Ванф — этрусская богиня смерти и загробного мира

Ванф — этрусская богиня смерти и загробного мира

Проводники душ в иной мир, или психопомпы

Эти божества помогают покойному совершить переход из мира живых в мир мертвых и сопровождают его в путешествии по преисподней. К богам этой категории относится древнегреческий Харон, египетские боги Анубис и Нейт.

Харон – мрачный старик в дряхлых одеяниях, перевозивший души по подземной реке Стикс в Аид. Для того, чтобы перебраться с одного берега на другой усопший должен были расплатиться с Хароном монетой, которую предусмотрительные родственники клали ему под язык.

Шакалоголовый бог Анубис – покровитель бальзамирования, мумификации и похоронного обряда подготавливал покойного к загробной жизни – руководил похоронным процессом, заботился о теле усопшего, расставлял канопы (4 сосуда со внутренностями) для защиты мумии и сопровождал душу умершего к месту совершения суда Осириса, определявшего, насколько благочестивую жизнь вел тот при жизни.

Богиня Нейт – защитница и покровительница усопших, сопровождавшая их в путешествии по Дуату – загробному миру. Она также являлась покровительницей одного из 4 сыновей Гора, голова которого венчала канопу, содержащую желудок покойного. Бинты, используемые при мумификации, древние египтяне считали даром богини Нейт.

Религиозные практики

Этрусское зеркало с изображением троянского жреца Калхаса в роли гаруспика. Калхас изображен в классической позе предсказания по печени: левая нога приподнята и опирается на камень, левой рукой он держит печень животного, а правой толкует знаки.

Этруски верили в глубинный контакт с божественностью. Они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Эти практики в общем были унаследованы римлянами. Боги назывались ais (позже eis), множественное число от которого — aisar. Они находились в afanu или luth, священном месте, таком как favi, могиле или храме. Туда необходимо было приносить fler (множественное число — flerchva) — «подношения».

Вокруг mun или muni, могил, существовали маны — души предков. В иконографии после V века до н. э. умершие изображаются путешествующими в подземный мир. В некоторых примерах искусства этрусков, таких как Гробница Франсуа в Вульчи, дух умершего определён термином hinthial (буквально «тот, кто внизу»). Специальный магистрат, cechase, присматривал за cecha, или rath, священными объектами. Тем не менее, каждый человек имел свои религиозные обязанности, которые были выражены в alumnathe или slecaches, священном обществе.

Никакое публичное событие не проводилось без netsvis, гаруспика, или его женского эквивалента, nethsra. Они читали выпуклости на печени правильным образом принесенной в жертву овцы. Хорошая, здоровая печень считалась благоприятным признаком в то время, как изъяны, паразиты и болезни были грозными предзнаменованиями или выражением недовольства богов. Печень животного разделялась на различные области, подвластные определенным божествам. Согласно этому делению, гаруспики могли узнать, какому божеству и какую именно жертву нужно принести, чтобы его умилостивить. Отдельно стоит отметить, что этрусские жрецы вынимали печень из жертвенного животного, римские же предсказатели по печени не вынимали орган из тела животного, а толковали знаки по органу и окружающим частям тела животного.

До настоящего времени дошла бронзовая модель печени, размеченная на секции, чья религиозная значимость до сих пор является предметом горячих споров; возможно, она выступала наглядным пособием для объяснения того, что должна означать выпуклость в этой области.

Стоит отметить, что прорицание при помощи гадания по внутренностям животных — это традиция, восходящая к культурам Плодородного полумесяца.

Рождение Анубиса

Египет отличался такой особенностью: почти каждая из крупных местностей почитала своих собственных богов. Главным городом, где процветал культ Анубиса, был Асьют. Местные жители отождествляли его с Гором и считали, что он является сыном бога Осириса.

Итак, отец Анубиса известен. Но кто же его мать? Согласно одной из легенд, это супруга злобного бога Сета. Видимо, влюбившись без памяти в прекрасного Осириса (действительно, с мрачным и хитрым карликом Сетом его трудно сравнивать), жена Сета Нефтида явилась своему божественному возлюбленному в образе его собственной жены Исиды. Тот не заметил подмены. Итогом связи стал младенец Анубис.

Немного о культе

Божество в облике человека с головой пса олицетворяло дорогу в мир тьмы – так гласит история.

Бог темноты – это еще и бог бальзамирования, хранитель мумий. В описаниях египетских храмов сохранились рассказы о статуях Анубиса, которые находились как внутри храмов, так и в гробницах – последнем пристанище фараонов.

Анубис изображался с головой собаки, так как выполнял охранные функции. Он был символом потусторонней жизни, а потому его покровительства следовало искать и добиваться.

У Анубиса было много имен, что свидетельствует о чрезвычайном распространении его культа в Египте. Он же – «повелитель Священного края», «повелитель пещер».

Египтяне с трепетом относились к той участи, которая ожидает душу после того, как она покинет бренное тело. А потому бог Анубис был одним из самых важных властителей мира. Являясь тем, кто встречает и провожает душу на последний суд, он неизменно пользовался большой популярностью, а его служители и храмы, посвященные ему, никогда не знали нужды.

Анку (кельты)
Анку, собирающий души.

Бретонцы, жившие на северо-западе Франции, считали, что Анку является олицетворением смерти. Его изображали, как высокого худого мужчину с белыми волосами или как скелет в сопровождении двух призраков. В некоторых культурах считалось, что Анку — первый сын Адама и Евы. Другие же утверждали, что человек, умерший в поселении последним в году, становится Анку. Анку означает «жнец мертвых». Когда опускается темнота, Анку на своей похоронной телеге, запряженной скелетами лошадей, ездит по сельской местности и собирает души умирающих. После того, как его тележка заполняется, Анку доставляет свой груз Анаону — царю подземного мира.

Кто такой Анубис?

Во всех мифах этот бог – проводник душ умерших. Его называют еще словом «психопомп», что и означает в буквальном переводе с греческого примерно следующее: проводник, перевозчик человеческих душ.

Читайте также:
Обряды очищения - избавьтесь от отрицательной энергии

Египтяне верили в то, что существует бессмертная часть души человека – Ка. Когда наступает биологическая смерть, Ка отделяется от тела и отправляется в загробный мир. Там-то ее и встречает бог с головой животного – божество-пес, Анубис.

Бог в облике человекоподобного существа с головой собаки должен охранять Ка по пути к Осирису и показывать ей этот путь.

Покровитель умерших усаживается вместе с новоприбывшей душой в лодку и начинает полное опасностей плавание. Вместе они преодолевают ужасные препятствия, избегают ловушек, ускользают от голодных змей, открывают при помощи волшебных слов некие врата, за которыми находится большой зал. В этом-то зале и вершит праведный суд Осирис.

Древнеегипетский бог, который на рисунках предстает в звериной ипостаси, оказывает усопшему последнюю услугу: поддерживает его, пока Осирис взвешивает его сердце на особых весах. Если исповедь души искренна, то весы не теряют равновесия (на одной чаше – сердце, на другой – Маат, то есть справедливость, порядок). Тогда для Ка открываются ворот, ведущие к вечному блаженству. Если душа лжет, если грехов много, то ее тут же пожирает чудовище Амат.

Повелители подземного мира

Это самая многочисленная группа богов, обязанностями которых являлось управление подземным миром, разрешение ситуаций, связанных с похоронными процессами и урегулирование споров между живыми и мертвыми. К богам этой группы следует причислить:

• древнегреческого бога Аида и его супругу Персефону, возвращение которой в подземный мир связывалось с осенним увяданием природы;

  • Аид и Цербер
  • Персефона. Богиня плодородия и царства мёртвых

• древнескандинавскую богиню Хель, дочь бога обмана Локи и великанши Ангрбоды. В конце времен, во время Рагнарёка она должна повести полчища мертвецов против богов Асгарда;

• супружескую чету богов шумеро-аккадского пантеона – богиню смерти Эрешкигаль и бога подземного мира – Нергала.

  • Рельеф Берни, по одной из версий, изображающий именно Эрешкигаль
  • Нергал с жезлом и серповидным мечом попирает врага. Фрагмент оттиска печати из Ларсы. Начало II тысячелетия до н. э. Багдадский музей

• индуистский владыка преисподней, Бог Яма;

• ацтекские божества: бог подземного мира (Миктлана) Аколмистли, владыка преисподней Миктлантекутли и его супруга Миктлансиуатль, Теояомкуи – покровитель павших воинов, а также бог смерти Шолотль.

  • Аколмистли Несауалькойотль
  • Статуэтка Миктлантекутли
  • Миктлансиуатль. Изображение богини в Кодексе Борджиа
  • Изображение Шолотля из Мексиканской рукописи

Предыдущая новость Был ли Ноев Ковчег банком ДНК?
Следующая новость Загадочная Куэва-де-Лос-Тайос: Тайны и Сокровища, которые переживают время

Политеистическая система верований

Суд Париса. 530 г. до н. э. Справа налево изображены богини Уни, Менвра и Туран.

Системой верования у этрусков был имманентный политеизм; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел. Сенека Младший говорил (спустя длительное время после ассимиляции этрусков), что различие между «нами» (население Римской Империи) и этрусками состояло в том, что: «Тогда как мы верим, что молнии высвобождается как результат столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы высвободить молнию: поскольку они приписывают всё божеству, они закономерно верят не в то, что вещи имеют значение потому, что они происходят, а в то, что они происходят, поскольку у них есть значение».

Этруски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, из которых двумя главными были Тагет и Вегойя.

В лейтмотивах искусства этрусков, касающихся религии, прослеживается три слоя. Один представлен божествами местного происхождения: Тиния, верховный небесный бог-громовержец, Вейя, богиня земли и плодородия, Catha, солнце, Тивр, луна, Сефланс, бог огня, Туран, богиня любви, Ларан, бог войны, Leinth, богиня смерти, Thalna, Turms и бог Фуфлунс, чье имя некоторым неясным образом родственно названию города Популония.

Этими божествами правили более высокие, которые, по-видимому, отражали индоевропейскую систему: Уни, Сел, богиня земли, Менрва. В качестве третьего слоя выступали греческие боги, заимствованные этрусской системой в течение этрусского периода ориентализации в 750/700-600 до н. э.: Аритими (Артемида), Апулу (Аполлон), Аита (Аид) и Паха (Вакх).

Мифология

Источники

Мифология подтверждена некоторым количеством источников различных сфер; к примеру, изображения на большом количестве керамики, надписи и выгравированными сценами на cistae (богато украшенных шкатулках) из Пренестины и на specula (богато украшенных ручных зеркальцах). В настоящее время опубликовано около двух дюжин выпусков Corpus Speculorum Etruscorum с описаниями этих зеркал. Некоторые этрусские мифологические и культовые персонажи присутствуют в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Этрусским надписям посвящена монография авторитетного учёного Хельмута Рикса «Etruskische Texte» («Этрусские тексты»).

Мифология

Главными богами этрусков были:

  • Тин (итал. Tinia) — небесный бог-громовержец, аналогичный Юпитеру.
  • Уни — жена Тина, аналогичная Юноне
  • Менрва (Минерва) — богиня мудрости, покровительница ремесел.
  • Туран (итал. Turan) — богиня любви и жизни, аналогичная Венере. Нередко изображалась в окружении пантер и лебедей с веткой в руке.
  • Аплу (итал. Aplu) — покровитель пастухов, родственный Аполлону. Связан с культом целебных вод. Изображался обнаженным мужчиной в лавровом венке.
  • Сефланс (итал. Sethlans) — безбородый бог подземного огня, аналогичный Гефесту и Вулкану. Изображался в хламиде.
  • Фуфлунс — аналог Диониса.
  • Нефунс (итал. Nethuns) — бог морей, аналогичный Нептуну. Его символом был трезубец.
  • Сатре — бог-первопредок, царь золотого века, аналогичный Сатурну

Боги загробного мира:

  • Айта — бог подземного царства, аналогичный Плутону.
  • Ванф (итал. Vanth) — крылатый демон смерти.
  • Турмс (итал. Turms) — бог преисподней, аналогичный Гермесу (Меркурий)
  • Хару (итал. Charun) — демон смерти, родственный Харону. Он изображался в виде существа с крючкообразным носом, острыми ушами, крыльями за спиной, в руке держал свой основной атрибут — молот на длинной рукояти. На голове его был колпак, а бедра прикрывала юбка.
  • Тухулка (итал. Tuchulcha) — змееволосый демон подземного мира. В могиле Орка он изображен как существо с крыльями грифа, ушами лошади, подымающимися в виде змей над головой волосами. Тухулка иногда изображался с двузубыми вилами
Читайте также:
Вольф Мессинг — биография и интересные факты о экстрасенсе

Второстепенными божествами были лазы (итал. Lasa) — в виде обнаженных девушек с крыльями, а также лесные демоны сильваны (итал. Selvans).

Собиратели человеческих душ, или жнецы

Это божества-исполнители, задача которых состоит в том, чтобы забрать душу умершего и доставить её в преисподнюю для дальнейшего решения её судьбы. Божества этой категории не принимают решения о дате смерти или ее обстоятельствах – этим занимаются боги и богини судьбы, такие как Мойры у древних греков, Парки у древних римлян, Норны у древних скандинавов.

  • Три мойры (Парки). Марко Биджо. Ок. 1525. Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини (Рим)
  • Норны. Германо-скандинавская мифология

Ярким представителем этой группы божеств является Танатос – олицетворение смерти у эллинов, единственным культовым центром которого была Спарта. По представлениям древних греков, жилище Танатоса находилось в Тартаре – глубокой бездне, расположенной под царством мертвых. Однако в моменты, когда Танатос не был занят сбором душ, он находился у трона владыки подземного мира – Аида. Он изображался молодым крылатым юношей, держащим в руке перевернутый вниз погашенный факел, символизировавший угаснувшую жизнь.

Танатос был единственным богом, который не принимал даров и был крайне ненавистен и богам, и простым смертным. Греческая мифология содержит несколько мифов, в которых герои вступают в противоборство с Танатосом и побеждают его. Так, Геракл вступил в сражение с Танатосом и отбил у него Алкестиду, а Сизиф обманом напоил бога смерти, связал его и запер в пиршественном зале.

Пророки и пророчества

Этрусские жрецы специализировались на предсказаниях. Они делились на авгуров (отсюда слово инаугурация) и гаруспиков. Первые гадали по полёту птиц, а вторые по внутренностям жертвенных животных (прежде всего по печени).

Религия этрусков была религией откровения. Её писанием был корпус этрусских текстов, названный Etrusca Disciplina (этрусские знания). Это название появляется полностью у Валерия Максима, но Марк Туллий Цицерон в эпоху поздней Римской республики ссылался на disciplina в своих записях по предмету. Массимо Паллоттино разделил известные (но не сохранившиеся) манускрипты на три группы: Libri Haruspicini, формулирующие теорию и правила прорицания по внутренностям животных, Libri Fulgurales, темой которых было прорицание по ударам молний, и Libri Rituales. Последние включали в себя Libri Fatales, описывающие правильные ритуалы основания городов и святилищ, осушения полей, формулирования законов и указов, измерения пространства и разбиения времени; Libri Acherontici, касающиеся загробной жизни, и Libri Ostentaria, правила для интерпретации предзнаменований. Откровения пророка Тагета были даны в Libri Tagetici, которые включали Libri Haruspicini и Acherontici, а прорицательницы Вегойи — в Libri Vegoici, которые включали Libri Fulgurales и часть Libri Rituales.

Эти работы не являлись пророчествами или священными писаниями в обычном смысле. Они ничего не предсказывали непосредственно. У этрусков не было никакой систематической этики или религии и никаких великих видений. Вместо этого они сконцентрировались на проблеме желаний богов: если боги создали вселенную и человека и имеют определённые намерения относительно всех и всего в ней, почему они не разработали систему общения с человечеством? Этруски полностью принимали таинственность желаний богов. Они не пытались рационализировать или объяснить их действия или формулировать относительно них какие-либо доктрины. Вместо этого они разработали систему дивинации, истолкования знаков, которые боги посылают людям. Поэтому Etrusca Disciplina в основном представляла собой свод правил гадания. М. Паллоттино называет её религиозной и политической «конституцией»; она не говорила, какие законы следует принять и как нужно поступать, а давала возможность спрашивать об этом у богов и получать ответы.

История учения

Прорицательские расспросы в соответствии с учением производились жрецами, которых римляне называли гаруспиками или жрецами. В Тарквинии находилась их община из 60 человек. Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: capen (сабинское cupencus), maru (умбрское maron-), eisnev, hatrencu (жрица). Они называли искусство гадания по внутренностям животных zich nethsrac.

Ванф — этрусская богиня смерти и загробного мира

Краткая история
Древние авторы об этрусках и Этрурии
Фрагменты из книг

Архитектура
Бронза
Вазопись
Геммы
Зеркала
Керамика
Саркофаги
Фрески Картины для мертвых
Ювелирное искусство

Исследования:

Письменность:

Стиль жизни:

Мода
Музыка
Кулинария
Обряды
Этрусские женщины

Темы на форуме “Новый Геродот”:

Этруcская мифология

А. И. Немировский. Мифы народов мира. (гл. ред. Токарев С. А.), М. 1992, т.2, стр. 672-674.

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской культуры уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков – тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты – двойной топор, трон и др. сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

Вселенная представлялась этрускам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя – земной поверхности, нижняя – подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней – видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждою индивидуума. Нижняя – невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры, соединяясь ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную – добрых.

Читайте также:
«Проверенные маги» или шарлатаны – колдун Аморай

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы. В отличие от греческой мифологии, этрусская мифология как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым – пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим – самым страшным – карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств.

Богиня Туран, имя которой означало “подательница”, считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в конце 6 в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва.

Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту – хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества – трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха.

Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в “главного бога Этрурии”, как его называет Варрон (Antiquitatum rerum. V 46). К числу богов “небесной долины” этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке – грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне).

Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой – войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус – хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции – мудрость, искусство и др.

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару – зловещий и молча-ливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии – проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней.

Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус – остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) – добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

Лит.: Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Иванов В. В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969; Немировский А. И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски, Воронеж, 1969; Тимофеева Н. К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.); Шенгелия И. Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Т6., 1975; Вауеt J., Неrс1e, Р., 1926; С1еmеn С., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936; Dumezil G., La religion des etrusques, в его кн.: La religion romaine archaique, Р., 1966; Enking R., Etruskische Gestigkeit, В., 1947; Grenier А., Les religions etrusque et romaine, Р., 1948; Hampe R., Simon Е., Griechische Sagen in der fruhen etruskischen Kunst, Mainz, 1964; Herbig R., Gotter und Damonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965; Heurgon J., Influences greques sur la religion etrusque, “Revue des etudes latines”, 1958, anne 35; Muhlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, B., 1969; Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni , IV); Piganiol А., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins L., 1959; Stoltenberg H. L., Etruskische Gotternamen, Levenkusen, 1957; Thylin C., Die etruskische Disciplin, t., 1-3, Goteborg, 1905-09.

Читайте также:
Оберег от сглаза и порчи своими руками

Мифы народов мира
ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ – Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков – тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты – двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя – земной поверхности, нижняя – подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней – видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя – невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную – добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, Э. м„ как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым – пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим – самым страшным – карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту – хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества – трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum. V 46). К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке – грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой – войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Май-ус – хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции – мудрость, искусство и др.

Читайте также:
Зираддин Рзаев — отзывы от клиентов и контакты

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару – зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии – проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус – остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) – добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

Лит.: Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Иванов В. В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.:

Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969;

Немировский А. И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски, Воронеж, 1969; Тимофеева Н. К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.); Шенгелия И. Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975; Вayet J., Hercle, P., 1926;

СIemen С., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936; Dumézil G., La religion des étrusques, в его кн.: La religion romalne archaïque, P., 1966;

Enking R., Etruskische Geistigkeit, В., 1947;

Grenier A„ Les religions étrusque et romaine, P., 1948; Натре R., Simon E.. Griechische Sagen in der Frühen etruskischen Kunst, Mainz, 1964; Herbig R.. Gutter und Dämonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965; Heurgon J., Influences grecques sur la religion étrusque, «Revue des etudes latines», 1958, annee 35;

Mtthlestein Н., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969; Pettazzoni R., La divinita suprema della rellgione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle rellgioni, IV); Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959; Stoltenberg Н. L., Etruskische Gotternamen, Levenkusen, 1957; Thylin C., Die etruakische Discipline, t. 1-3, Göteborg, 1905-09.

А. И. Немировский.

Фигура Аплу. 550-520 гг. до н.э.

Зеркало с изображением сатиров и менад. Около 480 г. до н.э.

Ванф – этрусский демон смерти

Демон Харун (позднее именовавшийся Хару) частый спутник Ванф, так же часто изображался на стенах этрусских гробниц. И этих двоих идентифицировали, как божеств (демонов) смерти, богов-психопомпов, сопровождающих души умерших к месту их посмертного пребывания.

Ванф одета в короткую юбку, на голой груди скрещены кожаные ремни. Факел в её руке, чтобы осветить путь, а ключи, чтобы отворить дверь в подземный мир.

Иногда в её руках меч или свиток, что подчеркивает функции Ванф, как божества судьбы.

Имя этого демона-богии интерпретируют, как “та, что держит дверь”.
Я нашла очень любопытные трактовки, возводящие образ к общему индоевропейскому фундаменту.
Плиний сообщает интересную историю о том, как некий демон в волчьем образе пытался вырваться из подземного мира и опустошить окрестности Вольсинии, но едва приподняв крышку колодца, он был тот час же загнан обратно. Приводится имя демона – Олта, Рашингер полагает, что по-этрусски оно звучало, как Велфа.
В Этрурии, в священном городе Вольсиниях почитался бог, чье имя передается, как Велтуна, Вертумн, Велтина.
Если верить Рашингеру, то тот демон-волк из колодца идентичен этому богу, которого считают хтонической формой главного бога этруссков Тина или богом круговорота в природе.
А теперь вспомним древнеиндийский миф о демоне Вале.
Некие демоны Пании (в единственном числе Пани) угоняют коров бога Индры. Тот вместе со своей собакой Сарамой, отыскивает пещеру демонов и возвращает пропажу. Демон Вала поднимает вой из глубин, но Индра поражает его.
Тут все очень символично, и участие собаки Сарамы, которая подобно волку, вечный союзник бога-громовержца, и образ демона Валы, который близок Велфу и балтскому Велсу. (Существуют легенды в которых Велс и волк враждуют).
А название демонов Паниев близко Пану, греческому богу природы.
Итак, в этрусском мифе мы видим чудовище, вылезающее из колодца (символ Нижнего мира), чаще он имеет вид волка, или человека с головой волка (или просто человека в волчьей маске).
Не восходит ли образ этрусской Ванф к этому древнему индоевропескому божеству, который имеет много общего с балтским Велсом и славянским Велесом?
О подземных божествах с головой волка и их связи с крылатыми змеиными богинями упоминалось в прошлом посте – Змееволосые богини, связанные с миром мертвых.

Читайте также:
Заговор на булавку — защитите себя и своих близких

Ванф – вестница смерти, иконографически близкая Эриниям (Фуриям) из прошлого поста, а типологически – скандинавским Валькириям, славянским Вилам, балтским Велям, которые опять же имеют ту же именную форму восходящую к Велсу, Вали, Вельтумну. Эти девы забирали души мертвых в потустороннее царство и имели крылья и прочие птичьи черты.

Ванф на самом деле очень напоминает собой Ангела Смерти .

Андрогинность, особенно в одежде, и крылья, свойственные этой богине, очень её сближают с обликом библейского вестника.

А на следующей фреске Ванф (слева) даже имеет какое-то подобие ореола над головой!

У Харуна, который окрашен в синий цвет, в руках молот и тоже крылья, как у его спутницы.

Ну а что же змеи?

Очень часто в этрусском искусстве типичная поза Богини со змеями, когда она держит их в разведенных руках, принадлежит не Ванф, а Харуну. (хотя чаще ему в руки вкладывали молот, которым открывает замок в царстве мертвых).

Кстати, еще одна интересная особенность, изображения Ванф и Харуна часто очень похожи. Отличием служит синий цвет кожи и борода Харона, но общим для них является склонность к андрогинизации их одежды: если закрыть рукой лицо, то по их нарядам не сразу поймешь – женское или мужское божество перед тобой.

К примеру, изображение Харона на сосуде в женской одежде, при этом он имеет типичный для себя атрибут – молот.

Я уже приводила пример, в котором типичный атрибут древней женской богини – 2 змеи, передавался её служителю или спутнику – Змеи Деметры, которые оказались у Триптолема.

В этрусском религиозным искусстве Харун не единственное божество, которое переняло атрибуты Ванф – змей и крылья. Примерно с 150 г. до н.э., когда этрусски ассимилировались с римлянами, греческое чудовище Тифон приобрел те же черты.

Этрусская мифология

Содержание

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, Э. м., как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии.

К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим — самым страшным — карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников.

Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу (см. рис.), отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества — трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской (см. рис.). Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum… V 46).

Читайте также:
Заговор от рожи — как излечиться с помощью молитв?

К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус — хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне).

Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции — мудрость, искусство и др.

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества.

На более ранних памятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии — проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней.

Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары.) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус — остаётся невыясненным.

По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) — добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших. (см. рис.)

  • Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964;
  • Иванов В. В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969;
  • Немировский А. И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски, Воронеж, 1969;
  • Тимофеева Н. К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.);
  • Шенгелия И. Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975;
  • Вауеt J., Herclй, P., 1926;
  • Clemen C., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936;
  • Dumйzil G., La religion des йtrusques, в его кн.: La rйligion romaine archaпque, P., 1966;
  • Enking R., Etruskische Geistigkett, В., 1947;
  • Grenier A., Les religions йtrusque et romaine, P., 1948;
  • Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frьhen etruskischen Kunst, Mainz, 1964;
  • Herbig R., Gцtter und Dдmonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965;
  • Heurgon J., Influences grecques sur la religion йtrusque, «Revue des йtudes latines», 1958, annйe 35;
  • Mьhlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969;
  • Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV);
  • Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959;
  • Stoltenberg H. L., Etruskische Gцtternamen, Levenkusen, 1957;
  • Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Gцteborg, 1905-09.

[А. И. Немировский MNME ]

Обрывок пергамента

(без конца и начала)

  • Последний обрывок
  • Стопка обрывков
  • Свиток друзей
  • Обрывок паспорта

Ноябрь 2021

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Закладки

  • “Вестник древней истории”
  • “Кунсткамера. Этнографические тетради”
  • “Южнороссийское обозрение”
  • 4
  • Австрия
  • Александр Басилая
  • Болгария
  • Британия
  • Великая Отечественная война
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Гергинаккум
  • Геркуланум
  • Германия
  • Государственный Эрмитаж
  • Греция
  • Древний Рим
  • Египет
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Крым
  • Латвия
  • Массимо Осанна
  • Микенская цивилизация
  • Минойская цивилизация
  • Мирмекий
  • Неаполитанские записки
  • Неаполь
  • Персия-Иран
  • Питер
  • Польша
  • Помпеи
  • Португалия
  • Прибалтика
  • Реконструкция
  • Россия
  • Скандинавия
  • Средневековье
  • Средняя Азия
  • Тамань
  • Тунис
  • Турция
  • Урарту
  • Финляндия
  • Швеция
  • Эль-Аргар
  • Этрурия
  • Япония
  • античность
  • архаика
  • археологические новости
  • археология
  • архитектура
  • библиография
  • бронзовый век
  • бронзы
  • видео
  • всякое
  • доистория
  • золото
  • инфантицид
  • историки среди людей
  • керамика
  • контрабанда культурных ценностей
  • мезолит
  • могильник
  • мозаики
  • морское
  • моя реклама
  • мраморы
  • музеи
  • музыка
  • некрополь
  • неолит
  • палеолит
  • портал “Новый Геродот”
  • праздники Древнего Рима
  • путешествия
  • ретрофото
  • сборники
  • скульптура
  • смотря кино
  • терракоты
  • фотографии
  • фрески
  • халколит
  • хетты
  • цветочки
  • читая книжки
  • энеолит

Хару, Тухулка и Ванф

Краснофигурный кратер из Вульчи

350-340 гг. до н.э.

Читайте также:
Защитные заговоры и молитвы от порчи, дурного глаза, смерти и воровства

Происходит из этрусского города Вульчи. Сейчас находится в Национальной библиотеке Франции в Париже.

В центре картины – прощающиеся царь Фер Адмет и его супруга Алкестида. Все мы помним трогательную историю о том, как Алкестида вызвалась заменить Адмета в подземном мире. Как раз в период подготовки к её похоронам Геракл и заявился в Феры. Гостеприимный Адмет не смог отказать гостю (которого он, кстати, не знал) и принял его в своем доме, не рассказав истинной причины своего горя.

Геракл поел, выпил и стал стыдить слугу, подававшего ему ужин, мол, что ты, мужик, такой угрюмый, подумаешь, кто-то там умер из дальних родственников. А слуга возьми да расскажи, что жена померла у Адмета, а не тетка из Бобруйска.

Геракл не был бы Гераклом, если б не решил вопрос кардинально. Он пошел к гробнице, где уже покоилась новопреставленная Алкестида, набил морду богу смерти Танатосу, пришедшему за женщиной, и привел последнюю обратно в дом.

На кратере по бокам от супружеской пары стоят этрусские демоны смерти. Слева – Хару, у него в руках молот для скорейшего перехода человека в иной мир (в амфитеатрах не случайно была подобная должность для добивания смертельно раненых гладиаторов). Справа – Тухулка со своими змеями. Здесь у них человеческие, хоть и мерзкие рожи, обычно у Тухулки вместо головы было нечто птичье с клювом. Это, кстати, не случайно, потому что у этрусков символами смерти были хищные птицы.

Так вот, Хару и Тухулка не проводники душ усопших в царство Аида (как, например, Харон, чье имя созвучно Хару), а, собственно, сами воплощения смерти. По сути, эти демоны выполняют роль стражников, не давая душам улизнуть по пути в загробный мир.

Они часто крылаты. У Хару практически единственный атрибут, его рабочий инструмент – молот. Арсенал Тухулки на фресках и керамике более разнообразен: вилы, тяжелый посох.

В общем, довольно мерзкие твари.

Демоны смерти Ларса Анины/Larth Anina

Еще одно изображение этрусских демонов смерти – уже знакомого нам Хару и Ванф/Vanth. Последний демон – женского рода. Вот, на мой взгляд, она, в отличие от Тухулки и Хару, ближе к психопомпам хотя бы по набору своих атрибутов. В руках у нее часто факел для освещения пути и ключи от дверей загробного мира, а с Тухулкой её роднят змеи, иногда обвивающие её руки. Никаких предметов для насилия или наказания у Ванф нет, зато (опять же – иногда) бывают воплощения судьбы – свиток или меч.

На иллюстрациях: Этрурия. Тарквинии. Некрополь Скатальини/Scataglini. Гробница этрусской фамилии Анина/Anina. III век до н.э. Открыта в 1967 году.

Larth Anina, упоминаемый в заголовке, по-видимому, родоначальник фамилии.

Ванф — этрусская богиня смерти и загробного мира

Все техники гадания связаны с богами и богинями, которых следовало определить, а затем, с помощью соответствующих обрядов, успокоить. Нам известно, что слово «бог» в этрусском языке звучало как «aesar» или «aisar». В связи с этим примечателен рассказ Светония о случае с памятником Октавиана Августа: первая буква слова CAESAR, начертанная на одной из статуй императора, была уничтожена ударом молнии, и гаруспики заключили, что император присоединился к небесному пантеону.

Благодаря разнообразным источникам, нам известны имена собственные многих этрусских божеств: помимо бронзовой модели печени из Пьяченцы, у нас также имеются вотивные приношения, где зачастую упоминается имя божества, а также бронзовые зеркала, на которых выгравированы мифологические сцены. В таких сценах часто фигурируют боги, имя которых указано рядом, и поскольку образ божества очень близок тому, что мы встречаем в Греции и в Риме, этрусского бога можно идентифицировать. Часто античные авторы передают нам греческие или латинские имена этрусских богов. Так, например, Тит Ливий рассказывает о храме Юпитера, сооруженном на Капитолии, хотя в действительности эта постройка была сооружена Тарквинием Гордым в честь триады богов под властью Тинии, верховного бога этрусков, соответствовавшего Зевсу. Совокупность этих разнообразных источников позволяет нам предположить, что этрусский пантеон состоял из трех типов божеств, во всяком случае, по их именам. Теперь мы в первую очередь расскажем о богах, которые носили исключительно этрусское имя, например о Тинии, затем — о богах и богинях, которые носили имя, копирующее их греческое или италийское называние, которых сразу можно распознать в их тосканском «обличье».

Боги с этрусскими именами

Итак, Тиния, или Тин, старец с бородой, встречается в изображениях на гравировках зеркал или на терракотовых сценах некоторых храмов, например в Орвието-Вольсиниях. Повторим, что это один из наиболее поразительных аспектов восприятия греческой культуры этрусками. Кроме того, в настоящее время бытует мнение, что греческая мифологическая культура проникла в Этрурию очень рано: достаточно примера удивительного сосуда-буккеро VII в. до н. э., обнаруженного в Черветери, на котором изображена сцена из легенды о Медее (по-этрусеки Метайе) и Ясоне. Совершенно точно, этрускам были известны некоторые толкования греческих мифов, которые нам не известны. Не будем останавливаться на особой роли Тинии в качестве бога-защитника этрусского союза: наименование «Вольтумна» должно считаться эпиклесой, уточняющей функцию бога Тинии, подобно тому, как Юпитер мог называться «Оптимус Максимус», или «Феретриус», или же «Лациарис». Латинские авторы превратили Вольтумну в Риме в Вертумна, бога весны, и, в конце концов, бога времени, что не противоречило его сущности бога неба и времен года.

Этрусские зеркала не всегда были украшены гравировками, и, к сожалению, современные коллекционеры иногда исправляли это «упущение», подделывая гравировки, дабы увеличить стоимость предмета. В эллинистическую эпоху производство грушевидных зеркал, а не круглых, какими были наиболее древние экземпляры с этрусской территории (среди прочих, из Вульчи), было расположено в Палестине. Здесь же изготовлялись бронзовые ларцы, которые были подобием дамской шкатулки, в которых встраивали зеркала. Таким образом, было совершенно естественно, что иконография зеркал была связана в первую очередь с женским миром и что богини имели здесь особое место. Вполне логично, что Венера-Афродита занимает среди них первое место: часто она изображалась под тосканским именем Туран в окружении нимф. Интересно отметить, что мы встретим имя Туран в порту-эмпории Грависка, на вотивных предметах, обнаруженных в святилище Афродиты, рядом с другими посвящениями на греческом языке, например на аттической керамике — все для той же богини: эта связь между Афродитой и Туран является одной из наиболее показательных.

Читайте также:
Алена Полынь — ведьма, способная изменить мир

Среди богов-мужчин в изображениях на зеркалах часто фигурирует Гермес в разных обличиях, но его весьма просто идентифицировать по атрибутам — кадуцей (жезл глашатаев), петас (широкополая шляпа) и крылатые сандалии. Гермес предстает под этрусским именем Турмс, которое отличается от греческого и латинского (Меркурий) аналогов. Мы уже отмечали выше, когда говорили об этрусских магистратах, что слово Турмс фигурировало на одной из надписей, недавно найденной в Цере-Черветери: она была выгравирована на весовой гирьке из бронзы и свинца, что, очевидно, было связано с его функцией бога торговли. Но чаще всего Гермес появляется как вестник, например на чернофигурной амфоре из Вульчи, где Турмс сопровождает трех богинь, вовлеченных в Суд Париса.

Этот первый список, который мог быть более длинным, можно завершить именами Сетланс и Фуфлунс, которые так или иначе связаны с городом Популонией. Первый бог изображен на лицевой стороне бронзовых монет III в. до н. э., которые чеканили в Популонии, монетный двор которой был одним из самых крупных в Этрурии. На оборотной стороне были изображены клещи и молот, и здесь же имеется надпись «Поплуна», то есть — Популония. Сетланс, бог в колпаке, это никто иной, как Гефест, орудия труда которого напоминают о металлургической деятельности, основной, как известно, в Популонии. А Фуфлунс, бог вина, несомненно, соответствовал Дионису. Это имя, возможно, фигурировало в тосканском фольклоре в гимне пьянства, посвященном Фафлону. В культе Фуфлунса имеется особенность, которая позволит нам перейти к другой группе божеств: этот этрусский бог вина был известен также под именем Паша, то есть Бахус. Мы уже многократно говорили об этрусских жрецах Бахуса («pachatura»), но одновременно с этим на многих вотивных приношениях указано посвящение Фуфлунсу-Паша, Дионису-Бахусу. Второе слово, греко-латинское, в обоих случаях, похоже, выступает в роли эпитета, эпиклесы. В случае с другими богами такой двойственности не было и нам известны только лишь греческое или италийское имя в этрусской форме.

Боги с греко-италийскими именами

Одним из наиболее ярких примеров является Апулу (или Аплу, с фонетическим феноменом выпадения гласной), который как две капли воды похож на греческого Аполлона, если учесть, что этрусская соответствует греческой — о. Его изображения были одни из самых известных в Этрурии — достаточно упомянуть лишь великолепный акротерий из терракоты Аполлона из Вейев, украшающего храм Потроначчо. И все же существование в Этрурии культа этого божества, не обозначенного на модели печени из Пьяченцы, долгое время оспаривалось: действительно, восприятие мифологического образа вовсе не ведет за собой автоматическое принятие его в религии. Однако обнаружение в Грависке якоря IV в. до н. э. с греческим посвящением Аполлону Эгинскому, сделанным богатым судовладельцем Состратом, позволяет предположить, что этот культ все же существовал в Этрурии. То, что было сказано об Афродите/Туран, должно быть верно и для Аполлона/Апулу. Однако греческие авторы, несомненно, имели тенденцию преувеличения роли Аполлона и его дельфийского святилища в этрусской истории. Так, например, в Цере после битвы при Алалии, было ли этрускам настолько необходимо обращаться к Пифии, чтобы положить конец «чуме», сразившей их город, после чего они изгнали фокейских пленников? Можно предположить, что тосканские гаруспики имели достаточно средств в своем арсенале, чтобы навлечь божественную кару. Во время недавних раскопок святилища Цере в Пирги были обнаружены посвящения богу Сурису, в котором также видят Аполлона. Хотя это сравнение и убедительно, следует сразу отделить его от греческого Аполлона-Аплу, который не имел с ним ничего общего.

Можно также упомянуть в этом ряду такие греческие имена, как Артумес (Артемида), Аита (Аид) и, особенно, имена героев, которые были очень популярны в Этрурии, — Геркл (Геракл). Случай с Сурисом/Сораном показывает, что этруски все же не жили в состоянии изоляции, а совсем наоборот — осуществляли постоянный культурный обмен, и сам их язык воспринял неоспоримые внешние влияния.

Начнем с богинь и прежде всего со спутниц Тинии в «капитолийской триаде». Здесь супруга Юпитера заслуживает особого внимания: в этрусском языке это Уни, имя, очевидно напоминающее Юнону. Помимо Рима, Уни играла роль первого плана в Вейях, которым она покровительствовала. Под именем Царицы Юноны она фигурирует в Риме на Авентине. Ее имя также встречается на золотых пластинках из Пирги, где она соответствует финикийско-карфагенской Астрате. Согласно греческим источникам, которые упоминают в повествовании об этом святилище богинь деторождения и утренней зари Илифию и Левкофею, можно предположить, что Уни, вследствие этой исследовательской игры «интерпретаций», превратилась и в их аналог.

Менерва, имя которой вследствие выпадения гласной читается Менрва или Мерва, является никем иным, как италийской Минервой. Эта этрусская богиня, кажется, тоже играла роль первого плана в тосканской религии: в конце концов, это кажется вполне нормальным, учитывая привилегированный статус этрусской женщины. Так, например, Менерва, судя по вотивным приношениям, вероятно, была одной из богинь покровительниц святилища Портоначчо, которое принадлежало не одному лишь Аполлону. Сюда же следует отнести Нетунса/ Нептуна, Селванса/Сильвана, бога «нелюдимых» мест, в имени которого присутствует тот же суффикс, что и у Сетланса. Известен также Кулсанс — двуликий Янус, и Марис, имя которого напоминает Марса. Что касается последнего, в изображениях на зеркалах фигурирует некий Ларан, имеющий обличие бога войны. Таким образом, эти примеры иллюстрируют, что несмотря на то, что нам понятны многие религиозные сцены, в которых свирепствуют боги и богини, мы также сталкиваемся с более сложными ситуациями, которые очень сложно объяснить.

Читайте также:
Заговор на беременность — как зачать желанного ребенка?

Демоны из потустороннего мира

Мы уже отмечали не раз, что наши источники по этрусской цивилизации в первую очередь связаны с похоронными обрядами, и путешествиям в потусторонний мир, поскольку именно гробницы и погребальные дары дают нам наиболее яркие материалы по истории этрусков. Сцены погребений и загробной жизни являются одними из наиболее часто встречающихся мотивов в этрусском искусстве, особенно в эллинистическую эпоху. Конечно, боги загробного мира фигурируют в некоторых сценах. Можно ограничиться лишь упоминанием изображений в гробнице Голини I в Вольсиниях-Орвието; несколько лет тому назад они были отреставрированы и нашли свое место в новом археологическом музее. На них изображено пиршество в царстве мертвых, во главе которого стоит Аита (Аид) с головой волка (рисунок Микеланджело доказывает, что художник видел эту фреску в эпоху Возрождения) и Персипне (Персефона-Прозерпина).

Образ этих богов нам вполне знаком, но наряду с ними изображены множество демонов мужского и женского рода, которые должны сопровождать покойного в потусторонний мир, и они-то нас удивляют больше всего. Их присутствие тревожит, и долгое время толкователи считали, что у этрусков доминировало пессимистическое видение потустороннего мира, и эта разочарованность была связана с ощущением гибели их цивилизации. Многие среди этих изображений относятся к поздней эпохе, как мы уже говорили. В действительности ничего подобного не было. Эти демоны, очень часто изображенные с крыльями (что предвосхищает современное изображение ангела), всего лишь провожали умерших в их последнее и рискованное путешествие. — Хару, или Харун, конечно, напоминающий Харона, греческого перевозчика в царстве Аида, был неоднократно изображен в этой же гробнице Тарквиниев. Для него характерен крючковатый нос, змеи на голове и молот. Но это орудие вовсе не предназначалось для избиения умерших, а только лишь для того, чтобы закрывать решетки, преграждавшие вход в царство мертвых. Тухулха имеет еще более пугающий вид с его хищным клювом и змеями. Более приятно выглядит добряк Ванф, который изображен, например, на большой каменной урне, найденной близ Клузия и хранящейся в музее Флоренции. Сидящий подле молодого усопшего, Ванф как будто покрывает его одним из своих крыльев, а в левой руке она держит свиток, на котором начертана судьба, ждущая ее временного спутника. Ванф и Харун фигурируют на стене гробницы Франсуа в Вульчи, где изображена сцена жертвоприношения троянских пленников. Для этрусской ментальности Ванф и Харун не могли находиться далеко от этих умерших. В этой серии «ангелоподобных» персонажей следует выделить многочисленных Лаз, изображенных, в частности, на погребальных урнах. Ограничимся лишь упоминанием об одной из них, самой красивой, сделанной из травертина и найденной в Перузе. На урне изображены две крылатые Лазы по обе стороны двери, которая может быть только дверью в царство мертвых.

Эти красивые женщины-демоны предстают перед нами в своем классическом обличье: грудь их обнажена и на ней перекрещены два ремня, а в руке они держат факел, освещающий путь в потусторонний мир.

Читайте также

Боги свои и боги чужие

Боги свои и боги чужие Когда греков спрашивали: «Кто ваш бог?», они отвечали: «Богов у нас много». Когда спрашивали: «А кто главный?», они отвечали: «Двенадцать олимпийцев: Гестия, Гера, Гермес, Деметра, Арес, Артемида, Зевс, Афродита, Гефест, Аполлон, Посейдон и Афина». Список

БОГИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия

Боги Начнем с Афины — любимицы верховного бога Зевса. Вопрос 2.1По наиболее распространенному мифу, она родилась из головы верховного бога. До этого Зевс проглотил ее мать, Метис.Зачем Зевс так поступил с матерью Афины? Насколько мне известно, других своих жен и

Боги Ответ 2.1Богини судьбы, Мойры, предсказали Зевсу, что от богини Метис у него должен родиться сын, который свергнет его с престола.Ответ 2.2Афина самолично учредила суд, который назывался Ареопаг, ибо заседал на холме Арея (Ареса), бога войны.Ответ 2.3 «От безначалья, сколь

Боги Месопотамии

Боги Месопотамии Древние наблюдатели видели в Месопотамии земной рай, не всегда сознавая, какими титаническими усилиями здесь создавалось изобилие. Текущие с гор Урарту Тигр и Евфрат с их многочисленными притоками переполнялись весною талыми водами и превращали низины

БОГИ Все техники гадания связаны с богами и богинями, которых следовало определить, а затем, с помощью соответствующих обрядов, успокоить. Нам известно, что слово «бог» в этрусском языке звучало как «aesar» или «aisar». В связи с этим примечателен рассказ Светония о случае с

Глава 3. Боги

Глава 3. Боги Прежде чем мы попытаемся приблизиться к древнему знанию, узнав о всевозможных версиях возникновения в египетской пустыне каменных пирамид, давайте познакомимся с египетской мифологией, к персонажам которой нас то и дело будут отсылать различные

Боги, просто боги…

Боги, просто боги… Откроем Книгу мертвых и найдем в гимне и молениях Осирису следующие слова: «Приветствую тебя, о повелитель звездно-подобных божеств в Анну и небесных существ в Кхер-аха».Заметьте, существовало четкое разделение высших особей на божеств и просто

Боги Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомним Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).Представление о главных языческих богах

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: