Виды демонов по источникам средневековья и современности

Демонология: виды и классификация демонов

О демонах слышали все. В средние века была составлена подробная классификация этих существ, над которой работали видные европейские философы, оккультисты и монахи. Российская демонология вобрала в себя народные верования, основанные на наблюдениях за природой и домашним бытом.

Вопросом демонологии я заинтересовалась после небезопасного увлечения черной магией моей сестры, которая попала на лечение в состоянии затяжной депрессии. Она совершила несколько попыток вызова демона, после чего получила сильное нервное истощение. Чем опасны демоны для людей, где они обитают, можно ли войти с ними в контакт? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Кто такие демоны

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Несмотря на подробное описание демонов средневековыми учеными-теологами, эта тема полностью не раскрыта. Описание демонов носит хотя и конкретный, но не определенный до конца характер. Иногда описание демонов одним ученым богословом противоречит мнению и описанию другого. Христианская теология отталкивается от дуалистического восприятия мира, в котором добро постоянно воюет со злом. Поле битвы этих дуальных сил — человеческие души.

Демоны, согласно христианскому учению, являются падшими ангелами, проклятыми Богом. Они сохранили свое ангельское естество, но утратили безгрешность. Предводителем падших ангелов является Люцифер, который вознамерился стать равным Богу и занять его место. После того как Бог низринул Люцифера с небес, тот увлек за собой треть ангелов небесных. Они и стали именоваться демонами и бесами. Отныне их главной задачей становится распространение зла и греха среди людей.

Так как демоны и их предводитель Сатана (бывший Люцифер) ничем не могут навредить Богу и его воинству, то всю своею злобу и ненависть они обратили против его подобия — человека. В своих кознях Сатана постоянно использует ложь, прикрывая ее правдоподобными вымыслами. Так, он способствовал созданию многих лжерелигиозных культов, которые уводили и уводят людей от истины. Неправильное поклонение Богу приравнивается поклонению дьяволу и демонам, что и нужно Сатане.

Также Сатана постоянно пытается доказать людям свою силу и мощь, претендуя на господствующее положение в их сердцах. Для этого он использует целую армию колдунов и ведьм, которые обольщают людей ложными чудесами и иллюзией. Например, при магическом вызове покойного вместо него приходит бес, а человек принимает беса за душу умершего. Таких ложных чудес, которые совершают колдуны с помощью нечистой силы, великое множество.

В Ветхом завете упоминаются следующие имена падших ангелов:

  • дьявол, он же Люцифер — с греческого языка переводится как клеветник;
  • Сатана — с древнееврейского переводится как противник, губитель; этим словом обозначают всех падших духов;
  • Велиар — с древнееврейского переводится как развратник и негодяй;
  • Вельзевул — обозначает князя бесовского, встречается в обоих заветах — Старом и Новом;
  • демон — это злой дух;
  • бес — это тоже злой дух.

Бесовское царство имеет четкую иерархию, руководят им 4 верховных демона: Люцифер, Вельзевул, Астарот, Молох. Однако в других источниках вместо Молоха упоминается Левиафан или Велиал.

Один из ведущих демонологов 16 столетия П. Бинсфельд выделял 7 верховных демонических существ согласно семи смертным грехам:

  1. Люцифер — гордыня.
  2. Маммона — скупость.
  3. Асмодей — похоть.
  4. Сатана — гнев.
  5. Вельзевул — чревоугодие.
  6. Левиафан — зависть.
  7. Бельфегор — лень.

В каббалистической демонологии выделяют 10 верховных дьяволов, которые соответствуют десяти темным сфиротам Древа Жизни.

Девять демонических чинов

Некоторые демонологи предположили, что бесовская иерархия копирует ангельскую и содержит девять чинов:

  1. псевдобоги во главе с Вельзевулом;
  2. духи лжи во главе с Пифоном;
  3. изобретатели злых дел во главе с Велиалом;
  4. мстители во главе с Асмодеем;
  5. обманщики во главе с Сатаной;
  6. наводящие бедствия и заразу во главе с Мерезином;
  7. фурии во главе с Абаддоном;
  8. обвинители во главе с Астаротом;
  9. искусители и злопыхатели во главе с Маммоной.

Псевдобоги — это те, кто притворяется истинным Богом. К ним относится весь греческий пантеон и языческие божества.

Задача духов лжи — вводить в заблуждение, используя гадания и пророчества. Это сохраняется и поныне, целая армия «ясновидящих» вводит народ в бесовское заблуждение и наваждение. Всевозможные гадалки «от бога», прорицатели и предсказатели уводят людей от истины, выдавая ложь за правду.

Задача изобретателей злых дел — уклонение от выполнения божьих заповедей. Для этого они создали множество разновидностей порочных искусств и занятий.

Задача мстителей и карателей — заставить людей жить мыслями о возмездии вместо выполнения заповеди любви и всепрощения. Демоны убеждают их, что необходимо отомстить тому, кто этого заслуживает.

Обманщики обольщают человечество ложными чудесами. Их задача — увести от истины. Они могут принимать образ просто человека с даром божьим, но иногда представляются посланником самого Бога.

Наводящие заразу духи господствуют над воздушной средой, через которую они передают различные эпидемии и мор.

Задача фурий — разжигать рознь, сталкивать людей, вводить в состояние войны и ненависти. Они работают как с отдельными личностями, так и с целыми народами и государствами.

Обвинители управляют клеветой, ложными доносами, оговорами и сплетнями. Они вводят человека в недоумение, а весь компромат отправляют своему главарю Астароту.

Задача искусителей — ввергнуть людей в грехи. Особой удачей считается превращение богобоязненного человека в греховодника.

Читайте также:
Число 1 в нумерологии — значение цифры для рожденных с ней

Три уровня темной иерархии

Некоторые богословы и теологи средневековья уверены, что в мире демонов сохранился порядок ангельской иерархии.

Первый уровень

Как и в мире ангелов, этот уровень содержит в себе 3 ступени:

  1. серафимы;
  2. херувимы;
  3. престолы.

Серафим Вельзевул копирует архангела Метатрона, обитающего в божьих чертогах. Однако Вельзевул занимается обольщением и соблазняет людей возгордиться. Серафим Левиафан делает все возможное, чтобы склонить людей к ереси и отвернуть от церковного вероучения. Серафим Асмодей обольщает материальным изобилием.

Херувим Балберит побуждает человека к самоубийству, обучает злоречию и сеет вражду между друзьями.

Престол Астарот побуждает людей к безделью, заражает леностью и депрессией. Престол Верен сеет рознь и вражду друг к другу. Престол Грессин склоняет к неряшливости и учит любить физическую грязь. Престол Соннелон склоняет к мести и ненависти.

Второй уровень

Этот уровень содержит в себе следующие 3 ступени:

  1. господства;
  2. силы;
  3. власти.

Господство Элле соблазняет богатством, господство Розье совращает на блуд и разврат.

Князь сил Верье побуждает нарушать обеты послушания.

Власть Карро наделяет жестокостью и уничтожает милосердие. Власть Карниван заставляет быть бессовестными, не чувствовать вину за совершенные прегрешения и не ощущать потребность в покаянии.

Третий уровень

В этом уровне тоже 3 ступени:

  1. начала;
  2. архангелы;
  3. ангелы.

Начало Велиал склоняет людские души к превозношению и высокомерию. Именно им была создана мода и оценка внешности. Также он склоняет людей к легкомыслию, болтливости и невнимательности; особенно любит отвлекать внимание на богослужениях.

Архангел Оливий учит презирать бедность, проявлять жестокость к бездомным и не подавать милостыню.

Места обитания демонов

Это еще одна классификация, предложенная монахом Михаилом Пселлом. Этот теолог считал, что демоны могут обитать в разных местах и не привязаны к адской обители. Труды Пселла не сохранились в оригинале, но их часто цитировали другие авторы и теологи.

Согласно теории Пселла, демоны огня обитают под луной или в высших слоях небесной сферы. Им нет дела до мира людей, с которым они не контактируют. Огненные демоны примут участие как обвинители в Судный день.

Демоны воздуха обитают в мире людей, поэтому и представляют для них определенную опасность. Именно этих демонов следует остерегаться. Они периодически навещают ад по различным делам, затем вновь возвращаются в мир людей. Эти существа непосредственно воздействуют на жизнь людей, могут вызывать природные катаклизмы разрушительной силы и облекаться в видимую форму.

Демоны земли также обитают среди людей, как и воздушные. Они приносят беды и несчастья, но могут и просто жить в облике обычного человека в обществе людей. Среди них есть и нейтральные по своему отношению к людям духи.

Демоны воды обитают в любых источниках, занимаются вредительством среди мореплавателей и представителей подводного царства. Эти демоны могут показываться людям в облике женщины, ведут себя агрессивно и любят пакостить.

Подземные демоны находятся в пещерах и расщелинах. Они вредят всем, кто находится под землей, включая шахтеров и горнорабочих. Именно подземные демоны вызывают разрушительные землетрясения и сход селевых потоков, а также они занимаются порчей фундамента жилища человека.

Демоны люцифуги являются светоненавистниками, они никогда не выходят из ада и не показываются людям. Их невозможно одолеть магией, а также защититься с помощью магической печати или оберега.

Пселл считал, что вызвать обрядом можно только демонов стихий, остальные не откликаются на призывные слова. Чтобы вызвать демона стихий, нужно было прийти к месту его обитания. Например, водную нечисть вызывают у водоема.

Род занятий демонов

Нечисть классифицируют и по роду занятий, которым она владеет. Эту классификацию предложил в 15 столетии Альфонс де Спина. Классификация довольно спорная и не признается многими теологами из-за неточности описаний.

Классификация по Альфонсу де Спина:

  • парки;
  • чистые демоны;
  • помощники ведьм и колдунов;
  • инкубы и суккубы;
  • полтергейст;
  • марширующие призраки.

Парки — это три богини судьбы римской мифологии. Де Спина считал их нечистью, которая оказывает непосредственное влияние на людские судьбы.

Чистые демоны, по мнению де Спина, нападают исключительно на святых людей. Особое значение для этих нечистых духов имеет удача в совращении праведника и ввержение его души в пучину греха и страсти. Также существуют демоны сновидений, которые насылают кошмары и питаются энергией страха спящего человека.

По мнению де Спина, к каждой ведьме и к каждому колдуну приставлены помощники, родом из ада. Обычно они имеют облик домашнего или дикого животного небольших размеров. Это может быть филин, кот, собака. Отдельный вид нечисти заставляет ведьм вспоминать шабаши, которых не было. То есть это ложные воспоминания, вводящие в полное заблуждение.

Суккубы и инкубы — это демонические сущности, которые соблазняют мужчин и женщин, вступают с ними в интимные контакты и питаются энергией сладострастия. Помимо этих сущностей, де Спина обозначил и демона, питающегося мужским семенем. Согласно другим источникам, из извергнутого семени рождались нечистые духи.

Также Альфонс де Спина выделял марширующих призраков, которые являются в виде толпы людей. К нечисти был причислен и полтергейст — шумный домашний дух.

Планетарные соответствия по Корнелию Агриппе

В древних оккультных источниках находится информация о духах, которые покровительствуют планетам. Например, о демонах планет было указано в древнем трактате «Ключ Соломона». Корнелий Агриппа составил подробную таблицу соответствий демонов планетам, которую можно найти в «Оккультной философии», т 4. Автор описал внешний облик существ, особенности поведения и ряд вопросов, с которыми к ним можно обратиться при вызове.

Читайте также:
Королева Кубков Таро — значение карты в раскладах

Если нужно сделать приворот или сексуальную привязку, обращались к духам планеты Венера. Если нужно было одолеть врага, обращались к духу планеты Марс. То есть каждая из семи планет Солнечной системы имела своего демона-покровителя. При вызове сущностей следовало в точности соблюдать все соответствия, указанные в трактате. К ним относится час проведения обряда, день недели, драгоценный камень и иная атрибутика.

Современная классификация

В наши дни была сделана еще одна попытка классифицировать демонов по роду занятий. Этим занялась демонолог Стефани Конолли. Она составила классификацию, удобную для магического вызова того или иного демона и беса.

Для приворотов и разжигания страсти обращаются к Лилит, Астароту или Асмодею. К ним же обращаются для привлечения второй половинки и поиска сексуального партнера.

Для наведения порчи и мести врагам обращаются к Абаддону, Андрасу либо Агалиарепту. С помощью этих демонов пытаются одолеть противника, превосходящего силой и умением. Также в черном деле помогают их слуги.

Чтобы убить врага физически, обращаются к демонам, заведующим некромантией. Это Бабаэль, Ваалберит и Эврин. Также к ним обращаются, чтобы избежать преждевременной смерти.

Черную магию используют не только для приворотов и порчи, но и для исцеления. Для избавления от тяжелых недугов обращаются к демонам Велиалу и Верье, а также к Веррину.

Для усиления результатов магических обрядов и контакта со стихиями обращаются к Дагону, Левиафану, Люциферу. Эти демоны управляют природными стихиями и смогут помочь в установлении контакта с ними.

Приобрести богатство или разорить врага — с этими просьбами обращаются к Маммону, Вельзевулу или Бельфегору. Эти демоны заведуют материальной составляющей жизни людей, также у них можно попросить удачу для решения любого вопроса.

Увеличить свой информационный багаж и постичь тайные магические знания помогают демоны Пифон, Делилитор и Ронве. Однако эти бесы открывают тайные знания только черным магам, работающим со светлыми силами к этой информации путь закрыт.

Русская демонология

Славяне верили в нечисть еще задолго до крещения Руси. Влияние христианского вероучения несколько изменило представления людей о демонических существах, но не коренным образом. Скорее, христианское богословие добавило новых существ к уже имеющимся.

Яркими представителями дохристианской и постхристианской демонологии являются заложные покойники, иными словами — ходячие мертвецы. Также их называли упырями.

Славяне верили в нечисть Бадзулу, который мог превратить в бродягу и пьяницу любого человека. Этот дух появлялся на улицах селений осенью и имел облик женщины, одетой в рванье. Чтобы защититься от этого духа, с поздней осени крестьяне подозрительно относились к путникам.

Славяне одухотворяли всю природу и населяли реки, леса, поля и болота разными духами. С приходом христианства эти духи автоматически были причислены к нечисти. Чтобы защитить себя и свой дом от негативного влияния нечистой силы, славяне делали специальные обереги и читали защитные заговоры. Также крестьяне верили, что и болезни тоже насылают злые духи, поэтому при недомогании начинали их прогонять особенными ритуальными действиями.

В славянском фольклоре присутствуют и злобные духи, ранее бывшие людьми. Это мавки и русалки. Чтобы задобрить злобных существ, славяне делали им подношение. Помимо злых, рядом с человеком обитали и добрые духи. Например, домовые. Домашний дух почитается и поныне, в него до сих пор верят многие люди, как и дети верят в деда Мороза.

Как вы видите, русская и славянская демонология отличается от европейской. Корни у русской и европейской демонологии разные, поэтому соответствий практически нет.

♛♛♛ Виды демонов: ♛♛♛

Мелкий бес, выдающийся разносчик чумы. Способен прикидываться крысой на материальном плане. На всех прочих планах это – маленькое чёрно-красное существо с пористой физиономией, хитиновыми крыльями и складчатым, как гармошка, брюшком.

Марид, обладающий необычайной силой и крепким телосложением.

Огненный демон, второй по могуществу вид духов.

Управляемый вид демонов, по рангу ниже маридов, афритов, джиннов и фолиотов. Каждый из шести бесовских пальцев снабжён присоской, а сам бес – скверным характером мелкого пакостника.

Демон самого низкого уровня, обладающий очень ограниченными умственными способностями. Букашки могут быть опасны, если вырвутся из-под контроля. Жала под их хвостами вызывают чрезвычайно болезненные опухоли.

Демон с головой петуха и телом ящерицы, способный убивать взглядом. Чтобы его вызвать, необходимо запастись зеркалом и поставить зеркала по сторонам от пентакля, чтобы василиск мог смотреть только в одну сторону, где его будет ждать написанный приказ.

Созданный из оживленной глины великан. На его голове расположены два обычных глаза и большой, более видимый, глаз-телескоп, который позволяет хозяину контролировать голема. Во рту у голема содержится магический манускрипт, который является источником его силы и делает его непобедимым.

Вид могущественных духов, способных изменять форму и влиять на людей. Кстати сказать, они также обладают прекрасным ночным видением и приятной наружностью.

Трусоватое существо, по виду и повадкам, смахивающее на унылую жабу

Самый могущественный вид демонов. Обычно состоят на службе у волшебника. Они излучают столько силы, что нетрудно отслеживать их перемещения по постоянному волшебному следу: там, где они прошли, он остается висеть в воздухе отчетливо, как след проползшего слизняка. Только не говорите этого в присутствии марида!

Читайте также:
Действенный заговор на кольцо на все случаи жизни

Мелкий бес, ещё более непривлекательный чем жабб, хотя и трудно поверить, что такое возможно

Посыльный, или бес-посланец

Демон низшего уровня, который разносит сообщения волшебникам. Обычно после завтрака и незадолго до заката.

Джинн, принимающий облик соблазнительной женщины. (Инккуб – мужчины)

Глубинная составляющая духа, в которой содержится его природа и его «я». В мире волшебников демоны вынуждены состыковывать свою сущность с тем или иным физическим обликом. Чем дольше они находятся в мире, тем сильнее болит их сущность и тем больше духи слабеют, вынужденные таскать на себе физическое обличье… А в Ином Месте, откуда они все происходят, сущности смешиваются свободно и хаотично. А ещё сущность не выносит розмарина, чеснока, серебра и всех этих новомодных синтетических материалов, вроде пластика и выхлопных газов.

Величайшие сущности Иного Места

По силе превосходящие афритов и маридов. Обычно для вызова таких сущностей нужно не меньше четырёх волшебников, а тот, кто трубит в рог вызова, пытаясь материализовать подобную громадину, рискует быть испепелённым отдачей от смеси планов. Необходим огромный пентакль и сильнейшие амулеты. Один из наихудших примеров вызовов подобного уровня – судьба Атлантиды. Тамошние волшебники просто не потрудились нарисовать пентакль…

Разновидность джиннов. Внешний вид утукку: четыре метра роста, головы зверей или хищных птиц, хрустальные кирасы и пылающие огнём изогнутые мечи. Непроходимо тупы. Известны также своей страстью к неконтролируемой жестокости.

Демон, по рангу ниже джинна. Тупое надменное существо. В общем, недоджинн. У них пять глаз: два на голове, два по бокам и один…. Ну, скажем так – когда фолиот наклоняется, к нему трудно подобраться незамеченным.

Могущественная разновидность демонов. Людям они видятся призрачными тенями, наводящими болезни и безумие. С точки зрения прочих джиннов, они излучают злобную ауру, источающую сущности других демонов

Особая разновидность бесов. У них огромные чешуйчатые уши и одна щетинистая ноздря. Они чрезвычайно чувствительны к магическим пульсациям, но не переносят громкий шум или резкий запах.

Низшие духи стихий: огня, воды, воздуха и земли. Заточённые в шар, они звереют друг от дружки, и со временем шар становится грозным оружием. Если его разбить, все стихии вырываются на волю, сея хаос и разрушение. Чем меньше пространство вокруг и чем больше шар, тем хуже последствия.

Виды демонов по источникам средневековья и современности

Демоны, или, как их еще называют, падшие духи, бесы, падшие ангелы, относятся к существам рода ангелов и несут в себе все свойства, присущие ангельскому естеству.

Один из светлых Божьих ангелов по имени Люцифер (“Несущий свет”, среди ангелов он был одним из прекраснейших и назывался Рафаэлем) возгордился своим могуществом и вознамерился занять Господний престол. Он поднял на небесах мятеж и увлек за собой третью часть ангельского воинства. В бунт были вовлечены многие из высших ангелов, господств, начал и властей. Против мятежников выступил архангел Михаил с верными Богу небесными ратями. В результате битвы восставшие ангелы во главе с Люцифером были сброшены с небес в преисподнюю и превратились в демонов, единственная цель которых отныне – сеять зло.

Существует еще несколько версий происхождения демонов. Например, в Книге Еноха говорится, что от браков падших ангелов с земными женщинами произошло племя чудовищных исполинов. Когда Бог уничтожил гигантов, из их тел изошли злые духи. Древние евреи считали что, множество злых духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (или Евы с мужскими духами) в течение тех ста тридцати лет, на которые Адам и Ева были разлучены после грехопадения. Многочисленных демонов родила от Адама и его первая жена – Лилит, впоследствии сама превратившаяся в беса. В демонов трех видов – шедим, рухин и лилин – была превращена часть народа, рассеянного после неудачного строительства Вавилонской башни В средние века даже существовала точка зрения, что демоны изначально были сотворены Богом для совершения зла. Защитники этой идеи опирались на цитату из Книги Исайи, где устами Бога сказано: «Я творю губителя для истребления» (54, 16). В раввинистических трактатах утверждается, что Сатана был создан на шестой день творения одновременно с Евой; злые духи были сотворены “между солнцами”, т.е. между закатом и рассветом накануне первой субботы, – когда Бог сотворил их души, уже занималась заря субботы, и он не успел сотворить им тела. Наконец, согласно более поздним народным верованиям, адское воинство непрестанно пополняется за счет душ великих грешников; детей, проклятых родителями, а также потомства инкубов и суккубов. Однако, все это бесы самого низшего разряда, как и всевозможные вампиры, призраки и оборотни, также составляющие армию Сатаны.

Демоны ничего не могут сделать Творцу, который, являясь Всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всю свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божьим, и, зная, что Он любит Свое создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви. Стремясь подражать Богу, дьявол постоянно занимается своего рода подлогами и подделками. Так он подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ведь, исповедуя ложную веру, по сути дела, идет поклонение Дьяволу. Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую – явление беса в виде покойного.

Читайте также:
Как приворожить любимого — мощные любовные чары

Будучи бесплотными духами, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, демоны изначально наделены способностью оказывать сильное влияние на материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими им преодолевать законы вещественного мира.

В Библии упоминаются такие имена падших ангелов:

Дьявол – с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». Преимущественно имя Дьявола присваивается в Писании одному. Главному из злых духов и их начальнику – Люциферу.

Сатана – в переводе с еврейского («сатан») – «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или духами злобы, бесами, духами бесовскими, падшими ангелами.

Велиар – слово это с еврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой». В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия».

Вельзевул так же встречается в Новом Завете, и под ним подразумевается начальник злых духов, или главный из них, которого иудеи называли князем бесовским. Впрочем, дословный перевод этого имени означает «господин мух».

Также употребляется название «демон». Демон – злой дух . Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (в смысле «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать»).

Часто в Новом Завете употребляются слова «бес», «бесы», «беси», «демоны», «духи нечистые». Бесами и демонами в Священном Писании называются злые духи, составляющие вместе с их князем темное бесовское царство.

В популярных гримуарах 16-17 столетия, таких как «Grand Grimoire» и «Grimorium Verum», владыками Ада названы Люцифер (император), Вельзевул (князь) и Астарот (великий герцог), которым подчинены 6 высокопоставленных духов и множество более мелких.

В других книгах могут упоминаться не три, а четыре верховных иерарха Тьмы, соответствующие четырем сторонам света; к трем вышеперечисленным добавляется то Велиал, то Левиафан, то Молох. П.Бинсфельд, демонолог 16 столетия выделил семь, по его мнению, главных демонов, соответствующих семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется у него с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана – гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан – с завистью, Бельфегор – с ленью.

В поздней каббале десять архидьяволов соответствуют десяти злым сефиротам (темным силам), среди них Сатана, Вельзевул, Люцифер, Астарот, Асмодей, Бельфегор, Ваал, Адрамелех, Лилит и Наамах.

Иоганн Виер в “De Praestigius Daemonum” попытался нарисовать полную картину Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Верховным правителем Ада у него выступает Вельзевул, среди высших князей – Эврином, Плутон, Молох и др.

Знаменитый магический трактат “Lemegeton” (16 в.) перечисляет 72-х главенствующих демонов, подчиняющихся четырем императорам сторон света (Амаймону, Корсону, Зиминару и Гаапу).

По аналогии с ангельской иерархией Псевдо-Дионисия некоторые демонологии (И.Виер, Р.Бертон) предположили наличие в аду системы из девяти чинов:

Первый чин – Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул;
Второй чин – Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;
Третий чин – Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал;
Четвертый чин – Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей;
Пятый чин – Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь – Сатана;
Шестой чин – Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин;
Седьмой чин – Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон;
Восьмой чин – Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота;
Девятый чин – Искусители и злопыхате

«Отличается замечательной силой и обжорством»: самые лютые демоны ада из «Инфернального словаря» XIX века

Великий мистик и вольнодумец Жак Огюст Симон Коллен де Планси написал первый вариант книги Dictionnaire Infernal («Инфернальный словарь») в 1818 году. Де Планси хотел собрать знания об астрологии, магии и демонах ада в некую единую, рациональную систему и описать ее так, чтобы это было интересно не только светской публике в мрачных парижских салонах, но и специалистам — клирикам католической церкви.

Фронтиспис к «Инфернальному словарю» де Планси 1863 года

Разумеется, и до него ученые умы пытались по мере сил классифицировать всякую чертовщину, но де Планси хотел написать максимально подробный трактат, в котором информация о всевозможных потусторонних явлениях была бы собрана буквально отовсюду: от древнейших протографов евангелий и старых сказок до новейших работ по богословию и самых современных переводов «Божественной комедии» Данте Алигьери.

В основу «Инфернального словаря» легла «Иерархия демонов» (или «Псевдомонархия демонов») Иоганна Вейера, немецкого врача и оккультиста, жившего за триста лет до де Планси. Вейер имел весьма специфические, но очень популярные в те времена взгляды — он считал, что за каждым проступком человека стояли различные демоны.

Мысль эта была глубоко языческой, однако суеверному люду она нравилась. Несмотря на то, что на воскресных проповедях святые отцы раз за разом напоминали пастве о всесилии Господа и его ненависти к язычникам, народ все-таки не спешил отказываться от собственных представлений о потустороннем — и от тех способов, которыми с незапамятных времен было принято избавляться от нечисти.

Читайте также:
Гадание на 4 королей — кто ваша судьба?

Иоганн Вейер

Вейер писал «Иерархию демонов», ориентируясь на «Молот ведьм» и религиозные трактаты, основанные на беседах не только с «одержимыми», но и с простыми немецкими крестьянами. В «Иерархии…» Вейер описал около семидесяти демонов, однако с изданием труда возникли проблемы. Авторитет врача был пусть и велик, но в работе он немного перегнул палку — вместе со способами борьбы с исчадиями ада Вейер подробнейшим образом описал и то, как их можно призывать в наш мир и использовать в собственных целях.

Естественно, Католическая Церковь тут же запретила «Иерархию демонов» и спрятала все изданные экземпляры на самых пыльных полках церковных библиотек, пока одна из этих книг через несколько сотен лет не попала к де Планси. Проделанная им работа по новой классификации демонов ада, магических упражнений и прочих потусторонних явлений в итоге получилась очень уж объемной — к 1863 году «Инфернальный словарь» пережил уже шестое издание, при этом с каждым переизданием де Планси добавлял в него все новые и новые главы. К примеру, в последней версии он включил в книгу главу, посвященную гаданию на птицах.

В Россию, однако, «Инфернальный словарь» попал гораздо позже — в 1877 году. Отечественным демонологам и оккультистам эта книга известна под названием «Сочинение господина Де Плансо. Тайны ада и его обитатели, или Книга злых духов, волшебства, ворожбы, гадания, заклинаний и пророчеств: репертуар демонов, ведьм, колдунов, привидений: словарь всего таинственного, сатанинского и сверхъестественного: с картинами. и пр».

Собрали из бессмертного произведения де Планси описания нескольких демонов, которые не в последнюю очередь именно благодаря «Инфернальному словарю» глубоко вошли в современную культуру. Многие книги, фильмы и видеоигры сегодня черпают вдохновение в работе де Планси, но важно отметить — книга не была бы так крута, если бы не великолепные иллюстрации, которые к «Инфернальному словарю» нарисовал не абы кто, а великий французский художник Луи Бретон. Просто посмотрите на этих жутких тварей — в гравюрах Бретона и сейчас есть какое-то потустороннее очарование.

Астарот

Есть мнение, что имя Астарот является неправильным прочтением множественного числа имени Астарта в Ветхом Завете (к примеру, 4 ЦАР. 17:10). Он описывается в различных источниках как один из семи главных духов ада, самый уродливый из всех. Иногда Астарот появляется перед людьми в виде дракона, чаще — в виде уродливого мужчины:

«Князь великий и могучий, является в обличий уродливейшего ангела (angelica specie turpissima), восседая на адском драконе и держа в правой руке гадюку. Отвечает, не лукавя, о прошлом, настоящем и будущем. Охотно рассуждает о творце духов, об их падении, о том как согрешили и были низвергнуты. Себя же самого не признает падшим. Наставляет в свободных искусствах. Экзорсист не должен подпускать его близко к себе, по причине невыносимой вони, им испускаемой. Потому экзорсист должен держать угли да золотое магическое кольцо, которое легко убережет его от вреда».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Адрамелех

Среди демонологов и клириков бытовало мнение, что это божество когда-то олицетворяло солнце (в то время как параллельное ему божество, Анамелех, олицетворяло луну). В Ветхом завете сказано, что ему в жертву приносили детей. Является людям в виде мула или павлина. Ненавидит Сатану за то, что тот поднял восстание против неба раньше него. Восьмой из десяти архидемонов в поздней Каббале.

«Адский великий канцлер, главный смотритель за платьем верховного властелина всего ада, президент великого совета дьяволов».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Адмусций

Герцог Преисподней, который выглядит как единорог, но перед людьми является в виде человека. Великий соблазнитель, покровительствует музыкантам и лжецам.

«Адский великий герцог. У себя в аду он имеет вид единорога, но когда его вызывают, оборачивается человеком. Когда ему прикажут он дает концерты, но при этом сам не является. Слышатся только звуки невидимых труб и других музыкальных инструментов. От его голоса деревья склоняются к земле. Он предводительствует двадцатью девятью легионами».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Демонологи придерживались мнения, что происходит демон от бога Древнего Египта Амона или с карфагенского бога Ваал-Хаммона. Является одним из демонических принцев, прислужник Астарота. Знает все о прошлом и будущем, благоволит стремящимся овладеть сакральными знаниями о чем-либо.

«Маркиз (marchio) великий и могущественный; является в обличий волка, со змеиным хвостом и изрыгая пламя. Приняв облик человека, показывает собачьи зубы, а голову имеет как у ночного ворона (совы — nycticorax). Могущественнейший демон, он знает прошлое и будущее, иногда мирит поссорившихся друзей. Под его предводительством находятся сорок легионов демонов».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Эфиальт

Маленький демон с мордой кота и крыльями птицы. По ночам садится на людей, приносит дурные сновидения, а также душит во сне должников.

«Инкуб, который душит сон. Древнейший из обманщиков, сидящий рядом с Сатаной»

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Эврином

Древний демон из языческих времен. Носит накидку из шкуры лисицы, в которую оборачивается по ночам. Грызет и терзает воров и заплутавших путников по лесам, питается падалью.

Читайте также:
Магия числа 27 — влияние на характер и жизненный путь человека

«Один из верховных демонов, князь смерти. У него огромные, длинные зубы и чудовищное тело, все покрытое язвами, а одежду ему заменяет лисья шкура. Он был известен язычникам. Павсаний пишет, что он питался падалью и мертвыми телами. В дельфийском храме имелось его изваяние, где он изображен чернолицым, с оскаленными зубами, как у голодного волка, и восседает на коже коршуна».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Бельфегор

В древности раввины говорили, что моления ему возносят прямо в туалете (на гравюре демон сидит именно в туалете), а в качестве жервы ему отлично подходят экскременты. При этом Бельфегор является демоном изобретений и часто приходит к людям в образе молодой девушки.

«Бельфегор, господин зияющий, рот открывающий, нагой. Бельфегор, которого можем назвать Приапом, в высшей степени почитается женщинами по причине большой величины его полового члена».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Асмодей

Демон Асмодей является самым свирепым из всех обитателей ада. Восходит к персидскому демону гнева и ярости Айшме (Эшме), а имя его якобы произведено от древнеперсидского aesmadiv (дух гнева).

«Сидонай, иначе Асмодай, великий король, сильный и могущественный, является о трех головах: быка, человека и барана. Хвост у него змеиный, изо рта он извергает пламя, а лапы имеет гусиные. Сидит на адском драконе, держа в руке копье и знамя. (…) Вызывая его, да будет экзорсист осмотрителен и да стоит крепко на ногах; коль скоро экзорсист увидит Асмодея в предвиденном обличий, да обратится к нему по имени и скажет: Ты истинно Асмодей. Тот не будет отрицать…».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Бегемот

Демон чревоугодия и похоти, великий соблазнитель и ненасытный насильник. Считается, что в аду он заправляет деньгами и экономикой, а также является виночерпием у самого Сатаны. Источником вдохновения для образа Бегемота являются огромные африканские животные — гиппопотамы и слоны.

«Чаще всего нападает, используя обольщения сладострастия, которое ощущается в области чресел и пупа. Отличается замечательной силой и обжорством».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

«Первый король ада» с тремя головами: жабьей, кошачьей и человеческой. Лукавый демон, обманщик и главный богохульник, подбивающий на это людей.

«Он отличается хриплым голосом, славится как искусный боец. Тем, кто его призывает, он дарует хитрость, лукавство и умение становиться невидимым. Ему подвластны шестьдесят шесть легионов».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

Вельзевул

Повелитель мух — грешных душ, покинувших господа и ставших «женами» Вельзевула, одного из самых свирепых монархов ада. Он — воплощение отчаяния, ни при каких обстоятельствах его нельзя вызывать. Когда он призывается в мир людей, происходит какое-нибудь страшное событие мирового масштаба.

«Он невообразимо велик ростом и отличается угрожающим видом. Грудь и лицо у него вздуты, весь он черен как Мавр, покрыт шерстью, за плечами два огромных крыла. Будучи в гневе, он изрыгает пламя и воет как волк. Он является иногда вместе с Астаротом, который принимает в этих случаях образ осла».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

С оригинальным изданием «Инфернального словаря» 1863 года можно ознакомиться здесь.

Семь демонов, которых боялись люди прошлых веков

О некоторых из этих демонов ходили истории еще тысячи лет назад, а историями о похождениях других демонов в Средние века или всего столетие назад зачитывались, как сейчас романами Стивена Кинга.

Лилит

Лилит – одно из самых известных и древних сверхъестественных существ женского пола в мире. Ее упоминание можно найти даже в эпосе о Гильгамеше. В вавилонском Талмуде ее описывают как темного духа с неконтролируемой и опасной сексуальной энергией.

Есть истории, которые рассказывают о том, как она оплодотворяла саму себя и создавала таким образом сотни демонов более низкого порядка (Паранормальные новости – paranormal-news.ru).

В еврейской традиции Лилит также является демоном, но в христианских апокрифах она неожиданно предстает совсем в другой ипостаси, а именно как первая женщина на Земле. Бог создал Лилит таким же образом как и Адама, но вместо чистой пыли он использовал грязь и осадок. Но даже в христианстве Лилит, после расставания с Адамом, превращается в злого демона, поедающего младенцев.

Лилит была известна в культуре хеттов, египтян, греков, израильтян и римлян, а в более поздние времена о ней стали слагать легенды на севере Европы. Там Лилит представляла собой хаос и необузданную сексуальность, а также была связана с происхождением первых вампиров.

Японский снежный демон

Легенда о Юки-онна (“Снежная женщина”) исходит от очень старых японских легенд про ёкаев – сверхъестественных монстров, духов и демонов.

Юки-онна живет в заснеженных горах и долинах, а выглядит почти прозрачной и белоснежной, хотя имеет длинные черные волосы. Она невероятно красива и изящна и в целом это что-то вроде Снежной Королевы. И она также достаточно жестока, питаясь от человеческой энергии и охотясь на заплутавших путников.

Когда Юки-онна нападает на человека, то целует его и высасывает через рот энергию, а после этого человека падает замертво, твердый и холодный как кусок льда.

Юки-онна может маскироваться и жить среди людей, но ее можно опознать по белоснежной коже, которая никогда не дряхлеет. Она даже может выйти замуж за человека и жить с ним как обычная женщина.

Читайте также:
Архангел Чамуил — ангелы любви и воплощение розового пламени

Джек-Попрыгун

Это самый “новый” демон в нашем списке, так как он явил себя миру во времена викторианской эпохи (19 век). Сложно сказать, кем в реальности было это существо, но некоторые его черты указывали именно на сверхъестественную демоническую природу.

Его внешность была такой, что даже было сложно сказать, животное это или человек. У него были две ноги и ходил он как человек, но на руках были острые когти, а глаза светились красным цветом, когда он собирался атаковать.

Впервые он возник в Лондоне в 1837 году, а потом появлялся и в других британских городах на протяжении всего 19 века. Его невозможно было догнать, так как он перемещался с невероятной скоростью, а также совершал такие высокие и длинные прыжки, что сначала люди были уверены, что у него на ногах находится какой-то механизм на пружинах.

Уши у него были заостренные, а лицо все описывали как отвратительное и дьявольское. Насчет одежды описания разнятся. Иногда он был одет в обычный костюм, плащ и даже с шляпой на голове. Иногда в что-то облегающее. Иногда видели, как из его рта идут клубы дыма.

Джек не просто прыгал по крышам и бегал по улицам, он часто пугал прохожих, специально неожиданно появляясь перед ними, а иногда нападал на людей и царапал их своими острыми когтями. Он никого не убил, но несколько человек серьезно ранил.

Он навел такой ужас на британцев, что после него они сильнее боялись лишь Джека-Потрошителя.

Джерсийский дьявол

История Дьявола из Джерси одна из самых запутанных зоологических загадок. На протяжении сотен лет население штата Нью-Джерси рассказывало истории про летающее двуногое существо с ужасным человеческим лицом, огромными крыльями как у летучей мыши, раздвоенным хвостом и длинными по птичьи тощими ногами, заканчивающимися копытами.

Голова у него лошадиная, тело покрыто чешуей, а еще оно может издавать громкие и отвратительные вопли. В разных местах штата этому существу давали разные прозвища – “кунгуровая -лошадь”, “летающая смерть”, “Летающая лошадь” и тд.

Самая массовая паника из-за джерсийского дьявола произошла с 16 по 23 января 1909 года, когда это существо лично видели тысячи людей и из-за страха перед ним были закрыты все школы и даже заводы.

Странного монстра в этих местах видели еще индейцы и называли местные торфяники словом “Попуессинг”, что значило “земля дракона”. А первые голландские переселенцы обозвали их “ручьем дракона”.

По поздней легенде, в этих местах когда-то жила ведьма, у которой было 12 детей и когда родился 13-й ребенок, она в сердцах сказала “пусть дьявол возьмет его”. И младенец тут же превратился в крылатого уродливого монстра, который съел своих 12 братьев и сестер, а потом улетел прочь.

Крампус

Крампус известен только в таких странах как Австрия, Германия, Венгрия, Словения и Чехия. Его имя происходит от старого немецкого слова “krampen”, что означает коготь. Крампус имеет злобное и страшное лицо с выпученными глазами и черное тело, покрытое мехом. На голове у него большие рога, а тело наполовину похоже на тело козла.

Крампус является сыном скандинавской богини Хель, правительницы Хельхейма (Царства мертвых), но после распространения в Европе традиции празднования Рождества стал связан именно с этим праздником. Он ходил за святым Николаем, раздающим подарки хорошим детям и наказывал прутьями детей, которые плохо себя вели. А особенно плохих детей он клал в большой мешок и уносил в свое логово, где съедал.

После 12 века церковь стала выступать против традиции Крампуса и о нем позабыли на несколько веков. Однако с 19 века эта традиция возродилась.

Инкубы и суккубы

Инкубы и суккубы под разными именами известны во многих культурах и прежде всего это демоны, которые питаются не обычной человеческой энергией, а сексуальной энергией. Они всегда приходят по ночам и могут заниматься насилием, а могут и соблазнить жертву на добровольное занятие с ними сексом.

Инкубы – демоны в облике мужчин, чьими жертвами становятся женщины, а суккубы это демоницы, соблазняющие мужчин. И те и другие могут иметь очень привлекательный внешний вид, но могут быть и уродливыми, однако при этом не менее привлекательны как партнеры.

Суккубы, нападая на мужчин, могут высосать из них не только жизненную энергию, но кровь, сперму и энергию дыхания. Из-за этого их жертвы нередко умирают.

Бафомет

Самое ранее упоминание этого демона можно отнести к 1098 году, когда он был упомянут в письме французского участника Крестовых походов. В письме описывалось, что мусульмане в Святой земле призвали Бафомета, чтобы одержать победу над крестоносцами.

В Средние века Бафомет имел определенно женский пол и считался проклятой демоницей, ставшей женой Сатаны. Позже он стал андрогином (двуполым), а в наше время его почти всегда изображают мужчиной.

Свой основной облик в виде получеловека-полукозла Бафомет обрел также достаточно поздно, в середине 19 века. До того он мог предстать и в виде трехголовой кошки и как отрубленная голова Иоана Крестителя. А связан с сатанизмом он стал лишь после откровений знаменитого оккультиста Алистера Кроули.

Знак Бафомета представляет собой пятиконечную звезду с тремя вершинами, указующими вниз (перевёрнутую пентаграмму) со вписанной в неё головой козла. Знак Бафомета является официальным символом Церкви Сатаны.

Читайте также:
Третий глаз — картинки помогут в его раскрытии

В 2014 году члены “Сатанинского храма” установили в Детройте статую Бафомета.

Какие произведения искусства создавали мастера Средневековья в разгар пандемий по всей Европе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Memento Mori

В разгар Чёрной смерти жертвы хоронились в массовых захоронениях. На картине безымянного художника изображена одна из таких могил в городе Турне, Бельгия. Зритель видит пятнадцать человек, несущих гробы своих близких. И если присмотреться повнимательнее, то все лица фигур уникальны и полны эмоций, что было редкостью для средневекового искусства того времени (натурализм стал популярен только столетие спустя). Страх и горе очевидны в этой работе, черпающей вдохновение в том, что чувствовали люди в те времена.

Это изображение является деталью миниатюры в Хрониках Жиля Ли Муисиса, настоятеля монастыря Святого Мартина Праведного в Бельгии. Когда началась Чёрная смерть, скелеты и смерть были популярным мотивом, получившим названием Memento Mori, что в переводе с латыни означает «помни, что ты должен умереть». Работы Memento Mori напоминают зрителю, что смерть всегда маячит на горизонте. Как правило такие работы были созданы в виде натюрмортов с мёртвыми цветами, потухшими свечами, часами и жуткими скелетами. Работы Memento Mori были в основном популярны в XVII веке и в современности, однако эта миниатюрная деталь выше является примером того, насколько хрупко человечество перед глобальными катаклизмами и проблемами.

Танец Смерти

С другой стороны, танец смерти, или танец мёртвых, был популярным и интересным мотивом средневекового искусства. В одной из своих работ Джакомо Борлоне де Бушис из Клузоне, Италия, изображает людей всех слоёв общества, танцующих со скелетами для Королевы Смерти, которая стоит в верхней части работы, держа в руках два свитка.

Рядом с ней два скелета-громилы, вооружённые луками и аркебузой (которая была ранним прототипом мушкета). Королева стоит на открытом гробу, в котором лежат мёртвые тела Папы римского и императора, доказывая, что ни один человек не застрахован от этой болезни. Люди под Королевой Смерти молят её о пощаде, осыпая подарками и деньгами. Но Королева Смерти жаждет лишь одного – забрать всё то, что ей заблагорассудится. Для современного человека такие танцы покажутся абсурдом, но по тем временам это было единственное, что оставалось человеку перед тем, как уйти в мир иной.

Божья кара

Эта рукопись была написана в XIV веке в Тоскане, где почти половина населения умерла от этой болезни. А крошечное изображение со страницы средневекового художественного манускрипта полно действий и деталей. Дьяволы, почти замаскированные под херувимов, убивают людей внизу с помощью луков и стрел. Стрелы символизируют Чёрную Смерть, несущую хаос и смерть народу Италии. Стрелки часто появлялись в библейских метафорах и греческой мифологии, символизируя конец человечества. Маленькие дьяволы, подобные тем, что изображены в этой рукописи, были посланы самим Богом, чтобы причинить боль человечеству из-за их грехов. Целью этого изображения было вселить страх в религиозных людей, дабы они перестали грешить во избежание Чёрной Смерти. И судя по всему, художник, запечатлевший Божью кару и желающий остаться инкогнито, был вдохновлён этой идей.

Иконографии матери Иисуса Христа встречаются в церквях и алтарях повсюду и действительно определяют религиозное искусство. Эта панель была написана итальянским художником Гвариенто да Арпо в период с 1345 по 1350 год. Мария изображена сидящей, когда она кормит грудью младенца Христа. Она носит золотую корону, украшенную драгоценными камнями, а над её головой изображена фигура Бога, дающего Матери и Ребенку Свое благословение.

Титул Мадонны Смирения относится к Марии, представляющей материнскую фигуру для всех, кто молится и желает Божьей милости. Эта работа была создана, когда Чёрная смерть уничтожала целые общины по всей Европе и Азии, на тот момент люди безоговорочно верили в то, что случившееся – ничто иное, как Божья кара. Церковь воспользовалась этой уязвимостью, чтобы убедить больше людей обратиться в веру, заявив, что если бы люди молились и приходили в Церковь вычеркивать грехи из своей жизни, то они бы не заболели.

Картина Жосса (Йоса) Лиферинкс была написана в эпоху Возрождения, но изображает время, когда чума опустошила общину, особенно в Павии, Италия, в VII веке. Это была меньшая чума, которая произошла за много лет до печально известной Чёрной смерти и изображает Святого Себастьяна, умоляющего Бога спасти больных и умирающих. Во время Чёрной смерти многие люди молились Святому Себастьяну в надежде искоренить болезнь из повседневной жизни, сделав Святого Себастьяна популярным святым в средневековом искусстве, который был написан на изображениях, подобных приведенному ниже, из церкви Сен-Крепен-Ибувильер во Франции.

Это изображение, созданное в Германии в XV веке, показывает метод лечения жертв чумы во время Чёрной смерти. Врачи использовали острую палку, протыкали бубонный нарыв и выводили инфекцию из пациента. К сожалению, такое лечение не сработало, но показывает, что врачи делали всё возможное, чтобы искоренить болезнь, используя имеющуюся у них ограниченную информацию об инфекциях, бактериях и человеческом организме.

На этой гравюре изображён доктор в типичной маске чумы XVII века, вспышки которой продолжались на протяжении веков, и люди не переставали искать способы защитить себя. Врачи надевали маски и другие странные средства защиты, чтобы лечить пациентов.
Но как выяснилось позже, маска чумного доктора была создана не в качестве защиты от чумы, а заимствована с итальянской сцены.

Читайте также:
Дергается правый глаз: примета ответит на вопросы

Комедия дель Арте — это итальянская традиция, когда актёры переодеваются в разных персонажей с использованием разных масок и костюмов. Доктор был одет в маску, изображенную выше, с длинным носом, похожим на клюв и защитными очками. Когда в XVII веке снова разразилась Чёрная смерть, врачи стали использовать такие маски и очки, чтобы предотвратить проникновение болезни в их собственные тела, но безуспешно.

Обращение к врачу было не единственным способом, которым европейцы пытались избавиться от Чёрной смерти. Христиане верили, что еврейский народ несёт ответственность за распространение этой болезни. Сочетание этого и того факта, что еврейский народ не верит, что Иисус был Мессией, разозлило Бога, и поэтому он создал Чёрную Смерть.

Как и многие другие теории и методы искоренения этой болезни, еврейский народ не был ответственен за Чёрную смерть и умирал с той же скоростью, что и европейские христиане. Это не помешало христианам убивать своих соседей-евреев. Первая резня произошла во Франции в 1348 году, и вскоре по всему континенту произошли массовые убийства, одно из которых изображено в этой рукописи. В этой работе христиане сжигают еврейский народ в надежде на то, что Бог смилостивится и остановит болезнь. Неизвестно, сколько евреев было убито, но этот террор продолжался большую часть пандемии.

Работа Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти», написанный спустя долгое время после событий Чёрной смерти, изображает олицетворение битвы между жизнью и смертью. «Триумф смерти» или смерть, победившая в битве с человечеством, была популярным мотивом во время ужасов Чёрной смерти. Созданный по образцу «Триумфа славы» поэта Петрарки, в котором обсуждаются эмоции солдат, успешно возвращающихся с войны, «Триумф смерти» исследует прямо противоположное. Скелеты тащат людей на смерть, а также унижают мёртвых, раскапывая могилы. Сцена наглядно демонстрирует неприятную реальность, которую болезнь приносит цивилизации, практически не оставляя надежды на выживание.

Когда Питер Брейгель писал эту работу, он был вдохновлён потрясениями, которые происходили в его собственной жизни, демонстрируя доказательства того, что «Триумф Смерти» был не только популярен в средневековом искусстве, но и оставался популярным для будущих художников.

Интересно исследовать искусство современных пандемий наряду с Чёрной смертью. Сравнение может проиллюстрировать то, как художники используют боль и разрушение для создания мощных образов. Мунк написал картину «Крик», но также известен своей серией работ, вдохновлённых эпидемией испанского гриппа в начале ХХ века. В работе под названием «Автопортрет с испанским гриппом» Мунк рисует себя смотрящим на зрителя из своей спальни, которая нарисована грубо и красочно, как будто он представляет себя в тумане. Возможно, художник мечтал о безопасности и комфорте своего дома, чтобы перенестись во внешний и умирающий мир, или его дом – это пузырь безопасности, где он пребывает в состоянии, подобном сну, неспособный взаимодействовать с другими снаружи.

Мунк, чья мать и сестра умерли от туберкулёза, всегда боялся смерти и болезней. Он сам всегда был больным человеком и изображал боль, которую часто испытывал. Неясно, заразился ли Эдвард испанским гриппом, но ясно, что болезнь повлияла на его работу.

Работа под названием «Невежество = страх», созданная Китом Харингом в 1989 году, была реакцией на эпидемию СПИДа, которая разрушила жизни многих людей, в том числе представителей ЛГБТК-сообщества, включая самого художника, умершего от СПИДа в 1990 году.

Эта работа отражает разочарование людей по поводу мер правительства по борьбе с эпидемией СПИДа. Если они и отвечали, то без особого беспокойства, потому что многие считали, что болезнь поражает только людей нетрадиционной ориентации, что было совсем не так. Харинг считал, что правительство и другие гомофобные люди не знали о реальных опасностях болезни, связывающей невежество со страхом и молчание со смертью. В этой работе он призывает зрителя высказываться, поддерживать других и не позволять дезинформации затуманивать суждения.

Искусство всегда можно найти даже в самые мрачные времена, и будь то Чёрная смерть, Испанский грипп или эпидемия СПИДа, искусство создавалось с использованием боли, разочарования, страха и смерти в качестве источника вдохновения. Средневековое искусство подробно исследует эти эмоции, давая современному зрителю представление о том, каково было жить во время одной из самых смертоносных пандемий, которые когда-либо видел мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Средневековый бестиарий: введение в типологию жанра : доклад Ильи Динеса в “Символическом Средневековье”

26 ноября 2014 г. состоялся очередной доклад, посвященный символическим средневековым традициям. В этот раз вниманию публики была представлена экзотическая подборка изображений фантастических существ, которые встречаются на страницах Бестиарий, и интерпретации их роли и значимости в средневековой культуре с точки зрения историка Ильи Динеса, научного сотрудника рукописного отдела Национальной библиотеки Израиля в Иерусалиме.

Трактат «Физиолог» появился либо в Александрии, либо, возможно в Зап. Сирии или Зап. Израиле – мнения расходятся. Среди возможных авторов указывают Климента Александрийского, Епифания, Василия Великого и святого Петра из Александрии. Книга была написана, скорее всего, для простого народа, поскольку, судя по той социокультурной ситуации, которая сложилась в Александрии, она не могла заинтересовать просвещенных людей. Там царили платоники и неоплатоники, поэтому дешевая агностика Бестиария им была не интересна. Книга была написана для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе только что появившейся христианской доктрины. Время появления – III, возможно конец II в. н.э.

Читайте также:
Радиэстезия и радионика — как стать экстрасенсом

Что касается самого источника, то оригинал не сохранился. Нет второго и третьего поколения «Физиолога», но есть греческая рукопись (а оригинал был написан на греческом), по которому можно реконструировать исходный текст, с привлечением сохранившихся армянских, коптских, эфиопских рукописей. Примерно было написано 47-49 глав. Начинается все со льва, затем переходит к ящерице, каладриусу (гусеподобная птица – вестник смерти, прим. П.В.), пеликану и т.д. В этом списке практически не будет мифических и полумифических созданий: имеется несколько драгоценных камней, рыб, птиц, а из мифических животных есть единорог, каладриус, серена, кентавр, ихнемон (среднее между мангустом и крокодилом) и несгораемые камни, то есть 5-6 наименований из 49. Все остальные – это обычные животные. Но из упомянутых животных звери не составляют большинство – их меньше, чем, к примеру, птиц, хотя больше всего встречается насекомых – у Господа Бога странная любовь к насекомым, как выразился докладчик.

Неизвестно, кто составил текст «Физиолога», когда, и почему он так называется. «Физиолог» включает в себя тексты Геродота, Эзопа, Гермеса, Татиана, Тимофея из Газы, Аппиана и т.д. В IV-V вв. «Физиолог» переводится на армянский, эфиопский, сирийский и латинский языки. В IV в. папа Геласий категорически запрещает читать «Физиолог», хотя этот запрет долго не продержался. В 386 г. Амвросий Медиоланский цитирует «Физиолога» – главу о куропатке.

Традиция в дальнейшем разделяется. Одна ветвь уходит в сторону греческих текстов (сербские, славянские, польские, болгарские «Физиологи»). Самый старый сохранившийся греческий текст датируется X в., но из переводов на латынь сохранился извод VIII-IX вв. Где-то на берегах Луары одним из греческих писцов и, скорее всего, иллюминатором был переведен греческий текст на латинский язык. Далее этот текст попадает в Англию, где некий гений добавляет в него кусочки из Исидора – то есть, к морализаторской части добавляется этимологическая. После чего к этой версии делается рубрикация и уже из этой версии создаются все английские и французские рукописи.

Чтобы показать, как происходили заимствования и объединения сюжетов морализаторских и религиозных, докладчик привел пример из «Бестиария» – главу о льве (изд. «Литературные памятники», пер. Е. И. Ванеевой). Показывая изобразительный ряд, связанный с этим сюжетом, исследователь отметил, что в английской традиции латинских бестиариев картинка будет предшествовать тексту, тогда как во французской традиции сначала будет представлен текст. Неизвестно, как использовался такой текст – показывались ли изображения ученикам или зачитывался текст.

В латинской версии уже не 49 глав, а 36. Происходит постепенный процесс вытеснения мифических животных, потому что нельзя учить, рассказывая ученику о моральных категориях животного, которого он никогда не видел. Лев, к примеру, у всех на слуху (его изображения появляются на текстиле, посуде). Бесполезно рассказывать про животных, которые водятся в глубине Африки или Азии. Это не энциклопедия.

Говоря о «Физиологе», о «Бестиариях», всегда следует помнить, что в то время сосуществовали два жанра. Жанр энциклопедий – со времен Исидора – и жанр бестиариев. Мы до сих пор пользуемся первыми, тогда как вторые исчезли из традиции. Но «Бестиарий» – это не морализирующая физиология. Когда средневековому человеку нужны знания по физиологии, он обращается к Аристотелю, Плинию, к кому угодно, но не к бестиариям. Это другой жанр – жанр закрытый. В Европе существуют две анималистические традиции – местная и традиция физиологов «Бестиария», которые пересекаются только в геральдике. По мнению докладчика, изображения на капителях не имеют никакого отношения к данному сюжету.

В 1928 г. специалист по рукописям Монтегю Родос Джеймс ( Montague Rhodes James ) разделил все известные ему бестиарии на группы – «семьи». Получилось несколько семей – четыре у М.Р.Д и пять у самого докладчика. Самые ранние английские бестиарии появляются в первой четверти XII века, и этот процесс продолжается до 1400 г. Всего в Англии было производено 61-64% всех бестиариев, а во Франции – 21% (для Франции характернее жанр авеариев). Пик производства рукописей приходится на XIII в.

В последней части доклада, после обстоятельных описаний распространения рукописей, рукописных семей и статистики относительно времени и места создания текстов бестиариев, докладчик перешел к описанию разнообразных изображений и интерпретации их символического смысла или практического использования в педагогической практике. Также был показан ряд изображений, демонстрировавших, что изображения копировались из одних бестиариев в другие. Однако вокруг этого пункта в дискуссионной части разгорелись жаркие споры с представителями другой профессии – искусствоведения, отказывавшимися признавать в факте внешнего сходства изображений признак их копирования из одной рукописи в другую и настаивавшими на том, что даже весьма похожие образы возникали независимо друг от друга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: