялись целебной силой — дождевой водой из чашечных углублений можно было лечить глазные болезни; если потереть больное место монеткой или солью и оставить этот предмет на камне, болезнь покидала больного. Считалось также, что под чашечными камнями зарыты клады. Иногда эти камни назывались мельничными, или «пяточными», что напоминает нам о мельнице-чудеснице сампо, которая имела каменное основание. Есть мнение, что обычай делать чашечные углубления в камнях возник в глубокой древности — с распространением земледелия на севере Европы.

Самым знаменитым из потомков великана Калева стал Калевипоэг, эстонский герой-великан. Сохранились поверья о болотной траве как о волосах Калевипоэга, чертополохе, выросшем из капель пота великана: значит, в древние времена прибалтийские финны верили, что Калевипоэг был первым великаном, из тела которого был сотворен весь мир. Больше сохранилось преданий о том, как Калевипоэг создавал скалы, разбрасывая камни. Равнины — это места, где великан скосил лес, гряды холмов — следы великанской пахоты, озера — колодцы Калевипоэга, древние городища — ложа великана, горные хребты — кости его коня. Огромные камни считаются оселками Калевипоэга.

Читайте также:
Мантра исполнения желаний — действенное заклинание

Врагами героя считались злые духи ванапаганы («старые язычники», которые иногда отождествляются с христианским чертом). Они также создают холмы, водоемы, разбрасывают камни-скалы; ванапаганы обитают в пещерах, озерах, в преисподней. Занимаются ремеслом (кузнецы, сапожники и др.), пахотой, имеют семьи, устраивают свадьбы, крестины, иногда приглашают в гости людей и одаривают их; дары ванапаганов — горящие уголья: если положить их в передник, угли превращаются в золото. В эстонских сказках ванапаганы выступают в роли глупого черта: рыбак пугает великана тем, что утянет озеро неводом, и тот в качестве выкупа таскает золото в дырявую шляпу, которую хитрый рыбак держит над глубокой ямой. Они строят гигантские мосты через озера и даже моря (душа проходящего по такому мосту должна угодить к дьяволу). Из горсти песка, схваченной для строительства такого моста ванапаганом, бегущим от богатыря Тылла, возникли, по народному преданию, острова Харилайд на Балтийском море: ванапаган, конечно, не успел достроить моста.

Калевипоэг (или Тылл — другой герой-великан эстонских преданий, живший на острове Сааремаа) состязается с ванапаганом в метании камней, на которых остаются отпечатки его рук или ног. Это наскальные изображения — петроглифы, которым приписываются магические свойства. Огромные камни считаются оселками Калевипоэга. Необычайной силе его посвящено предание о кольце девы Ильманейтси, которое та обронила в колодец: Калевипоэг спускается за кольцом, а ванапаганы скатывают в колодец жернов; но герой возвращается с жерновом, который он принял за кольцо, на пальце. В другом предании Калевипоэг отбивается от ванапаганов досками, и те ломаются в борьбе; еж подает герою совет бить врагов ребром доски, за что получает от него в подарок колючую шубку. В народных сказаниях сохранились две версии гибели Калевипоэга: враги отрубают герою ноги, когда тот спит или пьет из реки; в другом мифе превратившийся в богатырского коня ванапаган уносит Калевипоэга в ад, где он, прикованный к вратам ада, должен сторожить ванапагана, чтобы тот не вышел из преисподней.

Время великанов прошло — на смену первобытным гигантам пришли обычные люди. Старинное самоназвание эстонцев — маарахвас — означает «народ земли»: недаром они почитали свою главную богиню, называя ее «Мать земли».

Ванапаганы — великаны из эстонских сказок и легенд

Возвращение в реальный мир

Часы давно пробили полночь, гвардейцы неустанно сражаются с ордами всё прибывающих и прибывающих вампиров, а наши герои наконец возвращаются в Боклер через секретный портал, спрятанный внутри портала. Именно его использовали Сианна и Анариетта, когда без разрешения сбегали в Страну Тысячи Сказок от придворной гувернантки… Упомянувшей этот ход в своём дневнике. Благодаря этой заметке, Эмиель Регис точно знал, где стоит ожидать появления Геральта. Однако, встреча омрачилась тем, что к Сильвии-Анне доброжелательный высший вампир явно относился с презрением. Если бы не вмешательство ведьмака, кто знает, сколько бы Регис и Сианна состязались бы в косноязычии? Теперь, когда девушка согласилась поговорить с Детлаффом в Тесхам Мутна, нельзя было терять времени, и троица поспешила отправиться на руины древней вампирской темницы. Кульминационная встреча произойдёт в задании Тесхам Мутна…

Читайте также:
Люцифер и Денница: причина падения красивейшего ангела зари

Если весь скелет находится в пропорции к двум найденным костям бедра, то их владелец был не менее 14 футов в высоту…

Тот факт, что он был исследован представителем Смитсоновского Института, может показаться не совсем обычным. Некоторые считают, что Смитсоновский Институт участвовал в сокрытии этих артефактов, которые часто сдавались музею для дальнейшего изучения. Эта теория подтверждается тем фактом, что никакие последующие отчеты, исследования или выставки не следовали первоначальным сообщениям об этих аномальных открытиях. И рассказы становятся еще более убедительными, когда вы рассматриваете, сколько устных традиций индейских племен в этих регионах говорят о расе гигантов.

В более недавнем открытии 205 могил были обнаружены в китайской провинции Шаньдун. Археологический раскопок обнаружил, что значительное количество этих людей стояли около 6-футовой отметки, а самый высокий человек стоял в 6 ‘ 3 фута. Сейчас это может показаться не очень высоким по сегодняшним меркам, ведь средний рост сегодняшнего игрока НБА составляет около 6’ 7 футов. Но 5000 лет назад, когда эти люди были еще живы, они бы нависли над своими неолитическими современниками, которые были намного короче по сравнению. Например, в Центральной Америке Майя имели средний мужской рост 5 ‘ 2 и средний женский рост 4’8 фута.

«Гиганты» Луншаня были необычно высокими для своего времени, но их высота не была из сферы того, что мы считаем возможным в рамках установленного повествования нашего прошлого. Так что же происходит, когда мы находим доказательства, которые могут полностью перевернуть это повествование?

В 1960-х годах шахтеры в горах Отави на севере Намибии обнаружили окаменелый сегмент бедра. Минерализованная кость была передана Филипу Тобиасу, позднему палеоантропологу из Южной Африки, и по сей день, она остается в его хранилище в университете УИТСА в Йоханнесбурге. В видео Майкла Теллинджера, опубликованном в 2013 году, он посещает профессора Фрэнсиса Тэкере в университете, чтобы посмотреть впечатляющий артефакт.

Профессор идентифицирует минерализованную кость как принадлежавшую Homo sapien, и когда он выявляет бедренную кость среднего размера для сравнения, разница ясна. Окаменелое бедро, по-видимому, по крайней мере, в два раза больше нормального. Но, несмотря на ненормальный размер, кажется, нет никакого внешнего интереса к изучению или датировке артефакта.

Один кусок бедра не является доказательством расы гигантов. Но антропологи согласны с тем, что в летописи окаменелостей есть большие пробелы, которые маскируют абсолютные истины. Даже исследователям, которые завершили самое большое исследование размера тела гоминидов на протяжении эволюции, иногда приходилось оценивать высоты, основанные на фрагментах, таких же маленьких, как одна кость пальца ноги.

Как бы наше эволюционное дерево отличалось, если бы они извлекли фрагменты кого-то вроде Роберта Уодлоу, самого высокого человека в истории. Известный как гигант штата Иллинойс, Уодлоу достиг высоты 8 ‘ 11 фута до своей смерти в 1940 году. Он страдал от гиперплазии гипофиза, что приводит к аномально высокому уровню человеческого гормона роста. И большинство известных гигантов нашего времени страдали от подобных расстройств.

И это сравнение напоминает гигантов Патагонии. Следующая выдержка из журнала Антонио Пигафетты

Но однажды мы увидели гиганта, который был на берегу и он был так высок, что самый высокий из нас доходил ему только до пояса.

Далее в отчете говорится, что два из этих гигантов были захвачены в качестве заложников, но не пережили путешествие в Испанию. Что может показаться удобным совпадением, но учитывая, что только 18 из 270 человек, которые начали путешествие, вернулись живыми, их шансы на выживание были не так велики, чтобы начать. Даже сам Магеллан не вернулся.

Читайте также:
Все о Джулии Ванг: биография экстрасенса

Шестьдесят лет спустя, когда сэр Фрэнсис Дрейк добрался до Патагонии во время своего кругосветного путешествия, его племянник написал, что Магеллан преувеличил высоту этих туземцев. Утверждая, что мужчины были высотой только 5 локтей, что составляет 7 с половиной футов. Даже по сегодняшним меркам это были крупные люди.

Мы никогда не узнаем, ходила ли по земле раса гигантов, или сколько правды есть в гигантских мифологиях, присутствующих в каждой культуре. Но подумайте, у большинства животных, которые ходят или плавают, сегодня есть гигантский доисторический предок: большие белые акулы имеют мегалодона, который бьет их размеры в разы; там titanoboa, змея, которая достигала 42 метров в длину; даже ленивцы и те были гигантскими, мегатерии, которые были большими, как современные слоны.

Вероятно, и у людей должен быть тоже гигантский предок.

Ванапаганы — великаны из эстонских сказок и легенд

Ванапаганы – в эстонской мифологии злобные великаны, обитающие в пещерах, на дне озера и под землей. Ванапаганы – искусные мастера, занимаются кузнечным ремеслом, тачают башмаки и т.д. Иногда приглашают к себе в гости людей и одаривают их угольями; если положить эти уголья в передник, они превратятся в золото. Ванапаганы строят мосты через озера и моря (душа человека, прошедшего по такому мосту, попадает к дьяволу). В сказках великаны нередко ведут себя подобно русскому черту и раз за разом остаются в дураках.

Варклапы – каменные гиганты, дальние родственники троллей. “Глаза его горят синими огонечками. Ничего не боится. Из камня он рождается, камнем питается, среди камней видно и помрет, только дождаться этого трудно.” Варклапы бродят по горам от начала времен и редко уходят на покой. Людей они не едят, а вот поиграть любят – как кошка с мышью. В горах ведь скучно. Только варклап не понимает, что человек против него хрупкий, и скоро заигрывает его до смерти. Любит отрывать руки и ноги.

Волот (Ведёт) — великан-богатырь.
Волоты, по поверьям, — некогда населявшие землю гиганты- богатыри. Волотками могут называть курганы, которые считаются могилами древних исполинов и богатырей, «первонасельников и первопредков». Хотя само название «волот» отмечено не повсеместно, образ исполина-богатыря — один из самых популярных в крестьянских поверьях и рассказах. В Орловщине «о первобытных людях сохранилось предание, что они были несравненно сильнее, долговечнее и больше ростом, чем теперешние. Отсюда такая приговорка: „Встарь люди были божики, а мы люди тужики, а познейские будут люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать, так, как прежние люди поднимали такие деревья, что нонешним и ста человекам не поднять”.

Гримтурсы – сканд.мифология (Хримтурсы)- ведут свой род от великана Имира .Первонасельники мира, предшественники не только людей, но и богов.Первый гримтурс или как их еще называют Инеистый великан появился на свет из брызг мирового океана. Инеистые великаны наделены великой мудростью. Бельторн дает богу Одину магические руны: впоследствии Один советуется с головой великана Мимира и черпает мудрость из медового источника, которым владеет великан. От Гримтурсов – инеистых великанов ведут свой род йотуны и тролли.
Так же в европейском фольклоре гримтурсы это – ледяные гиганты живущие в горах. Очень опасаются расколоться при падении с горы так как им это грозит смертью. Дальние родственники варклапов.

Гумиры, в осетинской мифологии великаны; представлялись грубыми сильными. В нартском эпосе выступают как уаиги, которые постоянно враждуют с нартами.

Дсонакавы (Кали-ахт, Ишкус)- В мифах индейцев Северной Америки (квакиутль) жестокие великанши-людоедки с медными когтями. Дсоноквы свистом заманивают к себе детей, которых потом уносят в корзинах. Если сжечь дсонокву, из ее пепла родтся москиты. Если же захватить великаншу врасплох, она может поделиться с человеком частью своих богатств. У племени сквомиш эти духи зовутся кали-ахт, у маках – ишкус. автор

Йотуны – В скандинавской мифологии великаны, которые иначе называются турсами, они враждовали с богами – асами и ванами; когда-то они похитили у богов чудесные сокровища – молодильные яблочки и молот Мьелльнир. Из тела первого йотуна, Имира, был создан мир.
Правда, йотуны не чета древним инеистым великанам: богам ничего не стоит их перехитрить. Йотуны живут в Йотунхейме (он также называется Утгард) – каменистой стране на северо-восточной окраине мира. Обитель богов – Асгард – и срединный мир, где обитают люди, защищает от Йотунов бог Тор.
“Старшая Эдда” рассказывает, что однажды йотуны похитили у Тора его молот. Бог Локи, побывав в Йотунхейме, принес весть, что князь йотунов Трюм согласен вернуть молот – в обмен за богиню Фрейю. Боги решили, что за молотом отправятся Локи и Тор, переодетый женщиной. Вскоре “невеста” со “служанкой” прибыли к йотунам. Йотуны попросили у “невесты” даров, чтобы скрепить союз. Тор в ответ потребовал молот. Получив свой молот, Тор первым ударом уложил Трюма, а затем расквитался и с прочими великанами.

Читайте также:
К чему бьется посуда в доме — примета

КУАФУ В древнекитайской мифологии племя – великанов. Юань Кэ говорит: «Люди этого племени были огромного роста и обладали величайшей силой, из ушей у них свешивались по две желтые змеи и в руках они сжимали еще двух. Но были они добры и миролюбивые Эти великаны выступили на стороне Чию против Хуан-ди и потерпели поражение.
К племени куафу принадлежал и тот великан, который, по мифу, пытался догнать солнце. Юань Кэ сообщает: «Этот смельчак из племени куафу однажды загорелся великим желанием догнать солнце, посостязатъся с ним в беге. И действительно, он помчался по равнине огромными шагами, подобно ветру, вдогонку за уходившим на запад солнцем. В мгновение ока он пробежал тысячу ли и в конце концов настиг солнце в долине Юйгу. Огненно-красный шар был перед ним. Этот смельчак оказался в его лучах, радостно расправил богатырские плечи, намереваясь схватить солнце. Но он целый день бежал и сильно устал, да и солнце жгло его так, что на сердце стало печь и во рту пересохло. Лег он тогда на землю и стал пить воду их рек Хуанхэ и Вэйшуй – в один миг пересохли обе реки, а свою жажду он все же не утолил. Побежал он на север, чтобы попить воды Великого Озера. Но он умер на полпути. Словно гора, упал он на землю, и грохот от его падения разнесся по равнине, потряс горы и реки. Перед смертью он бросил палку, которую держал в руке, и она превратилась тот-час в густую зеленую рощу персиковых деревьев с сочными плодами, которыми смогли утолять жажду те, кто вслед за ним пустился бы догонять солнце».

Лестригоны — мифическое племя великанов-людоедов. В их страну причалил флот Одиссея из 12 кораблей. Свой корабль Одиссей предусмотрительно привязал к утёсу у самого выхода из гавани. Нескольких человек Одиссей послал на берег узнать, что это за страна и что за люди здесь живут. Первым человеком, встретившимся путешественникам, была дочь царя, она и проводила гостей к своему дому.
автор эллектронной мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
«В дом тот высокий вступивши, они там супругу владыки Встретили, ростом с великую гору, — они ужаснулись, Та же велела скорей из собранья царя Антифата Вызвать; и он, прибежав, на погибель товарищей
наших, Жадно схватил одного и сожрал. », — пишет Гомер в «Одиссее».

Гости бросились прочь, направляясь к своим кораблям. Царь их преследовал, громко созывая остальных лестригонов. Всё племя сбежалось к морю. Людоеды разбивали корабли огромными камнями, убивали людей. Затем нанизали всех погибших на колья, «как рыб», и унесли в свой город.
Одиссей успел обрубить причальный канат на своём корабле и с несколькими уцелевшими товарищами покинул страну лестригонов.

Рефаимы, в ветхозаветных преданиях древнейшие обитатели Ханаана, люди исполинского роста – великаны и огромной физической силы. Они были покорены родственными евреям моавитянами и аммоиитянами, а ко времени исхода из Египта почти полностью исчезли с лица земли. Ещё во времена Давида существовали «сыны Рафы» (легендарного предка Рефаима) – четыре брата, имевшие по шесть пальцев на руках и ногах и обладавшие гигантской силой . Одним из них был великан Голиаф, сражённый юным Давидом.

Читайте также:
Заговоры на возврат долга — как отвоевать свои деньги?

С течением веков исчезнувшие Рефаимы. стали отождествляться с обитателями подземного или подводного мира, заточёнными за грехи «в глубине преисподней» (шеола), с могущественными царями древних идолопоклонников, попавшими в ад. Их подземные судороги – причина землетрясений. Лишь при воскресении мёртвых окончатся их мучения – «восстанут мёртвые тела. земля извергнет рефаимов» (Ис. 26, 19).
В апокрифических сказаниях (книга Еноха 7, 2-3) Рефаимы отождествляются с «исполинами», рождёнными смертными женщинами от падших ангелов. Страшные чудовища, ростом в 18 локтей, с 16 рядами зубов, они впервые стали вкушать мясную пищу, а от убийства животных перешли к истреблению людей; именно Рефаимы изобрели оружие и начали кровопролитные войны. Благодаря опасным знаниям, унаследованным от падших ангелов, Рефаимы получили колоссальную власть над природой: они умели «охватывать небесный свод, способствуя низведению дождей». Особую разновидность Рефаимов составляли анаким – великаны с непомерно длинной шеей (народная этимология от «шея»). Рефаимы погибли «от неразумия своего», истребляя друг друга, и после смерти стали злыми духами, ненавидящими людей. Лишь некоторые из них, успевшие родить детей, сохранили свой облик в потомстве.
Конец «губившим землю» гигантам положил всемирный потоп. Из них одному только Огу удалось спастись в ноевом ковчеге. Исполинский рост унаследовал от рефаимов также богатырь и охотник Нимврод.

Скесса-великанша – в исландских сказаниях – огромная безобразная старуха. Живёт в каменных пещерах внутри гор.

«Как-то раз пошёл хозяин в горы и набрёл там на груду камней. Сперва он её даже не заметил. И вдруг слышит: стучит что-то в каменной груде. Подкрался он поближе, нашёл щель между камнями и заглянул внутрь.
Смотрит: сидит за ткацким станком огромная безобразная старуха, гоняет челнок и поёт себе под нос:
Ха-ха-ха! Никто не знает,
Как меня зовут!
Хо-хо-хо! Никто не знает,
Что имя моё Гилитрутт!
И ткёт себе да ткёт…
…Вдруг земля затряслась от чьих-то тяжёлых шагов. Это явилась скесса. Хозяйке она показалась ещё больше и безобразнее, чем прежде…
…Услыхала скесса своё имя и от удивления рухнула на пол, так что весь дом затрясся. Правда, она тут же вскочила и убралась восвояси. С той поры в тех краях никто её не видал…».

Тролль – В германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливые, обладают огромной силой, но глупы. Как правило вредят людям, похищают их скот, оказываются людоедами. На солнечном свете они умирают, превратившись в камень. По другим легендам тролли были маленькими, чуть больше гномов с противными морщинистыми телами и жили они в норах в лесу или пещерах в горах.

Тролли от природы были настолько злобны, что могли убить человека просто из прихоти, по привычке.
Днем ночные тролли скрывались в пещерах. Но стоило лишь угаснуть последнему лучику света, как они вылезали наружу, чтобы рыскать в темных сосновых лесах и во фьордах в поисках человеческих жертв. Длиннорукие и сильные, они были запорошены землей и покрыты мхом.

Глаза навыкате, широкие рты разинуты, распухшие носы-бомбошки постоянно двигаются, принюхиваясь в поисках человеческого запаха. Тролли — существа холодные, и лишь тепло человеческой крови могло согреть их.
Не всегда тролли убивали и пожирали свои жертвы. Они могли схватить и утащить женщину к себе в пещеру, чтобы превратить ее в рабыню, навсегда похороненную во мраке и сырости подземного логова. Она должна была варить человеческие кости и куски мяса, принесенные троллем после его ночных блужданий по земле. Могла она стать и женой тролля. Тогда несчастную ждали побои, безжалостная брань. И так в продолжение долгих месяцев. Наконец, ее натирали волшебными жгучими мазями, и женщина превращалась в ужасное существо. Лицо ее темнело и покрывалось морщинами и оспинами, нос становился похожим на луковицу, нежная кожа ее грубела и покрывалась шерстью, а голос вдруг менялся настолько, что скорее уже напоминал хрюканье. Никогда больше не суждено ей нежиться в лучах бледного северного солнца, никогда она не узнает человеческой любви. Теперь она жена тролля, такая же уродливая и прожорливая, как он, такая же похотливая и в то же время забитая и трясущаяся от малейшего строгого взгляда своего пдземного властителя.

Читайте также:
Имена знаменитых колдуний: их биография

Тролли обладали силой, которая во много раз превосходила силу простых смертных.
Но на троллей была управа. Эту управу особенно хорошо знают маленькие дети: если задать троллю загадку то он будет обязан разгадать ее, он не сможет противиться загадке. Если тролль не сможет разгадать загадку то он умрет, но если он разгадает, то в ответ он задаст свою и если на этот раз вы сами не сможете разгадать загадку то тролль порвет вас на части. Если же вы сумели разгадать загадку, то надо постараться этими вопросами занять тролля до рассвета, ведь с первыми лучами солнца тролль тут же превратиться в камень и это будет спасением человеку.

Фенке – В немецком фольклоре лесные великаны, косматые и кровожадные. Впрочем, с мужчинами-фенке, которые куда менее жестоки, нежели их супруги, можно договориться, и они будут помогать людям – когда понадобится, пригонят дождевые тучи, а если дождя не нужно – будет светить солнце. Правда, когда задувает «фон», горячий и сухой ветер, фенке прячутся в свои пещеры и не выходят, пока он не уляжется.
Весной и летом они редко носят одежду, предпочитая ходить нагишом, а в холода напяливают шкуры животных или древесную кору. У них очень острый слух, который позволяет издалека расслышать человеческие шаги. Фенке обладают способностью превращать листья в золото, замечательно лазают по скалам и питаются молоком ланей.

Циклоп – мифический народ одноглазых великанов людоедов, населявших как считают комментаторы Гомера, Сицилию. Не обладали особым умом и лаже если циклоп поймал кого-то и хотел съесть то его можно было запросто обмануть.

Полифем, в греческой мифологии:
Циклоп, сын Посейдона и нимфы Тоосы, дочери морского божества Форкия.
Страшный и кровожадный великан с одним глазом Полифем-пастух живёт в пещере, где у него сложен очаг, он доит коз, делает творог, питается сырым мясом.

IX песнь «Одиссеи» Гомера посвящена приключениям Одиссея в пещере Полифема, который во время опьянения и сна был ослеплён героем, избежавшим участи своих спутников, съеденных циклопом. Не зная настоящего имени своего обидчика, так как Одиссей назвал себя «никто», ослеплённый великан, на зов которого сбежались соседи киклопы, кричит, приводя их в замешательство, что его ослепил «никто». Узнав от отплывающего Одиссея его подлинное имя, Полифем в ярости от того, что свершилось давнее предсказание оракула о его ослеплении именно Одиссеем, сбрасывает скалы на его корабли.

По другим легендам были циклопы-ковачи. По происхождению они были ближе к богам, чем к людям: троих циклопов породил Уран и Гея. Страшась этих одноглазых уродливых великанов, Уран связал их и бросил в Тартар. Зевс освободил циклопов, чтобы воспользоваться их помощью в борьбе с Кроном. Циклопы сковали Зевсу молнии-перуны. Владение столь грозным оружием определило постоянный эпитет Зевса – громовержец.
Вооруженный перунами Зевс, Посейдон получивший трезубец от циклопов, и Плутон (ему достался шлем) одержали победу над титанами и стали властителями мира.

И на последок, чтобы вы отдохнули от такого моря информации:

Маргарита человек разумный часть 225

Маргарита человек разумный часть 225

Ванапаганы
Ванапаганы – в эстонской мифологии – злые великаны.
По представлениям эстонцев, ванапаганы создавали холмы и водоёмы, разбрасывают камни-скалы. Местом их обитания были пещеры, озёра и преисподняя. Считалось, что они занимаются ремеслом (кузнецы, сапожники и др.), пахотой, устраивают для своих свадьбы и крестины, а иногда приглашают в гости людей и одаривают их. Дары ванапаганов выглядели как горящие уголья: если положить их в передник, угли превращаются в золото.
В эстонских сказках ванапаганы выступали в роли глупого чёрта. Например, рыбак пугает вапагана тем, что утянет озеро неводом, и тот ради выкупа таскает золото в дырявую шляпу, которую хитрый рыбак радостно держит над глубокой ямой. В эпосе ванапаганы состязались с богатырями – Калевипоэгом и Тыллом. Великаны строили гигантские проклятые мосты через озёра и даже моря – душа проходящего по такому мосту должна угодить к дьяволу. Из горсти песка, схваченной для строительства такого моста ванапаганом, бегущим от богатыря Тылла, возникли, по народному преданию, острова Харилайд на Балтийском море.

Читайте также:
Как правильно вешать подкову в доме над дверью и привлечь счастье

Ванахальбы (ванасёге)
Ванахальбы (эстон. «старый чёрт», ванасёге – «старый слепец») – в эстонской мифологии – злые духи. Ванахальбы считались хозяивами леса – духами, аналогичными славянским лешим. Они запутывали дорогу для одиноких путников, их голосом было эхо. В облике седых старцев они пасли стада диких животных. Согласно народным представлениям, охотник, заключивший договор с ванахальбом, получал много добычи. (Елисеева Л. А.).

Блуждающие огоньки
Блуждающие огоньки – таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах. Их непредсказуемое и таинственное появление с давних пор вызывает суеверия и затрудняет их научное исследование. Болотные огни ещё в древние времена запугивали путников, наблюдаются они и в наше время. Существуют поверья, что одни огни по неизвестной причине настроены к людям довольно агрессивно или несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту.
Чаще всего блуждающие огни горят на высоте приподнятой руки человека, имеют шарообразную форму или напоминают пламя свечи, за что они и получили другое свое прозвание – «свеча покойника». Цвет этого огня может быть различным, начиная от призрачного белого, голубоватого или зеленоватого и заканчивая живым пламенем, без образования дыма.
Существует несколько гипотез возникновения загадочных огней. Это самовозгорание газообразного фосфористого водорода, образующегося при гниении отмерших растительных и животных организмов, либо биолюминесценция, например опят или светлячков. Более новые версии объяснения происхождения болотных огней – радиоактивные осадки, свет автотрасс, сотовых вышек и тому подобное.
О блуждающих, или бесовских огнях сложена масса легенд, их наблюдали в разное время на разных континентах. В англоязычном мире известны блуждающие огни Марфа и Саратога в Техасе, Мин-Мин в Австралии, Мако и Коричневой горы в Северной Каролине, Хорнет в Миссури.
В Европе блуждающие огоньки считают душами утопленников, детей и людей, погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в Уэльсе, блуждающие огоньки воспринимались как предвестники смерти. Соответственно, появление огней вблизи дома больного считалось дурной приметой.
Согласно славянским сказаниям, чаще всего блуждающие огни (блудички) появляются после 24 августа. Славяне верили, что это души утопленников или иных покойников, появляющиеся над своими могилами. Иногда блуждающие огни связывают и с кладами. Говорят, что это духи клада зажигают огоньки над спрятанным сокровищем, чтобы указать к нему дорогу. Однако такие сокровища прокляты нечистой силой и не приносят добра своему владельцу.

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Транслятор имен Здесь у Вас есть уникальная возможность узнать, как могло бы звучать Ваше имя на языках различных вымышленных рас. При этом результат имеет смысловую нагрузку. Так к примеру, эльфийские имена собираются по грамматическим правилам квэнья и других эльфийских языков исходя из значения Вашего настоящего имени.
  • Белорусский бестиарий Мифические существа, духи и демоны белорусского фольклора.
  • Рождественский бестиарий Портал посвящён существам и обычаям, относящимся к традиционным зимним праздникам, в центре которых находится Рождество. Подобно многим сверхъестественным существам этого периода, портал появляется в нашем мире только на время, с 5 декабря по 15 февраля.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Ванапаганы

В эстонской мифологии злобные великаны, обитающие в пещерах, на дне озер и под землей. Ванапаганы — искусные мастера, занимаются кузнечным ремеслом, тачают башмаки и так далее. Иногда приглашают к себе в гости людей и одаривают их угольями; если положить эти уголья в передник, они превратятся в золото. Ванапаганы строят мосты через озера и моря (душа человека, прошедшего по такому мосту, попадет к дьяволу). В сказках великаны нередко ведут себя подобно русскому черту и раз за разом остаются в дураках. В эстонском народном эпосе «Калевипоэг» рассказывается, как герой Калевипоэг состязался с ванапаганом в метании камней (216: с.341-342):

Читайте также:
Гадание Жозефины Богарне - тайна успеха императрицы

Камень сгреб он грубой лапой.

Лишь тогда он бросил камень.

Вдаль метнул быстрее ветра.

А куда упал тот камень?

Он упал на побережье.

Стал метать Калевипоэг.

Из пращи метнул он камень,

Бросил вдаль быстрее ветра.

Долгий свист разрезал небо,

Тучи в небе зашумели,

Пыль взвилась, взревели волны.

Далеко унесся камень,

Близ Чудь-озера упал он,

В берег врезался с размаху.

Эпос «Калевипоэг». Перевод В.Державина и А.Кочеткова (216: с.342).

Ванапаган –>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ва́напа́ган (эст. Vanapagan ) — герой эстонской мифологии и эстонского фольклора, в легендах — дураковатый великан, противник Калевипоэга и Суур-Тылля, в сказках — противник своего работника Кавал-Антса; глупый бес (с эст. буквально — «Старый нечистый») [1] [2] .

Происхождение

Начиная со 2-ого тысячелетия до н. э., когда прибалтийско-финские племена стали заниматься подсечным, а позже переложным земледелием и соприкоснулись сначала с прибалтийскими, а затем с германскими и славянскими племенами, произошли значительные изменения в народных верованиях и обычаях. В этот период в Эстонии и Финляндии (отчасти под германским влиянием) распространились представления о великанах, деятельностью которых пытались объяснить происхождение валунов, холмов, ям, ложбин, озёр и т. п. [2]

Существует множество легенд, интерпретирующих различные природные объекты и особенности как следы деяний борца с нечистой силой, великана Калевипоэга. При этом образ Великана слился с христианским Бесом, породив новый персонаж — Ванапагана. Ванапаган живёт на своём хуторе c женой, детьми, работниками и служанками; он более глупый, чем злобный, и его могут легко перехитрить умные люди, такие, например, как его работник Кавал-Антс (Хитрый Антс) [3] .

Вопрос возникновения имени Ванапаган изучается давно, но окончательной ясности здесь не достигнуто. В сказаниях о Ванапагане представлены также другие его имена: злой дух (эст. kurivaim ), сатана (эст. saadan ), иуда (эст. juudas ), старый дьявол (эст. vanasaadan ), старый чёрт (эст. vanakurat ), леший (эст. tont ) и др. Леший — одно из наиболее распространенных имён, и многие камни, связанные с Ванапаганом, часто называются Тондикиви (эст. Tondikivi — «Камень лешего») [4] .

Слово pagan фольклорист Оскар Лооритс считает заимствованным из древнерусского языка. Это утверждение до недавнего времени было трюизмом, однако вызвало сомнения. Паган (лат. paganus — «деревенский житель», «крестьянин») в нехристианском значении есть в языках многих европейских народов. Этнолог Антс Вийрес (эст.) ( рус. указывает на то, что слово паган в смысле ‘чёрт’ (‘нечистый’) появилось в эстонской печати только в 1818 году, а слитное имя «Ванапаган» (Старый Паган) возникло в течение 19-ого столетия, получив дополнительный импульс из народных сказаний [4] .

Описание

На процесс дифференциации эстонских великанов сильно повлияли публикации Фридриха Крейцвальда, и, в частности, его эпос «Калевипоэг». Калевипоэг и Тылль развились в сторону положительных героев, а Ванапаган превратился в отрицательного воина-гиганта, который начал сражаться против Калевипоэга и Тылля [4] .

Подобно чёрту и скандинавским троллям, Ванапаган боится восхода Cолнца; известны сказочные мотивы, когда при дневном свете он окаменевал. Для Ванапагана характерно отсутствие корыстной хитрости и неприязни к людям — в этом отношении он отличается от дьявола, с которым, однако, часто обменивается как именами, так и мотивами. И вместе с тем поведение Ванапагана очень похоже на поведение Калевипоэга и Суур-Тылля. Он физически силён, но обладает скромными талантами [4] .

В сказках Ванапаган часто боится волков и грозы. Это придаёт ему некоторое сходство с выходцами с того света, которые также боятся волков. Здесь может быть связь с германо-скандинавской мифологией, где волков называют «собаками Одина», и ужасный волк Фенрир поедает души умерших [5] .

Во многих сказках ванапаганы фигурируют во множественном числе, и только один из них, самый приметный, называется Ванапаганом с большой буквы и в единственном числе. Эти ванапаганы живут в лесу, на болотах или в пещерах. Их можно опасаться как обманщиков, но они часто хорошо ладят с людьми. Деревенские жители ходят к ним в гости (на свадьбы, крестины, по случаю рождения ребёнка). На праздниках у Ванапагана всегда богатый стол. Но там нельзя креститься (налагать на себя крест) и читать христианские молитвы, иначе хозяин превратит еду в навоз [6] .

Читайте также:
Джин Диксон — почему ее имя стало нарицательным

В других случаях Ванапаган — космогонический персонаж, который создавал большие формы рельефа (горы, озёра), собирал валуны, разбрасывал их или перебрасывал с одного места на другое (часто с целью разрушить церковь [7] ). Рядом с ним мог быть другой персонаж, называемый дедом, богом и т. п. В связи с этой ролью Ванапагана в нём заметны черты трикстера [8] .

Аугуст Кицберг в своём письме Якобу Хурту от 3 февраля 1889 года писал, что этот персонаж может иметь и исторический подтекст. По его мнению, ванапаганы были древними эстонцами, которые не приняли христианство и бежали в отдалённые места. Возможно, там они совершали странные дела, чтобы их оставили в покое. Затем народные сказания и суеверия сделали из ванапагана беса [9] .

Деятельность

Ванапаган мог строить церковь, город, мост, реже — дом, мельницу, башню до небес и прочее. Он даже хотел принести камни для строительства Санкт-Петербурга. Работы, выполняемые Ванапаганом, всегда остаются незавершёнными. Например, между посёлком Азери и устьем реки Пада в волости Виру-Нигула находятся длинные песчаные морские гряды (под водой они достигают трёх километров от берега). Камни на вершине одной из песчаных гряд в народе называют мостом Ва́наку́ради (мост Старого чёрта). Местные жители говорят, что Ванапаган хотел построить мост отсюда до Финляндии, но брёвна переломились [10] .

В другой раз Ванапаган пытался построить мост между островами Сааремаа и Хийумаа, но это ему тоже не удалось: он нёс камни в подоле, но подол порвался, и камни высыпались [10] .

Согласно ещё одной легенде, Ванапаган собирался побить Лейгера (это главный герой легенд Хийумаа) и набрал полные карманы камней, но трижды пропел петух, карманы порвались, и камни высыпались на землю деревни Изабелла. В этом месте находится охраняемый государством каменный могильник «Тондиские руины» (Tondi taskuvare), относящийся к концу 1-ого тысячелетия до Рождества Христова и к настоящему времени покрытый множеством больших валунов [11] .

В деревне Сууремыйза на острове Хийумаа есть треугольный валун. Он находится в нескольких сотнях метров к северу от церкви Святого Лаврентия в Пюхалепа. Его называют «Камень Ванапагана» (также «Тыллукиви»). Высота валуна 2,5 метра, охват — 13,8 метра. Является природоохранным объектом. По легенде, это один из трёх камней, которые рассерженный Ванапаган бросил в сторону церкви, когда она была заново отстроена. Два других камня находятся несколько дальше [12] [13] .

В деревне Рабавере есть большой валун. Ванапаган кинул его из Финляндии, когда строилась церковь Олевисте, но камень пролетел мимо и упал в поля Рабавере. Его назвали Сууренги [6] .

Захотел как-то Ванапаган построить себе церковь в парке Эрастфера. Набрал в карманы штанов камней, но когда первый раз дошёл туда со своей ношей, запел петух, Ванапаган бросил камни и убежал. На том месте до сих пор можно увидеть большую груду валунов [6] .

Посреди холма на территории хутора Сиртси в деревне Кырккюла исторического прихода Люганузе (эст.) ( рус. есть большое круглое отверстие. Ванапаган избрал этот холм местом для ада. Он начал строить там ад, но случайно опрокинул котёл со дёгтем и прожёг большую круглую дыру в центре холма. После этого Ванапаган отказался от своего плана [14] .

Вместе с Ванапаганом камни часто переносит и его жена [15] .

Ванапаган также фигурирует в легендах как искусный кузнец [16] , а его жена или мать — как ткачиха [17] .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: