Йотуны — злые противники скандинавских богов

Великаны – ётуны из германских и скандинавских преданий – жители холодной страны Ётунхейм, противники богов – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Великаны – ётуны из германских и скандинавских преданий – жители холодной страны Ётунхейм, противники богов

Великаны-ётуны – древние исполины, предшественники богов и людей

Великаны – ётуны, йотуны (др.-исл. «обжора» ) в германо-скандинавской мифологии — великаны (др.-герм. «турсы») семейства инеистых великанов или гримтурсенов, дети Имира. Согласно скандинавским и германским легендам, ётуны были древними исполинами , первыми обитателями мира, и жили на Земле до появления богов и людей . Великаны – ётуны отличались большой силой и ростом.

Согласно некоторым легендам и старинным иллюстрациям к ним, ётуны были великанами только в восприятии людей — асы не уступали им ростом.

В этой связи очень показательна моя работа “Великаны и исполины – предшественники и современники людей. Какой был рост у богов и демонов?”

Великаны-ётуны – жители холодной страны Ётунхейма

Ётуны были жителями холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли Ётунхейм или Утгард ( это говорит о том, что они, в отличие от инеистых великанов, жили позднее 16 млн. лет назад, то есть начиная со среднего миоцена) . Они считались противниками асов и людей (и здесь). Ётуны стремились отнять у богов жён — богинь Фрейю, Идунн, а также молот Тора, молодильные яблоки Идунн, кольцо Драупнир и другие сокровища – атрибуты богов. С ётунами вечно боролся Тор, защищая от них Асгард и мир людей – Мидгард. В конце концов инеистые великаны были побеждены асами, возглавляемыми Одином.

Ётунхейм или Йотунхейм – земля, населённая великанами-ётунами, расположенная к востоку от Мидгарда – «срединной земли» (мотив “срединной земли, горы, острова”, созданной богами в океане, встречается также в японских, шумерских, индийских и других преданиях) или мира, населенного людьми. Ётунхеймом правил король, великан Трим, впоследствии убитый Тором.

Утгард – «внешний» по отношению к Мидгарду мир. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов» – братьев Одина, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда (“Путешествие Тора в Утгард”). В легенде о путешествии Тора упоминается великан Утгарда-локи как правитель этого мира (Википедия с моими коментариями ).

Великаны-ётуны – многоголовые чудовища, хранители древней мудрости

По древнескандинавским легендам (Старшая и Младшая Эдды, Перебранка Локи и др.) великаны – ётуны имели облик чудовищ и иногда были многоголовым и (Трудгельмир).
Наряду с безобразными великанами и великаншами (вроде сестры Трюма или Ангрбоды) в скандинавской мифологии имеются упоминания о красивых дочерях великанов; любовные связи и даже браки с ними – не редкость у асов. Такова Скади – дочь Тьяцци, на которой женился Ньёрд, Герд, дочь Гюмира, к которой сватался Фрейр, и другие великанши.
Ётуны характеризовались злобным характером. Некоторые из них (Бёльторн Вафтруднир, Мимир, Эгир и другие) одновременно считались хранителями древней мудрости. Так, Бёльторн – отец матери Одина – дал Одину магические руны. С Вафтрудниром Один соревновался в мудрости («Речи Вафтруднира» в «Старшей Эдде»). К этой же категории в какой-то мере относится и великан-строитель небесного селения богов – Асгарда – Хримтурс (другими строителями циклопических=мегалитических сооружений были инеистые великаны, великаны волоты и циклопы)

Союзник Одина Локи – двуличный великан, отец хтонических чудовищ

Один из великанов-ётунов Локи в обличье животных сходился с великанами и животными, порождал разнообразных чудовищ и химер (Фенрир, Йормунганд, Хель, Слейпнир).

Не напоминает ли это сюжеты заселения Земли дайтьями и данавами из “Махабхараты” и снисхождения на Землю падших ангелов, стражей и нефилимов из Библии, книги Еноха и Каббалы

Локи был сыном ётуна Фарбаути и асини или великанши Лаувейи, родным братом Одина и Хёнира. Асы разрешили Локи жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Исландский поэт и историк XIII века Снорри Стурлусон, описывает в созданной им «Младшей Эде» Локи красивым, невысоким худощавым человеком с огненно-рыжими волосами. До того, как великаны начали войну с асами, Локи прожил три года в Ётунхейме у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трёх детей: дочь— наполовину красную, наполовину синюю Хель (богиня царства мертвых), гигантского змея Ёрмунганда и чудовищного волка Фенрира.
Предания описывают Локи двуличным, изворотливым, хитрым, коварным, нарушающим установления богов и законы природы. Локи причинил много бед асам, в частности, привел к гибели бога Бальдра. В то же время, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость и коварство.
Локи обладал способностью менять свою внешность и проявлять двуполость (как и Один). Атрибутом Локи были волшебные башмаки, упоминаемые в «Младшей Эдде».

Читайте также:
Чертог волка — царство Велеса, покровителя животных

По приведенным выше характеристикам Локи сильно напоминал нагов

В более поздних (после принятия скандинавами христианства) скандинавских легендах ётуны стали отождествляться с троллями


© А.В. Колтыпин, 2012

Ётуны

Ётуны – рожденные в начале мира

В скандинавской мифологии Ётуны (другой вариант произношения – Йотуны) – могучие великаны, потомки первого живого существа Имира, который был убит братьями Одином, Вили и Вё, внуками первочеловека (инеистого великана) по имени Бури. При этом слово «ётун» является своего рода прозвищем, с древнескандинавского «jötunn» переводится как «обжора». С точки зрения расовой принадлежности Ётуны являются турсами («þursar» на древнескандинавском и «thurs» на древнеисландском и английском), то есть собственно великанами. При этом, по всей видимости, великаны Ётуны не являются инеистыми великанами (гримтусенами, на древнеисландском «hrim-thurs»), проживающими в Нифльхейме.

Йотуны отличались невиданной силой, огромным ростом и (в отдельных случаях) исключительной мудростью. Также, судя по эддическим мифам, великаны в большинстве своем агрессивны и являются главными противниками асов (а также потенциально – жителей Мидгарда). Великаны Ётуны живут в Ётунхейме (Йотунхейме, с древнескандинавского «jötunheimr» переводится как «земля ётунов»). Это место было построено асами на востоке от Асгарда для Бергельмира, единственного великана, пережившего смерть Имира (которому он приходился внуком). По легенде, Бергельмир успел построить лодку и таким образом вместе со своей женой спасся от великого потопа.

Тем не менее, не ясно, почему в поздних мифах потомками Бергельмира также называют инеистых великанов, живущих в Нифльхейме. Вероятно, речь может идти об особом «роде» изначальных великанов, хотя, с другой стороны, Имир, хоть и не называется гримтусеном напрямую, но в Эдде сказано, что он родился изо льда(!) мировой реки Эливагар (между Нифльхеймом и Муспельхеймом, где ледяные глыбы начинали плавиться от жара, источаемого миром огня).

Ётуны в эддической мифологии

В текстах Старшей и Младшей Эдды великаны Ётуны (Йотуны) почти всегда выступают антагонистами асов. В большинстве случаев они злобны и агрессивны, внешне напоминают людей (нигде напрямую не сказано, что они отличаются от последних чем-то, кроме исполинского роста). В частности, песни «Перебранка Локи» и «Мед поэзии» из Старшей Эдды демонстрируют Ётунов как могучих, но простодушных созданий, которые проигрывают асам в хитрости и коварстве. Кроме того, Тор неоднократно побеждал Йотунов в поединках без особого труда (однако Хрунгнира он одолел лишь благодаря смекалке Тьяльви, то есть – нечестно).

Важно отметить, что Локи является чистокровным Ётуном, он сходился с другими великанами Ётунами (например, с Ангрбодой) как в гуманоидном облике, так и в образе животного (с жеребцом Свадильфари). В этом многие исследователи видят чудовищность Ётунов, их дикую, стихийную природу, которая зачастую проявлялась в виде откровенных уродств (в качестве примера можно привести многоголового великана Трудгельмира).

Тем не менее, многие великаны Ётуны считались выдающимися мудрецами, к которым прислушивались асы. Например, одним из хранителей мудрости был Мимир, охранявший источник у корней Иггдрасиля. Позже голова Мимира была забальзамирована Одином и Всеотец советовался с ней перед важными событиями (в частности – перед Рагнареком).

Другой знаменитый великан Ётун по имени Эгир был у древних скандинавов олицетворением спокойного, «мирного» моря. С асами он состоял в дружественных отношениях, неоднократно приглашал их к себе домой и посещал их пиры. Более того, существует версия, согласно которой «девять матерей» Хеймдаля – это дети Эгира и его жены Ран.

Не менее известен другой Йотун, Вафтруднир. Его имя с древнеисландского дословно переводится как «сильный в запутывании», он состязался в мудрости с самим Одином («Речи Вафтруднира» из «Старшей Эдды», хотя нужно отметить, что у этой саги есть множество более поздних вариаций). Вафтруднир проиграл спор, хотя его ответ на коварный вопрос Всеотца был справедлив.

Тем не менее, великаны в скандинавской мифологии чаще выступали отрицательными персонажами. Ётуны пытались отобрать у асов их жен – Идунн и Фрейю, охотились за артефактами богов, в частности – за молотом Тора и золотыми яблоками Идунн. В поздних скальдических сагах сказано, что асы во главе с Одином в итоге разгромили инеистых великанов Нифльхейма. Но ничего не сказано про Ётунхейм, и этот факт вызывает много вопросов. Также распространено заблуждение относительно того, что Йотуны обитали в Утгарде. Это неверно, так как Утгард не входит в число Девяти Миров, это трансцендентный мир, сродни славянскому «тридевятому царству». Неизвестно, где он располагается и кем населен, ведь Тор во время своего случайного путешествия в этот мир видел там лишь «людей могучего сложения», но не великанов, да и сам Утгарда-Локи не называется ни турсом, ни хримтусеном.

Читайте также:
Инструменты Нострадамуса сонник, яйцо и таблица-гороскоп

Таким образом, великаны в скандинавской мифологии представляют собой достаточно спорный, но в большей степени отрицательный образ, несмотря на то, что они, по всей вероятности, были первым народом во Вселенной. Древние скандинавы верили, что именно великаны Ётуны вызывают обвалы и бури, землетрясения и штормы. Предположительно, средневековый образ народа троллей возник именно на основе легенд о Ётунах.

«О, услышь меня, отец Земли»: кто такие йотуны в скандинавской мифологии

История существ, что могущественнее людей и богов.

Привет, детишки, совсем недавно Ubisoft анонсировала новую часть серии Assassin’s Creed, действия которой будут разворачиваться в северной Европе, главными же героями игры станут известные всем викинги — воинственный и дикий народ Скандинавии. Поэтому я запускаю небольшой цикл статей, посвящённых мифологии этого необычного народа. Присаживайтесь поудобнее, наливайте тёплый чай, я поведаю вам о йотунах, ледяных великанах из Йотунхейма.

У них нет чувства сожаления и страха, они древнее самих богов, они жили на этой земле до нас, а их появление сулит несчастье и погибель. Имя им — йотуны, древние великаны родом из Йотунхейма.

Давным-давно, когда в мире ещё не было жизни, а лишь вечные льды в морозной реке Эливагар родился Аургельмир — первое живое существо, от которого пошла вся жизнь. Он был столь могуществен, что от его ног появился Трудгельмир — шестиголовый великан, что породил первых йотунов, ледяных великанов.

Позже появились и первые асы — «незапланированные» дети Аудумлы, первой коровы, что выбралась из льдов вместе с Аургельмиром. Поначалу йотуны и асы жили в мире и согласии, на месте, где появились первые великаны боги построили мир, и отдали его в дар йотунам, себе же они возвели Асгард — небесный город.

Потомки асов хотели обустроить мир, поэтому они убили Аургельмира — дедушку всех йотунов. Из раны колосса вытекла кровь, что заполнила весь мир создавая океаны, моря, озёра и реки, плоть стала сушей, кости великана превратились в горы и скалы, волосы образовали леса, мозг породил облака, а череп небесный свод. Новость о гибели Аургельмира вызвала ярость у всех йотунов, сынов Трудгельмира, они поклялись во чтобы то ни стало отомстить богам из Асгарда за их преступление и предательство, с тех пор началась война между асами и йотунами.

После убийства Аургельмира у йотунов пропала связь с первоначальным миром, и они породили Хримтурсов — инеистых великанов, что в отличие от йотунов могли испытывать только ненависть, и ничего более, пусть и внешне они были всё теми же йотунами.

Создав мир, пантеон асов задумали населить его живыми существами, как только мир был создан, Один и его братья нашли на берегу моря два дерева: Ясень и Ольху, из которых соответственно были созданы первые мужчина и женщина — Аск и Эмбла.

Пока асы создавали жизнь в новом мире йотуны уже готовились к войне, кузнецы точили топоры, а Локи — сам по происхождению великан сношал первых животных, порождая различных чудовищ и химер, что должны были помочь в войне. К слову, так и появился Йормунганд — мировой змей, чей выход из моря будет знамением Рагнарёка — погибели богов.

Таким же образом появился и Фенрир — также известный как «ужасный волк», который также станет одним из символов Рагнарёка. Поначалу маленького волчонка асы оставили в Асгарде, посчитав того недостаточно опасным, чтобы убивать. Со временем волк стал настолько огромным и кошмарным, что кормить его отваживался только Тюр — бог воинской храбрости, дабы обезопасить себя асы решили заковать зверя в волшебную цепь, которую создали гномы из женской бороды, кошачьих шагов, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Чтобы заковать чудовище в цепь, Тюру пришлось положить в пасть Фенрира свою руку, в знак отсутствия злых намерений, но когда волк понял, что его заковали тот одним взмахом челюсти откусил руку бога, сделав того калекой.

Асы приковали зверя глубоко под землей, вставив ему меч между челюстей, чтобы они никому не смог причинить вреда.

Рукоять упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света.

Читайте также:
Сильный заговор от пьянства — в помощь себе и близким

Согласно пророчеству Валы, в день, когда настанет Рагнарёк зверь освободится из своих оков и убьёт Одина — верховного бога асов.

В войне с асами йотуны потерпели поражение от рук хитрых асов, и были навсегда изгнаны из мира в Йотунхейм, однако часть великанов всё-равно осталась в мире замаскировавшись в скалы и горы. Йотуны прокляли богов, уходя в Йотунхейм они кричали, что придёт день, и пантеон асов будет уничтожен вместе со всеми, кто населяет их мир.

Те же великаны, что остались бродили по земле уничтожая людей, их топот обрушивал горы и скалы, это явление люди стали называть землетрясением, и знаменовало оно появление ледяного великана, от которого нужно либо бежать, либо принять достойную, но ужасную смерть.

Их рёв содрогал небосвод ужасным звуком вводя в сердце людей страх, и порождения богов из поколение в поколение передавали потомкам леденящие истории о йотунах, сынах великого Трудгельмира.

Со временем великанов становилось все меньше, а те, что выживали теряли мудрость и силу предков. Третье поколение йотунов называлось Турсами, они были намного слабее своих предшественников, и мало чем были похожи на ледяных великанов, они скорее напоминали обычных, ничем не примечательных великанов.

Те турсы, что вырождались превращались в троллей, сильных и агрессивных, но довольно примитивных существ, в которых не осталось ничего от их могущественных некогда предков.

Сами тролли превратились в персонажей германских и кельтских мифологий, и стали неотъемлемой частью почти любого фэнтези-мира.

В культуре же йотуны олицетворяют собой огромную, неукротимую и необузданную природную силу, которая не повинуется даже богам.

На самом деле, корни йотунов почти такие же древние, как это описывалось в легендах, северяне придумали этих созданий дабы объяснить такие явления как снег, землетрясения, гром или горы, ставшие олицетворением великанов. Именно из-за таких верований долина исполинских гор в Швейцарии получила название «Ризенгебирг» — что переводится как «Великанские горы».

В стране, где снег никогда не исчезает с вершин гор люди по сей день рассказывают своим потомкам о легендарных йотунах, великих колоссах, сынах Трудгельмира и внуках Аургельмира — первого живого существа в нашем мире.

Galdrarun

магия и прорицание через призму разных традиций

  • Список форумовТеория рунТеория рунБоги и Богини
  • Поиск

Скандинавский пантеон, помощники богов и их враги

Модератор: Vadim

Адам Бременский о религиозном культе скандинавов. — Тор, Один и Фрейр. — Один и Тюр. — Асы и асиньи. — Асы и ваны. — Йотуны. — Потомки йотунов. — Хтонические чудовища. — Локи и его двойственная природа. — Фенрир. — Цверги. — Цверги и карлики. — Богини судьбы. — Валькирии. — История Брюнхильд.

Средневековый немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) в своем сочинении упомянул о главном святилище свеонов, то есть шведов, в Упсале, неподалеку от Сиктоны (Сигтуны). Поблизости от святилища, по словам Адама, растет дерево неведомой породы, зеленеющее зимой и летом, а рядом находится источник, в котором свеоны совершали человеческие жертвоприношения. Сам же храм «весь украшен золотом, а в нем находятся статуи трех почитаемых народом богов. Самый могущественный из их богов — Top — восседает на престоле в середине парадного зала, с одной стороны от него — Водан, с другой — Фриккон. Вот как распределяются их полномочия: «Тор, — говорят свеоны, — царит в эфире, он управляет громами и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Водан, что означает «ярость», — бог войны, он возбуждает мужество в воинах, сражающихся с неприятелем. Третий бог — Фриккон — дарует смертным мир и наслаждения. Последнего они изображают с огромным фаллосом. Водана же свеоны представляют вооруженным, как у нас обычно Марса. А Тор напоминает своим скипетром Юпитера.» Ко всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора, если война, Водану, если предстоит справлять свадьбы, Фриккону».

Описание Адама весьма любопытно. Во-первых, из него следует, что во главе шведского пантеона (и это подтверждается археологическими находками — амулетами в форме молота Тора) стоял не Один, а Тор: для населения «внутренней» по отношению к «внешним» Дании и Норвегии Швеции грубоватый и искренний Тор-защитник был ближе и понятнее, чем воинственный и двуличный Один[25]. Во-вторых, «распределение функций» между богами в описании Адама вполне соответствует выведенной французским исследователем Ж. Дюмезилем трехчленной структуре социальных функций индоевропейских божеств: Тор в данном случае олицетворяет духовную и юридическую власть, Один — воинскую функцию, а Фриккон (очевидно, Фрейр) — богатство и плодородие.

Читайте также:
Сильный приворот в полнолуние — опасно ли его делать?

Впрочем, триада Тор — Один — Фрейр характерна для позднего периода скандинавского язычества; первоначально ее, по-видимому, составляли Тор, Фрейр (или Ньерд) и Тюр (Тивас, или Тиу, имя которого этимологически соответствует индоевропейскому Дьяусу; от последнего, в частности, «произошел» Зевс). Причем в «исконном» варианте триады Тор как бог грома и молнии, тождественный индийскому Индре, олицетворял воинскую силу, Фрейр — плодородие и богатство, а Тюр — власть. Однако с развитием культа Одина и усилением «одинического» элемента в скандинавской мифологии Тюр был вынужден уступить свое место в триаде Одину, исходно — покровителю воинских союзов и богу-колдуну. Как писал Е.М. Мелетинский, «превращение Водана-Одина в небесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога — покровителя военных дружин., но и с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мертвых для избранных — смелых воинов, павших в бою. В качестве «хозяина» такого воинского рая Один оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в функции богов неба и войны. Процесс превращения Одина в верховного небесного бога. завершился в Скандинавии (начавшись в германских землях. — Ред.). Здесь Один оставил заметные следы в топонимике (главным образом в названиях водоемов и гор)».

Одина с Тором и Тюром, помимо «совместного членства» в триаде верховных божеств, объединяет и принадлежность всех этих богов к числу главных божеств скандинавского пантеона — асов. Кроме Одина, Тора и Тюра, согласно «Эддам», к асам принадлежат также Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи, Вали и Бальдр. «Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Йорд и Ринд. По своим «сферам влияния» асы и асиньи распределяются следующим образом:

Один — верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания;

Тор — сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;

Тюр — бог неба, войны и воинских правил;

Хеймдалль — страж богов, а также (в ипостаси Рига) родоначальник трех людских сословий — конунгов, крестьян и рабов;

Браги — сын Одина, бог скальдического искусства;

Хед — сын Одина, слепой бог, убийца своего брата Бальдра;

Видар — сын Одина, «молчаливый бог», божество войны;

Хенир — брат и спутник Одина, вместе с которым он оживил первых людей;

Улль — бог охоты и стрельбы из лука;

Форсети — сын Бальдра, бог справедливости и правосудия;

Локи — бог хитрости и коварства;

Вали — сын Одина, бог-мститель;

Бальдр — сын Одина, «светлый бог», божество плодородия, мира и красоты;

Велунд — божественный кузнец, бог-покровитель путников;

Фригг — супруга Одина, богиня-покровительница брака и супружеской верности;

Сага — вероятно, богиня прорицания;

Эйр — богиня врачевания;

Гевьон — богиня целомудрия;

Фулла — богиня изобилия, покровительница девственности;

Сьевн — богиня любви;

Ловн — богиня любви и милосердия;

Вар — богиня верности и любовных клятв;

Вер — богиня знания;

Снотра — богиня сдержанности, рассудительности;

Соль — богиня солнца;

Биль — богиня луны;

Йорд (Фьергюн) — богиня земли, мать Тора;

Ринд — мать Вали.

Кроме того, в числе богов иногда упоминаются морской великан Эгир и его супруга Ран — владычица морей; Скади — богиня-лыжница, покровительница охоты; сыновья Тора Магни и Моди; Сив — супруга Тора, богиня с золотыми волосами; Идунн — супруга Браги, хранительница молодильных яблок; Нанна — супруга Бальдра; Сигюн — супруга Локи; Хермод — брат Бальдра; Вили и Ве — братья Одина; Од — супруг Фрейи, вероятно, ипостась Одина.

По справедливому замечанию Е.М. Мелетинского, «асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге (народном собрании); большое значение имеют ритуальные пиры богов с распитием священного напитка».

В эддических текстах часто встречаются имена трех богов, которые не принадлежат к асам. Это Ньерд, Фрейр и его сестра Фрейя. Они — представители богов плодородия ванов, в начале времен враждовавших с асами и даже воевавших с ними. Война асов с ванами считается в скандинавской традиции первой войной в мировой истории. Победа в этой войне склонялась на сторону ванов, и асы поспешили заключить перемирие и в знак нерушимости мирного соглашения отдали ванам в заложники Хенира, а те, в свою очередь, передали асам Ньерда и Фрейра (равно как и, по-видимому, Фрейю). В итоге Хенир, непременный участник ранних походов Одина по миру, совершенно «выпал» из мифологического повествовательного цикла, зато ваны, в особенности Фрейр и Фрейя, сделались непосредственными участниками многих событий. По своим функциям эти божества являются богами плодородия, причем Ньерд также повелевает морской стихией, его сын Фрейр — бог растительности и супруг богини земли Герд, а дочь Фрейя — богиня любви и красоты, знаток магии сейд.

Читайте также:
Сила Берегини — тайные знания славянских хранительниц семьи

Фридрих фон Штассен. Асы и ваны (1914 г.). Первыми по мосту Биврест спускаются Один и Фригг, за ними — Фрейр, Фрейя, Тор и Локи.

Другие представители племени ванов в мифологических текстах не упоминаются, если не считать загадочного Квасира, «наполовину вана», из крови которого, смешанной с пчелиным медом, был изготовлен мед поэзии.

Особое положение занимают упоминаемые в «Эддах» Деллинг (рассвет), Нотт (ночь), Даг (день), Кари (воздух), Хлер (море), Вирд (доля); из сохранившихся текстов трудно понять, причислялись ли они к богам или к инеистым великанам — последние, следует отметить, богами вовсе не считались.

Асы и ассимилированные ими ваны обитают в Асгарде, где у каждого бога и каждой богини имеется собственный чертог и собственные палаты. В Асгарде же хранятся сокровища богов: принадлежащие Одину копье Гунгнир, бросок которого положил начало войне между асами и ванами, и золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьелльнир; принадлежащие Фрейру чудесный вепрь Гуллинбурсти с золотой щетиной и корабль Скидбладнир, всегда имеющий попутный ветер и вмещающий любое число воинов; ожерелье Брисингов, или Брисингамен, которым владеет Фрейя и которое помогает при родах; молодильные яблоки богини Идунн. Эти сокровища составляют предмет вожделения великанов-йотунов, основных врагов скандинавских божеств.

Йотуны ведут свой род от инеистых великанов, или хримтурсов, первым из которых был Имир. Когда боги Один, Вили и Ве убили Имира и сотворили из его тела мироздание, а из крови — Мировой океан, в крови Имира утонули все инеистые великаны[26], кроме Бергельмира, внука

Имира, который спасся в погребальной ладье. «Старшая Эдда» гласит:

до сотворения суши:

в погребальной ладье —

вот что мне первое памятно[27].

Бергельмир стал родоначальником нового поколения великанов, получивших имя йотунов, или турсов.

Йотуны обитают в холодной каменистой стране где-то на востоке мира (в его горизонтальной проекции), эта страна называется Йотунхейм, или Утгард. Правит ими великан по имени Утгарда-Локи, или Скрюмир. Совпадение имени этого великана с именем аса Локи до сих пор не получило удовлетворительного объяснения; любопытно, что Саксон Грамматик в своих «Деяниях датчан» утверждает, что Утгарда-Локи — это собственно Локи, изгнанный другими богами в Утгард.

Йотуны, с одной стороны, хранители древней мудрости, унаследованной ими от инеистых великанов. Мудрость йотунов показывает, в частности, эддическая песнь «Речи Вафтруднира», в которой Один состязается в вопросах и ответах с великаном Вафтрудниром. К йотунам, вероятно, принадлежал и Мимир, с чьей головой Один советуется и из чьего источника у корней ясеня Иггдрасиль он черпает мудрость. Мудр и Скрюмир, испытывающий Тора своими загадками, мудры Суттунг и Бауги — хранители меда поэзии.

С другой стороны, йотуны нередко демонстрируют скудоумие, впоследствии ставшее отличительной чертой их потомков — троллей. Таков противник Тора Трюм, таков Хюмир, вместе с Тором ловивший мирового змея Йормунган- да, таков, наконец, безымянный великан-строитель Асгарда, обманутый Локи (подробнее о сражениях йотунов с богами см. главу III первой части).

С течением времени миф уступил место сказке, и мифологические йотуны «превратились» в недалеких троллей, унаследовавших от своих предшественников только огромную силу — и страх перед Тором, защитником богов и людей. Многие скандинавские баллады посвящены противоборству людей с троллями; как правило, люди одерживали в этих противоборствах победу не силой, а хитростью. Так, например, датская баллада «Святой Олуф и тролли» рассказывает о поединке конунга Олуфа с троллями, обитавшими на горе Хорнелуммер:

Велит он построить и с брега столкнуть

Ладью отменной оснастки.

«Отсель мы отправимся, чтоб задать

Нечистой силе острастки!»

Кормщик взобрался на груду добра.

«Стоянка с худою славой

У Хорнелуммера: эта гора

Захвачена троллей оравой.

Множество лет живет на земле

Старшой их, по прозвищу Аред.

Наши ладьи с молодцами в скале

Замыкает злодей и скаред.

Пышут кострами гляделки его.

Ногти чернее дегтя,

Загнуты вроде козлиных рогов,

Длиной не менее локтя.

Его бородища у самых колен

Треплется конской гривой.

Тошно глядеть на когти его

И видеть хвост шелудивый».

Но конунг не испугался и не отказался от своего намерения. Только ладья подошла к горе, как навстречу конунгу вышел сам Аред.

Читайте также:
«Проверенные маги» или шарлатаны – колдун Аморай

«Скажи мне, Рыжая Борода,

Как ты со страху не умер?

Большая тебя ожидает беда!

Попомнишь ты Хорнелуммер!

Никто не причаливал к нашей земле!

Вот собью с тебя спесь:

В скалу одной рукой засажу

Ладью, что болтается здесь!»

Аред попытался выполнить свою угрозу, но лишь увяз в скале по колена. Он воскликнул:

«Я в камне завяз, но хребта и рук

Ничуть не утратил силу.

На собственной шкуре испробуешь ты

Мою молодецкую жилу!»

«Каменной глыбой, нечистый дух,

На глазах у крещеного люда

Ты простоишь до судного дня,

Никому не делая худа!»

Отколь ни возьмись, прибежала карга,

Вытянув шею отвратно.

Она что есть мочи таращила очи,

Визжа: «Убирайтесь обратно!»

Велела она, чтоб Олуф-король

Немедля ноги унес,

А он приказал ей недвижно стоять

И каргу превратил в утес.

Малые тролли, сидя в норе,

Хватают железные крючья:

«Коль скоро матушка наша молчит,

Нет ли в том злополучья?

А если виной не кто иной,

Как недруг рыжебородый,

Железными прутьями угостим

Губителя нашей породы».

Славной шуткой дружину свою

Позабавил Олуф Святой:

Заклятьем он камень с камнем свел

И стену свел со стеной.

Наглухо гору он замкнул

Так, что не стало ходу

С этой поры из недр горы

Ни троллям, ни их приплоду.

Тролль меньшой взаперти бушевал

И такие выкрикивал речи:

«Нам глыбы тяжеле этой горы

Взвалить случалось на плечи!»

Братья, хвост подпирая лбом,

Подсаживать стали друг друга,

Но им скала была невподъем:

Хребты раздробила натуга[28].

Помимо йотунов, с богами враждуют хтонические чудовища: это мировой змей Йормунганд, чудовищный волк Фенрир и владычица преисподней Хель, — порожденные в лесу Ярнвид великаншей Ангрбодой от аса Локи.

Локи, подобно Одину, ведет свой род от инеистых великанов: его отец — хримтурс Фарбаути. Кроме того, он — родной или сводный брат Одина; в эддической песни «Перебранка Локи» он произносит такие слова:

кровью братство скрепили.

К. Кварестрем. Локи и Хед (ок. 1890 г.).

Из мифов следует, что Локи постоянно мечется между богами и йотунами: он то подстрекает йотунов похитить сокровища асов и сам принимает участие в этих похищениях, то помогает богам вернуть украденные сокровища. Так, он хитростью возвращает похищенный великаном Трюмом молот Тора, а затем срезает у супруги Тора Сив ее золотые волосы, но из страха перед Тором заставляет цвергов выковать богине новые. Он обманом завлекает в лес богиню Идунн, хранительницу молодильных яблок, и отдает ее во власть великана Тьяцци, однако, устрашенный угрозами других богов, которые начали стремительно стареть, проникает в жилище Тьяцци и возвращает Идунн в Асгард. Он вместе с Одином и Хениром принимает участие в оживлении первых людей — и он же немало способствует гибели богов и всего живого в битве перед концом света.

Многие исследователи полагали, что двойственность образа Локи заключается в его «огненной природе» (имя Loki выводили из Logi «огонь»); впервые такую точку зрения высказал еще Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде». Впрочем, проделки Локи и его постоянное стремление разрушить или осквернить то, что было создано другими богами, прежде всего Одином, показывают, что правильнее было бы характеризовать этого бога как отрицательный вариант культурного героя, как мифологического плута-трикстера с выраженными хтоническими и демоническими свойствами. Более того, можно сказать, что Локи — отрицательный двойник Одина; в некоторых работах утверждается, что Локи в скандинавской мифологической системе противопоставляется Одину, как космогония, или миротворение, противопоставляется эсхатологии, или мироразрушению.

По намекам, содержащимся в «Прорицании вельвы», можно предположить, что Локи, зачиная с Ангрбодой чудовищ, сознавал, какую роль им суждено сыграть в битве перед концом света. Это обстоятельство подкрепляет гипотезу о Локи как об отрицательном культурном герое, разрушающем и «перераспределяющем» созданное другими.

Песнь «Краткое прорицание вельвы» рассказывает об отпрысках Локи более или менее подробно:

От Ангрбоды Локи

Волка родил, а Слейпнир —

сын Локи от Свадильфари;

еще одно чудище,

на свет рождено

Найдя на костре

сердце, съел его Локи;

от женщины злой;

все ведьмы на свете[29].

Чудовища, рожденные Ангрбодой, настолько напугали богов (пророчица-вельва открыла божествам грядущее и предрекла гибель), что змея Йормунганда Один низверг в Мировой океан, и, как говорится в «Младшей Эдде», «так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост»; Хель отправилась в преисподнюю, а волка Фенрира боги взяли в Асгард, чтобы он находился у них под постоянным присмотром. Кормить его осмеливался только Тюр. Пророчества гласили, что Фенрир рожден на погибель богам, поэтому асы решили посадить волка на цепь. Первая цепь называлась Лединг, и Фенрир сразу ее порвал; вторая цепь называлась Дроми, и она также не удержала волка; самой крепкой оказалась третья цепь, Глейпнир, выкованная по просьбе богов цвергами из «шести сутей» — шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Асы надели эту цепь на волка, причем Тюру пришлось пожертвовать правой рукой, которую он положил Фенриру в пасть в залог того, что боги не обманут волка. Эта цепь будет удерживать Фенрира до конца времен: в канун Рагнарек волк разорвет путы и вырвется на свободу.

Читайте также:
Беркана руна: значение в прямом и перевернутом положении

В «Младшей Эдде» имеется любопытный эпизод. Конунг Гюльви, выслушав рассказ Одина об усмирении волка, спрашивает: «Отчего же не убили боги Волка, если ждут они от него большого зла?» Ответ Одина был краток: «Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».

Единоборства Одина с Фенриром и Тора с Йормунгандом в Рагнарек, завершающиеся гибелью противников, знаменуют одновременно краткое торжество хаоса и зарождение нового космоса. В современной политико-культурологической терминологии (модель социомеханики) эти поединки и сам Рагнарек можно охарактеризовать как метафорическое описание «фазового перехода» от одной цивилизационной стадии к другой.

Список Йотунов

В прозаических и поэтических эддах, которые составляют основу того, что мы знаем сегодня о скандинавской мифологии, содержится много имен Йотнаров (гигантов и великанш). В то время как многие из них фигурируют в дошедших до нас собственных мифах, многие другие дошли до нас сегодня только как имена в различных списках, предоставленных в пользу скальдов или поэтов средневекового периода, и включены здесь для полноты картины.

Содержание

  • 1 A
  • 2 B
  • 3 D
  • 4 E
  • 5 F
  • 6 G
  • 7 H
  • 8 Я
  • 9 J
  • 10 К
  • 11 L
  • 12 M
  • 13 N
  • 14 O
  • 15 R
  • 16 S
  • 17 T
  • 18 U
  • 19 V
  • 20 Y
Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Ægir “Море” Глер

Братья: Логи, Кари Жена: Ран Дочери: Блодугхадда, Былгья, Дрофн, Дуфа, Хефринг, Химинглева, Хренн, Кольга, Удр

Сыновья: Гангр, Иди, ÞJazi

Дети: Фенрир, Ермунгандр, Хель

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Bakrauf заднее отверстие Nafnaþulur
Бауги кольцо Отец: Гиллингр

Супруга: Борр Сыновья: Один, Вили, Ве

Sisters: Bylgja, Dröfn, Dúfa, Hefring, Himinglæva, Hrönn, Kólga, Uðr

Братья: Хелблинди, Локи

Sisters: Blóðughadda, Dröfn, Dúfa, Hefring, Himinglæva, Hrönn, Kólga, Uðr

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Дофри Дочь: Флаумгерд

Приемный сын: Бард

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dúfa, Hefring, Himinglæva, Hrönn, Kólga, Uðr

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dröfn, Hefring, Himinglæva, Hrönn, Kólga, Uðr

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Эггтер слуга клинка, орел Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Völuspá
Eimgeitir огненный козел, дымный козел Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Эйстла “бурный”, “сияющий” Не засвидетельствовано Sisters: Atla, Angeyja, Eyrgjafa, Gjálp, Greip, Imðr, Járnsaxa, Ulfrún
Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Fála женщина-тролль Nafnaþulur
Фарбаути “Жестокий нападающий” Не засвидетельствовано Жена: Лауфей

Сыновья: Белейстер, Хелблинди, Локи

Братья и сестры: Ермунгандр, Хель Сводные братья и сестры: Нарфи, Вали, Слейпнир Дети: Хати Хродвитниссон, Скелл

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Галарр певец, колдун Nafnaþulur
Галави
Ганглати “ленивый ходок” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Гильфагенинг, Nafnaþulur
Ganglöt “ленивый ходок” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Гильфагенинг
Гангр “Походка” Аурнир Отец: Альвальди

Братья: Иди, ÞJazi

Брат: Бели Супруга: Фрейр Сын: Фьельнир

Сестры: Ангейя, Атла, Эйстла, Эйргьяфа, Грейп, Имдр, Ярнсакса, Ульфрун Сын: Хеймдалль

Сестры: Ангейя, Атла, Эйстла, Эйргьяфа, Гьялп, Имр, Ярнсакса, Ульфрун Супруга: Алвальди Сыновья: Хеймдалль, ÞJazi

Дети: Бели, Гердр

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Hæra Nafnaþulur
Хафли имейте, хватайтесь Gesta Danorum, Nafnaþulur
Hála гладкий, скользкий, скрытый, большой, высокий Nafnaþulur
Harðgreipr “Жесткий захват” Отец: Ваньхефди

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dröfn, Dúfa, Himinglæva, Hrönn, Kólga, Uðr

Жена: Сифка Сыновья: Ангантыр, Хлод

Братья и сестры: Ермунгандр, Фенрир Сводные братья и сестры: Нарфи, Вали, Слейпнир

Братья: Билейстр, Локи

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dröfn, Dúfa, Hefring, Hrönn, Kólga, Uðr

Супруга: Вельсунг Дети: Зигмунд, Сигни

Приемный сын: Тор

Дети: Фейма, Хейд, Хлюд, Хроссефр, Клейма

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dröfn, Dúfa, Hefring, Himinglæva, Kólga, Uðr

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Iði “Подвижный”, “Трудолюбивый” Не засвидетельствовано Отец: Альвальди

Братья: Гангр, Джази

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Járnglumra железный дин Nafnaþulur
Ярнсакса “Железный кинжал” Не засвидетельствовано Сестры: Ангейя, Атла, Эйстла, Эйргьяфа, Гьялп, Грейп, Имдр, Ульфрун

Партнер: Тор Сыновья: Хеймдалль, Магни

Партнер: Один Сын: Тор

Братья и сестры: Фенрир, Хель Сводные братья и сестры: Нарфи, Вали, Слейпнир

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Калдграни холодная лошадь, холодные усы Nafnaþulur
Kári порыв ветра, кудрявый Отец: Форньотр

Братья: Эгир, Логи Сын: Фрости

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dröfn, Dúfa, Hefring, Himinglæva, Hrönn, Uðr

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Лафей Nál Супруга: Фарбаути

Сыновья: Билейстр, Хелблинди, Локи

Братья: Эгир, Кари Жена: Глод Дочери: Эйса, Эймыря

Братья: Билейстр, Хелблинди Партнеры: Сигин, Ангрбода, Свадильфари Дети: Нарфи, Вали, Фенрир, Ермунгандр, Хель, Слейпнир

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Маргерд Nafnaþulur
Меня Сестра: Феня Grottasöngr
Miði центр, рыболовное угодье Nafnaþulur
Miðjungr середина, чувак Nafnaþulur
Miðvitnir “Медовый волк”, “Средний волк” или “Морской волк” Не засвидетельствовано Son: Sökkmímir Grímnismál
Мой мир Хейдраупнир (предположительно), Ходдмимир (предположительно), Ходдрофнир (предположительно) Гильфагенинг, Хеймскрингла, Nafnaþulur, Sigrdrífumál, Skáldskaparmál, Völuspá
Мискорблинди Сын: Эгир Hymiskviða
Mjǫll “Снежная пудра” Не засвидетельствовано Отец: Снэр

Братья и сестры: Торри, Фенн, Дрифа Супруги: Думбр, Раудфельдр Сыновья: Бардр, Хоркелл

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Нагльфари гвоздь фарер Не засвидетельствовано Жена: Нетт

Брат: Вали Сводные братья и сестры: Фенрир, Йормунгандр, Хель, Слейпнир

Партнеры: Наглфари, Аннар, Деллингр Дети: Ауд, Йорд, Дагр

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Öflugbarða крепкий топор Nafnaþulur
Ǫflugbarði крепкий топор Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Ragnarsdrápa
Ófóti без ног Son: Brûsi Сага о Кетилах hœngs, Nafnaþulur, Орм Сторольфссон
Óglaðnir не рад, не блестит Nafnaþulur
Önduðr Nafnaþulur
Ösgrúi Nafnaþulur
Öskruðr “Орет” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Рангбейн “Изогнутая кость” или “Кривоногий” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Рифингефлю меч сильный Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Риндр Не засвидетельствовано Партнер: Один
Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Sækarlsmúli “Рот моряка” или “Нос моряка” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Сальфангр “Ловец сделок” или “Грабитель залов” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Sámendill “Знакомый враг” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Сигюн “Победоносная подружка” Не засвидетельствовано Супруга: Локи

Брат: Хати Хродвитниссон

Отец: Сторверкр Приемный отец: Хросшарс-Грани (Один)

Брат: Бауги Дочь: Гуннлед

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Þistilbarði “Борода с чертополохом” Не засвидетельствовано Не засвидетельствовано Nafnaþulur
Джази Родители: Альвальди, Грейп

Братья: Гангр, Иди Дочь: Скади

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Ульфрун “Волчья руна” или “женщина-волк” Не засвидетельствовано Sisters: Angeyja, Atla, Eistla, Eyrgjafa, Gjálp, Greip, Imðr, Járnsaxa, Ulfrún

Sisters: Blóðughadda, Bylgja, Dröfn, Dúfa, Hefring, Himinglæva, Hrönn, Kólga

Имя Значение имени Альтернативные названия Заверенные родственники Появления
Vafþrúðnir “Могучий ткач” или “Могучий в загадках” Nafnaþulur, Vafþrúðnismál
Vagnhöfði “Голова Меч-рыбы” Не засвидетельствовано Дочь: Хардгрейпр

Приемный сын: Хаддинг

Брат: Нарфи Сводные братья и сестры: Фенрир, Ермунгандр, Хель, Слейпнир

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Рождественский бестиарий Портал посвящён существам и обычаям, относящимся к традиционным зимним праздникам, в центре которых находится Рождество. Подобно многим сверхъестественным существам этого периода, портал появляется в нашем мире только на время, с 5 декабря по 15 февраля.
  • Белорусский бестиарий Мифические существа, духи и демоны белорусского фольклора.
  • Бестиарий «Волчонка» Материалы портала посвящены мифологии сериала “Волчонок” (Teen Wolf), различным легендам и поверьям о вервольфах и других существах, встречаемых в сериале.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Йотуны

“В скандинавской мифологии великаны, в позднейшей скандинавской традиции — тролли. Они представлены двойственно. С одной стороны, это древние исполины — первонасельники мира, предшествующие по времени богам и людям. Это Имир и его прямые потомки (т.н. инеистые великаны — хримтурсы), в т.ч. Бергельмир, согласно “Младшей Эдде”, спасшийся в ковчеге, когда боги убили Имира, а в его крови утопили всех инеистых великанов.” (2)

“Согласно скандинавской мифологии, первоначально существовал великий хаос — Гиннунгагап. Его единственным обитателем был великан Имир, который однажды уснул, и во время этого сна из-под его рук родилось двое великанов, а его ноги совокупились друг с другом и породили третьего. Так появились ледяные гиганты, заселившие холодный мир Нифльхейм.” (144)

“Представление об инеистых великанах включает их великую мудрость. Таковы Бёльторн — отец матери Одина, дающий ему магические руны, и Вафтруднир — с ним Один соревнуется в мудрости (“Речи Вафтруднира” в “Старшей Эдде”). По-видимому, великаном является и хозяин медового источника мудрости Мимир, с головой которого Один советуется. К этой же категории в какой-то мере относится и великан — строитель небесного селения богов — Асгарда.” (2)

“Впоследствии почти все они были уничтожены богами, однако выжившие породили новую расу гигантов. Вероятно, отсюда и пошли ётуны (название образовано от старинного корня “пожирать”, что намекает на их людоедскую сущность) — создания невероятной физической силы, чаще всего отчаянно противостоящие богам, но изредка вступающие с ними в брачные отношения. Их главная ледяная цитадель Утгар расположена в Етунхейме, одном из девяти миров скандинавской космологии. Етунхейм отделен от Мидгарда (мира людей) горами и лесами, а от Асгарда (мира богов) — незамерзающей рекой Ивинг.

Ётуны в целом описываются как весьма уродливые создания мужского и женского пола с темной кожей, клыками и когтями.” (144) Однако “наряду с безобразными старухами-великаншами (вроде сестры Трюма или Ангрбоды — матери хтонических чудовищ Ермунганда и Фенрира) скандинавская мифология знает красивых дочерей великанов; любовные связи и даже браки с ними — не редкость у асов. Такова, например, Скади — дочь Тьяцци, на которой женится Ньёрд, или Герд, дочь Гюмира, к которой сватается Фрейр.” (2)

“Кроме того, они глупы — и именно это качество позволяет богам более-менее успешно бороться с ними.” (144)

“Ётуны противопоставляются богам — асам не только во времени, но и в пространстве — как жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Етунхейм, Утгард), как представители стихийных, демонических природных сил. Они — враги асов, алчущие отнять у последних их жён — богинь Фрейю, Идунн и чудесные сокровища — атрибуты богов, например молот Тора, молодильные яблоки Идунн. С Ётунами вечно борется Тор, защищая от них Асгард и мир людей — Мидгард. Таковы великаны: Трюм, у которого Тор и Локи хитростью отнимают похищенный им молот Тора; Хюмир, у которого Тор после сказочных испытаний добывает котёл для пива; Тьяцци, похищающий Идунн и её яблоки, но в конце концов побеждённый асами; Гейррёд, добивавшийся, чтобы Тор явился безоружным в Етунхейм, но всё равно побеждённый им; Хрунгнир, побеждённый Тором и его спутниками, несмотря на каменное сердце; наконец, Скрюмир, пытавшийся создать иллюзию неудачи в испытаниях, которым великаны подвергают Тора и его спутников (Тьяльви и Локи) в Утгарде. Локи вольно или невольно выступает посредником в отношениях между асами и великанами (строителем Асгарда, Трюмом, Тьяцци, Гейррёдом). Один, перехитрив великанов Суттунга и Бауги, добывает мёд поэзии, охраняемый дочерью Суттунга — Гуннлёд.” (2)

“В скандинавской мифологии упоминаются и огненные гиганты, живущие в Муспельхейме — мире огня, находящемся где-то далеко на юге. Их возглавляет чернокожий великан Суртур, и именно они начнут уничтожение всего мира, предав огню мировое дерево Иггдрасиль во время Рагнарока — последней битвы богов с ётунами, огненными великанами и монстрами.” (144)

Медиа-журнал о Древней Скандинавии

Древнескандинавские девять миров (см. мифический мир) населяют различные существа. От карликов до величественных чудовищ.

Есть на краю Мглистых Пределов большой курган. Там спит великанша – Вещая, Вёльва. Она самая лучшая предсказательница и она знает всё. Вёльва сама выбрала вечный сон, чтобы никто не спрашивал более её предсказаний.

Дисы – низшие божественные существа. Предсказательницы, связанные с судьбой. Норны и Валькирии.

Норны – три богини – прорицательницы, обитают под корнями Иггдрасиля у источника Урн. Их имена: Урд (прошлое), Верданди (настоящее), Скульд (будущее). Они прятут нить, нить судеб всех людей. Как они это сделают – так и сложится жизнь человека с самого рождения.

Скандинавские норны. Иллюстрация Johan Egerkrans

Валькирии – чудесные девы-воительницы. Они помогают Одину подбирать павших воинов в битвах. Именно они решают, кто из воинов попадёт в Вальхаллу, станет эйнхерием. Всего их двенадцать. У них голубые глаза и светлые волосы. Облачены в яркие доспехи и вооружены. Скачут по небу на лошадях.

Самыми главными и ужасными существами являются мировой змей Йормунганд, волк Фенрир и повелительница Нифльхейма — Хель. Эти хтонические чудовища – дети Локи, рождённые великаншами.

Йормунганд (Ермунганд – великанский посох), мирдгардсорм (змей Мидгарда) – мировой змей, лежащий в океане и опоясывающий Мидгард – срединный мир. Был помещён туда Одином, так как не было места этому величайшему существу в мире. У него неподвижные глаза, а из пасти капает смертельный яд. Йормунганд настолько разросся в океане, что лежит он кольцом вокруг мира и кусает свой собственный хвост. Йормунганд – постоянный противник Тора.

Хель, великанша, правительница царства мёртвых Нифльхейма. Ужасная на вид, как и подобает быть королеве страшного мира. Разъезжает в лодке сделанной из ногтей мёртвых.

Фенрир, Лунный Пёс – самое страшное чудовище. Зовут его так, потому что суждено ему проглотить Солнце и Луну в Рагнарёк (см. рагнарёк). Оставили его асы при себе. Но чем больше он рос, тем становился он страшнее и опаснее. Тогда решили приковать его цепями. Но два раза цепи обрывались. Решили опоясать его цепями, выкованными гномами – самыми крепкими в мире. Никто не знал, как это сделать. Тогда попросили Фенрира примерить цепи, насколько они крепки. Волк заподозрил неладное и попросил, чтобы кто-нибудь положил руку ему в пасть. Это сделал Тюр – самый отважный из всех. И когда цепи наглухо затянулись – откусил Фенрир богу правую руку. Привязали боги пса к земле на острове Люнгви. Пасть его перекрыта мечом, и из неё капает слюна, которая даёт начало реке Вон (Надежда). Надежда на то, что когда-нибудь он освободится от пут и исполнится зловещее предсказание.

Ваны, которые живут в мире Ванахейм – первые противники асов. Когда-то, на заре эпох, они вели свои первые войны, но затем заключили перемирие, обменявшись заложниками. Асы отдали ванам Хенира, а те в свою очередь Ньерда, Фреёра и Фрейю. Маленький человек Квасир, которого позже убили и сделали из его крови мёд поэзии, также является на половину ваном. Таким образом, божественный верховный пантеон древнескандинавской религии состоит частично и из ванов.

Йотуны, предки инеистых великанов, хримтурсов, живут в Йотунхейме (Утгард). Они сведущи в колдовстве. По сущности йотуны противопоставляются богам из Асгарда. Это их вечные противники. Правит ими Скрюмир. Йотуны или, по крайней мере, некоторые представители (Мимир, Вафтруднир, Суттунг, Бауги) – носители величайшей мудрости. Однако, в основном, им присуща черта слабоумия.

Тролли – потомки йотунов. Большие, и грубые безобразные существа, унаследовавшие глупость своих предшественников. Их тяжело одолеть силой. Только хитрость и сноровка помогает в этом деле. Троллям нельзя появляться днём, так как только их касается солнечный свет – они окаменевают. Впрочем, это особенность проявляется у многих мифологических существ. Тролли боятся грома, так как думают, что это Тор на своей колеснице.

Эльфы или альвы. Существа, похожие на людей, только более хрупкие и утончённые. Различают их три вида, по стихиям: земли воздуха и воды. Эльфы весьма загадочны. Их появления всегда внезапны. Люди питают к ним разные чувства – некоторые их не любят, боятся. Некоторые завидуют, считают их самыми красивыми существами. Эльфы существуют везде и нигде.

Карлики, цверги (дверги) или гномы – трудолюбивые тёмные существа, живущие в Нифльхейме. Карлики очень сильны. Всегда носят длинные бороды. Любят копать подземные ходы. Говорят, что благодаря ним, карлики появлялись даже в Асгарде. Цверги – искусные мастера. Именно они изготовили все главные артефакты богов асов: копьё Гунгнир, кольцо Драупнир, золотые волосы Сив, ожерелье Брисингамен, молот Мьёлльнир, корабль Скидбандир и т.д. Свои сокровища они наделяют магическими качествами (см. скандинавские боги). Например, кольцо Драупнир (Капающее) обладает свойством “размножения” – “каждую девятую ночь капает из него по восьми колец такого же веса”. Здесь просматривается аналогия с произведением “Властелин Колец” Дж. Р. Толкиена. Там упоминают именно девять колец.

Одно из самых интересных замечаний – имена гномов, перечисленные в “Прорицании Вёльвы”: “… Текк и Торин, … Фили, Кили, … потомков Двалина…”. Из 66 перечисленных имён встречаются знакомые, опять же по “Властелину Колец” Толкиена. Это и есть источник вдохновения, те кирпичи, конструктор мира Средиземья.

Драконы – мифические животные, змеи. Обычно сторожат сокровища. История мифологического мира упоминает об одном драконе – Фафнире, которого убивает Сигурд и забирает у него несметные проклятые сокровища.

Драконы редко встречаются. Живут в пещерах. Огромны и ужасны видом.

Узнайте больше о древней языческой религии древних скандинавов на страницах: скандинавские боги, мифический мир и рагнарёк.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: