Йога сновидений — все о тибетских сновидческих практиках

Йога сновидений – осознанный путь к управлению сознанием

Сохранять ясность мысли при погружении в лимб, управлять видениями, путешествовать, открывать новые миры и очищать карму – это возможно. Тому, кто овладеет наукой йоги сна, откроются новые удивительные чувства.

Мудрость древнего Тибета в сознании современного человека

Мы настолько загружены информацией и делами, что в плотном графике нет места для релаксации. Но ночное время можно посвятить и отдыху, и медитации. Начальные знания из свода тибетских мудрецов решат проблемы со здоровьем, помогут подняться на новый уровень Сознания.

Европейская трактовка сновидений сводилась к функции предсказаний. Восточная философия отличается от западной. В ней нет привычных знаков и образов. Последователи учения не заглядывают в сонники или в труды Зигмунда Фрейда, чтобы расшифровать послания.

Последователи тибетского учения делят это состояние на три группы: Ясности, Ясного Света и сансарные.

  1. Сансарные видения доступны всем: они возникают из личного опыта, жизненных впечатлений, эмоций и кармических отношений.
  2. Сны Ясности. Чувства, посещающие после таких видений, сродни катарсису: оставляют в душе радостный след, заставляют задуматься о смысле бытия. Отличаются от сансарных тем, что исходят из телесных ощущений.
  3. Ясный Свет приходит только к тем, кто стоит на высочайшей ступени Мастерства. Жизненная энергия – Прана – проникает в Сознание, становится его частью. Достигшие просветления тибетские монахи с помощью Силы могут врачевать свои и чужие болезни, получают дар ясновидения.

Вот полезная музыка, настраивающая мозг на Дельта-волны, позволяет ввести сознание в транс:

Во время Дельта-сна снимается нервное и мышечное напряжение, замедляется пульс. В состоянии глубокого сна происходит самовосстановление организма, заживляются и психологические, и физические раны, и таким образом повышается качество жизни.

Занятия йогой учат самообладанию, умению держать себя в руках, сохранять баланс и равновесие, концентрироваться на главном.

Медитация — путь к гармонии

Не все достигнут Просветления и выйдут за пределы Колеса Сансары. Но стремиться к пониманию своего подсознания должен каждый.

Тибетская йога сна и сновидений

Духовные практики тибетских монахов подробно описаны в книге, вышедшей в 1998 году. Автор Тендзин Вангьял Ринпоче дает точные наставления, как достичь прояснения с помощью упражнений, выполняемых днем.

Восточные учения о человеке основаны на разных представлениях о жизни, смерти, бодрствовании и забвении.

Если мы не умеем выполнять практику и каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях — вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне — и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.

Те, кто прочли книгу, отзываются как о сложной, но полезной инструкции. Она отличается от поверхностных советов, представленных в интернете, обещающих моментальное просветление после нескольких занятий.

Опыт тибетских монахов позволит стереть границы между сном и бодрствованием

В пособии в правильной пропорции поданы теоретические и практические знания. Четко прописана последовательность и логичность действий, продолжительность упражнений, определены конечные цели.

Ринпоче считает, что яркие сны – отражение духовного и эмоционального роста Души.

Дневная практика йоги сна: четыре шага наяву

Основной комплекс упражнений рассчитан на выполнение в дневное время суток. Точное следование советам учителей из Тибета помогает осознанно странствовать в мире грез. Практика для создания спокойного и умиротворенного настроения пригодится и наяву.

Лечебная успокаивающая китайская музыка дополнит комплекс:

Для вхождения в медитацию мы рекомендуем в полуметре от себя расположить любой предмет. Зафиксируйте на нем взгляд и постепенно очищайте разум от тревоги, волнений и суеты. Закрепив навык, вы сможете концентрировать взгляд на чистом небе, стене или травинке в поле. Занятие проводить в тишине, отрешенности и в хорошем настроении.

Жизнь – всего лишь сновидение

Утверждение основано на представлении последователей буддизма о существующем миропорядке. Все вокруг – иллюзия. Будда спит и видит сон, мы действующие лица в его фантазиях. Принять и осознать этот факт, значит, начать движение к Просветлению.

Наша жизнь — это всего лишь сон Будды

Первый шаг в восхождении к Ясному Свету – достижение состояния полного спокойствия и снижения активности разума — шинэ. Его нужно сделать, чтобы открыть путь в Космос.

Поза для медитации: скрестить ноги, выпрямить спину, руки обратить ладонями вверх. Это классическое положение тела в духовных практиках, при котором энергия Вселенной движется свободно.

Снижение реактивности ума и контроль над эмоциональным состоянием

Этап второй — отрешение от эмоций. Сильные чувства: ярость, любовь, ненависть или злость затмевают разум. Создают помехи на пути к Гармонии. Чем сильнее внешние раздражители, тем резче реакция. Отпустите все желания и чувства. Не бросайтесь из крайности в крайность, и скоро ощутите, что неудовлетворенность и депрессивное состояние покидают Душу.

Классическая поза медитации

Упражнение позволит отстраниться от проблем, посмотреть на них со стороны. Помните, все происходящее – красочные декорации в театре. Гнев, страсть, горе или печаль не имеют значения, ведь это иллюзия.

Медитация перед сном, которая поможет перезагрузиться, очиститься и освободиться:

В Ветхом Завете в книге Екклесиаста сказано:

От многой мудрости, многие печали. Умножая познания, умножаешь скорбь.

Не усложняйте простые вещи.

Опыт прожитого дня: ощутить себя во сне как наяву

Чтобы достигнуть нужного состояния, следуйте правилам:

  1. Укрепитесь в намерениях.
  2. Развивайте память и внимание к деталям, которые приходят в ночное время.
  3. Возьмите за правило по утрам вспоминать подробности видений и озарений.
  4. Постарайтесь подробно записывать ощущения, пришедшие ночью.
  5. Не вскакивайте с постели сразу после пробуждения. Осознайте и почувствуйте каждую клеточку тела.

Первые занятия дадутся с трудом. В особенности это касается концентрации внимания.

Увидеть ясное, осознанное сновидение

Плохое самочувствие или тревога повлияют на качество медитации: просветление не наступит. Следует каждый день, засыпая, говорить себе, что реальность – это сновидение, а волнения, страхи и тревоги – не более чем его составляющая. Постепенно границы между мирами будут стираться.

Человечество всегда относилось ко сну с настороженностью и мистическим почтением. Это состояние не зря приравнивалось к смерти.

Читайте также:
Можно ли держать фикус дома — приметы и суеверия

Цветок лотоса оберегает во сне

В традиции фэншуй категорически запрещено помещать зеркальные поверхности рядом с постелью. Считается, что душа, путешествующая в далеких сферах, заблудится и не вернется в тело владельца.

Путь к себе, или Практика естественного света

Предыдущие воплощения и зависимости влияют на все уровни бытия. Без освобождения от долгов перед Родом и обнуления цикличной программы достичь осознанных видений не получится. Практика естественного света – это чувство, которое человек испытывает в момент осмысленного сновидения. Удивительное ощущение легкости, причастности к коллективному Разуму, покоя и радости.

Энергетические практики – залог хорошего сна и осознанных сновидений

Каждый совершенен, считает автор книги о практике естественного света Учитель Чогьяла Намкая Норбу. Он говорит, что главное в йоге – достичь состояния расслабленности и подключиться к мировому потоку энергии.

А вот медитация для глубокого расслабления и сна:

Открыть безграничные возможности, позволить Свету наполнить сознание. Разум и Душа должны быть готовы принять Знание: очищены от посторонних эмоций, нарушающих энергетическое равновесие. Тогда можно не только вспомнить предыдущие воплощения, но и развязать сложные кармические узлы.

В век высоких технологий мы еще далеки от понимания глубинных процессов, происходящих в подсознании. Третье тысячелетие наступило, но знания, накопленные в центрах мирового разума Земли, таких как Тибет, по-прежнему актуальны.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • Эгрегоры мира людей: тематическая литература для тех, кто хочет знать больше о мировом информационном сообществе
  • Эгрегоры – мировые сообщества мыслеформ. Суть понятия и магическое применение
  • Опасен ли выход в астрал? Техника безопасности и правила поведения

    Йога сна и сновидений: практика привнесения сновидений на путь

    Практика привнесения сновидений на путь делится на две части — йога сновидений и йога сна.

    Йога сновидений — это практика осознанных сновидений, когда мы используем специальные методы для того, чтобы во сне понять, что мы спим. Это предварительный этап для йоги сна.

    Осознав, что сон — это сон, мы учимся вспоминать во сне о практике, и тогда наступает следующий этап — йога сна — практика, связанная с состоянием сна.

    Ученик:

    Если мы избавимся от намток (рассудочных мыслей), то сны нам больше не будут сниться?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Сны будут, но в них не будет цепляния. Сейчас, когда мы находимся в состоянии мачёпа (состояние несоздавания), видимости у нас есть, но цепляний за эти видимости не происходит.
    Раз нет цепляния, то и намток, соответственно, нет. Во сне будет то же самое.
    Вот, например, нам снится сон, в котором мы идем по узенькой тропинке где-то над обрывом.
    Если цепляние есть, то нам во сне станет страшно.
    Если же цепляния нет, то страха не возникнет.

    А если не будет цепляния, мы будем помнить то, что видели во сне, или нет?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Помнить будем.
    Опять же, когда мы находимся в мачёпа, мы же не забываем о том, что происходит вокруг.
    Хотя цепляние и отсутствует.
    То же самое и во сне.

    Зачем нам заниматься изучением сновидений и йогой сна?

    Мы делаем это для того, чтобы получить дополнительные методы, способствующие развитию и усилению пребывания в естественном состоянии ума.

    Обычному человеку состояние сна просто помогает поддерживать свою жизнедеятельность. Но когда мы задействуем сон в своей практике Дхармы, он становится тем путем, который ведет нас к состоянию будды.

    Говорится: «Если днем свободен от ума, то и ночью тоже свободен от ума»

    То есть если днем у нас не возникает цепляний, связанных с рассудочным умом, то и ночью их не появится.

    Обычно во сне у нас происходит точно такое же цепляние за самость, как и днем. Именно поэтому нам во сне кажется, что «Со мной что-то происходит», «Я чего-то боюсь».

    И именно поэтому мы во сне воспринимаем внешние объекты как отделенные от нас самих. Хотя по факту все то, что мы видим во сне — это мы сами и есть.

    Поддерживая в себе концепцию «я» во время бодрствования, воспринимая внешние видимости как нечто отдельное от себя, мы создаем двойственность — и во сне получаем то же самое.

    Пока у нас продолжается цепляние за самость, говорить о продвижении в практике очень трудно. Поэтому очень важно использовать какие-либо методы, позволяющие максимально уменьшить цепляние за самость.

    В тантре и дзогчене таким методом является именно практика «мачёпа».

    Когда мы во время бодрствования чем-то активно занимаемся, это создает кармический отпечаток в уме, и после этого нам снятся сны, связанные с этим занятием.

    Если днем мы активно практикуем нендро, и ночью нам снится, что мы продолжаем заниматься этой практикой, это говорит о том, что мы практикуем правильно. И что наша практика имеет хороший уровень.

    То есть если дневные добродетельные действия ночью возникают во сне, то они являются добродетельными действиями должного рода.

    Точно так же, если днем мы практикуем мачёпа, если снова и снова вспоминаем об этом состоянии, если нам нужно мало времени, чтобы ум в него входил, то за счет кармических отпечатков это приводит к тому, что во сне нам это состояние тоже начинает сниться и «работать» с ночными видимостями так же, как и с дневными.

    В итоге мы достигаем того, что называется «схватыванием ясного света сна», то есть способности пребывать в естественном состоянии ума даже в то время, когда спим.

    Где находится сознание и ветер, когда нам снятся благие сны — о том, что мы занимаемся практикой, помогаем живым существам, изучаем Дхарму?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Читайте также:
    Ванга предсказывала, что 44 президент США будет последним

    В левом красном канале. Сказано, что этот канал связан с изначальной мудростью. Поэтому если нам снятся сны, связанные с десятью парамитами или четырьмя безмерными, то в этот момент сознание находится в левом красном канале.

    Поясните, пожалуйста, такой момент. Отпечатки проявляются, потому что ветер заходит в эти каналы? Или же наоборот — ветер заходит в эти каналы из-за того, что там отпечатков много и сознание за них цепляется?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Ветер в данном случае — это условие.
    Кровь и ветер ведут за собой сознание.
    Вот сейчас мы сидим в здании, где много разных залов. В одном зале даются учения по Дхарме. В другом люди изучают единоборства. В третьем — слушают лекцию по медицине. В четвертом еще что-нибудь происходит.

    А теперь представьте себе человека, который водит гостя центра по всем этим залам. И в зависимости от того, в какой зал его приведут — то он и увидит.
    Гость — это сознание. А тот, кто его водит — это кровь и ветер.
    Залы — это каналы и чакры. Но возможны оба варианта, которые вы озвучили. То есть может быть и так, что отпечатки поднимаются из-за того, что ветер заходит в определенную чакру или канал. И так, что если отпечатков каких-то накоплено очень много, то они притягивают сознание.

    Откуда у нас возникают сновидения?

    Мы вращаемся в сансаре с безначальных времен, накапливая в сознании-основе самые разные кармические отпечатки.

    Когда мы спим, эти отпечатки всплывают. Они воспринимаются умом и проявляются как образы сновидений.

    Чаще всего нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые у нас плотнее или которых больше.

    Например, у нас присутствуют отпечатки, связанные со всеми шестью мирами сансары и со всеми пятью ядами сознания.

    Говорится, что когда сознание и ветер заходит в одну из шести чакр нашего тела, то нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые там находятся.

    Если сознание и ветер попадают в чакру стоп, то нам снятся сны, связанные с ядом гнева.
    Это могут быть такие образы, как падение в огромную яму, на дне которой пылает огонь.
    Или же нам снится, что нас уносит водой или ветром, снятся какие-то жестокие убийства, отсечения рук или ног (при этом убивать можем как мы, так и нас).
    Это сны, связанные с миром адов.

    Если сознание и ветер попадают в чакру тайного места, то снятся сны, связанные с привязанностью.
    Это могут быть сны, наполненные сексуальной страстью, а также сны, в которых мы мучаемся от голода или жажды или испытываем какие-то сильные желания по отношению к любым объектам.
    Это сны, связанные с миром голодных духов.

    Если сознание и ветер попадают в пупочную чакру, то снятся сны, связанные с тупостью и миром животных.
    Могут сниться самые разные животные, насекомые или птицы, водные, летающие или сухопутные.
    Также могут возникать такие образы, как грязь, как будто мы находимся в каком-то очень грязном месте, вокруг текут нечистоты. Мы видим прокаженных, и у нас самих какие-то заболевания кожи и тому подобное.

    Если сознание и ветер попадают в сердечную чакру, то снятся сны зависти, связанные с миром людей.
    Это такие образы, как узкие тропинки, тесные дома, попытки протиснуться в какую-то очень узкую дверь или пройти через узкий проход между скалами.

    Если сознание и ветер попадают в горловую чакру, снятся сны, связанные с таким ядом сознания, как гордыня. Поднимаются отпечатки, связанные с миром полубожеств.
    Образы сновидений — полки солдат, доспехи, оружие, битвы, молнии, град. Мы с кем-то сражаемся на поле боя и тому подобное.

    Если сознание и ветер попадают в теменную чакру, то снятся сны, связанные с миром божеств.
    Здесь во сне могут проявляться все пять ядов сразу (считается, что в теменной чакре все пять ядов пребывают в равном состоянии), либо же нам может сниться, что мы поем, танцуем, смотримся в зеркало, прихорашиваемся или же надеваем на себя различные украшения.

    Как относиться к тому, что во сне приходят умершие люди? И почему они нам снятся?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Сам умерший человек во сне к нам никак прийти не может. Он уже давно переродился.
    Как и в случае с любыми другими ночными видимостями.
    Это всплывают наши собственные отпечатки.
    Отпечатки — как фотографии, которые мы когда-то сделали, и они у нас хранятся.
    Если они поднимаются, то возникает соответствующая видимость.

    Почему детей в России часто мучают сильнейшие кошмары, причину которых обычно очень трудно понять? У взрослых в такой степени это редко бывает.

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Это происходит со всеми детьми, не только в России.
    И действительно, маленькие дети часто видят такие кошмары, что порой вскакивают, кричат, плачут, машут руками и так далее.
    Это связано с тем, что у детей все каналы еще очень «свежие».
    Поэтому отпечатки подвижны, и сны снятся очень легко.
    У взрослых уже не так.
    В особенности, если у человека консистенция слизи или есть какие-то болезни слизи, то каналы загрязнены, а сны вообще снятся мало.

    Не стоит думать, что страшные сны, которые нам снятся, содержат в себе какие-то знаки и предзнаменования. Например, когда снится змея, человек может начать думать, что ему собирается причинить вред какой-нибудь наг или сабдаг (дух — хозяин местности, часто проявляющийся в виде змеи).

    Но на самом деле страшные сны нам снятся только из-за того, что поднимаются наши же собственные отпечатки. Проявляется наша негативная карма. А змеи снятся тогда, когда в сознании проявляется отпечаток, связанный с нашим же перерождением в сфере животных.

    Если же мы будем думать о вреде от нагов и беспокоиться о нем, то на самом деле подобный вред может возникнуть. Только связан он будет не со сном, а именно с этими рассудочными мыслями (намток).

    Читайте также:
    Отвороты: любовная магия на страже ваших отношений

    Если снятся какие-то сны, которые вас беспокоят и пугают, то лучшее, что можно сделать — это как можно больше заниматься практикой раскаяния. То есть раскаиваться в той негативной карме, которая может привести нас к перерождению в низших мирах.

    Почему нам бывает снится, что мы летаем?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Это происходит по двум причинам.
    Первая причина — какая-то болезнь ветра.
    Вторая — это сны, связанные с отпечатками мира божеств.

    Подобные сны называются «снами отпечатков».
    То есть нам снится то, что оставило прежде сильный отпечаток в сознании-основе.

    Бывает так, что из-за того, что какой-то определенный отпечаток в целом доминирует у нас, наши действия и в состоянии бодрствования оказываются обусловлены этим же отпечатком. И если это продолжается достаточно долго, то наше следующее тело обретается согласно этому отпечатку.

    Бывает, что нам снятся сны, связанные с самыми недавними отпечатками.

    Например, как-то раз в Индии я сидел на занятиях и мне вспомнилась моя родина — Тибет.
    Я погрузился в приятные воспоминания о высоких горах, ярко-синем небе, бурлящих реках и заснул. Образы моих воспоминаний всплыли во сне. И мне приснилось именно то, о чем я до этого думал.
    То есть образ родины возник в уме. Произошло цепляние за него. И когда я заснул, этот образ ушел в сновидение.

    Для того, чтобы изучение йоги сновидений действительно стало полезной практикой, имеет смысл подходить к ней, уже имея определенный опыт нахождения в состоянии мачёпа («не-создавание», «не-изменение»).

    Сейчас есть много людей, которые интересуются осознанными сновидениями и изучают их, используя самые разные способы. В том числе методики американских индейцев, у которых тоже есть традиция осознанных сновидений.

    И хотя осознавание сновидений без мачёпа является, скорее, развлечением, плюс здесь есть в том, что впоследствии, если человек начинает заниматься практикой мачёпа, она ему дается легче (подобно тому, как она дается легче после достижения устойчивого шине).

    Зачем нам нужно иметь устойчивый опыт в состоянии мачёпа?

    Обычно, когда нам снятся сны, мы воспринимаем их, как нечто реально происходящее. И так же, как днем, испытываем самый разный спектр эмоций по отношению к событиям сновидения. Чего-то боимся, на что-то злимся и чего-то желаем.

    Вспоминая о состоянии несоздавания во время сна, мы можем сделать так, чтобы ночные видимости самоосвобождались и растворялись так же, как и дневные.
    Тогда, какие бы видимости ночью у нас ни возникали, они не будут нас обманывать. И мы не будем оказываться под их влиянием.

    А бывает ведь так, что во сне понимаешь, что можешь изменить то, что там происходит. И если принимаешь такое решение, то сон меняется и становится совсем другим. Правильно ли так делать?

    Ринчен Тензин Ринпоче:

    Это хорошо, если у вас такое получается.
    Если вы осознаете во сне, что сон — это сон, это очень хорошо.

    Йога сна – как упражнения тибетских йогов помогают в осознанных сновидениях

    Довольно интересное понятие – йога для управления сном. В чем семантика данной практики, как ее использовать и чем она способна помочь человеку?

    Йога видений – тибетские практики сновидений

    Прежде всего, необходимо разграничить два понятия: йога сновидений и йога сна. Это две разновидности тибетской практики. Последнюю, можно ознаменовать, как Йогу Ясного Света. Обуславливается это тем, что сознание человека находится в сохранном виде, даже при углубленной фазе бессознательности, при которой, над спящим не имеет власти ни чувства, ни разум. Данная практика способна улучшить карму, гиперболизировать состояние полной удовлетворенности жизнью. Эти самоощущения, спустя время, могут перенестись в реальную жизнь.

    Прародители человечества постоянно толковали сны, так как в видениях видели возможность разузнать информацию о собственной будущей жизни, о том, что ожидает, с чем предстоит столкнуться. Тибетские мудрецы рассматривали их под другим ракурсом.

    Они подразделяли ночные видения на три категории:

    1. Сансарные.
    2. Сны ясности.
    3. Сны Ясного Света.

    Первые представляют собой те сны, которые видят абсолютно все люди на земле. Первостепенный источник находится в кармических следах – в действиях, которые человек осуществил за прошлую и нынешнюю жизни. Видимые образы, чувства и семантика в таких видениях формируются самим человеком на подсознательном уровне, основываясь на собственном опыте.

    Сны ясности приходят и к тем, кто не применяет йогу сна. Однако после к человеку приходит чувство легкости, как будто дотронулся до неизведанного ранее. Сюжет и определенный образ, также присутствует. Они исходят из сознания.

    Такие видения не отличаются регулярностью. Если практика снов происходит на протяжении долгого времени, к тому же, достигла некой фиксации, первостепенным для человека является понимание того, какие видения привносят подсознательные сведения, а какие являются следствием прожитых эмоций, чувств.

    Если человек осуществил достижения максимального просветления, его ожидает поток энергии, которая совершает движения по ментальной плоти, становится понятной разуму и выходит в сознание. В силу этого, тибетским мудрецам подвластно исцеление собственных ран, а также осуществление диагностики любого пациента. Определенное количество трудностей, возникших вследствие физиологических недугов, в реальности обуславливаются энергетическим застоем в человеческом организме.

    Йога осознанных сновидений

    Практическая деятельность тибетских мудрецов – йога сновидений- представляет собой путь в несколько шагов.

    Первый. Знаменуется обретением покоя, развивающего несокрушимость разума. Необходим данный шаг для открытия дороги в космос. Поза: скрещиваются ноги, спина выпрямляется, ладонями вверх складываются руки. Важно поставить любой предмет около себя, примерно в пятидесяти сантиметрах. Это обуславливается тем, что на нем будет легче зафиксировать внимание, избавив разум от всего лишнего, освободиться от сущностей. Спустя время можно исключить предмет.

    Возбужденное состояние или вялость, закроет путь достижения необходимого просветления. Каждый следующий день стоит напоминать себе, окружающая реальность представляет собой дремоту. Однако не нужно отказываться от реальности совсем, так как даже в видениях есть правила и границы возможного.

    Второй шаг знаменуется исключением желания и злости. Данные диаметрально противоположные чувства способны омрачить разум и обеспечат чувство тревоги. Когда возникает какой-либо раздражитель, важно подавить чувство резкой реакции на него. Это способствует избавлению от депрессивного состояния и чувства неудовлетворенности.

    Читайте также:
    Оберег Молвинец — прекрасная защита от сглазов

    Третий шаг позволит укрепиться в собственных намерениях. Данный этап характеризуется формированием желания узнавания сведений о видениях и об их истинной причине возникновения.

    Четвертый шаг развивает память. Лучше всего делать его утрами, после пробуждения. Необходимо погрузиться в раздумья о приснившемся, стараясь четко зафиксировать все то, что привиделось.

    Прежде, чем погружаться в бессознательное состояние, необходимо защититься. Нужно оборудовать спальное место защитными статуэтками, талисманами и оберегами. Если таких атрибутов нет, то стоит воображать вокруг кровати цветы лотоса.

    Первостепенной целью йоги во сне является способствование развитию пластичности разума. Запрещаются радикальные изменения в видениях, которые человек совершает посредством резкого перехода. Стоит помнить о собственной карме, негативных последствиях, которые влекут собственное вмешательство.

    Управлять бессознательным состоянием можно посредством поиска семантики в видениях. Зачастую, они являются отправной точкой вдохновения, способствуют исцелению от различных заболеваний, в том числе и психических. Смысл во снах может возникать из нескольких источников: из сферы, наполненной знаниями всего человечества; из собственного подсознания; из памяти о прожитых жизнях.

    Кроме поиска семантики в видениях существуют и другие методы, но новичкам они не подходят.

    Практика естественного света

    Естественный свет – чувство ясности, которое испытывает человек, находясь в бессознательном состоянии. Тибетский учитель Дзогчена – Чогьял Намкай Норбу полагал, что каждый человек наделен исключительным совершенством, которое исчезает при прикосновении к реальному миру.

    Он утверждает, что все человеческие трудности решаемы. Так, его ученики видели одинаковый сон, в котором стеклянный ребенок находится в море. Когда человек спасает его, то малыш оживает, и спаситель чувствовал наполненность после сна. Если человек не вытаскивал ребенка, то пробуждение сопутствовало чувство подавленности и влекло за собой негативную полосу.

    В общем, учение о снах представляет собой последовательную подготовку разума и плоти к видениям, в которых сознание не отключается. В силу этого, является осуществимой чистка кармы и постижение просветления. Смысл упражнений заключается в тренировке пластичности ума и угнетению будоражащих эмоций. Первостепенным является пребывание в расслабленном состоянии, которое способствует достижению высшей точки просветления.

    Автор статьи:
    Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
    E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

    Йога сновидений

    1. Как войти в такое состояние
    2. В чем ценность такого состояния
    3. Авторские работы восточных мудрецов

    Треть жизни человек проводит в состоянии сна. Со сном связывают важный период, во время которого осуществляются процессы восстановления. Именно поэтому людям, требующим реабилитации, рекомендуют следовать постельному режиму. Сном можно называть не только отдых. Он предполагает активную умственную деятельность, указывающую путь решения проблем. Народная пословица гласит о том, что утро вечера мудренее, подразумевая возможность видеть во сне способы выхода из сложных ситуаций.

    О свойствах сна, имеющих тайный и глубокий смысл, можно узнать из источников восточной медицины, а также тибетской медитативной практики. Благодаря сну человек способен выполнять непростые задачи – тренировать ум, делать осознанный выбор, предвидеть новый формат взаимоотношений с окружающими. Во сне возможно продвижение по пути саморазвития, конечная цель которого – просветление, освобождение от негативных эмоций.

    Предаваясь обычному сну, человек не способен сохранять осознанность восприятия. Такого эффекта можно ждать только от сна, в котором происходит естественный процесс единения с Вселенной. В нем спящий благодаря особенностям сновидения получает нужную информацию.

    Как войти в такое состояние?

    Практики, занимающиеся тибетской йогой сна и сновидений, делят сны на:

    • кармические;
    • ясности, которые являются сродни снам просветления;
    • естественного света, приносящие человеку высокий энергетический заряд.

    Для того, чтобы стать обладателем сновидения, наполненного божественным светом, нужно познакомиться с практикой тибетской древней йоги. В религиозных школах Тибета практикуют йогу сна и йогу сновидений как неделимое целое.

    Йога сновидений подразумевает процесс подготовки разума и физического тела к встрече с практикой осознанного сновидения. Без такой работы человек не способен использовать мощный метод саморазвития в виде умиротворяющего сна. Желая стать созерцателем естественного света, практикующий следует подготовительному алгоритму:

    • осознает желание освоить йогу сна и сновидений;
    • входит в состояние покоя, помогающее обрести ясный разум;
    • искореняет страсти, как один из факторов, препятствующих проведению практики;
    • начинает верить в то, что окружающее бытие является сном;
    • развивает память, которая позволит благодаря сну, сновидению узнать, что такое книга истины, наполненная естественным светом.

    Йогу, который занимается практикой, помогающей предаться завораживающему сну и озариться его светом, хорошо известны правила погружения в такое состояние. Сознание и физическое тело йога постепенно готовятся к переходам от бодрствования к снам озарения. Предварительная работа йога, желающего управлять сновидением, требует больших душевных и физических сил.

    Если прислушаться к медитирующему йогу, можно услышать важные наставления для новичков, пытающихся заняться практикой естественного сновидения. Суть их заключается в том, что неподготовленный разум не увидит осознанного сна, сновидений, залитых естественным светом. К тому же восточная традиция стоит на страже здоровья человека, оберегая его от необдуманных шагов.

    К занятиям йогой сновидений и практикой естественного погружения в мир, подвластный сну на уровне подсознания, следует подходить осторожно. Лучше проводить такую практику под руководством наставника или йога, который хорошо знает суть тибетского умиротворяющего сновидения.

    В чем ценность такого состояния?

    Йога сновидений и практика естественного света представляют собой тибетскую йогу, занимаясь которой можно решить ряд важных задач:

    • получить благодаря управляемому сну источник жизненной энергии;
    • исцелиться посредством йоги от болезней;
    • увидеть во сне, залитым светом, методы лечения другого человека;
    • посредством практики сновидений найти решение проблем.

    Тибетская йога сна и сновидений является практикой, благодаря которой человек становится мудрым. Практикуя йогу, сон, наполненный божественным смыслом, со временем способен увидеть любой человек. Но у сновидения йога, посвященного в тайны практики, есть много отличительных характеристик. Ему дается во сне больше ярких откровений. В совершенстве овладев практикой сновидений, можно пользоваться сном как первоисточником вселенской информации.

    Читайте также:
    Оберег лунница — значение, легенды и история древнего символа

    Авторские работы восточных мудрецов

    Известно несколько работ о практике погружения во сне в состояние общения с вселенским разумом. Они свидетельствуют о том, что практика вселенского естественного диалога человека и высших духовных сил не является вымыслом. Сегодня все больше людей пробует заняться йогой подсознательного сна, открыть механизмы управления сном, сделать его осознанным.

    Автор труда «Тибетская йога сна и сновидений» Тензин Вангьял Ринпоче, характеризуя данную практику, говорит о сне не только, как о состоянии, несущем простые сновидения и естественный отдых. Высоко оценивая возможности практики, Ринпоче акцентирует внимание на том, что йогу осознанных сновидений следует воспринимать как ниточку, связывающую мир людей и высшие духовные инстанции.

    По мнению Ринпоче, тибетская йога сна и сновидений является уникальной практикой, йогой подсознательного сна, несущей духовный смысл. Как убежденно считает Тендзин, тибетская йога сна и сновидений очищает карму, ведет по дороге просветления. В книге Ринпоче йога сна и сновидений описывается и с точки зрения житейского значения практики. Практика сновидений Ринпоче не изолирована от решения насущных проблем. Она, открывая перед человеком грани подсознания, превращает йогу сновидений в инструмент, помогающий выйти из сложных мирских ситуаций.

    Как говорит Ринпоче, мудрая тибетская философия соответствует потребностям бытовой практики. Тензин уверен – тибетская мудрость через йогу сновидений показывает дорогу к самому себе. Занимаясь практикой, Ринпоче научился сохранять твердость духа и веру в свои силы. Йога сновидений, как пишет мастер, предоставляет возможность:

    • используя разновидности практики, читать космические послания;
    • совершенствуя практику, общаться с Вселенной;
    • подготовиться к будущим перевоплощениям.
    • трактует йогу сновидений как способ прикосновения к вселенской мудрости. Благодаря труду Ринпоче, йога предстает увлекательнейшей практикой, изменяющей наш внутренний мир. Конечной целью использования практики сновидений является полное очищение человеческого сознания.

    Еще один известный труд, описывающий йогу сновидений и восхваляющий уникальную практику, создал Чогьял Намхай Норба. С его точки зрения такая йога является практикой приобретения знаний, закрытых для простого обывателя. Иными словами, осознанные сновидения являются практикой, помогающей открыться для потоков вселенской информации. Создатель книги йогу сновидений представляет как:

    • практику, позволяющую понять себя;
    • практику, способную открыть новые грани возможностей;
    • практику, делающую человека счастливым.

    Практикуя йогу сновидений, человек учится использовать увиденное в повседневной жизни, существенно менять ее качество.

    Вы решили изучить йогу сновидений и заняться этой духовной практикой? В центре Арканум Arcanum.ru Вы можете научиться осознанным сновидениям. С нами вы достигнете новых духовных вершин. Опытные преподаватели смогут ответить на все вопросы и помогут получить новые важные знания.

    Предыдущая статья

    Как открыть возможности сна: ясные сны и тибетская йога сновидений

    Б. Алан Уоллес исследует фантастический ландшафт ясных снов и тибетскую йогу сновидений

    Веками люди во всем мире рассказывают о своем опыте “ясных снов” ― сновидений, в которых они осознают, что спят и видят сны. Но ещё тридцать лет назад не существовало никаких научных доказательств того, что можно сохранять осознанность во сне несмотря на то, что ум исследуется наукой уже сто лет. Большинство психологов были убеждены, что ясные сны ― просто фантастика. Были и философские основания для такого скептицизма: несоответствие противоречащих друг другу понятий ― как можно спать и бодрствовать одновременно? Это представлялось немыслимым, в особенности тем, кто никогда не видел ясных снов и не допускал, что они могут сниться другим.

    Автор и психофизиолог Стивен Лаберж был одним из тех, кто с малых лет временами видел ясные сны. Став постарше, он решил, что его необычный опыт ясных снов мог бы стать областью увлекательных исследований. В 1977 году он продолжил обучение в аспирантуре Стэнфордского университета, избрав для себя направление по изучению этой новой области знаний. Он стал постепенно разрабатывать методы стимулирования ясных снов, записывая свои собственные переживания. За семь лет у него накопилось почти девятьсот описаний ясных снов. Но как убедить коллег по науке в том, что можно сохранять осознанность во сне?

    Стивен Лаберж понимал, что представить доказательства существования ясного сна можно только путем непосредственного контакта человека в этом состоянии с кем-либо бодрствующим. Препятствием этому было то, что во сне большая часть тела спящего неподвижна. Однако психологи обнаружили, что глаза спящего человека движутся не спонтанно, а в направлении тех объектов, которые он наблюдает в своем сновидении. Уильям Чарльз Демент, исследователь сна из Стэнфордского университета, провел следующее получившее широкую известность исследование: он разбудил спящего после того, как тот сделал примерно двадцать повторяющихся горизонтальных движений глаз. Когда его спросили о том, что ему только что приснилось, то он рассказал, что долгое время наблюдал за игрой в пинг-понг! Тогда у Лабержа появилась идея. Он постарается вызвать у себя ясный сон, в то время как его коллеги по науке будут фиксировать состояния его мозга и быстрые движения глаз, чтобы убедиться, что он действительно спит. Затем он послал бы им условные сигналы, двигая своими сновидящими глазами заранее обговоренным способом. Поскольку физические глаза повторяют движения сновидящих, то он смог бы представить объективные доказательства того, что осознает происходящее во сне. В итоге, Лабержу удалось представить эмпирические доказательства существования осознанных сновидений. Сейчас его работы и работы других исследователей ясных снов получили широкое признание в западных научных кругах, а научные разработки в этой области подарили целый ряд замечательных методов в помощь обычным людям, желающим сохранять осознанность во сне.

    Ясные сны открывают удивительный диапазон возможностей тем, кого интересует исследование природы ума. Вы можете попросту использовать ясный сон для отдыха ― при этом диапазон возможных событий в таком сне будет ограничен только вашим собственным воображением. Если же вы захотите заняться вещами поважнее, то сможете научиться решать свои психологические проблемы во сне или изучать пластичность сна, изменяя его содержание по своему желанию. Или, быть может, вы решите проникнуть в глубины своей собственной интуитивной мудрости. Вы сможете, например, призвать ваш архетип мудрости: будь то греческого философа, богиню мудрости или любой другой образ, являющий для вас идеал прозорливости. Установив с ним контакт в своем сновидении, вы обратитесь не к внешнему источнику знания, но начнете раскрывать ресурсы собственного подсознания, к которым обычно не имеете доступа.

    Читайте также:
    Серебряное колдовское таро — толкование карт + галерея

    Помимо таких исследований сознания ясные сны обеспечивают идеальную площадку для изучения основополагающей природы сновидений и реальности, а также взаимоотношений между состояниями сна и бодрствования. Согласно последним научным исследованиям принципиальная разница между сновидением и воображением с одной стороны, и восприятием в состоянии бодрствования с другой, состоит в том, что переживания, получаемые нами в состоянии бодрствования, непосредственно вызываются внешними раздражителями, тогда как воображение и сновидение представляют собой свободное творчество, не ограниченное физическим воздействием окружающей среды. Согласно буддийской мысли западная наука дает нам только часть существующей картины. Буддизм и наука сходятся в том, что, хотя образы, звуки и тактильные ощущения окружающего мира кажутся нам реально существующими, они в действительности не существуют отдельно от нашего восприятия. Но буддизм добавляет к этому, что также и масса, энергия, пространство и время, ― как они воспринимаются человеческим умом, ― не существуют отдельно от нашего восприятия и умопостроений. Они реальны не больше, чем наши сны по ночам. Все явления существуют лишь в неразрывной связи с умом, их воспринимающим, и все психические состояния связаны с воспринимаемыми явлениями. Мы живем во взаимозависимой вселенной, без абсолютных субъектов или объектов. Делая упор на иллюзорной природе реальности, какой она предстает в бодрствовании, и сна, тибетские буддисты уже более тысячи лет назад сформировали систему учений, известную как йога сновидений, которая использует силу ясных снов для того, чтобы сломить наши иллюзии и открыть дверь к Просветлению.

    Как только, занимаясь йогой сновидений, вы научитесь распознавать себя в состоянии ясного сна, вы сможете начать исследовать природу своей психики и свой собственный познающий ум уже в течение этой жизни. На более фундаментальном уровне можно исследовать природу базового сознания (алая-виджняна), индивидуального континуума сознания, на основе которого у ребенка развивается психика, пока он находится в утробе матери, и в котором она растворяется в момент смерти. На высшей ступени йоги сновидений раскрывается высшая природа сознания ― природа “ясного света” или изначального осознавания (ригпа), постижение которой имеет ключевое значение в тибетском учении, известном как Великое Совершенство (Дзогчен). Каждый этап практики йоги сновидений ведет к постоянно углубляющемуся самопознанию, кульминацией которого становится достижение состояния Будды.

    Учения Великого Совершенства провозглашают, что единственное различие между Буддами и обычными живыми существами заключается в том, что первые знают, кто они на самом деле, а последние ― нет.

    Дневная практика йоги сновидений основывается на поддержании осознавания того, что всё, воспринимаемое нами, иллюзорно. Хотя нам представляется, будто вещи существуют независимо от какого бы то ни было познающего или постигающего [их] субъекта, на самом деле все они “пусты”, то есть лишены такой неотъемлемой самосущей природы. Идея Декарта о полном разделении субъекта и объекта наблюдения, оказывающая огромное и продолжительное влияние на западную науку, полностью отрицается в тибетском буддизме. Все психические и физические явления состоят из взаимозависимых событий: нет никакой обладающей абсолютными свойствами разделительной линии между субъектом и объектом, умом и материей, или внешним и внутренним.

    Ночная практика йоги сновидений начинается с осознания того, что вы спите, и поддержания этого осознавания. Для достижения такой ясности и стабильности внимания очень хорошо поначалу овладеть практикой самадхи, или сосредоточения внимания как в состоянии бодрствования, так и сна. Как только вы достигаете стабильности в осознавании того, что спите, вы переходите ко второму этапу, где учитесь управлять содержанием своего сна и преобразовывать его. Это упражнение не должно превращаться всего лишь в подпитку своего эго, растущего от осознавания вашего доминирующего влияния на свои сны. Скорее, речь идет о практическом способе исследования пластичной природы своих снов и более глубоком постижении их иллюзорности.

    Например, вы можете поставить себе задачу научиться проходить сквозь стену. В конце концов, стены во сне сделаны из того же материала, что и сам сон,― так почему бы вашему телу сновидений не проскользнуть беспрепятственно прямо сквозь возникающую в сновидении стену? Но когда вы попытаетесь это сделать, то можете обнаружить, к своему удивлению, что пройдя стену наполовину, вы почему-то застреваете в ней! Это говорит о том, что есть целый ряд степеней ясности. Вы можете осознавать, что спите, но вы еще недостаточно срослись с этим знанием, и потому у вас пока не получается преобразовывать происходящее во сне так, как вы того хотите. (Но в то же время у вас получается летать ― это одна из самых простых сверхъестественных способностей, обретаемых в ясном сне). Подобно тому как ребенок изучает мир, открывающийся ему в бодрствовании, вы на этом втором этапе йоги сновидений исследуете мир сна, взаимодействуя с окружающей средой, и на опыте постигаете то, как всевозможные объекты, возникающие во сне, проявляются относительно воспринимающего их субъекта.

    Настойчивое обучение йоге сновидений неминуемо активизирует ваше подсознание, начинающее подчас рисовать причудливые и даже ужасающие картины. Именно это предоставляет уникальную возможность научиться преодолевать страх и проникать в суть иллюзорной природы сновидений, что и является третьим этапом этой практики. Всякий раз, когда во сне вы чувствуете угрозу, например со стороны каких-нибудь свирепых животных, либо слышите рев пышущего огня или бушующих вод, постарайтесь углубить понимание природы сновидения, спросив себя: “Разве могут такие иллюзорные явления хоть как-нибудь навредить моему иллюзорному «я»?” А потом пусть во сне на вас нападают бандиты, дайте себе сгореть в огне или утонуть в воде. Ведь все это сродни нападению одной радуги на другую: пока вы осознаете иллюзорность сна, ничто не может причинить вам вред.

    Читайте также:
    Заговор на беременность — как зачать желанного ребенка?

    Ясный сон предоставляет вам прекрасную лабораторию для изучения природы ума, ибо все, что вы испытываете во сне, состоит только из проявлений вашего осознавания. Согласно буддизму у ума есть две определяющих характеристики: ясность и способность к осознаванию. “Ясность” ― это способность ума создавать или “освещать” видимые проявления. Исследуя природу образов, проявляющихся во сне, вы начинаете открывать присущий уму потенциал светоносности. Тогда, сохраняя понимание того, что вы спите, вы можете растворить ландшафт сна, оставив сознание в состоянии вакуума, без какого-либо объекта. Теперь остается только способность ума к осознаванию ― у ума нет иного объекта осознавания кроме него самого. В традиции Великого Совершенства говорят, что здесь мы имеем дело с базовым сознанием, которое характеризуется тремя качествами: блаженством, светоносностью и отсутствием умопостроений. Проникая сквозь иллюзию еще глубже, вы попадаете в глубочайшее измерение сознания, известное как ригпа, или изначальное осознавание.

    Согласно учениям Великого Совершенства, как мир сновидений проявляется из относительного пространства базового сознания, так и все миры, возникающие в нашем восприятии, в конечном итоге, рождаются из недвойственной реальности изначального пространства (дхармадхату) и изначального сознания (джняна). Йога сновидений ― один из путей изучения и пробуждения глубин сознания и понимания его роли в мире природы. Когда Будду спросили, кто он ― человек или Бог, он ответил просто: «Я пробужденный». В омраченных снах нас затягивает в иллюзию, как в болото, ― нам кажется, что мы пробуждены, и мы страдаем, воспринимая все, с чем мы сталкиваемся в сновидении, как отдельную от нас абсолютную реальность. Подобным образом, наш ум омрачен и в течение дня, мы видим себя самих и все окружающее как разъединенное и не связанное между собой. Но только представьте себе, какое блаженство ― постоянно сохранять ясность, когда все воспринимается как светоносное проявление глубинного измерения нашего собственного осознавания. Это та истина, которая делает нас свободными.

    Проснитесь! Пять методов стимулирования ясных снов

    1. Старайтесь отмечать во сне такие события, которые невозможны в бодрствовании. Происходит что-то странное ― слишком странное! И тогда вы сможете внезапно осознать, что вы, должно быть, спите! Отмечайте внезапные перемены мест. Например: вы находитесь в Лондоне, а в следующий момент ― уже в Нью-Йорке. Или вот: вы вовлечены в разговор со старым другом, а через минуту он превращается в пуделя, грызущего кость. Или вам снится какой-то немыслимый кошмар, но как только вы скажете себе, что все вокруг слишком уж необычно, то сможете распознать, что вы видите сон.

    2. Готовьте себя к работе со сновидениями, отмечая все аномальные события, происходящие в дневное время, когда вы бодрствуете. Всякий раз, когда они происходят, спрашивайте себя: “Мне это снится?”. И если вы будете проделывать это достаточно часто, то, возможно, в конце концов, вам удастся задать себе тот же вопрос во сне и получить на него утвердительный ответ.

    3. Для того чтобы узнать наверняка спите ли вы или нет, поищите во сне какой-нибудь материал для чтения. Постарайтесь прочитать и запомнить любую строчку из найденного текста, затем отвернитесь и снова взгляните на него. Дело в том, что психологи уже обнаружили, что в 75% случаев текст во сне при повторном прочтении изменяется, причем в третий раз шансы на его изменение будут уже 95%.

    4. Можно вызвать ясный сон с помощью “перспективной памяти”. Когда мы бодрствуем, мы легко запоминаем то, что необходимо сделать в будущем. Например: вы “завязываете узелок” в памяти, обозначающий для вас, что по пути домой после работы вам нужно зайти в магазин за продуктами. Таким же образом вы можете развить в течение дня твердое намерение осознать ночью во сне то, что вы спите. Вы можете направить силу перспективной памяти на осознание того, что события и явления во сне слишком необычны для реальной действительности, и это может послужить ключом для распознавания того, что вы видите сон.

    5. Когда засыпаете, постарайтесь не “проваливаться” в сон, а сохранить ясность ума. Это, пожалуй, самый утонченный способ вызывания ясных снов; фокус в том, чтобы сохранить ясность восприятия в период расслабления и засыпания. Когда физические ощущения начинают постепенно отключаться, вы можете сознательно войти в фазу безобъектного осознавания. Это ― состояние ясного сна без сновидений. Из этого лишенного объектов состояния сознания может неожиданно появиться сновидение, и вы сможете сразу же его распознать. Задача теперь заключается в том, чтобы оставаться во сне и при этом сохранять осознавание того, что вы спите, а это требует некоторой практики. Но как только у вас получится достигнуть стабильности в переживании ясного сна, вот тогда-то и начнется настоящее приключение.

    Алан Уоллес
    TRICYCLE
    Перевод Дмитрия Петренко

    Видео по теме:

    Скачать в высоком разрешении
    11 сентября 2010 года, в Центре «Открытый Мир»
    Перевод Александра Нариньяни

    Лекция построена на фундаментальном материале о шаматхе (практике безмятежности), випашьяне (практике проникновения) в дзогчен – школе, которую называют «кульминацией всех предшествующих колесниц, высшим путем к пробуждению». Поскольку медитация не является сугубо буддийской практикой, абсолютно любой человек способен овладеть навыками правильной концентрации, которая приводит к быстрому развитию умственных способностей, ясности ума и памяти и даже блаженству на уровне тела.

    Статьи по теме:

    Далай-лама как-то сказал, что в буддизме много говорят о необычайном потенциале человеческого сознания, о реализациях, которых добивались йоги в прошлом: о достижении шаматхи, випашьяны, развития паранормальных способностей и кульминации этого пути ― Просветлении. Далай-лама сравнил все эти рассказы с бумажной валютой, которая имеет какую-то ценность только, если обеспечена золотом. «Золотым стандартом» для обеспечения бумажной валюты таких заявлений буддизма должны служить наши современники, достигающие подобных состояний реализации.

    На протяжении многих лет я был озадачен различием в определениях памятования, которые дают многие современные учителя Випассаны и опирающиеся на них психологи, с одной стороны, и теми, что мы обнаруживаем в традиционной литературе Тхеравады и махаяны, с другой. Когда около 30 лет назад я впервые заметил это несоответствие, то подумал, что его причина, возможно, кроется в различиях между буддизмом Тхеравады и Махаяны. Но чем глубже я всматривался, тем отчетливее понимал, что традиционные тхеравадинские и махаянские источники в целом находятся в согласии друг с другом, в то время как современные трактовки памятования отступают от обеих традиций.

    Читайте также:
    Александр Кинжинов — таролог на 18 сезоне Битвы Экстрасенсов

    Алан Уоллес. Что такое истинное счастье?
    Журнал «Трисайкл» обсуждает самое типичное в жизни каждого стремление с Б. Аланом Уолласом

    На протяжении трёх с лишним десятилетий учёный и созерцатель Б. Алан Уоллес рассматривал вечный вопрос: «Что такое счастье?» как с позиций современной науки, так и традиционной буддийской практики медитации. Обе эти отрасли знания легли в основу Института по изучению сознания в Санта-Барбаре, основанного Уолласом в 2003 году для проведения тщательных научных исследований методов созерцания в сотрудничестве с признанными специалистами в области психологии и нейронауки.

    ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Тибетская йога сна и сновидений

    НАСТРОЙКИ.

    СОДЕРЖАНИЕ.

    СОДЕРЖАНИЕ

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • » .
    • 49

    Тендзин Вангьял Ринпоче

    ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ

    Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон. Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре. С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.

    В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, ламы древней тибетской традиции Бон, даны подробные наставления по йоге сна и сновидений. Плоды этих практик — возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению. Обращенная непосредственно к личному опыту читателя, эта книга, безусловно, является одной из глубочайших работ в данной области.

    Хочу поблагодарить тех, кто способствовал подготовке книги к печати и прежде всего и больше всех — Марка Далби, моего ученика и близкого друга, работать с которым мне было очень приятно. Мы провели немало часов в кафе в окрестностях Беркли, обсуждая разные вопросы. Без него эта книга не увидела бы света.

    Я также благодарен Стивену Д. Гудману, коллеге и другу, благодаря ценным советам которого рукопись стала лучше, Сью Эллис Дайер и Крису Бэйкеру — за редакторскую правку первого варианта книги, Сью Дэвис и Лоре Шекерджиан, которые прочитали книгу и высказали свои замечания, и Кристине Кокс из Сноу Лайон Пабликейшнс, опытному редактору, которая, приложив к тексту свое мастерство, существенно улучшила книгу.

    Фотографии, на которых изображены позы медитации и йоги сновидений (соответственно сс. 96 и 125) сделал Антонио Риестра, а моделью послужила Луз Вергара. Рисунки чакр на сс. 120 и 122 сделала Моника Р. Ортега. Я хочу также поблагодарить всех тех, кого я здесь не упомянул и кто оказывал мне разнообразную помощь.

    Посвящаю эту книгу Намкаю Норбу Ринпоче, который стал в моей жизни источником вдохновения, — и в том, как я учу других, и в моей личной практике.

    В Тибете говорят: «Чтобы пресечь все сомнения по поводу подлинности учения и передачи, нужно обратиться к линии преемственности и к истории». Поэтому я начну эту книгу с краткой истории моей жизни.

    Я появился на свет вскоре после того, как мои родители бежали из Тибета, спасаясь от притеснений китайцев. Жилось им трудно, поэтому меня отдали в христианский пансион, где, как надеялись родители, обо мне позаботятся. Отец мой был буддийским ламой*, а мать практиковала Бон*. Прошло немного времени, и отец умер. Затем мать снова вышла замуж, на этот раз за бонского ламу. И он, и мать хотели, чтобы я жил в своем культурном окружении, и вот, когда мне исполнилось десять лет, меня отдали в главный бонский монастырь, который находился в Индии, в Доланджи, где я принял монашеский сан.

    После того, как я прожил в монастыре некоторое время, Лопон (старший наставник) Санге Тендзин Ринпоче признал во мне перерождение Кюнгтула Ринпоче, знаменитого ученого и учителя, писателя и преподавателя медитации. Он был хорошо известен как искусный астролог, а в Западном Тибете и в Индии прославился как укротитель злых духов. Многие знали его как целителя, обладавшего магическими способностями. Одним из его покровителей был владыка княжества Химачал в Северной Индии. Князь и его супруга, которые не могли иметь детей, обратились к Кюнгтулу Ринпоче с просьбой вылечить их, что он и сделал. В настоящее время их сын Вирбхардур занимает пост премьер-министра штата Химачал- Прадеш.

    Когда мне исполнилось тринадцать, мой коренной учитель Лопон Санге Тендзин, человек большого знания и высокой реализации, собрался передать одно из самых важных и тайных учений традиции Бон: линию Великого Совершенства (Дзогчен*) устной передачи Шанг-Шунга (Шанг-Шунг ненгюд*). Хотя я был еще очень юн, мой отчим навестил Лопона Ринпоче и попросил, чтобы меня допустили к занятиям, которые должны были продолжаться ежедневно в течение трех лет. Лопон любезно согласился, но велел мне, как и остальным будущим ученикам, рассказать ему сон, увиденный в ночь перед началом занятий, чтобы он смог определить нашу готовность.

    Некоторые ученики не запомнили снов, и это было воспринято как знак препятствий. Лопон велел им начать очистительные практики и отложил начало занятий до тех пор, пока каждый ученик не увидит сон. Сновидения других учеников свидетельствовали о том, что им необходимо выполнить те или иные практики, чтобы подготовиться к получению учений, например, практики, которые укрепили бы их связь с бонскими охранителями*.

    Читайте также:
    Серебристая и белая аура — что означают эти цвета

    Мне приснился автобус, который объезжал вокруг дома моего наставника, хотя на самом деле дороги там не было. Во сне кондуктором был мой Друг, а я стоял рядом с ним и вручал билет каждому, кто входил в автобус. Билеты представляли собой кусочки бумаги, на которых был написан тибетский слог А. Тогда шел второй или третий год моего пребывания в Доланджи. Мне было тринадцать лет, и я не знал, что в учении Дзогчен А является одним из важнейших символов. Наставник, по своему обыкновению, ничего не сказал про мой сон. По поводу хорошего он не особо распространялся, но я был счастлив уже потому, что мне позволили посещать занятия.

    В тибетской духовной традиции учитель зачастую использует сны учеников именно таким образом, чтобы решить, может ли ученик получить то или иное учение. И хотя прошло немало времени, прежде чем я начал изучать и практиковать йогу сновидений, этот случай положил начало моему интересу к снам. На меня произвело глубокое впечатление то, как высоко ценятся сны в тибетской культуре и в религии Бон, и то, что информация, идущая от бессознательного, часто бывает важнее информации, которую может дать сознательный ум.

    После занятий, продолжавшихся три года и включавших многочисленные ритриты по медитации вместе с соучениками, а также много ритритов, которые я выполнил в одиночку, я поступил в монастырскую школу диалектики. Как правило, на то, чтобы завершить программу обучения, построенную на традиционной основе, уходит от девяти до тринадцати лет. Нам преподавали обычные академические предметы: грамматику, санскрит, стихосложение, астрологию, изобразительное искусство, но мы изучали и не совсем обычные дисциплины: эпистемологию, космологию. Сутру*, Тантру* и Дзогчен. За время учебы в монастыре я получил много учений и передач по йоге сновидений, наиболее важные из которых опирались на тексты Шанг-Шунг ненгюд, «Материнской тантры» и книги Шардза

    Тайная доктрина

    газета тайных знаний

    Тибетская йога сновидений

    Начало см. в №№3—5/2015

    Практика
    йоги сновидений

    Практика йоги сновидений приводит к развитию способности попадать в осознанные сновидения (когда спящий понимает, что видит сон и может делать все, что захочет). Такая способность, по мнению учителей традиции Бон, не является целью практики, однако служит одним из главных инструментов, используемых идущим по пути для освобождения от бесконечных перерождений в мирах Сансары (о чем было описано в прошлой статье).
    По традиции (да и в реальной практике), осознанные сновидения имеют много уровней. Крайний нижний — это состояние, при котором человек осознает, что спит, однако у него недостаточно ясности и способности управлять сюжетом сновидения.
    Высший уровень осознанности подразумевает полный контроль над происходящим в сновидении. В таком состоянии можно беспрепятственно делать буквально все, что угодно, а степень реалистичности зачастую в разы ярче, нежели в состоянии бодрствования.
    Не могу не отметить тот факт, что на сегодняшний день проблема низкого уровня осознанности и нечеткости окружающего пространства в осознанном сновидении легко решается правильным применением техник углубления. В большинстве случаев удается в течение буквально нескольких секунд перейти от крайнего низшего уровня к высшему, гиперреалистичному.
    Совершенно ясно, что сновидения и физический мир не принадлежат к одному и тому же измерению. Если во сне вы стали обладателем чемодана валюты, то, вернувшись в бодрствование, конечно, его не обнаружите. Однако цель состоит в том, чтобы разорвать цепочку стереотипов, психологических блоков и барьеров, устраняя ограничения ума.
    Из этого следует, что в числе прочего традиция Бон использует практику осознанного сновидения в целях развития гибкости ума. Достижение этой гибкости и осознание того, что, по сути, мы не являемся тем, с чем отождествляем себя, одновременно являясь всем, то есть чистым восприятием, есть поистине ключевой и кардинальный поворот на духовном пути каждого, кто следует тибетской традиции йоги сновидений.
    Должен отметить, что абсолютно все древние и современные традиции и методики, подразумевающие развитие (личностное и/или духовное), в той или иной мере используют достижение гибкости ума. Разными остаются лишь названия и степень этой самой гибкости…
    Почему же гибкость ума столь важна? Дело в том, что область наших переживаний омрачается и сужается ограничивающими заблуждениями и стереотипами. До тех пор пока они имеют место быть, человек находится в ловушке ложной реальности и не способен обрести свободу. Хорошо развитая гибкость ума — это, пожалуй, единственный инструмент, позволяющий нам преодолеть влечение и неприязнь — основные факторы, уводящие людей от понимания своей истинной природы.
    Тибетская йога сновидений гласит, что в осознанных сновидениях мы учимся преображать все, с чем сталкиваемся. Мы способны делать там все, что угодно, и воздействовать на любые объекты и обстоятельства, меняя их по своему усмотрению. Постепенно, по мере разрушения привычных, укоренившихся рамок и стереотипов, наш ум приобретает гибкость и податливость. Вначале в сновидении развивается осознанность, а затем и гибкость. Далее задача идущего по Пути — начать применять два этих фактора в повседневной жизни.
    Вследствие всего этого человек вдруг начинает осознавать, что механизмы воздействия на ход течения сновидения и реальности идентичны по своей сути. Фактически мы можем преображать все что угодно во все что угодно. Единственная ограничивающая планка таится лишь в степени гибкости нашего ума. К примеру, можно легко преобразовать депрессию, страх, отчаяние, гнев и рассеянность в счастье, отвагу, уверенность, любовь и осознанное присутствие. Для этого используется тот же самый вид намерения, с помощью которого мы управляем осознанным сновидением.
    Однако, как и в случае с развитием любого навыка, необходимо соблюдать дисциплину и систематичность в практике осознанных сновидений. Полный контроль над своими эмоциями и способность управлять ими, по мнению учителей бонской традиции, ослабляет, а впоследствии и совсем разрывает связь наших энергетических центров с шестью мирами Сансарного бытия, сохраняя огромное количество энергии, которую теперь можно направлять в созидательные русла, переходя на более высокие ступени развития, ведущие к освобождению.
    Должен отметить, что по принципу управления пространством в осознанном сновидении можно реально влиять на пространство, выводя себя на те линии жизни, которые нам более по душе, добиваясь тем самым материальных благ и определенного статуса в обществе.
    К слову сказать, техническая составляющая этих практик нашла воплощение во многих западных практиках по управлению реальностью. Например, таких, как Трансерфинг. Тибетские мастера йоги сновидений прекрасно знают о таких возможностях, однако не считают погоню за сокровищами этого мира верным путем и расходуют энергию исключительно на достижение духовных богатств и благ, так как именно они ведут к истинному освобождению от бесконечных воплощений в Сансаре.

    Читайте также:
    Значение чисел в сказках — магия цифр в творчестве

    Далее я хотел бы процитировать точку зрения известнейшего гуру тибетской йоги сновидений Тендзина Вангьял Ринпоче относительно того, как использовать осознанные сновидения на практике.
    В «Материнской тантре» перечисляется одиннадцать разновидностей впечатлений, которые видимые проявления обычно вызывают в уме. Их всех нужно узнавать, проверять и преображать. Принцип для всех одинаков, но полезно обдумывать каждое из них по отдельности, чтобы дать своему уму возможность их преобразить. Эти разновидности таковы: величина, количество, качество, скорость, достижение, преображение, эманация, путешествия, способность видеть, встречаться и ощущать.
    Рассмотрим эти впечатления.
    Величина. В сновидениях величине мы обычно уделяем мало внимания, но в состоянии бодрствования — довольно много. Величина бывает малая и большая. Измените свой рост в сновидении: станьте маленькими, как насекомое, а затем большими, как гора. Сделайте из большой проблемы маленькую. Возьмите красивый цветочек и сделайте его большим, как солнце…

    Количество. Если во сне вы видите одного будду, увеличьте их число до ста или тысячи. Сделайте из тысячи проблем одну. В сновидении вы можете сжечь семена зарождающейся кармы. Используя осознавание, управляйте сновидениями, а не управляйтесь ими. Смотрите сон, а не позволяйте, чтобы он вам снился.

    Качество. Когда люди постоянно испытывают неприятные переживания, это происходит только потому, что они не знают, что переживания можно изменять. Следует не забывать о способности всё изменять и пользоваться ею во сне. Когда в сновидении вы сердитесь, превратите это чувство в любовь. Можно изменять страх, ревность, гнев, жадность, чувство постоянного ожидания и тупость. Ни одно из этих чувств не приносит пользы. Скажите себе, что их можно преодолеть, призвав на помощь преображение. Можно даже высказать это вслух, чтобы укрепить свое знание. Получив опыт преображения чувств в сновидении, вы сможете применять его в состоянии бодрствования. Так вы увеличиваете свою свободу и гибкость и освобождаетесь от прежней зависимости.

    Скорость. В сновидении всего за несколько секунд можно достичь очень многого, потому что всё заключается в уме. Замедлите переживание, пока каждое мгновение не станет целым миром. Посетите за одну минуту сотню мест. В сновидении есть только одно препятствие — ограниченность вашего воображения.

    Достижение. В сновидении можно достичь всего того, что вам не удалось исполнить в жизни. Выполняйте практики, пишите книги, переплывите океан, завершите всё, что необходимо.

    Преображение. Для тех, кто практикует Тантру, преображение очень важно, поскольку этот принцип лежит в основе тантрийской практики, но оно также важно и для всех нас. Учитесь преображаться. Пробуйте всё. Преобразитесь в птицу, в собаку, в гаруду, во льва, в дракона. Из злого человека преобразитесь в сострадательного, из ограниченного и завистливого — в открытого, чистого будду. Преобразитесь в йидама и в дакини. Это очень сильно способствует развитию гибкости и преодолению привычки не выходить за рамки собственного «я».

    Эманация. Она похожа на преображение. Преобразившись в йидама или в будду, эманируйте множество тел, которые могут принести пользу другим существам. Разделитесь на два тела, затем на три, на четыре, на столько, сколько сможете, а затем ещё больше. Сломайте ограничения, заставляющие вас воспринимать себя как одно обособленное «я».

    Путешествия. Начните с мест, где вы хотели бы побывать. Хотите попасть в Тибет? Отправляйтесь туда. В Париж? Пожалуйста. Куда вы всегда мечтали попасть?
    Дело не в том, чтобы просто куда-то попасть — это нечто вроде путешествия. Сознательно направляйте себя к цели. Вы можете отправиться в другую страну или в чистую землю, где нет никакой скверны. Или совершить перелет на другую планету или в такое место, которое не видели много лет, или на дно океана.

    Способность видеть. Постарайтесь увидеть то, чего не видели прежде. Видели ли вы когда-нибудь Гуру Ринпоче? Тапихрицу? Христа? Теперь можете. Видели ли вы Шамбалу или недра Солнца? Видели деление клеток или свое сердце, бьющееся на вершине горы Эверест, или то, что видит глаз пчелы? Придумывайте себе цели и осуществляйте их в сновидении.

    Способность встречаться. В тибетской традиции есть много историй о людях, встречавшихся в сновидениях с учителями и охранителями, с дакини и т.д. Возможно, вы ощущаете связь с учителями прошлого — так повстречайтесь с ними. А при встрече сразу же спросите, можно ли увидеться с ними еще раз. Это увеличит вероятность следующей встречи. Затем попросите учений.

    Способность ощущать. Используйте сновидения, чтобы ощутить то, чего вы еще не ощущали. Если у вас нет уверенности относительно своего переживания ригпа, получите его в сновидении. Вы сможете ощутить переживания любых мистических состояний пути, утонченных или простых. Сможете дышать в воде, как рыба, или проходить сквозь стены, или стать облаком. Сможете пересечь всю Вселенную, как луч света, или упасть с неба, как дождь. Вы сможете исполнить всё, что задумаете…
    Олег Белевский
    г. Севастополь
    Тел. +7-978-844-53-71

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: