Значение чисел в сказках — магия цифр в творчестве

Магическое значение чисел в сказках

Известно ли вам магическое значение чисел в сказках? В устном народном творчестве и авторских произведениях часто встречаются цифры 1, 3, 7, но несут ли эти они какую-то смысловую нагрузку или не наполнены никаким символическим смыслом?

Значение чисел в сказках — число 1

Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, домов, квартир, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением.

Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.

Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.

Символическое значение числа 2

Как часто в сказках встречается цифра 2? Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини — две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей.

Символика числа 2 указывает на двойственность всего. Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и вечер, небо и земля, добро и зло, правда и кривда. Подобные противоположности демонстрирует большинство народных сказок, дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность — добро в образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.

Что означает число 3 в сказках?

Рассуждая о символизме чисел в народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3. Обратившись к нумерологии, мы увидим, что число 3 действительно особенное. Оно ассоциируется с треугольником — наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая нам известна.

Как известно, у наших пращуров было три мира на которых держалось все бытие: Явь, Навь и Правь. Вернувшись к сказкам, мы обнаружим, что все всего в народном эпосе было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Этими богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Часто один из героев обладает выдающимся талантом или умом, второй — обычный человек, а третий глуп либо недостаточно способный.

Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. Например, для получения желаемого испытание проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала оземь, столько же раз обвивалась вокруг шеи и трижды оборачивалась змеей. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.

Магическая цифра 33

30 лет и 3 года, 33 богатыря — эта цифра встречается во многих сказка, фразеологизмах и скороговорках. Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со старухой 30 лет и 3 года» указывает на то, что проживали люди вместе очень долго.

То есть число 33 может указывает на долгую продолжительность какого-либо события — «заснул богатырским сном и спал 30 лет и 3 года».

Во многих духовных традициях это число священно. Например, Веды насчитывают 33 основных полубогов.

Кроме этого, такой возраст считался особенным. Люди верили, что если человек правильно развивается как личность, то именно в 33 года раскрываются его духовные возможности и весь потенциал.

Число 4

Четыре времени года

Еще одна цифра, нередко часто встречающаяся в сказках, — это 4. Число ассоциируется с устойчивостью, мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.

Цифру 4 читатель встречает в сказке «Колобок», так как всего столько персонажей встретило главного героя на его пути. Четверо зверей было в яме в одноименной сказке. В произведении «Лиса, заяц и петух» ровно 4 раза зверя пытались спасти зайца.

Сорок сороков — магия чисел

Нередко мы встречаем такую фразу, как «сорок сороков». Однако, что же он означает? На самом деле все предельно просто. В тот момент, когда данный термин начал появляться в сказках, он означал огромное количество чего-либо. В принципе само слово «сорок» может употребляться для обозначения множества.

Сказка про сороконожку

Например, у сороконожки нет 40 ног, а намного больше, но ее называют именно так, потому что 40 означает не просто «четыре десятка», а «большое количестве чего-либо».

Позже это устойчивое выражение стало обозначать совокупность московских храмов, многочисленность церквей в Старой Москве.

Число 7

Сказки «Волк и семеро козлят» и «Дочь семилетка», семь цветов радуги, столько же чудес света, 7 дней недели — повсюду нас сопровождает таинственная и магическая цифра 7.

Волк и семеро козлят

Если мы обратимся к нумерологии то обнаружим, что подобное число в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.

Цифра 12

Цифра 12 весьма важна в нумерологии. Упоминается эта цифра в античной мифологии, в ветхом и новом завете, в различных религиях. Среди наиболее распространенных сказок, в которых упоминается это число, «Двенадцать месяцев».

Наши пращуры люди верили, что это число высшего совершенства. Упоминается данное цифра также в сказках о Елене премудрой, Кощее бессмертном. Считалось, что это цифра позволяет заглянуть в глаза правде, позволяет человеку своими глазами, понять, что происходит и принять единственно правильное решение.

В сказках нередко используются разнообразные магические числа. Делается это для того, чтобы наполнить произведения большим символизмом, указать какие-то скрытые аспекты, продемонстрировать глубинную серьёзность происходящих событий.

Читайте также:
Гадание — когда я встречу свою любовь и где?

Если вы будете обращать внимание на числа, которые используются в сказках и приметесь за их расшифровку, то, возможно, прочитаете «между строк» важную и интересную информацию.

Значение чисел в сказках и других произведениях

Числа окружают человека повсюду, но какое значение они имеют в сказках? В былинах, баснях, сказаниях часто встречаются одни и те же цифры, которые несут определенный посыл слушателю или читателю.

Человек знакомиться со сказочным миром еще в раннем детстве, но осознанно начинает воспринимать числа в сказках для 1 класса. Через них он не только учится счету, но и понимает разницу между добром и злом, любовью и ненавистью. Педагог и родители стараются объяснить ребенку мораль сказаний, но не все уделяют внимание знакам, которые хранят народную мудрость. Цифры в сказках — это зашифрованное послание будущим поколениям. Зная их значение, человек начинает воспринимать все рассказы более глубоко.

Тридевятое царство

«Тридевятое царство» — это где-то очень далеко. Так воспринимает читатель или слушатель это выражение. Но мало кто задумывается о его значении. На красочной картинке часто изображено красивое королевство. Дело в том, что в древности не было десятизначной системы счета, люди использовали троичную систему. «Тридевятое» — это 3 умноженное на 9, в результате чего получается 27. Оно означает страсть к путешествиям, обаяние, интуицию и хорошую коммуникабельность. Главные герои обладают именно такими качествами.

Если рассматривать это выражение в формате царства, где живут некоторые герои, то можно узнать, что там, также обитает много волшебных существ. В некоторых старинных источниках, среди которых проводилась исследовательская работа, описание потустороннего мира и его обитателей очень похоже на описание тридевятого царства. Стоит отметить, что выражение «тридесятое государство» появилось значительно позже в качестве ритмичного слога сказания.

Число 3 в сказках

Цифра 3 в сказках встречается чаще обычного. Три богатыря, три девицы под окном, три дня и три ночи, трижды поклонился, три брата и т.д. Если опираться на нумерологию, то значение тройки имеет две черты — отрицательную и положительную. Положительные качества такие:

  • мирное сосуществование с людьми разных характеров;
  • трудолюбие;
  • интуиция;
  • везение;
  • вера в собственные силы и реализацию задуманного.

Негативные черты тройки — это:

  • упрямство в достижении задуманного;
  • чрезмерная доверчивость, наивность;
  • необдуманные поступки, спонтанность, действие по обстоятельствам;
  • излишняя откровенность, неумение хранить что-либо в тайне.

Действительно, если сопоставить значение с сюжетом, можно увидеть схожесть в характерах героев. Не очень образованный герой с хорошей интуицией совершает необдуманное действие, после чего ему приходится отправиться за какой-то вещью, человеком или волшебным существом. Целеустремленно преодолевая преграды, он открыто общается, рассказывая всем о своем намерении. Он доверчив и обаятелен, ему готовы помогать другие персонажи.

Магические числа — обязательная примета волшебной сказки. Время, поклоны или другие обрядовые знаки, в которых присутствует тройка, означают гармонию и получение энергии необходимой для реализации задуманного.

Число 4 в сказках

Число 4 в сказках встречается реже и не так сильно выделено. Обычно столько персонажей встречается на пути главного героя. Положительные или отрицательные, они испытывают его на стойкость характера, проверяю его веру в задуманное, тестируют загадками и расставляют преграды, чтобы убедиться в том, что герою действительно необходимо то, чего он хочет добиться.

Расшифровывая волшебные числа в сказках, можно прийти к выводу, что четверка — это время, испытывающее намерение человека. Если наблюдать за ней в обычной жизни, то можно заметить — все, что касается времени, имеет четыре части:

  • 4 недели в месяце;
  • 4 сезона в году;
  • четверть часа или 4 раза по 15 минут;
  • 4 времени суток (утро, полдень, вечер, ночь).

Разгадывать числа в сказках — очень увлекательное занятие, чем больше информации получено о той или иной цифре, тем больше меняется сказание. Оно становиться глубоким, открывает свои тайны.

Число 12 в сказках

Самая популярная история — «Двенадцать месяцев». Каждый месяц играет определенную роль в жизни девочки. Братья-месяцы волшебники и помогают главной героине. Число 12 в сказках встречается во всем своем волшебном проявлении. Оно являет магию и чудо. В 12 ночи Золушка лишается всего, а крепкие 12 цепей разрываются Иваном-Царевичем. Некоторые исследователи русского фольклора предполагают, что 12 нужно рассматривать, как сложение единицы и двойки, в результате чего в сумме получается тройка. Тройку в этом случае расценивают не с позиции характера персонажа, а как сакральную мудрость:

  • Явь, Навь, Правь — три части славянского мира;
  • начало, продолжение, конец;
  • рождение, жизнь, смерть;
  • белая, серая и черная магия.

Сказочная нумерология не останавливается только на представленных в этой статье числах. Пронизанные цифрами, былины и сказания, повести и рассказы, стихи и басни — обширная ниша для изучения и расшифровки. Александр Сергеевич Пушкин, видимо, знал многое на эту тему, так как практически все его труды содержат в себе числа.

Число 7 – самое популярное

Семерка, пожалуй, самое известное число из всех. Оно встречается не только в старинных писаниях, но и в поговорках:

  • 7 пядей во лбу;
  • 7 раз отмерь – 1 раз отрежь;
  • до седьмого колена;
  • лук – от семи недуг;
  • на седьмом небе;
  • 7 бед – один ответ и другие.

Пословиц, включающих в себя семерку, невероятное количество и каждая из них имеет мудрость предков. Стоит помнить и о семерке в священных книгах. Являясь божественной, она имеет глубокое значение в мироздании и бытие, в сознании и подсознании. Семеро козлят, семь богатырей, семь гномов — все эти персонажи стараются напомнить человеку о вселенских заповедях, не соблюдая которые человек будет «съеденным волком», как в сказке «Волк и семеро козлят». Соблюдая законы, человека ждет благоприятный исход в любой ситуации, как в сказках «Мертвая царевна и семь богатырей» или «Белоснежка и семь гномов».

Читайте также:
Гадание «Обретение любви» для новых отношений

Цифры в сказках несут людям зашифрованные послания. Разгадывая их можно получить не только удовольствие, но и глубокие знания о жизни наших предков, их устоях или обрядах. Многие считают, что в старинных писаниях зашифрованы ритуалы, позволяющие сохранить крепкое здоровье, молодость и красоту на долгие годы.

Автор статьи:
Жанна Колованова. Выпускница Школы Таро и Нумерологии Роза Ветров, практикующий таролог и нумеролог.
E-mail для связи с автором: kolovanova@taynoeznanie.com

Символика чисел в сказках и мифах

Независимо от того, увлекаетесь ли вы нумерологией или просто интересуетесь понемногу разными загадками, без понимания основ будет сложно. Сегодня я немного расскажу о символике чисел в сказках и мифах — без всякого тайного смысла, просто, что стоит за той или иной цифрой. «За тридевять земель», «Тридесятое царство», «12 подвигов Геракла», «7 раз отмерь» и т.д.

Ноль. В сказаниях народов мира, а также в науке ноль появился гораздо позже остальных цифр. В какой-то степени говорить о развитии того или иного общества можно, ориентируясь на то, когда оно стало понимать необходимость существования «пустого множества». Изначально ноль — это небытие, первозданный океан хаоса, из которого рождается жизнь и слово. То, о чем повествуют все мифы мира.

Единица, один. Это начало отсчета, следующая за нулем и вышедшая из него. То есть мир, сотворенный из хаоса. В философском и мистическом учении единица это не низшая, наименьшая цифра, а наоборот, первооснова. Это символ единства, целостности, неразделенности всего сущего, а все остальные цифры меньше единицы, т.к. составляют ее часть.

Два. Две половинки единого целого, 2 части единицы. Двойка всегда обозначает полярность, дуализм, конфликт и единство двух начал — добро и зло, день и ночь, жизнь и смерть, мужчина и женщина, право и лево, черное и белое. Два брата, две сестры, противостоящие друг другу.

Три. Символ триединства мира. Все состоит из 3-х частей. Это 3 начала в человеке — духовное, душевное и телесное. 3 сферы — мыслей, чувств и поступков. Идея, энергия и материя. 3 мира — духовный, мир людей и загробный мир. Небо, Земля, Преисподняя. Человек — Дом — Космос. Позже, с возникновение христианства и появлением Триединого Бога, тройка стала символом духовного небесного начала.

Четыре. Символ 4-х сторон света — восток, запад, север, юг. И четырех времен года. В противоположность тройке — это символ земного начала. Графически число 4 изображается в виде креста или квадрата. А крест — древнейший сакральный знак (еще до христианства). Вертикальный стержень креста отождествляется с Мировым Древом. Свастика — не та, которая ассоциируется с нацизмом — а древнейший символ, представляет собой вращающийся крест (присмотритесь — эти «хвостики» на конце перекладин олицетворяют движение). Таким образом свастика — это вращение вселенной и жизни человека, смена времен года, смена возрастных этапов человека.

Пять. Это четверка (крест) плюс человек в середине него. Опять же задолго до христианства. Пять — символ человека внутри смены «четверок» — времен года, времени суток, возраста — младенчества, юности, зрелости и старости, четырех сторон света. Он выбирает, чему следовать из всего многообразия мира. Восток — это солнце, символ знаний, Запад — одновременно отдых после трудов и закат знаний и жизни. Север и Юг — активная и пассивная сторона жизни человека. Человек в центре креста также образует древнейший символ «пентаграмму», пятиконечную звезду, которая в прямом положении светлый знак мировой гармонии, а в перевернутом — темное начало, хаос.

Шесть. К кресту, образующему 4 направления, добавляется еще 2 — спереди и сзади, формируя объемную картину бытия человека. Верх — недосягаемо совершенство, низ — опустошающая пропасть, конец. Справа — движение к правде, слева — движение к познанию тайны, поиск самого себя. Спереди и сзади — это будущее и прошлое (пройденный путь), а между ними сам человек. Шесть коней в сказках — это шесть направлений, влекущих колесницу жизни человека. Шесть голов дракона — сеть иллюзий и заблуждений. Графически шесть образуется из 2 перекрещивающихся треугольников — верхний треугольник мужское начало (огонь), нижний — женское (вода). Соединение треугольников, образующих шестерку — единство мужского и женского начала.

Семь. Законченный цикл. Семь дней недели, нот, цветов радуги. Палитра красок сознания и души человека для создания его собственной вселенной. В средние века названия 7-ми открытых небесных тел соотносили с органами человека. Мозг -Луна, легкие — Меркурий, почки — Венера, сердце — Солнце, желчь — Марс, печень — Юпитер, селезенка Сатурн. Напомню, что в геоцентрической системе Солнце вращалось вокруг Земли и считалось лишь одним из небесных тел.

Восемь. Это «усиленная четверка», квадрат с крестом посередине. Дополняет и усиливает четверку. Восемь направление ветра — Роза Ветров, и сторон света (Северо-Восток, Юго-Запад). Следуя за семеркой — завершенным циклом — восьмерка обозначает новое начало. Обновление, возрождение, восстановление утраченного.

Девять. Последнее число в промежутке от 1 до 10. При умножении 9 на любую цифру, в результате сложения получившихся цифр суммы всегда будет 9. 3х9=27, 2+7 = 9; 9х9=81, 8+1=9. Таким образом 9 воплощает в себе полноту всех чисел и является символом бесконечности. Тридевятое царство — это три раза по 9, т.е. очень далеко. Сказкам о походе царевича за невестой в такую даль лежало явление экзогамии — ради чистоты крови и здорового потомства нельзя брать невесту из своей среды, т.к. она может оказаться родственницей. Герой, отправляющейся за царевной, не всегда возвращается домой — часто он остается в новом царстве, где начинает править. Это символизирует то, что он нашел полноту триединства мира и, постигнув его, воцаряется в нем. Возможно, что Тридевятое царство находится не в нашей реальности, а в трансцедентальной, символизируя поиск и обретение высшей истины.

Десять. Это Единица и Ноль. Как я выше говорила, ноль — это хаос, единица — мир, зародившийся из него. У индейцев Мезоамерики 10 — символ жизни и смерти. Путь, начавшийся из хаоса и вернувшийся к нему. Человек, родившийся из утробы и закончивший свой путь в земле. Это число завершения путешествий и возвращения в исходную точку. Одиссей странствовал девять лет, а на десятый год вернулся. Троя была в осаде девять лет и на десятый год пала. Кроме того, десятка — это сумма девятки как числа окружности и единицы-центра, отсюда ее значение совершенства.

Читайте также:
Алистер Кроули — великий и ужасный Зверь

Одиннадцать. Неизвестное в новом цикле. Путь, который символизировала десятка, пройден, теперь за ним новое неизвестное начало. Святой Августин связывал эту цифру с грехом по той изощренной причине, что одиннадцать — это число-совершенство десять с избыточной единицей. Одиннадцать — число, которое символизировало также опасность, конфликт, мятеж. Арабы наоборот считают одиннадцать числом познания Бога, включающего 11 этапов: воля, то есть овладение самим собой; воздержание и музыка, приносящие очищение; время, этап блужданий между осознанием самого себя и Бога; образ Бога, отраженный в каждом существе; конец беспокойства; полное спокойствие и неиссякаемый экстаз; выход за пределы собственного Я; возможность подняться до Бога; потеря воли; приход к Богу и возвращение обратно; постоянное созерцание, дающее силу творить чудеса.

Двенадцать. Это еще один завершенный цикл, бесконечность, замкнутое кольцо. 12 месяцев года, 12 апостолов, 12 знаков зодиака, 12 главных богов Олимпа, 12 колен израильских, 12 часов дня. Додекада — это полный цикл, космический порядок. Будучи равной 3х4, она означает духовный и временный порядок одновременно: эзотерическое и экзотерическое. Это число знаков Зодиака и месяцев в году (шесть мужских и шесть женских).

Исследовательская работа “Числа и их функция в русских народных сказках”

Исследовательская работа ставит следующую цель: выяснить функцию чисел в русских народных сказках; доказать или опровергнуть гипотезу о том что чаще всего в сказках встречается число «три».

В процессе исследования решались следующие задачи: 1) изучить русские народные сказки; 2) проанализировать сказки, в которых встречаются числовые выражения; 3) выявить частотность употребления чисел и их роль в сказках; 4) классифицировать числовые обозначения.

Объектом исследования являются русские народные сказки; предметом исследования – числа в сказках.

Скачать:

Вложение Размер
issledovanie_2013.doc 401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ »

Числа и их функция в русских народных сказках

Автор: Митрюхина Полина

Научный руководитель: Печказова С.П.

Магические числа в русских народных сказках………………………………………………6

Список использованной литературы …………………………………………………………11

Сказку любят все и дети и взрослые. Да и как не любить волшебную сказку, когда в ней все так необычно? Герои её путешествуют по тридесятому государству, неоднократно сражаются со Змеем Горынычем, встречаются с бабой Ягой и Кощеем Бессмертным, скачут на Коньке Горбунке и даже на Сером волке. Все сказки поучительные, несут в себе что-то таинственное, загадочное, волшебное.

В волшебных и бытовых русских народных сказках часто встречаются числа. Если взглянуть на русскую сказку глазами человека, пытающегося найти волшебство в числах, то такой человек выделил бы такие числа, как три, девять, шесть, семь, двенадцать, тридевять, тридесять, сорок. [1]

Я предположила, что чаще всего в волшебных русских народных сказках встречается число «три». Вот яркие примеры: камень на распутье предлагает богатырю три пути, герои отправляют за тридевять земель, в тридесятое государство, у отца три сына или три дочери, волшебники выполняют по три желания, на третий раз обычно всё получается, три головы у Змея Горыныча, три стрелы Ивана-царевича и т.д.

Вопрос о том, какую роль играет число «три» в русских народных сказках заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.

Моя работа ставит следующую цель : выяснить функцию чисел в русских народных сказках; доказать или опровергнуть гипотезу о том что чаще всего в сказках встречается число «три».

В процессе исследования я решала следующие задачи : 1) глубже изучить русские народные сказки; 2) проанализировать сказки , в которых встречаются числовые выражения; 3) выявить частотность употребления чисел и их роль в сказках ; 4) классифицировать числовые обозначения; 5) составить презентацию «Функция чисел в русских народных сказках» для использования на вн. занятиях по литературному чтению.

Объектом моего исследования являются русские народные сказки; предметом исследования – числа в сказках.

Гипотеза: чаще всего в русских народных сказках встречается число «три».

В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы , как изучение сказок, знакомство со справочниками по теории литературы, составление собственной классификации числовых обозначений, анализ и систематизация собранного материала, составление презентации.

Секреты «магических» чисел

Числа живут вокруг нас. Мы сталкиваемся с ними повсюду: это номера домов, телефонов, наша температура и температура воздуха, стоимость покупок, день календаря, время на циферблате, наши отметки и т.д. Но далеко на каждое число мы называем магическим.

Число само по себе символ, а с любым символам приписывается своеобразная магия. К магическим относят любое число из числового ряда от 1 до 9. [2]

Магические свойства чисел волновали людей еще в глубокой древности. Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия к одним числам и осторожность, а порой и совсем неприятные чувства к другим. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ, и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье.

Ноль – символ абсолюта, бесконечности, это начало всех вещей, это сон или смерть. Графически изображается как кольцо или круг.

Единица – «Начало». Принято считать, что эта цифра символизирует Солнце, Начало, Первопричину. Весь Мир содержится в Единице, т.к. она одновременно содержит в себе всё: активность и пассивность, созидание и разрушение, добро и зло, свет и тьму, избыток и недостаток, мужское и женское начало. Это основа всей жизни, всех чисел.

Два – «Свет и тень». Символизирует контраст, противоборство двух противоположных начал, вечную борьбу и антагонизм между ними. Между активным и пассивным, мужским и женским, светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, плюсом и минусом, жизнью и смертью. Два – это сила, которая пытается разделить Единое на две противоположности. В числе два заключается гармония и двуединство.

Три – «Священное число». Три – основное число в ряду Священных чисел. Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на три. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила: солнце, луна и звёзды; в телах они наблюдали три измерения: длину, ширину и высоту; во времени: прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Древние считали число «три» совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.

Число «три» вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: Отец – Сын – Святой дух. Любопытно, что число «три» рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).

Четыре – «Четверица». Это число космических стихий, созидательных сил Вселенной: Огня, Земли, Воздуха, Воды. Это четыре времени года и соответствующих им периода жизни: весна, (детство), лето (юность), осень (зрелость), зима (старость). Число «четыре» символизирует собой стабильность, порядок, целостность, завершенность, гармонию, рациональность, совершенное равновесие, стойкость, надежность, реализм, устойчивость и прочность.

Пять – «Человек». Этому числу Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. Древние же считали число «пять» символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость. Числовая правильность: 5 – простое число; 5 пальцев – пятеричная система счисление; 5-конечная звезда; 5 чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие), 5 главных праздников в православии: Обрезание Господне, Рождество Иоанна, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна-Крестителя, Покров пресвятой Богородицы, 5 заветов буддизма, мусульманин молится 5 раз в день. Число «пять» считается счастливым числом, потому что символизирует постоянный поиск и самосовершенствование.

Шесть – «Идеальное число». Число «шесть» – число Творения и означает творчество, созидание, труд, работу. Согласно библейскому учению, «Бог за шесть дней сотворил мир». Это символ сочетания Божественной свободы и трудной работы на Земле. Это символ семьи, любви, здоровья, красоты, удачи, счастья, совершенного равновесия.

Пифагор считал его удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шесть делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число. Числовая правильность: 6 – совершенное число, 6 – число предметов в чайных и столовых сервизах. Геометрическая правильность: правильная, плоская, выпуклая фигура – правильный шестиугольник.

Семь – «Универсальное число». Семь – одно из ряда Священных чисел (3, 7, 12, 60). Оно символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли. Свято почитали число древние евреи. В Священном писании говорится: «…В шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают «семь» священным числом. В христианстве говориться о семи грехах и семи таинствах. У мусульман местом «высшего просветления» считается седьмое небо, куда, якобы, попадают все угодные аллаху. Древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актёров (комических и трагических), древние римляне почитали семерых мудрецов. Японцы верят в семь добрых богов, считают, что на веку человека случается семь удач.

Это волшебное число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей-плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездия. Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо. У вавилонян подземное царство окружено семью стенами. Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. Великий пост у христиан длиться семь недель. В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах изобилия и семи – голода.

Особой геометрической правильностью семёрка не обладает, да и очень неудобное для расчётов это число, но испокон веков почиталось оно как священное число.

Восемь – «Всемирная гармония». Число «восемь» – одно из самых труднообъяснимых чисел. Даже ее форма – два касающихся друг друга круга – говорит о двойственности. Два мира – духовный и материальный – слились воедино в этом числе.

Древние считали воплощением надежности, доведенным до совершенства. Вероятно, поэтому число «восемь» считалось числом правосудия, так как делилась на две равные части, не отдавая предпочтения ни одной из них. Разделенное пополам, оно имеет равные части. Если его еще разделить, то части тоже будут равными(2, 2, 2, 2).

Девять – «Окончание пути». Число «девять» – символ всеобщего успеха, полного совершенства. Оно вмещает в себя весь цикл жизни от рождения до смерти, полный круг в 360 градусов (3+6+0=9). Число «девять» находится в непосредственной связи и зависимости от числа «три». Иногда оно мыслится как число «три», только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних – преимущественно о девяти. Числа «три» и «девять» находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило: пить три чаши или девять, но никогда не четыре или пять. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

От 3х3 = 9 делается шаг к 3х9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».

Среди магических чисел особая роль принадлежит Священным числам, к которым относятся числа «три», «семь», «девять», «двенадцать», «шестьдесят». [3]

Двенадцать – «Дюжина». Очень почиталось древними число «двенадцать»: оно замыкало свет, поэтому его считали символом полноты, богатства, счастливым числом. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6. Число «двенадцать» вошло во многие системы счёта. Так, в ряде стран считали дюжинами (дюжина – 12 штук), английский фут равен 12 дюймам, шиллинг – 12 пенсам. «Удобство» этого числа сказалось и в религиях: у Христа, а до него у Будды, было 12 последователей.

Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число «сорок». А все, что лежит за пределами этого числа, – неопределенное множество, неизвестность. Поэтому и считается следующее за ним число 41 роковым. В более позднее время число «сорок» перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Поминки у славян происходят на сороковой день. Сорок лет пребывал Моисей в пустыне. По поверью, убить паука – значит избавиться от 40 грехов.

Шестьдесят известно как число времени. Число «шестьдесят» издревле считалось священным: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д. В Египте оно символизировало долголетие. В Китае это циклическое число, символизирующее шестидесятеричный цикл, известный на Западе как «китайский цикл».

Вот на таких искусственных выкладках зачастую и строились предсказания и пророчества.

Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда-то было неопознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и несчастливое число «тринадцать», забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история. [4]

Магические числа в русских народных сказках

Для того чтобы проанализировать, какую роль играют числа в сказках, мною было рассмотрено 100 русских народных сказок. [5] (Приложение I)

В текстах 100 русских народных сказок числа упоминались 410 раз. Первые места в рейтинге заняли числа: «3», «2», «12». Частотность употребления того или иного в процентном соотношении представлена в таблице.

Символика чисел в произведениях русской литературы

Рубрика: Литература

Дата публикации: 18.04.2021 2021-04-18

Статья просмотрена: 479 раз

Библиографическое описание:

Землевская, В. О. Символика чисел в произведениях русской литературы / В. О. Землевская, С. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2503/ (дата обращения: 15.01.2022).

Цель работы: проанализировать известные произведения русской литературы, в которых числа играют наиболее важную роль, рассмотреть их использование и раскрыть значение чисел в творчестве писателей.

Гипотеза исследования: числа помогают раскрыть авторскую позицию, понять характеры героев и замысел произведения, на протяжении всех периодов русской литературы писатели использовали числа и вкладывали в них определенный смысл.

Методы исследования: изучение литературы о символике чисел, произведениях русской литературы, анализ и обобщение полученной информации.

Краткое теоретическое обоснование: во многих произведениях русской литературы числа встречаются достаточно часто — это возраст персонажей, номера домов, этажей, определенное время, в которое разворачиваются важные события книги. Ученые-филологи уделяли числам особое значение в литературе и искусстве, например, А. Ф. Лосев в книге «Проблема символа и реалистическое искусство» или В. Н. Топоров в работе «Миф. Ритуал. Символ. Образ». Анализ символики чисел отличается своей многозначностью и помогает раскрыть неизвестные ранее грани содержания произведений.

Задачи:

— Изучение литературы о символике чисел, ее значении в жизни людей.

— Изучение известных произведений русской литературы разных периодов.

— Изучение литературы о значении чисел в произведениях русских писателей и поэтов.

— Выбор из произведений наиболее подходящих для анализа.

— Анализ произведений русской литературы с точки зрения символики чисел.

— Обобщение информации и вывод.

Введение

Символы — художественные знаки, образы, имеющие многозначные, эмоционально-иносказательные смыслы. Они широко используются в произведениях русской литературы и способствуют их глубокому пониманию. В качестве символов могут выступать не только предметы, явления, события, но и числа, которые изначально можно встретить в Библии и другой религиозной литературе, например, Святая Троица, единство Бога, 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса и так далее. Также числа широко использовались людьми в русском фольклоре: сказках, пословицах, поговорках, былинах, например 7 богатырей, 3 желания, один в поле не воин. Чаще всего, опираясь на символы в Библии или фольклоре, авторы закладывали смыслы в числа в своих произведениях, и в соответствии с этим их следует толковать.

Проанализируем произведения разных периодов русской литературы, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу исследования.

«Слово о полку Игореве» (Древнерусская литература) 1185–1187 гг.

В произведении повествуется о неудачном походе князя Игоря на половцев. «Четыре княжеских шатра», «четыре солнца» символизируют собой четырех князей, уподобленных светилу: Игоря Святославича, Всеволода Святославича — его брата, обладающего необычайным мужеством, Владимира Игоревича, попадающего, как и отец в плен, и Святослава Ольговича, племянника князя Игоря, который управляет рыльской дружиной во время похода. Автор сравнивает их с солнцем, потому что оно — символ княжеской власти, посланной богом. Битва на реке Каяле длится три дня, в результате нее русские терпят поражение. Здесь используется прием троекратного повторения, как и во многих русских сказках, в которых обычно первые две попытки неудачные, а третья приносит успех. Но битва на Каяле, наоборот, проиграна, потому что это завоевательный поход, в котором Игорь ищет себе славу, он не заботится о погибающих людях, а думает только о себе. Так, автор показывает свое негативное отношение к походам, имеющим в основе эгоистичную цель, и, в целом, к проблеме раздробленности Руси. «Два сокола», «два чада», «два столба», «два светила», «два месяца» — это все говорится об Игоре и Всеволоде. Писатель намеренно повторяет число два столько раз, чтобы отразить противоречивость образов князей. С одной стороны, это мужественные, храбрые воины, которым сочувствует автор, с другой — эгоистичные, жаждущие славы герои, которых он осуждает. «Седьмой по счету век Троянов», то есть седьмое столетие, отсчитывая от века основания русской земли. Автор пишет, что если междоусобные войны не прекратятся, то седьмой век станет последним веком существования Руси. Он призывает князей объединиться и жить дружно, чтобы этого не произошло. Таким образом, с помощью чисел выражена идея произведения о призыве к объединению и авторская позиция по поводу раздробленности, единоличных походов князей.

«Наталья — боярская дочь» Н. М. Карамзин (Литература XVIII века) 1792 г.

В повести «Наталья — боярская дочь» рассказывается о любовных взаимоотношениях Натальи и Алексея, которые совершают подвиг на войне и заслуживают прощения, почестей. Н. М. Карамзин в характеристике образа боярской дочери часто применяет словосочетание «первый раз», чтобы подчеркнуть ее нежность, невинность, скромность, чувственность и благовоспитанность. Наталья встречается в храме с Алексеем на четвертый день, что говорит о прочности их будущих чувств, устойчивости, продолжительности отношений до самой смерти. То есть автор уже в начале произведения благодаря этому числу подчеркивает долговечность будущей любви героев, серьезность их намерений. Алексей становится пятым, вошедшим в храм, это означает, что его чувства к Наталье будут подкреплены божественными силами, и он не является разбойником, как сначала думает няня. Алексей рассказывает Наталье, как тринадцать лет назад приближенные царя оклеветали боярина Любославского, как в течение тринадцати лет он не мог доказать того, что его отец не изменял государству и не принадлежал мятежникам. Использование здесь числа тринадцать говорит о том, что с боярином поступили нечестно, ему просто не повезло. Но к концу произведения справедливость торжествует, главные герои показывают свой патриотизм, честь и желание служить царю, а Алексей благодаря подвигу доказывает невиновность отца. Таким образом, Н. М. Карамзин использует числа для усиления экспрессивности речи, сохранения архаичности произведения, более точного отражения атмосферы того времени и придания сказочного оттенка.

«Пиковая дама» А. С. Пушкин (Литература первой половины XIX века) 1833 г.

А. С. Пушкин насыщает произведение числами, чтобы добавить таинственности, загадочности, недосказанности повести. Число один автор связывает с образом Анны Федотовны, которая остается «одна» или, например, просит прочитать «первый том». Оно символизирует своенравие, эгоистичность, зацикленность на себе старой графини, ее избалованность высшим светом. А число два А. С. Пушкин обычно использует с образом Лизаветы Ивановны, воспитанницы Анны Федотовны. Ей приходится терпеть тяжелый характер графини, как число два следовать за единицей, идти после нее. Двойка также подчеркивает мягкость, нерешительность, внутренние противоречия Лизаветы Ивановны. Эта повесть написана в рамках литературного направления романтизм, для которого характерно двоемирие: игрок постоянно находится между выигрышем и проигрышем, а читатель на грани реальности и фантастики, между двумя мирами. Во время игры Германна на столе лежит более тридцати карт, а поскольку Иуда продает Иисуса за тридцать сребреников, ничего хорошего от этой карточной игры ждать не стоит, и герой проигрывает. Число три обычно символизирует нечто божественное, совершенное, но А. С. Пушкин делает его дьявольским, при характеристике образа Германна, например, «на его душе, по крайней мере, три злодейства…» или он пытается овладеть тайной «трех карт», хотя карточная игра считается грехом. Автор также показывает зацикленность героя на деньгах, желание пойти на все, чтобы их заполучить. Символ бога, совершенства становится для него всего лишь «тремя картами», что доказывает духовную неразвитость героя, его приземленность. Германн узнает от духа умершей графини, что разгадка карточной тайны заключена в тройке, семерке и тузе. Ставя деньги на две первые карты, которые считаются счастливыми, герой выигрывает, но благодаря тузу, обозначающему 11 в карточной нумерации, проигрывает и сходит с ума, потому что число одиннадцать символизирует грех, преступление закона. Любые числа используются А. С. Пушкиным не случайно, они оказывают влияние на судьбы и характеры героев, предрешают развязку произведения.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский (Литература второй половины XIX века) 1866 г.

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует большое количество чисел, которые можно толковать, зная, что писатель был хорошо знаком с Евангелием и русским фольклором. Благодаря числу семь автор создает атмосферу Петербурга: «семилетний» уже «развратен и вор», хотя ребенок до семи лет в христианстве считается безгрешным. Это говорит о том, что в городе нет ничего «святого», в нем живут пьяные, злые люди, и царит неприятная, угнетающая атмосфера, которая подталкивает Раскольникова к совершению преступления. Старуха-процентщица живет в доме, где лестница состоит из тринадцати ступеней, обычно это число не предвещает ничего хорошего и говорит о несчастье, которое случится в доме. Число тридцать используется Достоевским, когда речь идет о денежных проблемах героев: тридцать целковых выкладывает Соня перед Катериной Ивановной, тридцать рублей обещает мать выслать Раскольникову, за тридцать тысяч сребреников Марфа выкупает Свидригайлова, который позже предает женщину и доводит ее до смерти, как Иуда продает Иисуса за тридцать сребреников. Как говорилось ранее, число три принято считать божественным, совершенным числом . Содной стороны, оно является символом несчастья для героев, совершающих безнравственные поступки: три раза Раскольников ударяет старуху по голове, три раза Свидригайлов бьет жену кнутом, предположительно, трех человек убивает главный герой вместо одного (старуху, беременную Лизавету). С другой стороны, число три становится символом обновления, надежды, когда герои совершают благородные поступки: Раскольников признается в совершении преступления в конторе на третьем этаже, в третьей комнате, Свидригайлов дает Соне три тысячи рублей в знак благодарности, Марфа Петровна оставляет Дуне три тысячи рублей. Число четыре постоянно преследует Раскольникова: старуха живет на четвёртом этаже, в четвёртой по счёту комнате, украденные вещи герой прячет под камень четырехэтажного дома и так далее. Это число символизирует все мучения Раскольникова, «крест» вины, который он должен нести из-за преступления. Поэтому, когда Соня просит его встать на перекрестке и поклониться на все четыре стороны, это приобретает символическое значение: она хочет избавить Раскольникова от «креста», вины. Число семь означает союз бога и человека. Главный герой собирается совершить убийство в семь часов вечера, но удачным это преступление назвать нельзя, потому что после него Раскольников чувствует угрызения совести и вину. Так, автор показывает, что в начале произведения связь Раскольникова с богом была разорвана, и все события, которым сопутствовало число семь, оказывались неуспешными. Но к концу романа главный герой приходит к раскаянию и снова обретает связь с богом, поэтому в эпилоге число семь предстает для Раскольникова, как спасительное: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней». Таким образом, числа помогают отразить негативное отношение Ф. М. Достоевского к отречению от традиционных ценностей, норм морали и созданию собственной философии, противоречащей христианскому мировоззрению.

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков (Литература XX века) 1937 г.

Произведение «Мастер и Маргарита» насыщено фантастическими элементами, каждый из которых очень важен для понимания произведения, его идеи. В тексте романа часто присутствуют противопоставления: солнце и луна, добро и зло, жизнь и смерть, которые сопровождаются числом два. Автор использует прием антитезы, например, две санитарные машины везут умершего Берлиоза в морг и живую раненую вожатую в больницу или в двухэтажном доме Грибоедова происходит противостояние добра и зла. Часы ударяют два раза, когда Бездомного отправляют в лечебницу: он переходит от свободной жизни к существованию, полному ограничений. Число четыре символизирует приближение беды, несчастного события, например, четыре человека не дают Бездомному сбежать из психбольницы, благодаря чему он теряет веру в освобождение, приходит к отчаянию, духовной гибели и сумасшествию. В МАССОЛИТе двенадцать членов правления, вместе с умершим Берлиозом — тринадцать человек. Это пародия Булгакова на двенадцать апостолов, двенадцать учеников Иисуса Христа: тринадцать литераторов являются мелочными, корыстными, ограниченными людьми, их можно назвать «антиапостолами». В романе присутствуют три мира: древний ершалаимский, потусторонний и современный московский, в каждом из которых присутствуют похожие персонажи, эпизоды и описания, например, толпа на бале сатаны, толпа в Ершалаиме, которая слушает приговор, и толпа у касс театра Варьете. Число три отражает наиболее общую характеристику бытия: трехмерность пространства, три категории времени (прошедшее, настоящее, будущее) и так далее. Числа 5 и 6 в романе Булгакова связаны со злом, потому что свита Воланда вместе с ним самим составляют пять существ; в шестиэтажном доме № 302-бис (3+2=5), в шестом подъезде, на пятом этаже находится квартира № 50, где размещается Воланд и его свита, которые распространяют «зло» по всему городу. Так, числа 5 и 6 означают контакт со злом, который помогает героям прийти к духовной, физической гибели или, наоборот, дает возможность им исправить ошибки. С помощью чисел автор вносит в произведение детальность, интересные образы, которые помогают создать цельную картину романа и передать его основную идею.

Вывод

Таким образом, в соответствии с целью работы в исследовании было рассмотрено и проанализировано использование чисел в произведениях разных периодов русской литературы, доказано, что писатели вкладывали в них таинственный, неоднозначный смысл. Для толкования чисел в произведениях каждого писателя нужно было оценивать особенности его творчества, мировоззрения и принципов, обращаться к Библии и русскому фольклору. Также я доказала гипотезу исследования: благодаря числам действительно можно раскрыть авторскую позицию, глубже понять характеры героев и идею произведения.

  1. Слово о полку Игореве: Сб./ Вступ. ст. Н. А. Заболоцкого; реконструкция древнерус. текста и перевод Н. А. Заболоцкого.М., 1972.
  2. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Повести. — М.: Правда, 1982. — 608с.
  3. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 1–16. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. Т. 2.
  4. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. Т. 5. С. 5–520.
  5. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Текст],2005. — 416с.
  6. Бидерманн Ганс. «Энциклопедия символов» — пер. с нем. — М.: Республика, 1996г. — 375с.
  7. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем» /сост. В. Андреева и др. — М.: Локид; Миф. — 576с.
  8. Бауэр Вольфган и др. «Энциклопедия символов»/пер. с нем. — М.: Крон-Пресс, 1998г. — 512с.
  9. Нумерология и судьба-2. — Пер. с англ. — М.: ООО «Мир книги», 2002. — 368с.
  10. Введение в литературоведение. Поспелов Г. Н. Учеб. для филол. спец. ун-тов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк. — 1988. — 528с.
  11. Филологический анализ текста. Николина Н. А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.

Значение чисел в сказках — магия цифр в творчестве

Войти через uID

Среди книг самые удивительные – сказки. Мне очень нравится их читать. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, – все они поучительные, таинственные, волшебные и загадочные. Читая сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, его жизнь, его вера и суеверия. Русский народ использовал в своих произведениях разные числа. И мне стало интересно разобраться, случаен ли их выбор. Анализируя тексты сказок, я попыталась понять, насколько часто встречаются те или иные числа, что они обозначают и с какими историческими, бытовыми представлениями народа связано их использование.

Цель работы: через анализ русских народных сказок выяснить, какое значение имеют числа в сказках, случаен ли выбор числительных в сказках?

Прочитать русские сказки

Выяснить, какие числа в них встречаются

Изучить литературу по данной теме

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках литературного чтения.

Я заметила, что в сказках чаще всего встречается число три. Помните сказку о Трех медведях? Или «Кот, петух и лиса», « Три калача и одна баранка», « Пузырь, соломинка и лапоть», где в названии встречаются по три героя.

Многие сказки начинаются со слов: « Жил был царь (мужик, старик) и было у него три сына (три дочери)». Свои наблюдения я подтвердила, читая сказки: « Иван-царевич и Серый волк», «Царевна лягушка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Финист – ясный сокол», «Сивка – бурка», «Марья Моревна», «Чудесная рубашка», «Хрустальная гора».

Многие испытания сказочных героев происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве или за тридевять земель.

Героям сказок приходится выбирать из трех дорог – одну, или одну из трех надписей на камне: «Налево пойдешь, голову потеряешь. Направо пойдешь, жизнь потеряешь. Прямо пойдешь, вообще не вернешься».

Герои сказок преодолевают три испытания прежде, чем достигают цели. Например, так в сказке «Иван-царевич и Серый волк», три раза караулили яблоню с золотыми яблоками, оседлали трех добрых коней. Иван сначала добыл Жар-птицу, затем Златогривого коня и Елену Прекрасную.

А в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Андрей – стрелок, чтобы уберечь свою жену Марью-царевну от хитрого царя, сначала «пустился» узнавать как поживает покойный царь-батюшка, потом добыл кота Баюна и пошел туда – не знаю куда, приносил то – не знаю что.

В сказке «Сивка – бурка» три ночи сторожили братья пшеницу и только на третий день Иванушка – дурачок до окна царевны допрыгнул и снял перстень с ее руки.

В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван-царевич три раза прятался, три работы совершал а, убегая от Морского царя, Василиса Премудрая три раза плюнула в три угла своего терема для удачного побега.

А вот в сказке «Марья Моревна» три раза догонял Кощей – Бессмертный Ивана – царевича и трижды отнимал Марью Моревну, и для ее спасения он добывал богатырского коня у Бабы – Яги, Иван служил ей не год, а всего-то три дня и помогали ему в этом заморская птица, лютые звери и пчелиный рой.

В сказке «Финист – ясный сокол» было три сестры, три подарка, три дня вызывала Марьюшка Финиста, три пары башмачков железных износила, три посоха железных изломала, три колпака железных порвала, пока искала сокола. В дороге Марьюшка три раза встречала Бабу – Ягу, три подарка получила от нее, три раза к Финисту ходила.

Когда дело благополучно завершалось, то и пировали, как правило, три дня и три ночи.

Почему в русских сказках самым любимым числом является число три?

Я выдвинула несколько гипотез:

1. Число 3 – волшебное и магическое.

2. Бог любит Троицу, триединство в православной вере.

3. Число 3 связано с тремя главными этапами жизни.

Число 3 считалось магическим потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1).

С целью найти подтверждения выдвинутым гипотезам я решила изучить научную литературу.

Читая энциклопедии и справочную литературу, я узнала, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».

Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д.

По одной из древних легенд, тот самый Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значениями. За это он был наказан. Но наказание наказанием, а дело было сделано: в руках людей появился замечательный инструментарий: огонь – для поддержания жизни и числа – для решения самых запутанных интеллектуальных задач, прочтения собственной судьбы. Позже люди обратили внимание, что весь мир подчинен законам чисел и стали вдумываться и искать ключи к пониманию значения чисел. Так зародилась она из наиболее древних наук – нумерология.

Нумерология занимается толкованием разнообразных числовых закономерностей, то есть каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему.

У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон, ею занимались Леонардо да Винчи, Нострадамус, Менделеев, Королев и еще многие и многие инженерные и технические гении человечества.

Как с точки зрения нумерологии рассматривается число три?

Все народы мира придавали большое значение числам, их свойствам. Еще греческий математик Пифагор, живший до нашей эры, говорил: «Все в мире есть числа».

По теории чисел, основное значение числа 3 это рождение – жизнь – смерть. Человек рассматривался как триединство тела, разума и души. Геометрически число 3 представляется треугольником.

Астрологи считают 3 числом Юпитера.

Число 3 считалось в древности магическим потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1)).

В христианской символике число три стало божественным числом – Святая Троица (Триединый Бог). Троица (Отец, Сын и Святой Дух), символизируют собой тройную энергию, в виде которой Бог троекратно ниспосылает на Землю свои милости.

Три качества добродетели: Вера, Надежда, Любовь.

Таким образом, изучив научную литературу и проанализировав русские сказки, можно сказать, что число 3 стало волшебным не случайно.

Долгое время при счете число 3 обозначало « все».

У христиан число 3 – божественное число (единство Троицы), а святая Троица помогала всегда русскому народу в тяжелых испытаниях.

Помните: « Бог троицу любит» – пословица о том, что все, так или иначе, завершается не с первого или второго, а только с третьего раза. Два раза могут быть совпадением, но три раза дают уверенность и силу и испытания с каждым разом становятся сложнее.

Тройка это – человек: тело, душа и дух, а также рождение, жизнь и смерть.

Три периода: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее.

За тридевять земель, в тридесятом царстве… Именно такими словами чаще всего начинаются все сказки, да и в течении сказки не раз повторяются. В большинстве сказок эти слова используются как привычная присказка. Но далеко не каждый знает, что это своего рода, определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число 27= 3*9.именно такое количество дней по древнему календарю длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство, то есть число 30=3*10 – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому три раза по десять это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что для наших предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда.

В сказках есть несчастливые числа…

Это самые несчастливые числа. В сказках с ними связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали 4 загадки и ответ нужно дать в течение четырёх дней – это к беде. То же самое касается и шестёрки. Многие королевичи, которые пытались спасти свою невесту от злых сил, погибали именно на шестом препятствии.

У народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.

Именно на эти месяцы приходятся самые большие церковные посты по старому стилю. В те давние времена пост соблюдался строго. В это время умирало очень много и детей, и взрослых.

В сказках есть и счастливые число..

Оно символизирует спасение. Семёрка всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Семь символизирует познание истины, учит такой пословице как «семь раз отмерь и только один раз отрежь». Число 7 – одно из ряда священных чисел. С семёркой связана какая-то тайна. Недаром почти у всех народов есть выражение, означающее, что тайна скрыта за семью печатями или за семью замками.

В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях.

Читая и анализируя народные сказки я убедилась в том, что выбор чисел в сказках не случаен и основан на народном представлении о значении чисел. Числительные играют в тексте важную роль и изучение значения чисел помогает лучше понять, почувствовать идею текста. В процессе написания данной работы я научилась анализировать, выбирать главное из большого объема, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Проект в ДОУ «Числа в сказках»

Никитина Полина Геннадьевна
Проект в ДОУ «Числа в сказках»

Подробнее о проекте:

Автором краткосрочного проекта в средней группе на тему “Числа в сказках” была поставлена цель выделить сказки, в которых встречаются числа от 1 до 10, а также развить у детей интерес к изучению сказок с точки зрения межпредметных связей, например, с математикой.

Актуальность. Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Тема моего проекта: «Числа в сказках». Я выбрала эту тему, потому что Я очень люблю математику и читать сказки. Вот я и объединила два моих любимых занятия в одно.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (педагог, дети старшей группы, родители).

Цель проекта: изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 10 встречаются в сказках.

• Определение темы проекта.

• Постановка цели и задач проекта.

• Составление плана основного этапа проекта.

• Привлечение родителей к работе над проектом.

• Проведение анкетирования родителей.

• Подбор и чтение художественной литературы по теме проекта.

Числа в сказках

1 этап опрос детей. Я попросила ребят на занятиях нарисовать сказки, в которых встречаются числа от одного до десяти.

Вывод: в сказках встречаются числа 2,3,7,9.

2 этап опрос взрослых. С моим учителем, Ириной Валерьевной,мы подготовили анкеты с вопросами для родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка»И раздали их родителям:

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. В каких сказках встречаются числа?

Вывод: Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3.Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.

3 этап изучить детскую литературу. Мы с мамой по выходным читали сказки из «Книги сказок».

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына.3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну.На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Теремок»

7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.

«Сказка о золотом петушке»

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…»

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой…»

Цель проекта достигнута – изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 10 встречаются в сказках. Процесс исследования мне очень понравился.

В сказках можно встретить все числа от 1 до 10, так как они есть не только в названиях, но и в содержании сказок. Больше всего в сказках встречаются числа: 3,7. Я выяснила, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три и семь. Как говорил М. В.Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,народном языке: Очерки. – М. : Дет. лит., 1988.

2. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.

3. «Сказки», Пушкин А. С., М., 1990.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть III) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»К.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала» (часть I) Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть I)«Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается»Вот.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 2 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть II) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»На.

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Конспект беседы «Дошкольникам о А. С. Пушкине и его сказках» Цель: знакомство детей с краткой биографией и творчеством А. С. Пушкина. Задачи:.

Конспект урока математики в 6 классе на тему «Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби» Конспект урока математики в 6 классе МОУ СОШ с. Телегино Колышлейского района Пензенской области на тему “Нахождение дроби от числа и числа.

Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки» Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: